Конспект по изо в школе. Конспект урока по ИЗО в начальной школе. Снегири. Методы работы на уроке

Утвержден

методистом _____________

Согласован

с учителем ____________

Конспект

пробного урока по изобразительному искусству,

который будет проведен 20 ноября 2014 года в 1 «Г» классе

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

у учителя Воронцовой Дарии Германовны

студентом 3курса группы «НК»

ГБОУ СПО Республики Марий Эл «ОПК им. И. К. Глушкова»

Алгайкиным Максимом Григорьевичем

Оценка _________________

Подпись методиста_______

Оршанка

2014

Паспорт урока

    Место проведения: учебный кабинет

    Продолжительность: 35 минут

    Тема Разноцветные краски.

    Тип урока : Урок изучения нового

    Цель - познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства

Задачи:

    Обучающие

    1. Познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства

      Дать представление о живописи

    Развивающие

    1. Формировать навыки и умения организации рабочего места

      Развивать навыки мышления

    Воспитывающие

    1. Развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве

      Воспитывать интерес к предмету

Универсальные учебные действия

    Личностные: видеть прекрасное вокруг себя

    Регулятивные: обучающиеся самостоятельно организовывают свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения задания под руководством учителя; используют в работе художественные инструменты и материалы;

    Познавательные: вид искусства живопись

    Коммуникативные: обучающиеся участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения по теме урока.

Формы и методы, используемые на уроке: рассказ, объяснение, компьютерное обеспечение-презентация по теме, метод наглядности.

Оборудование для преподавателя:

Карточки с названиями видов искусства;

- «Волшебный круг»;

Краски, палитра

для учащихся – краски гуашь, баночка для воды, салфетки, кисти, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин пейзажей Летова Г.И.

План урока

    Организация начала урока

    1. Приветствие

      Организация рабочего места

    Вступительная часть

    1. Вступительная беседа

      Сообщение темы урока

    Основная часть

3.2 Физкультминутка

3.3 Показ и объяснение правила работы с пейзажем

3.4 Самостоятельная, практическая работа учащихся

4. Заключительная часть

4.1 Оценивание

4.2 Подведение итогов

6. Уборка рабочего места

Ход урока:

    Организация начала урока

1.1 Приветствие

Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, меня зовут Максим Григорьевич.

Здравствуйте ребята

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать

Ребята посмотрите, сегодня на уроке у нас много остей, давайте посмотрим на них, улыбнемся и больше не будем отвлекаться.

    1. Организация рабочего места

Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Для этого отгадайте загадки:

Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

Как толь в акварель уткнусь я хвостиком

Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

Имею я большой запас бумаги для каждого из вас (альбом)

Черный Ивашка, деревянная рубашка.,

Где носом проведет,

Там заметку кладет . (карандаш)

Молодцы! Все отгадали. Глазками проверим, все ли у нас готово к уроку.

    Вступительная часть

2.1 вступительная беседа

Человек, сколько он помнит себя,всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Пытаясь преподнести более реалистичную картину или изобразить предмет в натуральную величину. В последствии искусство работать с красками стали называть живописью.

Живописью называют произведения, созданные красками.

Краски - материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, пишет картины природы. Чтобы создать множество оттенков (разновидность цвета) художник пользуется палитрой

Как вы думает, что такое палитра? (клочок бумаги на которой смешивают краски, у вас она может быть пластмассовой.)

2.2 Сообщение темы урока

Ребята как вы думаете какая будет тема нашего урока? (живопись) Правильно, тема нашего урока Живое письмо. Сегодня мы с вами будем писать пейзаж. Чтобы написать пейзаж нам потребуется палитра, на которой будем находить цвета.

    Основная часть

3.1 Анализ образца «Волшебный круг»

Ребята, перед вами на столе лежит набор красок. В ваших наборах есть важные 3 цвета, с которыми мы с вами сегодня поработаем. Как вы думаете какие?

Красный, есть он у вас? Найдите его глазками. Синий? посмотрите и найдите его глазками, и желтый.

Скажите, что вам напоминает каждый цвет? (желтый –солнце, красный – помидор, сини – небо)

(На доску вывешиваю круг из ватмана, на этот ватман прикрепляю круг меньшего размера красного цвета.)

Для великих художников этих цветов мало. Они смешивают эти цвета и получают дополнительные цвета.

Сегодня каждый из вас побывает в роли художника живописца. Попробуем составить палитру из трез основных цветов. А для начала давайте разберем каждый из этих цветов.

У:Один из этих цветов красный. Что бывает красного цвета? Какие предметы вы знаете красного цвета? фрукты, овощи?

Д: Красного цвета бывают цветы, помидоры…яблоки

Что бывает желтого цвета?

Что бывает синего цвета?

Эти цвета у нас с вами называются основными (на доску написать основные цвета и перечислить)

У: А если смешать красный цвет с желтым (вывешиваю желтый цвет на круг) то какой цвет мы получим?

Д: оранжевый (вывешиваю в круг)

У: Правильно, от красного до желтого цвета есть примерно 1000 оттенков оранжевого.

Давайте мы с вами попробуем смешать. Для этого возьмем кисточку и смочим ее в воде. Затем возьмите вначале желтый цвет и нанесите на палитру, промойте хорошо кисточку и возьмите красный цвет нанесите на палитру рядом с желтым. Снова промойте кисточку и теперь смешайте эти два цвета в третьем месте.

Получился у нас оранжевый цвет?

Д: Да

У: Смешаем желтый и синий. Смочим кисточку, возьмем желтый цвет – так как он светлее синего, нанесем на палитру. Промоем кисточку, возьмем синий цвет и нанесем рядом с желтой краской на палитре. Снова промоем кисточку и теперь попробуем смешать два этих цвета в третьем месте.

Какой цвет у нас получился?

У: Зеленый, правильно. От желтого до синего есть примерное 1000 оттенков зелено. (Написать на доску 1000 оттенков)

У: Посмотрите на яблоко, какого оно цвета? Куда его можно отнести?

У: А если смешать синий с красным, то какой цвет мы получим? Попробуйте сами смешать эти два цвета. И посмотрим, у кого что получится.

У: Ребята в искусстве существует разделение оттенков на теплые и холодные, к холодным в нашем случае относятся: зеленый, фиолетовый, синий, а к теплым: красный желтый оранжевый.

    1. Физкультминутка

Хомка хомка хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Ушки моет, щечки трет

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз, два, три четыре пять

Хомка хочет сильным стать

    1. Показ и объяснение правила работы с пейзажем

Ребята посмотрите на доске у меня альбомный лист. У вас на столах они тоже имеются.

Любой пейзаж это природа, а природа это все что окружает нас, в том числе наша с вами Земля и небо. В любом пейзаже и природе, есть разделения Земли и неба. Оно называется горизонт. (провожу линию горизонта светло синей краской)

Ребята для того чтобы правильно изобразить небо мы должны пользоваться правилами такими как:

Такие же правило следует использовать когда мы будем писать пейзаж земли.

Ребята, что у нас есть на земле? (растительность, горы, деревья)

Чем ближе к горизонту какие оттенки?

    1. Самостоятельная, практическая работа учащихся

Ваша задача придумать интересную землю

Вы можете нарисовать много – много разных объектов природы, деревья, кусты, цветы, горы и т.д

4 .Заключительная часть

4.1 Оценивание: Выставка работ
У: Ребята, кто закончил, все выходите сюда со своими пейзажами покажите гостям, какую работу вы проделали за урок. Я ходил и смотрел, кто как работает.

4.2 Подведение итогов урока
Итак, кто мне скажет какие цвета мы узнали?

Какие основные цвета?

А оранжевый, желтый, синий к каким цветам можно отнести.?

Какие цвета можно отнести к теплым цветам? (солнечные)

А к холодным?
У: Что понравилось вам сегодня на уроке?
У: Что было сложного?
У:Ребята, сегодня вы были самым аккуратным ребятам, самым оригинальными, творческим.
5. Организованное завершение урока
У: все встали. Урок окончен. Спасибо за урок
6. Уборка рабочего места
У: Сейчас, ребята, давайте приберём свои рабочие места, аккуратно все сложим.

Художники всегда стараются передать характер и настроение животных.

Это лось. А какой он?

Огромный, величественный.

Как художник это показал?

- У него гордая осанка, и он прямо держит голову, несмотря на то, что на ней огромные тяжелые рога.

А вот этот же художник изобразил слона. А какой он по характеру?

- беспокойный, неуклюжий, торопливый

Как художник это показал?

-Слон быстро переставляет толстые ноги и вытянул шею, а хобот свернул колечком, чтобы он не мешал бежать.

А посмотрите, как Уолтер Фостер изобразил обезьян – одни обезьяны угрюмые, или грустные. другие веселые и жизнерадостные, некоторые откровенно дурачатся и «насмехаются» над людьми. Никогда не смотрите на обезьян в упор, иначе они могут расценить это как агрессию.

Как художник это показал? Как можно понять по изображению художника, что обезьянка грустит?

- грустный взгляд, руки сложены, сутулость

Так как же художники показывают характер животного в своих работах?

- характерные движения, повадки

Характер зверя выражается через движение и форму тела - стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через величину частей тела - большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали - лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Загадка:

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится...

Угадали? Это – (кот)

Посмотрим открытки с изображениями кошек. Давайте полюбуемся этими милейшими созданиями!

Определите, что конкретно мы будем рисовать (тема и цели).

Сегодня тема нашего урока «Изображение характера кошки в портрете».

Сейчас мы видели множество самых разнообразных кошек. Чем они отличаются друг от друга?(Дети отвечают)

Правильно, они все разные по цвету, по характеру. Одна – игривая, другая спокойная. Кошки, как и люди, могут быть весёлыми или грустными, хитрыми или очень добрыми и заботливыми.

Все художники рисуют кошек по-разному. Но видно, с какой любовью, нежностью они изображают этих пушистых домашних животных.

У вас они тоже будут все разные. Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы, познакомимся с основами построения правильного рисунка. Скажите мне, пожалуйста, голова, какая по форме? Правильно, круглая. Чтобы правильно нарисовать мордочку, надо расчертить круг пополам по горизонтали и по вертикали. Изображение размещаем в центре листа. Изображение не должно быть маленьким, но и не должно быть огромным, у нас должны поместиться ушки кошки. Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть достаточно тонкими, чтобы можно было легко стереть ластиком неудавшиеся места в рисунке. Не забываем, что необходим отступ от края листа и снизу, и сверху и слева, и справа.

Глаза рисуем на средней линии. Глаза у кошки большие и красивые. Глазки делим пополам еле заметной линией и поднимаем эти прямые линии к верху головы. Из этих точек у нас начинают расти ушки. Ушки не слишком острые, но и не слишком круглые. Из верхней точки ушей мы опускаем округлую линию почти до горизонтальной линии, которая делит круглую голову пополам. Носик располагаем на вертикальной линии. Не делайте его слишком коротким, Обратите внимание, где заканчивается мордочка, где начинается подбородок. У кошки тоже есть губки. Не забывайте, что без ресничек, бровей и усиков кошачья мордочка смотрится не выразительно. Не рисуйте усики кустиком, который растет из одной точки. Обратите внимание, как растут усики и в каком месте. Молодцы, все отлично справились с пропорциями.

Затем можно приступать к штриховке, используя и карандаши и мелки. Наносите штриховку свободными движениями и постоянно следите за тем, чтобы линии следовали направлению роста шёрстки. Не забывайте также, что и у кошек есть черные зрачки, но они более вытянутые, и цвет глаз тоже у всех кошек разный.

Медведева Надежда Васильевна

Преподаватель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ с.Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»

Урок изобразительного искусства в пятом классе.

Тема . «Роль декоративного искусства в жизни человека» (45 мин) 1ч.

Цель урока : вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.

Задачи:

Образовательная : различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы

Воспитательная : Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные :

Предметные : Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Метапредметные:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

Познавательные: Поиск информации в учебнике.Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез - составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные : Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Домашнее задание . Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации.

Понятийный аппарат : меандр, вазопись, амфоры, гидрии, кратеры, лекифы, герб, геральдика,

Оборудование:

Для учителя : ИКТ и средства обучения . Презентация. «Декоративное искусство разных цивилизаций»

Музыкальный ряд: греческая мелодия «Сиртаки», использование музыки из компьютерной игры «Тайны Египта»,

Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже», мифы.

Зрительный ряд: работы учащихся по теме четверти, набор слайдов и репродукций образцов декоративного искусства разных цивилизаций.

Б. Материалы на выбор учащихся : Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти,

Бумага; белая,тонированная, в клетку

П . Материалы на выбор учащихся : Восковые мелки, акварель. гуашь, пастель, кисти, тушь, палочку, перо, клей, ножницы.

Бумага: белая, в клетку,тонированная или цветная, металлизированная бумага.

Планируемая творческая деятельность обучающихся.

Задание 2 -х уровней на выбор учащихся

Б. Выполнение кроссворда из раздела «Роль декоративного искусства в жизни человека», создание эскиза герба для своей группы.

П . Выполнение тестовых заданий по пройденным темам на сайте ZooBurst, составление цельного образа из характерных элементов

Ход урока

I. Организационный момент и введение в урок.

Вернисаж. Экспозиция из предметов декоративного искусства различных цивилизаций (Работы уч-ся, фотографии, картинки с изображением предметов)

Музыкальный момент . Звучит музыка («Сиртаки»)

Мотивация будущей темы урока

Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из предметов декоративного искусства (греческие вазы, египетские украшения, одежда)

Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу, пожать руку и тихо сесть.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок не в классе как обычно, а в музее декоративного искусства разных цивилизаций. Посмотрите на экспонаты окружающие нас, о чем вам говорят костюмы людей, предметы быта, украшения.

Учащиеся .(предполагаемые ответы )

Принадлежность к разным сословиям

Люди носившие эти костюмы относятся к разным древним цивилизациям(Египет, Древняя Греция, Китай, Средневековье)

Предметы быта украшены характерными орнаментами

Учитель - Молодцы ребята, наши уроки не прошли даром. Давайте подумаем, как все то о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение - которое и будет темой нашего занятия.

Учащиеся . (предполагаемые ответы)

Человек украшал себя, предметы,

По украшенным предметам мы можем определить роль ее хозяина.

Можно сказать о роли украшетельства в жизни людей.

Учитель.

Да, ребята, вы почти во всем правы. Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и делать правильные выводы. То есть можно сказать о роли декоративного искусства в жизни человека. Это и есть наша с вами сегодняшняя тема урока.

Учитель Как вы думаете какова цель нашего урока? Не забывайте наш урок последний в четверти.

Учащиеся (примерные ответы)

Повторить все, что изучили

Проверить и закрепить наши знания по пройденным темам

Учитель

Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень усвоения предметного материала, то есть одним словом : вывести вас на более высокий уровень ваших знаний о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и что знания символики особо необходимы в нашем современном мире.

Сегодня на уроке достичь поставленные цели мы сможем разбившись на группы и выполнив разнообразные задания, для проверки усвоенных вами знаний. (Деление на группы при помощи выбора пуговиц определенного цвета)

Рассаживаемся по группам (разворачиваем парты друг к другу). Ребята не забывайте, что мы находимся в музее, помните о правилах поведения.

(говорить тихо, не ругаться, относиться к экспонатам бережно и с уважением). Ну, что вы готовы отправиться в залы. Закройте глаза и представьте себе, что мы попали в зал восковых фигур. Открывайте глаза. Удивленны? (стоят несколько уч-ся одетых в костюмы разных эпох). Присмотритесь внимательно, все ли здесь соответствует духу той эпохи которую представляет экспонат?

Учащиеся по два человека от группы находят ошибки, тут-же исправляя их (меняя местами элементы, соответствующие образу). Остальные уч-ся выполняют работу на карточках. (соедини стрелками элементы с соответствующим образом)- карточки сдают экскурсоводу.

Молодцы справились с заданием, а оценить его поможет наш экскурсовод. (оценивание фишками: красная - уч-ся группы справились без подсказок, правильно, без единой ошибки, синяя - уч-ся группы испытали затруднения, действовали с помощью подсказок).

Экскурсовод . Ребята вы отлично справились с этим заданием, поможете мне еще с одним? У нас в архиве музея есть берестяные, папирусные, глиняные таблички с зашифрованными словами, давайте попробуем их расшифровать. Да и еще поступило электронное письмо на сайт ZooBurstот археолога с какими-то криптограммами, может кто-то взяться за это дело? (Разгадывание кроссворда индивидуально в группах, самооценка правильности отгадывания путем сопоставления с эталоном. (эталон-проецирование проверенного кроссворда с сайта ZooBurst).

Экскурсовод. Ну что ж вы мне помогли навести здесь порядок, отправляемся в следующий зал.

Динамическая пауза - Звучит музыка «Сиртаки». Предлагаю исполнить греческий танец, в движении ощутить красоту греческой музыки)

Чтение стихотворения О.Тарутина «Что я видел в Эрмитаже»

(Учитель рукой случайно сбивает древнегреческую вазу.) Извините меня, мы с ребятами сейчас все восстановим, вы мне поможете, правда? Дидактическая игра. Составление орнамента вазы: амфоры, гидрии, кратеры, лекифы из характерных элементов узора для древнегреческих ваз. (по одному из группы - работают на доске, остальные в группах). Кто работал в группах - взаимоконтроль, на доске - экскурсовод.

Экскурсовод. Что- то мы задержались в этом зале, перейдемте в другой - зал Геральдики.

Учитель. Ого! Ребята да вы только посмотрите на эти гербы разных стран, городов, семейные гербы, гербовые платья. (показ слайдов, изображения гербов, рисунки уч-ся, вывешенные на доске). Какая красота! Вы согласны? Мы тоже с вами на уроках учились создавать различные гербы по-вашему желанию. Трудно было? - Да. Но интересно. Сегодня экскурсовод попросил нас выполнить эскиз герба наших групп, для размещения в их в зале Геральдики.

Эскизы гербов обсуждаются учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.

Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. (Реализация краткосрочного проекта. Проект -составление эскиза герба своей группы для музея декоративного искусства.

Учитель Итак сейчас вам предстоит самим создать образ герба вашей группы. Вы можете создать несколько вариантов и выбрать путем взаимодействия более удачный.

(детям дается 2 варианта заданий на выбор )

ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ ЗАДАНИЯ Б. и П.

ЗАДАНИЯ 1 Б создание эскиза герба для своей группы.

Материалы на выбор учащихся Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти, Бумага; белая,тонированная

ЗАДАНИЕ.2 П.

Используя любые художественные материалы (П) . составление композиции герба для своей группы из предложенных элементов.

Материалы на выбор учащихся: Восковые мелки, акварель, гуашь, кисти. Бумага: белая, тонированная или цветная.

Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция. (25-30 мин) Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию (оптимальный выбор композиции учащимся. Название своей работе), Стимулирую саморегуляцию (внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества). III. Итог урока. Рефлексия .

Обобщение, подведение итогов (защита своих эскизов гербов),

награждение победителей,

выставление гербов своих групп в зале Геральдика.

Учитель. В конце нашего урока я хотела бы услышать ваше мнение Действительно ли знание символики необходимо в нашем современном мире, приведите примеры.

Учащиеся (предполагаемые ответы)

- Да, знание символов нам помогает различать представителей разных стран. (олимпийские игры)

Помогают ориентировать в принадлежности к различным иерархиям (компьютерные игры)

Учитель. Как вы считаете нам удалось выполнить задания экскурсовода? Выставка ваших творческих работ говорит нам - ДА . Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Похлопайте в ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного дома вы еще хорошенько поработаете над этими темами и в следующий раз у вас не будет никаких затруднений. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по карточке.

РЕФЛЕКСИЯ. Оценивание занятия и своего личного участия

КРИТЕРИИ ОЦЕНКА

IV. Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. На каникулах присмотреться к примерам современного декоративного искусства.

Спасибо всем за урок!

Разработала:

учитель начальных классов

Горгун Татьяна Эрнэстовна

Тема: Выразительные возможности цвета.

Раздел программы: «Эстетическое восприятие действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет.»

Тема практической работы : «Праздничный город»

Художественные материалы и инструменты для работы: гуашь; акварель; шаблоны домов, флажков, цветов, фонариков; кисточки; баночки для воды.

ТСО: мультимедийная презентация.

Оформление классной доски: вверху посередине дата и тема урока, девиз урока (Подмечай всё красивое!); с левой стороны фото архитектурных объектов Минска, фотоколлаж; с правой рисунки детей прошлых уроков; посередине линейный рисунок по теме урока, элементы будущей композиции.

Цель: формирование умения использовать выразительные возможности цвета при создании художественных образов.

Задачи:

    Актуализация знаний о выразительных средствах живописи;

    Формирование умений определять настроение произведения по его цветовой гамме;

    Расширение представлений о выразительных возможностях цвета;

    Формирование умений передавать цветом радостное эмоциональное состояние образа;

    Совершенствование навыков составлять на палитре и использовать при создании композиции различных оттенков цвета;

    Развитие цветового восприятия и образного мышления.

Ход урока

    Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Психологическая подготовка.

Улыбнитесь друг другу, Пожелайте друг другу и себе успехов в работе.

Чтение девиза «Подмечай всё красивое!»

    Связь с прошлыми темами.

Обратить внимание на работы прошлых уроков.

Чем выполнены работы? Красками и карандашами .

К каким видам и жанрам искусства относятся рисунки? Живопись, графика. Пейзаж, натюрморт.

Какое настроение возникает гладя на работы? Весёлое, доброе, печальное.

Что помогает художнику передать настроение в картине? Цвет.

    Объяснение нового учебного материала .

Вы любите праздники? А за что они вам нравятся? Свой родной город Минск вы любите?

Посмотрите на картинки. Давайте попробуем узнать места нашего города.

Дети рассказывают по картинкам о архитектурных объектах Минска.

Где вы были? Где ещё хотите побывать?

Красивый город Минск. Меняется ли город во время праздников? Что меняется? Можно по украшению города узнать какой идёт праздник?

Художники любят изображать Минск в своих произведениях.

Сегодня мы познакомимся с одной такой картиной. Рассмотрим картины Римашевског Игоря Вилеоровича. Это современный Белоруссий художник.

Какое настроение возникает глядя на картину? Какие цвета использует художник для передачи радостного настроения в картине?

Теперь рассмотрим ещё одну картину жудожника Довбуш
Леонтия Андреевича 1935-2005г.ж.

Сравним первую картину с ещё одной.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какой можно сделать вывод?

Цвет помогает передать настроение в картине. Светлые, тёплые тона создают хорошее настроение. Тёмные, холодные- печальное, грустное, тревожное.

В картине цвет передаёт настроение, а в жизни что делает город праздничным? красивым и уютным?

Люди каких профессий создают, поддерживают и контролируют красоту города.

Дизайнеры, дворники, маляры, милиционеры, водители, и т.д.

Пригодится ли этим людям изобразительное искусство в работе и в жизни?

    Первичное закрепление материала.

Тренировочные упражнения по развитию мелкой моторики и цветовой культуры. Учащиеся на формата А5 составляют палитру цветов для выполнении композиции «Праздничный город». (Ватные палочки, тычок кистью)

    Физкультминутка

    Самостоятельная практическая работа учащихся.

Работа в группах.

Вспомните сказку которую мы слушали на прошлом уроке. Что случилось в сказке с волшебным городом? Кто расколдовал город? Сегодня мы тоже постараемся город расколдовать. На доске линейный рисунок города. Необходимо раскрасить его так, чтобы можно было назвать композицию «Праздничный город» Справимся?

Работать мы будем в группах. Каждая группа это люди определённой профессии.

    Группа. Маляры. Раскрашивают готовые шаблоны в разные цвета чтоб придать городу красочное, праздничное настроение. (Тычок, мазок)

    Группа. Электрики. Раскрашивают фонарики для гирлянд. (Любая техника)

    Группа. Пиротехники. Рисуют салют на готовых шаблонах с помощью ватных палочек.

    Оформление коллективной работы .

Дети при помощи двухстороннего скотча и магнитов приклеивают элементы композиции на линейный рисунок.

    Анализ выполненной работы.

Всё свободное пространство мы заполнили на формате?

Какие цвета мы использовали?

Какое настроение возникает глядя на работу?

Правильно мы выбрали цвета?

Справились с заданием? Расколдовали город?

    Самооценка.

По таблице.

    Подведение итогов урока.

Какие профессии мы сегодня вспомнили? Нужно ли людям этой профессии изобразительное искусство? Зависит ли от нас будет вокруг красиво или нет?

    Рефлексия. Продолжите фразу.

Я сегодня на уроке научился…

Я узнал …

Мне было интересно…

Мне было не легко…

Я своей работой на уроке…

ЭЛЕКТРИКИ

ПИРОТЕХНИКИ


Библиографическое описание:

Нестерова И.А. План-конспект урока ИЗО [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

Цели урока:

Обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

Прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

Учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

Иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Для учащихся:

Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Нравится ли эта картина?

Объясните почему?

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

О чем вы расскажите дома?