Содержание художественной деятельности в начальной школе. Изобразительное искусство в начальной школе. Рисование, которое становится настоящим искусством


Министерство образования и науки РФ

Курсовая работа

Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

Введение 3

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе 4

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе 4

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 4

Глава 2. Тематическое планирование и изготовление наглядных пособий к урокам по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 8

2.1. Основы художественных представлений (программа начальной школы) 10

1-й класс (30–60 ч) 10

2-й класс (34–68 ч) 15

3-й класс (34–68 ч) 21

4-й класс (34–68 ч) 27

2.2. Конструкция школьной программы художественного образования. 34

Заключение 37

Список используемой литературы 38

Введение

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

В работе поставлены следующие задачи :

Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. 1

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа 2 .

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. 3 Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

    развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

    воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

    последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

    обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

    целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

    отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

    активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

    введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;

    применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

    смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

    сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;

    введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;

    систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе. 4

Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. 5

Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Глава 2. Тематическое планирование и изготовление наглядных пособий к урокам по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

Вот мир – и в этом мире Я.

Вот мир – и в этом мире МЫ.

У каждого из нас своя стезя.

Но по одним законам мы творим.

Пусть долог путь и труден хлеб творца.

И хочется порой слабинку дать.

Но уберешь ладони от лица.

И снова даришь сердце. И опять. ...

  • Модернизация образования в начальной школе

    Реферат >> Педагогика

    Цель: рассмотрение особенностей процесса обучения в начальной школе в период... методики обучения русскому языку в начальной школе ... изобразительное искусство , чтение -природоведение - изобразительное искусство , русский язык - чтение -изобразительное искусство ...

  • Современные технологии организации и проведения уроков изобразительного искусства

    Реферат >> Педагогика

    ... особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения ... Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе . 2-3 класс Часть 2//М., Дрофа, 2000 9.Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе .1-2 класс, 1, ...

  • Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию изобразительного искусства с точки зрения современности

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... изобразительного искусства , но и в области методов обучения рисованию. Методика обучения изобразитель­ному искусству ... Искусство ,1961. 4. Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе М., 2006 5. Ростовцев Н. Н. История методов обучения ...

  • Педагогические условия обучения изобразительному искусству

    Реферат >> Педагогика

    ... изобразительного искусства для изучения; - использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения , особенно ... 2004. 4. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» . М., Академия, 2003г. ...

  • Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного.

    Урок ИЗО по ФГОС

    ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

    Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

    Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

    Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

    Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

    Рисунок 2. Распределение учебных часов

    Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

    Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

    1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
    2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

    Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

    Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

    Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

    1. задания на составление узоров,
    2. оформлению альбомов,
    3. задания по декоративному оформлению помещений.

    Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

    Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

    На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

    Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

    На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

    1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
    2. иллюстрирование литературных произведений,
    3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
    4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

    На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

    Подготовка учителя к уроку ИЗО

    Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

    1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
    2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
    3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

    Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

    Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

    В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

    Рисунок 4. Типы урока

    Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

    Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

    1. Определение темы урока.
    2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
    3. Определение типа урока;
    4. Продумывание структуры урока.
    5. Обеспеченность урока.
    6. Отбор содержания учебного материала.
    7. Выбор методов обучения.
    8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
    9. Оценка знаний, умений и навыков.
    10. Рефлексия урока.

    Требования к уроку ИЗО

    В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

    Рисунок 5. Дидактические принципы

    На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

    К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

    Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

    Рисунок 6. Структура технологической карты

    Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

    Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

    От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

    1. организационный момент,
    2. проверка домашнего задания,
    3. объяснение нового материала,
    4. самостоятельная работа учащихся,
    5. закрепление пройденного материала,
    6. подведение итогов.

    Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

    Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

    Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

    1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

    1. установление в классе должной дисциплины,
    2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
    3. настрой на учебную работу.

    Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

    Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

    Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

    2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

    3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

    Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

    Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

    4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

    Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

    1. использование новейших достижений науки
    2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
    3. реализация всех дидактических принципов
    4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
    5. межпредметные связи
    6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
    7. мотивация и активация всех сфер личности
    8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
    9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
    10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
    Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

    Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

    1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
    2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
    3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
    4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
    5. творческих подходов к формированию структуры урока;
    6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
    7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
    8. научный расчет и мастерство проведения урока .

    И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

    1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
    2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
    3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
    4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

    Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

    Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

    Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

    Структура план-конспекта ИЗО

    При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

    Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

    Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

    1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

    1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
    2. декоративному рисованию,
    3. тематическому рисованию,
    4. беседе об искусстве.

    2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

    3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

    4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

    5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

    6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

    1. какой материал будет освещен на уроке,
    2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

    Литература

    1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/
    2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014




























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Работая с детьми младшего школьного возраста, я столкнулся с проблемой введения их в мир жанров и видов изобразительного искусства. Современных «компьютеризированных» детей сложно удивить, поэтому возникла острая необходимость в создании презентации, которая помогла бы увлечь, заинтересовать данной темой, предоставить доступный, для понимания визуальный ряд. В процессе объяснения учащиеся открывают для себя удивительно разнообразный мир искусства, вот почему подбор образцов и репродукций для презентации особенно важен.

    У каждого педагога сформировано своё видение мира, которое он транслирует ученикам, школьники интегрируют разные представления о мире, и на их основе формируют своё видение. Но для того чтобы ученики смогли сформировать собственную систему ценностей преподавателю нужно спроектировать условия, предоставляющие возможности выбора, осмысленных поступков и решений, нравственного выбора в проблемных ситуациях. Использование презентации в практической педагогической деятельности поможет учителю наполнить социализацию школьников культурным смыслом, обеспечить трансформацию культурных ценностей, познавательную мотивацию, в изучении изобразительного искусства. Прежде чем говорить об искусстве, изначально необходимо объяснить понятие «культура».

    Культура (от лат. cultura , от глагола colo , colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание)

    Трактовок определения много, однако, обратить внимание стоит, что для детей младшего школьного возраста многие из них будут не понятны. Поэтому достаточно объяснить, что

    «Культура» – это то, что создано руками, умом человека.

    Особое место в культуре занимает искусство. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно-ориентационной, созидательной. Л.С Выготский, пишет о том, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.

    Изобразительное искусство в начальной школе нацелено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, эмоционального оценивания, способности к познанию мира через чувства и эмоции. В соответствии с Федеральным Государственным

    Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:

    Восприятие интереса к изобразительному искусству – обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле – развитие нравственных чувств – уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

    Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать младшему школьнику мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.

    Начнем с определения понятия.

    Слайд 2-й Изобразительное искусство это один из наиболее крупных разделов искусства.

    Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры

    В своей презентации рассмотрим лишь основные виды и жанры.

    Слайд 3 Изобразительное искусство делится на виды и на жанры. Классифицируют их по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

    скульптура
    живопись
    графика
    фотоискусство
    декоративно-прикладное искусство

    Слайд 4 Жанры изобразительного искусства. Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения; исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.) Рассмотрим лишь самые основные жанры:

    Портрет
    Пейзаж
    Натюрморт
    Жанровая композиция
    Декоративно-прикладная композиция

    Слайд 5 Портрет – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности."На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека". Портрет можно поделить на «поджанры» Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
    Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.
    Посмертный (ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
    Портрет-картина – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
    Портрет-прогулка – изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
    Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.
    Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
    Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.
    Религиозный портрет – древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

    По характеру изображения

    Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост.
    Полупарадный – обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
    Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
    Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
    Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
    Более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.

    Слайд 6 Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.

    Слайд 7 Натюрморт – (Мёртвая природа) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в XV-XVI веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.

    Слайд 8 Жанровая композиция является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.

    Слайд 9

    Виды изобразительного искусства и их взаимодействие с жанрами. Тут стоит особо обратить внимание на взаимосвязь видов и жанров, поскольку каждый из вышеперечисленных основных жанров может быть реализован и в скульптуре, и в живописи, и в графике, и в любом другом виде изобразительного искусства.

    Слайд 10

    Скульптура (лат.sculptura , от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов – в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Основано на принципе объёмного, физически трехмерного изображения.
    Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

    Слайд 11

    Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей

    Слайд 12

    Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

    Слайд 13

    Фотоискусство искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Это один из новых, «молодых» видов современного изобразительного искусства.

    Слайд 14

    Декоративно -прикладное искусство (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

    Слайд 15

    Скульптура. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае – барельеф, во втором – горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка – искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или скульптура в тесном смысле – искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

    Слайд 16 Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).

    Слайды 17, 18, 19, 20 В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может быть исполнена масляными красками, темперой, акриловыми красками и акварелью.

    Слайды 21, 22, 23 Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях – два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, – «воздух белого листа»). В графике может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

    Слайды 24, 25 Особое место Фотографии в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Как и на рубеже 19–20 вв., современная художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. Современные фотохудожники изменяя масштабы и фактуры до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства, или следуют более традиционным направлениям и жанрам.

    Слайды 26, 27 Декоративно-прикладное искусство – собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
    Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
    В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
    Хотелось бы, чтобы первичное знакомство с видами искусства запомнилось и явилось сильным мотивационным стимулом для их дальнейшего развития.

    Список литературы:

    1. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 3. Лшия//Искусство в школе. – 2001. №2. – С.26.
    2. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 6. Роза//Искусство в школе. – 2001. – МЗ. – С.57
    3. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 10. Летящая птичка//Искусство в школе. – 2001. – №4. – С. 42.
    4. Журналы «Юный художник» 2000 – 2012 года
    5. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 1 – М. Советский художник, 1981.
    6. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 2 – М. Советский художник, 1981.
    7. Григорьева Г.Г. , Игровые приемы и обучение детей изобразительной деятельности. – М: Просвещение, 1995.

    Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

    Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

    В работе поставлены следующие задачи :

    Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

    Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

    Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

    1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

    В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

    Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

    Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

    1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

    Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

    Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа .

    Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

    Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

    Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

    Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

    В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

    Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

    Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

    Развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

    Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

    Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

    Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

    Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

    Отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    Использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

    Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

    В настоящее время современные учебные заведения находятся на этапе модернизации и обновления содержания образования. На сегодняшний день основной стратегической целью образования является создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. На духовное становление человека, на формирование его культуры существенно влияют занятия искусством, которые могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Однако осуществление главной стратегической цели образования через занятия искусством связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, к которым относятся:

    • - недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
    • - культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
    • - усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
    • - второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
    • - распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
    • - чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

    В соответствии с возникшими проблемами модернизации образования, в том числе и художественного, возникла необходимость в новых подходах к преподаванию в общеобразовательных учреждениях. Реализация принципов и задач современной школы предполагает не только изменение взглядов на содержание, формы и методы учебной деятельности школьников, но и радикальное преобразование деятельности учителя. Личность учителя и его профессиональная подготовка занимают центральное место в системе общего и педагогического образования. Актуальность проблемы определяется тем, что без существенных изменений отношения учителя к педагогической деятельности и ее компонентам, к себе и к другим субъектам этой деятельности, качественного обновления системы школьного образования, не произойдет.

    Целью данного исследования является определение роли изобразительного искусства в процессе духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. На наш взгляд роль изобразительного искусства в современном понимании содержания образования следует определять через решение следующих задач:

    • - выявление главной цели преподавания изобразительного искусства в школе;
    • - анализ современных концепций преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
    • - определение условий успешного формирования духовного мира младшего школьника и тактики деятельности учителя изобразительного искусства.

    Как известно, содержание образования - это социальный опыт, то есть опыт деятельности человечества за всю историю его развития. И.Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

    В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника. Таким образом, для младших школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений.

    Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

    Эстетическое отношение к жизни - это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

    • - непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
    • - видеть в окружающем мире своё продолжение;
    • - чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
    • - осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
    • - осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

    Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

    Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Преподавание искусства должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

    Начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

    В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни, акцент в преподавании делается на развитии:

    • - эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;
    • - первичных форм художественного воображения;
    • - способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

    Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется. Общее для всех видов искусства должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов.

    В условиях вариативного обучения важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в начальной школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие.

    Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеназванной главной цели обучения изобразительному искусству, воспитания эстетического отношении к жизни. Следует отметить, что, несмотря на общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения в концептуальных обоснованиях своих программ. Поэтому выбор единственной необходимой в данных конкретных условиях программы среди существующих направлений преподавания изобразительного искусства в школе является существенной проблемой для учителя начальной школы.

    К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

    Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная программа, действующая во многих школах страны. Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало XVIII в), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современный автор этой концепции - доктор педагогических наук, профессор В.С. Кузин.

    Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

    В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка; аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

    Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х - начале 70-х гг XX века. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б.П. Юсовым. Ее основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.

    Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты.

    Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем: форма, пропорции, конструкция; цвет и освещение; пространство и объём; композиционная организация изображения; работа с художественными материалами; развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости.

    Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б.П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

    Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б.М. Неменского. Ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е гг. (теоретическое наследие Л.П. Блонского, А.В. Бакушинского, С. Шацкого, П.И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

    Основные задачи программы: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

    Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности - изобразительной, декоративной, конструктивной.

    Четвёртая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т.Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

    Основные задачи программы: формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков; создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

    Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству.

    Пятая концепция реализуется в рамках образовательной программы «Школа 2100». Это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы - академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.

    • - во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
    • - во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
    • - в-третьих, была бы разработана именно как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
    • - в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

    По эстетическому циклу в этом направлении работают коллективы под руководством Б.М. Неменского и О.А. Куревиной. Авторами программы по изобразительной деятельности являются О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Она направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

    Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

    Задачами курса являются: расширение художественно-эстетического кругозора; приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства; освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов; создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; освоение простейших технологий дизайна и оформления; воспитание зрительской культуры.

    Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

    Шестая концепция построена Полуяновым Ю.А. в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Эта система разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы №91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

    Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

    Интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд» в рамках системы Эльконина-Давыдова прелполагает решение основных образовательных задач в соответствии с возрастом учащихся.

    В первый год обучения дети знакомятся с теми видами изобразительной и трудовой деятельности, которые по технологии им доступны. Курс 1 класса является вводным и переходным от дошкольных занятий к занятиям школьным, построенным на принципах системы развивающего обучения. Содержание занятий по видам учебной и творческой работы представлено следующими разделами: линии - пятна - силуэты, общность и различия, мера величины и формы, соединение по замыслу; скульптурная лепка; краски и цвет; декоративная роспись; художественное конструирование; архитектура и монументальная роспись; художественное шитье.

    Содержание второго года обучения изобразительному искусству и художественному труду включает пять разделов: гармония сочетания цветов, гармония и выразительность цвета, ритм в жизни и в искусстве, симметрия в жизни и в искусстве, очертания предметов и изображений. Все эти разделы взаимосвязаны между собой и направлены к единой задаче: формированию у детей умения видеть не только отдельные изображения и части изделий, а отношения между ними, что невозможно без развития способности обобщенного восприятия цвета, пространства, формы того, что они изображают.

    Главная задача третьего года обучения: создание условий для формирования и успешной реализации учащимися новых творческих интересных замыслов. Такая задаче реализуется через изучение следующих разделов курса: композиционное и конструктивное равновесие, динамичное и статичное равновесие композиции и конструкции, контрасты - аналогии, пропорции изображения и композиции, рисунок пером, очертания - форма - пропорции изображений.

    На четвёртом этапе главная задача обучения заключается в такой перестройке уже сложившихся представлений детей, при которой у них включается пространственное воображение об окружающем мире и способах его изображения. Поэтому содержание обучения включает в себя такие разделы как: пространственные планы композиции; объемные изображения; наблюдение и изображение деревьев; искусство акварели; конструирование объемных форм из плоского листового материала; ритм в живописи, графике, скульптуре; конструкция объемных художественных изделий, наш город (село, деревня) в разное время года.

    Анализ задач и содержания программы Ю.А. Полуянова показывает, что каждый способ художественного изображения, будучи введен (не пройден, не заучен, а именно введен в изобразительную деятельность детей) на каком-то из этапов обучения, затем постоянно включается во все последующие занятия, разворачиваясь перед учениками все новыми и более богатыми возможностями. Вместе с тем при знакомстве с каждым из этих способов и практических пробах каждого из них у детей должно сложиться новое и очень важное умение смотреть и видеть.

    Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания изобразительного искусства в школе являются разнообразными и не одинаково предлагают реализовывать главную цель формирования эстетического отношения к жизни. Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на ту учебную программу по изобразительному искусству, которая реализуется в основном звене общеобразовательной школы.

    выводы.

    Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения - кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.

    Разнообразие концепций художественного образования является ярким примером современных тенденций развития системы образования и усложняет задачи учителя, преподающего изобразительное искусство в начальной школе при выборе ведущих принципов и методов воспитания и обучения. Тем не менее, любая школьная программа по изобразительному искусству ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством.

    Роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания четко определяет концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

    При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.

    Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:

    • - вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
    • - национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
    • - стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
    • - стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.

    Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, методики, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.

    Литература

    художественный изобразительный искусство общеобразовательный

    • 1. Живой мир искусства: (программа полихудожественного развития школьников 1 - 4 классов): Для общеобраз. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешкол. дет. учреждений / Науч. рук. Б.П. Юсов. - М.: РАО, 2000. - 40 с. - (Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию; Вып. 3)
    • 2. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование / Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. - М.: Просвещение, 2008. - 92 с.
    • 3. Комплект интегрированных полихудожественных программ / Науч. рук. Б.П. Юсов. - М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. - 148 с.
    • 4. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б.М. Неменский. - М., 1992. - 123 с.
    • 5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2008. - 336 с.
    • 6. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 224 с.
    • 7. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 256 с.
    • 8. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 224 с.
    • 9. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 208 с.
    • 10. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. №1403 «О концепции художественного образования в Российской Федераци» - http: //www.gnesin.ru
    • 11. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2009. - 141 с.
    • 12. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. / Науч. рук. В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
    • 13. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.
    • 14. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310 с.
    • 15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
    • 16. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост.
    • 17. А.Г. Аркадьев, Э.Д. Днепров и др. - М.: Дрофа, 2004. - 64 с.