Презентация по изо 6 кл линейная перспектива. Основные положения теории линейной перспективы. А вот вертикальные линии столбов, домов, деревьев остаются вертикальными, хотя с удалением от нас, также уменьшаются

Какую разницу вы видите
в изображении?
Время написания
Время написания картины -
картины - эпоха
эпоха Возрождения
Средневековья

В эпоху
Средневековья
(5-15 вв)
взгляд на мир можно
назвать
вертикальным – от
земли к небу.

В эпоху Возрождения (15-16 вв) видение
мира изменилось. Его можно назвать
горизонтальным – вглубь пространства
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

На протяжении веков художники
вырабатывали методы изображения
окружающего мира на плоскости,
которые затем превращались в
правила. С одним из них мы сегодня и
познакомимся.

Линейная перспектива

- это система изображения на плоскости
глубины пространства.
Эта система включает в себя способы
изображения, которые позволяют
создать иллюзию пространства на
плоскости.

Если рисовать на стекле окна пейзаж,
который мы видим за окном, получится
перспективный рисунок, а стекло в этом
случае будет картинной плоскостью.

Размеры, форма, чёткость очертаний предметов
зрительно изменяются в зависимости от их
удалённости.
А.Герасимов.
«Большак»

удалении от нашего глаза размеры
предметов кажутся уменьшенными.
При

Горизонтальные линии,
например,
железнодорожных рельсов, проводов, разметок
полос на автодорогах удаляясь, как бы сходятся
в одной точке на видимой линии горизонта.

А вот вертикальные линии столбов, домов, деревьев остаются вертикальными, хотя с удалением от нас, также уменьшаются.

Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь
на открытом пространстве и смотришь вдаль,
где небо сходится с землёй или водой.

При подъёме на гору, линия горизонта повышается и увеличивается обозреваемое пространство

Если сесть на землю, то линия горизонта
опустится и видимость уменьшится.

Линия
горизонта всегда
находится на уровне
глаз смотрящего.

Три основных уровня горизонта
Точка зрения ниже уровня
горизонта.
Предметы находятся выше линии
горизонта, поэтому их видно снизу.
Точка зрения на уровне горизонта.
Предметы находятся на линии
горизонта.
Точка зрения выше уровня
горизонта.
Предметы находятся ниже линии
горизонта, поэтому их видно
сверху.

Основные выводы урока
Горизонт - это удаленная линия, на
которой небо словно сходится с землей.
Точка схода - это участок горизонта, на
котором железнодорожные рельсы
пропадают из виду.
Горизонт расположен на высоте ваших
глаз вне зависимости от того, на каком
расстоянии от земли вы находитесь.

Болгарская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов.

Районный семинар учителей

художественно – эстетического цикла по теме

Урок ИЗО в 6 «А» классе

по теме:

«Перспектива»

Учитель ИЗО

II квалификационной категории

г. Болгар 2009г.

Перспектива.

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Развивать навыки рисования перспективы.

Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

1.Картины художников,

2.Схемы построения перспективы в рисунке (слайды)

3.Для учеников: альбом, карандаш, ластик.

Ход урока

Орг. Момент.

Пейзаж (слайд 1.)

Ребята скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник хочет показать в пейзаже? (природу, пространство)

Да. Сегодня нам понятно, что пейзаж – это прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.

В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма. Изображения словно мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

1.Настенная роспись. Древний Египет. (слайд 2.)

Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверху, вид спереди и вид в профиль.


2.Сад и пруд. Древний Египет. (слайд 3.)

Искусство Средних веков сосредотачивается на духовной и эмоциональной жизни людей. Изображения несут символический и рассказывающий, повествовательный смысл.

3.Чудо Архангела Михаила о флоре и лавре. Икона. Россия. 15 век. (слайд 4.)

У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди – на молящемся человеке, как бы замыкаются им.

В эпоху Возрождения в искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Что же такое перспектива?

Перспектива – это средство отобразить глубину рисунка, передать пространство на плоскости изображения.

Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно , а это значит, что они нигде не пересекаются. (слайд 5.)

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку. (слайд 6.)

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода" . Эта точка всегда лежит на линии горизонта .(слайд 7.)

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес. (слайды 8-9.)

А, что же происходит с предметами по мере их удаления? (слайд 10.)

Они уменьшаются, меняется цвет…

Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы:

1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.

2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.

4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

5. Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

Практическая работа:

Сегодня мы с вами будем рисовать улицу по всем правилам перспективы, но сначала построим ее на доске.

(работа учеников у доски, построение улицы, обсуждение каждого шага)

1. Располагаем лист горизонтально.

2. Проводим линию горизонта (высокую)

3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

4. Дома, начиная с первого плана.

5. Работаем простым карандашом.

Итог урока:

Анализ работ – лучшие показываю всему классу.

Работа красками на следующем уроке.

Домашнее задание:

Наблюдение линейной и воздушной перспективы.

Принести краски, баночку, кисти.

Цели:

  • Познакомить с правилами перспективы.
  • Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
  • Совершенствовать технику работы с акварелью по-сырому.
  • Прививать любовь к малой родине, развивать умение видеть и ценить красоту родных пейзажей.

Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», образцы педагогического рисунка, репродукции картин художников-пейзажистов, фотографии видов родного поселка, стихи местной поэтессы Неретиной М. И.

Словарь: пейзаж, линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, картинная плоскость, точка зрения.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Проверка знаний.
  10. Итог урока.

Ход урока

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит.
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.
И. Бунин

1. Организационная часть.

– приветствие;

– проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока .

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о пейзаже, о природе родного края. Познакомимся с законами перспективы. Научимся показывать глубину пространства.

3. Повторение изученного материала.

Вспомним, что же означает понятие пейзаж? Правильно, это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности. Верно, что родина пейзажа Голландия, и как самостоятельный жанр он появился в 17 веке. Вам известно, что пейзажи подразделяются на сельский, городской, архитектурный, индустриальный, парковый, морской.

4. Изучение нового материала.

Сегодня мы будем говорить о сельском пейзаже, так как мы проживаем в сельской местности и этот пейзаж нам наиболее дорог. Каждый человек имеет малую родину, то место где он родился. Русская мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Для большинства из вас малая родина – это поселок «Масловский» Новоусманского района.

Любой из вас, наверняка, знает нашу местную поэтессу Марию Ивановну Неретину. Давайте послушаем одно из ее стихотворений.

Читает ученик.

Я иду по лугам, я иду по полям
И по берегу реченьки синей.
И тихонько шепчу, что тебя не предам,
Дорогая, родная Россия.
А весною, вдыхая садов аромат,
Понимаю – счастливая все же.
Мой воронежский край красотою богат,
И его нет на свете дороже.

Слушая эти строки, невольно представляешь знакомые пейзажи. Сейчас мы посмотрим фотографии поселка, которые приготовила ученица 10 класса Фомина Маша.

Не зря говорят – мать земля, матушка природа. Тем самым выражают любовь к родной земле. Художники – пейзажисты изображали в своих творениях красоту русской природы. Пример тому полотна русских художников – лириков.

Исаак Левитан «Сокольники».

Федор Васильев «Рассвет», «После дождя».

Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали».

Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Для понимания темы обсудим плановость в картине.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

(слайд 3)

Воздушная перспектива – изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

(слайд 4)

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.

(слайд 5)

Необходимо знать законы перспективы.

  1. По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
  2. Цвет бледнеет.
  3. Контрастность постепенно смягчается.
  4. Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
  5. Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.

(слайд 6)

Рассмотрим схему определения линии горизонта . Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость .

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.

(слайд 7) Обсуждение с детьми.

А сейчас давайте обратим внимание на схемы изменения высоты линии горизонта.

(слайд 8) Обсуждение с детьми.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. Для этого будем использовать демонстрационный материал «Найди ошибки в перспективе». Обсудим несколько вариантов воздушной и линейной перспективы. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.

(слайд 9,10,11) Обсуждение с детьми.

6. Постановка художественной задачи .

А сейчас, ребята, используя полученные знания вы нарисуете пейзаж в технике по – сырому.

1 этап работы.

– Простым карандашом создать контурный рисунок (слайд 13)

2 этап работы.

– Смочить все водой и быстро приступить к цветовому решению.

– Начинать работу с неба, от заднего плана к переднему (слайд 14)

3 этап работы.

– Мелкие детали дорисовать по сухому слою краски.

– Усилить контрастность цвета (слайд 15)

7. Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что мы идем по зеленому лугу по извилистой дорожке, которая теряется где-то вдалеке. Рядом с тропинкой на переднем плане радуют взгляд яркие цветы. Деревья на дальнем плане теряют свои четкие очертания и кажутся маленькими. Над головой щебечут птицы, порхая в ясном голубом небе. Впереди тебя ожидают приятные встречи, ощущение радости и счастья.

8. Самостоятельная работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9. Проверка знаний.

Выбрать правильный ответ из представленных вариантов

Перспектива – это…

  1. наука о цвете.
  2. изображение с применением линии горизонта.
  3. система отображения на плоскости глубины пространства.

(слайд 16)

10. Итог урока.

Выставка работ. Молодцы, ребята, пейзажи получились необыкновенно выразительные. Вы смогли выразить любовь к родной земле, применить в своих работах законы перспективы, тем самым показали глубину пространства. Каждое из ваших творений заслуживает особое внимание. Для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Игоря Грабаря и других художников, воспевающих красоту русской природы.

Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из изученных художников-пейзажистов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Точки схода Основы линейной перспективы

Вступление. Фронтальная перспектива. Угловая перспектива. Трехточечная перспектива. Заключение. План

В изобразительном искусстве объект, в основе формы которого лежит прямоугольный параллелепипед, имеет 1, 2 или 3 точки схода в зависимости от его расположения относительно взгляда наблюдателя и плоскости картины

Одна (главная) точка схода используется во фронтальной перспективе, когда плоскости, формирующие каркас объекта, расположены либо параллельно плоскости катины, либо – перпендикулярно ей, то есть объект расположен «прямо» по отношению к взгляду наблюдателя. Фронтальная перспектива

В этой ситуации линии, параллельные плоскости картины, остаются параллельными, а линии, перпендикулярные ей, сходятся в одной точке на линии горизонта. Такая точка и называется главной точкой схода. Главная точка схода

Р Фронтальная перспектива куба

Фронтальная перспектива комнаты

Перспектива улицы

Возможно различное положение объекта относительно линии горизонта.

Косоугольная (угловая) перспектива Угловая перспектива объекта возникает, когда объект расположен на горизонтальной плоскости, но повернут относительно плоскости картины.

Косоугольная (угловая) перспектива В косоугольной перспективе только вертикальные линии сохраняют параллельность, в то время как остальные сходятся к горизонту. В результате получается два пучка сходящихся линий в соответствующие две точки схода.

Здесь также возможно различное положение объекта относительно линии горизонта.

Точки схода находятся на линии горизонта. Расстояни между ними зависит от расстояния от наблюдателя до плоскости картины. Чем дальше находится наблюдатель, тем дальше точки схода.

От расстояния между точками схода зависит восприятие объектов

1. Если размещать дистанционные точки схода достаточно близко друг к другу создается ощущение, что объекты угрожают вам - впечатление скорее драматическое. 2. Более "нормальный" вид создается, если одна из точек схода (или обе) выходит за пределы рисунка. 3. Чем дальше точки схода расходятся в стороны, тем меньше видимых искажений зритель увидит на законченном рисунке. Пояснение к предыдущему слайду

Угловая перспектива интерьера

Угловая перспектива улицы

В реальном рисовании обычно встречатся смешанные варианты: одни объекты расположены фронтально, другие под различным углами

В таких ситуациях используюся различные вспомогательные точки схода для конкретного объекта

Три точки схода Такая перспектива используетя, когда объект находится не только под углом к наблюдателю, но и на наклонной поверхности относительно направления взгляда наблюдателя (либо взгляд наблюдателя под углом к поверхости земли).

Часто третья точка схода необходима для изображения высотных зданий снизу или с «высоты птичьего полета».

Такую перспективу называют трехточечной. В английском языке, когда третья точка схода находится вверху, используется термин Worm"s Eye perspective . Worm"s Eye (дословно) - взгляд червяка. Сравните: в русском языке есть термин «лягушачья перспектива», означающий изображение с очень низкой линией горизонта, когда объекты «возвышаюся» над наблюдателем.

В изобразительном искусстве объект, в основе формы которого лежит прямоугольный параллелепипед, имеет 1, 2 или 3 точки схода в зависимости от его расположения относительно взгляда наблюдателя и плоскости картины. Во фронтальной и угловой перспективе точки схода лежат на линии горизонта, в трёхточечной – одна из точек находится наверху или внизу картины (обычно за ее пределами). При изображении различных объектов обычно встречатся смешанные варианты: одни объекты расположены фронтально, другие под различным углами В таких ситуациях используюся различные вспомогательные точки схода для конкретного объекта. Подводим итоги

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка к уроку изобразительного искусства на тему "Правила линейной и воздушной перспективы" включает себя подробный план-конспект урока и презентацию с наглядным материалом....

Терминологический диктант "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.Освещение"(6 класс)

Терминологический диктант для 6 класса по изобразительному искусству состоит из 20 вопросов освещающие темы по линейной перспективе, освещение....

Класс: 4

Цели: закрепить ранее полученные знания об интерьере и линейной перспективе; развивать навыки работы различными художественными материалами; прививать художественный вкус; использовать игровую форму урока, способствующую развитию воображения и фантазии.

Оборудование урока:

  • для учителя – методические пособия по линейной перспективе, иллюстрации к сказкам с изображением сказочных героев на фоне интерьера; педагогический рисунок комнаты.
  • Для учащихся – индивидуальный рабочий альбом по изобразительному искусству “Путешествие в страну Фантазии” , или бумага формата А-3, краски или цветные карандаши и фломастеры, кисти, стакан с водой.

Словарь : Интерьер, линейная перспектива.

Этапы урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Объяснение новой темы- 15 мин.
  3. Практическая работа - 25 мин.
  4. Итог урока - 3 мин.

I. Организационный момент.

Проверка готовностиучащихся к уроку. Приветствие.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами вспомним, что такое перспектива и интерьер. Используя фантазию и воображение, превратим обычный интерьер в сказочный.

III. Сообщение теоретических сведений.

Так что же такое перспектива?

Перспектива – это точная наука о передаче глубины и пространства на плоскости.

Существует два вида перспективы – линейная и воздушная . Воздушная перспектива – это изменение цвета по мере удаления.

Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются. Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую. (слайд №2)

Теперь перейдём к интерьеру. Что называется интерьером? Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Слово "интерьер" с французского переводят как "внутри". Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи.

В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера:

Первый план крупный, чёткий.

2. Линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта.

3. Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными между собой.

Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. (слайд № 3)

Что такое линия горизонта ?

В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?

Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.

Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой . Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок.

Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода .

Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины - изображение называется центральной фронтальной перспективой . Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины - изображение называется боковой фронтальной перспективой .

Что называется фронтальной перспективой интерьера? Перспективное изображение интерьера, у которого одна из стен расположена параллельно картинной плоскости, называется фронтальной перспективой .

Для того чтобы узнать интерьер какого сказочного персонажа мы будем рисовать отгадайте загадку, которую придумала ученица нашей школы Завьялова Софья: (слайд №7)

Волшебница-старушка,
Живет в лесу в избушке,
Избушка не простая,
Но жаль, что не летает.
На двух ногах избушка
И ходит по опушке.
И счастлива старушка,
Живя в такой избушке!
(Баба-яга)

Правильно, ребята! Сегодня мы будем рисовать интерьер избушки на курьих ножках, в котором живет Баба-яга.

IV. Педагогический рисунок.

1.Построение комнаты с использованием линии горизонта и одной точки схода.

2. Характерные особенности деревянной избы (прорисовка бревенчатых стен, деревянного пола и потолка)

V. Самостоятельная работа учащихся.

Перед вами старинные и современные предметы интерьера (стол, стул, лавка, табурет, зеркало, кровать, ковер, печь, ступа и помело, сундук, часы с кукушкой). Расположите их правильно в избе сказочного персонажа, придав интерьеру старинный или современный вид. Можно придумать и добавить свои предметы, а также нарисовать главного персонажа в интерьере.

Задание по перспективе в интерьере “В гостях у сказки” ученики выполняют в рабочем альбоме “Путешествие в страну фантазии” или на листе бумаги формата А-3, используя карандаши, фломастеры или краски по выбору.

VI. Итог урока.

Выставка и оценка работ учащихся.

Домашнее задание: Нарисуйте на большом листе бумаги свою комнату. Расположите предметы правильно, используя линейную перспективу.

Желаю успеха!

Список используемой литературы и дидактического материала.

1. Арнина Н.Л. “Уроки прекрасного”.

2. Кузин В.С. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе” . Москва “Агар” 1998 год.

3. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте”, психологический очерк.

4. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. - Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с., ил. - /Серия: "Вместе учимся, играем"/.

5. Эльконин Д.Б. “Психология игры”. М.: Педагогика, 1978.

6. Русские народные сказки.