Презентация по литературе Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний Работа над новым материалом

. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель : познакомить с личностью и творчеством, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, проанализировать стихотворение как сентиментальное произведение.

Задачи:

Образовательные: -познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты; - показать учащимся разносторонность личности: писателя, историка, реформатора русского языка .

Развивающие: - развивать умение сравнивать литературные направления, извлекать важную информацию из данного текста.

Воспитательные: - расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Мы уже познакомились с творчеством и совершили вместе с его героями путешествие из Петербурга в Москву.

Назовите основные проблемы, которые поставил в своем произведении.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинаем работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке?

Какова была задача летописца?

Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом». Почему он так сказал?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной, поэтому многие факты его биографии вам известны.

Что же вы узнали об этом человеке? Чем он знаменит?

Что он оставил нашему поколению?

А сейчас подробнее о его деятельности.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами тексты, в которых рассказывается о достижениях в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

1. Карамзин – писатель и поэт.

2. Карамзин – историк.

Сообщения учащихся.

Случайно ли мы изучаем жизнь и творчество Карамзина? Кажется, он так далек от нашего времени… Но и сегодня он поражает стремлением к знаниям, трудолюбием, целеустремленностью, вниманием к простым, бедным людям, в которых он видел лучшие черты русского характера: доброту, сердечность, духовность, щедрость, умение преодолевать трудности…Карамзин уводит нас в далекое прошлое. Долгих 23 года он собирал материал для «Истории государства Российского». Это был настоящий подвиг. По словечку, по страничке он собирал материал о нашей Родине, как она создавалась, боролась, мужала, переносила набеги, унижения и опять боролась за свою самостоятельность. Сколько Карамзин обошел, объездил весей, находил тех, кто знал и помнил старину! Сколько перечитал, чтобы собрать все события становления государства Российского!

Мы только прикасаемся к его гигантскому труду, а его нужно читать, размышлять, понимать.

Когда мы рассматривали литературную деятельность, то упоминали сентиментализм. Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на «настоящего человека» (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Особенности русского сентиментализма:

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

4. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас познакомимся со стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,

Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Какие чувства вызывает стихотворение, посвященное осени?

В чем его смысл?

Какое эмоциональное настроение создает автор? (веют осенние ветры, в мрачной дубраве, желтые листья, поле и сад опустели, сетуют холмы, пение…умолкло, скрылися птички, взором унылым, бледная осень, томно вздыхая)

Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?

Как самим ритмом строк передается сложное душевное состояние лирического героя?

В чем необычность ритмики и интонационно-мелодического звучания стиха?

(Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».

Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.)

С чем сравнивается природа?

Определите жанр, его основные признаки.

Проанализируйте звуковое построение.

В чем вы видите новаторство Карамзина? (Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное – Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.)

Используя полученные на уроке знания, найдите черты сентиментализма в стихотворении «Осень».

Какое достижение вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. А.С.Пушкин Самостоятельная работа1. Карамзин – писатель и поэт.2. Карамзин – историк.3. Карамзин – реформатор русского литературного языка. Новые словосочетания: нежное сердце, душевная доброта, благородный вид, похитить сердце, бледная луна.Новые слова: личность, первоклассный, промышленность, влюбленность, рассудительность.Заимствования: тротуар, милиция, тост, эгоист, карикатура, контролер. СентиментализмОт английского sentimental - чувствительныйXVIII
ppt_y
ppt_y
style.rotationstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type КлассицизмСентиментализмКульт разумаКульт чувстваПриоритет – общественная жизнь человека, гражданский долгПриоритет- частная жизнь человека, сфера эмоцийЛитературные нормы и правилаНарушение литературных границ и правил Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Предмет изображения - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы Идиллия – безмятежное, мирное и гармоничное бытие. Резкое противопоставление деревни – средоточия естественной жизни, нравственной чистоты и города – символа зла, неестественной жизни, суеты, нравственной распущенности. Новые герои – поселяне и поселянки, пастухи и пастушкиИдеал – естественный человекУтверждается богатый внутренний мир представителей низших сословий Жанры – сентиментальная повесть, путешествие, эпистолярный жанр (письма), идиллия (пастораль)- (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. Идиллия (греч. eidýllion) - одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно.Буколика, буколическая поэзия (от греч. bukóĺos - пастух) - один из малых жанров поэзии, связанной со своим фольклорным источником - песнями пастухов. Б. как жанр определяется наличием песни, разнообразием и убедительностью раскрытых изнутри характеров, мастерством детали (особенно в пейзаже, всегда мирном и потому условном), восхвалением прелестей сельской жизни. Особое внимание пейзажуСентиментальный, идиллический пейзаж – речка, ручейки, лужок Задача автора – заставить читателя переживать, вызвать сострадание, слёзы умиления ПредставителиЛоренс Стерн Сэмюэл Ричардсон Жан Жак Руссо Русские сентименталистыВ.А.Жуковский Н.М.Карамзин Язык произведенийЭмоциональныйИзящныйВыразительный, образный Идеи сентиментализмаНравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

ЖанрыДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Боровиковский «Портрет Лопухиной»Что является фоном?Каков смысл этого фона?Что выражают глаза, губы, поворот головы героини?Какие черты присущи этой женщине?Как одета Лопухина?Какие краски преобладают в портрете?Почему именно эти тона использует художник?

Чем этот портрет отличается от портретов эпохи классицизма?
Сентиментализм в парковом искусствеНарядность дворца и «больших кругов» в парке со статуями Правосудия и Мира не подавляют величием, а создают ощущение свободы и гармонии «Молочня» построена в стиле швейцарской хижины из валунов. Колокол над «Молочней» приглашал в назначенный час к питию молока, а рядом на лугу паслись коровы и овцы.Для чего?
style.rotationppt_wppt_y
Дети Марии Фёдоровны (жены Павла Первого) с лопаточками и граблями возделывали огород. В парке был «Памятник родителям». Семейные связи и идеи воспитания были святы во времена сентиментализма.
В Павловском создано на редкость органичное сочетание природы и искусства. Здесь нет противоречия между природой, зданиями, статуями.Парк кажется импровизацией самой природы, но он рукотворен.

Нежные чувства преданности и дружбы были символически увековечены и в другом сооружении парка – «Храме Дружбы». Черты сентиментализмауход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;подчеркнутая субъективность подхода к миру;культ чувства;культ природы;культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности;утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий. Особенности русского сентиментализмасильная дидактическая установка;выраженный просветительский характер;активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Чтение и анализ стихотворения «Осень» - Какие чувства вызывает стихотворение? - В чем его смысл? - С чем сравнивается природа в стихотворении? - Как вы думаете, что автор хотел сказать этим стихотворением? Проверим себя! Когда зародился сентиментализм?XVIII
Как переводится термин?Чувствительный
Чем сентиментализм отличается от классицизма?Правит чувствоПленяет добродетельДоблесть – искренностьИнтерес к простому человеку

Какие шедевры западноевропейского сентиментализма вы знаете?Ричардсон «Кларисса Гарло»Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»Гёте «Страдания юного Вертера»
Каковы идеи сентиментализма?Нравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

Каковы ведущие жанры сентиментализма?ДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы

Кто является русскими сентименталистами в литературе?Н. М. КарамзинА. Н. РадищевРанний В. А. Жуковский


Приложенные файлы

28.03.2013 18887 2253

Урок 14 Н. м. карамзин – писатель и историк

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. з атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура п росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Карамзин побывал в г ермании, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.

Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.

За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.

Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

2. Доклады учащихся.

«Карамзин – историк государства р оссийского».

«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.

«Языковая реформа Карамзина».

И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».

Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.

II. Итог урока.

1. Слово учителя.

В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.

Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.

Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.

2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.

Домашнее задание: сочинение «Бессмертные страницы литературы XVIII в.».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Средства художественной выразительности в стихотворение осень Карамзина!!! SOS

Ответ:

Сновной характер поэзии Карамзина, основная задача ее - создание лирики субъективной и психологической, уловление в коротких поэтических формулах тончайших настроений души. Дело шло о построении самого понятия лиризма нового эмоционального типа. В лирике Карамзина чувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание. Природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе с ней человека, и сам человек слит с нею; точнее, - тема природы для Карамзина слита с темой настроения. Карамзин добивается создания в стихотворении не вещественного материального образа, а определенной лирической тональности, соответствующей настроению, основной теме произведения. Он пишет в статье «Мысли об уединении» (1802): «Некоторые слова имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» . Именно такие слова, вообще такие изобразительные средства старается преимущественно использовать Карамзин. Так, в стихотворении «Осень» он хочет создать общую настроенность тоски, увядания. Все элементы стихотворения подчинены этому эмоциональному лейтмотиву. Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья . Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло - Скрылися птички. .... Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая и т. д. Лирическая тональность стихотворения усилена подбором слов единого тона: осенний, мрачный, сетуют, унылый, бледный, томный, вздыхая и т. д. На первый план выдвигается не предметное слово, а качественное, - эпитет, характеризующий не объективный предмет, а отношение к нему. Бледная осень - это образ, не реализуемый зрительно, конкретно (аллегории здесь явно нет) , а лишь словесная нота, настраивающая душу на «осенний» лад. Слово значимо не своим конкретным значением, а обертонами, лирическими ассоциациями, ему свойственными.

Возможно, вы также захотите заняться опасной заботой о навигации? Когда, убегая перед страшным Орионом, Плеяды бросаются в темную бездну волн, со всех точек неба ветры дуют от ярости. Поместите корабль на берег; закрепите его со всех сторон камнями, чтобы ветры этого влажного сезона не могли поколебать его; вынесите его из страха, что дождь Юпитера не сгниет; возьмите его в свой дом и аккуратно сжимайте его оснастку, легкие крылья, которые заставляют его летать на воде; повесить его руль в дыму вашего очага и ждать возвращения сезона, когда вы плывете.

Похожие вопросы

  • Поставьте слова из скобок в родительном падеже. Ехал из (Москва) в Петербург, отъехал от (Москва), доехал до (Петербурга), ехал из (Ростов) в Тулу, выехал из (Воронеж), дост ал из-под (стол), дежурил вместо (друг), не пошёл в кино из-за (плохая погода), заболел накануне (экзамен), не справился с работой без (поддержка) друга.

Урок познакомит с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, поможет дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Затем вы снова запустите свой лодку; вы будете обвинять его, как и следовало бы, в том, чтобы вернуть с вашего пути разумную выгоду. Мой отец и твой, неразумный брат, плавали на кораблях, чтобы искать счастье, которого ему не хватало. Вот как он приехал сюда из Кумы в Эоли после долгого путешествия на черном лодке, как человек, который не скрывает ни выигрыша, ни богатства, ни изобилия, а нищета, смертельный подарок, который Юпитер делает мужчины. Он поселился возле Геликона, в этой несчастной деревне, Аскра, одиозная зимой, грустная летом, без приятной погоды.

Виноградова Наталья Юрьевна

Описание разработки

Цель : познакомить с личностью и творчеством Н. М. Карамзина , дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Задачи:

Образовательные:

Показать учащимся разносторонность личности Н. М. Карамзина : писатель, историк, реформатор русского языка.

Будьте осторожны, О Перс, чтобы выбрать для всей работы, но особенно для навигации, подходящее время. Чем сильнее груз и тем больше прибыль, которая будет добавлена ​​к вашему кредиту, если ветры удерживают в их пользу их пагубные вдохи. Его великодушные дети предложили множество призов. Ибо Музы наставляли меня в науке о божественных песнях. В течение пятидесяти дней после летнего солнцестояния, когда ошеломляющий и трудный сезон подходит к концу, он в сезон плывет. Вы не рискуете увидеть, что ваш корабль разбит, ваши моряки поглотились, если бог, который потряс землю, Нептун или Юпитер, царь бессмертных, не хочет вашей потери: потому что в их руках есть и товары и зла.

Развивающие:

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха - литература -история - язык);

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А. Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

3. Работа над новым материалом.

Но будьте старательны, чтобы вернуться в дом. Это еще весной дней, когда человек может плыть. Когда в конце ветвей смоковницы появляются равные по размерам воронки, листья видны, путь покрыт морем: это навигация весны. Не прячьте в корпусе своих кораблей все ваше состояние; оставьте его на земле лучшей частью, покажите только наименьшее. Грустно пробираться по морю, чтобы искать руины. Соблюдайте все меры и выберите момент: во всем, это главное.

Выберите, чтобы привести женщину в свой дом в возрасте, в котором ваша молодежь будет в ее силе, когда у вас будет не меньше или меньше, чем тридцать лет. Это мужчина на свадебный сезон. Для женщины, что она остается четырьмя годами, и женится на пятом. Возьмите ее как девственницу, чтобы тренировать ее манеры; возьмите его по соседству, и прежде, наблюдайте, спрашивайте, боясь жениться на удовольствии для своих соседей. Человек может не лучше, чем женщина, когда она хороша, но ничего хуже, когда это плохо, и что дается праздникам и праздникам, она без факела потребляет крепкого мужа и книгу к жестокой старости.

И летопись окончена моя,

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Правдивые сказанья перепишет,

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Подумайте со страхом перед судьей бессмертных богов: не спешите ставить друга в ранг брата, но если вы это сделаете, остерегайтесь сначала нанести ему вред и никогда не использовать против него лживость. даже развлечь свой язык. Если он начинает и провоцирует вас каким-то словом, какой-то акт вражды, не отказывайте ему в два раза. Если он вернется и предложит вам удовлетворение, не отвергайте его. Несчастный человек, который часто меняет друзей. То, что ваша внешность не предает в вас плохую мысль.

Опасайтесь, что вас не будут обвинять в том, что вы принимаете слишком много гостей или не получаете их. Избегайте прохождения для компаньона нечестивых, для противника, хулителей добрых людей . Никогда не заставляйте сердце упрекать кого-либо за роковую, пожирающую нищету, печальный дар благословенных бессмертных. Для человека величайшее сокровище - внутренний язык слов; это первый из граций, который смягчается. Тот, кто плохо говорит о других, может плохо слышать. Не носите настроение в этих многообеденных приемах, когда речь идет об общих расходах; вы найдете удовольствие без особых затрат.

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н. М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н. М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н. М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача -изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

Когда утром вы выливаете возлияния чистого вина в честь Юпитера и других бессмертных, пусть это не будет, пока вы не вымыте руки: иначе боги откажутся слушать вас и отклонять ваши молитвы. Никогда не удовлетворяйте потребности природы, стоя и смотря на солнце. Скромный и религиозный человек позаботится о том, чтобы сидеть на корточках на попе, или уходить в отставку у стены хорошо закрытого двора. Не ходите в свой дом, оставляя свою жену, все еще мокрый своими ласками, чтобы предложить вам в этом состоянии в пламени очага; избегайте этой профанации.

  1. Карамзин - писатель и поэт.
  2. Карамзин - историк.
  3. Карамзин - реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н. М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением - классицизмом.

Это не конец похоронной трапезы, но, возвращаясь с священных праздников, вам необходимо будет работать, чтобы дать вам наследника. Никогда не входите в постель тех рек, которые текут без отдыха, о которых вы сначала не молились, ваши глаза фиксировали их прекрасные потоки и омывали ваши руки во влажных водах. Тот, кто пересекает реку и, через зло, воздерживается от купания его рук, боги возмущаются против него и налагают на него наказание позже. Сидя за столом богов, не носите железо с пятью пальцами вашей руки, чтобы отрезать зеленую сухую часть.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора - заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Не помещайте на урну, в которой содержится вино, сосуд, который наливает его на пьяниц: к этому приписывается смертельное предзнаменование. Если вы построите себе дом, не оставляйте его незавершенным, чтобы ворона не подошла к ней и не произнесла зловещий крик. Из вазы, которая не была освящена, остерегайтесь удаления пищи или пищи или воды для вашей ванны: это также не делается безнаказанно. Не сиди, ничто более смертоносное, на неподвижном камне гробниц, ребенок двенадцати дней: этот ребенок никогда не станет мужчиной.

Человек, не купайтесь с женщинами, или однажды вы будете сурово наказаны. Если вы встретите жертву на своем пути, не смейтесь над святыми церемониями; божественность раздражает. Избегайте осквернения рек у их ртов и воды из фонтанов с вашим мусором. Следуйте моим советам и бойтесь сделать вас несчастной славой среди людей. Плохая репутация - это бремя, легкое подтягивание, тяжелое для ношения, трудно откладываемое. Слава никогда не гибнет полностью, постоянно поддерживаемая речами толпы: это тоже богиня.

Черты сентиментализма

культ чувства

культ природы

  1. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н. М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

В чем его смысл?

Что касается дней, которые посылает нас Юпитер, примените себя, чтобы знать влияния, и научите их своим слугам. Чтобы осмотреть работы, раздавать еду, день месяца, который наиболее удобен, это тридцатое, что люди заботятся о заботе об отправлении правосудия. Среди других, которые приходят к нам из Юпитера, священны: первый, четвертый, седьмой, где из Латона родился Аполлон золотому мечу, восьмому, девятому. Есть два дня растущего месяца, которые особенно благоприятны для трудов людей: одиннадцатый и двенадцатый; они оба хороши, первый - для стрижки, второй - для сбора урожая; но из двух лучших - двенадцатый.

Какое достижение Н. М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Предмет: литература.

Тема: Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель: познакомить с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Именно в этот день гибкий паук висит в воздухе в час полного света и что предвидящее насекомое расширяет свои запасы. В этот день женщина также создает свою профессию и начинает работать. В первую часть месяца избегайте посеять тринадцатый день; выберите его предпочтительно для посадки. Напротив, шестнадцатый день вовсе не благоприятствует размножению растений, а мужчинам, по крайней мере, мужчинам, потому что для девушки, к сожалению, родиться или пожениться в этот день. Шестой сам по себе не способствует рождению девочек.

Это полезно для кастрирования коз и овец, для прикрытия парков, где хранится крупный рогатый скот; это способствует размножению нашего пола; он любит насмешки, лжи, мягкие разговоры, тайные разговоры. В восьмой день месяца поставьте мальчика и ревущего вола; в двенадцатом, трудолюбивых мулов. Это двадцатый день, имеющий большое значение, ближе к концу, что можно льстить собой, создавая мудрого человека, человека, чей ум в один прекрасный день наполнен смыслом. Десятый год благоприятствует рождению детей-мужчин, а в четырнадцатом - детей другого пола.

Образовательные:

Познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты;

Показать учащимся разносторонность личности Н.М. Карамзина: писатель, историк, реформатор русского языка.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать литературные направления , извлекать важную информацию из данного текста.

В этот день вы будете льстить своей рукой, чтобы приручить их, овцы, волы с гибкими ногами, изогнутыми рогами, собаками с острыми зубами, мулами с неутомимой работой; но остерегайтесь их гнева. Аккуратно избегайте всех четвертых дней месяца, начните или закончите, чтобы вы были поглощены печалью. Это тот день, когда вы приведете жену в свой дом, после консультации с птицами, которые возглавляют этот акт жизни. Но остерегайтесь дней, когда встречается номер пять; они печальны и смертельны. Именно в эти дни говорится, что Эриннии ходят по земле, отдавая свое служение Горкосу, этому богу присяги, которую Эрве создает для потери лжесвидетельства.

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А.Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

На семнадцатый день священные дары Цереры будут осторожно помещены внимательным фермером на сплющенном участке. В тот же день дровосек позаботится о том, чтобы разрезать куски, составляющие брачный ложе, и всех тех, кто входит в конструкцию сосудов. В-четвертых, мы начнем производить светлый неф. Девятнадцать хороша днем. Новое вовсе не нужно бояться, оно подходит для плантаций; он благоприятствует рождению мужчин и женщин; нет ничего смертельного. Что касается двадцати девяти, очень немногие знают, что это лучший день месяца, чтобы запустить на темном море лодку со многими скамейками, проворными веслами.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинает работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке? Какова была задача летописца?

Почему Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом»?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н.М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н.М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

А сейчас подробнее о каждой из этих ролей.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н.М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

    Карамзин – писатель и поэт.

    Карамзин – историк.

    Карамзин – реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н.М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением – классицизмом.

Составление сравнительной таблицы:

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

внутренний мир человека, его частная жизнь , его душа.

3. Герои – государственные люди: чиновники, монархи

3. Герои – простые люди, крестьяне.

4.Требует соблюдения литературных норм и правил

4. Нарушение правил изображения героя, отступление

от строгих литературных норм.

Само название “сентиментализм” указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Черты сентиментализма

уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке

подчеркнутая субъективность подхода к миру

культ чувства

культ природы

культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности

утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий

Особенности русского сентиментализма

сильная дидактическая установка

выраженный просветительский характер

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

    Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н.М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Какие чувства вызывает стихотворение?

В чем его смысл?

С чем сравнивается природа в стихотворении?

Используя полученные на уроке знания, докажите, что стихотворение «Осень» относится к сентиментализму?

Какое достижение Н.М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

Карамзин – писатель и поэт

Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность. А также открыли в России эпоху сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство. Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза » вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

Карамзин изменил отношение к литературному творчеству. Его признаками становились не высокий слог, а изящество языка, ценность героя стала определяться не социальным уровнем героя, а его душевной тонкостью, способностью к сопереживанию и добродетели.

Карамзин – историк

Николай Михайлович Карамзин - поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам "Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами.

В 1803 году в жизни Н. М. Карамзина происходит эпохальное событие: указом императора Александра I он назначается на должность официального историографа. Карамзин начинает масштабную работу по написанию истории России. Перед ним открываются все архивы и библиотеки Российской империи. Карамзин вынужден оставить издание журнала «Вестник Европы» и занятия литературой; он с головой погружается в учёную деятельность.

С 1803 по 1826 года из-под его пера выходят 12 томов «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по отечественной истории.

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом.

Карамзин – реформатор русского литературного языка

Творчество Карамзина сыграло большую роль в дальнейшем развитии русского литературного языка. Создавая «новый слог», Карамзин отталкивается от «трёх штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей.

«Три штиля», предложенные Ломоносовым, опирались не на живую разговорную речь, а на остроумную мысль писателя-теоретика. Карамзин же решил приблизить литературный язык к разговорному. Поэтому одной из главных его целей было дальнейшее освобождение литературы от церковнославянизмов.

Вторая черта «нового слога» состояла в упрощении синтаксических конструкций.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав.

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».

Николай Михайлович Карамзин известен как активный общественный и литературный деятель, публицист, историк, глава русского сентиментализма. В отечественной литературе он запомнился благодаря своим путевым заметкам и интересным повестям, но немногие знают, что этот человек был еще и очень талантливым поэтом. Николай Михайлович воспитывался на европейском сентиментализме, и этот факт не мог не отразиться на его творчестве. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина лишь подтверждает это.

С юных лет писатель увлекался французской и немецкой литературой, искренне надеясь как-то проявить себя на этом поприще, но, к сожалению, судьба распорядилась иначе. Подчиняясь желанию отца, Николай Михайлович сначала работает военным, а потом строит политическую карьеру. Осуществить свою детскую мечту и посетить Европу ему удалось в 1789 году. Карамзин стихотворение «Осень» написал в Женеве, этот период был очень продуктивным в творчестве Николая Михайловича. В 1789 году он написал цикл сентиментальных произведений с легким философским налетом. Кроме того, русская литература узнала о еще одном жанре - путевых заметках.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина показывает, что данное произведение носит описательный характер. Автор хоть и рассказывает о европейской природе, но пытается провести параллель с родными и знакомыми для него лесами и лугами. Начало стихотворения слишком мрачное и невеселое. Дубрава не радует взор поэта, веет холодный ветер, срывающий желтые листья, не слышно пения птиц, отлетают в теплые края последние туман клубится в тихой долине. Подобная картина навевает уныние и грусть не только на писателя, но и на прохожего странника, и в этом нет ничего удивительного.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина позволяет во всех красках увидеть мастерски нарисованную автором картину, полную безысходности и тоски. Поэт ведет беседу с неизвестным странником, он призывает не отчаиваться, смотря на безрадостные пейзажи, ведь пройдет некоторое время и наступит весна, природа обновится, все оживет, запоют птицы. Николай Михайлович напоминает читателям о том, что жизнь циклична, все в ней повторяется. За осенью придет зима, которая укроет землю белоснежным покрывалом, потом сойдет последний снег и наступит весна, которая оденет все вокруг в брачный наряд.

Николай Карамзин «Осень» писал, чтобы сравнить с жизнью человека. Весна очень похожа на юность, когда люди красивы, полны сил и энергии. Лето сравнивают со зрелостью, когда можно уже получить первые плоды своей работы. Осень - это первый признак старости, необходимо оглянуться назад, осознать свои ошибки, зима - это старость и конец жизни. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина подчеркивает, что если природа может обновляться, то человек такой возможности лишен. Старец даже весной будет чувствовать холод зимы.

Николай Михайлович никогда не увлекался восточной литературой, хотя после детального изучения его произведения можно отметить их необычную форму. Благодаря философскому смыслу и особому размеру четверостишия стихи очень напоминают