Композиция в линиях. Как использовать линии в фотокомпозициях? Горизонтальные линии в композиции

Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:

1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).

2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.

3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.

б)

Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.

Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.

(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А.)

4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.

Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.

Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).

Примечание

По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»

В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.

Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.

Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)

По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты

(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.

Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)

Увидев линию, мы хотим ее продолжить, чтобы узнать, куда она ведет, поскольку от природы мы очень любопытны. Это означает, что линии являются очень важной составляющей композиции. Глядя на отдельные линии, трудно определить их направление, но на фотографии мы можем ориентировать­ся на края кадра. Учет взаимодействия линий с форматом кадра позволяет использовать их очень эффективно.

Направление

Использование линий в композиции, их положение и направление играют огромную роль в том, как мы восприни­маем образ.

Горизонтали

Линии, которые пересекают кадр по горизонтали, обычно осмысляются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жиз­ни, что горизонтальные линии в кадре вызывают у нас чувство стабильности и покоя. Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.

Вертикали

Линии, пересекающие изображение по вертикали и придающие ему больше динамики, чем горизонтали. Поскольку вертикали прерывают спокойные гори­зонтальные линии, они могут сделать снимок менее комфортным для глаз и более загадочным. Использование вертикальных линий заставляет зрителя рассматривать композицию снизу вверх, что менее комфортно, чем изучать работу вдоль горизонтальной оси.

Диагонали

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воз­действие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому со­общают изображению энергию и ощу­щение глубины.

Сходящиеся линии

Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение зна­чительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изобра­жение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии.

Использование направляющих линий

Классическая композиционная техника подразумевает использование диаго­налей или сходящихся линий, позво­ляющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. Чаще всего используются линии, которые являются результатом человеческой деятельности, поскольку по сравнению с элементами природно­го окружения они более ровные. Такие объекты, как дороги, заборы, тропы и стены, представляют в пейзаже четкие линии, а естественные объекты, вроде рек и скальных образований, - не столь четкая их альтернатива. Направляющие линии можно использовать для привле­чения взгляда зрителя к точке фокуса; их же можно использовать самостоя­тельно, чтобы создать более загадоч­ную или графическую композицию.

Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации . Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству.
В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.

1. Фокусная точка
Каждая картина с мощной композиционной нагрузкой имеет доминантный объект, или фокусную точку, которая является центром всей картины. Все остальные элементы картины должны дополнять или обрамлять этот объект. Фокусной точкой может быть что угодно: от небоскреба вдали до бумажного стаканчика, стоящего на подоконнике и обозревающего весь город. Очень важно, чтобы фокусная точка вписывалась в картину. Существует немало способов выделения фокусной точки – «Правило одной трети» или «Правило золотого сечения» - но я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. для меня важнее – чувствовать картину, без каких-либо правил.

2. Размещение других объектов
Все другие объекты должны гармонировать с фокусной точкой и тем самым усиливать эффект всей композиции. Аккуратно расположенные элементы картины внесут свой вклад, добавив, в конечном счете, глубину, баланс и реалистичность. Обратите внимание на картине «Нимб» («Nimbus»), где изображен пейзаж, устремляющий взгляд зрителя вдаль; или на маленькие детали, например, автомобиль, возле причаленного корабля на картине «Прометей» («Prometheus»).

3. Единство объектов
Очень важно, чтобы все элементы картины смотрелись уместными, подчеркивая, что формы и структуры объектов, находящихся вдали, продиктованы внешними условиями между ними и зрителем; или, что все объекты и структуры правильно отражают свет и отбрасывают тени. При таком подходе, композиция будет в выигрыше. Вернемся к картине «Прометей» («Prometheus») - обратите внимание, как корабль отбрасывает тени на причал и окружающие его здания, заметно прибавляя реалистичности этому моменту.

4. Обрамление
В картинах со сложной композицией может пригодиться такой прием, как обрамление, который поможет направлять взгляд зрителя по картине и задержать его на ней. Этого можно добиться, просто добавив плавных линий, или четких силуэтов для проведения взгляда именно к тому месту, которое необходимо выделить, чаще это фокусная точка. Снова обратите внимание на картину «Прометей» («Prometheus») - т.к. на ней это очень отчетливо прослеживается - где я обрамил центр картины большим, выходящим вперед, причалом.

5. Избегайте касательных линий
Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

6. Температура цвета
Когда вы стоите перед выбором доминантных цветов для своей картины, всегда помните о том, что картина в итоге будет вызывать либо холодные, либо теплые ощущения, она не может быть и теплой и холодной одновременно (если только это не авторский прием). Конечно, вы можете использовать и теплые и холодные цвета в своей картине, но одни из них всегда должны быть доминантными, даже если совсем не намного (как, например, на картине «Подземелье» («Dungeon»)).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

7. Насыщенность белого
Градиент контраста – очень важный инструмент при создании интересной композиции. В идеале, вы должны достичь баланса между светлым, средним и темным тоном, используя хотя бы некоторые из них. Чтобы добиться хорошего баланса, попробуйте применить максимум одного из оттенков, немного другого и совсем чуть-чуть третьего, например, как на моей картине «Комната» (The Room») - я взял 60% темного, 25% среднего и 15% светлого тона.

8. Глубина
Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри.

9. Смыкание
В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Свет
После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Да будет свет!
Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка.

12. Тени
Тень может быть использована для выделения форм объекта, прикреплению их к рисунку и, при правильном использовании, для добавления дополнительного обрамления композиции (например, как на картине «Прометей» («Prometheus»), где верхняя часть причала отбрасывает тень на нижнюю часть – променад). Что важно, тень лучше проявляется при положении под прямыми лучами источника света.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

13. Дополнительные источники света
Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.

14. Атмосфера
Атмосферная глубина и окклюзия (поглощение света) – важные составляющие единой композиции на картине. Это может быть просторная зона, где прозрачный воздух между зрителем и горизонтом обретает цветовой и тональный контраст; или это может быть небольшая площадь, где свет проходит сквозь пыльный воздух, обретая легкий цвет (например, как на рисунке «Комната» (The Room»). Мощный луч света также может придать особую атмосферу картине, отражаясь и рассеиваясь вокруг.

15. Структура поверхности
Для композиционного баланса также очень важны продуманные и правильно выстроенные структуры различных поверхностей. Нужно четко понимать, что применение отражающей или блестящей поверхностей может привлечь внимание зрителя. В картине «Прометей» («Prometheus») я использовал много отражающих поверхностей, которые однозначно привлекут внимание зрителей, но также не будут слишком отвлекать от главного элемента картины – корабля, а будут только усиливать его эффект. Или же наоборот, использование тусклых и грязных текстур может вызвать совсем другие чувства у зрителей (например, как на картине «Комната» (The Room»)).

16. Направление взгляда
Привлечь внимание к картине можно и путем использования элементов, направляющих взгляд зрителя в центр или вокруг кадра. Этого можно добиться разными способами. Например, старые добрые заборы или дороги, идущие вдаль, или, как на картине «Нимб» («Nimbus»), огромное строение, рассекающее небо и ведущее взгляд из верхнего левого угла в самый центр. Фишка в том, что зритель будет вести взглядом по арке, пока не придет к конечной точке – самой главной части рисунка.

17. Задерживание взгляда
Если зритель обратил внимание на картину, важный здесь момент – задержать этот взгляд подольше. Вернемся к старой доброй технике с забором, ведущим вдаль слева направо. С правой стороны обязательно надо будет добавить что-нибудь, например, пару деревьев или может маленький домик, чтобы потом плавно вернуть взгляд зрителя на всю композицию. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus»). Обратите внимание, как взгляд идет по линии вниз и задерживается на городе, рассматривая скалы слева и сам город справа.

18. Драматичность
Масштабные и эпические изображения обычно, обычно либо драматичны, либо очень спокойны. Для придания драматичности изображению, можно поиграть с глубиной, масштабностью, скоростью движения элементов или их спокойствия. На картине «Нимб» («Nimbus») большая арочная конструкция возникает из-за спины зрителя, тонет в облаках и опускается на точку вдали, показывая тем самым, как она огромна в отношении сравнительно маленьких небоскребов в точке ее касания с землей.

19. Баланс
Добиться баланса в композиции – дело практики, особенно, если ваша фокусная точка - крупная и драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus») – здесь я сбалансировал картину использованием нескольких более низких зданий, снижающиеся вдаль скалы слева, и добавлением облаков, которые сглаживают восприятие картины. Вместе эти элементы позволяют добиться гармонии между огромной фокусной точкой и остальным окружением.

20. Относительный масштаб
Сложные композиции, изображающие разные формы и размеры, должны быть правильно построены, чтобы зритель видел и понимал масштаб элементов картины. В картине «Прометей» («Prometheus») я нарисовал несколько человек - некоторых ближе, некоторых дальше от корабля, чтобы показать огромные размеры этого корабля и причала. Вы можете создавать огромные масштабы, насколько позволяет вам ваша фантазия и границы полотна. С мелкими предметами так же – будь то стакан с карандашами, или телефон на краю стола – все должно служить тому, чтобы зритель понял размер стола.

Направление основных композиционных линий и линейная структура кадра

Третьей координатой, определяющей положение точки съемки в пространстве, является направление , с которого ведется съемка, - установка фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту в центральной позиции или смещение точки съемки от центра.

При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция . В таком кадре снимаемый объект по отношению к фотоаппарату занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только одной своей стороной. Например, так видны фасад здания зрителю, стоящему прямо против него, фигура человека, идущего по центру кадра в направлении на фотоаппарат. Главная ось изображаемых предметов при этом совпадает с центральной осью всей фотографической картины и с направлением оптической оси объектива.

Фото 22. Центральная точка съемки

При фронтальной композиции отсутствуют линии, направленные к боковым точкам схода. И если центральная точка съемки к тому же нормальна по высоте, то в ряде случаев на изображении теряется глубина пространства, не выявляется в достаточной мере и объемная форма. В результате мы встречаемся с так называемой плоскостной композицией , с рисунком на плоскости при утрате глубинной координации картины (фото 22). Правда, в данном случае пространство все же намечено в снимке, но не средствами линейной перспективы. Снимок становится в известной степени пространственным за счет тональных переходов: темная арка хорошо выделяется на светлом фоне фасада здания, и это определяет ее пространственное положение.

Фото 23. Верхняя центральная точка съемки

Мы не случайно оговорили, что речь идет о конкретном случае установки фотоаппарата в центральном положении, одновременно и на нормальной по высоте позиции. Потому что и центральная точка может дать эффект пространственного рисунка, если она в то же время является точкой верхней или нижней, т. е. если с центральной точки съемки видны линии, лежащие на горизонтальных поверхностях. Например, в кадре видны поверхность земли и рельсовые пути (фото 23). В интерьерном снимке нередко видны линии, очерчивающие его пространственные формы, - линии соединения стен и пола, стен и потолка, очертания отделочных деталей интерьера и пр. Эти линии направлены к центральной точке схода и энергично намечают на плоскости снимка пространство, объемные формы, рельефы снимаемого объекта.

Фронтальная композиция устойчива, спокойна, изображение нейтрально по отношению к материалу композиции. Как правило, композиционный прием здесь не выделяет в картине какой-то одной из ее частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит его с объектом в целом.

Фото 24. В. Карпов. «МГУ праздничным вечером»

Обычно при фронтальной композиции кадра возникает некоторая общая статичность изображения, появляются монументальность, спокойствие и строгость в трактовке темы. Поэтому такой прием (фото 24) редко применяется при съемке динамичных сюжетов.

Фронтальная композиция часто используется при съемках городского пейзажа или отдельных архитектурных сооружений и ансамблей, рассчитанных их автором на рассмотрение именно с центральной точки. Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями. Примером симметричной композиции кадра и служат фото 22 и 24.

Но, разумеется, фронтальная композиция может быть использована не только при съемках архитектурных сооружений, но и во многих других видах фотографии и съемки, там, где особенности этой композиции способствуют выразительному раскрытию темы, передаче характерных черт объекта сюжета съемки и дают интересный изобразительный результат.

При постепенном смещении точки съемки вправо или влево от ее центрального положения становится видимой вторая сторона снимаемых фигур и предметов, в кадре выступают грани, линии, очерчивающие объемные формы. Это естественно, усиливает эффект объемности, пространственности изображения, и весь композиционный рисунок кадра становится глубинным, пространственным , a не плоскостным , как это случается при фронтальной композиции.

При таких направлениях съемки в кадре возникают линии, устремляющиеся к боковым точкам схода и как бы уходящие в глубину кадра, что и сообщает ему пространственность. Эффект становится тем бо?льшим, чем дальше отнесена точка съемки в сторону от ее центрального места.

Фото 25. Линии, очерчивающие пространство интерьера, направляются к центральной точке схода

Фото 26. Использование боковой точки съемки

Теперь компоненты кадра иначе распределяются на картинной плоскости и по-разному воспринимаются зрителем; равнозначность частей композиции, характерная для симметричного рисунка кадра, теряется, и это дает возможность создания акцентов на тех фигурах и предметах, которые автор считает важными, значительными, помогающими восприятию смысла происходящего.

Весь композиционный рисунок снимка приобретает направленность, так как активная линейная структура кадра и четкие линии, уходящие от переднего плана в глубину, ведут за собой взгляд зрителя. В ряде случаев главный объект изображения размещается именно на сходе линий, и это также - один из приемов создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции.

Примерами кадров, полученных с центральной и боковой точек, могут служить фото 25 и 26. Заметно, что в обоих случаях пространство передано достаточно хорошо, архитектурные формы с их объемами, рельефами, деталями также рисуются убедительно; четко намечены линейные сходы, обозначающие глубинную координату объекта съемки, его третье измерение. Но все же изображение на фото 26 с точки зрения передачи пространства более энергично, а общая композиционная структура кадра активнее. Эти свойства боковых точек следует учитывать и использовать при съемке более сложных сюжетов - при фоторепортажах, в жанровой фотографии и пр. Их нередко используют при съемке городского пейзажа: удачно, например, применена боковая точка при съемке фото 4.

Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к образованию так называемой диагональной композиции кадра. Диагональная композиция, как правило, приобретает сугубо подчеркнутую направленность; главные линии, образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Уже вследствие этого подобные композиции применяются при съемке сюжетов, наполненных движением, где особенно важен эффект динамичности. Такие композиции нередко лежат в основе изобразительного решения спортивных снимков, основные признаки которых хорошо показаны на фото 27. Спортсмен как бы скользит по достаточно четко обозначенной наклонной линии, близкой к диагонали прямоугольника кадра, что подчеркивает направление и скорость движения. Эффекту динамичности здесь также способствуют нерезкость, смазанность фона.

Фото 27. Диагональная композиция. Динамический спортивный сюжет

Фото 28. Диагональная композиционная линия образована парапетом набережной

В другом примере (фото 28) движения как такового нет. Но диагональ, четко вычерченная парапетом набережной, становится ведущей композиционной линией, которая несет на себе основу динамического построения. И если в кадре есть движущийся объект, то направление его движения обычно согласуется с этим направлением: объект, как правило, движется вдоль четкой наклонной линии, что усиливает эффект динамичности.

Разнообразные композиции, занимающие как бы промежуточное положение между центральной и диагональной композициями, наиболее распространены в практике фотографии. Боковые точки съемки, обусловливающие этот композиционный рисунок, обеспечивают передачу объемов и пространств, создание эффекта движения, активный линейный рисунок кадра и выразительную линейную структуру снимка. Такие фотографические картины правдивы, динамичны, выразительны и как бы вводят самого зрителя в происходящее действие. И тогда возникает так называемый «эффект присутствия », усиливается контакт между зрителем и автором произведения.

Из книги Встроенная мебель автора Борисов Кирилл

Структура древесины Работая с деревом, нужно также уметь распиливать бруски так, чтобы подчеркнуть его текстуру. Каким образом это сделать, можно понять, распилив брусок в трех направлениях: под углом 45°, вдоль волокон и поперек них.Так, в первом случае получится

Из книги Мой первый видеофильм от А до Я автора Гамалей Владимир

Вытеснение кадра Различают динамическое вытеснение, когда одно изображение вытесняется другим, и шторное вытеснение, когда одно изображение вытесняется непрозрачной шторкой, а другое изображение сдвигает эту шторку в том же направлении.Функцией динамического

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

7. Направление ветра относительно шлюпки Обычно направление ветра определяется по компасу, но независимо от этого различают направление ветра относительно курса шлюпки. При определении направления ветра необходимо помнить, что ветер «дует в компас», т. е. отсчет его

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОРАБЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И СОВЕТСКОГО

Из книги Волшебная изонить автора Ивановская Т. В.

Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия Павловна

Прошивание прямых линий Прямая - это простейшая геометрическая фигура. Однако в изонити и ее надо уметь прошить правильно. Прямые линии обычное не прокладываются одним большим стежком. Это допустимо лишь в том случае, если вы в дальнейшем закроете картину стеклом или

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Линейная перспектива Создавая картины жизни, раскрывая сущность явлений и сложный внутренний мир человека, художник изображает окружающую нас действительность, и она предстает перед зрителем во всей ее достоверности. Для того чтобы передать свои мысли, наблюдения,

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

Задания 7, 8 Линейная перспектива фотоизображения Снимите выбранный объект: городской пейзаж (зад. 7) или архитектурное сооружение (зад. 8):A. С различных расстояний от переднего плана.Б. Под различными углами, начиная с фронтальной композиции и кончая композицией

Из книги Современный квартирный сантехник автора Бейкер Гленн И.

Глава 5 Создание основных видов витражей В этой главе речь пойдет об изготовлении витражей по некоторым распространенным технологиям, причем стадия резки стекла затрагиваться не будет, поскольку была

Из книги Кладка печей своими руками автора Шепелев Александр Михайлович

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Расположение основных магистралей Перед тем как вы начнете прокладку новых труб, вам следует определить место расположения трех основных магистралей для холодной и горячей воды, а также для сточных вод. Возможно, вы не будете подключаться к этим магистралям до тех пор,

Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич

Кладка основных частей печи, борьба с конденсатом Бытовые печи имеют различное устройство, но у всех есть общие основные части: топка, дымообороты (дымоходы) и полости внутри печи, по которым выходят в атмосферу продукты сгорания; отопительная часть с теплоотдающей

Из книги Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Практическое пособие автора Костенко Евгений Максимович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5 КОНСТРУКЦИИ ОСНОВНЫХ СТОЛЯРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1. Виды, назначение и способы изготовления опалубки и инвентарных лесов При строительстве зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона применяют опалубку. Опалубка представляет собой формы, в

15 правил для начинающих

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни держал в руках фототехнику. Пленочный фотоаппарат, цифровую "мыльницу", зеркальную фотокамеру, ну или, на крайняк, сотовый телефон со встроенной фотосистемой. И у каждого из нас свое видение и понимание того, как нужно производить фотоснимки. Многим достаточно алгоритма "увидел (неважно что), навёл камеру (все равно как), сфокусировался (в камере что-то пикнуло/пукнуло) и дожал спуск (оба-на, фотка прикольная)". Намного меньшее количество людей задумывается над прочими элементами управления камерой, кроме спусковой кнопки и автоматических режимов съемки, и для чего все это, собственно, предназначено. И уж совсем небольшой контингент снимающих фото постоянно не удовлетворены результатом, потом они пытаются найти информацию, читать, выяснять, анализировать, пробовать снимать, учиться обрабатывать снимки... и только после многих-многих попыток и экспериментов, начинают наслаждаться тем, что у них получается. И их снимки при этом разительно отличаются от того безобразия, что получалось у них на начальном этапе познания фотографической технологии.

Статья эта предназначена второй группе из перечисленных, ибо первая группа "неизлечимо счастлива" и без наших советов, а третья - молодцы, они уже сами всего добились, либо читают более профессиональную, грамотную литературу, нежели этот блог. Тем не менее, второй группе тоже нужна первая помощь, советы, изложенные максимально упрощенно, которые не оттолкнут любопытных пользователей фототехники, а, наоборот, направят их на путь истинный, и далее у них будет замечательный шанс перейти в третью категорию пытливых любителей фотодела.

Итак, тема сегодняшнего поста - основы композиции в фотографии . Что же такое - композиция? Обратимся для начала к нашей, всеми часто читаемой, Википедии;)

Композиция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — одна из основных категорий художественного творчества. В отличие от рисунка, цвета, линии, объема, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой. Такая целостность в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне имеет иррациональную природу, достигается художником интуитивно, она оригинальна и неповторима. Иными словами, единственное, уникальное сочетание элементов и составляет суть композиционной целостности. Эта специфическая целостность основана на следующих принципах:новизны, ясности, целостности, развития.

Более простым языком можно сказать, что композиция, если она присутствует в кадре, отличает грамотно построенный, художественно выверенный кадр от бездумного щелканья затвором и тоннами выкидываемого потом в "Корзину" джпегнутового непотребья.

Тем не менее, хоть архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435-1436) и сказал, что Композиция—это сочинение, выдумывание, изобретение, как акт свободной художнической воли . Но подобного рода свободное творчество недоступно большинству приобщающихся к фотоделу людей, им нужен алгоритм, последовательность действий на начальном этапе, некие правила, которые позволяют собирать в кадре осмысленную картинку. Поэтому мы сегодня рассмотрим основы композиции в виде последовательного изучения основных и наиболее простых правил, которые, на самом деле, может применить на практике любой здравомыслящий человек.

Основным правилом композиции принято считать Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление). Золотое сечение это соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b, обычно обозначается прописной греческой буквой Φ, в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия, реже — греческой буквой τ. Упрощенной моделью золотого сечения является Правило третей .

Правило № 1 . Правило третей — это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Правило третей применяется в рисовании, фотографии и дизайне.
При определении зрительных центров, кадр, как правило, делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). Последний вариант дает деление кадра на три равные части (трети) вдоль каждой из сторон.
Несмотря на заметное отличие положения центров внимания, полученных по правилу третей, от золотого сечения, технологическая простота и наглядность сделали эту схему композиции более популярной.
Сетка, построенная по правилу третей, используется в видоискателях некоторых фотоаппаратов для облегчения компоновки кадра.

Правило утверждает, что изображение должно рассматриваться разделенным на девять равновеликих частей с помощью двух равноудаленных параллельных горизонтальных и двух параллельных вертикальных линий. Важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий, или на их пересечении - в так называемых точках силы. Сторонники этого принципа утверждают, что выравнивание важных частей за этими точками и линиями создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предмета съемки в центре кадра.

Правильный выбор точки или линии, на которой располагается основной объект съемки, позволяет увеличить выразительность снимка. При прочих равных условиях имеет место следующее: если на снимке присутствует только один объект, его желательно расположить с левой стороны кадра. Рекомендация основана на выработанной чтением привычке просматривать образы слева направо (аналогично для читающих справа налево).

На данном снимке самая выразительная часть композиции - глаза змеи, они расположены на пересечении двух линий третей, горизонтальной верхней и вертикальной правой.

Если на снимке присутствуют несколько объектов, доминирующий объект должен быть размещен в правой нижней точке. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом. Рекомендация основана на усилении восприятия последней полученной информации. Правило третей является одним из наиболее простых правил композиции, но существуют и другие правила композиции. Так, известный советский и российский фотограф Александр Лапин считал: «так называемое правило третей придумано для начинающих, которые просто не знают, как скомпоновать кадр».

Правило № 2 . Диагональный метод (метод диагоналей) — одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Голландский фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно натолкнулся на этот метод, когда он визуально экспериментировал с целью исследовать, почему правило третей так неточно. После изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр он обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали квадрата.

Кадр — прямоугольник в соотношении 4:3 или 3:2. Смотрящий обращает больше внимания на детали, расположенные на четырёх биссектрисах проходящих через углы кадра. Детали изображений, на которые обращается большее внимание, находятся часто, с точностью до миллиметра, на одной или нескольких диагональных линиях, лежащих под углом 45° и проходящих через углы кадра. В противоположность другим правилам композиции, таким, как правило третей и золотое сечение, диагональный метод не придает большого значения тому, в каких местах линии пересекаются и акцентирует внимание на произвольной позиции, лежащей по диагонали. Пока эти детали лежат на диагональных линиях, проходящих через углы кадра, они привлекают внимание. Однако диагональный метод требует, чтобы эти детали изображения лежали точно по диагонали, с максимальным отклонением в 1 мм на формате А4. В отличие от других правил композиции, метод не используется для того, чтобы улучшить саму композицию.

Едвин Уэстхофф (Edwin Westhoff) обнаружил, что если начертить линии на изображении под углом в 45°, то можно увидеть, какие детали художник хотел выделить. Исследования показали, например, что важнейшие детали картин и гравюр Рембрандта ван-Рейна лежат именно по диагоналям: глаза, руки, предметы домашнего обихода.

Диагональный метод применяется только для изображений, в которых надо подчеркнуть или выделить определенные детали: например, портрет, где определенные части тела заслуживают большего внимания, либо рекламное фото товара. На некоторых фотографиях ландшафтов есть немаловажные детали, такие как люди, отдельно стоящие деревья или здание, которые могут лежать на диагоналях, но обычно на фотографиях ландшафтов и зданий надо видеть общую картину, где часто другие линии определяют построение картины, например горизонт.
Несколько примеров фотографий, выполненных в диагональном методе: http://www.diagonalmethod.info/

Правило № 3 . Симметрия . Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Это очень сильный инструмент для построения композиции. Кадры с зеркальным отражением — еще одна возможность использовать симметрию.

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции как будто является зеркальным отображением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Правило № 4 . Расфокусировка . Использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии двухмерны по своей природе, а этот прием позволяет добиться трехмерного эффекта. Подобного эффекта можно добиться и обесцвечиванием фона, но это уже программные методы пост-обработки.

Правило № 5 . Фрейминг . Рамка внутри кадра (или "кадр к кадре") является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Необходимо обращать внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. "Рамка" не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным. Это еще один способ изображения глубины и перспективы, придания кадру ощущения трехмерности.

Правило № 6 . Линии . Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом, линия ведет взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на основном объекте съемки. Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми. Изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью.

На этом кадре габаритные линии моста и воображаемые линии фонарного освещения по обе стороны от центра кадра «ведут» нас к главному объекту съемки - Храму. В данной композиции также применен метод симметрии.

Правило № 7 . Геометрия: треугольники и диагонали . Треугольники и диагонали добавляют "динамическое напряжение" в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

Правило № 8 . Закономерности и текстуры . Закономерности в фотографии - это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Вокруг нас очень много закономерностей, особенно в городском ландшафте. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём.

Правило № 9 . Правило нечетных объектов . Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается, как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях.

Правило № 10 . Заполнение кадра . Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции, без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния.

Правило № 11 . Изменение высоты точки съемки . Ракурс - основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: при этом форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.
Такие точки съемки называются нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Большинство фотографий в мире делается с "нормальной" точки съемки. Но, нередко для реализации творческого замысла помогает использование верхних и нижних точек съемки.

Правило № 12 . Больше свободного пространства в кадре , либо простые фоны. Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь. Часто делают снимки с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Можно также создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

Правило № 13 . Направление и пространство . В кадре нужно оставлять пространство для воображаемого движения движущихся в кадре объектов. Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Если воображаемая линия взгляда субъекта довольно быстро выпадает из кадра - это кажется странным, кадр становится недосказанным. Грубо говоря, если человек на кадре расположен слева, то смотреть он должен либо в объектив, либо на право, но не на лево.

На фото слева теплоход плывет слева на право, и в кадре оставлено место для его воображаемого движения, справа от теплохода.

Правило № 14 . Баланс . Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.
Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалансу, если оставить своего рода "пустоты" в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, можно сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Правило № 15 . Дополнение/контраст . Подобие или противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Этот прием означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.

На этой фотографии на заднем плане увеселительное заведение «Мулен Руж» в Париже, на переднем плане извивающиеся в потоке воздуха разноцветные ленты, которые дополняют друг друга со зданием знаменитого французского кабаре, усиливая атмосферу праздника на снимке.

Все фотографии - photomatika

В случае использования данной записи активная ссылка на нее обязательна .