Детские произведения к д ушинского. Рассказы и сказки К.Д. Ушинского для детей. Педагогический характер, многообразие тематики, познавательное значение. Основные педагогические идеи

И многих других.

Cказки Ушинского

Рассказы Ушинского

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

К.Д.Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог и дет­ский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушин­ский окончил Московский университет.

Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли - он справедливо считается создателем русской народной школы - чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ... в более об­ширную и свободную сферу».

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868- 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги - дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» - как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов - Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир...», «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.


Произведения для д е т е й. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир...» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать... Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация - все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая - и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце - напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой - свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать - и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

В «Детском мире...» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» - рассказ о другой черте характера - нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке - «Лиса и Козел» - Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины - на рога, да и вон из колодца».

Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

Российский Государственный Университет

Физической культуры Спорта и Туризма

Реферат

По курсу «Педагогика»

на тему:

«К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста»

Выполнил:

Москва 2008

Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. «Родное слово» – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. «Родное слово» представляет собой систематическое руководство для первоначального обучения - первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения, остающееся единственным в своем роде и незаменимым до сих пор. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет «Детского мира» (в двух частях), который представлял собой книгу для классного чтения. Назначение этой книги - облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.

Оставаясь верным своему взгляду на значение родного языка как лучшего средства для духовного развития ребенка, Ушинский в своем руководстве положил родной язык в основу первоначального обучения и вокруг него, в тесной связи с ним, группирует остальные предметы обучения. Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год «Родного слова» (книга первая) обнимает собою «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу для чтения». Обе эти книги вышли в свет одновременно (в 1864 г.), а вслед за ними появилась и «Книжка для учащих», т.е. руководство к преподаванию по «Родному слову». Как заявил сам Ушинский в своем «Руководстве к преподаванию», его «Родное слово» заключает в себе «много нового как в методе, так и в приемах учения». В действительности же труд его был безусловно новым не только в нашей, русской, но и в мировой педагогической литературе, как по общему замыслу, так и по исполнению.

С первых же страниц «Азбуки» К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: «Моя милая мама», «Мой милый папаша». Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем: «Мои милые дети». Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.

Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний идет воспитание дитяти: «Не шали!», «Не шали и не шути!», «Не хвались!», «Не бранись!», «Не хвастай силой, не хвались и умом!». Сразу же дается оценка важности предстоящего учения: «Уметь читать, писать и считать - большое счастье».

В парадоксальной форме ребенку открывается состояние нашего бытия: «Люди живут в мире, да не в мире». И тут же: «У Бога милости много». Бог милостив, было бы наше желание и движение души поправить положение в мире. «Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: „Мир вам!“- завершает Азбуку заповедь Божья воспоминанием о задании, оставленном нам Господом.

В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки: „Я зазевался на лошадей и упал“, » На горе в лесу птицы рано сегодня запели", «Няня вымела сор и нашла в нем три гроша», «В супе нет соли: посоли его», «Тащи-ка на стол щи!». Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.

«Первая после Азбуки книга для чтения» продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.

Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для учения, для труда. Другое дело игрушки - для потехи, забавы, для отдыха.

Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь загадка о пере? Прежде всего, дитя учится писать пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает, и так перо сможет «говорить».

Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть готовыми учиться. Вот почему звучит песенка «Петушок».

Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл рассказика «Вместе тесно, а врозь скучно».

Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь? Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда имеют свое назначение, достоинство, для чего-то служат. Сказка о золотом яичке из второго урока - это притча о необычном сосуде. Что такое золотое яичко? Некое вместилище богатства, сокровище. Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как с пользой для души употребить данное, так и не может употребить богатство во благо своей душе, а потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается. Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни и единое на потребу.

Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В праздничный день собираются гости за столом. По обычаю к разным праздникам готовятся особые кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная, Гости довольны и благодарят хозяев.

Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение, чревоугодие делает человека ленивым, безразличным, приземляет душу. Об этом говорит одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас отношению к делу: лови момент, делай все вовремя, иначе упустишь возможность.

Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на плененного гостя, которого никак не хотят отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад бы он уже бежать, да не пускают.

Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем они нужны? Как и из чего их делают?

Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно, буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за порогом.

К чему здесь сказка о репке? Еще один урок воспитания в духе соборности. Репка - некое богатство, плод для всех, добыть его можно только сообща, даже участие самого малого в деле необходимо. Так опять задается поведение детей в школе, в учении.

Чтобы добыть пищу и одежду, человек должен трудиться. Здесь ему не обойтись без орудий и инструментов. Если орудия плохо подготовлены, ими работать невозможно. Приступая к делу, приготовь орудия и инструменты, продумай все, иначе дело пойдет кувырком. Об этом пословицы и шутки третьего урока.

Неразумно роптать на того, кто тебя кормит, жаловаться на тяжесть труда, если этот труд дает тебе хлеб. Трудиться можно успешно вместе, соборно. Тогда труд - это радость.

Все эти назидания находятся за текстом, логику движения по урокам постоянно приходится искать и выстраивать.

С помощью орудий и инструментов в трудах упорных человек строит здания, суда, экипажи. И снова преподается нравственный урок: если ты трудишься неусердно, как придется, ничего у тебя не выйдет, не будет ожидаемого результата. В каждом деле необходимы знания, грамотность, иначе ничего не получится.

Как трудиться и жить вместе? На этот вопрос дает ответ сказка о теремке - удивительном домике, который будучи небольшим, вместил немалое количество зверей, потому что все с готовностью теснились и принимали в свое сообщество тех, кто просился. И вот пришла сила злобная, неуклюжая - медведь, и все порушила. Надо уметь считаться с другими, жить с добрыми намерениями и вниманием к другим, чтобы не уподобиться медведю из «Теремка». Нельзя разрушать то, что созидают другие.

Домашние и дикие животные дают пищу человеку, одевают его. В старину было так: если нет на дворе скотинки, дом нищ и пуст. В хозяйстве важную роль играли лошадь и корова-кормилица. Собака издавна охраняла жилье человека. Она - сторож. Она грозно лает, но при этом сама волков боится. Не всегда тот, кто пугает, силен и смел. Находится и на него сила.

Чем отличаются четвероногие животные от птиц? Сравним их. Много ног у коня, это хорошо, да надо уметь управлять ими, чтобы не споткнуться. У каждой твари свое достоинство. Кулик хоть и невелик, а все же птица. Каждому свое место обитания, свои условия.

Кудахчет курочка - это знак того, что яичко снесла. Все важное заявляет о себе в жизни рано или поздно. Загадка о яичке: в беленькой бочечке два розные пива. Розные не значит разные. Розные - те, что отделены, существуют врозь, порознь. Пиво здесь - это то, что пьют, питье.

И снова урок нравственного воспитания: как относиться к другим: «Других не суди - на себя погляди» - учит нас история о свинье, решившей высказать нелестное мнение о красавце-коне.

Вот песенка о козлике, которому вздумалось пойти в лес, куда и ходить-то нельзя: там волки. За свое опрометчивое дерзновение козлик поплатился жизнью. Глупо уходить от тех, кто любит тебя, к тем, кто хочет твоей погибели.

Каждый урок учит мудрости, рассудительности, преподносит знание о мире. Вот сказка «Старик и волк ». Проведал волк, что у старика скотинки много, и стал требовать свое. Отдал старик все богатство земное волку, а старушку-душу сберег. Лучше от зла откупиться богатством, а душу спасти.

Череда уроков продолжается. Перед нами выстраивается весь сложный мир, окружающий нас, определяется роль и место человека в этом мире. Мы познаем вместе с детьми такие свойства мира, как пространство и время, соотношение целого и части. Завершается экскурс стихотворением - игрой «Птичка». Это урок милосердия для детей. Дети отпускают птичку, попавшую в сеть. «Ну так Бог с тобой! Лети и гуляй на воле!» Птичка улетает на свободу, словно душа из неволи греха. Как освободиться из темницы греха? Молитвенным покаянным обращением к Богу. Череда уроков книги венчается молитвами для детей. «Написать первую книгу после азбуки, - скажем мы словами Ушинского, - едва ли не самая трудная задача во всей дидактике». Тем не менее, он весьма удачно выполнил эту задачу. Сделав центром первоначального обучения родной язык, Ушинский постепенно, держась строго индуктивного метода, знакомит детей не только с тем, что им необходимо знать в обиходе обыденной жизни и окружающей природы, но также с основаниями религии, молитвами, грамотным письмом, счетом и первоначальным рисованием. Всему этому придана в «Родном слове» такая форма, что приобретение новых сведений дается ребенку без всякого насилия над его природой: знания как бы сами собою вливаются в ребенка со страниц разумной книги, гармонично укладываются в его сознании, вызывая любознательность, пытливость и самодеятельность в учащемся.

Год второй (т.е. вторая книга «Родного слова») представляет дальнейшую книгу для чтения, посвященную уяснению детьми домашнего и школьного быта, предметов окружающей природы, времен года и прочего. «Вторая после Азбуки книга для чтения» и «Времена года» продолжают и углубляют постижение мира в заданных направлениях, в этих книгах темы первого года подхвачены снова и обогащены словесным и образным материалом. И вот здесь К.Д. Ушинский, как оказалось по удивительному духовному наитию подобрал произведения фольклора, духовно воспитывающие наших чад. Причем в уроках нет ничего случайного, внутренняя логика движения каждого урока и всех вкупе, как мы уже убедились, не нарушена, каждое произведение заботливо вплетается в канву повествования, в контекст, образуя четкий орнамент - вот он и есть иносказание, притча, которую необходимо прочесть и постичь.

Работа по учебникам Ушинского позволила подготовить к среднему звену школы детей, любящих русское слово, чувствующих его богатейший духовный смысл, детей, бережно обращающихся со словом, любящих художественное творчество. Работать с детьми радостно, ибо они разбужены духовной энергией слова, бодрствуют и труждаются в ней.

В своем «Руководстве к преподаванию» Ушинский, между прочим, так определяет назначение «Родного слова»: «Издавая руководство для учащихся по „Родному слову“, я имел в виду не только школу, но и семью. У нас более чем где-нибудь распространено домашнее первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу. Я нередко любовался устройством малолетних школ за границею, но всегда находил дурным, что они избавляют от необходимости заниматься с детьми не только таких матерей, у которых весь день поглощен личным и тяжелым трудом, но и таких, которые очень могли бы посвятить обучению своих малюток те немногие часы или, лучше сказать, минуты дня, какие для этого нужны. С удивлением заметил я потом, что в самой педагогической стране в мире вовсе не развиты в женщине те педагогические наклонности, которые столь свойственны женской природе… Желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих, по каким-либо уважительным причинам, пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и ученья, развивались в русской женщине наклонности и уменье самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому, без крайней необходимости. Что женщине врожденно стремление учить и развивать свое дитя, а вместе с тем даны и необходимые для этого способности, - в этом не может быть сомнения. И если многие матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее, поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практическою неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое руководство для учащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального обучения отечественному языку… Я в этой книге имел главною целью - помочь начинающим учить и в особенности облегчить для матери и сделать для нее приятным труд первоначального обучения».

Опыт работы по учебникам К.Д. Ушинского в начальной школе позволил оценить животворящую роль фольклора в наследии автора. Уже говорилось о том, что наследие Ушинского - это загадка, духовная притча. Неслучайно эти жанры словесности любимы автором и включены им в материалы учебников. Это собственно загадки, афористические притчи-пословицы, сказки с духовным, притчевым подтекстом. И вот теперь добавим, что наследие Ушинского еще и песня, песнопение, хоровод, собирающий всех воедино, позволяющий чувствовать душу и плечо, живущего рядом. Фольклор, как это не парадоксально, будучи порождением языческого сознания, в своих мифологических глубинах содержит пласты христианского знания.


Список использованной литературы

1. К.Д. Ушинский/Избранные труды Учебное пособие; ВУЗ; В 4 кн. - М. «Дрофа», 2005

2. К.Д. Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. – М. «Педагогика», 2004

3. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003

4. К.Д.Ушинский. Собр. сочинений, в 10 т. М.-Л., 1952, с.182

Журина Наталья Евгеньевна, Воспитатель
Гаврилова Оксана Николаевна, Воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74 Винни – Пух» Архангельская область, г. Северодвинск
Реализация проекта «Мир К. Д. Ушинского» с детьми старшей группы. ()

Реализация проекта «Мир К. Д. Ушинского» с детьми старшей группы.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, сегодня бесспорна. И гуманизм, и коллективизм, и чувство собственного достоинства необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Через произведения художественной литературы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны. Творчество К. Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают.

Мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Проект «Мир К. Д. Ушинского» рассчитан на 5 месяцев (январь – май) для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через восприятие произведений К. Д. Ушинского.

Целевая группа проекта – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Задачи:

– Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского;

– Продолжить работу по формированию у детей бережного отношения к природе, духовно-нравственных понятий;

– Продолжить работу по развитию: познавательной активности и интереса к детской художественной литературе через разные формы работы; речи детей, активизация словарного запаса слов.

– Воспитание любви и уважения к творчеству писателя, к своей малой Родине; желания и умения работать в детском коллективе, договариваться, проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты: Развитие интереса к творчеству К. Д. Ушинского; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Реализация проекта позволяет дошкольнику расширить знания и представления о своей родной стране, о своеобразии природы, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений, он не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Формы работы: познавательная, продуктивная, игровая, работа с родителями.

Круг чтения: произведения К. Д. Ушинского.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение этапов работы; подбор форм и методов работы. Подготовительный этап включает в себя: анкетирование родителей по данной теме, целью которого является выявление круга домашнего чтения воспитанников; «круглый стол» с родителями; подбор библиотеки и наглядно – дидактических пособий для демонстрации произведений автора; оформление родительского уголка.

2-й – основной: выполнение намеченных задач через проведение мероприятий. Апробация разработанного в ходе подготовительного этапа методического материала осуществляется на втором основном этапе, который реализовывался с января по май. В образовательный процесс включена система занятий в разных видах деятельности, что предполагает погружение в темы:

«Наша страна Россия» – через чтение рассказов «Путешествие по Волге», «Поездка из столицы в деревню». Рассказы: «Играющие собаки»; «Утренние лучи», «Любопытство», «Поездка из столицы в деревню», «Трусливый Ваня», «Четыре желания», «Дети в роще». В интересных рассказах К. Д. Ушинский раскрывал перед детьми многообразие окружающего их мира, с малых лет прививал детям правильные понятия о жизни, о взаимоотношениях людей. Человек счастлив только тогда, когда он честно трудится. Ушинский писал о труде простых людей: крестьянина, кузнеца, пекаря, портного… Заставляя своих героев путешествовать, Ушинский мог в коротком рассказе показать жизнь всей России.

«В мире животных» – через чтение рассказов о животных: «Пчелы и мухи»,

«Медведь и бревно», «Пчелки на разведках», «Бишка», «Жалобы зайки», «Слепая лошадь».

«Мы – сказочники» – погружение в тему через многообразие форм работы с произведением: чтение, пересказ, фантазирование, переложение.

Конечным продуктом стало гала-представление «Что за прелесть эти сказки!»

3-й – обобщающий (заключительный): подведение итогов работы (презентация проекта и распространение информации о проекте среди дошкольных учреждений города.)

План мероприятий:

месяц Название мероприятий
Январь

1.Познавательный час «Что мы Родиной зовем».

2.Чтение произведений Ушинского о России.

3.Оформление книжного уголка, рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о России.

4. Выставка рисунков по прочитанным произведениям.

Февраль

1.Занятие – беседа «Путешествие за красотой» (знакомство с природой России).

2. Проведение дидактических игр («Подбери признак», «Составь предложение», «Какой, какая, какие», «Хорошо – плохо» и др.), подвижных игр («Котик Васька», «На лежанке дремлет кот», «Кошки на окошке», «Мышки в норочках сидели» и др.).

3. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

4. Литературная викторина «Умники и умницы».

Март

1.Чтение произведений Ушинского о животных.

2. Занятие – путешествие «Четыре желания».

3. По следам пословиц (поисковая работа с родителями – поиск пословиц и поговорок о временах года).

4. Просмотр видео по рассказам Ушинского.

Апрель

1.Чтение рассказов Ушинского. (домашнее прочтение и пересказ).

2.Музыкально – литературное развлечение «Мир Ушинского».

3.Выставка детских поделок из бросового материала по произведениям К. Д. Ушинского (совместное творчество с родителями).

Май

1.Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа).

2. Гала-представление «Что за прелесть эти сказки!»

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между участниками проекта, проявилась творческая активность детей и родителей, раскрылись скрытые эмоциональные возможности, увеличился интерес детей к книге.

Список литературы

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. – М.: Просвещение, 1989.

2.Лопаткина А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.

3.Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.

«Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец».
Лев Николаевич Модзалевский


Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народых школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Более чем пятьдесят лет, вплоть до самой революции, целые поколения русских детей и преподавателей воспитывались на книжках, написанных Ушинским.

Константин Дмитриевич родился в дворянской семье 2 марта 1824 года. Его отец, Дмитрий Григорьевич, окончил Московский благородный пансион и был человеком весьма образованным. Долгое время он находился на военной службе, участвовал в войне 1812 года. Выйдя в оставку, осел в Туле, зажил мирной жизнью и женился на дочери местного помещика. Через некоторое время после рождения Константина их семье пришлось переехать, – его отца назначили на должность судьи в расположенный на Черниговщине небольшой, старинный городок Новгород-Северский. Все детство и отрочество будущего педагога прошли в усадьбе на берегу Десны в окружении красивейших мест полных преданий глубокой древности. Первые одиннадцать лет жизни Константина Дмитриевича были безоблачными. Он не знал ни нужды, ни домашних дрязг, ни строгих взысканий. Мать, Любовь Степановна, сама руководила занятиями сына, сумев пробудить в нем пытливость ума, любознательность и огромную любовь к чтению. В 1835 году, когда Константину пошел двенадцатый год, его мама умерла. Ушинский на всю жизнь сохранил о ней самые нежные воспоминания.

Вскоре отец женился во второй раз, выбор его пал на сестру генерала Гербеля, управляющего Шостенским пороховым заводом. Как ни велика была происшедшая в семье маленького Константина перемена, она, к счастью, никак не отразилась на нем пагубными последствиями. Спустя некоторое время после смерти матери Ушинский поступил в местную гимназию, благодаря домашней подготовке он был зачислен сразу в третий класс. В классе преобладали великовозрастные ученики из среды не дворянской. Однако это не помешало Ушинскому сблизиться с ними. Он часто бывал дома у бедняков-одноклассников, наблюдал обстановку в их семьях, образ жизни, воззрения и привычки. Эти «уроки» очень сильно пригодились ему в будущем.

В обучении же молодой Ушинский не отличался особым прилежанием. Обладая огромными способностями, он редко выполнял домашние задания, довольствуясь повторением пройденного прямо перед занятиями. Все свободное время мальчик предпочитал посвящать прогулкам и чтению. К слову, гимназия и отцовская усадьба располагались на противоположных концах города, расстояние между ними составляло около четырех километров. С момента поступления и до самого окончания учебы в ней Ушинский, очарованный красотой здешних мест, а в особенности берегами Десны, предпочитал преодолевать этот путь пешком, проходя в общей сложности не менее восьми километров ежедневно. Желая расширить области доступного чтения, Константин Дмитриевич без посторонней помощи в совершенстве изучил немецкий язык и мог свободно читать Шиллера. Однако самостоятельные работы завели его слишком далеко – несмотря на свои недюжинные таланты, он не сумел выдержать выпускного экзамена и, как следствие, остался без аттестата.

Получив на пороге выхода в жизнь первый щелчок, Ушинский вовсе не растерялся. Наоборот, с жаром принялся готовиться к вступительному экзамену в столичный университет. В 1840 году он успешно выдержал все проверки и оказался в рядах студентов юридического факультета. В этот период времени Московский университет переживал времена небывалого подъема. Большая часть профессоров была людьми молодыми, недавно возвратившимися из-за границы с огромным запасом знаний, горячей преданностью науке и твердой в нее верой. Звездами первой величины в блестящем составе преподавателей были профессор государственного права и законоведения Петр Редкин и профессор Тимофей Грановский. На лекции этих светил стекались студенты всех факультетов, включая математический и медицинский. Редкин и Грановский замечательно дополняли друг друга. Первый не отличался особым лекторским дарованием, однако увлекал своих слушателей неумолимою логикой, глубиною и обширностью эрудиции. Его речи всегда вызывали напряженную работу мысли. Второй, наоборот, обладал изумительным мастерством чтения, действуя преимущественно на чувства слушателей, возбуждая интерес к истории, однако, не пробуждая усиленной интеллектуальной работы.

Ушинский изучал предметы выбранного им факультета свободно, без затруднений. Обладая отличной памятью, он запоминал не только главную мысль изложенного материала, но и все частности. На лекциях он редко оставался в роли пассивного слушателя, вставлял удачные замечания, задавал вопросы. Зачастую после уроков по какому-либо предмету ему случалось объяснять своим друзьям мысли, которые им не удалось понять в профессорском изложении. Однако Ушинский пользовался любовью одноклассников не только из-за прямого и открытого характера, интеллекта и остроты высказываний. Он умел быть по-настоящему хорошим товарищем, охотно делил с друзьями свой последний рубль, последнюю трубку табаку. Стоит отметить, что в студенческие годы Ушинскому приходилось очень трудно. Состояние его семьи с каждым годом все уменьшалось, деньги поступали из дома редко, их не хватало даже для самой скромной жизни. В течение всего времени учебы в университете Константину Дмитриевичу приходилось давать частные уроки.

Блестяще учась, Ушинский не забросил своего знакомства с художественной литературой. На русском он предпочитал читать Пушкина, Гоголя и Лермонтова, на французском – Руссо, Декарта, Гольбаха и Дидро, на английском – Милля и Бэкона, на немецком – Канта и Гегеля. Наряду с этим будущий педагог страстно увлекался театром, визиты в который считал для себя обязательными. Он ежемесячно выделял из своего скромного бюджета некоторую сумму, на которые покупал самые верхние, дешевые места.

В 1844 году Константин Ушинскийи окончил юридический факультет «вторым кандидатом» прав. Еще два года он продолжал стажироваться в стенах университета, после чего граф Строганов, являвшийся попечителем Московского учебного округа, пригласил его в Демидовский юридический лицей, расположенный в Ярославле. Несмотря на молодой возраст, Константин Дмитриевич был назначен на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук на кафедре государственного права, законоведения и финансов. Познакомившись с учащимися заведения, Ушинский писал: «В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало «человека». А между тем все должно быть наоборот: воспитание должно оформить «человека», – и только потом из него, из личности развитой, непременно выработается соответствующий специалист, любящий свое дело, изучающий его, преданный ему, способный приносить пользу в выбранной им области деятельности в соответствии с размерами своих природных дарований».

Молодой профессор довольно быстро завоевал расположение лицеистов. Он блестяще владел предметом, умел ясно и интересно объяснить труднейшие моменты из теории познания и истории философии, а потрясающая эрудиция, простота в общении, неравнодушие к проблемам окружающих и человечное отношение к ученикам и вовсе сделали его всеобщим любимцем. Популярности также способствовала знаменитая речь, произнесенная Константином Дмитриевичем на торжественном собрании 18 сентября 1848 года. В эпоху слепого подражания отечественной науки науке заграничной, в основном – немецкой, Ушинский выступил с резкой критикой немецких методов камерального образования. В своей речи он сумел доказать, что зарубежные камералисты весьма неудачно объединили искусство и науку, а их учебники по предмету являются лишь сборниками советов и предписаний по разным областям промышленности. Однако Ушинский не ограничился лишь критикой, отвергнув немецкую систему, он предложил свою собственную. По его предложению камеральное образование должно было базироваться на подробнейшем изучении жизни и потребностей народа нашей страны в тесной связи с местными условиями. Разумеется, данные взгляды не встретили поддержки среди руководителей учебного заведения, посчитавших их вредными для учащихся, подстрекающими к протесту против бытующих порядков. Попечитель лицея написал на молодого преподавателя несколько доносов, над Константином Дмитриевичем был организован негласный надзор.

В 1850 году на совете преподавателей лицея было оглашено новое требование, – предоставить всем учителям полные и подробные программы своих курсов, расписанные по дням и часам. Предписывалось даже указывать из какого конкретно сочинения и что намерены цитировать преподаватели. Это вызвало новые столкновения Ушинского с руководством. Он с жаром доказывал, что каждый педагог, прежде всего, должен считаться со своими слушателями и что раздробление курса по часам «убьет живое дело преподавания». Однако его призвали не рассуждать, а беспрекословно исполнять. Верный своим принципам, со словами «на такое не отважится ни один добропорядочный преподаватель», Ушинский подал прошение об отставке. Его примеру также последовали некоторые учителя.

Потеряв работу, Константин Дмитриевич какое-то время перебивался литературной поденщиной – писал переводы, рецензии и обзоры в мелкие провинциальные журналы. Попытка устроиться в какое-либо уездное училище сразу вызывала подозрения, ибо было непонятно, почему молодой профессор решил поменять престижную, высокооплачиваемую должность в Демидовском лицее на нищенское место в захолустье. Полтора года промучившись в провинции, он перебрался в Петербург. Связей и знакомств у него не было, обойдя множество школ, училищ и гимназий, бывшему профессору с огромным трудом удалось устроиться на место чиновника департамента иностранных вероисповеданий.

Департаментская служба не могла обеспечить педагога, в то время уже женатого на Надежде Семеновне Дорошенко, происходившей из древнего казацкого рода. Зато необременительная работа не препятствовала к поиску других занятий. По-прежнему увлекаясь изучением иностранных языков и философией, Ушинский получил доступ к журнальной работе в самых различных ее видах – в качестве переводчика, компилятора, критика. Довольно скоро за ним упрочилась репутация образованного и талантливого писателя. Однако подобная деятельность оплачивалась весьма скудно, забирая при этом много времени и сил. Его здоровье, никогда не отличавшееся особенной крепостью, пошатнулось. Прекрасно понимая опасность продолжения подобных занятий, Ушинский начал активно искать выход.

Все изменила случайная встреча под конец 1853 года с бывшим коллегой по Демидовскому лицею П.В. Голохвастовым. Этот человек знал и ценил дарования Константина и помог найти ему новое место. Уже 1 января 1854 Ушинский уволился из департамента иноземных исповеданий и отправился в Гатчинский сиротский институт в качестве преподавателя русской словесности. В стенах этого заведения воспитывалось более шестисот мальчиков-сирот. Институт был известен своими суровыми порядками, регулярной муштрой и строжайшей дисциплиной. За малейшую провинность сирот лишали еды, сажали в карцер. По идее подобные порядки должны были сделать из них людей, преданных «Царю и Отечеству». Ушинский же так охарактеризовал новое место работы: «Наверху экономия и канцелярия, в середине администрация, под ногами учение, а за дверьми – воспитание».

Пять лет он пробыл в Гатчине и сумел за это время многое изменить. За основу новой системы воспитания Ушинский положил развитие чувства искреннего товарищества. Ему удалось искоренить фискальство, каждый, кто совершал вредный проступок, согласно неписаному закону должен был найти в себе мужество признаться в нем. Также педагогу удалось полностью изжить воровство. В институте стало считаться доблестью защищать и поддерживать слабых. Некоторые заложенные Константином Дмитриевичем традиции прочно привились сиротам и передавались из одного поколения в другое вплоть до 1917 года.

Через год Ушинского повысили в должности, назначив инспектором классов. В ходе одной из проверок он обратил внимание на два опечатанных шкафа. Сорвав замки, он обнаружил в них то, что дало ему последний толчок в поисках как самого себя, так и своего места в мире. В них находились бумаги бывшего инспектора Егора Осиповича Гугеля. О нем помнили лишь то, что он был «чудаком-мечтателем, человеком не в своем уме», кончившим в сумасшедшем доме. Ушинский писал о нем: «Это была необыкновенная личность. Едва ли не первый педагог, серьезно взглянувший на дело воспитания и увлекшийся им. Горько же он поплатился за это увлечение…». Пролежавшие более двадцати лет уникальные, лучшие по тем временам и никому не нужные труды по педагогике Гугеля, которые не уничтожили только из-за лени, попали в руки Ушинского. Изучив бумаги умершего инспектора, Константин Дмитриевич, наконец, четко осознал свой путь.

В 1857-1858 годах в России возникли первые печатные издания для преподавателей. Известный русский педагог Александр Чумиков пригласил Константина Дмитриевича работать в основанном им «Журнале для воспитания». Одной из первых работ Ушинского была статья «О пользе педагогической литературы», в которой он облек в четкие формулировки продуманные им за долгие годы мысли и идеи. Статья имела колоссальный успех. После этого Константин Дмитриевич стал постоянным автором журнала Чумикова. Каждая его работа развивала новые взгляды на методы воспитания в стране, обличала чиновников от просвещения, видевших проявление вольнодумства в каждой новаторской затее. Его статьи зачитывались до дыр, в один миг педагог стал известным, а его мнение авторитетным. Современники говорили о нем: «Вся внешность Ушинского содействовала тому, чтобы слова его глубоко западали в душу. Крайне нервный, худощавый, выше среднего ростом. Из-под густых, черных бровей лихорадочно сверкают темно-карие глаза. Выразительное лицо с тонкими чертами, высокий прекрасно очерченный лоб, свидетельствующий о недюжинном уме, черные, как смоль, волосы и черные бакены кругом щек и подбородка, напоминающие густую, короткую бороду. Бескровные и тонкие губы, проницательный взор, видящий, казалось, человека насквозь…. Все красноречиво говорило о присутствии упорной воли и сильного характера…. Тот, кто видел Ушинского хотя бы раз, навсегда запоминал этого человека, разительно выделявшегося из толпы своею внешностью».

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора в Смольный институт. Перейдя в «институт благородных девиц», он первым делом способствовал приглашению туда новых талантливых учителей – Семевского, Модзолевского, Водовозова. Процессу преподавания, проводившемуся прежде формально, вскоре был придан систематический и серьезный характер. Затем, основываясь на принципах демократизации народного образования, Константин Дмитриевич уничтожил существовавшее в институте разделение на благородных и неблагородных (мещанских) девиц, введя для всех совместное обучение. Кроме того воспитанницам было позволено проводить праздники и каникулы у родителей. Развитие получили направления естествознания, географии, русской истории и риторики. Воспитанницы познакомились с произведениями Лермонтова, Гоголя и многих других авторов, о которых ранее ничего не слышали. Унылое преподавание математики, признававшейся по традиции предметом, непостижимым для женских умов, было впервые поставлено как одно из лучших средств для развития логического мышления. Появился специальный педагогический класс, в котором ученицы получали специальную подготовку для работы воспитательницами. Ушинский ратовал и за обучение самих преподавателей, введя для этого новую форму – семинары.

После его двухлетней работы «институт благородных девиц», прежде не интересовавший столичное общество по причине своей рутины и замкнутости, вдруг сделался предметом внимания со стороны всего Петербурга. О происходящих там реформах говорила печать, представители разных ведомств, родители учениц и обычные преподаватели стремились попасть туда и послушать лекции. То, что они видели и слышали в институте, вызывало у них изумление. Ученицы всех классов обоих отделений более не тяготились учением, напротив, были явно захвачены занятиями, обнаруживая при этом большие способности. Из кукол и кисейных барышень они превратились в разумных, развитых девушек со здравыми понятиями и суждениями. Между преподавателями Ушинского и ученицами были простые и естественные отношения, основанные на взаимном доверии, уважении и доброжелательстве. При этом авторитет учителей в глазах учащихся был очень велик.

К сожалению, в Смольном институте повторилась та же история, что и в Ярославле. Свежая струя воздуха, ворвавшаяся в затхлую атмосферу классных дам, понравилась далеко не всем. Настойчивый и энергичный в достижении целей, никогда не поступающийся своими принципами, не умеющими ладить с самолюбцами и лицемерами, Ушинский нажил себе к 1862 году целую массу врагов. Основной конфликт разгорелся между ним и начальницей института – Леонтьевой, обвинившей педагога в безбожничестве, вольнодумстве, аморальности и непочтительном отношении к начальству. Однако просто так уволить Ушинского уже было невозможно. Его имя приобрело слишком большую популярность в России. И тогда был использован «благовидный» предлог – самочувствие Константина Дмитриевича. Для лечения и одновременно изучения школьного дела талантивый педагог был командирован за границу. Фактически же это было изгнанием, растянувшимся на пять лет.

Полный планов, под наплывом новых идей научного характера Ушинский побывал в Швейцарии, Италии, Бельгии, Франции, Германии. Праздное развлечение и отдых были ему чужды, везде он посещал учебные заведения – детские сады, приюты, школы. В Ницце знаменитый педагог неоднократно беседовал с императрицей Марией Александровной о проблемах воспитания. Известно, что она даже поручила Ушинскому разработать систему воспитания наследника русского престола.

За границей Константин Дмитриевич сумел написать уникальные труды – учебные книги «Детский Мир» и «Родное Слово». Их успех после издания в России был ошеломительным. И это не поразительно, скорее – закономерно. Во-первых, книги Ушинского являлись первыми в стране учебниками для начального обучения. Во-вторых, они распространялись по общедоступной цене. В-третьих, учебники были понятны детскому сознанию. До этого не существовало книг для детей, доступных детям. Впервые ребятишкам из глухой провинции предлагали не зубрежку маловразумительных слов, а понятные и интересные рассказы о хорошо известном им мире – о природе и о животных. Этот мир был родным домом для простого народа, и народ знал о нем все – его нравы, его повадки и его язык. Еще в юности Ушинский писал: «Называйте меня варваром в педагогике, однако я глубоко убежден, что прекрасный ландшафт обладает огромным воспитательным влиянием на развитие юной души... День, проведенный посреди рощ и полей, стоит недель, проведенных на учебной скамье…». Однако Ушинский не стал останавливаться на достигнутом. Вслед за двумя книгами он выпустил «Книжку для учащих» – особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову». Данное пособие по преподаванию родного языка до 1917 года выдержало более 140 изданий.

Интересный факт – в бытность министром народного просвещения А.В. Головнина, «Детский Мир» Ушинского заслужил похвалу за прагматичность, разнообразие и богатство статей по естествознанию, помогающих наглядному ознакомлению ребятишек с предметами природы. В 1866 году, спустя всего пять лет, Константин Дмитриевич был поражен известием, что его книга была не допущена комитетом министерства народного просвещения, возглавляемого уже графом Д.А. Толстым. Тот же самый ученый комитет, который давал первую рецензию о «Детском Мире», на этот раз истолковал статьи, как развивающие у детей материализм и нигилизм. Лишь в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века «Детский Мир» вновь рекомендовали во всех учебных заведениях, хотя, разумеется, никаких изменений в книге не произошло.

Живя за границей, Ушинский задался целью написать общедоступную антропологическую книгу, заключающую в себе упорядоченное собрание всех сведений о природе человека. Для этого ему пришлось перечитать массу сочинений знаменитых естествоиспытателей и мыслителей от Аристотеля до Дарвина, Канта и Шопенгауэра и сделать из них надлежащие выписки, чтобы затем связать их общей идеей, получив единое представление о том, что уже было известно науке о человеческой природе. Только на подготовительные работы у него ушло пять лет. С целым багажом сырого материала, Ушинский вновь возвратился в Северную столицу в 1867 году. В конце этого же года он выпустил в свет первый том своего основного жизненного труда, названного им «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В 1869 году появился второй и последний том. Данное сочинение является единственной в мировой педагогической литературе антропологической энциклопедией. В ней представлена важная информация для любого, кто интересуется свойствами физической и духовной природы человека. Константин Дмитриевич планировал написать и третий том, однако этот труд остался незаконченным.

Какой бы разнообразной ни была педагогическая деятельность Ушинского – журнальная, кабинетная, в личных и письменных общениях с другими педагогами – она не поглощала всех его сил. В нем еще не умерла жилка ученого, и он очень любил бывать на университетских диспутах. Константина Дмитриевича живо интересовала история, философия, гистология, анатомия и физиология человека, юридические науки и политическая экономия. В 1867 году он опубликовал в «Голосе» прекрасный очерк «О голоде в России», в котором предстал недюжинным экономистом, хорошо понимающим основы экономического благосостояния страны. К тому же Ушинский был блестящим полемистом. Находчивый и остроумный, логичный и точный в положениях и выводах, он полностью оправдывал название «ученого бойца». Присутствуя на университетских диспутах, Ушинский, высоко ценящий науку, никогда не стеснялся называть вещи своими именами и прямо говорить горькую правду. Из-за этого у него часто случались яростные споры с патентованными учеными, многие из которых косо смотрели на вмешательство Ушинского в их ученую область.

Положение Константина Дмитриевича в эти годы можно было назвать завидным. Хотя ни о какой преподавательской работе речи не шло (министр народного просвещения даже не принял его прошения), материальное положение знаменитого педагога находилось в самом цветущем состоянии в связи с необычайным спросом на все его печатные труды. Не занимая какого-либо официального поста, он был слышим по всей России, – разумеется, для лиц, интересующихся педагогическими проблемами. Самостоятельный в распоряжении своим временем и в выборе занятий, ни от кого не зависимый, Ушинский мог по праву считать себя счастливым, однако для этого, к сожалению, ему не хватало самого главного – здоровья.

Охваченный жаждой деятельности гениальный педагог совершил ошибку, оставшись в Петербурге до весны 1870 года. Его больная грудь с трудом выносила сырые петербургские весны и осени. Окончательно разболевшись, Ушинский был вынужден отправиться за границу, в Италию. Однако в Вене он слег и провалялся в больнице две недели. Местные медицинские светила рекомендовали ему вернуться в Россию и отправиться в Крым. Константин Дмитриевич так и сделал, поселившись неподалеку от Бахчисарая. За месяц он настолько окреп, что предпринял путешествие по южному берегу Крыма и посетил город Симферополь, в котором принял участие в съезде народных учителей. Эти места Ушинский покинул в середине лета 1870 года. Бодрый духом и телом, полный самых лучших надежд он уехал в свое имение в Черниговской губернии в расчете вернуться сюда вместе со всем семейством.
Существовало и еще одно обстоятельство, торопившее Ушинского. Его старший сын, Павел, окончил курс военной гимназии и был направлен в одно из высших военных заведений страны. Летние каникулы он решил провести вместе с семьей. Юноша был великолепно развит, как физически, так и умственно и подавал большие надежды. Константин Дмитриевич не чаял в нем души. Однако в свое имение педагог вернулся как раз к похоронам сына, по случайности смертельно ранившего себя на охоте….

Это был страшный удар, окончательно надломивший душевные и физические силы Ушинского. Оставаясь внешне спокойным, он замкнулся, избегал разговоров даже с родными. Осенью этого же года Константин Дмитриевич вместе со всей семьей переехал в Киев, где устроил двух дочерей в институт. Однако жизнь здесь страшно тяготила его: «Душит глушь, ничего близкого сердцу. Но полагаю, для семьи будет лучше, чем в другом месте. О себе не думаю – кажется, моя песня спета уже окончательно». В это же время доктора пытались уговорить его вернуться в Крым на лечение, однако сам педагог рвался в Петербург. Он писал: «Плох ли, хорош ли Петербург, но я сжился с ним сердцем... там я бродил без куска хлеба, там сделал состояние; там безуспешно искал должность уездного учителя и разговаривал с Царями; там был неизвестен ни одной душе и там заслужил себе имя».

В Крым Ушинский отправился крайне неохотно. Вместе с ним поехали двое младших сыновей. По дороге педагог простудился, а по приезду в Одессу у него выявили воспаление легких. Сознавая, что близится его конец, он без промедления вызвал из Киева остальных членов семьи. В ночь со 2 на 3 января 1871 года Константин Дмитриевич скончался. Ему было всего 46 лет. После смерти педагога его дочь Вера открыла в Киеве на собственные средства мужское училище. Другая дочь, Надежда, в селе Богданка, где было имение Ушинских, на деньги, полученные от продажи рукописей отца, основала начальную школу.

Ушинский любил повторять, что для правильного воспитания мало одной лишь любви и терпения к детям, еще необходимо изучать и знать их природу. Процесс воспитания он считал величайшим, святым делом, требуя, чтобы к нему относились со всей серьезностью. Он говорил: «Неправильное воспитание тяжко отзывается на всей жизни человека, это основная причина зла в народе. Ответственность за это падает на воспитателей… Преступник, тот, кто занимается воспитанием, не зная его». Несмотря на запреты сочинения великого Учителя продолжали печатать, тысячи преподавателей во всех концах России пользовались ими. В общей сложности книги Ушинского разошлись в разных слоях и классах русского населения десятками миллионов экземпляров.

Спустя почти два века с момента рождения Константина Ушинского многие из его фраз до сих пор не теряют актуальности. Он говорил: «Разве в быстром передвижении на пароходах и паровозах, в мгновенной передаче новостей о цене товаров или о погоде через электрические телеграфы, в износке как можно большего количества толстейших трико и тончайших бархатов, в истреблении смердящих сыров и благовонных сигар человек откроет, наконец, предназначение своей земной жизни? Конечно же, нет. Окружите нас этими благами, и увидите, что мы не только не сделаемся лучше, но даже не будем счастливее. Мы или будем тяготиться самой жизнью или начнем понижаться до уровня животного. Это есть нравственная аксиома, из которой человеку не вывернуться».

По материалам биографического очерка М.Л. Песковского «Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность»