Слова которые часто встречаются в былинах. Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств. Историческая действительность и художественный вымысел в былинах

ПРИЕМЫ БЫЛИННОГО ТВОРЧЕСТВА

Приемы былинного творчества - двоякого рода: часть этих приемов однородна с приемами, употребляемыми в устной лирике, другая часть представляет особенность только былевого творчества.
С точки зрения анимистического мировоззрения природа - общество живых людей. Это общество интересуется делами людей, радуется их удачам. Когда рождается могучий богатырь, природа откликается на это событие необыкновенными явлениями: при рождении Вольки-Волха "подрожала сыра земля, стряслося славно царство Индейское, а и сине море сколебалося...Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи, куницы по островам" . Когда богатырь спит, прохлаждается и над собой невзгодушки не чует, конь будит его и человеческим языком предостерегает. При нашествии Килина-царя Днепр перестает течь по старому: посредине его видна струичка кровавая. Днепр перестает течь по старому и в былинах о Сухмане, когда явилась сила татарская: вода с песком в нем помутилась; днем сила мостит на Днепре мосты калиновые, а ночью Днепр из повыроет.

В связи с анимистическим мировоззрением находится вера в судьбу, в предопределение. Илье предсказано, что ему смерть на бою не писана, и он этому верит; Святогору предсказано было, что он женится на девушке, которая тридцать лет в гноище лежала, и это предсказание исполняется.

Иногда предстоящая человеку судьба открывается в вещем сне. Царь Турецкой земли (Индейской) беседует со своей царицей Панталовной: "Ай же ты, царица Панталовна! А ты знаешь ли про то, ведаешь? На Руси то трава растет не по-старому, цветы цветут не по-прежнему... А видно Вольги живого нет...". Отвечает ему царица: "Ай же ты, царь Турец-сантал! А я знаю про то, ведаю: на Руси трава все растет по-старому, цветы-то цветут по-прежнему. А ночесь спалось, во снях виделось: быв спод восточныя спод сторонушки налетала птица малая пташица, а спод западной спод сторонушки налетала птица черный ворон; слеталися они в чистом поле, промежду собой подиралися; малая птица пташица черного ворона повыклевала и по перышку она повыщипывала, а на ветер все повыпускала. То есть Вольга сударь Буслаевич, а что черный ворон - Турец-Сантал". Сон исполняется: Вольга завоевывает Турецкую землю и убивает Турец-сантала.
В связи с анимистическим мировоззрением находится и вера в силу заговоров. В былинах о Добрыне и Марине изображается, как Марина заговаривает следы Добрынюшкины. Илья Муромецв былинах о Калине-царе пускает к своему крестному батюшке стрелу, заговорив ее предварительно. Иван Годинович, привязанный к сырому дубу, молит, чтобы стрела, которую татарин-соперник собирался пустить в малых голубей, пала не на воду и не на землю, а воротилась татарину во белу грудь; по словам Ивана Годиновича и случается.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Анимистическое мировоззрение породило один из важнейших приемов устного творчества, общий для общенародной лирики и княжеско-дружинного эпоса, именно параллелизм в различных его видах.

Наличие всевозможного рода повторений , буквальные или почти буквальные повт-я часто значит. по размеру целых эпизодов. Н-р, приказание князя послу с букв. точностью повт-ся при изложении послом этого приказания иноземному царю. Особенно излюблены троекратн. Повт-я эпизодов,мб с некоторой тенденцией «наращения

Простые повторения слов («Чудным, чудным, чудно», «дивным дивно», «из лесу было лесу темного»), повторения предлогов, повторения одного и того же слова в двух или нескольких следующих друг за другом стихах. Сюда же относится и повышение числа в каждом новом стихе: «Там повыправь дани, выходы, За двенадцать год да за тринадцать лет, За тринадцать лет да с половиною». -постоянные эпитеты , прилагаемые к различным предметам: белый (березка, грудь, день, кречет, лебедь, горностай, рука, свет, снег, шатер, гридня, стол, светлица, ворота и др.), красный (солнце, золото), серый (волк, гусь, селезень), широкий (двор, степь, дорога, доля, раздолье), богатырский (голос, конь, лошадь, сила, сон, добыча). Многие из этих эпитетов дают представл-е об эстетич. вкусах и пристрастиях русских былин. Больш-во постоянн.эпитетов примен-ся лишь к одному-двум словам: поле чистое, море синее, мелкий жемчуг, облако ходячее. - сравнения , напр.: «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит»;

-уподобления (Владимир - красно солнышко, брови - черна соболя ).

- параллелизмы , особенно отрицательные (напр. «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжает тут злой татарченок» ). - «окаменелые» эпитеты , т. е. такие эпитеты, какие, употребляясь по привычке, иногда оказываются в былинах не к месту (напр. кн. Владимир называется ласковым даже тогда, когда по действию былины он наоборот весьма неласков). - гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания.

-эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие).

- суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым.

- ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха. Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза ). Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Прием, характ-й для поэтики былин - способ их исполнения. В древности сказители подыгр. себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом, характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использ-и при исполнении былин всего неск-ко мелодий, они обогащали пение разнообр-м интонаций, а также меняли тембр голоса.

типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для Б. сюжетов положения Б. героев или Б. обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня, сватовства богатырей, посольства и т. п.).

16 Эти Б оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.

1)действие происходит в Киеве или около 2) в центре события князь Владимир. 3) основная тема – защита рус. земель от кочевников. 4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси. 5) события и враги русской земли до монгольского периода.

Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом. Пропп выделяет еще более ранний слой былин. К таким былинам он отнес былину «О Волхе». Пропп ясно сказал о том, как складывается жизнь и получается, что догосударственному времени отнесен не только сюжет, но и сама былина, ее создание, затем древний сюжет захвата женщин и территорий в былине обрастал чертами эпоса позднего 12вв. Волх получает задание идти в поход. Образ пира, как совета.

«Былина о великом богатыре Святогоре». Пропп: в ней отразилась смена представл-й об огромном мире, как идеале, о разуме земледельца. Идеал землевладельчества, а не охотника, как было раньше. Из всех князей выдвинут князь Владимир – он положит. образ, т. к. он объединил русские земли. При нем было принято христианство. Он привлекал в дружину из разных слоев общества.

Одна из поздний былин «Бунт Ильи против князя Владимира» . Полчища татар надвигаются, а князь Владимир перед этим обидел Илью на пиру. В поздних былинах Владимир наделен уже более жесткими, строгими чертами, но способен оценивать свои ошибки.

Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские ст-я» Даниловым.

Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием (о камском побоище, о гибели богатырей, о Василии Игнатьевиче и Батыге);

былины соц.-быт. - социальные конфликты стоят на первом месте (Вольга и Микула, Илья в ссоре с Владимиром, Дюк, Чурила),

былины о сватовстве (Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин).

Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей , действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей : а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, пр дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами. Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, освободил дорогу от соловья-разбойника. После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси. Богатырский подвиг Добрыни изображает былина «Добрыня и змей» - рассказ о том, как на Пучай-реке Добрыня одной шляпой отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась и предложила заключить мир. Добрыня отпустил змея, но потом увидел, как тот схватил княжескую дочь и отправился ее выручать. В этот раз бой был долгим, но Добрыня одержал победу.

18 Историч. песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображ-е события или эпизоды из жизни историч. лиц. Историч. песни – сюжетн. жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развив-ся быстро, нет стремл-я к замедл-ю повеств-я,не использ-ся приемы, способств. ретардации. Факты истории присутствуют в них в поэтич.преображенном виде, хотя историч.песни стремятся к воспроизвед-ю конкр. событий. Историч. песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качеств. новой ступенью в развитии нар. поэзии. События перед-ся в них с большей историч. точностью, чем в былинах. Первые записи относятся к 17веку, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в наст.время иссл-ли полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

Как жанр истор. песни сформир-сь в эпоху Моск. Руси, но первые проявились хронологич. раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольш.группы песен, связ. своим содерж-м с героич.подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл ). Эти песни характ-ся поисками новых путей историч. песенного повеств-я – отраж-м в произвед-х историч. конкр-ти или использ-я историч.темы для создания обобщ. Патриотич. образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни складывались обычно вскоре после описываемых событий. В историч. песнях может присутс-ть вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувелич-е, но почти нет гиперболиз-и. В историч. песнях достоверно раскрыв-тся психология, переживания, мотивы поступков персонажей, их внутр. мир.

Циклы ист.песен: 13 век. Рязанский цикл. (об Авдотье Рязаночке, о «татарском полоне») по поэтике сближа-ся с былинами, можно встретить зачин и запев, характ-й для былевого эпоса замедл-ть действия, создаваемую троекратными повторами и т.д. 16 век. Цикл песен об Иване Грозном (о взятии Казани, о женитьбе Грозного на Марии Темрюковне и о гневе царя на своего сына.) + циклпесен о Ермаке Тимофеевиче («Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу», «Ермак в казачьем кругу»). уменьшение роли гиперболы, теперь гипербола используется не для обозначения действий одного человека, а для обозначения действий коллектива. В песне заметна тенденция к реалистической детали, к высвобождению содержания от фантастического вымысла. 17 век. Исторические песни откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни о Степане Разине являются самым крупным циклом 2й пол. XVII века. В песнях этого цикла поэтич. сторона изображ-я заметно преоблад- над конкретностью политич. проблематики. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н.Путилов, «разинский цикл» способст-л тому, что в русс. историч. песне лирич.начало получило значит. развитие и стало равнодействующим с повествоват-м. Построянн. эпитеты, рисующие образ Разина, тождеств.эпитетам, применямым и к обрисовке безымянных разбойников, они подчерк-т нар.любовь к «ясным соколам». В этом цикле песен активно использ-ся прием олицетв-я, природа – активн.участник событий: «помутился славный тихий Дон». Песни 17 века находятся под б. влиянием лирич. песенной поэзии, в них рассказ-ся об одном эпизоде, но повествуется эмоционально. 18 век. Цикл песен о петровском времени . В песнях нач.18 века появл-ся новый герой – солдат, а жанр пополн-ся солдатской историч. песней . Суворов , его жизнь и деят-ть дали фактич. материал для создания образа нар.героя. Песни об Емельяне Пугачеве. Песни этого цикла близки к разинск. циклу, хотя нек. сюжеты перераб-ся, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева, нар.поэтич. сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года . О Платове, о Кутузове. Характ-й особ-ю более поздн. песен, в т.ч. песен о войне 1812 года, является использ-е отдельн. формул, строк, целых эпизодов и даже готовых военно-историч.песен о прошлых войнах. Солдатские историч. песни по размеру стан-ся короче, их напев приближ-ся к походному, маршевому, использ-ся военная лексика, они приоб-т музык.-ритмич. формы. Можно отметить в песнях XIX века и влияние лит. поэзии, что подтверждает мысль о том, что нар.поэзия в эту эпоху искала новых форм поэтич.выражения.

Во 2й пол.XIX века окончат-но прекращается создание новых циклов устных историч. песен.

Изучение историч. песен началось сравнительно поздно, что связано с тем, что жанр не отгранич-ся от былин. Первым отделил историч. песни от былин Белинский, в статьях о нар. поэзии он употр. термин «историч. песни». Белинский дал оценку известных ему песен, гл.образом из сб.Кирши Данилова. Особенно плодотв. было изуч-е историч.песен в конце XIX – начале ХХ в., когда они привлекли внимание таких иссл-й, как Веселовский, Миллер, Буслаев и др. В ХХ веке продолж-ся публикация и изуч-е историч.песен, осн.внимание – историч.песням, в к-х отразилась борьба нар.масс за свое освобождение.

19 Слияние песни и игры имеет начало из глуб. древности – из первых форм синкретичного фольклора. Тогда одной из форм К деят-ти первоб.людей было игрище – изнач. название нар. языч. обрядов, имевших магические ф-ии, связанные с солнечн . циклом, аграрными праздниками. Позднее это обрядовый комплекс, в котором Гусев выделяет карнавальные и хороводн. игрища. Карнавальные - публичные, яркие (и в фольклорных текстах, и в костюмах – ряженые), в которых участвовали все желающие (Масленица). Хороводные – лирико-драм. тональности, на окраине села, без посторонних зрителей (молодёжь) им свойств. однотонность худож.-изобразит.средств (хореографич. форма, а-капел. хоровое пение, праздничная, но бытовая одежда). В синкретич. единстве со словом, напевом, музыкой, игрой изначально выступал и хореографич. фольклор . Ранние формы хореографич. ф-ра были неотделимы от трудовой деят-ти людей и закреплялись в календ-х обрядах. Архаичным песенно-хореограф-м действом был когда-то хоровод – обряд в честь солнца. В хореограф.действах прис-ли сюжетные моменты, которые придавали изначальной хореографии театральность, (присутств-ю и сегодня и в народном танце), а в посл-и образовали отдельный род ф-ра – драму . Народная игра, песня и хореография были слиты воедино и выполняли ряд функций: Коммуникативная

Компенсаторная (отдых от труда)

Воспитание и обучение

Социализирующая (возможность заявить о себе)

Игровые песни имели древнее обрядовое происх-е Когда-то они были эл-ми обрядовых действ, а позже приобрели самостоят. статус. Игровые и хоров-е песни исполн-сь во время различ. молодёжн. игр и в хороводах; в них описывались и сопровожд-сь имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство), их отличит. признаком является игровое действие . Среди игровых выделяется особая разновидность – «поцелуйные песни». По месту в общей композиции хороводного или посиделочного развлечения игровые песни разделяются на наборные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчивали). Каждая песня представляла собой самостоят. игру, законченное худож. произведение. Связь с древними заклинат. обрядами обусловила образный строй этих песен и тематич.направленность песенно-игрового фольклора – мотивы аграрного или промыслового хар-ра и любовно-брачные мотивы. Нередко они объединялись, н-р, в песне «А мы просо сеяли, сеяли». Кол-во эпизодов песни может быть от трех до двадцати. Игра предпол-т общение, поэтому игровые песни часто диалогичны, хотя возможны и небольшие монологи-обращения. Диалоги перемежаются монологами. Драматургия песни предпол-т вопросы и ответы различных групп играющих, изображ-х не т-ко антропоморф. персонажи, но и животных, птиц. Действенность, динамичность этих песен приводит к особому образн. строю, в к-м отсутствует описат-ть, но моделир-ся движ-я, часто связанные с трудовыми проц-ми. Например, с обрядами весеннее-летнего периода связаны молодёжные игровые песни, которые дополнялись пластическим изображением полевых работ (« а мы просо сеяли», «вейся ты вейся капустка»). Подраж-е повадкам животных прослеж-ся в песне «Заинька», имитация трудовых проц-в в их последоват-ти в песне «а мы сеяли, сеяли ленок». Для игровых песен более хар-ны короткие, в мелодич. отнош-и повелит-восклицат интонации. Эмоц. фон игры всегда веселый, радостный, именно он доминирует и в мелодике этих песен. Рассказ о трудовых проц-х и иных действиях в оптимистич.ключе также имеет заклинат. значение, предвосхищая оптимистич. результаты – хороший урожай, приплод домашних животных, удачную охоту и т.д. Игровые песни предпол-т синкретизм исполнения . Они зрелищны благодаря игровым движениям и передаче содержания самого игрового процесса. Древнейш.песни-действия со временем эволюц-ли в игровые, рекреативные системы, в которых участв-т преимущ-но молодое поколение. Позднее смыслом испол-я этих песен становятся не магич. составл-е, а забава и развлеч-я. Более поздние образцы игровых песен вообще отвлек-ся от магич. мотивов, в них исчезают образы прир. происх-я (представители растит. и животн. мира), и на первый план выходят соц-бытовые проблемы, связанные с трудом и семейными традициями человека. Также к игровому песен.фольклору можно отнести и др. обрядовые песни – ритуальные, величальные, корильные, т.к. они присутст-ли на свадебн. обряде, к-й сам по себе был игрой, отработанной до мелочей. Песенно-игров. форма также имела проявл-е в детском фольклоре. Так, первые песенно-игровые формы ф-ра ребёнок получал от матери ещё на первом году жизни. Это пестушки и потешки.

2 осн. группы . 1 – производств.-бытовые мотивы , поэтич. реминисценции из повседн. трудовой деят-ности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" - эти песни прослеж-т судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.). 2 группа Х. П. посвящ. молодым людям - надеждам на счастл.брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); Хороводн.песни исполнители отчетл. разд-т на весенний, летний и осенне-зимний циклы . Содержание хоровода мб по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содерж-е песни, то внутри круга разыгр-ся какой-либо традиц. сюжет.

Хороводными называются в весенние игры-пляски с песнями. +аналогичные обрядности иного названия представляют собой остатки первоб. синкретизма поэзии, предш-го ее дифференц-и. В Х. элементы песни, драматического действия и пляски соединены еще неразрывно. Содержанием игры бывает как символизация явлений природы (напр. перелет птиц), так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие работы, сватанье, брак). Х. водится во всякое время года даже зимой (в избах), но более всего весной и летом. Сходные игры приуроч. к весне и более всего к пасхальной неделе. Два представления - весны и любви-брака - являются основными в весенних хоровых играх обрядового характера, равно как и в хороводных. Детские игры часто являются результатом обветшания хоровой обрядности.

Лирика- поэтич. род устного художе. творчества. В нар.лирике слово и мелодия неразделимы. Глав.назнач-е лирич. песен- раскрывать мироощ-е народа путем непоср.выраж-я чувств, мыслей, впечатлений, настроений.

Голос: – частые (частый ритм, в унисон, 2 полухория) – частушка – романс (конец XVIII – нач. XIX вв.) – из городских письменных лит. традиций. Простой музыкальный состав, 4 стиха, рефрен (поэтическая структура). – протяжные – сложные многоголосные, слова почти невозможно услышать. Песни, сопровождающие движение: – трудовые (синхронизируют общее действие в артелях и др.): бойные, гребные и тягловые,

– игровые – организуют игру, напр., “Ручеек”. Есть определенный сюжет. – хороводные (танки/ корогодные от слова “город”) – на Пасху и Троицу, по престольным праздникам, поются девушками на выданье, в медленном ритме – плясовые – быстрые, с переменой мест, короткие тексты.

Необрядовая лирика не привязана к обряду.У нар. лирики нет авторов: это обобщ.подача чувств и эмоций. Она применима к чувствам любого человека. В Л.П. запечатл.отклики народа на события общ.-полит. жизни, выражение соц. эмоций , связанных с взаимоотнош-ми крестьян и их хозяев, принципы семейного и бытового уклада в старой деревне и, наконец,правила неписаннойнародной морали . Вы-деляют 2 основных типа русск. нар. Л.П.: частые и протяжные.

Частые : наиболее характерная черта этих песен – чёткость ритма в стихе и напеве. Это обусл. тем, что Ч.П. в первоистоках была связана с чётким ритмом пляски, лишь потом она отошла от своей моторной функции, став «весёлой» лирич. песней, к-я могла исполн.я и без движения. Кроме функции весёлой плясовой и шуточной песни, Ч.П. имели ещё один внутренний раздел – песни сатирические , кот. имели свою специфику, свою идейную направленность.

Протяжные : составляют осн. раздел традиц. Крестьянск. лирики; он не только богаче всех других народопесенн.разновидн-й по объёму, но и значит-е их по содерж-ю. В этих песнях глубже, чем в других, отразились осн. соц. проблемы русс.нар. жизни. Мелодия и текст протяжной песни находятся между собой в очень тесной связи. Внутри протяжн. песен намечаются 2 различных способа изображ-я быта и переж-й лирич. героев. В одном случае содерж-е песни связывается с теми или иными событиями обществ. или личн.характера и изла-гается в виде рассказа . Так постр. очень многие любовные и семейные, а также песни с тематикой отдельных соц. групп (рекрутские, ямщицкие). В другом случае Л.П. имеют хар-р интимных высказ-й, раздумий, жалоб, воспомин-й, возник. под влиянием эмоц. порыва и обычно не имеющих конкр-х сюжетных контуров. В песнях любовных , основной мотив, чаще всего – любовная тоска, встречи, разлуки, родительский гнев и запреты, часты темы измены, насильств. замужества. В песнях семейного цикла девушка, выданная замуж за нелюбимого, тоскует и жалуется, упрекая родителей; родители жалеют дочь и сокрушаются её судьбе и т.п. В песнях рекрутских осн. сюжетн.мотивами являются жеребьёвка, забирание в солдаты, горе рекрута, его родных и невесты, прощание с ним. В песнях солдатских – жестокость командиров, бесправное полож-е рядовых, чувство обречённости, охватывающее новобранца, смерть солдата на чужбине. Песни разбойничьи содержат мотивы глубокого соц. протеста и полны реалистич. картин, связанных с тюремным бытом, попытками к бегству, описывается позор публичных наказаний, ссылка солдата на каторгу

Можно разделять по функциям:

Лирические (исповедальные, песни для роздыха (игровые, плясовые и кадрильные), поцелуйные.

Существуют «мертвые песни», они хранятся в памяти, но как их исполнять, неизвестно.

тематическое деление по социальной принадлежности предложил Соболевский

1.Есть девичья- юношеская(любовная)

2.мужская- женская(семейно- бытовая)

3. рекрутские и солдатские

4.разбойничье

5. антикрепостнические

Колпакова предложила жанровое деление:

Песни заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические.

Композиция лирических песен.

Диалог(но чистого диалога очень мало)

Повествовательные или описательные(вводная часть, а дальше диалог или монолог)

Особенности поэтики:

Аналогия между природным миром и внутренним миром человека(для всех типов) об этом писал Веселовский - «психологический параллелизм» еще одна разновидность параллелизма- отрицательный (чужая жена- лебедушка… своя- полынь…)

Цепочки - ступенчатая композиция, Антитеза, Зачин- он задает тон, вводит в курс дела, Концовки, Анафора, Тавтология, повторы. Значимы для смысла песни. (например невеста отказывает нескольким женихам) также повторы отдельных слов- лексические повторы. Усиливали худ. Воздействие песни.

Сравнения,

Метафоры. особо значим прием развернутой метафоры.

Гиперболы,

Эпитеты. Постоянные эпитеты. Они поэтически типизировали природу, быт, образ человека.

Уменьшит- ласкат суффиксы, Преобладание глагольных форм.

Логические нарушения привычны для лирических песен:

1.Временная несвязность эпизодов текста(разлучает нас неволя…. Много писем посылала….) временные показатели перепутаны.

2.пространственные нарушения(сад посреди леса)

Связь лирического текста на уровне переживаний, поэтому не очень важно.

Разные лирич. субъекты дают разную оценку ситуации в лирич песне, но т.к объекты едины, они сливаются. (что чужая жена- лебедушка белая, а своя-то жена- полынь горька трава… и тут же: никто травку не сорвет, никто девицу не любит, никто замуж не берет)

В Л.п. используется 2 худож. системы: 1. Описание; 2. Иносказание, постр. на символике. В песнях есть свой условн. язык, к-й сост-т из традиц. формул. Без их знания трудно понять содерж-е Л.п. В песнях внутр. состояние перед-я через внешн.(сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскр-ся в сопост-ие с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем . В л.п. богато представл. символика.Символы устойчивы,песенная символика восходит к архаич.представл-м. Символичны песенные персонажи, растения, животные. В песнях присутств-т богатая цветовая гамма.

Конец 20 века. Мальцев, анализируя тексты, пришел к выводу, что природа лир песен представляет собой набор поэтических формул.

Признаки формул: стереотипность, устойчивость и повторяемость. Формула- стабилизирующий фактор. Большую роль играют не внешние, а внутренние связи. Цепочное соединение относится к внешнему.

21 Фолькл. театр - традиц. Драматич. творчество народа. Типы народно- зрелищной культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклора принято рассм-ть дотеатральный и театральный этапы нар.драм. тв-ва К дотеатр-м относятся театрализ-е элементы в календарных и семейных обрядах. 1. В календарных : символические фигуры масленицы, Купалы, ярилы, Костромы и проч., разыгр-е с ними сценок, ряженье. Видную роль играла аграрная магия, магические д-я и песни. (на зимние святки по деревне тянули плуг, посевали в доме зерном и т.д) с потерей магич. знач-я обряд - забава. 2. свадебный обряд тоже представлял собой театрализ. игру:распределение «ролей», последоват-ть сцен. Однако свадебный обряд не восприн-ся народом как театр-е действо. 3. в календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. На святки, масленицу, пасху они исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы. 4. помимо обрядов, театр элементы сопровождали исполнение многих фольк жанров: сказок, шуточных песен и т.д. например, сказочник не просто рассказывал сказку, а жестикулировал, изменял голос, брал в руки какие-то предметы и т.д. фактически это была игра одного актера.

Текущая страница: 4 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

О чём рассказывают древние былины

На вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. Былины складывались постепенно. Каждая эпоха вносила в них свои черты и поправки. Поэтому в любой былине есть и очень древние, и более поздние детали. В них порой соединяются персонажи, жившие в разных столетиях, смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. Но, несмотря на это, каждая былина – это законченное художественное произведение со своей идеей и своим смыслом.

Основой, на которой создавались былины, конечно, являлась жизнь русского народа. Но история не отражается в былинах буквально, как в учебнике. Об историческом событии в былине рассказывалось так, чтобы слушатели почувствовали гордость за свою родину и её славных защитников.

В эпоху, когда Русь была раздроблена на множество удельных княжеств и ослаблена междоусобными войнами, когда князья думали лишь о своём куске земли, былины повествовали не об этом тяжёлом для страны времени. Они воспевали единое и могучее Киевское государство. Все вместе былины показывали, какой должна быть святая Русь, какими должны быть русские князья, как должны защищать свою землю, свободу и независимость русские воины.

Центральной идеей, проходящей через всё былинное творчество, можно назвать идею защиты родной земли. Русские богатыри стоят на богатырской заставе, охраняют стольный град Киев и побеждают врагов: Соловья-разбойника, Идолище Поганое, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича.

Поэтические особенности былин

Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.

У былин много характерных для них особенностей.

Медленное изложение событий – первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента – гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.

Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так и в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная , мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».

Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:


Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:


Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:


Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин  –  постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Былинные   богатыри

Главные действующие лица всех былин – русские богатыри. Каждый богатырь – это яркий и запоминающийся образ. У каждого из них есть своё имя и своя биография.

В былинном повествовании богатырь обычно предстаёт сначала как самый обыкновенный человек. На княжеском пиру, среди князей, бояр и купцов он не выделяется ни знатностью, ни богатством, ни особой силой. Но обязательно наступает момент, когда обнаруживается, что русский богатырь обладает фантастической силой, которая позволяет ему побеждать врагов.

Например, в одной из былин про Илью Муромца рассказывается, как Илья переоделся в платье нищего странника. Не узнал богатыря в таком обличье Идолище Поганое, раскричался, разгневался, выхватил острый меч, метнул в нищего. Тут Илья Муромец и показал свою силу – отрубил голову Идолищу Поганому.

Несоответствие между обычными человеческими размерами и способностью владеть многопудовой палицей в былинах никогда не объясняется. И богатырская мощь, пока нет в ней необходимости, тоже никак не проявляется. И огромная физическая сила богатырей, и чудесное оружие, которое всегда оказывается у них под рукой в нужный момент, – всё это направлено к одной главной цели – исполнению своего великого долга защиты Отечества.

Все ратные дела русских богатырей связаны с Киевом. Но родились и выросли они в разных концах Русской земли. Илья Муромец – под городом Муромом, в селе Карачарове, Добрыня Никитич – в Рязани, Алёша Попович – в Ростове.

У русских богатырей есть свой моральный кодекс. Они выступают в защиту слабых, несправедливо обиженных людей. Но иногда былинные богатыри предстают не только могучими, но и милосердными, даже к своим врагам. Они бывают доверчивыми и простодушными.

Вспомним былину о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче. Побеждённый в первом сражении, Змей Горыныч просит у богатыря пощады и обещает не летать на святую Русь, а сам тут же нарушает своё обещание и похищает Забаву Путятичну.

Почему же Добрыня ему поверил? Потому что на Руси нарушение договора считалось большим позором и строго каралось. До наших дней дошла всем известная пословица, которая напоминает: «Уговор дороже денег». Добрыне и в голову не могло прийти, что Змей может не выполнить своего обещания. И даже когда богатырь уличил в этом врага, он предлагает Змею отдать девушку добровольно, чтобы избежать кровопролития. Но Змей отказывается. Тяжёлый бой длился три дня и три ночи, и тогда уже Добрыня окончательно расправился со злым Змеем.

В былинах Илья Муромец олицетворяет мудрость и жизненный опыт – он старший на богатырской заставе. Главные свойства Добрыни Никитича  –  образованность, воспитанность. Алёша Попович – самый молодой из богатырей. Его самые главные и яркие черты – сметливость, лукавство, ум.

Образ былинных богатырей

Богатыри – главные герои былин. Свои богатырские качества они проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг всегда жесток и безжалостен, он намерен уничтожить народ, его культуру. Но на страже Киева, Русской земли, её независимости и чести стояли богатыри.

Все знают былинную троицу: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Их объединяет любовь к Родине. Но различия между богатырями тоже есть. Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях. Больше всего врагов у Ильи Муромца: Калин-царь, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Всех их побеждает Илья Муромец. Он спасает русский народ, так как его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть. Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображали Илью Муромца сражающимся в одиночку против вражеских сил, которых «черным-черно, как чёрных воронов».

Нет таких препятствий, которых бы не смогли одолеть богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага, но и дела мирного характера. Например, Микула Селянинович пашет такое поле, что по нему надо ехать три дня, а соху Микулы не могут поднять тридцать воинов.

Русский богатырь стал воплощением идеала мужественного, отважного, честного, преданного Родине и народу человека.

На богатырской заставе

В былинах богатырская застава охраняет подступы к стольному граду Киеву. Иногда она находится на крутых горах, иногда – у синего моря. Но всё же обычное её место – в «чистом поле». Утром выходит Илья Муромец из шатра белополотняного, умывается водой ключевой, радуется солнцу красному и обозревает бескрайние просторы русские. И, кажется, что богатырская застава стоит в самом центре Руси, откуда глазам богатырей открывается весь мир. Не собирается ли кто нарушить покой русских людей? Не задумал ли кто из недругов злого дела?

Единственная цель богатырской заставы – оборонять Русскую землю, обходить её своим дозором. Во главе заставы стоит богатырь Илья Муромец. Есть у него помощники: богатырь Самсон Колыбанович, писарь, повар, богатырская дружина.

Сознание долга перед своей землёй сочетается у этих воинов с понятием чести, с чувством высокого достоинства. Богатыри всегда готовы к свершению великих подвигов. Они знают, что их предназначение – смело встречать любую опасность.

В былинах часто даётся какое-то указание, и защитники земли Русской следуют ему, не раздумывая о последствиях. Когда из нескольких возможностей богатырю даётся выбор, он, конечно же, всегда выбирает самый трудный и опасный для себя путь.

Можно привести в пример былину, рассказывающую о трёх поездках Ильи Муромца.

Вот едет Илья по чистому полю – ищет для себя дела ратного. Видит он камень на перекрёстке трёх дорог, а на камне – надпись: «По первой дороге поедешь  – быть тебе убитому, по второй – быть тебе женатому, по третьей – быть тебе богатому».

Удивляется богатырь: зачем ему на склоне лет жениться и к чему ему богатство? Отправляется он по той дороге, где «убитому быть». Только такой выбор может сделать русский богатырь – выбрать дорогу опасную, на которой ждут его подвиги великие. Из дальнейшего повествования мы узнаём, что все три дороги вели любого человека к неминуемой гибели, но только не Илью Муромца. Ему предназначено уничтожить смертельные опасности на этих дорогах и сделать их для людей безопасными.

В этом и заключается смысл богатырских подвигов – устранять опасности, побеждать врагов, устанавливать на земле мир и порядок.

Старший былинный богатырь Илья Муромец

Много славных защитников у матушки Руси. Много непобедимых воинов на богатырской заставе. Воспели древние сказители их бесчисленные сражения и подвиги в песнях, сказаниях и легендах, сложили о них героические былины.

О сильном и справедливом Илье Муромце, старшем на богатырской заставе, сложено былин больше, чем обо всех других русских богатырях.

Илья Муромец – герой эпохи становления русского государства, поэтому главным делом всей его жизни было – охранять матушку Русь, причём, Русь единую, не раздробленную – не разделённую на множество мелких княжеств и уделов.

Илью в былинах и на картинах всегда изображают могучим и сильным, с седой бородой. Только однажды Илья предстаёт молодым – в былине о его чудесном исцелении. Правда, учёные утверждают, что эта былина была сложена гораздо позднее других. Илья Муромец был так любим народом! Всем хотелось узнать подробности: как прошло его детство, как приобрёл он свою богатырскую силу, как стал непобедимым.

Родился Илья Муромец под древним городом Муромом, в селе Карачарове. В детстве напала на мальчика чёрная хворь – отнялись у Ильи руки и ноги, не мог он и шагу ступить. Сколько ни лечили Илью, сколько ни просили родители исцеления у Бога, сколько ни молились, – ничего не помогало.

Так прошло ровно тридцать лет. Вырос Илья – лицом прекрасен, в плечах могуч, но неподвижен. Однажды постучал к нему в окно странник. Это был старик, он просил впустить его в дом. Отвечал ему Илья, что не может открыть дверь – ни руками, ни ногами не владеет. Но старик настоял на своём – встать Илью заставил. Поднялся Илья и увидел, что руки и ноги его стали послушными.

А добрый старичок просит воды принести. Испил старик воды сам, дал и Илье глоток. И, выпив той водицы, ощутил в себе Илья великую силу.

Так за терпение и веру исцелил Господь Илью. «Будешь ты отныне защитником Руси святой и веры православной! И смерть тебя никогда не настигнет в бою!» – сказал старец. Так крестьянский сын Илья Иванович стал богатырём. А назвали его по городу Мурому – Муромцем.

Много разных сказаний сложено о богатыре. Но во всех былинах об Илье Муромце всегда подчёркивается, что роду он был незнатного. Сказители обычно представляют его или крестьянским сыном, или старым казаком.

Из всех древнерусских богатырей он самый близкий к народу.

Во всех былинах Илья Муромец – настоящий исполин, справедливый, бескорыстный и храбрый. Всю жизнь провёл Илья Муромец в сражениях и подвигах ратных. А когда стал старым и уже не мог служить своему Отечеству, ушёл в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Там богатырь до самого своего смертного часа молился за святую Русь.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Много подвигов во славу Руси совершил могучий и непобедимый богатырь Илья Муромец.

В одной из былин рассказывается, как отправился Илья в Киев к великому князю Владимиру. Ехал богатырь не в объезд лесов, а прямой дорогой и встретил путников, чудом бежавших из Чернигова. От них он узнал, что город Чернигов окружён несметными полчищами врагов, а жители готовятся к смерти, зная, что помощи ждать не от кого.

Дрогнуло сердце богатыря. Пережил Илья сам много горя, поэтому умел сочувствовать чужому. Поехал он в Чернигов, увидел врагов поганых, услышал их бранную речь. В ярости вырвал богатырь с корнем вековой дуб и, размахивая им, словно гигантской палицей, двинулся на вражеские полчища. Ни одного врага в живых не оставил, а потом снова отправился в Киев.

Дорога в Киев тоже оказалась нелёгкой. Пришлось Илье Муромцу преодолеть на пути много преград: перейти через болота топкие и леса непроходимые, переправиться через опасную речку Смородину с кипящей, словно в котле, водой.

Но вот на пути ещё одна опасность: Соловей-разбойник. Притаился он на вершине двенадцати древних дубов, сросшихся между собой. А кричал и свистел злой разбойник так громко, что всё живое вокруг содрогалось – звери, птицы и люди падали на землю замертво. Никто не мог проехать мимо этого места. Увидел Соловей-разбойник богатыря и засвистел жутким посвистом. От этого громкого свиста даже богатырский конь Ильи Муромца задрожал и упал на колени. А Илья вынул лук и пустил в злодея стрелу богатырскую. И была та стрела весом в целый пуд. Упал разбойник с дерева, как сухой лист. А славный богатырь привязал его к своему стремени и повёз в Киев на княжеский суд.

В те далёкие времена пение соловьёв не сулило проезжим людям ничего хорошего – все знали, что с помощью пересвиста общаются между собой в лесу отряды грабителей. «Соловьями» на Руси тогда называли разбойников. Судя по этой былине, Илья Муромец прославился тем, что очистил Черниговские дороги от таких «соловьёв».

Богатырь Илья Муромец был мудр, справедлив и рассудителен. Он никогда не совершал насилия там, где можно было обойтись без кровопролития, и часто щадил своего противника. Так случилось и в известной былине о том, как Илья Муромец избавил Царьград от Идолища Поганого.

Победа Ильи Муромца над Идолищем Поганым

Шёл как-то Илья Муромец по чистому полю и повстречался с каликой перехожим (нищим странником). Рассказал он богатырю, что в Царьграде засел во дворце у князя великан – страшное Идолище Поганое. Когда Илья узнал, какие бесчинства творит Идолище Поганое, как издевается над христианами, охватила его настоящая ярость. Но русский богатырь не дал своей ярости распалиться – он решил взять врага хитростью.

Поменялся Илья Муромец одеждой с каликой перехожим и отправился пешком на встречу с жестоким Идолищем. Под нищим рубищем невозможно было узнать прославленного русского богатыря. Идолище подумал, что легко справится с «убогим странником». Но только размахнулся он мечом своим, как Илья сорвал с себя шапку и бросил её в Идолище, словно тяжёлый камень. Тут и рухнул Идолище Поганое, чтобы уже никогда не подняться – никогда не топтать Русскую землю, не издеваться над русскими людьми.

Сколько гордости звучит в этой старинной былине! Древний сказитель поёт о любви к родной земле, восхищается могучим и непобедимым русским богатырём.

В былинах немало красочных сравнений и эпитетов. Эпитеты здесь особенные. Они называются постоянными, потому что как бы прикреплены к какому-нибудь понятию. Земля всегда сырая, звезды частые, поле чистое. Если внимательно присмотреться к этим постоянным эпитетам, то и в них мы увидим отражение народных мыслей и чувств. Народ любит свою родину и своих героев. Поэтому Киев в былинах называется славным городом, а богатырь – добрым молодцем. Но зато врагов сказители былин называют погаными, злодеями, собаками.
Особенно ярко отразил народ свои высокие, благородные мысли и чувства в гиперболах, т.е. художественных преувеличениях. Например, вражья сила у стен Чернигова изображена так:
Пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает,
Птица черный ворон не пролетывает,
Серый зверь да не прорыскивает.
Эта гипербола показывает, как велика сила врага, но в то же время она подчеркивает мощь Ильи Муромца, который «побил эту силушку великую».
В некоторых былинах несокрушимая сила богатыря в битве с врагом изображается так: «Направо махнет (рукой) – лежит улица, налево – переулочек». Это тоже гипербола, и в ней показана непобедимая мощь всего русского народа, так же как в образе одного богатыря былины рисуют подвиги многих русских героев.
Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную их особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов, из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк, каркас былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно,
ничего не меняя в ней. Каждое исполнение былины было одновременно и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.

3. Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).

Художественные особенности
былин

Их роль в былине

1) Гипербола (преувеличение)

Таким образом народ подчеркивал могущество
своих героев
2) Прием троичности
Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
3) Повторы
Таким образом акцентируется внимание на самом главном
4) Постоянные эпитеты
Помогают характеризовать героев былины
5) Использование речитативов
Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях

4. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Составление в тетради плана былины.

>> Учимся быть читателями. О былине

Былины - песни, но песни особые. Их ещё называют эпическими песнями, то есть песнями, которые рассказывают, повествуют о каких-либо событиях, объединённых одними и теми же персонажами (от греч. - слово, повествование, рассказ).

Былины имеют сюжет: изображение событий в развитии, персонажей - и действии. Былинное действие разворачивается всегда медленно и спокойно. Нередко былины начинаются с запева, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определённый лад:

Высота ль, высота поднебесная,
Глубота, глубота - окиян-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты днепровские...

После запева, если он есть, идёт зачин - начало рассказа:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...

Далее идёт основная часть - повествование о событиях и поступках героев. Певцы часто повторяют отдельные слова, словосочетания, стихи и значительные по объёму эпизоды. Так, четыре раза в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» говорится о страшном свисте Соловья, и этим привлекается внимание слушателей к грозной силе разбойника. Былину, как правило, венчает концовка, например: «Тут Илье и славу ноют» или «На том былинка и кончилась».

Богат, живописен, выразителен язык былин. Б былинах изображаются могучие герои, жестокие поединки, необычные происшествия. Этим можно объяснить довольно частое употребление в них такого художественного приёма, как гипербола (преувеличение). Богатырей отличает огромная физическая сила, они даже едят и пьют как существа необыкновенные: выпивают единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются-рубятся с недругами по двенадцать дней «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжёлые палицы в поднебесье; их шлемы весят по нескольку пудов, мечи у них такие, что никому из простых смертных не поднять. Эти гиперболы - средство прославления героя, а также стремление ярко запечатлеть персонажей и их действия, выявить у слушателей удивление и восхищение.

Эпитеты создают н былинах особый - былинный, героический мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий, сильный; князь Владимир - как ласковый, славный, красно солнышко, светлое солнце. Враг называется поганым, злым, проклятым, неверным, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называют постоянными. Например: добрый молодец, поле чистое, дорожка прямоезжая, голова буйна, плечи могучи, ноги резвые и т. п.

Большую роль в выражении исполнителями своего отношения к персонажам былин играют суффиксы. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои (Ильюшенька, Добрынюшка, Алешенька), уничижительными и увеличительными - их противники (Идолище, Змеище и т. д.).

Итак, былины. - это народные героические песни эпического характера. Они рассказываются нараспев и строятся по определённому плану.

Язык былин отличается художественным богатством и выразительностью: повторами, гиперболами, постоянными эпитетами, сравнениями и др.

Закрепим новые знания
1. Объясните, почему былина - это народная героическая песня эпического характера.
2. Что общего между сказкой и былиной? Чем они различаются?
3. Проанализируйте построение былин, выделите в каждой былине значимые части: зачин, основную часть и концовку (если она есть).
4. Приведите примеры имеющихся в былинах гипербол, постоянных эпитетов, повторений и определите их роль.
5. Найдите в былинах слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и объясните, с какой целью они употребляются.
6. Что является характерным для исполнения былин?

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська .

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации