Что понимается под словесным творчеством дошкольников. Словесное творчество детей. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Исходным для понимания сущности словесного творчества является понятие «творчество». Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира. А.Л. Венгер отмечает, что детское творчество - это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя .

И. А. Киршин говорит о том, что словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов. Словесное творчество понимается как двуединый процесс накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности и творческой переработки их на язык словесных знаков .

По мнению О. С. Ушаковой, словесное творчество - продуктивная деятельность, возникающая под влиянием произведения искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений .

Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Е.А.Медведева, Н.А.Селянина, Р.М.Чумичева, Д.Б.Эльконин, У.В.Ульенкова отмечают, что среди видов художественной творческой деятельности словесное творчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально-личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.

По мнению исследователей Л.М.Гурович, Н.И.Лепской, О.Н.Сомковой, Е.И.Тихеевой - словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: словотворчестве, сочинении стихотворений, собственных рассказов, сказок, творческих пересказах, придумывании загадок и небылиц .

В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований) .

Остановимся на психолого-педагогических основах словесного творчества детей дошкольного возраста. Становление творческой деятельности детей традиционно рассматривается психологами в связи с развитием воображения. Согласно общепринятой в отечественной науке идее Л. С. Выготского, воображение начинает развиваться в игре, а затем продолжает свое развитие в других видах деятельности: в конструктивной, изобразительной, музыкальной, литературно-художественной .

Способствует проявлению творчества и образность мышления дошкольника. Она обеспечивает свежесть, нешаблонность детского восприятия мира, способствует развитию воображения и фантазии. А. В. Запорожец многократно в своих работах подчеркивал, что образный характер детского мышления надо рассматривать как достоинство и развивать его именно в дошкольном возрасте, так как оно лежит в основе творческой деятельности художников, писателей, конструкторов и т.п.

Восприятие художественных произведений и словесное творчество связываются воедино посредством поэтического слуха. Так, О. С. Ушакова считает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. При этом поэтический слух следует понимать более широко, как относящийся к восприятию любых произведений, не только поэтического жанра. «Поэтический слух - это способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, а также умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения» .

Итак, для активного и успешного участия ребенка в словесном творчестве необходима психологическая платформа в виде развитых воображения, мышления, восприятия.

Особенности проявления словесного творчества

в старшем дошкольном возрасте

Проблема развития творчества подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Словесное творчество – процесс сложный, связанный с общим развитием ребенка (О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.В. Гавриш, О.Н. Сомкова и др.). Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством. Само творчество немыслимо без овладения богатством языка, на котором ребенок говорит и думает.

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности:

    в основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы;

    ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребёнка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а так же воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений;

    развитие словесного творчества старших дошкольников – процесс многоаспектный и многоплановый. Он зависит от общего речевого развития детей: чем выше этот уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинении произведений.

Литературное творчество – это двуединый процесс: накопление впечатлений в процессе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме. Словесное творчество детей может выражаться в разных формах:

В словотворчестве, т.е. в создании новых слов, неологизмов;

В сочинение стихотворений;

В сочинение собственных рассказов и сказок;

В творческих пересказах.

К самовыражению через творчество детей необходимо готовить. Детей необходимо учить сочинять стихотворения, загадки, сказки, рассказы. Детские тексты помогают проследить процесс словесного творчества детей и их индивидуальность.

Большинство ученых отмечают, что не у всех детей способность сочинять открывается сразу и не каждый ребенок стремится показать свой "шедевр". Проблема словесного творчества дошкольников еще не достаточно полно и глубоко изучена дошкольной педагогикой.

Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – словесное творчество и особенности его проявления. Предмет исследования – психолого-педагогические условия для проявления словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что проявление словесного творчества будет зависеть от ряда психолого-педагогический условий:

От задатков, от склонности детей к деятельности;

От личности педагога (среда интересов, интеллект);

От деятельности педагога с детьми (игры, занятия, наблюдения и т.д.);

От условий воспитания в семье (хобби, общение, связь поколений);

От опыта ребенка (театр, литература, TV, СD/DVD и т.д.);

От дифференцированного подхода к личности ребенка.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 157 г. Мурманска. В эксперименте принимало участие – 15детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

    выявить способность детей сочинять разные произведения: загадку, сказку, песню, стихотворение;

    выявить зависимость особенностей проявления словесного творчества от задатков и склонностей детей;

    определить общий уровень словесного творчества старших дошкольников.

Констатирующий эксперимент состоял из двух серий заданий: беседа с детьми; наблюдение за детьми в течение месяца.

Приведем пример наблюдений.

Утро . Даша Р. взяла театральный «Теремок», спрятала всех героев сказки и решила загадывать загадки Насти, которая только что зашла в группу. «Рыжая, с хвостиком длинным, красивая девица, ходит, обманывает всех, сестрица. Хитраля она» (лиса). «Роет норки она, очень сильно любит сыр. Красивая девочка-царевна. Милая она такая, говорит «пи-пи»» (мышь).

«Серый ходит, ест телят, ест он поросят, и на обед может слопать теленка с коровёнком » (волк). «Косолапый, любит мед, может поднять огромный дом. Сам красивый и богатый он» (медведь). «Царевна зелёная, прыгает по болоту. Она болтушка. Квакает (говорит тихонько, опуская голову под стол). А на пальцах у нее красивые маленькие штучки» (лягушка). «Он прыгает и ждет моих загадок, парень славный. Боится он лисы и быстро убегает по травушке-то муравушке» (заяц).

Настя не все загадки отгадала, может быть не проснулась, может быть затруднилась. Даша смеётся и говорит: «Эх ты, Настя, недумная твоя голова!»

Вечер. В игре девочки построили игрушки в хоровод и Даша говорит: «Вот так они танцевали, были молодцы и трудотцы !». Спрашиваю: «Что означает слово «трудотцы»? «Это значит, много и дружно трудились», - ответила Даша.

Занятия по изобразительной деятельности. Даша рисовала аквариум, красивых рыбок. Начала рисовать водоросли и, наверное, забыла, как они называются. «А здесь будут у меня вот такие порабости ».

На занятиях по лепке из соленого теста Даша попросила посмотреть мою книгу. Увидев в ней солонку, говорит: «Давайте на следующем занятии слепим такой же подсольник!» .

У Даши лучше всех в группе развита фантазия, она с удовольствием сочиняет, много придумывает в играх. Например, на улице не скучает никогда, потому что придумывает игры с любыми предметами (опавшими листьями, палочками, коробочками, травой, семенами, ракушками), представляя их разными героями. Мама, папа, бабушка и дедушка всегда одобряют Дашины игры и «чудеса», относятся к творчеству с уважением, не считая глупостью. Так, например, однажды зимою на вечерней прогулке Даша слепила маленькую снегурочку, и не захотела с ней прощаться. Мама разрешила снегурочке поселиться дома. Читаем детям сказку: «Сказал это Иванушка, заплакал и отправился восвояси». Саша Ш. спрашивает: «Что такое свояси? В свояси, в мояси, в твояси».

Самостоятельная деятельность . Аня М. рисует и говорит: «А здесь мне нужен кожаватый цвет» (цвет кожи). Она же рисует мэра, жену мэра и маленькую девочку. Поясняет: «А это мэрицка» (дочь мэра).

Анализ наблюдения позволяет сделать вывод, что словесное творчество проявляли в основном те дети, которые имеют врожденные задатки, склонность к деятельности, а так же чьи родители принимают активное участие в развитии творческих способностей своих детей.

Для реализации первой задачи исследования детям было предложено 4 задания: сочинить загадку; придумать сказку; придумать песню; сочинить стихотворение. Приведем примеры словесного творчества детей. Загадка Даши Р.«Он похож на осьминога и медузу, живет в море, но не рыба. Он вкусный, его едят и продают в магазине» (кальмар).

Сказка Оли Р. На тему «Чайник, кофеарка и рыбка или сказка о дружбе»:

«Жил был новый чайник. У него не было друзей, поэтому скучно было. Но однажды хозяева купили кофеарку. Только кофеарка невзлюбила чайник, потому что воображала была, думала, что она лучше всех и любила только себя. Потом купили рыбок разных: два карасика, красную шапочку и золотую. И зачем то завели злого кота. Он слопал всех рыб, кроме золотой, и его наказали. Чайник подружился с рыбкой. А кофеарка сломалась. Так ей и надо! Нужно друзей своих беречь! Конец » (имелась в виду кофеварка, но произносилось кафеарка). Стихотворение Саши Ш. «Вышла девочка гулять, свежей травки пощипать (смеётся и поясняет: для салата). А за нею Жучка, с мышкой на боку».

Гистограмма 1.

Уровни сочинительства детей

Основные направления работы с детьми в процессе формирования: занятия, направленные на развитие словесного творчества. Система специально подобранных игр. Обучение стихосложению.Работа с картиной, книгой. Работа с народным фольклором. Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ.

Игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей и индивидуально. Обязательное условие – проведение игр после наблюдений, рассматривания, сравнения и т. д. Ребёнок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идёт речь. Включение этих занятий в каждодневную жизнь должно вызвать у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе с педагогом переживать воображаемую ситуации, дополняя каждый раз новыми деталями. В процессе проведенной работы деть и родители стали сочинять стихи, загадки, сказки, потешки.

«Буква Я всегда была всем и каждому мила. Но, советуем, друзья, помнить место буквы Я» (Катя С.); Жила была в азбуке буковка Я и очень красивая буква была. Стояла та буква в конце алфавита и потому была очень сердита» (Ира П.); «Задумала в азбуке первой стоять, а буковку А с собой поменять. Хочу я быть первой! - сказала она, и вытеснив А, место там заняла»; «Арбуз, апельсин на называйтесь на Я, ведь самая главная буква моя! Я – гордая, смелая, важная я, все главные буквы заслуга моя!» (Даниил С.).

Сказка про зелёный глазок светофора. «Жил на свете один удивительный светофорик. У него было три глазика: красный, жёлтый, зелёный. Два глазика были послушными, загорались вовремя и по очереди. А зелёный глазик вечно шалил. Он любил подмигивать пешеходам. Из-за этого на дороге случались неприятности. Однажды глазок подшутил над одним знакомым мальчиком, и он попал под машину. Мальчика увезли в больницу. Зелёному глазику стало стыдно за свою шалость. И с тех пор он перестал шалить. И все три глазика теперь загораются по очереди и вовремя, и на дороге царит порядок» (Карина М. и её мама).

Сказка по небылице: «Тёплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на бегу летом прыгает в снегу. Жили-были дед и баба. Весной у них созрел виноград, да не простой, а волшебный. Если скушать такой виноград, то могут вырасти рога или пойдет снег. У деда и бабы был конь. Однажды летом конь случайно наелся винограда. У него выросли рога, и пошел снег. Он обрадовался и стал прыгать от радости на снегу. А представьте, как весело было деду с бабой!». Анкетирование родителей позволило выявить примеры словотворчества детей: «кепуч» - кетчуп, «покатика» - колбаса, «моноки» - помидоры, «шакалёк» - кошелёк, «моньки» - макароны, «куфли» (туфли),«таратапики » (тапки), «гуноватик» (виноградик), «подратик» (квадратик). Более позднего возраста: «восточность» (танец в восточном костюме), «штаняфка»(одна штанина у брюк), «лёдник» - холодильник, «разогревательница» - микроволновая печь, «непроливайка» - воронка, «управляшка» - пульт от телевизора.

Почти все родители написали, что дети сочиняют самостоятельно загадки. Например: « Полукруглая, цветная» (радуга); « С длинной шеей птица, умеет плавать, ходить. Крылья большие, на ногах есть перепонки. Скажите кто это?» (утка); « Что на небе ночью выглядит как банан?» (месяц). Сочиняют дома сказки. Приведем пример сказки Насти С. «Жила была в одном лесу разноцветная бабочка. Однажды на поляне она повстречала кузнечика. Она рассказала Кузнечику, что видела когда-то, как дети весело играли в мячик. «Давай, кузнец, с тобой тоже в мячик играть! ». Кузнечик грустно ответил: «А где же мы найдем такой маленький мячик?». Бабочка предложила поиграть одуванчиком, но он был очень легкий. Вдруг кузнечик принес росинку, и началась веселая игра! Какой это был отличный мячик! Они не заметили, как наступила ночь и в небе появилась яркая звезда. «А вы спать то собираетесь?» - спросила звездочка. Пришлось убрать до утра росинку и отправляться спать».

Сочинения детей показали, как расширились их художественные ассоциации. Они включали в свои сказки, стихотворения образы сказочных героев, придумывали разные действия героев, могли развить сюжет по собственной логике. Ярко выявился усвоенный способ контаминации, дети легко соединяли сюжеты сказок. В стихах дети сохраняют мелодику, лаконизм, в рассказах реалистичность событий и образный язык. Анализ сочинений детей показал, что их сочинения (загадки, сказки, стихотворения, рассказы) соответствуют выбранному жанру.

Гистограмма 2.

Уровни оригинальности детских сочинений

Словесное творчество возникает и развивается там, где существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для этой деятельности все условия. Очень важно, чтобы именно в дошкольном возрасте сочинительство вошло в привычку, стало делом обычным. Тогда желание общаться, высказывать свои мысли, спорить, отстаивать свою точку зрения, а главное желание творить, не пропадет и в школе.

Можно часто заметить, что в семьях художников дети тоже рисуют, а в семьях поэтов пишут стихи. Всё это не случайно, и дело здесь не только в генах и наследственности, но и в том, что у ребёнка была возможность попробовать этот вид творческой деятельности в самый нужный момент для дальнейшего развития – в дошкольном возрасте. У ребенка накопился опыт, который он смог комбинировать и применять.

Понимание творчества детей невозможно без знания следующих моментов:

    дошкольный возраст является возрастом бурного накопления ребёнком опыта, который в свою очередь необходим как основа для любой творческой деятельности;

    развитие психических особенностей ребёнка ведёт к расширению его опыта, следовательно, развивая внимание, память, мышление, ощущение, эмоции, мы увеличиваем возможность ребёнка накапливать практический опыт, а это в свою очередь благоприятно будет сказываться на механизме творчества;

    синкретизм познавательных процессов, более совершенные физические возможности ребёнка, «проблемное» восприятие мира – все это является особенностями развития, которые существенны в отношении креативности у дошкольников;

    все особенности детей дошкольного возраста говорят о том, что дошкольный период предполагает высокую степень проявления креативного и является безусловно значимым для её развития.

Предложенная гипотеза о том, что проявление словесного творчества будет зависеть от ряда психолого-педагогических условий, подтвердилась.

Для того чтобы помочь ребенку успешно развивать свое речевое творчество, реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых рассказов, сказок, стихов надо систематически предлагать детям творческие упражнения. Чтение литературных произведений, фольклора доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности - словесном творчестве. Использование разнообразных творческих заданий оказывает влияние на логику изложения детских сочинений, расширяет представление детей о художественном образе.

А.А. Смага,

Л.А. Харченко

Особенности овладения грамматическим строем речи

детьми дошкольного возраста

Освоение грамматического строя речи осуществляется на ос-нове определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, дол-жен уметь дифференцировать грамматические значения (значе-ния рода, числа, падежа и др.), так как прежде чем начать ис-пользовать языковую форму, он должен понять, что она озна-чает.

А.Н. Гвоздев выделяет пять периодов формирования граммати-ческого строя речи.

Первый период (l год 3 месяца - l год 10 месяцев) - это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, ко-торые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях. Этот период делится на две стадии:

Стадию употребления однословных предложений (1 год 3 ме-сяца - 1 год 8 месяцев);

Стадию употребления предложений из нескольких слов, глав-ным образом двухсловных предложений (1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев).

Второй период (l год 10 месяцев - 3 года) - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выра-жения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов просто-го и сложного предложений, в которых члены предложения полу-чают выражение в синтаксических средствах языка. В рамках этого периода выделяют три стадии:

Стадию формирования первых форм: числа, падежа, времени (1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц);

Стадию использования флексивной системы русского языка (словоизменения) для выражения синтаксических связей (2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца);

Стадию усвоения служебных слов для выражения синтакси-ческих отношений (2 года 3 месяца - 3 года).

А.Н. Гвоздев замечает, что этот период резко отграничен от первого периода, а с последующим не имеет резко очерченных границ.

Третий период (3 года – 4 года) - осваивается система словоизменений. Слова приобретают грамматическое оформление, появляется единственное и множественное число, противопоставление падежей, у глаголов появляется время. В речи ребенка есть уже свойственные разговорному языку части речи и основные грамматические категории, но еще нет полной грамматической правильности.

Четвертый период (4 года – 5 лет) - появляются новообразование: всплеск словотворчества, появляются сложные грамматические конструкции предложений (сложноподчиненные, сложносочиненные). Дети овладевают согласованием прилагательных со всеми формами существительных. К концу 5 года растет количество грамматических ошибок.

Пятый период (5 лет – 6 лет) - затухает словотворчество, уменьшается количество грамматических ошибок. Простые предложения всегда грамматически оформлены правильно. Появляются сложные предложения, союзные и бессоюзные, предложения с формально-сочинительной связью (затем, потом, и), предложения с причинно-следственной связью (потому что), предложения с однородными членами.

А.Н. Гвоздев выделил характерные особенности формирования грамматического строя речи:

1. Ребенок достаточно точно выделяет в слове корень, приставку, суффикс, окончание (морфологическую структуру), но осваивает эти части слов интуитивно.

2. Ребенок по аналогии образует слова, используя элементы слов при извлечении из другого слова.

3. Начальный период использования морфологических элементов характеризуется относительной свободой их употребления.

4. Ребенок свободно использует морфологические элементы слова, что говорит о самостоятельном создании отдельных форм, слов.

А.Г. Арушановавыделяет несколько этапов в усвоении грамматических средств и способов языка.

1. Понимание смысла сказанного (ориентируясь на окончание суще-ствительного, различать, где один предмет, а где много).

2. Использование того или другого грамматического средства в своей речи,заимствование грамматической формы из речи окружающих.

3. Самостоятельное образо-вание формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со слово-формой котята).

4. Оценивание грам-матическую правильность своей и чужой речи, определение, можно или нельзя так сказать.

В речи дошкольников А.Н. Гвоздев отмечает единичные при-меры обособления (обособленный причастный оборот; обособ-ленное одиночное прилагательное, отделенное от существитель-ного; уточняющая управляемая группа слов) и приводит пример с редким разделительным союзом «или»).

В старшем дошкольном возрасте появляются сложные предложения с двумя придаточными, при этом могут быть и соподчиненные, и при-даточные предложения разных степеней. Простые предложения дети в сложные объединяют при помощи союзов «когда», «как», «чтобы», «если», «потому что», «что», союзных слов «кто», «от-чего», «который» и т.д.

Появлению граммати-чески оформленных предложений предшествуют так называемые слова-предложения, состоящие из одного слова, представляющие законченное целое и выражающие какое-либо сообщение. Слова-предложения могут означать действующих лиц, животных, слу-жить обозначением предметов или действий. Одно и то же слово--предложение может иметь разные значения. В одних случаях эти значения становятся понятными благодаря интонации, в других – только из обстановки, в-третьих, благодаря жестам. Употребле-ние слов-предложений, по наблюдениям А.Н. Гвоздева, проис-ходит приблизительно в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев.

Характеризуя эту стадию развития, А.А. Леонтьев отмечает, что слово и предложение не разграничены, точнее, эквивалентом предложения является слово, которое включено в ту или иную предметную ситуацию.

Примерно к середине второго года жизни в речи ребенка появ-ляются двухсловные предложения. Именно их появление говорит о первом шаге в развитии предложения из «первичного синтакси-ческого целого». Важным фактором является то, что ребенок са-мостоятельно конструирует эти предложения.

К двум годам возникают трех-четырех сложные предложения, которые можно рассматривать как начальную стадию усвоения грамматической структуры предложения. Она связана с формиро-ванием грамматических категорий и их внешнего выражения. По мнению А.А. Леонтьева, в это время по-являются первые сложные предложения. Так, в возрасте 1 года 9 месяцев ребенок начинает произносить сложные бессоюзные предложения.

Основные типы сложного предложения усваиваются к трем годам. Первоначально они употребляются без союзов, затем с союза-ми (Проснешься – дам тебе конфетку ). Дети используют как сочинительные, так и подчинительные союзы (Девочка села на стул и надевает валенки. Девочка села на стул, чтобы надеть валенки. ).

Как отмечает в своей работе «Развитие речи детей от трех до пяти» В.И. Ядэшко, четвертый и пятый годы жизни являются дальнейшим этапом в овладении системой родного языка. В речи детей по-прежнему преобладают простые распространенные предложения (57 %), однако структу-ра их заметно усложняется за счет роста количества членов пред-ложения. Впервые появляются предложения с однородными об-стоятельствами, однородными дополнениями и опре-делениями. Употребляют дети и сложные предложения, составляю-щие 11 % по отношению к общему числу предложений.

Усложняется структура и сложноподчиненных предложений. Не-редки случаи, когда перед перечислением однородных членов в одном из простых предложений, входящих в состав сложнопод-чиненного предложения, стоит обобщающее слово. Среди прида-точных предложений наиболее распространенными являются до-полнительные придаточные предложения, придаточные времени, причины, места, сравнительные, условия, реже определительные, цели, меры и степени.

В монологических высказываниях детей старшего дошкольного возраста встреча-ются сложные предложения усложненного типа, которые состоят из трех и более простых предложений, объединенных либо сочи-нительной, либо подчинительной связью.

Г.М. Лямина от-мечает, что до четырех лет ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что будет делать или сделал, но молчит вовремя выполнения собственных действий.

На пятом году жизни, по данным Г.М. Ляминой, у детей на-блюдается усиление желания и умения подтвердить речью свою деятельность. Правда, высказывания детей в этих случаях на 90 % состоят из простых предложений. У дошкольников этого возраста отмечается большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают. В этих ситуациях дети произносят столько сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку.

Автореферат диссертации

Саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или отдельных ее... развитие продуктивных взаимодействий с ребенком в ходе решения задач реабилитации), психолого -педагогические условия формирования, направления формирования (педагогическое ...

  • Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

    Сборник научно-методических статей

    ... психолого -педагогическое сопровождение, которое помогает отслеживать результативность созданных для развития личности условий и самого учебного процесса. Психолого -педагогическое ...

  • «психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования» (рекомендации для родителей воспитателей учителей) под общей редакцией

    Документ

    ... , развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого -педагогических условий ...

  • 6. Древнеримский эпос (Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»)
  • 7. Форумы Рима как репрезентативные феномены Древнеримской культуры.
  • 8. Литература Древней Месопотамии.
  • 9. Культура Древнего Рима. Периоды развития культуры и их общая характеристика.
  • 12. Древнеримская литература: общая характеристика
  • 13. Культура Древней Греции.
  • 14. Древнеримская лирическая поэзия.
  • 1. Поэзия цицероновского периода (81-43 гг. До н.Э.) (расцвет прозы).
  • 2. Период расцвета римской поэзии – время правления Августа (43 г до н.Э. 14 г. Н.Э.).
  • 16. Древнегреческая трагедия. Софокл и Эврепид.
  • 18. Традиции древнеиндийской литературы.
  • 22. Древнегреческий эпос: поэмы Гесиода.
  • 24. Древнегреческая проза.
  • 25. Степные цивилизации Европы. Характеристика культуры скифского мира Евразии (по коллекциям Эрмитажа).
  • 26. Древнееврейская литературная традиция (тексты Ветхого Завета).
  • 28. Древнегреческая комедия.
  • 29. Типы цивилизаций – земледельческий и номадический (кочевнический, степной). Основная типология цивилизаций.
  • 30. Литература и фольклор.
  • 31. Понятие «неолитическая революция». Основные черты культуры неолитических обществ мира. Понятие «цивилизация».
  • 32. Понятие словесного творчества.
  • 34. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.
  • 35. Хронология и периодизация традиционной культуры первобытного общества. Геокультурное пространство первобытности.
  • 38. Древнегреческий эпос: поэмы Гомера.
  • 40. Анализ произведения древнеиндийской литературы.
  • 32. Понятие словесного творчества.

    СЛОВЕ́СНОСТЬ Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теориясловесности.

    Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн .). Изящная с . (устарелое названиехудожественной литературы).

    Литература и словесность .

    Строгого различения между этими двумя терминами делать не следует, ипочти всегда можно одинаково употреблять тот и другой. Если же все-таки доискиваться разницы в ихзначении, то первый будем относить к произведениям писанным, а другой - к устным. Правильнее говоритьо народной словесности, чем о народной литературе. Народ осуществляет именно устное творчество: отпоколения к поколению, из уст в уста переходят сказки, песни, былины, пословицы - все то, что можнообъединить под названием словесности. «Литература» происходит от латинского слова litera, котороеозначает буква , письмо , надписание ; уже отсюда явствует, что литература - словесное творчество, запечатленное, закрепленное в письме. Такое сочетание, как теория словесности , употребительнее, чемсочетание теория литературы ; значит, понятие словесности шире понятия литературы. А над ними обоимивозвышается понятие слова. Конечно, не всякое слово - словесность: чтобы стать ею, оно должно бытьхудожественным. Но, с другой стороны, и слово служебное, то, каким мы пользуемся и с другимиобмениваемся в нашем общежитии, слово полезное, практическое, - оно тоже имеет в себе элементхудожественности. Вот почему и нелегко провести границу там, где кончается слово и где начинаетсясловесность. Уже тот матерьял, из которого творит литература, сам литературен. В известном смысле, всякийговорящий - тем самым ужо словесник, литератор, потому что наши слова носят на себе отпечатоктворчества и представляют собою явления художественного порядка: они образны, картинны, звучны. Дар слова - дар словесности. И все-таки из бесконечного множества слов, не отзвучавших во времени, аоставивших след в памяти человечества, необходимо, разумеется, выделить такие, которые являют собоюсловесность, литературу, как искусство. Широко говоря, литературой называют совокупность всякихпроизведений человеческой мысли, закрепленных в слове - устном ли, письменном ли; но, обыкновенно, когда говорят литература или словесность , то перед этими существительными подразумеваютприлагательное художественная . И потому не всякий словесный памятник заслуживает изучения в курсеистории литературы: «Слово о полку Игореве», это - литература, «Поучение Владимира Мономаха» - нет. Правда, термин литература применяют не только к художественным произведениям: есть ведь и научнаялитература, и можно слышать такое выражение, как литература предмета , когда имеют в виду переченькниг или статей, посвященных тому или другому вопросу. Интересно отметить, что русское словословесность почти вытеснено иностранным словом литература : до такой степени вошло последнее всистему нашей речи, получило в ней право гражданства. Говорят: заниматься литературой ; сохранилось, впрочем, - учитель словесности и несколько подобных выражений. Что литература преобладает надсловесностью , это так понятно: ведь в наше время словесно творит не столько народ, сколько отдельнаяличность, - а личное, индивидуальное творчество спешит выразить себя в письме, в печати - влитературе .

    33.Культурные эпохи первобытности, основные характеристики культуры палеолита и мезолита. Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития: каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) - палеолит, мезолит, неолит - характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня; бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств; железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры. Особенности палеолита. Развитие не однородно, на что во многом повлияли климатические изменения. Одной из особенностей первобытности является низкая численность и плотность населения, потому что даже в богатом ресурсами ландшафте демографическая емкость ограничена. В эту эпоху была создана, развитая общинная система жизнеустройства, в которой исходной социальной молекулой была малая семья (5-6 чел.). Малые семьи объединялись, образуя стойбища, поселения, которые могли насчитывать 4-5 жилищ, располагавшихся на территории в 700- 1500 м2. Они имели один долговременный очаг. Рядом с жилищем располагались производственные площадки и хозяйственные ямы. Преисторические общества были социально однородными, а основной формой разделения труда было разделение деятельности мужчин и женщин. Хозяйственная стратегия палеолитического общества была нацелена в основном на охотничью деятельность и устойчивость пищевых цепочек. существовала избирательная охота и сезонность охотничьих циклов, о чем свидетельствуют многослойные долговременные стоянки (прекрасный образец тому Костенки на Дону) и множество сезонных поселений. Во Франко-Кантабрийской зоне и на Русской равнине охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, диких лошадей, но доминировала облавная охота на мамонта. На Урале и Кавказе преобладала охота на пещерного медведя, в средней Азии и Алтае - на горного козла, в степной зоне европы (например, стоянка Амвросиевка под Донецком на Украине) - облавная охота на зубра, аналогичная палеоиндейской охоте на бизонов на юго-западе сША. Хозяйственная стратегия включала в себя также собирательство, ориентированное на местные виды растений. Для охоты использовались рогатины, копья и дротики, оснащенные твердыми кремниевыми наконечниками, а также разное дистанционное оружие - копьеметалки и гарпуны из твердых пород дерева и кости. Жилищем служили, как отмечалось, большие, светлые и теплые пещеры с мощными культурными напластованиями. . Широкое использование костей мамонтов в комплексе с деревом и камнем характерно для всей приледниковой зоны евразии. Верхнепалеолитические дома имели овальную или продолговатую форму; иногда это были полуземлянки, перекрытые каркасом из бивней, жердей, шкур; внутри находились очаги, обложенные каменными плитами, а вокруг располагались хозяйственные ямы для хранения орудий, запасов сырья, пищи и др. Практиковалось легкое переносное жилище - бивуаки. В это время существовали специализированные производства с разнообразным и эффективные орудием: большие и мелкие скребки, резцы, камни для мягчения и лощения шкур, костяные проколки, иглы с ушком, специальные «рабочие столики» для разминания шкур и ремней и др. В комплексе одежды были аналоги накидок или плащей. Что касается бытовой утвари, то это были плетеные изделия, деревянная, костяная и каменная посуда. Духовная культура палеолитического общества характеризуется определенным уровнем сложности. Наличие ранних форм религии (магии, тотемизма, анимизма) исследователи связывают с ритуалами погребения животных и людей, с изображениями сверхъестественных существ. Изображение «колдуна» из пещеры Труа Фрер, рисунок бизоначеловека из пещеры Шове во Франции, костяная фигурка человека-льва из Холенштейн Штадель в Германии. Искусство того времени было органической частью синкретического, нерасчлененного культурного комплекса, а не самостоятельной сферой. В строение мира искусства (морфологию) входили две основные категории памятников. Это красочное монументальное искусство, представленное живописью и гравюрами на стенах пещер, которое также называют петроглифами (рисунками на камне). Вторая категория - мобильное искусство, или искусство малых форм (портативное), представленное широким спектром резьбы по кости, гравировками и рисунками на гальках, орнаментированными плитками, украшениями и скульптурными произведениями. Главное место в искусстве занимали образы животных. Зверь, судя по всему, был для людей того времени не только пищей, но и предком, другом, врагом, жертвой и божеством. Образы людей палеолита были воплощены преимущественно в скульптурных произведениях и, реже, в гравировках на кости и роге. Пластика представляет собой в основном женские статуэтки, изготовлявшиеся в основном из бивней мамонта, в ряде случаев - из камня и обожженной глины (терракоты)2. Фигурки обнаженных пышных дам с подчеркиванием генетативных функций «сакральной» природы женщин называют «палеолитическими Венерами». Изображения мужчин являются крайне редкими. Широкое распространение в культуре каменного века получило орнаментально-геометрическое искусство. Оно встречается во всех ареалах верхнепалеолитической ойкумены, но более всего характерно для Русской равнины и сибири. Музыкальное и танцевальное искусство, речитация возникли, вероятно, не раньше и не позже изобразительного и архитектонического. существование пантомимы и хороводов подтверждается некоторыми наскальными рисунками евразии. В ряде палеолитических стоянок найдены музыкальные инструменты (флейты и ударные инструменты). Особенности культуры мезолита. В мезолитический период преистории произошло таяние и отступление ледника. Огромные площади Земли были поглощены водами мирового океана, исчезла мамонтовая фауна и другие виды крупных промысловых животных, потомки кроманьонцев потеряли свои традиционные места обитания и охоты. Они пережили одну из крупнейших экологических катастроф. Численность и плотность населения в это время возросла; произошла интенсификация присваивающего хозяйства; расширилось использование природных ресурсов, а методы их добывания обрели более разнообразные и изощренные черты. Новые охотничьи стратегии были нацелены на добычу горных, лесных и степных копытных животных (лось, олень, кабан, козел и др.), в связи с чем стало широко и эффективно использоваться дистанционное оружие - лук и стрелы с кремневыми наконечниками. На морских побережьях возникает специализированный морской промысел. Очень важным завоеванием в сфере хозяйственной культуры стала доместикация - одомашнивание диких животных (овцы, собаки и др.). Люди переселяются на открытые пространства, строят полуземлянки и приземистые жилища из местного сырья. появление необыкновенной динамики в многофигурных изображениях животных. Вместе с животными композиции теперь включают теперь людей - мужчин и женщин. В искусстве начинают доминировать мужские образы. Чаще всего - группа лучников, охотящихся за убегающим животным. Все изображения схематизируются, появляется деформация в изображении фигуры человека, исчезает конкретность «первобытного натурализма». Во всех регионах мира распространяется геометрический орнаментизм в изделиях из камня, кости, дерева, глины. В это менее длительное, чем в палеолите время человечество накопило силы для нового исторического броска в культурных достижениях, связанных с неолитической революцией.

    Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 178»

    города Чебоксары Чувашской Республики

    Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, дети овладевают сложными формами связной речи, развит словарь, у них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из ранее репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

    В старшем дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, усваивает значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, понимает значение слов обозначающих социально-значимые характеристики человека. В этом возрасте усвоение слов ребенком происходит с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.

    Одним из проявлений творческого воображения является детское словесное творчество. Различаются два вида словотворчества.

    Во-первых, это так называемые новообразования в словоизменении и словообразовании (детские неологизмы). Во-вторых, это сочинительство – неотъемлемый компонент художественно-речевой деятельности.

    Все мы знаем, что дети любят сочинять сказки, рассказы, стихи, фантазировать, наблюдается тяготение к "явным нелепицам", "перевертышам". В "перевертышах", небылицах ребенок посредством воображения "разрывает" связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, "отстраняется" от них, а затем связывает в новые сочетания, «входить» в изображаемые обстоятельства, отбирать речевые средства для построения связного высказывания.. Таким образом "расшатываются" стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение. Одним словом под словесным творчеством понимается продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, небылиц, рифмовок и т.п.

    С помощью словесного творчества ребенок экспериментирует со словами и предложениями, пытается что-то изменить, что-то придумать – словом, творить. Ему интересна эта деятельность, так как позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым. Словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной. Чувство радости и удовлетворения от достигнутого, эмоциональная напряженность делают привлекательным сам творческий процесс. Детское словотворчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка.

    По мнению многих ученых, словесное творчество старших дошкольников можно развивать, учитывая следующие факторы:

    Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие словесного творчества, является обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в процессе целенаправленного наблюдения за окружающей действительностью. Наблюдение за трудом взрослых, за явлениями природы, формы могут быть различные: просмотр кинофильмов, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах и т.д. (В процессе наблюдения за природой отмечаем эстетическую строну, выделяем красоту природного мира, отмечаем краски. Хорошо если параллельно мы будете знакомить с тем, как описывают природу авторы в своих произведениях, какие они использую выражения, слова).

    Немало важным фактором является обогащение литературного опыта, чтение различных книг, особенно познавательного характера, которые обогащают детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, это углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

    Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря за счет слов–определений;

    слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

    Например, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый поддеревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями.

    Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

    Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

    Развитие поэтического слуха, способности к различению жанров, понимания их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы о осознавать их функциональную связь с содержанием.

    Для развития словесного творчества эффективно использовать приемы, которые стимулируют творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

    · придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

    · сочинение с использованием предметно-схематической модели, картины (это немного сложнее, потому что ребенок должен действовать определенному алгоритму).

    · сочинение по теме с использованием опорных слов-мнемотаблиц.

    · творческое рассказывание по литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.

    Использование дидактических игр на развитие фантазии, воображения («Веселые рифмы». Подбери рифму Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д. «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

    В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

    О чем думает ваша обувь?

    О чем думает мебель?

    · “коллаж из сказок”. Выбираются любые герои сказок (Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч и Мальчик-с-пальчик) для самостоятельного сочинения сказки (можно использовать в сказке какое-либо волшебное средство, наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию.)

    · сочинить сказку о необычном существе. (Бабочка, у которой были прозрачные крылышки, но ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у её подружек).

    · использование пословиц, поговорок (До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”).

    Таким образом, развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием психических процессов, требующий активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.

    В народе говорят: "Без воображения нет соображения".

    Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

    Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно! Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

    Словесное творчество – эффективное средство развития творческой личности.

    Взрослый, воспитывая ребенка, должен тонко и тактично поддерживать детскую инициативу. Это позволит ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Такое взаимодействие способствует обучению творчеству, так как само по себе творчество может развиться лишь у отдельных индивидов.

    Вопросы творчества, его развития и проявления у человека волновали умы выдающихся людей на протяжении многих лет становления человеческой истории.

    Еще Аристотель в IV веке до н.э. подчеркивал новаторский и авторский характер научного и художественного творчества. Развитие нового знания основывается на собственной активности человека, а потому так важно, по мнению Аристотеля, уже с раннего возраста обучать детей творчеству, умению наблюдать и понимать людей, их переживания. Доказывая, что отпечаток личности творца лежит на его произведениях, Аристотель не только приводил примеры того, как разные художники по-разному трактуют одни и те же сюжеты, но и доказал необходимость развития самостоятельности, активности и индивидуальности при воспитании детей, т.к. в противном случае из них никогда не выйдут выдающиеся ученые и творцы.

    Природа творчества исследуется философами, психологами и педагогами, которые изучают отдельные аспекты творческого мышления и личности, исходя из специфики своих наук.

    Так, в философском словаре дано следующее определение творчества: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности». В философии творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познавания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. В процессе творчества принимают участи все духовные силы человека, в том числе воображение, а также обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.

    В педагогической науке творчество определяется как «деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды».

    Значение творчества ребенка ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности.

    Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности:

    • 1- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
    • 2 - видение новой функции предмета (объекта);
    • 3 - видение проблемы в стандартной ситуации;
    • 4 - видение структуры объекта;
    • 5 - способность к альтернативным решениям;
    • 6 - комбинирование ранее известных способов деятельности в новый.

    И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями.

    Под творчеством, по мнению педагогов, следует понимать сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры и т.п., а также способы, пути решения задач (изобразительной, игровой, словесной, музыкальной).

    Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества, как характеристику индивида. В психологии творчество изучается в двух направлениях:

    • 1 - как психический процесс создания нового,
    • 2 - как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включение в этот процесс.

    Необходимым элементом творчества, творческой деятельности человека является воображение. Оно выражается в настроении образа продуктов труда, обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

    Воображение, или фантазия принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности. Воображение позволяет представлять результат труда человека еще до его начала.

    Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых неожиданных, непривычных сочетаниях и связях .

    Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

    Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

    • § агглютинация - «склеивание» различных частей, качеств;
    • § гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и изменение количества частей предмета или их смещение;
    • § заострение, подчеркивание каких-либо признаков;
    • § схематизация - представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план;
    • § типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

    В психологии принято различать активно и пассивное воображение. В случае, когда фантазия создает образы, которые не воплощается в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными, проявляется пассивное воображение. Оно может быть преднамеренным и непреднамеренным. Образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Непреднамеренное воображение проявляется при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

    Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

    Для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, следует выяснить связь, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» выделяет 4 формы связи воображения с действительностью.

    Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности, вторично комбинируя затем уже образы фантазии (русалка, леший и т.д.). Здесь можно выделить следующую закономерность: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии» .

    Второй формой являются более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту.

    Третья форма - эмоциональная связь. Образы фантазии дают внутренний язык для чувства человека «Это чувство подбирает элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов» . Однако не только чувства влияют на воображение, но и воображение влияет на чувство. Это влияние можно назвать «законом эмоциональной реальности воображения».

    Четвертая форма заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Приняв материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение становится действительностью.

    Л.С. Выготский подробно описывает и психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение, соединение измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении .

    О.М. Дьяченко выделяет два вида или два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображение можно обнаружит в работах З.Фрейда и его последователей, где указываются, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций.

    Познавательное воображение исследовал Ж.Пиаже. В его исследованиях воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.

    О.М. Дьяченко дает характеристику данным видам воображения и этапы их развития на протяжении дошкольного детства.

    I этап - 2,5-3 года. Происходит разделение воображения на познавательное (ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты) и аффективное (ребенок проигрывает свое переживание).

    II этап - 4-5 лет. Ребенок усваивает социальные нормы, правила и образцы деятельности. Воображение включает в себя процесс планирования, который можно назвать ступенчатым. Это приводит, в свою очередь, к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Познавательное воображение связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер.

    III этап - 6-7 лет. Ребенок свободно оперирует основными образцами поведения и деятельности.

    Активное воображение также направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Познавательное воображение проявляется в стремлении ребенка искать приемы для передачи переработанных впечатлений.

    Следует также подчеркнуть, что воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постоянное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (сочинение сказок, стихов, историй) и художественное (рисунки, поделки) творчество. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели.

    Фантазия - важное условие нормального развития личности ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал о фантазии детей в словесном ее проявлении. Он очень точно подметил возраст (от двух до пяти), когда творчество ребенка особенно искрометно. Недостаточная уверенность существующих в области языка законов «направляет» ребенка на познание, освоение, моделирование существующих связей и отношений в окружающем мире звуков, цветов, вещей и людей.

    К.И. Чуковский отстаивал право детей на сказку, доказывал способность ребенка к реалистическому пониманию образности сказки.

    Фантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя - его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове у писателя, оказывается пропущенными сквозь, своего рода, «обогащающее устройство», которым служит эмоциональная сфера творческой личности.

    В любой деятельности совершенно необходимыми является две стадии: постановка задачи (цели) и решение задачи - осуществление цели. В художественной творческой деятельности замысел по самому своему существу и является постановкой творческой задачи. Литературные замыслы, несмотря на все их различия, ставятся в других видах деятельности. Речь идет о задаче написать художественное произведение. Эта задача обязательно включает в себя стремление открыть эстетический аспект действительности и воздействовать на людей посредством своего произведения .

    Следует отметить, что дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Словесное творчество ребенка открывает более богатые возможности познания мира и передачи своих впечатлений, ограничивая действия ребенка какими-либо техническими приемами.

    Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковской, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

    Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбирать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

    В основе словесного творчества, отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесно творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха .

    Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).

    Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа .

    На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

    Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

    На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

    Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

    1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

    Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, усугубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

    • 2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
    • 3. Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

    Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описание игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

    4. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

    Тематика творческих рассказов должна быть связна с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

    В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

    Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.

    В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

    В подготовительной школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

    Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

    Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связанность и выразительность речи.

    План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания. Что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

    Более сложный прием - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. (Педагог поставил перед детьми учебную задачу. Мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить в определенной последовательности).

    Придумывание рассказа на самостоятельную выработанную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

    Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

    Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

    Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

    Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбирать тему, сюжет, персонажей.

    В книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» . «Введение в искусство придумывания историй» говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.

    Наиболее распространенным приемом является игра «Что было бы если…», где детям предлагают найти решение определенной ситуации.

    «Старые игры» - игры в записочки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, заранее намечающих некую схему, конец повествования.

    Примерные вопросы:

    • § Кто это был?
    • § Где это находится?
    • § Что делал?
    • § Что сказал?
    • § Что сказали люди?
    • § Чем все закончилось?

    Ответы детей прочитываются вслух как слитный рассказ.

    «Техника нонсенса» - сочинительство нелепиц, небылиц, «перевиралок» в двух строках.

    «Создание лимерика» - вариант организованного и узаконенного нонсенса. Структура лимерика может быть следующей:

    • 1. Выбор героя.
    • 2. Его характеристика.
    • 3, 4. Реализация сказуемого (выполнение какого-либо действия).
    • 5. Конечный эпитет, характеризующий героя.

    Использование данных приемов успешно отразится на развитии словесного творчества дошкольников.