Ральф уолдо эмерсон биография. Эмерсон ральф уолдо - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы. Поздние работы и жизнь


Биография

Ральф Уолдо Эмерсон (англ. Ralph Waldo Emerson, 25 мая 1803 года, Бостон, США - 27 апреля 1882 года, Конкорд, США) - американский эссеист, поэт , философ, пастор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США. В своём эссе «Природа» («Nature», 1836) первым выразил и сформулировал философию трансцендентализма.

Отец его был унитарианским пастором, после смерти которого семья долго бедствовала.

В 1821 году Уолдо окончил Гарвард, где получил теологическое образование. По окончании университета он принял духовный сан и стал проповедником в унитарианской церкви Бостона.

Был либеральным пастором Унитарианской церкви Новой Англии. Но после скоропостижной смерти первой жены пережил идейный кризис, в результате которого, в осенью 1832 года, выступил против обряда Тайной Вечери, предложив прихожанам оставить его служение. В ходе возникшего конфликта был вынужден покинуть свой приход, продолжив выступать с проповедями как приглашаемый пастор до 1838 года по разным приходам Массачусетса. За свою проповедническую деятельность достопочтенный Эмерсон написал около 190 проповедей. Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850-му стал известен за пределами США. Женившись в 1835 году во второй раз, обосновался в Конкорде (Массачусетс), хотя география его лекторских выступлений уже включала Канаду, Калифорнию, Англию и Францию. Время от времени он переписывал свои старые лекции, составляя из них сборники: «Очерки» (1844), «Представители человечества» (Representative Men, 1850), «Черты английской жизни» (English Traits, 1856), «Нравственная философия» (The Conduct of Life, 1860). В 1846 и 1867 вышли книги его стихов. Некоторые его поэмы - «Брама» (Brahma), «Дни» (Days), «Снежная буря» (The Snow-Storm) и «Конкордский гимн» (Concord Hymn) - вошли в классику американской литературы. Умер в Конкорде 27 апреля 1882. Посмертно опубликованы его Дневники (Journals, 1909-1914).

Литературная деятельность и трансцендентализм

Манифестом религиозно-философского движения трансцендентализм стал текст эссе Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа». В своей первой книге «О природе» (Nature, 1836), в исторической речи «Американский учёный» (American Scholar, 1837), в «Обращении к студентам богословского факультета» (Address, 1838), а также в эссе «Доверие к себе» (Self-Reliance, 1841) он говорил с молодыми диссидентами своего времени как бы от их имени. «Мы начинаем жить, - учил он, - лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, „я“ своего „я“, как единственному и достаточному средству против всех ужасов „не я“. То, что называется человеческой природой, - лишь внешняя оболочка, короста привычки, погружающая врожденные силы человека в противоестественный сон».

История эмерсоновской мысли - это мятеж против созданного в XVIII веке мира механической необходимости, утверждение суверенности «я». Со временем он усвоил новую идею естественной эволюции, пришедшую к нему из источников «до Дарвина», и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии.

Его влияние на развитие американской мысли и литературы трудно переоценить. Либералы его поколения признали его своим духовным лидером. Он оказал очень большое влияние на Г. Торо, Г. Мелвилла и У. Уитмена. Впоследствии его влияние испытали Эмили Дикинсон, Э. А. Робинсон и Р. Фрост; самое «американское» из всех философских течений, прагматизм, демонстрирует явную близость к его взглядам; его идеями вдохновлялось «модернистское» направление протестантской мысли. Однако, в Америке были и противники трансцендентализма, среди них такие видные писатели как Натаниел Готорн и Эдгар По, при этом сам Готорн говорил, что у Эмерсона лицо - как солнечный луч.

Ральф Эмерсон завоевал симпатии читателей в Германии, оказав влияние на Ф. Ницше. Во Франции и Бельгии он не был столь популярен, хотя им интересовались М. Метерлинк, А. Бергсон и Ш. Бодлер.

В России писатель произвел сильное впечатление на Льва Николаевича Толстого и ряд других русских писателей. По ряду высказываний Л. Н. Толстого в дневниках, письмах и статьях можно увидеть сходство воззрений Толстого с философией Эмерсона, которая естественно вписывается в систему взглядов русского писателя. Лев Николаевич Толстой ставил Эмерсона очень высоко, называя его «христианским религиозным писателем».

Во второй половине XIX века Ральф Эмерсон занял пустовавшее после смерти Бенджамина Франклина место духовного лидера американской нации.

Проповедник Новой Англии, поэт, преподаватель, один из наиболее известных писателей и философов 19 века - Ральф Уолдо Эмерсон. Он познакомил огромное количество читателей с новой и интересной философией, абсолютно перевернув их привычные суждения.

Биография

Родился автор в США в многодетной семье. Среди 8 детей Ральф Эмерсон родился 4. Отец был пастором церкви в городе Бостон. Эту профессию выбирали многие мужчины по линии отца. Поэтому хотелось бы отметить, что будущую деятельность и любовь к литературе он унаследовал от отца, тот так же всегда был заинтересован в саморазвитии и обучении.

В возрасте 14 лет Ральф становится учеником Гарвардского колледжа. А уже в 18 окончит его и начнет преподавать в школе для девушек, основателем которой был его дядя.

В 1826 году Эмерсон становится пастором, однако в скором времени он разочаруется в должности. А толчком станет момент, когда его жену Эллен Такер в 1831 году унесет туберкулез. Именно это событие и заставило Эмерсона отказаться от должности священника, он убит горем, и его вера, в которой он и до того сомневался, окончательно порушилась, он увидел свою философию во всем происходящем.

Путешествия

Так с 1833 г. он начинает зарабатывать на жизнь, путешествуя по стране и континентам и читая лекции, и уже к 1850 году он становится известным во всем мире, успевает посетить Францию, Канаду, Англию, Калифорнию. Там же он знакомится с многими выдающимися личностями, такими как Томас Карлейль, Сэмюэль Тэйлор Кольридж и

Сам же Ральф решает обосноваться в Конкорде (штат Массачусетс) в 1834 г., а уже в следующем году он женится второй раз на Лидии Джексон. Позже, в 40-х, она подарит ему четверых детей: двух мальчиков и двух девочек. Через год Эмерсон Ральф выпускает свою дебютную книгу «Природа», в ней он выразил философию трансцендентализма, став основоположником идеи в своей стране. Книга была издана тиражом всего в полтысячи экземпляров, но продавались они более пяти лет. Хотя эту первую работу, пожалуй, можно считать наиболее прекрасной. Автор повествует о множестве вещей, которые человек не замечает, говоря, что даже капли росы представляют собой микрокосмос вселенной. Нужно верить в себя и прислушиваться к внутреннему миру. Его наставником в философии трансцендентализма стал А на написание книги вдохновила восточная и немецкая философия.

В Конкорде он знакомится с множеством писателей, которые поддерживают его идеи, такими как Маргарет Фуллер, Генри Дэвид Торо и Амос Бронсон Олкотт.

Американский трансцендентализм

Свои лекции, которые Эмерсон Ральф вел в 30-х годах, он опубликует в форме эссе. Во всех этих очерках будет демонстрироваться его философия, опыт, который он перенял и составил сам, и все это воплотилось в целую философию и множество идей. А позднее на лекциях он подталкивал авторов найти их собственный стиль, а не подражать кому-то, и в частности зарубежным мастерам.

Философ стал наиболее важной, центральной фигурой, он находился у истоков американского трансцендентализма, Эмерсон Ральф учил, что нужно доверять лишь себе и своей природе. А Бога и природу следует воспринимать через вдохновение. В его трудах говорится, что Бог - это не что-то далекое и неизведанное, а он рядом, в каждом из нас. Можно понять Бога, заглянув в собственную душу и почувствовав связь с природой. Его философия на тот момент перечила всем общепринятым взглядам.

Творчество

В основном Эмерсон Ральф описывал в книгах социальное равенство, то что перед Богом все люди равны, каждый может и должен совершенствоваться, должны быть близость и единение личности с природой, человек должен очиститься от низменных интересов и стремиться к лучшему.

Хотя общая его мысль была несколько утопична, в идеале автор говорил о жизни в гармонии наедине с собой и природой. Интуиция - единственный способ постичь себя. Именно так утверждал Ральф Эмерсон.

Книги он не переставал издавать. Одна из них - «Очерки» (1844). Или же такие успешные сборники, опубликованные в 50-х годах: «Представители человечества» (1850), «Черты английской жизни» (1856). «Нравственная философия» (1860) - сборник, состоящий из двух частей.

Поэмы и цитаты

В период с 1846 по 1867 год выпущено несколько изданий стихов стихов. Поэмы «Брама», «Дни», «Снежная буря» и «Конкордский гимн» стали настоящей классикой американской литературы. В своих работах автор затрагивал привычные для него темы и образы, однако многие считают стихи Ральфа Эмерсона излишне резкими и грубыми.

"Если человек ищет красоты не потому, что того требуют от него вера и любовь, но ради наслаждения, он деградирует как человек".

Автором изречения является Ральф Эмерсон. Цитаты, которые дошли до современного читателя, до сих пор интересны и актуальны. В них он затрагивает многие темы, интересующие философа, поэтому сложно переоценить его вклад.

Поздние работы и жизнь

В своих поздних работах Эмерсон перестал быть столь категоричен. В 60-х он начал обращать внимание на проблемы в обществе, к примеру, он выступал за отмену рабства в США и все так же продолжал путешествовать по всей стране с лекциями. Голосовал за Авраама Линкольна, но после был недоволен его действиями, так как тот слишком медлил с выполнением обещаний и отменой рабства.

В 70-х его здоровье значительно ухудшилось, но несмотря на это он продолжал писать труды, пытаясь изменить мир. Хотя выступать с лекциями у него уже не хватало сил.

Ральф Уолдо Эмерсон умер 27 апреля 1887 года и до конца жизни оставался верен своим идеям и идеалам. Его работы имеют значимый вес в фонде американской литературы, религии и философии 19-го века.

Последователи

Его идеи имели сильное влияние на творчество многих деятелей литературы. В особенности на его протеже Торо, а также на его современника

Философское течение прагматизма очень близко к его взглядам, и в его основе схожие идеи. А такие авторы, как Робинсон и Фрост, были вдохновлены работами философа, что явно значимо повлияло на их творчество.

У него было множество поклонников в Европе, в особенности в Германии. Небезызвестный Ф. Ницше был вдохновлен его идеями, что после проявилось в его работах. А вот во Франции он похожего успеха не смог завоевать, однако известно, что некоторые значимые в истории личности интересовались его творчеством и работами.

В России переводы его работ выходили до революции и также имели множество поклоников. В особенности его влияние можно проследить в творчестве Льва Толстого.

Хотя были как сторонники, так и те, кто оставлял негативные отзывы, - такие персоны, как Эдгар По и Натаниель Гортон. Но хотелось бы отметить, что последний говорил о том, что ему неприемлемы взгляды Эмерсона, а вот сам он ему симпатизирует как личности.

Ралф Уолдо Эмерсон - американский философ, один из крупнейших мыслителей США, писатель, поэт, эссеист, лидер движения трансцендентализма, первый, кто сформулировал его систему идей.

Появился на свет Эмерсон в Бостоне 25 мая 1803 г. Его отцом был пастор унитарианской церкви, и Ралф Уолдо намеревался пойти по его стопам, окончив сначала духовную семинарию, а в 1821 г. - Гарвардский университет. Будучи обладателем теологического образования, Эмерсон стал священником и проповедовал в бостонской общине унитариатов.

Расстался с приходом он в 1832 г. по собственному желанию - под влиянием пробуждения, как он сам писал, веры в душу. С тех пор его биография была связана с публичным чтением лекций, сочинением журнальных статей, художественных произведений. Чтение лекций стало для него основным источником доходов, благодаря им же он завоевал - примерно к 50-ым - мировую известность. После женитьбы в 1835 г. Эмерсон переехал в Конкорд (штат Массачусетс), читал в это время лекции в Канаде, странах Европы (Франции, Англии). Периодически он подвергал корректуре собственные выступления и выпускал их в виде сборников. Так, в 1844 г. вышли «Очерки», в 1850 г. – «Представители человечества», в 1856 г. – «Черты английской жизни» и др.

В 1836 г. увидела свет первая книга Эмерсона – «О природе», которая стала изложением философии трансцендентализма. В основе этого учения лежал ряд положений философской системы И. Канта в совокупности с концепциями С. Кольриджа и Т. Карлейля . В этом же году в Бостоне им был организован литературно-философский клуб поклонников трансцендентализма. В 1840 г. около 100 последователей этого течения во главе с Эмерсоном основали просуществовавшую до 1847 г. колонию Брукфарм.

На протяжении 1841-1844 гг. выходят посвященные общественно-политическим вопросам «Очерки», в 1846 г. - первый сборник стихов. В его творческое наследие позднее (в 1867) войдет еще один поэтический сборник, и ряд поэм Эмерсона, в частности, «Снежная буря» «Дни», «Конкордский гимн», станет классикой американской поэзии. В 1850 г. он опубликовал книгу «Представители человечества», где были собраны биографии знаменитостей.

Исследуя явления современной ему жизни, Эмерсон в заключительный период творчества работал над книгой «Общество в одиночестве» (1870), в 1876 г. издал сборник лекций «Литература и общественные задачи» о котором лестно отзывался Лев Николаевич Толстой . 27 апреля 1882 г. в Конкорде Эмерсон скончался. Уже после смерти нашли и сделали достоянием общественности его «Дневники».

Эмерсон являлся крупнейшим представителем трансцендентального индивидуализма; его идеи провозглашали суверенность «я» каждого человека. Мыслитель проповедовал личную самостоятельность, наделял всех людей от природы одинаковыми способностями, нуждающимися только в одном - в создании условий свободного развития. Представители современных ему либеральных течений считали Эмерсона своим духовным лидером; его идеи оказали огромное влияние на американскую философскую общественную мысль и литературу.

Ralph Waldo Emerson , 25 мая 1803 года , Бостон , США - 27 апреля 1882 года , Конкорд , США) - американский эссеист , поэт , философ , пастор , лектор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США .

Биография

Был либеральным пастором Унитарианской церкви Новой Англии . Но после скоропостижной смерти первой жены пережил идейный кризис, в результате которого, осенью 1832 года , выступил против обряда Тайной Вечери, предложив прихожанам оставить его служение. В ходе возникшего конфликта был вынужден покинуть свой приход, продолжив выступать с проповедями как приглашаемый пастор до 1838 года по разным приходам Массачусетса. За свою проповедническую деятельность достопочтенный Эмерсон написал около 190 проповедей. Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850-му стал известен за пределами США.

Женившись в 1835 году во второй раз, обосновался в Конкорде (Массачусетс) , хотя география его лекторских выступлений уже включала Канаду , Калифорнию , Англию и Францию .

Время от времени он переписывал свои старые лекции, составляя из них сборники: «Очерки» (1844), «Представители человечества» (Representative Men, 1850), «Черты английской жизни» (English Traits, 1856), «Нравственная философия» (The Conduct of Life, 1860). В 1846 и 1867 вышли книги его стихов. Некоторые его поэмы - «Брама» (Brahma), «Дни» (Days), «Снежная буря» (The Snow-Storm) и «Конкордский гимн» (Concord Hymn) - вошли в классику американской литературы. Умер в Конкорде 27 апреля 1882. Посмертно опубликованы его Дневники (Journals, 1909-1914).

Литературная деятельность и трансцендентализм

Манифестом религиозно-философского движения трансцендентализма стал текст эссе Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа». В своей первой книге «О природе» (Nature, 1836), в исторической речи «Американский учёный» (American Scholar, 1837), в «Обращении к студентам богословского факультета» (Address, 1838), а также в эссе «Доверие к себе » (Self-Reliance, 1841) он говорил с молодыми диссидентами своего времени как бы от их имени. «Мы начинаем жить, - учил он, - лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, „я“ своего „я“, как единственному и достаточному средству против всех ужасов „не я“. То, что называется человеческой природой, - лишь внешняя оболочка, короста привычки, погружающая врожденные силы человека в противоестественный сон». Суммируя своё творчество, Эмерсон указывал, что оно посвящено «бесконечности частного человека».

Философские взгляды Эмерсона сложились под влиянием классической немецкой философии с её идеализмом , а также историософских построений Томаса Карлейля . История эмерсоновской мысли - это мятеж против созданного в XVIII веке мира механической необходимости , утверждение суверенности «я». Со временем он усвоил новую идею естественной эволюции , пришедшую к нему из источников «до Дарвина », и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии .

В России писатель произвел сильное впечатление на Льва Николаевича Толстого и ряд других русских писателей. По ряду высказываний Л. Н. Толстого в дневниках, письмах и статьях можно увидеть сходство воззрений Толстого с философией Эмерсона, которая естественно вписывается в систему взглядов русского писателя. Лев Николаевич Толстой ставил Эмерсона очень высоко, называя его «христианским религиозным писателем».

Во второй половине XIX века Ральф Эмерсон занял пустовавшее после смерти Бенджамина Франклина место духовного лидера американской нации.

Русские переводы сочинений Р. У. Эмерсона выходили до революции 1917 г.

Напишите отзыв о статье "Эмерсон, Ральф Уолдо"

Литература

  • Эмерсон Р. Нравственная философия. М. 2001
  • Эмерсон Р. Сверхдуша (рус.) // Вестник теософии: журнал. - 2015. - № 13 .

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Эмерсон, Ральф Уолдо

Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
– Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]
– Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

«Природа» («Nature», ) Эмерсон первым выразил и сформулировал философию трансцендентализма .

Биография

Начинал как типичный либеральный священник Новой Англии, но в 1832, с пробуждением «веры в душу», оставил свой приход (см. также УНИТАРИИ). Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850 приобрел международную известность. Женившись в 1835, обосновался в Конкорде (шт. Массачусетс), хотя география его лекторских выступлений уже включала Канаду, Калифорнию, Англию и Францию. Время от времени он переписывал свои старые лекции, составляя из них сборники: Очерки (1844), Представители человечества (Representative Men, 1850), Черты английской жизни (English Traits, 1856), Нравственная философия (The Conduct of Life, 1860). В 1846 и 1867 вышли книги его стихов. Некоторые его поэмы - Брама (Brahma), Дни (Days), Снежная буря (The Snow-Storm) и Конкордский гимн (Concord Hymn) - вошли в классику американской литературы. Умер Эмерсон в Конкорде 27 апреля 1882. Посмертно опубликованы его Дневники (Journals, 1909-1914).

В своей первой книге О природе (Nature, 1836), в исторической речи Американский ученый (American Scholar, 1837), в Обращении к студентам богословского факультета (Address, 1838), а также в очерке О доверии к себе (Self-Reliance, 1841) он говорил с молодыми диссидентами своего времени как бы от их имени. Мы начинаем жить, учил он, лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, «я» своего «я», как единственному и достаточному средству против всех ужасов «не я». То, что называется человеческой природой, - лишь внешняя оболочка, короста привычки, погружающая врожденные силы человека в противоестественный сон.

История эмерсоновской мысли - это мятеж против созданного в 18 в. мира механической необходимости, утверждение суверенности «я». Со временем Эмерсон усвоил новую идею естественной эволюции, пришедшую к нему из источников «до Дарвина», и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии.

Влияние Эмерсона на развитие американской мысли и литературы трудно переоценить. Либералы его поколения признали его своим духовным лидером. Он оказал влияние на У.Уитмена и Г.Торо, Н.Готорна и Г.Мелвилла. Впоследствии его влияние испытали Эмили Дикенсон, Э. А. Робинсон и Р.Фрост; самое «американское» из всех философских течений, прагматизм, демонстрирует явную близость к его взглядам; идеями Эмерсона вдохновлялось «модернистское» направление протестантской мысли. Эмерсон завоевал симпатии читателей в Германии, оказав глубокое влияние на Ф.Ницше. Во Франции и Бельгии Эмерсон не был столь популярен, хотя им интересовались М.Метерлинк, А.Бергсон и Ш.Бодлер.

Цитаты

Часто смеяться и много любить; иметь успех среди интеллектуалов; завоевать внимание к себе со стороны честных критиков; ценить прекрасное; отдавать всего себя чему-то; оставить мир после себя чуть-чуть лучше, хотя бы на одного здорового ребенка; знать, что хотя бы одному человеку на Земле стало легче дышать, от того, что ты жил, - все это значит преуспеть.

Глупая последовательность - суеверие недалеких умов

Что человек свершает, тем он и владеет - его могущество в нем самом.

Религия одного века - Это художественная литература другого.

Самая большая наша сила - это самая большая наша слабость.

"Если нападаешь на короля, тебе остается только убить его."

Ссылки

  • Эмерсон Р. Нравственная философия. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ральф Эмерсон" в других словарях:

    - (англ. Ralph Waldo Emerson, 25 мая 1803 27 апреля 1882) американский эссеист, поэт и философ; один из виднейших мыслителей и писателей США. В своём эссе «Природа» («Nature», 1836) Эмерсон первым выразил и сформулировал философию… … Википедия

    Ральф Уолдо Эмерсон Ральф Уолдо Эмерсон (англ. Ralph Waldo Emerson, 25 мая 1803 27 апреля 1882) американский эссеист, поэт и философ; один из виднейших мыслителей и писателей США. В своём эссе «Природа» («Nature», 1836) Эмерсон первым выразил и … Википедия

    Ральф Уолдо Эмерсон Ральф Уолдо Эмерсон (англ. Ralph Waldo Emerson, 25 мая 1803 27 апреля 1882) американский эссеист, поэт и философ; один из виднейших мыслителей и писателей США. В своём эссе «Природа» («Nature», 1836) Эмерсон первым выразил и … Википедия

    Ральф Уолдо Эмерсон Ральф Уолдо Эмерсон (англ. Ralph Waldo Emerson, 25 мая 1803 27 апреля 1882) американский эссеист, поэт и философ; один из виднейших мыслителей и писателей США. В своём эссе «Природа» («Nature», 1836) Эмерсон первым выразил и … Википедия

    - (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон, 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), амер. философ идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был… … Философская энциклопедия

    - (Ральф Вальд Emerson) известный американский писатель (1803 1882). Сын унитарианского священника, он готовился к профессии отца,изучал теологию в Гарвардском унив. и был проповедником общиныунитарианцев в Бостоне, но, отказавшись подчинить свою… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (Ральф Вальд Emerson; 1803 1882) известный американский писатель. Сын унитарианского священника, он готовился к профессии отца, изучал теологию в Гарвардском унив. и был проповедником общины унитарианцев в Бостон, но, отказавшись подчинить свою… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «Эмерсон» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Ральф Уолдо Эмерсон Ralph Waldo Emerson … Википедия

Книги

  • Американский акцент. Книга об Америке и ее литературе , Анастасьев Н.. В начале 70-х годов прошлого века издательство "Художественная литература" выпустило монографию о творчестве Уильяма Фолкнера, ставшую первым заметным словом Н. Анастасьева в отечественной…