Творческая деятельность толстого. Творческий и жизненный путь Л.Н.Толстого (лекция). Вопросы и задания

Бывают такие литературные произведения, относительно которых неуместно звучат слова «краткое содержание». «Бежин луг» Тургенева - одно из них. Если сравнивать этот рассказ с живописным полотном мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

Не случайно таких изменяющихся, взрослеющих персонажей подобрал в свой рассказ Иван Тургенев. «Бежин луг» - это и вольница, и огромный мир детства для мальчишек: Вани (7 лет), Ильюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельными штрихами мастера индивидуализирует Иван Сергеевич ребят: Федя - стройный, красивый мальчик из зажиточной семьи; Павлуша - с обычной внешностью, но с ощутимой внутренней силой; подслеповатый и горбоносый Ильюша закомплексован и ведомый по своей сути; Костя - задумчивый и печальный; Ваня же, самый маленький, устав, засыпает, не участвуя в разговоре.

Писатель - безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое ощущение неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчишки вырастут, станут другими. Не в этой ли грации «рисунка на песке» таит рассказ свое краткое содержание?! «Бежин луг» Тургенева запечатлел словами охотника, волей случая подслушавшего детский разговор у костра, эту ночь, отблески пламени, одухотворенные лица маленьких рассказчиков, развевающиеся на ветру гривы коней, звезды, догорающие у них в зрачках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности», усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем - Павел вскоре убьется, упав с лошади.

Проследуем же за замыслом рассказа, представив его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степной простор. Он увидел вышеперечисленных ребят, выведших ночью коней пастись в степь (в ночное). Мальчишки рассказывали разные наивно-таинственные истории. Ильюша - о домовом, которого слышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя - о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Ильюша - инфернальные «страшилки» про псаря Ермила и про бабу Ульяну. Ильюша - о Тришке, являющемся при солнечном затмении. Все это мальчишкам кажется загадочным и значительным. Уже под самое утро, проговорив ночь, они пытаются определить разницу между лешим и водяным. Костя повествует о мальчике, которого утащил водяной. Только под утро ребята засыпают. Формально вышеперечисленной последовательностью историй автор определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразной поэмой в прозе - о природе, о детстве, а в широком смысле - о красоте Родины.

Возвратимся же к аналогии рассказа Тургенева с акварелью, - легкой, мимолетной и потому - прекрасной. Произведение не несет в себе документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но оно, безусловно, несет в себе настроение. Взрослый читатель наверняка ощутит тоску о том, что детство прошло, и он находится уже далеко от бесхитростных и чистых мальчишечьих грез и фантазий, о том, что не укрыться ему ночью степной ковыльной травой, не вскочить посреди ночи на коня и не помчаться по степи навстречу ветру вслед за мальчишками. Ему станет грустно от того, что детство ушло, словно растаявший под утренними лучами солнца ночной туман.

Про рассказ Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронзительно чувствуется «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек неуловимо и по-тургеневски гармонично «Русью пахнет». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется гармоничней и совершеннее.

План

I.Введение. Обоснование выбора темы.

II. Основная часть. Творческий путь Л. Н. Толстого.

1. Появление писателя в литературном мире.

2. “Детство”, “Отрочество”, “Юность”.

3. Севастопольские рассказы.

4. Художественное своеобразие повести “Казаки”.

5. Роман-эпопея “Война и мир”.

а) создание произведения;

б) утверждение в романе “мысли народной”;

в) путь идейных и нравственных исканий положительного героя Толстого;

г) изображение правды войны в романе.

д) “Война и мир”- книга о великом обновлении жизни, вызванном грозными историческими событиями.

6. “Азбука” Толстого.

7. “Анна Каренина”- роман о современности.

а) отражение семейной жизни и жизни света в книге;

б) связь в развитии судеб Анны и Левина;

в) “Признаки времени” в содержании и художественной форме “Анны Карениной”.

8. Способ толстовского познания и воплощения мира через психологический анализ в “Смерти Ивана Ильича”.

9. Роман-обозрение “Воскресение”.

10. Тема борьбы с самодержавным деспотизмом в повести “Хаджи-Мурат”.

III. Заключение. Ценность художественного наследия писателя.

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущиеся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…”

Л.Н. Толстой.

Введение

Я выбрала для написания реферата тему творчества Л.Н. Толстого, так как его личность, глубоко эпохальная, жизнеутверждающая, историко-философская литература, отношение к жизни, к поиску своего места в ней наиболее близки мне. Изучение его жизни и творчества – идеальный путь самовоспитания. В мучительных поисках ответов на неисчислимые вопросы, которые задает себе каждый здравомыслящий человек на определенном этапе своей жизни, Лев Толстой писал: “Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно и, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

В начале ХХ века Л. Н. Толстого называли “учителем в жизни и искусстве”. В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а “подчинится” редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он- феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.

Стремление к нравственному совершенствованию, проповедь любви к ближнему, добра, поиски смысла жизни – ведущие идейные мотивы творчества писателя. Они представляют путь истинный, дорогу к разумному, доброму, вечному. Все это - общечеловеческие ценности.

Читая иных знаменитых, прекрасных, русских писателей, таких как А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский… чувствуешь некоторую безысходность. Кажется, нет выхода из сети нескончаемых проблем как на государственном, так и на бытовом человеческом уровне.

Лев Николаевич не только гневно протестует, обличает или клеймит несправедливость, пороки и несовершенства этого мира вообще и действительность в русском обществе в частности, а старается понять русского человека. Это писатель-философ. Писатель, любящий людей и умеющий увидеть светлые стороны жизни.

Толстой рисует картину целой эпохи в жизни России. Произведения писателя - отражение мельчайших деталей реальной жизни того времени. А право на оценку событий он предоставляет нам.

Л. Н. Толстому было 24 года, когда в лучшем, передовом журнале тех лет- “Современнике” - появилась повесть “Детство”. В конце печатного текста читатели увидели лишь ничего не говорившие им тогда инициалы: Л. Н.

Отправляя свое первое создание редактору журнала, Н.А.Некрасову, Толстой приложил деньги – на случай возвращения рукописи. Отклик редактора, более чем положительный, обрадовал молодого автора “до глупости” . Первая книга Толстого – “Детство” – вместе с последующими двумя повестями, “Отрочеством” и “Юностью” , стала и первым его шедевром. Романы и повести, созданные в пору творческого расцвета, не заслонили собой эту вершину.

“Это талант новый и, кажется, надежный”, - писал о молодом Толстом Н.А.Некрасов. “Вот, наконец, преемник Гоголя, нисколько на него не похожий, как оно и следовало…”, - вторил Некрасову И.С.Тургенев. Когда появилось “Отрочество”, Тургенев написал, что первое место среди литераторов принадлежит Толстому по праву и ждет его, что скоро “одного только Толстого и будут знать в России” .

Внешне незамысловатое повествование о детстве, отрочестве и нравственному облику героя, Николеньки Иртеньева, открыло для всей русской литературы новые горизонты. Ведущий критик тех лет, .Г.Чернышевский, рецензируя первые сборники Толстого (“Детство и Отрочество”, “Военные рассказы”), определил суть художественных открытий молодого писателя двумя терминами: “диалектика души” и “чистота нравственного чувства”.

Психологический анализ существовал в реалистическом искусстве до Толстого. В русской прозе – у Лермонтова, Тургенева, молодого Достоевского. Открытие Толстого состояло в том, что для него инструмент исследования душевной жизни – микроскоп психологического анализа сделался главным среди других художественных средств. Н.Г.Чернышевский писал в этой связи: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияния общественных отношений и столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином ”.

Небывало пристальный интерес к душевной жизни имеет для Толстого-художника принципиальное значение. Таким путем открывает писатель в своих героях возможности изменения, развития, внутреннего обновления, противоборства среде.

По справедливому мнению исследователя, “идеи возрождения человека, народа, человечества… составляют пафос творчества Толстого… Начиная со своих ранних повестей, писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, ее способности к духовному росту, возможности ее приобщения к высоким целям человеческого бытия” .

“Подробности чувств”, душевная жизнь в ее внутреннем течении выступают на первый план, отодвигая собою “интерес событий”. Сюжет лишается всякой внешней событийности и занимательности и до такой степени упрощается, что в пересказе его можно уложить в несколько строк. Интересны не события сами по себе, интересны контрасты и противоречия чувств, которые, собственно, и являются предметом, темой повествования.

“Люди, как реки” - знаменитый афоризм из романа “Воскресение”. Работая над последним своим романом, в дневнике Толстой записал: “Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество” . Суждение это почти буквально повторяет запись, сделанную в июле 1851 г., т. е, как раз в пору “Детства”:“Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д. ...слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку ”.

Уловить и воплотить “текучее вещество” душевной жизни, само формирование человека - в этом главная художественная задача Толстого. Замысел его первой книги определен характерным названием: “Четыре эпохи развития”. Предполагалось, что внутреннее развитие Николеньки Иртеньева, а в сущности всякого человека вообще будет прослежено от детства до молодости. И нельзя сказать, что последняя, четвертая часть осталась ненаписанной. Она воплотилась в других повестях молодого Толстого - “Утре помещика”, “Казаках”.

С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого - мысль о громадных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного и духовного роста. Новое в герое и в открывающемся ему день за днем мире особенно занимает Толстого. Способность любимого толстовского героя преодолевать привычные рамки бытия, постоянно изменяться и обновляться, “течь” таит в себе предчувствие и залог перемен, дает ему нравственную опору для противостояния отрицательным и косным элементам в окружающей его среде. В “Юности” эту “силу развития” Толстой прямо связывает с верой “во всемогущество ума человеческого”.

Поэзия детства - “счастливой, счастливой, невозвратимой поры” сменяется “пустыней отрочества”, когда утверждение своего “я” происходит в непрерывном конфликте с окружающими людьми, чтобы в новой поре - юности - мир оказался разделенным на две части: одну, освещенную дружбой и духовной близостью; другую - нравственно враждебную, даже если она порою и влечет к себе. При этом верность конечных оценок обеспечивается “чистотой нравственного чувства” автора.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Литературный начался в 1850 г. с переездом в Москву из родительской Ясной Поляны. Именно тогда писатель начал свой первый труд - автобиографическую повесть «Детство» - произведение о быте цыган, оставшееся незаконченным.
И в этом же году была написана «История вчерашнего дня» - рассказ о переживаниях в один прожитый день.

В 1851 г. Толстой подался служить юнкером на Кавказ. Это произошло под влиянием одного из самых авторитетных для молодого Льва Николаевича мужчин - брата Николая, служившего тогда офицером-артиллеристом. На Кавказе Толстой дописал повесть «Детство» - свой литературный дебют, который в 1852 г. был напечатан в журнале «Современник». Эта повесть вместе со следующими «Отрочеством» и «Юностью» стала частью известной автобиографической трилогии о внутреннем мире ребенка, подростка и юноши Иртеньева.

В 1851-1853 гг. когда-то студент, а теперь начинающий писатель, участвовал в Крымской войне. Армейская жизнь и участие в военных действиях оставили в памяти писателя неизгладимые впечатления и обеспечили огромным материалом для военных рассказов 1852-1855 гг.: «Рубка леса», «Набег» и «Севастопольские рассказы».

Здесь впервые была описана обратная сторона войны - сложный быт и переживания человека на войне. Участие в самой кровавой войне XIX в. и художественный опыт, приобретенный в военных рассказах 1852-1855 гг., писатель использовал через десятилетие в работе над своим основным трудом - романом «

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губерниив семье, принадлежащей классу дворян. В 1860 - х годах он написал свой первый большой роман - “Война и мир”.

В 1873 году Толстой приступил к работе над одной из наиболее известных его книг: “Анна Каренина”. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием "Детство". В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в "Современник", самый популярный журнал того времени.

После завершения повести "Детство", Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу "Казаки", он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал "Отрочество" , продолжение "Детства", вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать "Юность", третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.


Граф Л.Н.Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

Важнейшие события «дописательской» биографии Толстого — раннее сиротство, переезд вместе с братьями из Москвы в Казань к сестре отца, назначенной их опекуншей, недолгая и не очень успешная учеба в Казанском университете, сначала на восточном, а затем на юридическом факультете (с 1844 г. по 1847 г.). После ухода из университета Толстой отправился в Ясную Поляну, полученную в наследство от отца.

С детских лет будущий писатель был увлечен идеей самопознания и нравственного самоопределения. С 1847 г. и до конца жизни он вел дневник, в котором отразились его напряженные нравственные искания, мучительные сомнения в правильности принимавшихся жизненных решений, радостные моменты обретения смысла существования и горькое расставание с тем, что еще недавно казалось незыблемой истиной... Записи в толстовской! дневнике стали «человеческими документами», которые подготовили появление его автобиографических книг. Познание человеческой души, длившееся всю жизнь, Толстой начал с себя.

Первые литературные опыты Толстого относятся к 1850 г. Приехав из Ясной Поляны в Москву, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», повестью из быта цыган (осталась незавершенной), написал «Историю вчерашнего дня» —психологический «отчет» об одном из прожитых дней. Вскоре жизнь Толстого круто изменилась: в 1851 г. он решил поехать на Кавказ и поступить юнкером в одну из армейских частей. Важную роль в этом решении сыграл один из самых авторитетных для юного Толстого людей — старший брат Николай, офицер-артиллерист, служивший в действующей армии.

На Кавказе была закончена повесть «Детство», ставшая литературным дебютом Толстого (опубликована в некрасовском «Современнике» в 1852 г.). Это произведение вместе с созданными позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) вошло в состав знаменитой автобиографической трилогии, в которой Толстой, еще во время учебы в Казанском университете увлекшийся педагогическими идеями французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, исследует психологию ребенка, подростка и юноши Николая Иртеньева.

В 1851-1853 гг. бывший студент и начинающий писатель участвовал в войне с горцами. Во время Крымской войны его перевели в Дунайскую армию, воевавшую с турками, а затем в осажденный войсками союзников Севастополь. Армейский быт и эпизоды Крымской войны послужили источником незабываемых впечатлений, дали обильный материал для военных произведений— рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны. «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя-воина. За мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, он был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Опыт участника самой кровопролитной войны середины XIX в. и художественные открытия, сделанные в военных рассказах 1850-х гг., Толстой использовал десятилетием позже в работе над своим главным «военным» произведением — романом «Война и мир».

Первые публикации Толстого вызвали сочувственные отклики критики и читателей. Пожалуй, самая проницательная характеристика творчества молодого писателя принадлежит перу Н.Г.Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик первым с классической ясностью определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, а осенью 1856 г. вышел в отставку, разочаровавшись в военной карьере. Началась работа над задуманным ранее «Романом русского помещика». Это произведение осталось незавершенным, сохранился только один из его фрагментов — рассказ «Утро помещика», «эхо» которого ощущается во всех романах Толстого.

В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в. Толстой с горечью написал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявили необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку, однако закончил рассказ абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость Того, Кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям».

В произведениях 1850-х гг. Толстой-художник избегал критики действительности, соприкасаясь, но не сливаясь с критическим направлением в русской реалистической литературе. Писатель сознательно шел против течения, считая, что «склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени». Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: «Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного». Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима — она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.

Повесть «Казаки» (1853-1863) — художественный «манифест» толстовского «руссоизма». Несмотря на «литературность» сюжета, восходящего к «кавказским» произведениям Пушкина («Цыганы») и Лермонтова («Герой нашего времени»), повесть стала итогом творческого развития писателя за десять лет. Произошло знаменательное, важное для последующей работы над романом «Война и мир» сближение трех тем: «естественного человека», народной жизни и традиционной для Толстого темы нравственных исканий дворянина (образ Оленина). В «Казаках» «фальшивое» светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. «Естественность» для Толстого — основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. «Истинной» жизнью, по его мнению, может быть только «вольная» жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы.

В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача С. А. Берс).

Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. С 1860 г., когда был задуман роман «Декабристы», постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. — романа-эпопеи «Война и мир». Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные.

Подвижнический труд — создание «Войны и мира» — завершился в 1869 г. В течение нескольких лет Толстой вынашивал замысел нового произведения на «узловую», по его мнению, историческую тему — тему Петра I. Однако дальше нескольких глав работа над романом о петровской эпохе не продвинулась. Только в 1873 г., пройдя через новое увлечение педагогикой (были написаны «Азбука» и «Книги для чтения»), он вплотную приступил к реализации нового замысла — романа о современности.

Роман «Анна Каренина» (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная». Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни. Тревогой за судьбу России продиктованы знаменитые слова Константина Левина: «У нас теперь, ... когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». Герой понимает, что от благополучия страны зависит и его хрупкое семейное счастье.

Любовь и брак, по убеждению Толстого, нельзя рассматривать лишь как источник чувственного наслаждения. Самое важное — нравственные обязанности перед семьей и близкими людьми. Любовь Анны Карениной и Вронского основана лишь на потребности в наслаждении, поэтому и приводит к духовному разъединению героев, делая их несчастными. Трагизм судьбы Анны предопределен не только черствостью человека, за которого она вышла замуж не по любви, а по расчету, жестокостью и лицемерием света, легкомыслием Вронского, но и самой природой ее чувства. Конфликт между наслаждением, добытым ценой разрушения семьи, и долгом перед сыном оказался неразрешимым. Высшим судьей для Анны Карениной становится не «свет пустой», а сын Сережа: «он понимал, он любил, он судил ее». Смысл отношений Кити и Левина — иной: создание семьи, понимаемой как духовный союз любящих людей. Любовь Кити и Левина не только соединяет их друг с другом, но и связывает с окружающим миром, приносит им подлинное счастье.

Каждый перелом в мировоззрении Толстого отражался и на бытовом укладе его жизни, и в творчестве. Подчиняясь новым нравственным императивам, он начинал следовать им на практике: оставлял литературную деятельность, охладевая к ней, и даже «отрекался» от произведений, написанных ранее. Но через некоторое время Толстой возвращался в литературу — в его творчестве происходил новый поворот. Так было и в конце 1870-х гг.

Толстой пришел к выводу, что жизнь общества, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, — лживая и пустая. Острота социальной критики соединилась в его произведениях со стремлением найти простые и ясные ответы на «вечные» философские и нравственные вопросы. Острое ощущение мимолетности человеческой жизни, беззащитности человека перед лицом неизбежной смерти подтолкнуло Толстого к поиску новых основ жизни, такого ее смысла, который не уничтожался бы смертью. Эти искания отразились в «Исповеди» (1879-1882) и в религиозно-философском трактате «В чем моя вера?» (1882-1884). В «Исповеди» Толстой сделал вывод, что именно вера придает смысл жизни, помогая избавиться от ложного, бессмысленного существования, а в трактате «В чем моя вера?» подробно изложил свое религиозно-нравственное учение, названное современниками «толстовством».

Смена нравственных и эстетических ориентиров обусловила появление трактата «Что такое искусство?» (начат в 1892 г., завершен в 1897-1898 гг.). В работе с характерной для позднего Толстого прямотой и категоричностью поставлены и решены две проблемы: автор резко критикует современное искусство, считая его не просто бесполезным, а губительным для людей, и высказывает свои представления о том, каким должно быть подлинное искусство. Главная идея Толстого: искусство должно быть полезным, задача писателя — формировать нравственный облик людей, помогать им в поиске жизненных истин.

Повесть «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886) — шедевр Толстого, повлиявший на несколько поколений русских и зарубежных писателей, — первое художественное произведение, написанное после перелома в его мировоззрении. Толстой поставил своего героя, преуспевающего петербургского чиновника, перед лицом смерти, то есть в «пограничную ситуацию», когда человек должен пересмотреть свое прежнее отношение к службе, карьере, семье, задуматься о смысле прожитой жизни.

Жизнь главного героя повести Ивана Ильича — «самая обыкновенная и самая ужасная», хотя в ней осуществилось все, чего он хотел. Переоценка прошлого, открывшегося ему с новой стороны, нравственная самокритика и беспощадно-трезвый взгляд на ложь и лицемерие окружающих помогли Ивану Ильичу преодолеть страх смерти. В нравственном просветлении героя Толстой показал победу истинной духовности. В отличие от произведений 1850-х — 1870-х гг., прозрение Ивана Ильича не было итогом длительных поисков истины. В повести ярко проявилась черта поздней толстовской прозы: писателя интересовал уже не процесс нравственного развития героев, а внезапное духовное преображение, «воскресение» человека.

Повесть «Крейцерова соната», написанная в 1887-1889 гг., отразила представления позднего Толстого о губительной силе чувственной любви, «похоти». Семейная драма Позднышева, в трактовке автора, — следствие «власти тьмы», то есть нездоровых, распаленных страстей, вытесняющих подлинную основу семейно-брачных отношений — духовную близость. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой объявил идеалом жизни целомудрие и безбрачие.

В течение десяти лет (1889-1899) Толстой работал над последним романом «Воскресение», сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. Главная идея этого беспрецедентного по силе социальной критики романа — духовное «воскресение» человека. Социальные институты, религию, мораль и право — всю современную жизнь, уродующую людей, писатель показал с позиций своей религиозно-нравственной философии. Размышляя о «конце века», Толстой подвел неутешительные итоги XIX столетия, в котором материальная цивилизация взяла верх над духовностью, заставив людей поклоняться фальшивым ценностям. Однако писатель убежден, что подобно тому, как неправедная, бессмысленная жизнь князя Нехлюдова завершилась его прозрением и нравственным «воскресением», подлинной перспективой существования всех людей должно стать преодоление лжи, фальши и лицемерия. В преддверии XX в. Толстой размышлял о грядущей «весне» человечества, о торжестве жизни, которая пробьется, как первая весенняя трава, сквозь «плиты камней».

Работая над «Воскресением», Толстой одновременно писал повести «Отец Сергий» (1890-1898) и «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Оба произведения были впервые опубликованы (с цензурными купюрами) только в 1912 г. В 1903 г. написан рассказ «После бала» (опубликован в 1911 г.). Ярким явлением в позднем творчестве Толстого стали пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» к «Живой труп».

Несмотря на то, что в 1880-е — 1890-е гг. много времени и сил Толстой отдавал работе над публицистическими произведениями, считая, что писать «художественное» «стыдно», его литературная деятельность не прекращалась. Само присутствие патриарха русской литературы благотворно влияло на художественную и общественную жизнь России. Его произведения оказались созвучными идейным и творческим исканиям молодых писателей начала XX

в. Многие из них (И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, М. П. Арцыбашев и др.), как и тысячи людей на разных континентах, прошли через увлечение «толстовством».

Толстой был не только подлинным художественным авторитетом, но и « учителем жизни », примером подвижнического отношения к нравственным обязанностям человека. Его религиозно-нравственное учение, не совпадавшее с православной догматикой (в начале 1900-х гг. Святейший Синод отлучил Толстого от церкви), воспринималось как ясная программа жизни.

Уход Толстого из Ясной Поляны 27 октября (10 ноября) 1910 г. стал не только завершением острого семейного кризиса. Это был итог мучительных размышлений писателя, давно отказавшегося от собственности, о ложности своего положения проповедника в условиях жизни барской усадьбы. Смерть Толстого символична: он умер на пути к новой жизни, так и не сумев воспользоваться плодами своего «освобождения». Заболев воспалением легких, Толстой скончался на маленькой железнодорожной станции Астапово 7 (20) ноября и 10 (23) ноября 1910 г. был похоронен в Ясной Поляне.