Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках информатики с использованием модульной технологии обучения

Бондаренко Алла Анатольевна,
учитель информатики
МБОУ СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя

На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомленности, умений, смысловых ориентации, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.
О.Е. Лебедев в своей работе «Компетентностный подход в образовании» отмечает, что применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Проводя анализ образовательных стандартов по отражению в них идей компетентностного подхода, Т.В. Иванова в своем исследовании «Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы» выявила, что информатика входит в группу предметов, в которых практически весь стандарт строится на основе компетентностного подхода, то есть это предмет, нацеленный на формирование ключевых компетенций. Компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

А.В. Хуторской отмечает, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных.

Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению».

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Таким образом, цель современной школы - обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Суть модульного обучения состоит в том, что каждый ученик работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого учащегося исключает нарушения дисциплины. Важное место при проведении модульных уроков оказывает ситуация успеха, ощущение учащимся собственного развития. При данной технологии учитель создает условия для личной заинтересованности учащегося не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения.

Минимальной единицей учебного процесса в модульно - блочной технологии является не урок, а цикл уроков или модуль. Модуль разделен на учебные элементы (УЭ). УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Учащийся выполняет задание с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

В разработанной мною модульной программе по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» материал разбит на 12 модулей. В начале каждого модуля перед учащимися ставится интегрирующая дидактическая цель, степень достижения которой оценивается учащимися самостоятельно по окончании работы с модулем в разделе «Рефлексия». УЭ №1 - это входной контроль, проверка изученного материала. Здесь используются тесты, как с выбором ответа, так и те, в которых учащийся сам записывает ответ.

Каждый последующий УЭ начинается с постановки учебной задачи (УЗ), результат выполнения которой вносится в учебную карту ученика.

Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он сохраняет в папке личных достижений, что позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.

Модульный подход дает ребенку чувство успеха, и ученики стараются закрепить этот успех на последующих уроках.
Использование модульной технологии повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих учащихся появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным» ученикам. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку. Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач.

Можно сделать вывод, что модульная технология является наиболее продуктивной в развитии ключевых компетенций и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладеет приемами самообразования. Ведь одна из основных задач учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, то есть развить у учащихся информационную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.

Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.

Галок Светлана Евгеньевна МАОУ СОШ №4 г.Боровичи 2012г

Введение.

“Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку,
еще большие перемены произошли
в способах изучения нового”.
С. Пейперт

Удовлетворённость человека своей жизнью зависит от осознания уровня собственной успешности. Быть признанным в обществе – естественная потребность каждого человека.

Россия, являясь частью мирового сообщества, ориентируется на его ценности. К ним можно отнести такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за результаты своей деятельности. Эти качества необходимы выпускнику для его самоутверждения как успешного и компетентного специалиста.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение нескольких приоритетных задач. Одной из которых является - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Компетентностный подход требует иного подхода в образовательном процессе, нового стиля мышления, характеризующегося открытостью, гибкостью, осознанием внутренней многозначности, альтернативностью принимаемых решений. Главным для ученика становится не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, а для преподавателя становится не передача знаний, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. В преподавательской среде идёт поиск и разработка педагогических технологий, позволяющих обеспечить указанный уровень образовательной деятельности.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Формирование компетентностей – это не смена содержания, а смена технологий обучения. Использование информационных и компьютерных технологий поможет решить одну из основных задач, которую выдвигает Концепция модернизации Российского образования – формирование ключевых компетенций, представляющих собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования и профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по выбранной профессии.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания-умения-навыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» .

Такое широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.

Проблемаисследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся компетенций на уроках информатики.

Цель исследования- рассмотреть урок информатики как средство формирования компетенций.

Объектом являются компетенции на уроках информатики.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.

1. Компетентностный подход, формирование компетенций.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Наиболее распространенной классификацией компетенций является А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

    ценностно-смысловые компетенции,

    общекультурные компетенции,

    учебно-познавательные компетенции,

    информационные компетенции,

    коммуникативные компетенции,

    социально-трудовые компетенции,

    компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

2. Формирование компетенций на уроках информатики.

Чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания. И для органичного внедрения компетентностного подхода.

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Поэтому, рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Начнем с ценностно-смысловой компетенции , так как успех личности в большей степени определяется в умении ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотносить его с современным миром. Можно выделить следующие виды деятельности:

    Умение формулировать собственные учебные цели, например, при создании проекта, при выборе темы доклада.

    Умение принимать решение в случае нестандартной ситуации, брать ответственность на себя.

    Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Например, при создании проекта “Лучший друг, помощник - принтер”, учащиеся ставят практическую цель - купить принтер для личного пользования; берут ответственность на себя при выборе вида принтера; выстраивают свою индивидуальную траекторию по реализации самообразования выбранной темы проекта.

Никто не сомневается в том, что занятия информатики призваны влиять на развитие информационных компетенций . Можно выделить следующие виды деятельности :

    Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат).

    Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации; технические навыки сохранения, удаления, копирования информации; преобразование информации.

    Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы)

    Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.

    Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.

Рассматривая коммуникативную компетенцию , можно выделить следующие виды деятельности:

    Владение устной речью (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта).

    Ведение диалога “человек” - “компьютер”.

    Умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронная переписка, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации).

    Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками.

    Владение языковой, лингвистической компетенцией (алгебра логики, системы кодирования, языки программирования, системы счисления)

    Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

    Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) .

Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих заданий. Ее можно описать так:

    Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника при проектирование дизайна, создании макета полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики.

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции , так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

    Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.

    Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.

    Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики.

    Умение работать со справочной литературой, с новыми устройствами, анализировать ошибки в программе.

    Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне.

Необходимо уделять внимание социально-трудовым компетенциям :

    Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.

    Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта.

    Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования . Для ее развития эффективны не только уроки, но и внешкольная деятельность:

    Создание комфортной здоровьесберегающей среды, умение организовать свое рабочее время, распределить силы.

    Создание условий для самопознания и самореализации.

    Наличие способности действовать в собственных интересах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Очень часто вид деятельности нельзя однозначно “отнести” к одной ключевой компетенции.

Например, деятельность по презентации проекта находится на пересечении нескольких ключевых компетенций:

    учебно-познавательной (создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа сделанного…),

    информационной (выбор основных моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

    общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного материала, культура речи…),

    коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…).

Таким образом, занятия по информатике могут быть реализованы с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебников может учитель, изменив, в первую очередь, цели занятия, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями. И, конечно же, средствами информатики можно развивать все группы ключевых компетенций

Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики

Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 10 классе.

Перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.

Какие результаты в ходе выполнения проектов.

Для учащегося .

1.Формируются и отрабатываются:

    Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

    Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

    Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

    Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

    Умение работать в группе, в команде

    Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя.

    Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

    Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

    Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

    Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

Проект «Мир вокруг нас»: «Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде MS PowerPoint».

Идея проекта: создать фильм – презентацию на произвольную тему в программе MS PowerPoint.

Цели проекта:

Общеучебные : формирование интереса к обучению; познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.

По информатике : типовые объекты презентации, группы инструментов среды Power Point, особенности интерфейса приложения Power Point, шаблон презентации, выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания, план презентации в соответствии с выбранной темой.

Выполнение проекта: Учащиеся самостоятельно делятся на группы по 2–3 человека, продумывают тему и распределяют обязанности. Необходимая информация берется из книг, сканируется с помощью сканера, или скачивается с Интернета. Обучающиеся с удовольствием подбирают материал, фотографии, видеофильмы, анимации. На уроках ощущается творческий подъем. По мере выполнения задания проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы учащиеся самостоятельно обучают друг друга. В работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя. Завершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта.

Урок информатики в 10 классе по теме: «Создание презентаций»

Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

    Повторить этапы выполнения презентаций.

    Отработать навыки создания фона, ввода текста, вставки рисунка и создания анимации для объектов.

    Закрепить основные действия с объектами (создать, открыть, выделить, сохранить, удалить, переместить, просмотреть)

    Формировать умения пользоваться контекстным меню при выполнении вышеперечисленных действий.;

    Учить анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности.

    Развивать творческие способности учащихся.

    Воспитывать интерес к информатике и информационным технологиям, через создание презентации воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: Персональные компьютеры, медиа-проектор, доска, раздаточный материал для учащихся, карточки - помощники для работы, образец презентации, рефлексивные карточки, карточки оценивания работ учащихся.

План урока:

    Орг. момент.

    Целеполагание.

    Актуализация.

    Образец презентации.

    Видеофрагмент.

    Практическая работа.

    Рефлексия.

    Демонстрация лучших презентаций.

    Подведение итогов, оценивание учителем.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Целеполагание:

Сегодня на уроке мы продолжаем работу по созданию мультимедийной презентации "Мир вокруг нас"

Цель сегодняшнего урока - создать мини-презентации в группах, просмотреть их, выявить недочеты и подготовить основу для создания общего проекта - слайд - фильма " Мир вокруг нас " - со всеми видами дизайна.

План сегодняшней работы записан на доске :

    Цель работы: создать мини-презентации Мир вокруг нас ""

    Повторение.

    Правила техники безопасности.

    Работа в группах по созданию мини-презентаций.

    Анализ работы.

    Демонстрация лучших проектов.

    Подведение итогов.

    Подготовка к финальному этапу работы.

3. Актуализация опорных знаний

Показ презентации.

4. Повторение правил техники безопасности.

5. Практическая работа по выполнению проекта.

Гимнастика для глаз.

6. Демонстрация готовых мини- проектов. Через медиа- проектор показывается одна- две лучших презентации. После демонстрации проводится краткое обсуждение.

7.Рефлексия.

Каждый ученик получает карточку для заполнения о результатах своей деятельности на уроке.

Учитель в ходе работы детей заполняет свои карты.

8. Итоги урока.

Урок подходит к концу. У вас получились хорошие творческие проекты.

Какие замечания нужно учесть в последующей работе?

Оценивание: комментарии отметок.

Домашнее задание: продолжить работу над презентацией- продумать звуковое оформление слайдов для оформления общего проекта.

Карточка - помощник №1

Проектное задание " Мир вокруг нас "

1 слайд: Титульный лист

Название (Используя Word Art)

Иллюстрация.

Надпись: Исполнитель(ли):__________

Руководитель:______________

2 слайд : Содержание:

3 слайд-6 слайд

Карточка №2

Основные этапы создания презентации в Microsoft PowerPoint

Один слайд

1 этап (создание слайда)

Окрыть PowerPoint. (Пуск - Программы - PowerPoint)

Создать презентацию (Используя пустую презентацию)

2 этап (создание фона)

Создать дизайн презентации (Формат - Применить оформление)

Создать фон слайда (Формат - Фон - Выберите заливку слайда)

3 этап (создать заголовок)

Вставка - Рисунок - Объект WordArt (выберите цвет, линии [Формат - Объект WordArt])

4 этап (создание текста)

Вставка - Надпись

(выделить прямоугольник для надписи, выбрать шрифт, размер шрифта, начертание, цвет [Формат - Шрифт])

5 этап (вставка рисунков)

Вставка- рисунок- картинки

6 этап (настройка анимации)

Выделить объект

Показ слайдов - Настройка анимации

На закладке Эффекты выберите эффект и звук (для текста выберите Появление текста);

На закладке Время настройте анимацию по щелчку мыши или автоматически по времени;

7 этап (запуск презентации)

Показ слайда - Показ

Несколько слайдов

1 этап (создание слайда)

Смотрите Один слайд

2 этап (создание второго (нового) слайда)

Вставка - Создать слайд

3 этап (переход слайда)

Показ слайдов - Переход слайда

4 этап (Создание управляющих кнопок) для удобства работы с презентацией можно снабдить слайды управляющими кнопками

Показ слайдов - Управляющие кнопки (выбрать нужную кнопку - указать размеры кнопки при помощи мыши)

Окно Настройка действия (по шелчку мыши или по указанию мыши; указать вид гиперссылки; настроить звук, сопровождающий действие при переходе).

5 этап (работа с сортировщиком слайдов)

Вид - Сортировщик слайдов

В сортировщике слайдов удобно выполнять операции:

Удаление слайда (Выделить слайд мышкой - Нажать клавишу Delete)

Копирование слайда (Выделить слайд - Копировать - установить курсор в нужном месте - Вставить слайд)

Перемещение слайда (захватить слайд мышкой и перетащить в нужное место)

Вставка нового слайда (установить курсор между слайдами - Вставка - Создать слайд)

Отладка презентации (для работы с отдельным слайдом щелкнуть на нем два раза мышью)

Для остановки презентации необходимо нажать правую кнопку мыши - Завершить показ слайдов

Карточка №3

Рефлексия:

Характеристика видов деятельности

Удовлетворительно

1. Использовали текстовую информацию

2. Подбор фотоматериалов

3. Оформление текста

4. Использование макетов презентации

5. Дизайн слайдов

6. Применение анимации

Понравилась ли работа на уроке? Да_____ Нет_____

Карточка №4

Оценивание работы на уроке учителем

Оценка за презентацию

Слайд (4 балла)

Дизайн (2 балла)

Шрифты (2 балла)

Слайд-фильм (1)

Заставка WordArt

Фон слайда

Картинка

Анимация

Количество

Начертание

Количество слайдов

Эффект перехода

Критерий оценки:

    16-15 баллов - оценка "5"

    14-11 баллов - оценка "4"

    10-8 баллов - оценка "3"

Заключение

В ходе работы над темой "Формирование компетенций на уроках информатики" были изучены нормативная документация (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия модернизации содержания общего образования), статьи по теме, учебно-методическая литература.

На основе этого рассмотрены понятия "Компетентностный подход", "Ключевые компетенции", классификация ключевых компетенций А.В. Хуторского, а также возможные направления деятельности учащихся и учителя на уроках информатики с целью реализации компетентностного подхода.

Приведен пример урока информатики с использованием компетентностного подхода.

Цели и задачи достигнуты.

Работа может быть продолжена в следующих направлениях:

рассмотреть приемы формирования информационной компетенции учащихся на уроках информатики;

сравнить эффективность формирования ключевых компетенций на уроках информатики у учащихся разных профилей;

разработать приемы формирования ключевых компетенций на уроках информатики у слабоуспевающих учеников.

Библиография

    Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.

    Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

    Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 №1756

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

    Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 142 – 144.

    Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2486/Itemid,188/, свободный.

    Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос"

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]

    Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету "Информационные технологии" [ Электронный ресурс] / Н.П. Черных. - Вопросы Интернет образования. - Режим доступа: http://ipk. admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5. htm, свободный

Список литературы

    Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С.89-94.

    Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.

    Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.86-92.

    Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С.42-47.

    Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: , свободный.

    Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С.28-35.

    Запольских, И.А. Развитие ключевых компетенций средствами информатики [Электронный ресурс] / И.А. Запольских // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: , свободный.

    Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

    Казанцева, Ж.Л. Формирование социально-личностной компетенции школьника как одно из условий современного образования [Электронный ресурс] / Ж.Л. Казанцева // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: , свободный.

    Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С.6-18.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

    Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: , свободный.

    Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12. - Режим доступа: . htm, свободный.

    Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

    Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: , свободный.

    Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. - М.: Минобразования, 2001. - 72 с.

    Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова.М., 1935-1940.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. -23апреля. - Режим доступа: , свободный.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.

    Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: , свободный.

Распопова С.В.

МОУ «Мало-Каменская СОШ»

Большесолдатского района

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует таких качеств личности, как профессиональная самостоятельность, способность к профессиональному росту, умения ставить цели, анализировать результаты, ответственность за качество труда.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции, которые представляют собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности.

Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики. Видов компетентностей очень много, но чаще учителя-предметники используют типологию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским:

Ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования (Хуторской А.В., 2003 г.).

Список компетенций может меняться со временем, но всегда должны оставаться такие важные моменты, как самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность обучающегося.

Целью работы школы должна стать подготовка конкурентоспособного выпускника через формирование ключевых компетенций.

Сферой моей профессиональной деятельности в школе является преподавание информатики и ИКТ. Считаю, что мне повезло с выбором предмета. Сейчас, когда появилось такое понятие, как «компьютерная грамотность», в век бурного развития технического прогресса компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, причём, как в профессиональную, так и в бытовую. Навыки работы с компьютером необходимы специалисту любой профессии. Это обусловливает специфику преподавания информационных технологий.

С одной стороны, преподавать этот предмет несколько легче, чем другие. Например, компьютерные игры, Интернет, on-line-общение, электронная почта, мультимедийные возможности компьютера привлекают обучающихся в кабинет информатики, вызывают повышенный интерес к предмету. Но, с другой стороны, именно в изучении информатики особенно остро проявляется недостаточность традиционного подхода к обучению с выработкой только определённого набора знаний, умений и навыков.

В своей работе я выделяю три основные ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и самообразовательную. Компетентностный подход в данном случае заключается в формировании трех названных компетентностей и позволяет проверять не знания и умения, а умения ребенка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций .

Это – знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.),
владение способами работы с информацией (поиск в каталогах, поисковых системах и т.д.). Обучающиеся систематизируют, анализируют и отбирают информацию (разные виды сортировки, фильтры, запросы, проектирование баз данных и т.д.). На практике приобретают навыки сохранения, удаления, копирования информации. Работая за компьютером, преобразуют информацию из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую. Ученики овладевают навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.), учатся критически относиться к получаемой информации, вырабатывают умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности, которые способствуют её формированию: владение формами устной речи; ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.); умение представить себя устно и письменно. Например, на уроке при открытии собственной Интернет-странички ребята по заданной форме заполняют анкету, помещают свою фотографию, рассказывают о себе. Также на практических занятиях овладевают приемами оформления текста при электронной переписке, формируют привычку соблюдать сетевой этикет. Учащиеся отрабатывают навыки создания текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации. Кроме того, овладевают телекоммуникациями для организации общения с удаленными пользователями; воспитывают толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.

В составе самообразовательной компетенции можно выделить:


умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.;
владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
умение работать со справочной литературой, инструкциями, знакомиться с новыми видами ПО, устройствами, анализировать ошибки в программе;
создание целостной картины мира на основе собственного опыта (Скрипкина Ю. В., 2007 г.).

Для выработки вышеназванных ключевых компетенций в своей работе я применяю такие методики, как метод проектов, игровые и интегрированные технологии. Обучающиеся работают в небольших группах, а это позволяет создать благоприятную среду для формирования коммуникативных качеств, развития инициативы, так как в группе многим учащимся легче высказать своё мнение, чем наедине с преподавателем; любая из этих методик предполагает самоорганизацию, самостоятельную деятельность, самоконтроль обучаемых. Каждая из методик предполагает постановку задачи максимально приближенной к реальной производственной ситуации, что повышает мотивацию обучающихся, понимание ими целей обучения; работу от постановки задачи до анализа и оценки результатов работы.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно представить в виде конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:


коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана),
общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Формирование ключевых компетенций в своей работе предлагаю рассмотреть на примере повторительно-обобщающего урока «Час суда над Интернетом» по разделу «Коммуникативные технологии» в 10 классе. Вид урока – урок-ролевая игра, используется игровая технология.

Цели урока:

Повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;

Развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся; умение излагать свои мысли, моделировать ситуацию;

Повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

Связать информатику с другими предметами;

Воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде (Распопова С.В., 2010 г.)

Для подготовки урока обучающимися была проделана большая работа по созданию проектов-презентаций, проведен социологический опрос и обработка статистических данных, интервью с администрацией школы. Обучающиеся класса максимально задействованы, оказывали помощь друг другу внутри микрогрупп.

Таким образом, можно увидеть, что при подготовке и во время урока применяются приёмы и организуются те виды деятельности учащихся, которые способствуют формированию ключевых компетенций.

Подводя общий итог, скажем, что предмет информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося с его индивидуальными целями. Тем самым, имея пока ещё небольшой педагогический опыт, я с уверенностью могу сказать, что использование педагогических технологий обучения служит достижению основной цели - формированию ключевых компетенций, призванных помочь ученику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях .

Литература:

  1. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
  1. Распопова С.В. «Разработка открытого урока по обобщению темы «Компьютерные сети» // Педагогический поиск.- 2010г.- №10-11с. 52- 56.
  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58

Пищальченко А.М., учитель информатики

МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Формирование информаци­онно-коммуникационной

компетентности обучающихся на уроках информатики и ИТ

Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональ­ной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Немало­важная роль в этом процессе отводится информатике.

Процесс осваивания обучающимися новых информационных технологий и эффективное их применения в учебном процессе ведет к гармоничному развитию познавательной сферы ребенка, через освоение новых инструментов учения обеспечивается формирование информационно-коммуникационной компетентности, которая становится фундаментом при создании целостного информационного пространства знаний уча­щихся.

Осознание несоответствия современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, привело к принятию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой определена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образовании на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Одной из важных целей образования должно стать развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. В этой связи основным результатом деятельности учителей должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как ком­плексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, орга­низовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой дея­тельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетент­ность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Таким образом, ИКК можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование ИКК в школе проходит три уровня развития:

Пропедевтический уровень (достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания);

Базовый уровень (ребенок приобретает необходимые знания об окружаю­щем мире и овладевает общими способами деятельности);

Профильный уровень (формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности).

Ключевым основанием, по проблеме становления и развития ИКК, с нашей точки зрения, является понятие "информация " и формировании умений и навыков применять информационные технологии при решении прикладных задач. Но следует помнить процесс, что формирования ИКК не заканчивается однажды по причине ее сформированности, а продолжается до конца жизни.

Понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучении любой темы всегда следует выстраивать так, чтобы было понятно, какое отношение она имеет к понятию информации, к представлению информации, к хранению, обработке или передачи информации и при раскрытии основных понятий курса всегда опираться на следующие тезисы:

Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией;

Алгоритм – это управляющая информация;

Информационные технологии - это методы и средства для работы с информацией;

Информационные модели - это систематизированная информация о реальных процессах, явлениях, объектах.

С понятием информация учащиеся знакомятся во втором классе. Изучение этой и любой другой темы всегда надо начинать с мотивации. Мотивом к изучению информатики, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру, но считаем необходимым мотивировать изучение каждой темы. Содержание понятия информация является абстрактным, поэтому задача учителя состоит в том чтобы , последовательно уточняя содержание понятия, постепенно добиться необходимого уровня научности в восприятии его учеником. Отсюда вытекают и возможные подходы к созданию мотива­ции: через опору на разностороннее использование данного понятия в повседневной жизни самого школьни­ка, его ближайшего окружения и страны в целом формировать понима­ ние необходимости изучения процессов, в описании которых атрибутив­но фигурирует данное понятие.

Для формирования интереса лучше всего идти от жизни, для данной темы от жизненной потребности в информации и организации определенных информационных процессов. Важно, чтобы дети сами проанализировали жизненную ситуацию, лучше синтезированную учителем, в которой будут присутствовать все информационные процессы: получение информации, ее хранение, передача, обработка и использование.

С этого плацдарма можно развивать дальнейшее изложение материала, относящегося к информации и информационным процессам, содержание которого будет раскрываться и уточняться на протяжении всего изучения курса.

При изучении информационных процессов важно сделать акцент на то, что в реальном информационном процессе нередко оказываются тесно переплетенными получение, хранение, преобразование, передача и использование информации.

После рассмотрения информационных процессов изучаем виды информации по способу получения, а затем кодирование информации. Для этого можно использовать систему обучающих дидактических игр (например: игра «Покажи», «Нарисуй», «Найди спрятанную информацию», «Живой словарь», игры на восприятие информации с помощью одного из органов чувств, игры на закрепление понятия искажения информации и т. д.) и программные средства.

При изучении программного обеспечения для развития единого подхода к обучению информационным технологиям в течение всего курса следует руководствоваться следующими принципами:

1. Изучение информационных технологий не должно быть сведено к освоению конкретных средств информационных и коммуникационных технологий, необходимо, прежде всего, формировать научные основы, базу для освоения новых технологий.

2. Необходимой предпосылкой усвоения информационных технологий является предварительное изучение вопросов строения, видов, свойств, форм представления и т.д. информации, способов ее записи, алгоритмов ее преобразования, которые рассматриваются в курсе информатики. Новое программное обеспечение надо изучать не тогда, когда пришло время по программе, а когда нет возможности решать имеющиеся задачи знакомыми средствами.

3. Ключевыми вопросами изучения информационных технологий, обеспечивающими единство методического подхода к их изучению, являются вопросы единства средств и методов представления информации разного типа, функциональной полноты и минимизации операций по обработке информации, алгоритмической основы реализации технологий.

4. Считаем важным рассматривать практико-ориентированные задачи.

При изучении каж­дого нового вида информационных технологий учащиеся знакомятся с областя­ми применения этой технологии, приклад­ными программными средствами, отража­ющими данную технологию; происходит более подробное изучение принципов ра­боты отдельных устройств компьютера, расширяющее представления учащихся об архитектуре ЭВМ, а также рассматрива­ются теоретические основы той или иной технологии (вопросы представления раз­личных видов информации в памяти ЭВМ, структурирования данных, постановки и методов решения информационных за­дач с помощью технологических средств данного типа).

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, рекомендуем использовать методику проектных занятий.

Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной ком­петентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятель­ности». В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникаци­онной компетентности, представлена в нескольких вариантах:

  • «точечная» - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами. Например, творческая работа "Человек и компьютер" (5 класс) по теме «Архитек­тура компьютера»: нарисуйте схему внутреннего устройства компьютера на основании срав­нения человека и компьютера; творческая работа "Информация в будущем" (6 класс) по теме «Информация»: придумайте новое устройство для работы с информацией;
  • организация проектов от предметного содержания курсов с их продолжение и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Например, проект «Создание ло­кальной сети» (9 класс) по теме «Топология сети» может быть продолжен на элективном курсе «Телекоммуникации и Интернет».
  • организация тематических проектов для класса, параллели. Например, можно предложить па­раллели 9 (10) классов создать рекомендации для учителя по улучшению взаимопонима­ния между учителем и учеником, выявить качества учителя, которые наиболее важны с точки зрения учеников. Результаты опросов, тестирований обработать средствами электрон­ных таблиц EXCEL. Такой проект способствует повышению знаний учащихся в области ин­формационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ.

Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстает делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.

Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

  • осваивает модели учебной деятельности,
  • приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
  • получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
    • развивает навыки общения.

Таким образом, к окончанию изучения курса учащиеся должны уметь приводить п римеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых, уметь осуществлять передачу,поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере) информации, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Список литературы:

  1. 1. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
  2. 2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2007 г., г.Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.
  3. 3. Дзугоева, М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов / М.Г.Дзугоева // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания: М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - Кн.2. - С.31-36.
  4. 4. Гусинский, Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 2006 / Под ред. В.И.Белопольского и И.Н.Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - С.29-31.