« Знакомство с ударными музыкальными инструментами» Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: «Музыкальные инструменты

Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к музыке, формирование элементов творчества в пении, танце и игре на детских музыкальных инструментах, воспитание музыкального восприятия с использованием инновационных технологий.

1. Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке, развивать умение различать характер музыки, высказывать суждения о них.

2. Знакомство с творчеством Э. Грига и его произведением «В пещере горного короля».

3. Формировать умение передавать характер музыки в игре на детских музыкальных инструментах.

4. Формировать умение передавать характер музыки с помощью танцевальных движений.

5. Приучать детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, сопровождая пение импровизированными танцевальными движениями.

6. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческое творчество, умение играть на детских музыкальных инструментах.

Билингвальный компонент: дети называют диких животных: асыр-волк, тлке-лиса, аю-медведь, тышан-мышка, кбелек-бабочка, оян-заяц; приветствие и прощание: айырлы та-добрый день, сау болыыз-до свидания.

Оборудование: музыкальные инструменты по количеству детей; дидактические игры «Определи характер музыки по цвету», «Утром рано я встаю», «Прохлопай ритмический рисунок»; портрет Э. Грига: иллюстрация с изображением природы Норвегии, троллей, гномов; шапочки-наголовники диких животных и гномиков по колличеству детей.

Оформление: в центре зала расположены столики по кругу с музыкальными инструментами; зона импровизированного концертного зала, где полукругом стоят стульчики.

Дети входят в зал и становятся в круг, возле каждого приготовлен музыкальный инструмент. Дети берутся за руки.

Приветствие - психогимнастика.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро! »

Доброе утро – солнцу и птицам.

Айырлы тан – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дети кивают соседу слева, справа и ласково говорят: «Доброе утро, айырлы тан. »

Педагог.

В одном большом городе был маленький магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные инструменты. Каждый из них приехал сюда из какой-нибудь страны. Из Казахстана- асыки и асатаяки, из России-деревянные ложки и трещетки, а маракасы и всевозможные дудочки привезли со всего мира.

Музыкальные инструменты очень скучали на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, инструменты устраивали дискотеку под названием»Тарарам-шурум-бурум». Они спрыгивали с полок и начинали играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.

Дети разбирают инструменты, на каждого заготовленные заранее.

Дискотека «Тарарам-шурум-бурум»

Игра на развитие творческой импровизации.

Роли инструментов исполняют дети, роль дирижера-педагог.

Каждый ребенок играет на своем инструменте, сопровождая игру танцевальными движениями. Игра проходит без музыкального сопровождения.

Педагог.

Натанцевавшись, инструменты затевали игру «Замри и отомри! »

Игра-импрвизация «Замри-отомри! »

Это игра-импровизация, в которой дети учатся выражать бодрое и сонное настроение с помощью музыкальных инстпрументов. Один ребенок выходит со своим инструментом в центр и играет усыпляющую музыку, остальные дети замирают в сонных позах. Затем солист переходит на громкую и бодрую игру, дети танцуют. Заканчивается игра «сонной» частью.

Эта игра помогает детям быть увереннее в себе, не боятся быть лидером.

Педагог.

Однажды в магазин заглянул очень известный дирижер. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр. Но, увидев на полках много самых разных инструментов, маэстро растерялся. Чтобы сделать правильный выбор, он предложил инструментам показать, на что они способны. Каждый инструмент должен был сказать музыкальное приветствие. Например такое: «Здравствуйте! Я – Бубен! Я очень веселый! » или «Здравствуйте! Я – треугольник. Я звонкий, как колокольчик! Мои звуки похожи на капли дождя! »

Игра «Музыкальное приветствие»

Игра на развитие песенного творчества, т. е. ребенок самостоятельно придумывает мелодию и пропевает ее.

Педагог.

Похвалив все инструменты, дирижер предложил им сыграть в игру «Карусель».

Игра «Карусель»

Дети стоят по кругу, у каждого инструмент. Педагог говорит слова вместе с детьми, дети ритмично играют. Сначала медленно, затем быстрее и опять медленно.

Игра на развитие чувства ритма, на ускорение и замедление темпа.

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели,

А потом-потом-потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!

Педагог.

И все-таки дирижер не смог до конца изучить все инструменты: на этот раз он попросил их завести хоровод.

Игра «Хоровод»

На первую часть музыки дети идут друг за другом по кругу, хлопая в ладоши. На вторую часть музыки дети берут инструмент, возле которого он оказался. После чего все дети импровизированно играют.

Игра на определение двухчастной формы музыкального произведения.

Педагог.

Дирижер поблагодарил инструменты за хорошую игру и решил пригласить в свой оркестр все инструменты.

И вот настал день первого настоящего концерта. И сейчас мы с вами приглашены на концерт классической музыки. Я раздам вам билетики, а вы усаживайтесь поудобнее.

Дети рассаживаются на стульчики.

Педагог раздает детям карточки разного цвета: теплого и холодного.

Педагог. Рассмотрите свои билетики. Какого они цвета? Розовые и красные, ызылт и ызыл. Правильно. Когда прослушаете музыку до конца, то покажите мне билетик такого цвета, который, по вашему мнению, отражает настроение, переданное музыкой.

Слушают музыкальное произведение «В пещере горного короля» Э. Грига.

Спросить у детей, как бы они назвали прослушанное произведение. Принять любые ответы детей. Сказать, как композитор назвал свое произведение.

Показать портрет композитора.

Педагог. Эдвард Григ родился и жил в Норвегии. Это страна диких скал, густых лесов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях. Пер Гюнт – это герой произведения Э. Грига – красивый и смелый юноша, но неисправимый фантазер и искатель приключений. Однажды он отправился на поиски счастья, несмотря на то, что у него была прекрасная невеста по имени Сольвейг. Долгие годы он скитался, нажил богатство. Но так случилось, что в один день он всего лишился. Через много лет он вернулся к себе на родину, в Норвегию. Но его никто не узнал, Пер Гюнта давно забыли в своих краях и никому он не нужен. И только в лесной избушке ждет его верная Сольвейг, по-прежнему горячо любя. Пер Гюнт во всем раскаялся: он понял, как бессмысленно он прожил жизнь.

Когда Пер Гюнт путешествовал, он попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели женить его на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли набросились на него, грозя разорвать его в клочья. но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть исчезла. Пер Гюнт был спасен.

Показать иллюстрации с изображением троллей, природы Норвегии.

Педагог. Пьеса Э. Грига написана в жанре марша. Начинается тихо, как-будто таинственные звуки доносятся из-под земли. Но вот музыка становится все громче, стремительнее, кажется, что даже горы пустились в дикий пляс. Постепенно звучание музыки стихает-гномы удаляются.

С тех пор прошло много лет, и злые тролли превратились в добрых гномиков, которые живут в лесу и никому не приносят зла. Они наоборот, любят гостей, шутки, игры. А вы, ребята, любите играть? Тогда повторяйте за мной.

Игровая песенка «Утром рано я встаю»

Утром рано выхожу, полной грудью я дышу. Активное дыхание.

Ладони кверху потяну, свою песенку пою. Ладони вверх, потянулись.

И со мною дружно в лад, подпевают сто ребят. Хлопают в ладоши.

Подпевают сто ежей, руки в замок, пальцы растопырены.

Подпевают сто ужей. Ладони вместе, волнообразные движения.

И поют ее зайчата. Ушки.

И поют ее лисята. Лапки.

Под землею старый крот эту песенку поет. Прищурив глаза.

А в берлоге медвежата. Руки в стороны.

А в болоте лягушата. Лапки лягушек.

Очень важный бегемот с удовольствием поет. Руки на животе.

Даже страшный крокодил эту песню разучил. Пасть крокодила.

Прмурлыкала нам кошка песню, сидя на окошке! Лапки под подбородок.

А о чем же в ней поется? Как нам весело живется!

У гномов в лесу не было музыкальных инструментов и они веселили себя своими веселыми, звонкими ладошками. А одной из любимых игр была игра «Эхо»

Игра «Эхо»

Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют. Можно опросить индивидуально какого-нибудь ребенка. Затем дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточках.

Игра на развитие чувства ритма.

Педагог. Ребята, давайте мы с вами побудем артистами. Одеваем колпачки и шапочки наголовники. Каждый выберет себе ту роль, которая ему понравится. Исполним песню «Пестрый колпачок». Сопровождаем наше пение с танцевальными движениями.

Дети надевают колпачки и шапочки наголовники, располагаются по залу.

Песня «Пестрый колпачек»

Пение сопровождается импровизированными движениями.

Педагог.

Молодцы, ребята!

Скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали? (В магазине музыкальных инструментов, на концерте классической музыки, сами пели и танцевали.) И все это мы с вами делали под музыку. Ребята, как вы думаете, откуда берется музыка? (Ее сочиняет композитор.) А кто ее исполняет? (Музыканты.) А на чем они ее исполняют? (На музыкальных инструментах.) А если бы на свете не было музыкальных инструментов, что бы было? (Было скучно, не интересно.) Правильно, мы бы не смогли играть на музыкальных инструментах, не смогли петь и танцевать.

Дивная музыка с нами всегда

Нас с красотой подружила она.

Будем же музыке верность хранить,

Будем беречь. Мы ее и любить!

Музыка помогает нам оставаться жизнерадостными, веселыми, никогда не унывать.

Рефлексия «Мы ребята лучше всех»

Мы ребята лучше всех,

Любим игры и смех.

Целый день поем и пляшем

В музыкальном зале нашем.

Был то низок, то высок.

Запищим мы как мышата,

А теперь, как медвежата.

Хи-хи-хи, ха-ха,

Вот такая чепуха.

Дети пропевают слова, повторяя за педагогом.

Педагог прощается с детьми.

Сценарий урока «Музыкальные инструменты »

Цель:
Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи:
1.Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
2.Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
3.Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.
4.Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.
5.Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Предварительная работа:
прослушивание разных инструментов,знакомство с инструментами.

Оборудование:
телевизор и интернет (для прослушивания и просмотра)
Музыкальные инструменты: барабан, гармошка, ложки, бубен, гитара, балалайка;
Наглядное пособие: таблицы – картинки с изображением музыкальных инструментов

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами через интернет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Первым, кому мы заглянем в гости это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми.

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно,………… (Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, указывает на картинку с изображением барабана

Воспитатель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

указывает на картинку с изображением деревянных ложек

Ладошка по нему стучит,
потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)

Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (Трещотка)

Воспита тель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.


Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!.. (Маракас)

Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Воспитатель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов.

Воспитатель:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах.

Слайд 1
У каждой скрипки, есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт.

Слайд 2
«Арфа – волшебный инструмент» -
Сказал задумчивый поэт.
Лишь только струн коснутся руки –
И нежные польются звуки.

Слайд 3
Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.

Слайд 4
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали,
И молодых благословляли

Слайд 5
Звонче балалайки
В целом мире нет.
Она исконно русский
Народный инструмент.
Пели под неё, плясали
И грустили, и вздыхали.
В праздники под ахи, охи
Потешались скоморохи.


Клавишные инструменты.

Воспитатель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино.

Карточка с изображением пианино
Воспитатель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Воспитатель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Ольга Шамонина
Конспект занятия в средней группе «Инструменты»

Конспект НОД в средней коррекционной группе .

Тема : «Инструменты »

Учить узнавать инструменты : молоток, Иголка, клещи, отвертка, напёрсток выделять их из множества других вещей.

Обозначать в речи трудовые действия соответствующими словами :

молотком забивают… (гвозди) ;

пилой пилят….;

топором рубят…;

отверткой заворачивают…

Учить имитировать трудовые действия с предметами-заменителями в ролевой игре, игре-драматизации, в конструктивных играх .

Знакомить в играх с правилами безопасности. Приучать хранить игрушечные инструменты в строго определенном месте.

Дети садятся вокруг стола

Хотите узнать, что лежит у меня в сундучке?

Тогда отгадайте загадку : Маленького роста я, тонкая и острая.

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.

Иголка с ниткой

Для чего она нужна? Можно играть иголкой? Почему нельзя? Из чего сделана иголка? Когда – то - давно таких острых металлических иголок не было. И древним людям приходилось сшивать себе одежду с помощью толстых рыбьих костей или заострёнными костями животных (картинки) . Как вы думаете, легко ли было таким образом сшивать одежду? Конечно, нет. Потом человек придумал сначала большую иглу из бронзы, из серебра, а позже из железа. А какие ещё иголки вы знаете? (Иголки у шприца, у ежа, у ёлки) Молодци, а чем они похожи? Конечно, они острые, и этим могут быть опасны. Поэтому нужно с иголкой правильно обращаться как? (ответы детей) . Послушайте ещё одну загадку : Маленькая головка

на пальце сидит,

Сотнями глаз

во все стороны глядит.

Наперсток

Для чего нужен напёрсток? Можно ли с ним играть? Почему? Наперсток защищает пальцы во время работы с иглой.

Пальчиковая гимнастика

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю. Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

Догадайтесь, что ещё лежит в моём сундучке? Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я, что есть мочи - День-деньской.

Как вы догадались? Зачем он нужен? Из чего сделан? Какие бывают молотки? (Игрушечные, деревянные, металлические, музыкальные, большие, маленькие) Хорошо, а сейчас путь ваши глазки немного отдохнут.

Зрительная гимнастика

Не простое это дело –

Топором махать умело Взор перемещаем вверх, вниз

Топором рублю я ловко, Зажмурить, открыть глаза

Здесь нужна своя сноровка Моргают глазами.

Кто видел топор? Для чего он нужен? (Рассматриваем картинку) . Топор помогает рубить дрова, ветки для костра (картинки) . Из каких частей состоит? Как с ним нужно обращаться? Встаньте, покажите, как нужно работать топором (физминутка) .

Послушайте ещё загадку. Вострушка-вертушка. Уперлась в винт ногой,

Потерял болтун покой. (отвёртка)

Для чего нужна отвёртка? Из каких частей состоит?

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (шило) Вопросы к детям.

Молодцы. Много загадок отгадали, скажите, что делают молотком? Иглой? Ножницами? Пилой? Веником? А как все эти предметы назвать одним словом? (Инструменты ) . Для чего нужны инструменты ? Почему ими нельзя играть? (Дети делают вывод)

« В мире музыкальных инструментов » Творческий проект в средней группе ДОО « В мире музыкальных инструментов » Творческий проект в средней группе ДОО Кошутина Надежда Владимировна – музыкальный руководитель МБОУ « СШ 3 г. Вельска, СП « Детский сад 61 « Родничок »


Вид проекта: творческий Продолжительность проекта: среднесрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет; воспитатели; родители; руководитель проекта - музыкальный руководитель Образовательные области: в данном проекте осуществляется интеграция всех областей: художественно – эстетического, познавательного, речевого, социально - коммуникативного и физического развития




Задачи: В мире музыкальных инструментов Развитие эмоциональной сферы ребенка Обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом Приобщение к музыкальной культуре Формирование потребности в восприятии музыки Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира Развитие познавательных и творческих способностей Обогащение словаря Способствование развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии Развитие моторики рук Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями


Предполагаемые результаты: Обогащение музыкальными впечатлениями детей. Проявление потребности в восприятии музыки. Сформированы умения: - узнавать на слух и называть различные музыкальные инструменты, - собирать пазлы с изображением музыкальных инструментов, - раскрашивать изображения музыкальных инструментов, - отгадывать загадки про музыкальные инструменты, - извлекать ритмично звук из музыкальных инструментов разными способами, - согласовывать свою игру на музыкальных инструментах с другими детьми. Вовлечение родителей в образовательный процесс через изготовление родителями, вместе с детьми, музыкальных инструментов своими руками.


Предварительная работа: Предварительная работа: 1. Поиск информации о различных музыкальных инструментах в книгах, телепередачах, интернете (история создания, мультфильмы, загадки, картинки для раскрашивания, пазлы и т. д.) 2. Создание - консультаций для родителей: « Музыка и здоровье ребенка », « Музыкальные инструменты своими руками », - операционных карт по изготовлению музыкальных инструментов своими руками, - яркого объявления для привлечения родителей к участию в проекте.


Участие (детей, педагогов, родителей) в осуществлении проекта: Музыкальный руководитель: подготовка информации о различных музыкальных инструментах, подбор демонстрационного и раздаточного материала, изготовление консультаций, операционных карт, объявления для родителей, совместная деятельность с детьми (вместе с воспитателем): беседы, раскрашивание картинок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, д \ и « Собери музыкальный инструмент », « Узнай инструмент », игра на детских музыкальных инструментах, оформление выставки « Оркестр своими руками », создание мультимедийной презентации.











Предварительный просмотр:

Использование музыкальных инструментов

в работе с детьми

Введение

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

1. Характеристика музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к III-II вв. до н. э., которые являются прообразами ныне существующих.

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже -- дерево и металл.

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Народные духовые музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них -- свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность -- язычковые инструменты: жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные.

Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).

Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом --лютня, гусли. Это щипковые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых музыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Другой способ звукоизвлечения -смычком -- положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Это народные инструменты: древнерусский гудок, скрипка.

Особая группа инструментов -- клавишные: клавесин, клавикорды, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах.

Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам,- с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой - более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие

(металлические или имеющие металлические части) -- «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона -- более насыщенный, у триолы, симоны - яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки -- это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые аккордеон, гармонь, баян.

В детском саду используются также электромузыкальные инструменты -- органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

2. Обучение игре на музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем - вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально. Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты -нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.) Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н.А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху.

Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.

Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте). Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты -пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые - слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему - в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором - пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами - большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн. Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1 - соль2, слева - четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой - на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем.

Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы - доЗ. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение. Проще всего для детей инструменты, звучащие благодаря встряхиванию. Маракасы один из древнейших ударно-шумовых инструментов. На родине, в Латинской Америке, их изготовляли из высушенных плодов тыквы или плели из прутьев в форме небольшого шара с ручкой и наполняли камешками, у нас их делают из дерева и наполняют камешками или дробью.

Бубенцы - это небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикрепленные к кожаной полосе или рукоятке

Пандейра (румба) представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонти- рованных в деревянную рукоятку. Звучание ее напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна..

Трещотки, кастаньеты. Видов трещоток много, и любой из них применим в детском оркестре для придания звучанию своеобразной окраски.

Пандейру и трещотку не следует применять часто, так как их звук надоедает и утомляет слух. Встряхивания и покачивания выполняются в основном кистью, рука в запястье должна быть свободной (свободное кистевое движение будет необходимо детям при обучении игре практически на всех инструментах). Нужно следить, чтобы дети излишне не напрягали руку и не производили движения всей рукой (от локтя или даже от плеча); напряжение или широкие замахи утомляют быстро не только руку, но и самого ребенка. Руку с инструментом держать надо не высоко, на уровне или немного ниже уровня пояса.

Возможен и такой прием игры: ладонью левой руки ударяют по оправе инструмента (пандейра, бубенцы, трещотка) или по самому инструменту (маракас, погремушка). В этом случае обе руки держат на уровне груди или пояса. Динамика регулируется активностью движения руки: энергичное встряхивание дает более громкий звук, чем спокойное и плавное покачивание. На занятиях играют обычно сидя, а во время выступлений - стоя. Следующими из этой группы осваивают инструменты, прием игры на которых- удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук треугольника -высокий, чистый, прозрачный - вызывается ударом металлической палочки по одной го сторон, чаще всего по горизонтальной. Тонкая палочка дает более высокий звук, толстая - низкий. Для получения коротких ударов звук гасят прикосновением пальцев. Быстрым чередованием ударов по двум сторонам инструмента (обычно в верхнем углу) достигается эффект тремоло, украшающий звучание ансамбля (особенно в кульминационные моменты). Возможны динамические градации в пределах от рр до ff.

Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, сделанной в форме буквы Г и имеющей устойчивое основание. Для детей второй способ удобнее. У начинающего исполнителя подвешенный треугольник после удара по нему палочкой начинает вращаться вокруг оси. это происходит потому что удар производиться не по центру основания и не сверху вниз, а от себя, пока ребенок не научился производить удары в нужном месте и направлении, посоветуем ему взяться пальцами левой руки за узелок шнурка, и останавливать вращение, или, не прикасаясь к треугольнику, сделать вокруг одной из его сторон «колечко» из указательного и большого пальцев левой руки.

Барабан -представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутой с одной или с двух сторон кожей или пластиком, формы и размеры детских барабанов различны. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щетками, а также непосредственно руками, держат палочки указательным и большим пальцами обеих рук, остальные пальцы согнуты без напряжения. Движения кисти с палочкой должны быть свободными. Основной прием игры на барабане - отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчеркивающие различные ритмические рисунки, удары производят двумя руками одновременно или поочередно левой и правой, в зависимости от необходимой силы звука и желаемого эффекта - палочками или металлическими щеточками, по центру мембраны барабаны или по ободу.

Ложки (обычно деревянные) - своеобразный русский народный ударный инструмент. Держат их за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков. Либо, положив одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь ударяют по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт. Динамика регулируется силой удара. Известно еще немало разнообразных и эффектных приемов игры на ложках, но для детей они сложны.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с надетыми на них колокольчиками. На бубне играют обычно стоя.

Приемы игры: 1 встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне поясе, направляя движение от себя или, если нужно тихое звучание колокольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито; 2. удары правой рукой по мембране (бубен держат вертикально левой рукой за обод или, продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе); 3. удары пальцами обеих рук (при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока). Инструмент при этом держат двумя руками вертикально. Отведенную для удара кисть правой руки необходимо расслаблять. В момент удара пальцы и ладони должны быть упругими, а запястье - свободным (как при ударе по мячику, отскакивающему от пола).

Большое значение имеет место удара и его сила, влияющие на тембр и силу звука. Чтобы найти наиболее подходящую окраску, нужно самостоятельно попробовать различные варианты и места ударов. Удары можно производить раскрытой ладонью, мягкой (нижней) частью ладони, плоскими и полусогнутыми пальцами (подушечками пальцев), кулачком; можно чередовать удары кулачка и пальцев, ладони и пальцев.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяются как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на подставке, играют на ней металлической или деревянной палочкой с твердой или мягкой головкой. На парных тарелках играют стоя. Скользящие удары одной тарелки по другой дают звенящие, сильные, долго не затухающие звуки. Духовые инструменты:

Триола - на верхней крышке корпуса триолы расположены 12 разноцветных клавишей. Порядок их - от узкой части к более широкой таков: pe1, фа-диез1, соль1, а далее вверх по звукоряду соль мажора до ноты си2. Сужающая часть инструмента переходит в несъемный мундштук и одновременном нажатии на клавишу, тембр триолы напоминает звучание аккордеона.

Вермона - похожа на триолы, только ограничен диапазон: 8 клавиш инструмента соответствуют звукоряду до мажора от до2 до доЗ. кроме того не регулируется динамика.

Симона основное ее отличие заключается в том, что у нее хроматический диапазон от си до соль2.

Окарина - примитивный свистковый инструмент, изготавливается из глины, форма может быть разнообразной в виде животных, птиц, рыб. На корпусе инструмента имеются отверстия; закрывая их пальцами, исполнитель меняет высоту звучания, свирель - представляет собой открытую с одного конца трубку, в противоположный конец которой вставляется пробка с отверстием - свистящее устройство. Изготавливается инструмент из камыша, бамбука, но чаще из дерева. На корпусе свирели также имеются пальцевые отверстия, закрывая которые по очереди, исполнитель получает нужные звуки.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

3. Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.

В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.

Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже во второй младшей группе. В музыкально-дидактической игре «Медвежата» воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком - будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

В младших группах интересно проходит музыкально-дидактическая игра «Какая птичка поет?». На столе находятся игрушечные птички -- большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет до первой и до второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаем детей. При этом учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Для закрепления программного материала детям средней группы на занятии можно предложить музыкально-дидактическую игру «Буратино» (музыкальные загадки лучше загадывать на металлофоне).

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям. Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие - дети должны сами отгадать.

Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева - ребенок достает карточку с изображением новогодней елки; звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца - достает картинку паровоза и т. п. Музыкально-дидактические игры, в которые можно включать различные попевки, помогают детям определить направление мелодии. Дети средней, старшей и подготовительной групп учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки, определять движение мелодии.

В старших группах работа по развитию ритмического восприятия становится более разнообразной. Для этого используются различные музыкальные инструменты. Начинаем с простейших мелодий на одном звуке, затем задания усложняем. Приведем для примера музыкально-дидактическую игру «Наше путешествие». Игровой материал. Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Послушайте сначала, что придумала я,-- говорит воспитатель.-- Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой». Музыкально-дидактическая игра для подготовительной группы «Выполни задание» может быть использована на музыкальном занятии или во время индивидуальной работы с ребенком.

Цель игры состоит не только в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, но и чистом исполнении на нем, умении правильно извлекать звук. Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка, триола). Ход игры. Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе. Закрепить игру новой песни, попевки на различных музыкальных инструментах в подготовительной группе помогает музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».

Игровой материал. Металлофон, триола, аккордеон. Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах главной задачей является развитие гармонического слуха. Есть ряд музыкально-дидактических игр, которые помогают решить эту задачу. К ним относится игра для подготовительной группы «Сколько нас поет?».

Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты. В игре можно использовать другой игровой материал -- три карточки с изображением поющих детей (на первой один ребенок, на второй двое детей, на третьей трое). Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешки на фланелеграфе или вставляет их в кармашки планшета. Детям надо обязательно напомнить, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат.

4. Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах.

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение. Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет.аккомпанемент. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).

В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами - металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление.

Например, несколько детей подготовительной группы исполняют мелодию попевки на металлофонах и ударных инструментах, а воспитатель играет ведущую партию на Мелодии-26» . Получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость - ведь они играют вместе с педагогом. Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя. Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музьжу в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру. На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь

В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.

Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.

Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.

Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и -второстепенную роль.

Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий. Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле. Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.

5. Детский оркестр

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки. Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра -- ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и т. д.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например металлофонов, цитр. Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2--3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра), опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию). Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом -другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов, чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов -третьему (в зависимости от характера музыки).

Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы - здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяется по яркости тембров. Струнных (тихих) инструментов должно быть примерно в два раза больше, чем звонких металлофонов. Аккордеонов или триол, имеющих яркое звучание, может быть несколько (2-4 инструмента). Количество ударных тоже не должно быть очень большим. При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепианное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.

6. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

Надо стараться учить детей не только играть на музыкальных инструментах, но и самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни. Оборудование музыкальных зон - одно из необходимых условий.

К этому вопросу надо подойти очень серьезно. В детском саду в каждой группе должны быть музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в грамзаписи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне, аккордеоне, поиграть в музыкально-дидактические игры. Надо стараться, чтобы музыкальный уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их творчестве.

Стараться, чтобы во всех группах в музыкальных уголках были альбомы с картинками на сюжеты программных песен, побуждающие детей к игре на инструменте; проигрыватель с набором пластинок с программными произведениями, народной музыкой, детскими песенками и сказками. Наиболее ярко самостоятельная музыкальная деятельность проявляется в группах старшего дошкольного возраста.

В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными. Встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах. Предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности. Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают на занятиях, во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества.

Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне.

В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

большая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах не пройдёт бесследно: дети овладеют многими инструментами, будут играть индивидуально и в ансамблях.

От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого мы передаем в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов.

В результате последовательных, повседневных занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах уровень музыкального развития дошкольников значительно повысится.

Дети научаться применять полученные знания, навыки в повседневной жизни, активизировалось их творчество.

Заключение

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Литература

Бублей С. «Детский оркестр» Ленинград «Музыка» 1983

Ветлугина НА Музыкальное воспитание в детском саду. - M.: Просвещение. 1981. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Просвещение.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.

Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.