Первобытные рисунки в пещерах. Пещерная живопись. Темы наскальной живописи

Хотите, чтобы новогоднее желание жить по-новому воплотилось в реальности? Обратите внимание на , как начать новый год с чистого листа.

1. Сделайте анализ своей жизни на данный момент. Задайте себе простой вопрос: «Чего я ожидал(а) от себя и от жизни к этому моменту?». Напишите самое важное. Напротив каждого пункта поставьте «+» и «-», т.е. что выполнено, а что нет. А теперь подумайте над «-». Насколько значительно их превращение в «+» отразиться на вашем ощущении от жизни, насколько это важно и соотносимо ли всё это с затратами на их воплощение. Вы удивитесь, но некоторые пункты уже могут оказаться устаревшими для ваших потребностей, и их могут заменить другие.

2. Определите, почему у вас возникло желание изменить свою жизнь. Возможно, это просто желание быть вне толпы, поступать так, как вам нравится, а не так, как «принято». Напишите всё значительное, из чего складывается ваша жизнь (действия, деятельность). Отметьте то, что вам нравится (эмоционально, физически, интеллектуально), то, когда поступки продиктованы именно вашими желаниями. Возможно, то, что совпадает с другими, – это и ваше желание, потребности. Или просто не так уж и плохи некоторые традиции, и устои. Но всё, что вне вашего желания и в ваших силах изменить, попробуйте поменять, согласно своим ощущениям.

3. Как это ни банально, но нужно составить план целей (именно ваших целей!) на 6 мес., 1 год, на 3 года, на 10 лет.

4. Не бросайтесь чрезмерно активно в достижение целей. Например, не стоит себя изводить себя в спортзале за одну тренировку, если до этого не тренировались 5-10 лет.

5. Отмечайте свои даже самые малые достижения и заслуги дня – это будет вашей моральной основой и проверкой, что вы идете в верном направлении.

6. Конечно, психологи не одобряют желание начать с чистого листа, выбирая отправной точкой лишь символически. Успех зависит от психологической готовности и физических возможностей сделать этот шаг.

7. Если хотите, но не знаете, как начать жить по-новому именно в вашей ситуацией, индивидуальная консультация психолога может стать первым и самым верным шагом на этом пути. Некоторые шаблоны поведения, реакции и мышления сложно сменить без профессиональной поддержки.

Советы психологов, как начать новый год с чистого листа, как это и должно быть, важно соотнести с индивидуальной ситуацией. Но вектор движения вполне может стать универсальным решением. У вас непременно всё получится в наступившем году, по-новому и лучше, чем в прошлом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Декабрь. Конец года. Как правило, это повышение деловой активности бизнеса и людей.

Всем нужно успеть доделать что-то в этом году, чтобы войти в новый год без долгов, без забот, желательно, с кучкой денег, чтобы можно было балдеть весь январь...

Хочется начать жизнь с чистого листа....

Когда пробьют куранты двенадцать, и наступит 1 января 2013 года, чтобы жизнь, как по велению волшебной палочки, в миг изменилась, и оставила в прошлом году все, что не устраивало и расстраивало, а в новый год 2013, принесла новые, позитивные изменения.

Новый год 2013? – конец света не случился?

На 21 декабря 2012 года, календарем Майя был предсказан конец света. Согласно другим предсказаниям, в эту дату случиться всемирная катастрофа, и начало новой эры.

Но я верю в лучшее, и готовлюсь к встрече нового года 2013! А вы?

Начать жизнь с чистого листа в 2013 году

А что мы понимаем под «начать жизнь с чистого листа» вообще?

Как правило, это изменения. Необходимые и позитивные. Пересмотр своих жизненных ценностей, стиля жизни, своих достижений, событий, личной жизни и дружеских отношений.

Но всегда под «начать жизнь с чистого листа» подразумевается то, что мы хотим чувствовать себя счастливыми, быть в большей гармонии с окружающей средой и людьми.

Что нам нужно для счастья?

Как правило, многие люди имеют желание что-то изменить, что-то им мешает, не устраивает, раздражает. Но мало кто реально начинают предпринимать действия к позитивным, желаемым изменениям. И лозунги «начну жизнь с чистого листа, с нового года», «начну заниматься в фитнес-клубе с понедельника», или «по часу начну изучать иностранный язык с завтрашнего дня» так и остаются лозунгами.

Почему? Нам ведь кажется, что мы этого, действительно, хотим! Ну, например, «надо выучить английский, и тогда я смогу получить работу в международной компании, с гораздо большим доходом и перспективами». Но этот английский как-то не идет, не получается его освоить легко, и мы годами строим себе обещания, что в этом году точно продвинусь в его изучении, и поменяю работу, но с каждым годом, уверенность в этом уменьшается...

или

живет человек в комнате коммунальной квартиры, хочет семью создать, уюта домашнего, но как в коммуналке создавать уют и семью? Он понимает, что нужно что-то менять, но не знает как. Неуверенность в себе, и нехватка жизненных сил что-то предпринять, загоняют человека в сети собственных рационализаций и затрудняют движение вперед.

Мы рационализируем свои поступки постоянно. Мы иногда сами не знаем что хотим. Хотим быть счастливыми. Просто для счастья, нам нужно разное. Иногда, внешне у человека все хорошо: работа, семья, дом, доход. Вот разговаривал с ним в лифте, а на следующий день, видишь у подъезда скорую, которая его увозит в госпиталь, после попытки суицида, с отравлением лекарственными препаратами. И не понимаешь, что не хватало человеку, что его толкнуло сделать такое...

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.

12 сентября 1940 года четверо французских подростков случайно наткнулись на узкое отверствие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка, и надеялись отыскать там клад. Но когда они попали внутрь и увидели огромные рисунки на стенах, они поняли, что это не просто подземный ход, и сообщили о своей находке учителю. Так была открыта пещера Ласко.


Все стены пещеры были сплошь покрыты удивительными рисунками животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, даже единорога, нарисованными охрой, сажей и мергелем (горная порода, вроде глины) и обведенными темными контурами. Часть рисунков были в натуральную величину !
Ученый А.Брейль провел в этой пещере несколько месяцев, делая всевозможные измерения и изучая первобытную живопись. Поначалу искусствоведы сомневались в подлинности рисунков, но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке, и возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет.

Очень скоро в пещеру Ласко стало приезжать множество туристов и вскоре ученые заметили, что рисунки начинают медленно разрушаться. Это происходило из-за избытка угликислого газа, который выдыхали люди, посещавшие пещеры. Вскоре в пещеру Ласко перестали пускать туристов и законсервировали ее, а рядом с ней была создана ее копия – Ласко II. Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко.

Нам с Осей очень понравилось, что на официальном сайте можно совершить виртуальное путешествие по пещере. В некоторых местах можно остановиться, приблизить рисунок, рассмотреть его и прочитать о нем небольшой текст (русского языка на сайте нет, зато есть английский). Вот сайт: http://www.lascaux.culture.fr/#/en/02_00.xml

Фигуры зверей нарисованы преимущественно в профиль, в движении. Интересно, что когда в одной сцене скапливается сразу несколько животных, разного размера и разных цветов, и при этом нарисованны так, чтобы одна фигура накладывалась на другую, то создается ощущение мультфильма, если двигать окошко на сайте. Наверное, так же эффект будет, если двигаться рядом с этими рисунками с фонарем в руках, жалко, что мы не можем проверить:)

На стенах пещеры встречается одно единственное изображение человека: тут можно увидеть четыре фигуры, объединенные в одно композиционное пространство - пронзенный копьем бизон, лежащий человек, маленькая птичка и нечеткий силуэт удаляющегося носорога. Бизон стоит в профиль, но голова его повернута к зрителю. Человек изображен схематично, как на детских рисунках. Все нарисовано жирной черной линией и не заполнено цветом. Ученые до сих пор спорят, что именно изображено на этом рисунке: бизон убил человека, а насорог нанес смертельную рану бизону? Или все наоборот?

Я показала Осе вот такую картинку и рассказала о том, что краски тогда были минеральные. Основу черной краски составлял марганец, а красной - окись железа. Кусочки минералов растирали в порошок на каменных плитах, либо на костях животных, например - на лопатке зубра. Этот цветной порошок хранили в выдолбленных костях или кожаных мешочках, которые носили на поясе.

На этой картинке видно изображение огромного быка. Фигура правого быка - самый большой наскальный рисунок в мире, его длина 5.2 метра.
Чтобы было понятнее, что такое пять метров, мы отмерили это расстояние в квартире и прикинули, насколько огромный был бык.

Интересно, что в пещере Ласко находится изображение мифического животного - единорога:

А вот этот большой черный бык, длиной 3,71 метра, интересен тем, что его раскасили краской, распыленной через специальную трубочку:


Чем можно заняться, если ребенка заинтересовали эти рисунки:


- можно взять крафтовую бумагу, помять ее как следует (мы не сразу до этого догадались, но когда нам попался мятый кусок оберточной бумаги, Ося сам заметил, что получается фактурнее и поверхность напоминает поверхность камня) и повесить на стену, чтобы рисовать на ней запомнившиеся фигуры углем, сангиной или разноцветной пастелью. А можно красками, если ребенок не хочет пачкать руки. Главное, не забудьте застелить пол вокруг.

А можно сделать натуральные краски - из глины и ягод, и раскрашивать ими животных. А потом отдельно углем сделать контур.

А еще можно попробовать рисовать самодельными кистями. Предложите ребенку небольшую палочку, немного травы/стеблей цветов и нитку. Догадается ли он, что можно с ними сделать? А если от губки для мытья посуды отрезать верхний слой, то можно играть, что это шкура животного, которую древние люди использовали, чтобы закрасить большую площадь рисунка. Попробуем?

Чтобы рисовать рисунки, можно расположиться просто на столе или на полу, а можно представить, что мы находимся в пещере и рисуем на ее стенах и сводах. Однажды, когда мы играли в первобытных людей, мы обклеили место под столом бумагой, и Ося оставлял наскальные изображения, лежа на спине.

В этот раз мы развесили рисунки под письменным столом, потом Ося завалил вход в "пещеру" подушками от дивана, и мы играли, как будто это мы сами гуляем и неожиданно находим такое сокровище - пещеру с наскальными древними рисунками. Вечером, когда уже стемнело, мы погасили свет и залезали в пещеру с фонариками и свечками и рассматривали изображения на стенах.