Жизненный и творческий путь толстого. Духовные искания, движение к истине Льва Николаевича Толстого (жизненный и творческий путь). Педагогическая деятельность л. н. толстого

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Ф. Достоевский

Жизненный и творческий путь

Лев Толстой - один из величайших русских писателей и заметная фигура в мировой литературе. Он родился 9 сентября 1828 г. в с. Ясной Поляне Тульской губернии. Будущий писатель рано остался сиротой. Его мать, хорошо образованная и чуткая женщина, умерла, когда ему было только два года, а в 1837 г. (в один год с А. Пушкиным, творчество которого значительно повлияла на Толстого) не стало и отца. Детей воспитывала дальняя родственница - Т. Єргольська, согревая их теплом своей души. Впоследствии Лев написал, что она научила его «духовному наслаждению любви». Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными: семейные предания и наблюдения за жизнью семьи, первые впечатления от быта дворянской усадьбы стали богатым материалом для его произведений и воплотились в автобиографической повести «Детство».

Вскоре семья переехала в Казань. В 1844 г. Лев Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, а затем перевелся на юридический факультет, где учился неполных два года: занятия не вызывали у него интереса, поэтому он окунулся в водоворот светских развлечений. Весной 1847 p ., подав ходатайство об увольнении из университета «за слабое здоровье и домашние обстоятельства», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым и амбициозным намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

Он прожил лето в деревне и разочаровался неудачным ведением хозяйства на новых, выгодных для крепостных условиях (эти события изображены в повести «Утро помещика» (1857). Осенью 1847 г. Толстой уехал сначала в Москву, а затем в Петербург, чтобы сдать кандидатские экзамены в университете. Стиль его жизни в этот период часто и радикально менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то чрезвычайно увлекался музыкой, то намеревался начать карьеру чиновника или мечтал стать юнкером в полку конной гвардии. Религиозная сдержанность, доходящая иногда до аскетизма, чередовалась с периодами наслаждения «легкой жизнью». Родственники считали его легкомысленным, и действительно - свои тогдашние долги он смог вернуть только через много лет. Однако именно тогда в его душе произошли напряженный самоанализ и борьба с собой, что воплотилось в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьеВНОе желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Лев Толстой. 1848 г.

Обложки к произведениям Л. Толстого

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Льва поехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу реки Терек, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, принимал участие в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни стали материалом для автобиографической повести «Казаки» (1852-1863), повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912 p .). Тогда будущий писатель почувствовал резкий контраст между простым укладом жизни казаков на «погибельному Кавказе» и сытым бездельем аристократов в России - «края рабов, край господ» (Г. Лєрмонтов). Это сравнение заставило его задуматься: как жить дальше? какой путь выбрать для себя? Без этих размышлений вряд ли сформировалась бы впоследствии его концепция «опрощення», возвращение к народным истокам, к простой тяжелой работы на земле.

На Кавказе Л. Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», скрыв свое имя (напечатана в 1852 г. под инициалами «Л. Н.»; вместе с повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) она образовала автобиографическую трилогию). Литературный дебют принес настоящее признание.

В 1854 г. Л. Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию в Севастополь, который находился в осаде объединенных сил Англии, Франции и Турции. Здесь он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив необычайную храбрость (награжден орденом Св. Анны и медалями). В Крыму Толстой собирался издавать журнал для солдат, начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре были напечатаны и пользовались огромным успехом (их читал даже император Александр II). Первые его произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (М. Чернышевский).

В ноябре 1855 г. Л. Толстой приехал в Петербург и стал участником кружка известного журнала «Современник» (там печатали свои произведения Некрасов, Тургенев, Островский и др.), где его воспринимали как «великую надежду русской литературы» (М. Некрасов). Он принимал участие в обедах и чтениях, сотрудничал с фондом Литературного фонда, приобщался к спорам и конфликтам между писателями, однако в их среде чувствовал себя чужим, о чем впоследствии подробно рассказал в «Исповеди» (1879-1882): «Люди эти мне надоели, и сам себе я мак сим задрал». Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, переехал в Ясной Поляне, а в начале 1857 г. - уехал за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии (швейцарские впечатления изображены в рассказе «Люцерн»), Германии, осенью вернулся в Москву, а потом - снова в Ясной Поляне.

В 1859 г. писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог организовать более 20 школ в окрестных деревнях, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со шкільництвом Европы. Толстой много путешествовал, в частности жил некоторое время в Лондоне, изучал популярные педагогические системы, однако в основном они его не удовлетворяли. Свои идеи он изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «желание ученика» учиться и неприменении насилия в отношении него. В 1862 г. Л. Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с приложением - книгами для чтения, ставшие в России классическими образцами детской литературы.

Ясная Поляна. Имение графа Л. Толстого

Лев Толстой с учениками яснополянской школы. 1892 г.

В сентябре 1862 г. Лев Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Берет и сразу после венчания переселился из Москвы до Ясной Поляны, где полностью посвятил себя семейной жизни и хозяйству (впечатление от этого отражены в романе «Анна Каренина»).

С осени 1863 г. Толстой увлекся литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год» (будущий роман-эпопея «Война и мир»). Создания романа было периодом духовного подъема, семейного счастья и спокойного, уединенного труда. Писатель читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в частности, материалы Тол стих и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородінське поле. Вследствие многих редакций работа двигалась медленно. В переписывании сотен тысяч страниц рукописей ему очень помогала жена, поэтому для литературы ее подвижничество является неоценимым. Лишь в начале 1865 г. в «Русском вестнике» была напечатана первая часть «Войны и мира». Роман восприняли восторженно, он вызвал много откликов, поразив читателей сочетанием эпического размаха с тонким психологическим анализом, живым отражением частной жизни, органично сочетающимся с национальной историей. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу однозначно и окончательно: «...не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории».

Лев Толстой и его семья. 1892 г.

В 1870-х годах писатель жил в Ясной Поляне и продолжал обучать сельских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, а также работал над романом «Анна Каренина». Это было новаторское произведение о жизни современного ему общества. Он построен на сравнении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной и семейная идиллия молодого помещика Константина Левина, образ которого похож на самого писателя как по образу жизни, так и по убеждениям. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина. Толстой стремился к простоте изложения, внешней объективности. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного общественного сословия» и глубокая правда мужицкого жизни - вот вопросы, которые стремится решить Левин, но они были чужды большинству его героев, даже симпатичных автору (среди них Лев Толстой: «Ясная Поляна - не Капуя».

Лев Толстой относился к себе очень требовательно. Миллионы тогдашних аристократов роскошествовали, спокойно потребляя плоды крепостного труда, а граф такого «барского безделья» стеснялся. В произведениях и дневниках он называл его «капуйським», от названия города Капуи близ Неаполя, где до того могучая армия Ганнибала перезимовала и «розніжилася телесно и духовно»: именно поэтому Карфаген проиграл войну и был уничтожен Римом (Тит Ливий, «Римская история»).

Резкое осуждение праздности и лености находим в романе «Анна Каренина»: «Левин улыбался из своих мыслей и неодобрительно покачивал головой на эти мысли; чувство, похожее на раскаяние, мучило его. Что-то стидке, изнеженное, капуйське, как он себе называл это, было в его теперешнем жизни. “Жить так не хорошо, - думал он. - Вот скоро три месяца, а я почти ничего не делаю. Сегодня почти впервые я взялся серьеВНО к работе, и что же? Только начал и бросил... А вот три месяца скоро, и я никогда так по-неробськи не терял времени даром. Нет, этого нельзя, надо начать.

Кадр из кинофильма «Война и мир»

и Анна). Эти вопросы прозвучали гостропубліцистично для многих современников, прежде всего для Ф. Достоевского. Он считал это произведение художественно совершенным социальным романом. Так «мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) была направлена в социальное русло.

Эти изменения, происходившие в сознании Толстого, отражены и в других его произведениях, прежде всего в переживаниях героев, в резком духовном прозрении, что разрушает их судьбы, заставляет вдруг увидеть мир по-новому. Такие персонажи изображены в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Крейцерова соната» (1887-1889 гг ., опубликована в России в 1891 p .), «Отец Сергий» (1890-1898 гг ., опубликована в 1912 p .), драме «Живой труп» (1900 p ., незавершена, опубликована в 1911 p .), в рассказе «После бала» (1903 p ., опубликовано в 1911 p .).

Исповедальная публицистика Толстого дает подробное представление о его глубокой драме: рисуя картины социального неравенства и зманіженого праздности дворян, писатель поднимал вопрос смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, отрицая науку (как деятельность, далекую от души, чувств и совести), искусство, суд, брак и даже достижения цивилизации. Новое мировосприятие он воплотил в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 г. - в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), « Так что же нам делай - ты?» (1882-1886 гг ., опубликована полностью в 1906 p .), «О голоде» (1891 p ., опубликована на английском языке в 1892 p ., на русском - в 1954 p .), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900 p ., полностью опубликована в России в 1917 p .), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Лев Толстой буя именно таким...

Нужно заметить, что Толстой был человеком бескомпромиссным, поэтому не только провозглашал, но и сам придерживался провозглашенных идей. Так, он стал вегетарианцем. Однажды, по воспоминаниям очевидцев, в Ясную Поляну приехала родственница Толстых, которая не была вегетарианкой и захотела поесть мяса. Тогда к ножке стола привязали живую курицу, а на стол положили нож, оставив гостью в одиночестве - мол, если хотите мяса, убивайте ее собственноручно... Конечно, такое буквальное выполнение всех провозглашаемых моральных норм и правил не всем нравилось, но Толстой был именно таким.

Лев Толстой с женой. Последнее фото

Социальная декларация Толстого базировалась на представлении о христианстве как моральное учение, а его этические идеи осмысленные им с гуманистических позиций как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем обусловил анализ Евангелия и критический пересмотр богословских сочинений, которым посвящены религиоВНО-философские трактаты «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Призывы к прямому и безотлагательному выполнению христианских заповедей вызвали в обществе бурную реакцию. В особенности широко обсуждалась его проповедь «непротивления злу насилием» (рус. непротивление злу насилием), что стало импульсом к созданию многих художественных произведений - драмы «Власть тьмы» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «непритязательной» манере.

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Л. Толстой выступил против христианской церкви и резко критиковал ее союз с государством, что привело к конфликту с церковной властной верхушкой: в 1901 г. Синод официально отлучил от церкви всемирно признанного писателя и проповедника.

В последнем романе - «Воскресение» - писатель отразил весь спектр проблем, которые его волновали. Главный герой, князь Дмитрий Нехлюдов, прошел путь нравственного очищения, что побудило его творить добро. Повествование построено на системе контрастов, разоблачающих пороки общественного устройства (красота природы и лживость социальной справедливости, правда мужицкого быта и фальшь, царящую в среде образованного населения).

Духовные поиски резко изменили личную жизнь писателя, приведя к семейному разладу (отказ от владения частной собственностью вызвала резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены, которая в литературный успех мужа вложила очень много усилий и времени). О личной драме Толстого можно прочитать в его дневниковых записях. Осенью 1910 p ., тайно от семьи, 82-летний (!) Лев Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. Маковицьким, ночью покинул Ясную Поляну. Однако дорога оказалась для него непосильной: Толстой заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой желеВНОдорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он находился последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который на то время уже был всемирно известным писателем, следила вся Россия. Однако выздороветь ему уже не суждено...

Похоронили Льва Толстого в Ясной Поляне.

Обложка к роману Л. Толстого «Воскресение»

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской - к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Дед писателя с стороны матери, «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский, с семи лет был зачислен на военную службу. Он был участником русско-турецкой войны и вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Дед писателя с отцовской стороны - граф Николай Ильич Толстой - служил во флоте, а затем в лейб-гвардии Преображенском полку. Отец писателя - граф Николай Ильич Толстой - в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин, сподвижник Петра I, вместе с ним обучавшийся корабельному делу. Одна из его дочерей - прабабка поэта, другая - прабабка матери Толстого. Таким образом, Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне - старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество - все живое и мудрое - открыла Толстому Ясная Поляна.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Первые впечатления московской жизни Льва Николаевича послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве героя толстовской трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» . Юный Толстой увидел не только открытую сторону жизни большого города, но и некоторые скрытые, теневые стороны. Со своим первым пребыванием в Москве писатель связывал окончание самой ранней поры своей жизни, детства, и переход к отрочеству. Первый период московской жизни Толстого продолжался недолго. Летом 1837 года, поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался его отец. Вскоре после смерти отца Толстому с сестрой и братьями пришлось пережить новое несчастье: умерла бабушка, которую все близкие считали главой семьи. Внезапная смерть сына стала для нее страшным ударом и менее чем через год унесла ее в могилу. Спустя несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Льва, трех его братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша - тетушка Пелагея Ильинична Юшкова.

Толстой о своей второй опекунше писал как о женщине «доброй и очень набожной», но в то же время очень «легкомысленной и тщеславной». По воспоминаниям современников, Пелагея Ильинична не пользовалась авторитетом у Толстого и его братьев, поэтому переезд в Казань принято считать новым этапом в жизни писателя: воспитание закончилось, начался период самостоятельной жизни.

Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Живя с братьями и сестрой у Пелагеи Ильиничны, юный Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет. Решив поступить на восточное отделение университета, особое внимание он уделял подготовке к экзаменам по иностранным языкам. На экзаменах по математике и русской словесности Толстой получил четверки, а по иностранным языкам - пятерки. На экзаменах по истории и географии Льва Николаевича постигла неудача - он получил неудовлетворительные отметки.

Провал на вступительных экзаменах послужил для Толстого серьезным уроком. Все лето он посвятил основательному изучению истории и географии, сдал по ним дополнительные экзамены и в сентябре 1844 года был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.

Но и в дальнейшем университетские занятия не пробудили интереса Льва Николаевича к изучаемым наукам. Большую часть времени он самостоятельно занимался философией, составлял «Правила жизни» и аккуратно делал записи в дневнике. К концу третьего года учебных занятий Толстой окончательно убедился в том, что тогдашний университетский порядок только мешал самостоятельной творческой работе, и он принял решение уйти из университета. Однако университетский диплом ему был нужен, чтобы получить права для поступления на службу. И чтобы получить диплом, Толстой выдержал университетские экзамены экстерном, потратив на подготовку к ним два года жизни в деревне. Получив в конце апреля 1847 года в канцелярии университетские документы, бывший студент Толстой покинул Казань.

После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. Здесь Толстой прожил почти три года, находясь главным образом в станице Старогладковской, расположенной на левом берегу Терека. Отсюда он выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, бывал во многих станицах и аулах.

На Кавказе началась военная служба Толстого . Он принимал участие в боевых операциях русских войск. Впечатления и наблюдения Толстого отражены в его рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Позднее, обратившись к воспоминаниям этого периода жизни, Толстой создал повесть «Хаджи-Мурат». В марте 1854 года Толстой прибыл в Бухарест, где располагалось управление начальника артиллерийских войск. Отсюда в качестве штабного офицера он совершал поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Весной и летом 1854 года писатель принимал участие в осаде турецкой крепости Силистрии. Однако главным местом военных действий в это время был Крымский полуостров. Здесь русские войска под руководством В.А. Корнилова и П.С. Нахимова одиннадцать месяцев героически обороняли Севастополь, осажденный турецкими и англо-французскими войсками. Участие в Крымской войне - важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества. Сам Толстой проявил в обороне Севастополя храбрость и мужество.

В ноябре 1855 года Толстой отбыл из Севастополя в Петербург. К этому времени он уже заслужил признание в передовых литературных кругах. В этот период внимание общественной жизни России было сосредоточено вокруг вопроса о крепостном праве. Рассказы Толстого этого времени («Утро помещика», «Поликушка» и др.) также посвящены этой проблеме.

В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие . Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Путешествуя по разным городам, писатель с большим интересом знакомился с культурой и социальным строем западноевропейских стран. Многое из того, что он увидел, впоследствии отразилось в его творчестве. В 1860 году Толстой совершил еще одну поездку за границу. За год до этого в Ясной Поляне он открыл школу для детей. Путешествуя по городам Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, писатель посещал школы и изучал особенности народного образования. В большинстве школ, которые посетил Толстой, действовала палочная дисциплина и применялись телесные наказания. Вернувшись в Россию и посетив ряд школ, Толстой обнаружил, что многие методы обучения, действовавшие в западноевропейских странах, в частности в Германии, проникли и в русские школы. В это время Лев Николаевич написал ряд статей, в которых подверг критике систему народного образования и в России, и в западно-европейских странах.

Прибыв на родину после заграничной поездки, Толстой посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа, основанная писателем, располагалась неподалеку от его дома - во флигеле, сохранившемся до нашего времени. В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них с увлечением читают дети и в наше время.

В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс , дочери московского врача. Прибыв с мужем в Ясную Поляну, Софья Андреевна всеми силами стремилась создать в имении такую обстановку, при которой ничто бы не отвлекало писателя от напряженного труда. В 60-е годы Толстой вел уединенную жизнь, полностью посвятив себя работе над «Войной и миром».

По окончании эпопеи "Война и мир" Толстой решил написать новое произведение - роман об эпохе Петра I. Однако общественные события в России, вызванные отменой крепостного права, настолько захватили писателя, что он оставил работу над историческим романом и приступил к созданию нового произведения, в котором отразилась пореформенная жизнь России. Так появился роман «Анна Каренина», работе над которым Толстой посвятил четыре года.

В начале 80-х годов Толстой переехал с семьей в Москву, чтобы заняться образованием своих подраставших детей. Здесь писатель, хорошо знакомый с деревенской нищетой, стал свидетелем городской бедности. В начале 90-х годов XIX века почти половину центральных губерний страны охватил голод, и Толстой включился в борьбу с народным бедствием. Благодаря его призыву был развернут сбор пожертвований, закупка и доставка продовольствия в деревни. В это время под руководством Толстого в деревнях Тульской и Рязанской губерний было открыто около двухсот бесплатных столовых для голодающего населения. К этому же периоду относится ряд написанных Толстым статей о голоде, в которых писатель правдиво изобразил тяжелое положение народа и осудил политику господствующих классов.

В середине 80-х годов Толстой написал драму «Власть тьмы» , в которой изображена гибель старых устоев патриархально-крестьянской России, и повесть «Смерть Ивана Ильича», посвященную судьбе человека, только перед смертью осознавшего пустоту и бессмысленность своей жизни. В 1890 году Толстой написал комедию «Плоды просвещения», в которой показано истинное положение крестьянства после отмены крепостного права. В начале 90-х годов был создан роман «Воскресенье» , над которым писатель работал с перерывами десять лет. Во всех произведениях, относящихся к данному периоду творчества, Толстой открыто показывает, кому он симпатизирует, а кого - осуждает; изображает лицемерие и ничтожество «хозяев жизни».

Роман «Воскресенье» больше других произведений Толстого подвергся цензуре. Большинство глав романа было выпущено или сокращено. Правящие круги развернули активную политику против писателя. Опасаясь народного возмущения, власти не решались применять против Толстого открытые репрессии. С согласия царя и по настоянию обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева синод принял постановление об отлучении Толстого от церкви. За писателем была установлена полицейская слежка. Мировая общественность была возмущена преследованиями Льва Николаевича. Крестьянство, передовая интеллигенция и простой народ были на стороне писателя, стремились выразить ему свое уважение и поддержку. Любовь и сочувствие народа служили надежной поддержкой писателю в годы, когда реакция стремилась заставить его замолчать.

Однако, несмотря на все старания реакционных кругов, Толстой с каждым годом все резче и смелее обличал дворянско-буржуазное общество, открыто выступал против самодержавия. Произведения этого периода («После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат», «Живой труп» ) проникнуты глубокой ненавистью к царской власти, ограниченному и честолюбивому правителю. В публицистических статьях, относящихся к этому времени, писатель резко осуждал зачинщиков войн, призывал к мирному разрешению всех споров и конфликтов.

В 1901-1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

В Крыму он встречался с писателя, артистами, художниками: Чеховым, Короленко, Горьким, Шаляпиным и др. Когда Толстой возвращался домой, на станциях его горячо приветствовали сотни простых людей. Осенью 1909 года писатель последний раз совершил поездку в Москву.

В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.

Летом 1881 года Толстой предпринял первую попытку уйти из Ясной Поляны, но чувство жалости к жене и детям вынудило его вернуться. Таким же результатом закончились еще несколько попыток писателя покинуть родное имение. 28 октября 1910 года он, тайно от семьи, навсегда покинул Ясную Поляну, решив отправиться на юг и провести остаток своей жизни в крестьянской избе, среди простого русского народа. Однако в дороге Толстой тяжело заболел и был вынужден сойти с поезда на небольшой станции Астапово. Последние семь дней своей жизни великий писатель провел в доме начальника станции. Известие о смерти одного из выдающихся мыслителей, замечательного писателя, великого гуманиста глубоко поразило сердца всех передовых людей этого времени. Творческое наследие Толстого имеет огромное значение для мировой литературы. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Как справедливо заметил А. Франс: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого Выполнила работу: Ученица 10 -А класса Корчинская Иванна

"Радостный период детства" Толстой Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - граф, русский писатель. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести

Казанский университет Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

"Бурная жизнь юношеского периода" После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

"Война и свобода" В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852 -63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896 -1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н. ; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 185254, и "Юность", 1855 -57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют

Творчество Первым произведением Толстого, появившемся в печати, была повесть "Детство", которую высоко оценил Н. Некрасов и напечатал в "Современнике". За "Детством" последовали повесть "Отрочество". "Юность", составившие трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умён, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправит самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с её тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным. Автор "Детства" и "Отрочества" проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека. В "Юности" показаны студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу. Впоследствии Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по вопросам педагогики, создал "Книги для чтения", составил "Азбуку".

Писатель обижался, что эта. А он их переделывал десятки раз, добиваясь предельной простоты и ясности. В течение всей своей жизни изучал произведения устного народного творчества - песни, сказки, былины, легенды, был уверен, что в "песни, сказки, былины - всё простое - будут читать, пока будет русский язык". Появление романов "Война и мир", "Анна Каренина" и других произведений Л. Н. Толстого вызвало многочисленное количество отзывов, книг, статей. Известный русский критик В. В. Стасов писал: "Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…" Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всей стран и народов по числу переводов его произведений на иностранные языки. Своей жизнью и творчеством Толстой связал и соединил "два века" русской литературы. М. Горький сказал: " Не зная Толстого нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".

Уход и смерть Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82 -летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Урок–презентация "Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  • развивать умение учащихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • презентация PowerPoint (Приложение );
  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

"Толстой – величайший и единственный
гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя
которого – благоухание, писатель
великой чистоты и святыни…"
А.А. Блок

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Опрос домашнего задания. Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
  3. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 185 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию "Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…”

  1. II . Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III . Презентация биографии Л.Н.Толстого – лекция учителя. Класс составляет краткий конспект лекции.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Толстой гордился своим происхождением из рода Рюриковичей, основатель рода-Михаил Рюрикович, князь Черниговский, по отцовской линии. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

“Радостный период детства”

Слайды 6–7.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").В детстве Толстой был очень ранимым ребенком, и из-за этого в детстве его прозвали плаксой. Мама Льва Толстого читала ему на ночь сказку о зеленой палочке. «Главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы счастливы,» - вспоминал потом писатель. Тайна бала написана на зеленой палочке, а палочка зарыта на краю оврага «Старый заказ». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Казанский университет

Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В юности Толстой очень уважал творчество и литературную деятельность В.Г. Белинского, и его портрет носил вместо нательного креста. Будучи в Казани, он начал вести дневник и с некоторыми перерывами вел его всю жизнь на протяжении 30 лет. В своем дневнике больше в всего осуждал он в себе зависть лень.В 16 лет Толстой впервые почитал роман Пушкина «Евгений Онегин», перечитал дважды и не мог заснуть всю ночь.

В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на литературный факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям, за что друзья прозвали его веселым малым. После лета в деревне, осенью 1846 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Но передумает, иоставив университет вернется в Ясную поляну. Надо сказать, что Толстой в своей жизни так и не закончит никакого учебного заведения. Но благодаря собственным познаниям станет необыкновенно образованным в различных областях знания человеком.

“Война и свобода”

В 1854 г. Толстой добивается перевода в Крымскую армию, потому что там разворачиваются главные исторические события: начиналась русско-турецкая война. В ноябре 1854 Толстой получает назначение в осажденный Севастополь. В Севастополе он познал, что такое смертельная опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость.

Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег " (), "Рубка леса" (), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат " (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54 , и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский«Потребность образования лежит в каждом человеке, - писал Толстой, - народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Напишите эссе на тему: «Роль образования в жизни человека»

В кругу литераторов и за границей

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Заключительное слово учителя:

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

Запись домашнего задания. Напишите сочинение на тему: «Каким я представляю себе Толстого?»

Использованная литература:

  1. Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.
  2. Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.
  3. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе. – М., 2005 г.