Образ рассказчика в литературном произведении. Специфика использования образа рассказчика в литературных произведениях и особенности новелл мериме с точки зрения образа рассказчика


В ходе прохождения практики я ознакомился с работой канализационно - насосной станции, с процессом работы основного и вспомогательного оборудования, при этом изучил следующее: технологическую схему КНС; отдельные элементы КНС (насосы, трубопроводы, запорную арматуру, автоматику, вентиляцию); размещение основного и вспомогательного оборудования; журналы учёта работы насосов; схему распределения наружных канализационных сетей деревни Матвейково.

Также в ходе экскурсий я ознакомился с работой водоканала и квартальных насосных станций.

Теория части B по литературе

o Роды литературы

o Литературные направления и течения

o Тематика лирических произведений

o Структура художественного текста

o Конфликт в художественном произведении

o Система образов в художественном произведении

o Художественный характер

o Средства создания и раскрытия литературного героя

o Роль писателя в произведении

o Сатира и юмор

o Название художественного произведения

o Роль пейзажа в произведении

o Художественное пространство и время

o Художественная деталь

o Стихосложение

1. Стихотворные размеры

2. Рифма, строфа

3. Как определить стихотворный размер?

4. Про мужскую и женскую рифмы

o Тропы и их функции

o Поэтический синтаксис

o Поэтическая фонетика

o Лексические средства выразительности

Письменная Часть ЕГЭ по литературе . Полезные материалы

o Отчет о работе предметной комиссии ЕГЭ по литературе (типичные ошибки)

o Схема анализа лирического произведения

o Грамотный план как залог успешного сочинения

o Контекст

o Анализ литературного образа

o Построчный пересказ лирического произведения

o Этапы работы над сочинением

o Простой рецепт: как укладываться в необходимый объем (200 слов)

o Характерные черты в творчестве поэтов. Задание 16

o Распределение заданий по прозаическим произведениям (Задания 8-15-17)

o Распределение заданий по лирическим произведениям (Задания 9-16)

o Сопоставление тем прозы ЕГЭ по литературе. Задание 9

o Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе. Задание 16

o Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии

o Общие требования к сочинениям

o Цитаты из книг для подготовки к ЕГЭ

Критерии письменной части : (обновлены в соответствии с кодификатором за 2015 год)

o Задания 8,15

o Задания 9,16

o Задание 17

Теория литературы

Роды литературы

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос↔ Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве Лирика Вне времени и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Ли́роэ́пика - один из четырех родов литературы в традиционной классификации. В лироэпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)
Название Краткая характеристика Пример
Сказка Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
Былина Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
Песнь Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
Малые жанры фольклора
Загадка Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью "Висит сито, не руками свито" (паутина)
Пословица Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии "Семеро одного не ждут"
Поговорка Выражение, образно определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли "Легок на помине"
Скороговорка Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап"
Частушка Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
Жанры древнерусской литературы
Название Краткая характеристика Пример художественного произведения
Житие Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью "Житие Александра Невского"
Хожение (хождение оба варианта верны) Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
Поучение Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление "Поучение Владимира Мономаха"
Воинская повесть Повествование о военном походе "Сказание о Мамаевом побоище"
Летопись Историческое произведение, в котором повествование велось по годам "Повесть временных лет"
Слово Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона
Эпические жанры
Роман Определение Разновидности
Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Очерк Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Лирические жанры
Стихотворение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
Лиро-эпические жанры
Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Драматические жанры
Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
Интермедия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России

Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Основные признаки литературного направления Представители литературы
Классицизм - XVIII - начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм - конец XVIII - XIX век
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм - XIX - XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм- последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм.Основные направления: Символизм Акмеизм Имажинизм Авангардизм. Футуризм
Символизм - 1870 - 1910 годы
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)
Имажинизм - 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин

В таблице представлены основные литературные направления , которые чаще всего встречаются в школьном курсе и на ЕГЭ по литературе.

Тематика лирических произведений

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)

Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)

Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.

(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)

Тема лирического произведения Краткая характеристика Пример
Тема любви(любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Тема природы(пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"
Тема назначения поэта и поэзии(гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Тема свободы(вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"
Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"
Тема родины(патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"

Структура художественного текста

Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Этапы сюжета :

Этапы развития сюжета
Название этапа сюжета Краткая характеристика Пример
Экспозиция(пролог) Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная. В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
Завязка Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок : - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце. Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Развитие действия События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта. Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
Кульминация Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"
Развязка Положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки : - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Послесловие(эпилог) Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий). Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.


Конфликт в художественном произведении

Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

Характерконфликта Краткая характеристика Пример
Любовный Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
Социально-бытовой(общественный) Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений. А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
Философский Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
Идейный Столкновение различных идей, имеющих право на существование. И. С. Тургенев "Отцы и дети"
Психологический Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
Символический Противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма. М. Метерлинк "Синяя птица"

Система образов в художественном произведении

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Название литературного образа Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие) Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой Действующее лицо драматического произведения
Главный герой Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.

Тип рассказчика Краткая характеристика данного типа Пример
"Обрамляющий" условный рассказчик Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев "Записки охотника"
Бесстрастный повествователь Изображает события как сторонний наблюдатель А. С. Пушкин "Повести Белкина"
Главный герой произведения Повествование в произведении ведется от лица главного героя Ф. М. Достоевский "Подросток"
Рассказчик - словесная маска Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
Рассказчик - участник событий Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Система рассказчиков Художественное произведение имеет форму: - "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие; - связанных между собой повествований нескольких рассказчиков Л. Н. Толстой "После бала" М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Характер в художественном произведении

Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.

Средства создания литературного героя

Средство создания литературного героя Краткая характеристика Пример
Название произведения Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Эпиграф к литературному произведению Может указывать на основную черту характера героя "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
Прямая авторская характеристика Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку "Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)
Речь героя Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Поступки, действия героя Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Психологический анализ Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
Другие герои произведения Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Портрет героя Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами) 1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова 2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова 3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Социальная среда, общество Общественные условия, в которых живет и действует персонаж "Гранатовый браслет" А. И. Куприна
Пейзаж Раскрывает внутренние переживания героя Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Художественная деталь Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова
Предыстория жизни героя (если есть) Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа "Обломов" И. А. Гончаров

Роль писателя в художественном произведении

Сатира и юмор

Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.

Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.

Тип рассказчика

Краткая характеристика данного типа

Пример

"Обрамляющий" условный рассказчик

Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна

И. С. Тургенев "Записки охотника"

Бесстрастный повествователь

Изображает события как сторонний наблюдатель

А. С. Пушкин "Повести Белкина"

Главный герой произведения

Повествование в произведении ведется от лица главного героя

Ф. М. Достоевский "Подросток"

Рассказчик - словесная маска

Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт

Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя

Рассказчик - участник событий

Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собвтвенную интерпритацию увиденного

Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Система рассказчиков

Художественное произведений имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;

Связанных между собой повествований нескольких рассказчиков

Л. Н. Толстой "После бала"

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма

События, происходящие

во времени и пространстве

Лирика

Вне времени

и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем. Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни. Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

В 3-й части работы (Задания С5.1, С5.2, С5.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на задан­ную литературную тему, сформулированную в виде вопроса про­блемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 - по произведениям первой половины XIX века, 2 - по произведениям второй половины XIX века, 3 - по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопро­сов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указы­вают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литера­турно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуе­мый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль уча­щихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе:

В чем, по вашему, символическое значение сцены с ключом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Почему Штольц считает, что в Захаре больше обломовского, чем в самом Обломове?

Является ли Назаров сильной личностью?

Почему главный герой романа «Преступление и наказание», в ос­нове которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?

Почему сцена Бородинского сражения - кульминация романа «Война и мир»?

Почему Наполеон являлся кумиром князя Андрея в одну из эпох его жизни?

Почему пьеса «Вишневый сад», изображающая драматические судьбы героев, - комедия?

Почему Есенин назвал себя «последним поэтом деревни»?

Каков лирический герой Маяковского: оптимистически настроен­ный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?

Почему «Мастер и Маргарита» - это «роман в романе»?

Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена - праведник, без которых «не стоит земля»?

Тоска Онегина - дань моде или глубокое внутреннее пережива­ние?

Почему роман М.Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдель­ных законченных повестей?

Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?

Почему в цветовой гамме Петербурга у Достоевского преобладает желтый цвет?

Почему центральным событием революционной поэмы А. Блока является убийство Катьки?

Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия Ах­матовой - это русская психологическая проза XIX века, перело­женная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

Данное задание представляет собой развернутый ответ на про­блемный вопрос, связанный с анализом разных сторон содержания и формы изученных в школе произведений литературы ХIХ-ХХ веков. Это своеобразное сочинение-миниатюра. Работа над таким сочинени­ем должна занять не более 2 академических часов.

Чтобы успешно отвечать на подобные вопросы, надо четко опре­делять суть сформулированной проблемы или смысл предложенной альтернативы, владеть безупречной логикой развития мысли, отка­заться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду».

Если возможны разные ответы на поставленный вопрос, лучше выбрать тот, который, по мнению выпускника, в большей степени со­ответствует авторскому замыслу или позиции автора произведения. Если все точки зрения имеют право на существование - все они должны быть обоснованы текстом произведения.

Еще раз повторим прописную истину: ответить на поставленный вопрос можно лишь в том случае, если очень хорошо знать текст про­изведения (пользоваться текстами на экзамене не разрешается).

И наконец, следует помнить, что данный ответ - это закончен­ный текст. В нем должны быть очень четкие и лаконичные вступле­ние и заключение, все суждения надо подтвердить текстом. Речевые, стилистические, фактические ошибки не допускаются.

Например, отвечая на вопрос: «Почему Софья предпочла незамет­ного Молчалина блистательному Чацкому?» - следует осмыслить суть проблемы. Софья - неординарная, неглупая, ценящая интересных лю­дей (она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба) - и вдруг предпочи­тает заурядного человека яркой личности, почему так произошло? На­верное, причин несколько. Их можно разделить на три группы. Первая группа причин - в самой Софье: во-первых, она сформировалась в среде, где идеалом является «муж-мальчик, муж-слуга»; во-вторых, ее любимые французские романы идеализировали любовь неравных в со­циальном отношении героев; в-третьих, она обижена на Чацкого, уе­хавшего внезапно и, по существу, бросившего ее; в-четвертых, замкну­тость ее жизни предопределила ограниченность выбора. Вторая причина - в Молчалине: он ласков, предупредителен, нежен, отлично притворяется влюбленным. Третья причина - В Чацком: при всем своем блеске, при всей своей искренности и незаурядности он язвите­лен, желчен, порой бесцеремонен. Все без исключения оказываются объектом его нападок. Почему же Софье не бояться, что и она не избе­жит со временем подобной участи?

Очевидно, что, отвечая на этот вопрос, не надо рассказывать ни об истории создания пьесы, ни об ее основных героях и проблемах. Нет необходимости подробно характеризовать время, изображенное в ко­медии, и своеобразие конфликта. «Четкость логичность - доказа­тельность» - вот девиз работы над развернутым ответом на про­блемный вопрос.

25. Образ рассказчика.

В России принято различать 2 вида повествователей:

1. повествователь

2. рассказчик

Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным.

Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него.

Рассказчик – некто, кто ведет повествование, но принадлежит изображаемому миру.

Рассказчик:

  1. персонифицированный (есть идея, внешность). Он представляется через:
    1. диалектизмы
    2. литературное изъяснение
  2. анонимный («Левша»)

Признак того, что мы имеем дело с рассказчиком – особенность речи (речь нелитературная, в ней есть диалектизмы, особенности речи указывают, из какой социальной среды он происходит). Его образ создается/ опровергается строем речи.

Персонифицированный рассказчик может повествовать о

Случае, которому он лично не был свидетелем («Записки охотника», «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Случае, в котором он был свидетелем

Случае, в котором он сам был участником

«Повести Белкина»

Пушкин говорит, что сам не сочинил, он играет здесь роль издателя. Рассказчика он представляет через письмо, где описан сам Белкин, его биография и т.д. Пушкин пишет в комментариях, что Белкин слышал все истории от других лиц.

Рассказчиком может быть персонаж

(Максим Максимыч в «Герое нашего времени» - он здесь рассказчик, персонаж и участник действия)

Достоевский «Бесы»: рассказчик близок к герою, но является не участником событий, а наблюдателем, свидетелем.

Рассказчиком может быть сам герой

Пушкин «Капитанская дочка»: Гринев дистанцирован от событий, иногда и от себя, когда описывается свидание Маши и Екатерины, хотя сам он этого не видел.

Достоевский «Подросток»: рассказчик сам является героем

Рассказчики появились в литературе очень рано (в древнем эпосе, в древних и средневековых романах, сборниках рассказов). Рассказчики старого и нового типа очень различны.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РАССКАЗЧИК?

  • В ранней литературе

«Сказки 1000 и 1 ночи»: рассказчик – Шахризада. Роль носит чисто композиционную. Фигура рассказчика и мотивы рассказа служили связывающим моментом.

Рассказчики нередко вводились в крупных литературных произведениях. Эти рассказчики обычно были и персонажами (представляли себя, давалась история их жизни). В ранней литературе повествование сосредоточено на герое, поэтому рассказчик играл роль больше композиционную – он вводил сведения о новом персонаже.

  • В литературе Нового времени

Рассказчики индивидуализированы. Главная особенность – речевая характеристика, что является отличием от ранней литературы. Например, в речи Максима Максимыча и Печорина видна социальная разница.

Рассказчик обретает социальное лицо, которое ярко обозначено. Хотя возможны случаи, когда социальные различия не выделяются.

Но часто рассказчики наделяются чужой речью (рассказчики Лескова), что создает социальную разницу рассказчика и героев.

Рассказы Зощенко

Сказ – подчеркнуто отличие от нормативного повествования; речь экзотическая/ просторечная речь необразованного человека/ диалектическая.

  • Композиционная роль рассказчика (всегда осложняется более важными задачами). «Выстрел»: рассказ от некоторого молодого человека, находившегося в армейской службе. 3 рассказчика:
    • Передал И.П. Белкину
    • Сильвио (начало истории)
    • Граф (конец истории)

Рассказчики симметричны
Роль рассказчиков – передача материала в качестве основной связующей психологической ситуации. Сильвио дает образ графа. Композиция, с одной стороны, существенная для повествования, с другой стороны, для раскрытия психологической ситуации и образов героев. Речевых различий в «Выстреле» нет.

Введение рассказчика может усложнить восприятие произведения. Рассказчик обладает способностью передавать чужую речь, сознание, отношение к действительности.

Отступление. Ребята! Не Москва ль за нами?. Редут. Портрет Миши. Преемник Пушкина. Сабля. Бивак. Проверь себя. Вид Пятигорска. Звучал булат, картечь визжала. Картечь. Стихотворение. Армия французского императора Наполеона. Стремительное движение. Художественное дарование Лермонтова. Картины маслом. Участие в военных действиях. Начало литературной деятельности. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино».

«Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина» - Три пророка. Чернышевский. Сравнительный анализ стихотворений «Пророк». Книга пророка Иеремии. Крамской «Христос в пустыне». Становление Некрасова. Пушкин «Пророк». Некрасов «Пророк». Судьба. Лермонтов «Пророк». Сердце не научится любить. Основные темы лирики. Сравнительный анализ трех стихотворений. Темы покаяния.

«Песня про купца Калашникова» - Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. Почему так вел себя опричник? Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Бабка по отцу, Софья Палеолог - из рода византийских императоров[. Безродность Страсть Не православная вера Несправедливая высшая власть. Купец думает о родных, а не о себе. Мои ноженьки подкосилися, Шелковой фатой я закрылася.

«М.Ю.Лермонтов «Родина»» - С помощью каких картин создает Лермонтов образ крестьянской Руси? В.Г.Белинский. М.Ю. Лермонтов (1814-1841) «Родина» (1841). Словарь стихотворения: Места, которые беззаветно любил поэт. Люблю отчизну я, но странною любовь! «Люблю отчизну я…!» - восклицает лирический герой. Стихотворение написано по принципу от общего к частному. Какую родину отображают ключевые слова? Тезис стихотворения-размышления:

«Поэзия Лермонтова» - Возвышенный, торжественный слог. Стихотворение М.Ю.Лермонтова является подражанием А.С.Пушкину. Не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье. Задания для работы с текстом. Какая проблема поднята в стихотворении. А.С.Пушкин. Задания для групп. В чём лирический герой видит своё сходство. Основная идея стихотворения. Какое предназначение поэзии утверждает М.Ю.Лермонтов. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону.

«Поэма Лермонтова «Бородино»» - Михаил Лермонтов. Словарная работа. Бородино. Дремлющие воды. Школа гвардейских юнкеров. Поэма «Мцыри». Кутузов. Богатыри. История создания произведения. Русские солдаты. Биография автора. Потери русских.

Всякая книга кем‑то рассказана. Это так очевидно, что мы почти никогда об этом не помним. А между тем тот, кто рассказывает, повествует, излагает, - всегда перед читателем. Он может вплотную подойти к автору, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

Вероятно, вам приходилось слышать, как разные люди рассказывают одну и ту же историю. В этом случае история не только звучит по‑разному, но в каждом новом пересказе обретает новый смысл. Фабула (см. Сюжет и фабула) сохраняется - обновляется тон. А рассказчик, повествователь - это носитель тона.

Русские писатели-классики раскрыли широкий спектр возможностей рассказчика: от «обрамляющего» условного рассказчика И. С. Тургенева до гримасничающих масок Н. В. Гоголя; от простодушного Петра Андреевича Гринева («Капитанская дочка») до нервного, захлебывающегося желчью «парадоксалиста» («Записки из подполья» Ф. М. Достоевского), от холода страстного печоринского «журнала» («Герой нашего времени») до эпического в своей простоте повествования Ивана Северьяныча Флягина («Очарованный странник» Н. С. Лескова). Рядом с этими виртуозами И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов на первый взгляд кажутся совершенно равнодушными к проблеме рассказчика, но это ложное впечатление: у них тоже присутствует образ рассказчика, и это, быть может, еще более тонкие и сложные случаи. Дидактическое, наставническое начало Толстого и просветительское начало Чехова создают эффект прямого разговора с читателем. Кажется, что они, как во многих случаях и Тургенев, пренебрегают оттенками художественного смысла, возникающими от взаимодействия образа повествователя с образами героев произведения. Но они вовсе не пренебрегают, а полностью вбирают, подчиняют эти оттенки, создавая таким образом многослойную, глубинную смысловую перспективу произведения. Яркий образ рассказчика встает перед читателями в трилогии Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Чехов же, будучи великим и тонким мастером «объективного» рассказа, оставил нам непревзойденные в своей классической ясности образцы повествования, доверенного рассказчику: «Скучную историю», «Ариадну», «Человека в футляре», «Дом с мезонином».

Выбор между рассказом от первого лица или от третьего - первый шаг любого писателя. Известно, что «Преступление и наказание» Достоевского сначала было начато как внутренний монолог Раскольникова и переход к рассказу от третьего лица придал повествованию новый смысл. Ведь не случайно у Достоевского повествователи - это не активно действующие персонажи сюжета, а, как правило, сторонние свидетели происходящего. Правда, каждому из главных героев хоть однажды да приходится выступать в роли рассказчика, своего рода автора вставных фабул, как правило, идеологически осмысленных и художественно завершенных. Вспомним хотя бы рассказы Мышкина о смертной казни и о бедной Мари, «Легенду о Великом Инквизиторе» Ивана Карамазова, сон Версилова о золотом веке… Но все же основную повествовательную нагрузку несет герой-рассказчик. Способы ввода повествователя многообразны (дневники, письма, мемуары, записки, сказ и т. д.).

Всякие «найденные» рукописи, письма, записки, дневники приближают к документальности, архивности, невыдуманности (мнимой, конечно), как воздух нужной писателю для создания впечатления достоверности, правдивости изображаемого и рассказываемого. Иногда бывает необходимо создать как раз обратное впечатление: таинственности, двусмысленности рассказываемого (этого добивается, например, Р. Л. Стивенсон во «Владетеле Балантрэ»). Иногда рассказчик простодушен, наивен и ему не совсем ясен смысл собственного рассказа. В результате вовлекается в процесс осмысления сам читатель. Он вынуждается творческой волей автора не к пассивному восприятию, но к активному соучастию в событии рассказывания. Часто этот способ используется в детективах.

Создание образа рассказчика сопряжено с применением таких стилевых форм, как сказ и стилизация, с использованием так называемой словесной маски (например, у Н. В. Гоголя - Рудый Панько в «Вечерах…», у М. Горького - старуха Изергиль в одноименном рассказе, у М. Ю. Лермонтова - Максим Максимыч, у М. М. Зощенко - безымянный рассказчик: «Аристократки», «Бани» и др.). Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект. Совершенно недопустимо отождествлять реального автора с образами рассказчика, повествователя. При таком отождествлении пропадает эффект объемности, присущий настоящему искусству слова, произведение теряет глубину, сужается смысл, обедняется содержание рассказа.

Первый интереснейший опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А. С. Пушкину. В его романе «Евгений Онегин» образ автора почти равнозначен Онегину, Татьяне и Ленскому. Пушкин раздвигает границы литературы. Он учит свободе и необходимости переходов из реальной жизни в искусство. Иначе говоря, создавая образ автора, Пушкин закладывал основы реализма в русской литературе. Он демонстрирует (и опять в нашей литературе впервые) многообразие способов авторского существования в пределах произведения и возможности, вытекающие из этого многообразия. Это его открытие, как и множество других, было усвоено, понято, развито и обогащено последующей литературой.