Тестовые задания для олимпиады по сольфеджио

Методическая разработка

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио» для обучающихся 1 класса школы искусств

Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся первого класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлекающимися предметом «Сольфеджио» учащимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от семи до девяти лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися первого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал и канцелярские принадлежности: тесты теоретической викторины для первого класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, по одному простому и цветному карандашу на каждого участника, ластики.
Викторина составлена для учащихся, полностью освоивших материал первого класса школы искусств.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и закрасить их цветным карандашом. Варианты оформления задания: отметить галкой правильный ответ, обвести кружком букву с правильным ответом.
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого учащегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины.

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио», 1 класс

Вопросы

а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней

а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму

а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя

а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля

а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто

а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка

а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие

а) одной четверти и двух восьмых

в) трёх четвертей
г) пяти восьмых

а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте

а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре

г) нижнем регистре

а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре

а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята

а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти

а) 1
б) 7
в) 4
г) 6

а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму

а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до

а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор

а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз

а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана


а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до


б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре

26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо



в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре

28. Бекар

б) повышает звук ми-бемоль на полтона


29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона




а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Ответы
1. Длительность, равная двум восьмым, называется:
а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней
3. Ноты скрипичного ключа записываются в:
а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму
5. Между второй и третьей линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя
6. Неустойчивые ступени в До-мажоре:
а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля
7. Штрих нон легато обозначает
а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто
8. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка
9. В последовательности звуков гаммы Фа мажор - фа-ля-до-фа - пропущены:
а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие
10. Половинная нота состоит из:
а) одной четверти и двух восьмых
б) двух четвертей и одной восьмой
в) трёх четвертей
г) пяти восьмых
11. Размер две четверти указывает, что в такте
а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте
13. Ноты басового ключа записываются в:
а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре
в) среднем и высоком регистре
г) нижнем регистре
14. Ре, фа-диез, ля - устойчивые ступени в:
а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре
15. На четвёртой линейке в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята
16. Половинная, четверть, восьмая и две шестнадцатых помещаются в такте с размером
а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти
17. Секста обозначается цифрой:
а) 1
б) 7
в) 4
г) 6
18. Четыре шестнадцатых и две восьмых составляют в целом
а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму
20. Вводными звуками вокруг третьей ступени в гамме Соль мажор являются звуки:
а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до
21. До, фа, ля являются звуками тонического трезвучия в гамме:
а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор
22. Между второй и третьей линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз
23. В слове «чудо» «спряталась» нота, расположенная в скрипичном ключе
а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана
г) между второй и третьей линейками нотного стана
24. Если повысить на полутон звук си, получится
а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до
25. Вводные звуки соль и си опевают
а) первую ступень в Соль мажоре
б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре
г) третью ступень в Соль мажоре
26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо
27. Выберите правильное написание гаммы Ре мажор:
а) Ре-ми-#фа-cоль-ля-си-до-ре
б) Ре-ми-фа-соль-ля-си-#до-ре
в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре
г) Ре-ми-#фа-#соль-ля-си-#до-ре
28. Бекар
а) понижает звук ми-бемоль на полтона
б) повышает звук ми-бемоль на полтона
в) понижает звук ми-бемоль на тон
г) повышает звук ми-бемоль на тон
29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона
б) повышает звук до-диез на полтона
в) понижает звук до-диез на тон
г) повышает звук до-диез на тон
30. Пятую ступень в Фа мажоре опевают звуки
а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся первого класса музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года во втором классе. Важно предварительно обговорить с учащимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем.

Приложение.
1.Таблица тестовых заданий теоретической викторины для первого класса школы искусств (по количеству участников викторины)

МБУ ДО «Детская музыкальная школа с. Тастуба»

муниципального района Дуванский район

Республики Башкортостан

Методическая разработка

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио»

для обучающихся 4-5 класса

музыкальной школы

Скороходова Анастасия Евгеньевна

2017г.

Методическая разработка

Олимпиада по предмету «Сольфеджио» в 4-5 классе музыкальной школы

Описание. Предлагаю олимпиаду по предмету «Сольфеджио» для обучающихся четвёртого и пятого класса музыкальной школы. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДМИ, заинтересованным родителям и увлекающимся предметом «Сольфеджио» обучающимся. Так же материал олимпиады можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от десяти до четырнадцати лет.

Цель: проверка усвоения знаний обучающимися четвёртого и пятого класса по предмету «Сольфеджио» детской музыкальной школы.

Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.

Дидактический материал: тесты теоретической викторины для четвёртого и пятого класса ДМШ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, простые карандаши, ластики.

Викторина составлена для обучающихся, полностью освоивших материал третьего класса ДМШ.

Ход мероприятия

Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.

Требования 1. Написать вверху бланка олимпиады свои фамилию, имя, класс. 2. Выбрать правильный ответ в каждом задании и отметить галкой (подчеркнуть правильный ответ).

Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого обучающегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической олимпиады (дипломы I, II, III степени, дипломы участников).

Олимпиада по предмету «Сольфеджио», 4-5 класс

Вопросы:


1. 5 тонов: а) в м.7 б) в б.7 в) в ч.5 2. К диссонансам относится: а) ч.4 б) м.3 в) ув.4 3. Знаки альтерации перед звуками: а) ключевые б) случайные в) дубль-диезы 4. Трезвучие на IV ступени лад: а) тоническое б) субдоминантовое в) доминантовое 5. В Ми мажоре б.7 строится: а) на I и VI ступенях б) на I и IV ступенях в) на III и VI ступенях 6. Ув.4 в Ля мажоре натуральном состоит из звуков:
а) си - ми б) соль# - до# в) ре - соль# 7. Ум.5 в фа# миноре гармоническом состоит из звуков: а) ми# - си б) соль# - ре в) ля - ми 8. Минор с двумя бемолями: а) ре минор б) соль минор
в) до минор 9. Фа мажор по латински: а) D - dur б) A - dur в) F - dur 10.Знак понижения звука на тон: а) Дубль-диез б) Дубль-бемоль в) Бекар

11. Вид минора с повышенной VII ступенью: а) Мелодический б) Гармонический в) Натуральный 12. В фа# миноре мелодическом звуки записываются в следующем порядке: а) фа# - соль# - ля - си - до# - ре - ми - фа# б) фа# - соль# - ля - си - до# - ре - ми# - фа# в 13. Найди тональность, параллельную фа минору:
а) Фа мажор б) Ре мажор в) Ля-бемоль мажор 14. Неустойчивые ступени в фа# миноре - это:
а) фа#, ля, до# б) ми, соль, си, ре в) ми, соль#, си, ре 15. Звуки ре# и фа# опевают I ступень: а) в Ми-бемоль мажоре б) в ми миноре натуральном в) в Ми мажоре 16. Интервал из шести ступеней: а) секста б) септима
в) секстаккорд

17. Сколько сильных долей в размере 3/4?: а) одна б) две в) ни одной 18. Тоническое трезвучие (Т5/3) в ре миноре состоит из звуков: а) до# - ми - соль# б) ре-фа-ля в) ре-фа#-ля 19. Cубдоминантовое трезвучие (S5/3) в Ми мажоре состоит из звуков: а) ля - до - ми б) ля# - до# - ми в) ля - до# - ми
20. Доминантовое трезвучие в си миноре состоит из звуков : а) ля - до - фа# б) фа# - ля - до# в) ля - до# - фа#

Ответы:

1. а) в м.7 2. в) ув.4 3. а) ключевые 4. б) субдоминантовое 5. б) на I и IV ступенях 6. в) ре - соль# 7. а) ми# - си 8. б) соль минор
9. в) F - dur 10. б) Дубль-бемоль 11. б) Гармонический 12. в ) фа# - соль# - ля - си - до# - ре# - ми# - фа# 13. в) Ля-бемоль мажор 14. в) ми, соль#, си, ре 15. в) в Ми мажоре 16. а) секста

17. а) одна 18. б) ре-фа-ля 19. в) фа# - до# - ми
20. б) фа# - ля - до#

Заключение. Теоретическую олимпиаду можно провести среди обучающихся четвёртых и пятых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года среди пятых классов. Так как материал собран за три года обучения предмета «Сольфеджио». Важно предварительно обговорить с обучающимися планируемые задания теста, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если обучающимся какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем. Тест, проведённый в пятом классе музыкальной школы в начале учебного года, даст преподавателю возможность проверить качество знаний обучающихся с целью выявления пробелов в знаниях и скорректировать индивидуальные задания в новом учебном году. Приложение. 1.Карточка с фортепианной клавиатурой (по количеству участников викторины). 2.Карточка с нотоносцами (по количеству участников викторины).

0 Олимпиада по сольфеджио "Музыкальный эрудит" для переводных классов

Республика Казахстан,Северо-Казахстанская область,г.Петропавловск
Школа искусств "Жас дарын"

Преподаватель сольфеджио
Желецкая Н.В.

Сольфеджио в школе искусств является одной из дисциплин, способст­вующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса и самое главное: составляет основу профессионального обучения юного музыканта, дающую необходимые теоретические знания.

В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда их можно заменять олимпиадами или викторинами.

Мне кажется, олимпиады ни в коем случае не должны напоминать экзамен по сольфеджио. Конечно, они должны выявить творческий потенциал и степень подготовки участников, но сделать это с помощью каких-то необычных, интересных, нестереотипных заданий: звуковые кроссворды, проверку умения работать с незнакомым нотным текстом, знание терминологии, увлекательные тесты и занимательные кроссворды. Задания достаточно трудные, но нестереотипные, порой требуют от участников не только знаний, но и находчивости. Подготовка к олимпиаде очень способствует повышению интереса и к сольфеджио.

Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во всей своей полноте. На коллективной олимпиаде и робкий ребенок, чувствуя себя частичкой коллектива, раскроется по-новому, преподнеся педагогу немало сюрпризов.

Вариантов олимпиад - множество. Это зависит от фантазии и желания педагога. Коллективные олимпиады, викторины помогут ребенку перейти от игры к учебе, сформируют потребность в получении знаний, помогут усваивать знания путем активного восприятия.

Олимпиада должна быть не скучной "обязаловкой", а настоящим творческим конкурсом увлеченных детей!

Олимпиады по сольфеджио прочно вошли в практику нашей школы как интересная и продуктивная форма творческого соревнования, позволяющая повысить их интерес к предмету сольфеджио, проверить уровень знаний учащихся, а также выявить наиболее способных, для подготовки к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю.

В этой связи целью мероприятия является:

выявление комплекса музыкальности ребёнка, его личностных характеристик, которые обеспечивают более глубокое постижение предмета сольфеджио и музыкального искусства в целом.

Из нее вытекают следующие задачи :

  • развивать музыкальное мышление;
  • воспитывать интерес к музыке и предмету сольфеджио;
  • проверить уровень знаний.

Предлагаю вашему вниманию разработку олимпиады по сольфеджио «Музыкальный эрудит» для переводных классов .

I вариант

3 задание: Зачеркните лишние доли.

4 задание: Решите музыкальные примеры.

5 задание

6 задание: Постройте интервалы в Ми b мажоре.

7 задание: Построить последовательность аккордов в Ля b мажоре.

8 задание:

II вариант

1 задание: Определите размер и тональность………………

4 задание: Зачеркните лишние доли.

5 задание : Проверьте интервалы, если нужно поставьте знаки альтерации.

6 задание: Постройте интервалы в Ля мажоре.

7 задание: Построить последовательность аккордов в фа миноре.

8 задание: Определите тональность, форму и каденции.

Олимпиада "Мы любим оперу" является смотром достижений учащихся и преподавателей музыкально - теоретических дисциплин Детских музыкальных школ г. Казани.

Цели и задачи олимпиады:

  • расширение кругозора учащихся, приобщение к отечественному и мировому культурному наследию
  • повышение качества подготовки учащихся музыкальных отделений по сольфеджио и музыкальной литературе, выявление одаренных детей с целью их дальнейшей профориентации;
  • расширение творческих контактов между учреждениями дополнительного образования города, развитие форм творческого сотрудничества
  • определение уровня знаний, умений и навыков учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ по сольфеджио и музыкальной литературе;
  • стимулирование профессионального роста преподавателей ДМШ и ДШИ
  • обмен передовым педагогическим опытом.

Олимпиада проводится в два тура:

  • I тур - письменный, индивидуальный зачёт.
  • II тур - устный, проводится в виде командной игры

I тур - письменный, индивидуальный зачет

Диктант. Г. Доницетти. Хор из оперы "Лючия де Ламмермур"

Слуховая викторина

I. Укажите, в каком порядке звучат данные произведения

  1. Ж.Бизе. Хабанера (опера "Кармен")
  2. С. Прокофьев. Марш (опера "Любовь к трем апельсинам")
  3. Рыбников. Романс "Я тебя никогда не забуду"(опера "Юнона и Авось")
  4. В. Моцарт. Увертюра (опера "Свадьба Фигаро")
  5. М.Глинка. Вальс из II акта (опера "Иван Сусанин")
  6. А. Бородин. Плач Ярославны (опера "Князь Игорь")
  7. Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля (опера "Снегурочка")
  8. П.Чайковский. Вальс (опера "Евгений Онегин")
  9. М.Глинка. Свадебный хор девушек (опера "Иван Сусанин")
  10. М. Мусоргский. Монолог Бориса из Пролога (опера "Борис Годунов")
  11. А. Бородин. Ария Игоря (опера "Князь Игорь")
  12. Н. Жиганов. Ария Джика (опера "Алтынч?ч")
  13. П.Чайковский. Хор девушек (опера "Евгений Онегин")
  14. Ж.Бизе. Марш Тореадора (опера "Кармен")
  15. М.Глинка. Романс Антониды (опера "Иван Сусанин")

Для викторины отбирается 10 номеров.

Определить на слух тембр солирующего инструмента из музыкального фрагмента. Для определения предлагается 4 фрагмента.

Определение по нотному тексту заданных элементов музыкального языка: лада, тональности, интервалов, аккордов:

А. Выпишите из вокальной партии музыкального фрагмента характерные интервалы и разрешите в данной тональности.

С. Рахманинов. Скупой рыцарь

Б.Определите и запишите тональный план в данном музыкальном фрагменте

В.Определитетональность и подпишите ладовые функции аккордов в данном музыкальном фрагмент

П.И. Чайковский. Пиковая дама


Г. .Найдите в приведённом фрагменте некоторые из аккордов , обозначенных ниже, и проставьте соответствующие им номера:

М. маж. 4 3 (D 4 3), М. маж 7 (D 7), Ум.ум 7 (УмVII 7), М. маж 2 (D 2), М. ум 7 (МVII 7)

Д. Тестовое задание по оперному жанру

I. Подбери пару герою:

1. Лель 1. Тугзак
2. Варлаам 2. Ерошка
3. Антонида 3. Купава
4. Гремин 4. Собинин
5. Скула 5. Татьяна
6. Князь Владимир 6. Мизгирь
7. Снегурочка 7. Кончаковна
8. Джик 8. Мисаил
ОТВЕТЫ
1 3
2 8
3 4
4 5
5 2
6 7
7 6
8 1

III. Определи жанры опер:

1. "Снегурочка" 1. Опера - легенда
2. "Князь Игорь" 2. Народная музыкальная драма
3. "Иван Сусанин" 3. Опера - буффа
4. "Борис Годунов" 4. Историко-эпическая опера
5. "Свадьба Фигаро" 5. Лирические сцены
6. "Алтынчеч" 6. Опера - сказка
7. "Евгений Онегин"
ОТВЕТЫ
1 6
2 4
3 2
4 2
5 3
6 1
7 5

IV. Музыкальная партия написанная для баса:

VI. Кому принадлежат слова: "Приди, мой милый друг, в мои объятья"

1. Ярославна
2. Снегурочка
3. Сюзанна
4. Антонида
5. Татьяна
ОТВЕТЫ
1
2
3 +
4
5

II тур - устный, командная игра

Блиц - турнир. Трём командам предлагается ответить на 10 вопросов на знание оперного жанра. Вопросы с блиц - турниру публикуются в Приложении 1 .

Исполнение музыкального номера из оперы всей командой с аккомпанементом. Командам предлагаются музыкальные фрагменты:

  • Ж. Бизе. Опера "Кармен". Хабанера,
  • Н. Римский- Корсаков. Опера "Снегурочка". Третья песня Леля.
  • П. Чайковский. Опера "Пиковая дама". Хор нянюшек из 1 картины.

Творческое задание "Если бы я сочинял оперу, то:" (придумать на известное литературное произведение или сказку сюжет оперы, главных героев, их голоса, характеры, инструменты). Предлагаются сюжеты сказок "Репка", "Колобок", "Три поросёнка"

По предложенному видеофрагменту определить оперное произведение, автора, место действия и участников эпизода.

Найти в тексте письма ошибки и неточности. Тексты писем от сказочных героев представлены в Приложении 2 .

Путешествие по странам и оперным театрам. Участники олимпиады совершают виртуальное путешествие по оперным театрам мира. Используются средства мультимедиа (экран с видеопроектором или интерактивная доска). По ходу экскурсии участникам предлагается ответить на 3 вопроса. Презентация к путешествиям команд представлена в Приложении 3

Путешествие I команды (слайд 1)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Италию, где в городе Милан расположен крупнейший оперный театр. (слайд 2) Сейчас мы находимся как раз возле входа в этот театр. Назовите его?

Мы заходим внутрь театра Ла Скала. В вестибюле театра висят портреты знаменитых оперных исполнителей (слайд 3): Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти. Всех этих знаменитых певцов объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одного из них (слайд 4). Назовите тембр голоса?

У нас есть уникальная возможность даже войти в зрительный зал, увидеть сцену, (слайд 5) на которой были поставлены оперы знаменитых композиторов: Верди, Россини, Моцарта (слайд 6). Опера на какой сюжет объединяет двух композиторов: Моцарта и Россини?

Путешествие II команды (слайд 7)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Россию, в Москву, где находится главный театр нашей страны (слайд 8). Назовите его?

Мы заходим внутрь Большого театра. В вестибюле театра висят портреты знаменитых оперных исполнителей (слайд 9): Галина Вишневская, Анна Нетребко, Антонина Нежданова. Всех этих знаменитых певиц объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одной из них (слайд 10). Назовите тембр голоса?

У нас есть уникальная возможность даже войти в зрительный зал, увидеть сцену, (слайд 11) на которой были поставлены оперы знаменитых русских композиторов: Глинки, Бородина, Мусоргского и других. Многие из них обращались к теме русской истории. Расставьте оперы (слайд 12) "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Иван Сусанин" по хронологии событий, происходящих в них.

Путешествие III команды (слайд 13)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Татарстан, в город Казань, в главный театр нашей республики (слайд 14). Назовите его?

Мы заходим внутрь Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Давайте посмотрим портреты знаменитых певцов (слайд 15): Осипа Петрова, Евгения Нестеренко и Федора Шаляпина, родившегося в Казани. Всех этих певцов объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одного из них (слайд 16). Назовите тембр голоса?

Наверняка, вы не раз бывали в нашем театре (слайд 17). На сцене театра ставились оперы татарских композиторов, среди которых мы должны назвать и имя Н. Г. Жиганова. Вы видите портреты Жиганова и Джалиля (слайд 18). Что объединяет жизнь и творчество этих людей?

Подводятся итоги олимпиады. По количеству набранных баллов определяются победители первого тура (индивидуальный зачет) и команда - победитель во втором туре. Участники награждаются дипломами, грамотами и призами.

Методическая разработка

Викторина по предмету «Сольфеджио» во 2 классе школы искусств

Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся второго класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлечённым учащимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от восьми до десяти лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися второго класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; повторить и закрепить правила по теории музыки; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал: тесты теоретической викторины для второго класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, по одному простому и цветному карандашу на каждого участника, ластики.
Викторина составлена для учащихся, полностью освоивших материал второго года обучения ДШИ.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и закрасить их цветным карандашом. Варианты оформления задания: отметить галкой правильный ответ, обвести кружком букву с правильным ответом.
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого учащегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины.

Викторина по предмету «Сольфеджио», 2 класс

Вопросы

а) большая секста
б) малая секста
в) чистая октава
г) чистая квинта
2. Тритон - это:
а) увеличенная квинта
б) уменьшённая кварта
в) уменьшённая септима
г) увеличенная кварта

а) ре и ми-бемоль
б) ля и си-бемоль
в) ре и ми-бемоль, ля и си-бемоль
г) ля и си-бемоль, фа и соль
4. Бемоль
а) понижает звук на тон
б) повышает звук на полутон
в) понижает звук на секунду
г) понижает звук на полутон

а) Эрмитаж
б) рондо
в) персик
г) фрегат

а) ми, соль, си
б) ре, фа-диез, ля, до
в) ре-диез, фа, ля. до
г) ре-диез, фа-диез, ля, до

а) andante
б) adagio
в) legato
г) piano

а) до и ре, фа и соль
б) до-диез и ре, фа и соль
в) до-диез и ре, фа-диез и соль
г) до и ре, фа-диез и соль
9. В ре миноре гармоническом
а) повышается звук до (до-диез)


г) звуки не изменяются

а) уменьшённая квинта
б) увеличенная кварта
в) чистая кварта
г) чистая квинта

а) грейфрут
б) шлягер
в) капилляр
г) антресоль

а) ля, до, ми, соль
б) ля, до-диез, ми, соль
в) ля-диез, до-диез, ми, соль
г) ля-диез, до, ми, соль

а) Соль мажор
б) До мажор
в) Си-бемоль мажор
г) си минор
14. Диез
а) повышает звук на тон
б) повышает звук на секунду
в) повышает звук на полутон
г) понижает звук на полутон



в) повышаются звуки до и ре (до-диез, ре-диез)
г) звуки не повышаются

а) гречиха
б) рассольник
в) фантазия
г) анатомия

а) до, ми, соль, си
б) до-диез, ми, соль, си
в) до-диез, ми, соль, си-бемоль
г) до, ми, соль, си-бемоль

а) си-до
б) си-до-бекар
в) си-си-диез
г) си-си-бемоль

а) до-ми-соль
б) ля-до-диез-ми
в) си-ре-диез-фа-диез
г) до-ми-бемоль-соль
20. В чистой октаве
а) 12 тонов
б) 11 тонов
в) 12 полутонов
г) 11 полутонов

а) жребий
б) водоём
в) витамин
г) сафари

а) соль, си, ре


г) соль, си-бемоль, ре

а) До мажор
б) Фа мажор
в) Соль мажор
г) соль минор

а) ми-диез-фа
б) ми-диез-фа-диез
в) ми-фа
г) ми-бемоль-фа-диез

а) соль и си
б) ре и фа
в) си и ре
г) соль-диез и си

а) си-фа
б) си-фа-диез
в) си-ми-диез
г) си-соль-бемоль
27. Найди чистую квинту:
а) до-диез-соль-диез
б) до-диез-соль-бемоль
в) до-диез-соль
г) до-диез-фа
28. Найди малую сексту:
а) си-бемоль-соль
б) си-бемоль-ля-бемоль
в) си-бемоль-соль-диез
г) си-бемоль-соль-бемоль

а) ре и фа
б) ре и фа-диез
в) ре-диез и фа
г) ре-диез и фа-диез

а) крейсер
б) кровля
в) телефакс
г) динамик
31. Три четверти составляют:



г) четверть с точкой, восьмую и четверть
Ответы
1. Реши пример: большая септима минус 2 полутона, получится:
а) большая секста
б) малая секста
в) чистая октава
г) чистая квинта
2. Тритон - это:
а) увеличенная квинта
б) уменьшённая кварта
в) уменьшённая септима
г) увеличенная кварта
3. Полутоны в гамме Си-бемоль мажор натуральный образуются между звуками:
а) ре и ми-бемоль
б) ля и си-бемоль
в) ре и ми-бемоль, ля и си-бемоль
г) ля и си-бемоль, фа и соль
4. Бемоль
а) понижает звук на тон
б) повышает звук на полутон
в) понижает звук на секунду
г) понижает звук на полутон
5. Между третьей и четвёртой линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) Эрмитаж
б) рондо
в) персик
г) фрегат
6. Неустойчивые ступени в ми миноре гармоническом:
а) ми, соль, си
б) ре, фа-диез, ля, до
в) ре-диез, фа, ля. до
г) ре-диез, фа-диез, ля, до
7. Медленный темп в музыке обозначается словом:
а) andante
б) adagio
в) legato
г) piano
8. Полутоны в гамме си минор натуральный образуются между звуками:
а) до и ре, фа и соль
б) до-диез и ре, фа и соль
в) до-диез и ре, фа-диез и соль
г) до и ре, фа-диез и соль
9. В ре миноре гармоническом
а) повышается звук до (до-диез)
б) повышается звук си-бемоль (си-бекар)
в) повышаются звуки си-бемоль и до (си-бекар, до-диез)
г) звуки не изменяются
10. Реши пример: большая секста минус-3 полутона, получится:
а) уменьшённая квинта
б) увеличенная кварта
в) чистая кварта
г) чистая квинта
11. Над пятой линейкой в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) грейфрут
б) шлягер
в) капилляр
г) антресоль
12. Неустойчивые ступени в си миноре гармоническом:
а) ля, до, ми, соль
б) ля, до-диез, ми, соль
в) ля-диез, до-диез, ми, соль
г) ля-диез, до, ми, соль
13. Параллельная тональность соль минору:
а) Соль мажор
б) До мажор
в) Си-бемоль мажор
г) си минор
14. Диез
а) повышает звук на тон
б) повышает звук на секунду
в) повышает звук на полутон
г) понижает звук на полутон
15. В ми миноре мелодическом:
а) повышается звук ре (ре-диез)
б) повышается звук до (до-диез)
в) повышаются звуки до и ре (до-диез, ре-диез)
г) звуки не повышаются
16. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота. «спрятанная» в слове:
а) гречиха
б) рассольник
в) фантазия
г) анатомия
17. Неустойчивые ступени в ре миноре гармоническом:
а) до, ми, соль, си
б) до-диез, ми, соль, си
в) до-диез, ми, соль, си-бемоль
г) до, ми, соль, си-бемоль
18. Преврати большую секунду си-до-диез в малую, понизив верхний звук, и найди правильный вариант ответа:
а) си-до
б) си-до-бекар
в) си-си-диез
г) си-си-бемоль
19. Найди минорное трезвучие:
а) до-ми-соль
б) ля-до-диез-ми
в) си-ре-диез-фа-диез
г) до-ми-бемоль-соль
20. В чистой октаве
а) 12 тонов
б) 11 тонов
в) 12 полутонов
г) 11 полутонов
21. Под первой линейкой в басовом ключе пишется нота. «спрятанная» в слове:
а) жребий
б) водоём
в) витамин
г) сафари
22. Устойчивые ступени в соль миноре:
а) соль, си, ре
б) соль, си-бемоль, ре, фа-диез
в) фа-диез, ля, до, ми-бемоль
г) соль, си-бемоль, ре
23. Параллельная тональность ми минору:
а) До мажор
б) Фа мажор
в) Соль мажор
г) соль минор
24. Преврати большую секунду ми-фа-диез в малую, повысив нижний звук, и найди правильный вариант ответа:
а) ми-диез-фа
б) ми-диез-фа-диез
в) ми-фа
г) ми-бемоль-фа-диез
25. В ля миноре натуральном пятую ступень опевают звуки:
а) соль и си
б) ре и фа
в) си и ре
г) соль-диез и си
26. Построй от звука си вниз чистую кварту и найди правильный вариант ответа:
а) си-фа
б) си-фа-диез
в) си-ми-диез
г) си-соль-бемоль
27. Найди чистую квинту:
а) до-диез-соль-диез
б) до-диез-соль-бемоль
в) до-диез-соль
г) до-диез-фа
28. Найди малую сексту:
а) си-бемоль-соль
б) си-бемоль-ля-бемоль
в) си-бемоль-соль-диез
г) си-бемоль-соль-бемоль
29. В ми миноре гармоническом первую ступень опевают звуки:
а) ре и фа
б) ре и фа-диез
в) ре-диез и фа
г) ре-диез и фа-диез
30. Между первой и второй линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) крейсер
б) кровля
в) телефакс
г) динамик
31. Три четверти составляют:
а) четверть сточкой и ещё четверть
б) четверть с точкой и восьмую
в) четверть с точкой и две восьмых
г) четверть с точкой, восьмую и четверть
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся вторых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года среди третьих классов. Важно предварительно обговорить с учащимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания не понятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем.
Приложение
1. Тестовое задание теоретической викторины для второго класса школы искусств (по количеству участников викторины)