Картины климта смотреть женские портреты. Зрительный зал старого Бургтеатра в Вене. В поздний период творчества, после завершения «золотого периода » и начала экспрессионистического этапа, Климт обращается к японской гравюре, аллегории и пейзажу, что позв

Самые популярные картины живописца.

Густав Климт (1862–1918) был ведущей фигурой так называемого Венского Сецессиона, художественного направления, сторонники которого восстали против установленных концепций искусства и создали свой стиль, похожий на модерн. Хотя австрийский художник часто шокировал искусствоведов своими нетрадиционными и провокационными методами в конце концов стал рассматриваться как один из лучших художников Европы. Сегодня его работы включены практически во все подборки лучших картин всех времен. В этом списке приведены 10 самых известных полотен Климта.

Климт. Знаковые работы.

Поцелуй

Самая известная из всех картин Густава, основа движения Сецессиона и одна из самых прекрасных работ раннего периода творчества художника. Поцелуй изображает двух обнявшихся влюбленных в цветочном поле. Представленная в 1908 году картина взволновала искусствоведов, а галерея Бельведер (Вена) сразу же приобрела шедевр в свою коллекцию.

Портрет Адели Блох-Бауэр

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», завершенный в 1907 году, является первым из двух портретов Адель, жены влиятельного промышленника. Последняя картина из так называемой серии «Золотого периода» должна была быть передана в дар галерее Бельведер после смерти Адели, но её муж не отдал шедевр. Во время нацистской оккупации Австрии, картина была конфискована. В конечном итоге в 2006 году портрет был куплен Рональдо Лаудером для Новой галлереи в Нью-Йорке за 135 миллионов долларов.

Девы

Написанная маслом на холсте, картина «Девы» изображает девушку, окруженную шестью обнаженными женщинами. Завершенная в 1913 году, работа имеет несколько различных интерпретаций, касающихся основной фигуры. В основном эксперты сходятся на том, что Климт изобразил процесс превращения в женщину юной девы, о чем свидетельствуют спирали на драпировке, символизирующие плодородие, и прикрытые ноги, указывающие на половую зрелость. Аллегорическую картину можно увидеть в Национальной галерее в Праге.

Даная

Даная - дочь мифического короля Акрисия Аргоса, пришедшего к дельфийскому оракулу. Оракул сказал правителю, что тот однажды будет убит своим ребенком. Чтобы обезопасить себя Акрисий заточает дочь в бронзовой камере, чтобы не дать ей возможности забеременеть. Однако девушку в виде золотого дождя посещает Зевс. Климт «захватил» именно этот момент, на что четко указывает золото между ног Данаи. Картина, завершенная в 1907 году, сегодня располагается в Вене.

Три возраста женщины

Завершенная в 1905 года картина «Три возраста женщины » (иногда называемая «Матерь и ребенок») изображает трех женщин на различных этапах жизни. Картина была представлена публике в 1910 году в Венеции. Два года спустя приобретена Национальной галереей современного искусства в Риме, где находится до сих пор.

Юдифь и голова Олоферна (Юдифь I)

Картина изображает библейскую вдову Юдифь , держащую отрубленную голову. Красивая женщина пришла в лагерь своих врагов, чтобы обольстить генерала и убить его, когда представится возможность. Картина, завершенная в 1901 сегодня находится в галерее Бельведер.

Портрет Фрицы Ридлер

Один из самых знаменитых портретов Климта ценен своим балансом между натурализмом и ощущением объемности. Геометрия кресла и стены дополняет композицию и акцентирует внимание на лице героини. Как и многие другие работы Густава (завершена в 1906 году) хранится в галерее Бельведер.

Надежда II

Окрашенная в 1910 году, работа является аллегорией жизни и смерти . Смерть представлена в виде человеческого скелета в темной мантии, представляющая угрозу как для старых, так и для молодых. Общее впечатление от картины, однако, положительное. Смерть может прятаться за углом и без разбора забирать души, но она бессильно против бесконечного жизненного цикла. Шедевром можно полюбоваться в музее Леопольда (Вена).

10 известнейших картин Климта обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя - 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей - троих мальчиков и четырёх девочек. Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.

Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года - в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа - «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встретил Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты . Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна. Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги - политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Все, что сегодня имеется, - это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

(клик для увеличения)

Золотая Адель

Фриз Бетховена (деталь: враждебные силы)

Портрет Сони Книпс

Три возраста женщины

Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн

Портрет Иоганны Штауде

Женский портрет

Деревенский дом

Цветочное поле

Фриз Бетховена, Wandgem

Афина Паллада

Афина Паллада

Водяные змеи I

Движение воды

Водяные змеи II

Театр Таормина

Сад с подсолнухами в деревне

Золотые рыбки

Юдифь с головой Олоферна

Жизнь и смерть

Портрет Адели Блох-Бауэр

Портрет баронессы Элизабет Бахоффен-Экт

Портрет Эмилии Флоге

Портрет Евгении Примаверси

Портрет Фредерики Марии

Портрет Марии Мунк

Золотые рыбки

Адам и Ева

Ожидание

Древо жизни

Подсолнухи в деревенском саду

Поле маков

Березовая роща

Буковая роща

Крестьянский дом с березами

Цветущая нива

Замок Мальчезине на озере Гарда

Замок Каммер на Аттерзе

Тополь-исполин, или Надвигающаяся гроза

Пруд в парке замка Каммер

Церковь в Кассоне

Дорога в парке замка Каммер

Дом Гвардабоски

Крестьянский дом в Верхней Австрии

Хронология жизни Густава Климта

  • 1862, 14 июля в Баумгартене, близ Вены, родился Густав Климт. Он был вторым из семи детей гравера Эрнста Климта и его жены Анны, урожденной Финстер.
  • 1876, Густав Климт поступает в Художественно-промышленную школу в Вене, где обучался до 1883 года под руководством Фердинанда Лауфбергера и Юлиуса Виктора Бергера.
  • 1877, Младший брат Климта, Эрнст, также становится студентом Художественно-промышленной школы. Они сотрудничают, рисуя портреты по фотографиям и продавая их по 6 гульденов.
  • 1879, Вместе со своим другом, Францом Матчем, Густав и Эрнст Климт, выполнили декоративные работы по украшению внутреннего дворика Художественно-исторического музея в Вене.
  • 1880, Трое молодых людей получают крупные заказы: четыре аллегорические картины для потолка дворца Штурани в Вене; потолок павильона минеральных вод в Карлсбаде (Чехия).
  • 1885, Внутреннее убранство, выполненное по рисункам Ганса Макарта, дворца Хермес, любимой загородной резиденции императрицы Елизаветы.
  • 1886, Во время работы над Бургтеатром стиль Климта развивается в новом направлении, явно отличном от стиля его товарищей. Климт отходит от академизма; каждый из трех художников работает независимо друг от друга.
  • 1888, Климт получает из рук императора Франца-Иосифа I Золотой орден «За заслуги», за свой вклад в искусство.
  • 1890, Роспись лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. Климт получает императорскую премию (400 гульденов) за картину Зал старого Бургтеатра в Вене.
  • 1892, Отец Климта, так же как впоследствии и сам художник, умирает от удара. Смерть брата Климта, Эрнста.
  • 1893, Министерство культуры отказывается утвердить назначение Климта профессором Академии художеств.
  • 1894, Климт и Матч получают заказ на создание картин для стен и потолка Большого зала Венского Университета.
  • 1895, Климт получает первый приз в Антверпене за свою декорацию театра в Тотисе (Венгрия).
  • 1897, Официальный мятеж: Климт - основатель «Сецессиона» и избранный президент. Он проводит лето вместе со своей спутницей, Эмилией Флёге, в районе Каммер на озере Аттерзее: первые пейзажи.
  • 1898, Композиция для первой выставки «Сецессиона»; «Сецессион» основывает журнал «Ver Sacrum».
  • 1900, Картина «Философия», отвергнутая на выставке «Сецессиона» 87 профессорами, получает золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
  • 1901, Продолжение скандала на выставке «Сецессиона»: картина Климта «Медицина» становится предметом для обсуждения в Министерстве образования.
  • 1902, Встреча с Огюстом Роденом, который восхитился «Бетховенским фризом».
  • 1903, Поездка в Венецию, Равенну и Флоренцию. Начало «золотого периода». Картины, написанные для Большого зала Венского Университета, переносятся вопреки протесту Климта в Австрийскую галерею. Ретроспектива творчества Климта в Выставочном здании «Сецессиона».
  • 1904, Климт рисует эскизы для настенных мозаик дворца Стокле в Брюсселе, выполненных в Художественно-промышленной школе в Вене.
  • 1905, Климт выкупает у Министерства картины, написанные для Венского Университета. Он и его друзья покидают «Сецессион».
  • 1907, Климт знакомится с молодым Эгоном Шиле. Пикассо пишет «Авиньонских девиц».
  • 1908, 16 картин экспонируются на выставке. Национальная галерея современного искусства в Риме приобретает Три возраста женщины, Австрийская галерея в Вене - «Поцелуй».
  • 1909, Начало работы над «Фризом Стокле». Поездка в Париж, где Климт с большим интересом открывает для себя творчество Тулуз-Лотрека и фовизм. Ван Гог, Мунк, Тоороп, Гоген, Боннар, т Матисс представлены на выставке.
  • 1911, «Смерть и Жизнь» получает первый приз на Всемирной выставке в Риме. Климт посещает Рим, Флоренцию, Брюссель, Лондон и Мадрид.
  • 1912, Климт заменяет фон «Смерти и Жизни» на голубой (в манере Матисса).
  • 1914, Критика творчества Климта со стороны экспрессионистов.
  • 1915, Смерть матери Климта. Палитра художника становится темнее, а его пейзажи - монохромнее.
  • 1916, Климт, вместе с Эгоном Шиле, Кокошкой и Файстауэром, принимает участие в выставке Союза австрийских художников, организованной «Берлинским Сецессионом». Смерть императора Франца-Иосифа I, за два года до распада империи и смерти самого Климта.
  • 1917, Начало работы над «Невестой» и «Адамом и Евой». Климт избран почетным членом Венской и Мюнхенской Академий искусства.
  • 1918, Шестого февраля, после удара, Климт умирает, оставив неоконченными многие картины. Конец империи; основание на территории бывшей империи Австрийской Республики и шести других республик. Смерть Эгона Шиле, Отто Вагнера, Фердинанда Ходлера, Коломана Мозера…

При создании хронологии использованы материалы книги "Климт" Жиля Нере (изд-во Tachen / Арт-родник, 2000)

Биография Климта

Густав Климт (14 июля 1862 г. – 6 февраля 1918 года) - австрийский художник-символист, один из наиболее видных членов Венского сецессиона. Климт известен картинами, фресками, эскизами и другими произведениями искусства. Женское тело было основным сюжетом Климта, а его работам свойственен откровенный эротизм. В дополнение к фигуративным работам, в которые входят аллегории и портреты, он писал пейзажи. Среди художников Венского сецессиона, именно на Климта наиболее повлияли японское искусство и его методы.

В начале своей художественной карьеры он был успешным художником архитектурных украшений в обычной манере. В связи с развитием более личного стиля, творчество Климта стало предметом споров, которые завершились, когда картину, которую он закончил около 1900 года для потолка большого зала Венского университета, подвергли критике как порнографическую. Впоследствии он больше не принимал общественные заказы, но добился успеха с картинами «золотого периода», многие, из которых включают сусальное золото. Творчество Климта произвело значительное влияние на его молодого современника Эгона Шиле.

Жизнь и творчество

Ранний период жизни и образование

Густав Климт родился в Баумгартене, недалеко от Вены в Австро-Венгрии, вторым из семи детей, трёх мальчиков и четырех девочек. Его мать, Анна Климт (урождённая Финстер), имела нереализованные амбиции стать музыкантом. Его отец, Эрнст Климт старший, некогда из Богемии, был гравёром по золоту. С раннего детства все трое сыновей, Густав, Эрнст и Георг, проявили художественный талант.

Во время посещения Венской школы искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), где изучал архитектурную живопись до 1883 года, Климт жил в нищете. Он глубоко уважал Ханса Макарта, передового живописца истории Вены того времени. Климт с готовностью принимал принципы консервативного обучения; его ранние работы можно классифицировать как академические. В 1877 году его брат Эрнст, который, как и его отец, стал гравёром, также поступил в эту школу. Двое братьев и их друг, Франц Мач, начали совместную работу и к 1880 году получили многочисленные заказы как группа, которую назвали «Компания художников». Они также помогли своему учителю с росписью стенных фресок в Венском музее истории искусств. Свою профессиональную карьеру Климт начал с росписи фресок на стенах и потолках крупных общественных зданий на Рингштрассе, которые включали успешную серию «Эмблемы и аллегории».

В 1888 году Климт получил Золотой Орден от императора Австрии Франца Иосифа I за его вклад в роспись фресок в Бургтеатра в Вене. Он также стал почётным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1892 году отец и брат Климта, Эрнст, умерли, и ему пришлось взять на себя финансовую ответственность за семью.

Трагедия также затронула его художественное видение, и вскоре он стал двигаться в направлении нового личного стиля. Особенность его стиля в конце XIX века включала Nuda Veritas (Голую правду) как символическую фигуру некоторых из его работ, как например: Древняя Греция и Египет (1891), Афина Паллада (1898) и Nuda Veritas (1899). Историки полагают, что Климт через nuda veritas осудил политику Габсбургов и австрийского общества, которые игнорировали все политические и социальные проблемы того времени. В начале 1890-х годов Климт встретил Эмилию Луизу Флёге, которая, несмотря на отношения художника с другими женщинами, стала его спутницей до конца жизни. Считается, что на его картине «Поцелуй» (1907-1908), они изображены как возлюбленные. Он нарисовал много одежды, которую она создала и смоделировала.

В течение этого периода Климта стал отцом для, по крайней мере, четырнадцати детей.

Годы Венского сецессиона

В 1897 году Климт стал одним из основателей и главой Wiener Sezession (Венского сецессиона) и группы периодического издания Ver Sacrum («Священная весна»). Он оставался с сецессионом до 1908 года. Целями группы были: проводить выставки нетрадиционных молодых художников, привезти работы лучших иностранных художников в Вену и издавать свой собственный журнал для представления работ членов. Группа не объявляла манифест и не отдавала предпочтение никакому конкретному стилю - натуралисты, реалисты и символисты все существовали совместно. Правительство поддержало их деятельность, и для возведения выставочного зала отдало им аренду государственную землю. Символом группы была Афина Паллада - греческая богиня справедливости, мудрости и искусства, которую Климт нарисовал, в его радикальной версии, в 1898 года.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трех картин для украшения потолка в Большом зале Венского университета. Не завершенные до начала века, три его картины «Философия», «Медицина», и «Юриспруденция» подвергли критике за их радикальные сюжеты и тематику, и называли «порнографическими». Климт преобразил традиционную аллегорию и символику в новый язык, который был более откровенно сексуальным и, следовательно, более ошеломляющим для некоторых. Общественный протест пришёл со всех сторон - политической, эстетической и религиозной. В результате картины не были показаны на потолке Большого зала. Как предполагалось, это был последний общественной заказ принятый художником.

Все три картины уничтожили отступающие войска СС в мае 1945 года.

Его картина Nuda Veritas (1899) определила его попытку в дальнейшем «встряхнуть» существующий порядок. Совершенно голая женщина с рыжими волосами держит Зеркало правды, а над ней цитата Фридриха Шиллера в стилизованной надписи: «Твои дела и твоё искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо».

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для четырнадцатой выставки Венского сецессиона, которую собрали для торжества композитора и показа монументальной полихромной скульптуры Макса Клингера. Предназначенный только для выставки фриз был написан непосредственно на стенах легкими материалами. После выставки картину сохранили, однако снова не показывали до 1986 года. Лицо на портрете Бетховена напоминало композитора и дирижёра Венской государственной оперы Густава Малера, с которым Климт имел почтительные отношения.

В течение этого периода Климт не ограничивал себя в общественных заказах. Начиная с конца 1890-х годов, он проводил ежегодные летние каникулы с семьей Флёге на берегу Аттерзе и написал многие из его пейзажей. Эти пейзажи представляют собой единственный жанр помимо фигуративной живописи, которые серьёзно заинтересовали Климта. В знак признания его глубины местные жители называли его Waldschrat («Лесной демон»).

Аттерзейские картины Климта имеют достаточное количество и качество, что заслуживает отдельную высокую оценку. Формально, пейзажи характеризуются одной и той же изысканностью композиции и эмфатичностью нанесения рисунка, как и фигурными частями. Глубина пространства в Аттерзейских работах настолько разумно выравнивается в одну плоскость, что предполагается, что Климт нарисовал их с помощью телескопа.

Золотой период и успех у критиков

«Золотой период» Климта отмечен положительной реакцией критиков и финансовым успехом. Многие его картины этого периода содержат сусальное золото. Климт и ранее использовал золото в «Афине Палладе» (1898) и «Юдифь I» (1901), однако работы, которые наиболее часто ассоциируются с этим периодом это: «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) и «Поцелуй» (1907-1908).

Климт мало путешествовал, но поездки в Венецию и Равенну, обе из которых славятся своей красивой мозаикой, наиболее вероятно вдохновили его на золотую технику и византийские изображения. В 1904 году он сотрудничал с другими художниками над пышным дворцом Стокле, домом богатого бельгийского промышленника, который является одним из величайших памятников эпохи модерн. Вклад Климта в столовую, включает «Упоение» и «Ожидание», были одними из лучших его декоративных работ и как он публично заявил: «…вероятно, конечной стадией моего развития орнамента».

В 1905 году Климт написал портрет Маргарет Витгенштейн, сестры Людвига Витгенштейна, по случаю ее брака. Затем, между 1907 и 1909 годами Климт написал пять полотен светских женщин, завернутых в меха.

Поскольку Климт работал и отдыхал в своем доме, он обычно носил сандалии и длинный халат без нижнего белья. Его простая жизнь была несколько уединённой, посвященной его искусству, семье и мало чему ещё за исключением Сецессиона. Он избегал богемы и редко общался с другими художниками. Слава Климта обычно приводила заказчиков к его двери, и он мог позволить себе быть весьма избирательным. Его метод написания картин временами был очень обдуманным и скрупулёзным, а от своих моделей требовал длительного сидения.

Климт не много написал о своем видении или методах. Он в основном писал открытки для Флёге и не вёл дневника. В редких текстах под названием «Комментарий к несуществующему автопортрету», он написал: «Я никогда не писал автопортрет. Я в меньшей мере заинтересован в себе, как в объекте для живописи, чем в других людях, прежде всего женщинах... Во мне нет ничего особенного. Я художник, который каждый день с утра до ночи рисует... Если кто-нибудь хочет узнать что-то обо мне... ему стоит внимательно посмотреть на мои картины».

В 1901 году Герман Бар в своей «Речи о Климте» написал: «Подобно тому, как только возлюбленный может поведать человеку смысл жизни и открыть свое внутреннее значение, то же самое и я чувствую по отношению к этим картинам».

Последние годы жизни и посмертный успех

В 1911 году его картина «Смерть и жизнь» получила первый приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году его мать, Анна, умерла. Климт умер три года спустя в Вене, 6 февраля 1918 года, от перенесенного инсульта и пневмонии в связи с эпидемией гриппа в том году. Его похоронили на кладбище Хитцингер в Вене. Многочисленные его картины остались незавершенными.

Картины Климта принесли с собой одни из наиболее высоких цен, зарегистрированных для отдельных произведений искусства. В ноябре 2003 года картину Климта Landhaus am Attersee продали за 29,128,000 долл., но эту цену вскоре затмила иная, заплаченная за другую его картину.

В 2006 году портрет Адели Блох-Бауэр I (1907) приобрел Рональд Лаудер для нью-йоркской Новой галереи за 135 миллионов долларов, превысив тем самым цену за картину Пикассо «Мальчик с трубой» 1905 года (проданную 5 мая 2004 года за 104 млн долл.), которая считалась самой высокой ценой когда-либо заплаченной за картину.

7 августа 2006 года аукционный дом Christie"s объявил о том, что занимаются продажей оставшихся четырех работ Климта, которые Мария Альтман и ее сонаследники вернули после долгой судебной тяжбы против Австрии. «Портрет Адели Блох-Бауэр II» был продан на аукционе в ноябре 2006 года за 88 млн долл., третья наивысшая цена за произведение искусства на аукционе на тот момент. Картина «Яблоня I» (прибл. 1912) продана за 33 млн долл., «Буковую рощу» (1903) продали за 40,3 млн долл., а картину «Дома в Унтерахе на озере Аттер» (1916) - за 31 млн долл.. За все вместе пять возвращённых картин выручили более 327 млн. $. В ноябре 2011 года ничем не примечательная аттерзейская картина принесла 40,4 млн долл. на аукционе Sotheby"s.

В 2012 году в Вена (Австрия) проводилось много специальных выставок, посвященных 150-летию со дня рождения Климта . Google также отметил эту годовщину с помощью Google doodle.

Биография Густава Климта

Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э. Климта. Учился у отца, а в 1875–1883 – в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее. Первоначально испытывал большое влияние искусства Г. Макарта с его помпезным необарочным историзмом. По окончании учебы работал с братом Эрнстом и художником Ф. Матчем, украшая декоративной живописью театры австро-венгерской провинции (в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде – Карловых Варах). С 1885 они оформляли и венские здания (среди этих работ выделяется живописный декор «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея – яркие образцы пышного «стиля Рингштрассе», как принято именовать венский историзм рубежа веков). Со смертью брата Эрнста (1892) коллектив распался. Все более вовлекаясь в стихию модерна и, соответственно, в оппозицию к академической традиции, Климт стал в 1897 одним из основателей независимого от Академии художеств Венского сецессиона (нем. Sezession – «отпадение», «отделение») и первым его президентом. Созданные по его инициативе «Венские мастерские» (1903) сыграли важную роль в стилистическом обновлении австрийского дизайна. Для выставочного здания Сецессиона (архитекторы Й. Хоффман и Й. Ольбрих, 1897) Климт создал Бетховенский фриз (1901–1902), воплощающий темы Девятой симфонии. Другая этапная декоративная работа, цикл аллегорических панно, т. н. «факультетских картин» для Венского университета (1900–1903; сохранились, в разных собраниях, лишь фрагменты цикла), вызвал скандал и был отвергнут заказчиками: климтовские дамы, символизирующие Философию и другие дисциплины, показались слишком жеманными и несовместимыми с духом строгой науки. Как художник-станковист Климт вошел в историю, в первую очередь своими остроэкспрессивными женскими портретами (Э. Флёге , 1902, Исторический музей, Вена; А. Блох-Бауэр , 1907, Галерея 19 и 20 вв., Вена) и символическими картинами, насыщенными драматическим, «роковым» эротизмом (Юдифь I , 1901, Австрийская галерея в Бельведере, Вена; Поцелуй , 1907–1908, там же; Саломея , 1909, Международный музей современного искусства, Венеция; Даная , 1910, Галерея Вельц, Зальцбург). Вначале усиливал эту «дионисийскую» драматику золотыми фонами, затем крупными цветовыми узорами, из мерцающей стихии которых – словно из стихии пола – как бы нарождались млеющие фигуры. Был также мастером орнаментально-красочных пейзажей (Парк , 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Последней его крупной монументальной работой явилось оформление дворца Стокле в Брюсселе (1911). Выйдя в 1906 из Сецессиона, основал новый Союз австрийских художников, поддерживая на его выставках художников-новаторов, в частности О. Кокошку и Э. Шиле. Лишь к 1917 году завоевал и полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий. Умер Климт в Вене 6 февраля 1918.


Имя Густава Климта (Gustav Klimt, 1862-1918) ассоциируют с «Поцелуем», «Золотой Аделью» и прочими картинами «Золотого периода», редко вспоминая о графике. Оно и понятно. В ослепительной роскоши полотен простой графитный карандаш на упаковочной бумаге теряет значимость.

А ведь Густав Климт блестящий график, хоть у его рисунков и есть отпугивающая обывателей пикантная деталь. Они на девяносто процентов состоят из порнографии, а самого художника называют вуайеристом и приписывают ему расстройства сексуального характера. Актуальная тема современности, не так ли?

Поводом для статьи послужила проходящая в выставка графики художника и его последователя Эгона Шиле. В позднем творчестве Климта неподготовленный зритель увидит лишь женщину, которая получает оргазм, мастурбирует, демонстрирует гениталии, занимается сексом и блаженно спит после достижения оргазма. У эротики и порнографии есть скрытый смысл, понять который можно лишь глубже узнав личность художника. Хоть сам он призывал обратить внимание на свои работы для этого, есть, все же, и моменты, нуждающиеся в пояснении.

Густав Климт собирался стать учителем рисования, но стал художником мирового масштаба. Из-за консервативных настроений венского общества потребовалось немало времени, прежде чем он смог прийти к собственному стилю и творить независимо от венского Дома художников. Как ни странно, в окончательном становлении ему помогли очередной государственный заказ и бунтарский дух. Знаменитое трио факультетских картин, как и сам Климт, подверглись жесткой критике со стороны профессуры и общества в целом. Новые честные интерпретации классических аллегорий наук сильно ударили по морали застрявшего в идеалистических устоях социума.

«Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» стали первыми полотнами, в которых отчетливо выражен индивидуальный стиль Климта. Именно это событие послужило развитием югендстиля в Вене. Когда столкновение интересов дошло до предела, художник принял решение отныне никогда не брать государственных заказов, сильно ограничивающих творчество. Еще и выкупил картины у государства. В противовес Дому художников появился Венский Сецессион, а идея свободы в итоге стала главным мотивом всего творческого пути Климта. Даже в одежде он демонстрировал свое отношение к устаревшим устоям, нося свободную блузу в пол на голое тело. К слову, художник оказался еще и талантливым модельером и помогал Эмилии Флеге с разработкой паттернов для платьев.

С отказом от государственных заказов художник не остался без средств к существованию. Влиятельные люди Вены, в основном евреи, всячески поддерживали Климта и заказывали ему портреты своих жен и дочерей, восхищаясь подходом художника к искусству. Эти портреты лишены открытого эротизма, но взгляд женщин на них значит в сто крат больше, чем нагое тело. Он томен, властен и притягателен. Художник хорошо понимал природу женской сексуальности и материнских инстинктов. Отсюда появились множественные изображения беременной женщины, ее трех возрастов и сексуальные сцены.



В мастерской художника всегда находились натурщицы. Многие из них были проститутками, что объясняет раскованность и позирование в зарисовках половых актов. Модели болтали и отдыхали, готовые отреагировать на жест художника и немедленно начать позировать. Климт фиксировал в блокнотах и на отдельных листах едва уловимые жесты, части тела, позы. Под его карандашом плавные линии образовывали жизнь, складывались в единую композицию, достойную независимости от общего плана картины. В поиске идеала появлялось до ста набросков к одному лишь фрагменту. Детали художник прорабатывал до мелочей, виртуозно вращая предмет этюда в трехмерном пространстве листа. Свои рисунки Климт не считал самостоятельными работами, поскольку для него они были лишь средством достижения цели. В десятках тысяч графических рисунков он мастерски фиксировал мгновения жизни своих бесчисленных натурщиц. Сохранилось из этого множества лишь чуть больше четырех тысяч эскизов. Некоторые из них находятся в галереях мира, другие - в частных коллекциях.

Творчеству австрийца характерны аллегории и символизм. На примере «Данаи» лучше всего можно разобрать замысел автора, заодно отметив претерпевший изменения первоначальный этюд. Подготовительный эскиз намного более откровенный, нежели сам холст. Раскрепощенная поза гречанки в итоге заменена скромной.

И тем не менее, сюжет остался, изменилась лишь форма: Зевс золотым дождем проникает в лоно Данаи, совершая зачатие Персея. Очевидно, что золотой дождь – это семя Зевса, черный прямоугольник – символ мужского начала, а окружности на ткани - не что иное, как начальная форма эмбриона. В дальнейшем эти символы еще не раз встретятся на картинах, намекая на биологические процессы. На одеждах влюбленных «Поцелуя», вокруг золотой Адели, на платье «Надежды II» и во многих других работах художника.

В набросках разных годов прекрасно прослеживаются изменения стиля. С уходом от академизма зарисовка приобрела иной характер. Отныне внимание фокусируется на передаче положения фигуры на холсте, ее жестах и поведении. Со временем художник отказался от ломаных линий, которым отдавал предпочтение до 1900 года. В его эскизах появилась простота, не умаляющая точность передачи послания. Методом изображения стал абрис, а предметом художественной страсти – тело человека. Вместе с этим, примерно в 1904 году, Климт сменил привычный дуэт упаковочной бумаги и черного мелка на более мягкую японскую бумагу и графитный карандаш, порой прибегая к синему и красному.

Например, рисунок «Лежащая обнаженная» (1913) полностью выполнен красным цветом, на этюде к «Юдифь II» (1908) присутствует синий, на эскизе к портрету Фридерики Марии Беер (1915-1916) губы чуть видно окрашены алым. В остальном Климт редко изменял классическому графиту. Но за всеми техническими моментами стоит главное изменение – фокус окончательно смещается на женщину и зарождающуюся в ней жизнь.

В начале ХХ века развитие медицинских и биологических наук в Вене набирало обороты. Исследования человеческого мозга привели к ряду открытий, в том числе к заложенным в нем первобытным инстинктам. Интерес к человеческому телу у Климта появился после знакомства с трудами Дарвина, а к бессознательному он пришел от Рокитанского, Мейнерта и Фрейда. Меценат и поклонник творчества Климта Эмиль Цуккеркандль неофициально учил художника биологии, посвятил его в эмбриологию и даже приглашал на вскрытия. Светские встречи в салоне его жены, Берты Цуккеркандль, поощряли диалог между учеными и художниками. К модернистам довольно быстро пришло осознание важной роли бессознательного в поведении человека. В особенности диалог с наукой повлиял на творчество Климта. Приглядевшись, можно найти в цветных узорах на полотнах и орнаментах сходство с клетками, а в графике с 1904 года все больше сексуального контекста. Через образ матери и ребенка, темы смерти, зачатия и трех возрастов женщины художник призывал общество задуматься о таинствах природы, но среди своих современников снискал лишь непонимание и осуждение.

Подводя итоги, все же скажу несколько слов о самой выставке. Коллекция рисунков в Пушкинском скромна не только по количеству экспонатов, но и по их содержанию. Даже в первую очередь по содержанию. Очевидно, общество в нашей стране все еще не готово пересмотреть творчество Климта и возвести его в ранг искусства, а не порнографии. Есть предположение, что на нашем веку самые интересные к изучению рисунки так и будут путешествовать по всему миру, минуя нашу страну. Конечно же, все работы достойны внимания, но, на мой взгляд, обсуждаемая в статье тема более интересна многим поклонникам творчества австрийского художника.

От Masterweb

08.06.2018 16:00

Густав Климт (1862 – 1918) считался одним из самых противоречивых, но также популярнейших и одаренных художников рубежа XIX – XX веков. В его творчестве главной темой почти всегда были женские фигуры, которые нередко символизировали человеческие чувства и состояния, такие как надежда, любовь, смерть и другие. Картины Густава Климта продолжают завораживать и наших современников неоднозначным содержанием и эротической харизмой созданных им женских образов. Сегодня работы этого основоположника австрийского модернизма относятся к категории самой дорогой живописи в мире. Отражая основные этапы жизни художника, статья ознакомит с особенностями, историей картин Густава Климта и покажет, как его классическая манера постепенно преобразовывалась в совершенно индивидуальный стиль, ставший одним из главных источников последующих современных направлений.

Семья, образование раннее творчество

Он родился в Баумгартене, венском пригороде, в семье гравера Эрнста Климта. Его мать, несостоявшаяся пианистка, родила семерых детей, из которых Густав был вторым. Два его младших брата Эрнст и Георг также стали художниками. Многодетная семья всегда нуждалась в деньгах. И когда в 1876 году Густав поступил в Kunstgewerbeschule, венскую школу прикладных искусств и ремесел, то предполагалось, что он изучит лишь профессию отца. Но юноша получил стипендию, что позволило ему выбрать специальность "архитектурная живопись" и продолжить обучение до 1883 года. Его брат Эрнст поступил в ту же школу на год позже Густава, но изучал лишь специальность гравера.

Климт получил качественное консервативное образование, и его ранние работы соответствуют идеалам академизма. Среди картин 1879 – 1880 года сохранились его творческие исследования в стиле историзма. По технике и сюжетным мотивам эти работы демонстрируют тонкую детализацию и сходство с работами его соученика и коллеги Франца Матча.

1880 – 1990 гг., начало деятельности

К 1880 году Франц Матч, Густав и его брат Эрнст зарегистрировали сообщество художников Künstler-Compagnie с рабочей студией на Йозефштедтер-штрассе в Леманне. Компания начала получать заказы на оформление общественных зданий. Среди прочего группа разрабатывала занавесы и потолочные картины для театров в Райхенберге, Гермесвилле, Карлсбаде и Фиуме в 1885 году. В новом здании венского «Бургтеатра» в 1886-1888 гг. друзья создали потолочные фрески и междуколонные картины, мозаичное панно. В 1891 – 1892 годах оформляли фресками Художественно-исторический музей Вены, и также замок Пелеш в Румынии. После того как младший брат художника Георг Климт в 1888 году достиг совершеннолетия, Густав на год отправляется в творческое путешествие в Краков, Триест, Венецию и Мюнхен.

В 1888 году Климт императором Австрии награжден «Золотым орденом за заслуги». Так были отмечены фрески, написанные художником для венского «Бургтеатра». После этого Климт стал почетным членом Мюнхенского и Венского университетов.

Авторский стиль 1880 – 1990 годов

Монументальные работы Климта 1886 – 1891 годов для «Бургтеатра» и венского Художественно-исторического музея отражают присущее художнику на этом этапе античное направление и академический стиль. В работах прослеживается аналогия с творчеством британского художника Лоуренса Алма-Тадема. «Аллегории и эмблемы» - одна из успешных фресковых серий Густава Климта, разработанная в тот период. Все фрески, как и живопись того периода, тщательно детализирована и прорисована.

Из картин Густава Климта масляный холст «Сапфо» (1888-1890 гг.; 39 см × 31,6 см) можно привести как типичный пример сюжетов и техники раннего творческого этапа художника. Изображение древнегреческой поэтессы на фоне природы и античной архитектуры отражает влияние прерафаэлитов и мечтательную литературную символику Моро. Подобная композиция у Климта, построенная по консервативно-классическим канонам, присутствует в его монументальной живописи для «Бургтеатра».

Работы 1880 – 1990 годов

В этот период Климт больше занимался по своей непосредственной специальности, архитектурной живописи. Однако если компания Künstler-Compagnie была зарегистрирована по улице Йозефштадте 8, то Климт на той же улице снимал напротив театра садовый павильон для собственной студии, где написал немало работ. Из наиболее известных произведений произведений этого периода следует назвать:

  1. Потолочные картины для Венского университета.
  2. Мозаику Palais Stoclet в Брюсселе.
  3. Fable (1883).
  4. «Идиллии» (1884).
  5. Фрески в «Бургтеатре» Вены (1886 – 1888).
  6. «Аллегорию скульптуры» (1889).
  7. Портрет Джозефа Пембауэра, пианиста и учителя (1890).
  8. «Древняя Греция II» («Девочка из Танагры») (1890 – 1891).

1891 – 1900 годы, Венский Сецессион

В 1891 году Климт стал членом кооператива венских художников при Künstlerhaus, выставочном здании в центре Вены. В 1892 году в июле умер его отец, а через полгода в декабре погиб и брат Эрнст, после чего Густав принял на себя содержание матери и финансовую помощь семье брата.

24 мая 1897 года Климт ушел из Кюнстлерхауса и стал одним из основателей группы Венского Сецессиона, председателем которого был с 1897 по 1899 годы. Группа состояла из венской молодежи, представляющей разные направления искусства. Объединение не декларировало свой манифест. Его целью, в противоположность консерватизму Кюнстлерхауса, было создание выставок для молодых прогрессивных художников новых стилей.


Правительство поддержало усилия группы и предоставило аренду на общественных землях для возведения выставочного зала «Сецессиона». Его в 1897 – 1898 годах строил один из членов группы архитектор Йозеф Ольбрич. В 1898 году Сецессион организовал свою первую выставку. Климт проектировал для здания металлические двери, а для периодического издания группы «Святая Весна» (Ver Sacrum) с 1898 по 1903 годы поставлял множество иллюстраций и шаблонов. Группа стала основой, на базе которой развился вариант немецкого модерна югендштиля, названного в Австрии венским Сецессионом. Символом группы была Афина Паллада - греческая богиня справедливости, мудрости, искусства. Радикальную версию ее образа можно увидеть в картинах Густава Климта, написанных в 1898 году. Художник оставался членом Сецессиона до 1908 года.

Творчество 1891 – 1900 годов

С этого периода появляется серия женских портретов: «Молодая женщина в кресле», «Женский портрет», «Девушка у камина», «Девушка в кресле», «Портрет Сони Книпс» и другие. Одни из них прорисованы с фотографической тщательностью, другие больше напоминают манеру импрессионистов. В это же время у художника вырабатывается свой характерный стиль.

Золотой фон присутствовать в нескольких картинах художника. Густав Климт начинает впервые использовать его с середины 1890-х годов. Мастер был увлечен японским изобразительным искусством, и его работы напоминают творчество Огата Корина, живописца XVII века. С того времени применение тонкого покрытия драгоценным металлом становится характерным для произведений Климта, особенно в его «Золотой период».

Начало работы «Венского сецессиона» представляет время модерна и, вероятно, является поворотной фазой в творчестве Климта. На его работы тех лет явно повлияли такие признанные художники, как Франц фон Штук и Ян Тороп. Например, изображение в картинах Густава Климта женских волос напоминает живопись Торопа. «Джудит I», написанная Климтом в 1901 году, кажется, вдохновлена «Грехом» Франца фон Штука. Положение двух тел в «Водных змеях» Климта соответствует примерно тому, что было у Эдварда Берн-Джонса в 1887 году на картине «Глубины моря».

В конце XIX века появляется, ставший в итоге характерным для творчества Климта, образ женщины, символизирующей «обнаженную истину» (Nuda Veritas). Первое изображение Nuda Veritas Климта было иллюстрацией к мартовскому номеру журнала Ver sacrum. И прототипом для нее, вероятно, послужила собственная «Изида» художника из «Египетских изображений» (Zwickelbild Egypt) 1891 года.


Работы 1891 – 1900 годов

Климт всегда чрезвычайно много работал, постоянно пропадая в мастерской, и его творчество считается одним из самых продуктивных. Вот некоторые наиболее известные картины по номерам Густава Климта написанные в течение десятилетия:

  1. 1895 - 1896 год: «Портрет леди» , «Музыка I», «Любовь», «Скульптура».
  2. 1897 – 1898 год: «Трагедия», «Музыка II», «Афина Паллада», «Текущая вода», «Портрет Сони Книпс», «Кровь рыб».
  3. 1899 год: «Шуберт у фортепиано»; «После дождя», «Нимфы. Серебряные рыбы», «Русалки», «Nuda Veritas», «Портрет Серены Ледерер».
  4. 1899 – 1907 год: «Философия».

Скандальный заказ 1990 года

В 1894 году австрийское министерство образования Климту поручило исполнить три крупномасштабных полотна для украшения потолка в зале факультета живописи Венского университета. До 1990 года не все картины были готовы. Первую же работу - «Философия» - университетские профессора подвергли беспощадной критике. При этом «Философия», выставленная Климтом на парижской выставке 1990 года, удостоилась золотой медали. Художник изобразил обнаженную женскую натуру в аллегорической форме, однако все его работы подобного плана обладают невероятной силой эротизма. После скандала австрийская общественность еще в меньшей степени была готова к компромиссному восприятию написанных в 1991 году картин Густава Климта с названиями «Медицина» и «Юриспруденция». Признанные порнографическими изображениями, эти работы были жестоко отвергнуты университетскими, политическими, религиозными и культурными кругами.

Все три полотна художник выставлял в «Сецессионе», и относительно их содержания у Климта с Францем Матчем произошли серьезные разногласия. «Теология» Матча была принята преподавательской комиссией и все еще находится в Венском университете. Журналист Карл Краус в журнале The Torch, защищая университетский отказ от «Философии» Климта, пренебрежительно отметил, что Париж, который импортирует искусство в стиле «goût Juif» (еврейский вкус), безусловно, одобрил бы полотна для храма науки, такого как университет. После скандала Климт больше не принимал государственные заказы, посвятив себя портретной и пейзажной живописи.

«Медицина»

Все полотна приобрел за 30 000 крон австрийский промышленник Август Ледерер, коллекционер и меценат. Однако работы сгорели в 1945 году во время отступления немецких войск в Нижней Австрии. От проекта осталось несколько отдельных набросков и плохого качества черно-белые снимки. Фото картины Густава Климта «Медицина» отражает лишь часть монументальной работы. На нем изображена Гигея, которая находилась в нижней центральной части полотна. Изображение сохранилось благодаря тому, что входило в подборку работ 300 экземпляров художественных альбомов, изданных в 1914 году под личным контролем Климта. Для издания были сфотографированы лучшие произведения художника за период 1893 – 1913 годов. В тридцати первых экземплярах самые важные литографии вышли цветными. Среди этих изображений сохранился и фрагмент «Медицины», который дает представление о красочной яркости всего произведения.

Золотой период

Творческая фаза, принесшая художнику славу, достаток и наибольшее количество частных заказов, продлилась до начала 1910 годов. Используя сусальное золото для фона еще с середины 1890 годов, Климт увлекся удивительными возможностями этого материала. Никакие репродукции картин Густава Климта не передадут все великолепие золотых волос его «Водяных змей», сверкающих украшений и прозрачных складок одежд I и II «Юдифи», драгоценного дождя «Данаи».

Тончайший золотой лист, в отличие от грунта, лака и краски, устойчив к истиранию. Такая подложка создает особый эффект, просвечивая сквозь легкий слой краски. Покрыв золотой фон прозрачным или слегка подцвеченным лаком, можно различными способами получить впечатление многообразных фактур. Краску, нанесенную по золоту, можно процарапать, стереть, уже высохшей или сырой, частично убрать растворителем, получив при этом интереснейшие эффекты. Нанося драгоценный металл на красочный слой, можно достичь совершенно иных визуальных результатов. Художник надолго увлекся декоративными свойствами золота (иногда листового серебра) и создал множество захватывающих произведений. Невозможно перечислить созданные за этот период все работы по номерам Густава Климта. Картина «Поцелуй», «Адель Блох-Бауэр», «Золотые рыбки», оба полотна «Юдифь», «Даная», «Водяные змеи» считаются самыми впечатляющими.


«Поцелуй»

Эта картина 1907 – 1908 годов является не только самой знаменитой, но также знаковой для творчества Климта в такой же степени, что и «Джоконда» для да Винчи. Вся композиция, цветовое и техническое решение создают впечатление, что это полотно - икона пламенной и нежной любви.

Картину «Поцелуй» Густав Климт изобразил на идеальном квадрате холста размером 180 на 180 см. Сплетенные в объятиях мужчина и женина нарисованы у края обрыва, покрытого пестрыми цветами. Их тела почти полностью покрыты одеждами и заключены в подобие золотого ореола, что еще больше напоминает об иконах. Лицо мужской фигуры скрыто, но возникает соблазн увидеть «Поцелуй» как автобиографическое произведение, в котором художник изобразил себя. Кто мог оказаться в таком случае прототипом женской фигуры? Эту загадку решают искусствоведы много лет. Оставив недосказанность и некую двусмысленность в изображенных личностях, художник тем самым повышает привлекательность произведения. В картине «Поцелуй» Густав Климт воплощает не просто субъективное или ситуационное значение, а универсальное, вневременное видение романтической любви.

Произведение было представлено художником на венской выставке Кунстшау в 1908 году. Его сразу приобрело Министерство культуры и образования Австрии. Хранится полотно в галерее Бельведер на родине художника.

Выставки

«Золотой период» Климта отмечен наибольшим количеством выставок художника по всей Европе, что свидетельствует о его значимости на арт-сцене того времени.

  1. В 1905 году Климт выставил пятнадцать работ в недавно открывшемся берлинском Сецессионе на ежегодной выставке Deutscher Künstlerbund и получил премию Villa Romana.
  2. В 1906 году художник отправился в Бельгию и Англию, а к концу года был назначен почетным членом Королевской баварской академии изящных искусств в Мюнхене.
  3. В 1908 году он выставлялся во Флоренции, затем в Праге и Дрездене.
  4. В 1909 году отправился в Мюнхен, Париж, Мадрид и Толедо.
  5. В 1910 году на IX Венецианском биеннале его работы были приняты с небывалым энтузиазмом.
  6. 1911 год - выставка в Риме (первая премия за картину «Смерть и жизнь»)
  7. 1912 год - снова Дрезден.
  8. 1913 год - Будапешт, Мюнхен и Мангейм
  9. В 1914 году Климт выставляется с австрийской ассоциацией художников в Риме и посещает Брюссель.
  10. В 1916 году совместно с Шиле и Кокошкой участвует в Федеральной выставке Берлина.
  11. В 1912 году Климт стал президентом Федерации австрийских художников.

Последний творческий этап

С 1900 по 1916 год Климт пребывал в основном на вилле летнего курорта на озере Аттерзее в Верхней Австрии. Здесь написано большинство его многочисленных пейзажей. Часть из них, чтобы охватить больший ракурс, написана с очень дальнего расстояния. И Климт в этих случаях пользовался своим телескопом, разглядывая нюансы цвета и теней среди выбранных деталей ландшафта. Его пейзажи очень объемные, великолепно создают впечатление пространства и воздушной среды. В начале 1910 годов совсем исчезает золото и орнаментальные мотивы в его работах. Цвет становится главным инструментом художника для передачи идей и чувств.

Картины сегодня

Климт всегда, на каждом творческом этапе, был востребованным художником и никогда не знал недостатка в состоятельных заказчиках. Многие его работы были куплены для музеев, но большинство приобреталось для частных коллекций.


В 2006 году пять картин, принадлежащих наследникам Бернхарда Альтмана, были выставлены в Нью-Йорке на аукционе Christie"s и проданы по ошеломляющей стоимости:

  1. Первый портрет Адели Блох-Бауэр, известный как «Золотая Адель», или картина «Женщина в золотом», Густавом Климтом написана в 1907 году. Полотно приобретено за 135 миллионов долларов Рональдом Лаудером для нью-йоркской Новой галереи. В то время это была наиболее высокая цена за картину, сейчас в списке самой дорогой живописи произведение занимает восьмой пункт.
  2. Второй портрет Adele Bloch-Bauer, написанный в 1912, куплен участником торгов за 87,936 млн долларов. На тот момент это была пятая по размеру стоимость за картину в мире.
  3. Bauerngarten (Blumengarten) 1903 года, ушла с аукциона за 33 056 млн. долларов.
  4. Apfelbaum I (1912) продана за 40,336 млн долларов.
  5. Пейзаж «Дома в Унтерах-ам-Аттерзее», написанный около 1916 года, куплен за 31,376 млн долларов.

Климт является одним из важнейших художников периода Арт Нуво в Австрии, а также занимает лидирующие позиции в международном масштабе. Тем не менее его работы были частично проигнорированы немецкоязычной художественной критикой первой половины XX века или приняты как чистая декоративная живопись. Только позже его статическая символика и орнаментальная абстракция стали признанной тенденцией в развитии современной живописи. Кроме того, Климт продвигал молодых художников, таких как Эгон Шиле или Оскар Кокошка, таким образом внося еще один важный вклад в прогресс современного искусства.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255