Русская культура 19 века ее особая роль. И.С. Тургенев – как великий реалист. М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм

Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы. В 90-х гг. начался «серебряный век» русской поэзии. Вопреки установившимся взглядам, поэты этой поры, символисты, не отдалялись от проблем современности. Они стремились к тому, чтобы занять место учителей и пророков жизни. Их талант проявлялся не только в изысканности формы, но и в человечности. Русская тема со все большей ясностью и чистотой звучала в культуре и получила преобладание к концу XIX века.В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумбатов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев

44. Реформаторство и государственная деятельность С.Ю.Витте.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государство время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданными по своим масштабам голодом 1891-1892 гг.

Основными достижениями Сергея Витте являются:

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

Провел денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провел реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).



45. Первая российская революция 1905-1907 гг. Движущие силы, характер, итоги.

Причины: 1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне.

По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической.

Основные задачи революции: 1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;

2) решение аграрного и национального вопросов;

3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.

Ход революционных событий. Восходящий этап, январь – октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. были расстреляны рабочие, которые шли к царю с прошением об улучшении их жизни. Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г.А. Га-пона. Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер. Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие!» Революционное движение захватило также армию и флот. В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Крестьянство участвовало в революционных волнениях. Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары.



Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь – декабрь 1905 г. Осенью и зимой 1905 г. революционное движение достигло высшей точки. Центром революционных действий в это время становится Москва. Здесь началась политическая забастовка, которая переросла во всероссийскую политическую стачку.

Николай II вынужден был 17 октября 1905 г. подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому: 1) должна была быть созвана Государственная дума; 2) населению страны предоставлялись демократические свободы – слова, собраний, печати, совести; 3) вводилось всеобщее избирательное право.

В декабре 1905 г. в Москве началась стачка, переросшая в вооруженное восстание. Центром восстания стала Пресня. Для его подавления в Москву был направлен гвардейский Семеновский полк. Это побудило Московский совет РСДРП принять решение о прекращении восстания, после чего восстание постепенно шло на спад.

Нисходящий этап, январь 1906 – июнь 1907 гг. Рабочее движение пошло на спад, устает от революционной нестабильности и интеллигенция. Хотя именно в это время наблюдается пик крестьянского движения, захват помещичьей земли, поджоги помещичьих усадеб.

23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы»: 1) царь получил право «чрезвычайного законодательства» без одобрения Государственной думы; 2) верхней палатой, утверждающей все решения Думы, стал Государственный Совет; 3) решения Думы не получали законной силы без согласия царя.

Революция 1905–1907 гг. имела незавершенный характер. Однако: 1) в некоторой мере ограничила самодержавие; 2) привела к учреждению законодательного представительства; 3) провозглашению политических свобод, созданию политических партий; 4) крестьяне в ходе революции добились отмены выкупных платежей (1906 г.).5)сокращение продолжительности рабочего дня

46 Аграрная реформа П.А.Столыпина

Когда к власти пришел П. А. Столыпин, жизнь в государстве значительно поменялась. Новый руководитель пытался поднять экономику страны и способствовать ее дальнейшему развитию в целом, поэтому немедля он выпускает ряд реформ, одной из которых была Аграрная. Основными целями этой реформы было:
передача надельных земель в собственность крестьян;
постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
широкое кредитование крестьян;
скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
Как видим реформа преследовала как долгосрочные, так и краткосрочные цели.
Краткосрочные: разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений). Долгосрочные: устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Аграрная реформа Столыпина кратко говорит о том, что документ направлен на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России; не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир. Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит.
9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы - указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.
Благодаря смелому шагу Столыпина, реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.
III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.
С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется - больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.
5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.
В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:
взять надел в собственность;
свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.
Это риторический вопрос при оценке деятельности реформаторов, он не имеет однозначного ответа. Каждое поколение будет давать на него свой ответ.
Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию.
За время его правления произошли такие изменения как:
1. Развивалось кооперативное движение.
2. Увеличилось число зажиточных крестьян.
3. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
4. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
5. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

47 Политические партии в России: генезис, программа,тактика

Периодом формирования политических партий в России называют начало ХХ в. Все партии, которые возникли в тот период, можно разбить на 3 основные группы: монархические(консервативные), радикальные(социалистические) и либеральные. Ещё одной немногочисленной группой были партии, которые выражали местные народные стремления к самоопределению и национальному возрождению.
Самой крупной революционной партией стала социал-революционная партия эсеров. Она являлась идейной наследницей народнических организаций. Партия была образована в 1901 г., а в 1902 г. было официально объявлено её существование, под руководством В.М. Чернова. Упор в партии был на крестьянско-трудовой народ как носителя социалистической идеи, а также интеллигенцию. Личностный террор признавался партией как эффективное средство политического влияния, вследствие чего было совершено несколько громких политических убийств. Примерами могут послужить убийства высокопоставленных чиновников: министра внутренних дел Плеве и московского губернатора великого князя Сергея Александровича.
Социал-демократическая рабочая партия, которая возникла в России в 1898 г. состояла в основном из представителей существовавших в 80-х – 90-х годах марксистских кружков. Её создание было объявлено на проходившем в Минске нелегальном учредительном съезде. На втором съезде этой партии, который состоялся в 1903 г., приняли её устав и программу. Также на этом съезде противоречия участников партии провели к расколу на два течения: радикальное большевистское и умеренное меньшевистское. Лидером радикалов был В.И. Ленин, а умеренного течения – Ю.О. Мартов. Меньшевики выступали за сохранение парламентаризма, политической свободы и демократических начал, обосновывая это тем, что российский народ ещё созрел для радикальной социалистической революции. Большевики же, напротив, являлись сторонниками крупномасштабной мировой пролетарской революции и установления «диктатуры пролетариата». В период с 1903 по 1917 годы оба течения существовали, периодически изменяя характер отношений между собой. По мнению Ленина окончательный раскол случился в 1912 г. на конференции в Париже, однако устав и название были общими вплоть до апреля 1917 г. когда были принято решение о формировании двух самостоятельных партий: РСДРП(б) – большевицкой и РСДРП(м) – меньшевиков.
Манифест от 17 октября 1905 г. положил начало процессу активизации создания монархических и либеральных партий.
В период с октября 1905 г. до ноября 1917 г. существовала ещё одна крупная партия – «Партия народной свободы», в народе партия Конституционных демократов или просто кадетов. Партию возглавил профессор П.Н. Милюков. Члены партии были представителями левого крыла российского либерализма. Они являлись идейными наследниками «Союза освобождения», который был создан в 1903 г., а также земского либерального движения. Основной задачей партии было установление конституционной монархии и расширение демократических свобод населения. Депутаты партии кадетов имели ощутимое влияние в Государственной думе всех созывов, а представители от партии входили во все Временные правительства.
Партия «Союз 17 октября», в народе «октябристы», являлась правым крылом российского либерализма. Члены партии были представителями интересов крупных предпринимателей, чиновников и либеральных помещиков, а лидером был владелец крупной промышленности А.И. Гучков Содействие правительству было главной задачей партии, при условии, что оно пойдёт по пути глубоких демократических реформ. Аналогично кадетам считали лучшей формой правления для российского государства конституционную монархию.
Среди консервативных крупнейшей была партия «Союз русского народа». Она объединяла в себе русско-националистические и консервативно-охранительные идеи. Организации партии начали возникать в октябре 1905 г., а утверждение устава состоялось в 1906 г. Задачами партии были: пополнение рядов сторонников среди всех слоёв населения и общественности для защиты монархического правления и борьбы с революционными настроениями. Лидером партии был А.И. Дубровин, а главными лозунгами: народность, самодержавие, православие. Одним из членов партии, В.М. Пуришкевичем, в 1906 г. была создана ещё одна промонархическая партия «Союз Михаила Архангела», разделявшую задачи «Союза русского народа».
В России в 1906 г. насчитывалось порядка 50 партий, которые разделялись по направлениям политики, в основном внутренней, а также по региональному признаку: общероссийские и национальные. Такое большое количество партий можно пояснить количеством народов, государств и национальностей, входивших в состав империи.

48 РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Причины и характер войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанты). Это была борьба за передел мира между крупными державами: за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. По своему характеру она была несправедливой, антинародной.

Россия, вступая в войну, преследовала цели: укрепить свои позиции на Черном море, захватить проливы Босфор и Дарданеллы.

Поводом к войне послужило убийство Г. Принципом в Сараево наследника австрийского престола, Франца Фердинанда. После этого Австро-Венгрия начала агрессию против Сербии.

Ход военных действий. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. После чего Россия начала военную мобилизацию. В ответ на это Германия объявила войну России и Франции. В начале августа в войну вступила и Англия. Италия покинула своих партнеров по Тройственному союзу и присоединилась к Антанте. Япония выступила на стороне Антанты. Германия привлекла на свою сторону Турцию и Болгарию.

В Первую мировую войну были втянуты 38 государств, почти три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигло 73,5 млн человек.

В 1915 г. военные действия Германия переместила на Восточный фронт. Несмотря на упорное сопротивление русской армии, Германии удалось захватить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины.

Причины неудач русской армии: 1) хотя Россия и совершила перед войной большой скачок в экономическом развитии, но ее потенциала не хватало, чтобы справиться с колоссальными военными потребностями. Не хватало вооружения и боеприпасов; 2) неудачи России объясняются и позицией союзников, Англии и Франции, которые вопреки обязательствам ограничились обороной, не вели активных военных действий против Германии.

В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции, началась осада крепости Верден, которая прикрывала прямой путь к Парижу.

Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго-Западном направлении, в Галиции, против Австро-Венгрии. На этом направлении армии под командованием генерала А. Брусилова совершили блестящий маневр, получивший название Брусиловского прорыва, взломавшего австро-венгерскую оборону. В результате этого наступления русские войска вернули почти всю Буковину, создали угрозу вторжения в Венгрию. Войска противника оказались на грани разгрома. На Кавказском фронте русские овладели Эрзерумом и Трапезундом.

Но война в этот период уже резко обострила внутренние противоречия в России. Самодержавие не справлялось с переводом экономики на военные рельсы. Война стала катализатором развития революционных событий 1917 г. После Февральской революции Временное правительство стремилось укрепить отношения с союзниками. Антанта потребовала нового наступления российской армии.

В июне 1917 г. русские войска Юго-Западного фронта начали наступать, но очень быстро потерпели неудачу, так как встретили мощный отпор под Тар-нополем.

После октябрьских событий 1917 г. и принятия большевиками Декрета о мире Россия вышла из войны. 3 марта 1918 г. был подписан Брест-Литовский мир, унизительный для России: 1) Россия теряла Прибалтику, часть Белоруссии; 2) к Турции возвращались все захваченные русскими крепости на Кавказе; 3) Россия должна была заплатить большую контрибуцию.

Мир был необходим большевикам для укрепления своей власти в стране.

49
Романовы, боярский род, с 1613 - царская, а с 1721 - императорская династия в России, правившая по февраль 1917

Цари и императоры из рода Романовых

В 1613 году на царствие был избран первый представитель семейства - Михаил Федорович. Начиная от Михаила Федоровича, на Руси правило еще несколько царей из этого рода (всего пятеро).

Это были:

Михаил Федорович Романов;

Алексей Михайлович Романов;

Федор Алексеевич Романов;

Иван 5 (Иоанн Антонович);

Петр 1 (Петр Алексеевич).

В 1721 году Русь окончательно переформировалась в Российскую Империю, а государь получал звание Императора. Первым императором стал Петр 1, еще недавно именовавшийся царем. В общей сложности род Романовых дал России 14 императоров и императриц. После Петра 1 правили:

Екатерина 1 (Екатерина Петровна);

Петр 2 (Петр Алексеевич);

Анна Иоанновна;

Иван 6 (Иоанн Антонович);

Елизавета (Елизавета Петровна);

Петр 3 (Петр Федорович);

Екатерина 2 Великая (Екатерина Алексеевна);

Павел 1 (Павел Петрович);

Александр 1 (Александр Павлович);

Николай 1 (Николай Павлович);

Александр 2 (Александр Николаевич);

Александр 3 (Александр Александрович);

Николай 2 (НиколайАлександрович) .

Конец царской династии Романовых. Последний из Романовых

После смерти Петра 1, российский престол нередко занимали женщины, однако Павел 1 принял закон, согласно которому императором может стать только прямой наследник – мужчина, и с тех пор женщины на престол больше не всходили.

Последним представителем императорской фамилии стал Николай 2, получивший прозвище «Кровавый» за тысячи погибших людей во время двух великих революций. По мнению историков, Николай 2 был достаточно мягким правителем и допустил несколько досадных ошибок во внутренней и внешней политике, что привело к накаливанию ситуации внутри страны. Неудачная Японская война, а также Первая Мировая сильно подорвали престиж царской семьи и лично государя.

В 1905 году вспыхнуло первое восстание, в результате которого Николай вынужден был дать народу желаемые гражданские права и свободы – власть государя ослабла. Однако этого оказалось мало и в 1917 году снова произошла революция. На этот раз Николай был вынужден сложить свои полномочия и отказаться от престола. Но и этого было мало – царская семья была поймана и посажена в заключение большевиками. Монархический строй России постепенно рушился в пользу нового типа правления.

В ночь с 16 на 17 июля 1917 года вся царская семья, включая пятерых детей Николая и его жену, была расстреляна. Погиб также и единственный возможный наследник – сын Николая. Все родственники, прятавшиеся в Царском Селе, Петербурге и других местах были найдены и убиты, спаслись лишь те Романовы, которые находились заграницей. Правление императорского рода Романовых прервалось, а вместе с этим рухнула и монархия в России.

Итоги правления Романовых

Несмотря на то, что за 300 лет правления этой семьи происходило немало кровавых войн и восстаний, в целом, правление Романовых принесли России пользу. Именно благодаря представителям этой фамилии Русь окончательно отошла от феодализма, нарастила свою экономическую, военную и политическую мощь, а также превратилась в огромную и могущественную Империю.

буржуазно-демократическая, т.к. преследовала буржуазно-дем. цели: свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций, установление демократической республики, обеспечение различных демократических свобод, облегчение положения трудящихся.

Причины: 1) поражения на фронтах Первой мировой войны, гибель миллионов россиян; 2) резкое ухудшение положения народа, голод, вызванный войной; 3) массовое недовольство, антивоенные настроения, активизация наиболее радикальных сил, которые выступали за прекращение войны. Большевики открыто выступали с призывами превратить войну из империалистической в гражданскую, желали поражения царскому правительству. Активизировалась и либеральная оппозиция; 4) усилилось противостояние Государственной думы и правительства. Общественность усиленно заговорила о неспособности царской бюрократии управлять страной.

В августе 1915 г. представители большинства думских фракций объединились в «Прогрессивный блок» во главе с кадетом П.И. Милюковым. Они потребовали укрепить начала законности и сформировать правительство, ответственное перед Думой. Но Николай II отклонил это предложение. Он был убежден, что монархия пользуется поддержкой народа и сможет решить военные задачи. Однако стабилизировать внутреннюю обстановку в стране не удавалось.

Во второй половине февраля значительно ухудшилось продовольственное снабжение столицы из-за перебоев на транспорте. 23 февраля 1917 г. начались массовые беспорядки.

По улицам Петрограда (с 1914 г. так стал называться Санкт-Петербург) потянулись длинные очереди за хлебом. Обстановка в городе все больше накалялась.

18 февраля началась забастовка на крупнейшем Путиловском заводе, его поддержали другие предприятия.

25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Правительство не сумело организовать своевременное подавление народного волнения.

Переломным стал день 26 февраля, когда войска отказались стрелять в восставших и начали переходить на их сторону. На сторону восставших перешел петроградский гарнизон. Переход солдат на сторону рабочих, участвующих в забастовке, захват ими арсенала и Петропавловской крепости означали победу революции. После чего начались аресты министров, стали образовываться новые органы власти.

1 марта между думскими деятелями и лидерами Советов было заключено соглашение об образовании Временного правительства. Предполагалось, что оно будет существовать до созыва Учредительного собрания.

Сложилось «двоевластие», в ходе революции в стране возникло два источника общероссийской власти: 1) Временный комитет Государственной думы, который состоял из представителей буржуазных партий и организаций; 2) орган восставшего народа – Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, в который вошли умеренные социалисты, стоявшие за сотрудничество с либерально-буржуазными кругами.

Победоносное восстание в Петрограде определило вопрос о судьбе Николая II. 2 марта 1917 г. Николай II подписал отречение за себя и за своего сына Алексея в пользу брата Михаила. Но Михаил также не решился стать императором. Таким образом самодержавие в России пало.

11 марта 1985 Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, который взял курс на «обновление общества». Политику его управления страной назвали перестройкой. Причиной перестройки стала необходимость преодолеть кризисные явления во всех сферах советской жизни и тенденцию к изоляции СССР от мирового сообщества. Перестройка делится на 3 этапа:

1985 – 1986 гг.

1987 – 1988 гг.

1989 – 1991 гг.

В первый период существенных изменений в организации управления страной не было. Был взят курс на «ускорение», но вследствие неудачи преобразований традиционными командно-административными мерами произошла смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке». Были предприняты попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством (сокращение численности министерств и ведомств, переход к госзаказу, объявление о «партнерских отношениях между министерствами и предпринимателями). Было дано начало предпринимательства в стране, признание равенства на селе пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных предприятий, фермерских хозяйств. Предприятия получили определенную самостоятельность и были переведены на хозрасчет.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Началось постепенное возрождение частного сектора и развитие частной инициативы. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти (изменение в кадровой политике, провозглашение курса на «гласность», учреждение высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов). Начался экономический кризис, произошел раскол общества на демократов и коммунистов. Обострилась борьба общественно-политических сил. Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер. Происходит самоподрыв и самоустранение власти. Усилилась борьба за власть между республикансканскими политическими элитами и унитарным центром. Начались конфликты в сфере межнациональных отношений.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Начался «парад суверенитетов». Произошло учреждение поста Президент СССР и отмена монопольного права КПСС на власть. Резко обострилась экономическая ситуация и нарастало политическое противоборство и социальная напряжённость. С 19 по 21 августа 1991 г. произошел Августовский путч. Начался обвальный распад общественных структур и государства.

Причины неудачи перестройки:

Отсутствие продуманной концепции перестройки и плана ее реализации.

Негативные результаты экономических реформ, падение уровня жизни.

Раскол в партийно-государственном руководстве страны.

Противостояние союзной и республиканской элит.

Отсутствие правовых механизмов решения проблем.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

Реферат


ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

1. Художественная культура первой половины 19 века


Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.


1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»


Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.


1.2 Утверждение романтизма


Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.


1.3 Новый способ воспроизведения действительности (критический реализм)


На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя, Лермонтова.

Основоположником русского критического реализма стал Александр Пушкин (1799- 1837). Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как он по сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскую деятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русской литературы, но и признанию ей во всем мире.

Пушкин создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка», трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященную судьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний.

1.4 М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм


Младшим современником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41), который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.

В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.

Однако со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливается реалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя его произведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Герой нашего времени».


1.5 Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму


Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы, суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народных верований в сочетании сказочных и христианских представлений.

В середине 30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма к реализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческому воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства. Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души», основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собой вопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабским социальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободное владение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средства выразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то к патетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственный облик современного ему общества с такой художественной психологической силой, что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Реалистическое направление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешить непримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально- гуманистический нравственный идеал.


1.6 Новое поколение писателей 40-50гг.


В 40-50-е годы 19 века в русскую литературу пришло новое поколение писателей. Это И.С. Тургенев, И.А.Гончаров, Ф. И Тютчев и другие, которые также следовали этому идеалу и стремились реализовать его различными художественными приемами.


2. Художественная культура второй половины 19 века


В первой половине столетия общественно- культурная жизнь наиболее полно и разнообразно протекала в столицах, поскольку весь культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем художественной культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новы общественно-политические силы – разночинцы, выходцы из новых художественных слоев революционно настроенная интеллигенция, которые быстро заняли лидирующие положение в культурно-историческом развитии страны. Новые общественные силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем – судьба России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное и духовное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражения обрели черты новой художественной картины мира, в которой произошла переоценка общественной роли и значимости всех видов искусства.

Кроме того, разночинцы сделали художественную культуру более социальной по проблематике и значительно большей мере демократичной по направлению и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской деятельности. Никогда ранее художественная культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях, отражая в своих произведениях все стороны общественной жизни. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность.


2.1 Критический реализм


Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением того времени. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только воспроизводить и объяснить жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее». Подобная функция представляла собой новый аспект в понимание искусства.

Литература критического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание, поскольку отражала действительность и осмысливала изобразительные явления с точки зрения их соответствия общественному процессу. Огромный художественный охват жизни, поступательный обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам - вот что определяло литературу пореформенного периода. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятия несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.

Русская литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали свои произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предыдущих десятилетия. Новое поколение писателей – реалистов, которое пришло в литературу в 60 – 70-е годы принесло новые темы, жанры, идейно- художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально- бытового романа и повести. Наибольшие достижения в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л. Н. Толстому.


2.2 И.С. Тургенев – как великий реалист


Творчество Ивана Тургенева (1818-83) во многом формировалось под влиянием идеи либерально- дворянского просветительства, сыгравшего важную роль в развитии русского литературного реализма. Начало творческой деятельности Тургенева относится к 40-м годам, когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева – он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом довольно быстро, и уже с середины 40-х годов творчество Тургенева становится реалистическим по своему стилю.

На рубеже 40-50-х годов в общественной жизни России все явственнее заявляло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из русских писателей отразил в своих романах « Накануне» и «Отцы и дети» взгляды «новых людей». В них он показ неизбежность исторического конца дворянского сословия, отразил конфликт поколений как антагонизм мировоззрений дворянских либералов и революционеров- разночинцев. Писатель, будучи сам дворянином, считал дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. В своих романах писатель раскрывал лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Однако он понимал, что «время» дворянства истекает, и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». Их взгляды писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои общественной жизни. При этом сам автор не одобрял их радикализма, но с симпатией и уважением относился Ки нравственным устоям. Не разделяя взглядов разночинцев, Тургенев как великий реалист, показывает их смелость, самоотверженность, подвижничество.


2.3 Ф. Достоевский и его отказ от роматизации образов «простого народа»


Совсем иную роль в русской художественной культуре сыграл гениальный писатель Федор Достоевский (1821-81), который обогатил мировую культуру произведениями, равными по своей художественной силе произведениям Шекспира. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы преставлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.

Он сразу вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Однако в отличие от своих предшественников он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни заставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого дома». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни, соединяя добро и зло в их характерах.

60 – 70-е годы 19 века стали самым важным этапом в творчестве Достоевского, так как в это время были созданы самые выдающиеся его произведения – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в которых он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с существующем миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особые исторический путь России и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что только одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обязательно необходима нравственная опора, которою он видел в Боге.

2.4 Л.Толстой, основоположник русского нигилизма


Вершиной русской литературы второй половины 19 века стало творчество Льва Толстого (1829-1910), который вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель –реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой видел свое предназначение в критике общественно- исторического строя, а также современных ему философских, религиозных, этических учений. Источником своих суждений писатель считал мнение народа. Тема поисков нравственного идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести и драмы).

Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение народных масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовного идеала, - все это делает феномен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.


3. Художественная культура «серебряного века»


Русская художественная культура рубежа 19-20 веков - один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, самым существенным образом сказались на ее культурном развитии. Прежде всего, это нашло свое выражение в возросшем интересе к личности, ее духовному миру и, наоборот, в снижении внимания к проблеме социальности в искусстве.

Примерно сорокалетний период (с 1880 по 1921 года) в истории России оказался временем на редкость сложным, противоречивым, неоднозначным и кризисным во многих сферах общественной жизни.

Россия переживала тогда невероятно интенсивный культурный подъем, который получил отражение в понятии «серебряный век». Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метаморфическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители «серебреного века». В самом этом названии предполагается некое противопоставление предшествующему золотому веку пушкинской эпохи, на весь мир излучавшему яркий солнечный свет, поражавшему силой, блеском и великолепием. Напротив, искусство «серебряного века» стремится быть только искусством. Излучаемым им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

Размежевание творческих сил обеспечило «серебреному веку» интенсивный характер художественной деятельности. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых художественных форм способствовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма. Их представители стремились к обогащению и углублению художественных возможностей каждого вида искусства под воздействием другого. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетического произведения с разных сторон и под разным углом зрения.

В этих условиях художественная культура «серебряного века» представляется сочетанием загадок и противоречий, с трудом поддающих логическому анализу. На первый взгляд кажется, что в ней переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные и нетрадиционные стили – символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм.

Единство и целостность художественной культуры «серебряного века» заключались в сочетании старого и нового. «Серебряный век» не упразднил реализма в общей палитре художественного творчества. Приверженцы изображения и исследования внешних обстоятельств и социальных первопричин в литературе. Нашли воплощение своих идей в поздних творениях Л.Н. Толстого («Воскресение», «Живой прут»), в театральной драматургии А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»), в рассказах и повестей В.Г. Короленко, В.В. Вересаева, А.И. Куприна, И.А. Бунина, молодого М. Горького.


3.1 Символизм


Это направление в развитии художественной культуры было общеевропейским, однако именно в России символизм обрел глубокий философский смысл, выраженный в великих произведениях литературы.

Русский символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первом десятилетие 20века. К этому времени относится появление программных манифестов символистов, излагавших эстетические принципы нового направления: книга Д.С. Мережковского «О причинах упадка в новых течениях современной русской культуры» и статья К.Д.Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии». Ключевым словом эстетики символизма было философское понятие «символ», которое трактовалось как «связь между двумя мирами», как « знак того мира в этом мире».

Символизм включал в себе два поколения поэтов. В первое входили Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, во второе – А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов.

Дмитрий Мережковский (1866- 1941) первым выступил с утверждением, что любой художник должен исходить в своем творчестве из «страстных идеальных порывов духа».

В таком же духе рассматривал искусство Константин Бальмонт (1867-1942). Символическую поэзию он определяет как поэзию, в которой «органически», не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота.

Символизм как искусство и поэзия получил наиболее яркое и завершенное воплощение в творчестве Александра Блока (1880-1921). Великий поэт, он был и великим мыслителем, подлинным выразительным высших озарений отечественной культуры, кумиром интеллигенции. Среди первых его произведений самыми лучшими стали «Стихи о Прекрасной Даме», написанные под прямым явлением идей Вл. Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Значительное место в творчестве Блока занимает тема революции. Однако, принимая революцию, он видел, что реальная революция далеко расходится со своим идеалом.


3.2 Акмеизм


На смену символизму в русской литературе «серебряного века» пришел акмеизм (от греч. «акмэ» - высшая степень расцвета). Он возник как противоположность символизму сторонники акмеизма отвергали неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма. Вместо этого акмеисты провозгласили культ реального земного бытия, «мужественный твердый и ясный взгляд на жизнь». Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. Акмеисты спустили поэзию с неба на землю, возвратили ее естественный земной мир. В то же время они сохранили высокую духовную поэзию, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.

Основоположниками и теоретиками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М.Городецкий, взгляды и убеждения, которых разделяли А.А. Ахметова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин и другие.

Наибольший вклад в разработку теории акмеизма внес Николай Гумилев(1886-1921). Он определил это новое направление в русской поэзии, как ее совершенно новый тип, идущий на смену символизму, который не ставит целью проникнуть в запредельные миры и постигнуть непознаваемое.

С акмеизмом было связано начало творческого пути Осипа Мандельштама (1891-1938), который в своих произведениях наиболее последовательно проводил линию на отказ от беспредельных миров, космических пространств, неизмеримых бездн, от всего загадочного, таинственного и непостижимого. Всему этому он противопоставляет стремление к «прекрасной ясности», земное и человеческое. Стихи Мандельштама можно назвать «поэзий в поэзии».


3.3 Футуризм (кубофутуризм)


Одновременно с акмеизмом возникла другая разновидность модернизма – футуризм (от лат. Футурум – будущее), который провозгласил революцию формы независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Стремясь создать «искусство будущего», футуристы декларировали отрицание не только традиционной культуры, ее моральных и художественных ценностей, но даже естественного языка, подменяя слова произвольными звукосочетаниями. Это течение не было однородным и состояло из нескольких группировок, в том числе эгофутуристов (И. Северянин, Б. Пастернак) и кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский), каждая из которых претендовала на роль единственного выразителя художественных ценностей подлинного футуризма. Существовала еще одна группа поэтов-абсурдистов (И.Зданевич), писавших на абсолютно непонятном, абсурдном языке – языке зауми.

По своей культурной направленности футуризм выступал как своеобразный бунт против респектабельного буржуазного мировоззрения, против мещанства, хотя сам он не выходил из границы буржуазного миропонимания.

Один из основоположников футуризма Велимир Хлебников (1885- 1922) видел свою главную задачу в радикальной реформе поэтического языка. Для этого он считал необходимым сближение науки и поэзии, так как в результате будет создана новая мифология и сверхъязык будущего человека.

Как никто другой, Хлебников выходил из рамки поэзии. Данное направление его творчества нашло выражение в книге «Время- мера мира». Он мечтал о том, что в новом мире установится всемирное братство людей, будет восстановлена гармония людей с природой (поэма «Ладомир»). Особую роль в переустройстве мира Хлебников отводил поэту. Он определял эту роль как миссионерскую, спасительную. Поэт виделся ему как найти тайновидец, открывший путь к овладению числовыми «законами времени».

В среде поэтов-футуристов начинал свой творческий путь Владимир Маяковский (1893-1930), который подверг сокрушительной критике традиционной классическое искусство, а также современные ему течения модернизма – символизм и акмеизм. Он выступил одним из самых решительных реформаторов поэтического языка.

С самого начала своего творчества Маяковский выделялся в поэзии футуризма тем, что привнес в него свою тему. Он всегда выступал не только против «всяческого старья», но и за созидание нового в общественной жизни. Поэтому художественный язык его произведений отличает яркая экспрессивность, наполнена глубоким драматизмом, оригинальностью графического построения, благодаря использованию «столбика» и «лесенки». Провозглашая диктатору формы, Маяковский стремился наполнить свои произведения актуальным жизненным содержанием и смыслом («Облако в штанах», «Флейта- позвоночник», «Мистерия – буфф»).

4. Театр 19-го века


4.1 Происхождение театра


Происхождение театра

Зимой, порою тризн вакхальных,

Когда менад безумный хор

Смятеньем воплей погребальных

Тревожит сон пустынных гор,-

На высотах, где Мельпомены

Давно умолкнул страшный глас

И меж развалин древней сцены

Алтарь вакхических угас,-

В благовонье и печали

Воззвав к тому, чей был сей дом

Менаду новую венчали

Мы Дионисовым венцом:

Сплетались пламенные розы

С плющом, отрадой дерзких нег,

И на листах, как чьи-то слезы,

Дрожа, сверкал алмазный снег….

Тогда пленительно-мятежной

Ты песней огласила вдруг

Покрытый пеленою снежной

Священный Вакхов полукруг.

Вячеслав Иванов


Немецкий поэт и философ 19 века, профессор классической (античной) филологии Базельского университета Фридрих Ницше (1844-1900) назвал первую свою научную работу, написанную им в 24-летним возрасте, «Происхождение трагедии их духа музыки». Действительно, театр как синтез всех мусических (и не только, пластических также) искусств, объединяет многие художественные начала, но истоки театра – интонированное слово.

Корни театра уходят в глубокую древность, в так называемые обрядовые игры первобытного человека. Воспроизводя действия охотника, рыболова или воина, сопровождая их пением, танцами, человек стремился тем самым воздействовать на неведомые, таинственные силы, от которых зависела удача в схватке с диким зверем или противником, хороший урожай, приплод и т.д. По мере развития древних обществ все большую роль в их жизни играли земледельческие культы, культы умирающих и воскресающих богов, в судьбе которых люди видели отражение смены времен года. В Древнем Египте таким умирающим и воскресающим богом почитался Осирис, в Сирии и Финикии чтили Адониса, в Древней Греции – Деметру и Диониса, в Древней Индии – податели благ бога дождя Индру, а также богов Вишну и Шиву. Как правило, церемонии, связанные с почитанием этих божеств (некоторые из них назывались мистериями) длились нескольких дней и часть из них «отдавались» скорби и слезам (оплакивание умершего бога), в то время как другая веселью и пиршествам (радость в связи с возвращением божества). Подобные обрядовые игры и действа существовали практически у всех древних народов, но развитие их шло по-разному. В одних случаях они останавливались на уровне чисто культовых, религиозных церемоний. В Древней Греции из них рождается театр. Процесс этот был длительным и сложным, не ясным до конца в своих деталях до сих пор. Но характерно, что, даже сформировавшись уже как самостоятельное явление, греческий театр сохраняет многие черты и элементы древних обрядовых игр, да и сами театральные представления остаются частью сложного и развитого культа.

Греческий театр вырастает из обрядов почитания двух важнейших и очень древних земледельческих божеств –Диониса и Деметры. Составной частью таких обрядов были особые церемонии, процессии, даже целые представления, воспроизводившие определенные моменты того или иного мифа – скорбные странствия богини Деметры в поисках похищенной Аидом дочери Персефоны, радостное возвращение дочери к матери, торжественное и окруженное тайной бракосочетание басилиссы царицы (избираемой из числа афинских гражданок) и Диониса, или неистовые пляски песни спутников Диониса – менад, силенов, козлоногих сатиров. Все это сопровождалось световыми эффектами (часть церемонии проходит ночью), музыкой, песнями, танцами, использовались специальные маски и одежды, т.е. все эти элементы, которые затем перейдут в собственно в театральное действие.

Подобными церемониями и представлениями сопровождались практически все праздники, довольно многочисленны, в честь Диониса и Деметры. Но только для великих Дионисий – самого торжественного и пышного праздника, отмечавшегося в марте, неотъемлемой частью стали особые театрализованные представления. (Считается, что впервые это произошло в 534 году до н.э.). Они происходили в форме агона – состязания. Обычно в течение первого дня представления показывали пять комедий, а в последующие дни – три тетралогии, каждая из которых включала три трагедии и одну сатирову драму. В последний день, по окончании представления, судьи называли лучшие постановки и вручали призы.

Тесная связь театральных представлений с культовыми обрядами в честь Диониса сохранились и во многих названиях, терминами, утвердившихся за той областью искусства. Само определение «драма», объединяющие три античных театральных жанра – трагедию, комедию и сатирову драму, переводиться как «действие». «Трагедия» - составное слово, образованное из двух: «трагос» - «козел» и «оде» - «песнь», дословно «песнь козлов». Полагают, что это вид драмы получил название по хору, участники которого, изображая спутников Диониса, одевались в козлиных шкуры. Соответственно «комедия» - «комос» и «оде» - «песнь комоса», т.е. участников шествия ряженных в дни праздников Диониса. Сатирова (или сатировская) драма ведет свое происхождение от веселых представлений, главными участниками которых были сатиры, спутники Диониса, и где герои трагедий попадали в комические положения.

В дни таких общегражданских праздников, как Великий Дионисии, повседневная жизнь Афин замирала. В течение недели жители города и многочисленные гости, съезжавшие из всех областей Греции, участвовали в торжественных процессиях, жертвоприношениях, шумных пирушках, присутствовали при состязаниях хоров мальчиков и взрослых. На четвертый день праздника Великий Дионисий начались драматические состязания, длившие три дня. Чтобы мало имущие граждане тоже могли попасть на театральные представления (а вход был платным), во время Перикла(он был стратегом Афин с 444 по 429 годы)они получали от государственной казны специальное пособие – теорикон(зрелищные деньги).

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры


1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: "Буря на Черном море" (1845), "Георгиевский монастырь" (1846), "Вход в Севастопольскую бухту" (1851). Глава 4 Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым...

Годы почетное звание «Дома Островского», Александрийский театр и др. В 1898г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали знаменитый Московский Художественный театр, открывший для мировой культуры новые горизонты театрального искусства. Россия в системе современных международных отношений. Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система...

... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д. Заключение Искусство в контексте «Серебряного века» осмыслено как результат боговдохновенного творчества, а художник - как Богом избранный проводник духовных образов, выражаемых...

В годы существования Российской империи русская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры. Европейская и мировая публика познакомилась с философией Ломоносова, с прозой Толстого и Достоевского, с поэзией Державина и Пушкина, с музыкой Глинки и Чайковского, с живописью Брюллова и Куинджи. В то же время развивались русская техническая мысль, университетское образование и гуманитарные науки. За двести лет в России сформировались передовые культурные и научные центры: Санкт-Петербург, Москва, Киев, Казань, Дерпт и другие. Под влиянием русской культуры формировалась культура десятков малых и крупных народов империи.

  • - Отечественная война 1812 года вызвала величайший подъём национального самосознания и патриотических настроений в стране. Эти явления спровоцировали характерные особенности русской национальной музыки таких величайших композиторов, как М. Глинка и А. Даргомыжский.
  • - Влияние изменившейся политической и социальной обстановки в стране заметно и в произведениях живописи и архитектуры. Традиционные творения в стиле классицизма стали приобретать более реалистичные черты, что было связано со стремлением к обличительному характеру произведений.
  • - Под влиянием европейских традиций большое развитие в русской культуре получает театр. Русское драматическое искусство в XIX веке в основном находилось под покровительством императора и дворян, что трактовало особые нормы к формированию репертуара и создавало некоторые цензурные рамки.
  • - Украинский, белорусский, армянский, грузинский, казахский, азербайджанский и многие другие народы Российской Империи в XIX веке характеризовались подъёмом национального самосознания, что выразилось в развитии патриотической литературы на родном для этих народов языке.
  • - Ориентированное на лучшие проявления человеческой души творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого является верхушкой развития литературных идей XIX века. Обличение эгоистических черт человеческой сущности Достоевским представляет собой принципиально новый взгляд на реальность.
  • - Середина XIX века характеризуется появлением новых веяний в литературе – такие писатели, как Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов и многие другие в своих произведениях особое внимание обращали на слабости и пороки русского общества и отдельных типов людей.
  • - Одними из самых выдающихся поэтов “золотого века” были М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин. Их произведения насыщены любовью к Родине и русском народу, но в них также присутствует бунтующий дух нового времени, который связан с всё более нарастающим движением декабристов.
  • - Отличительной чертой рубежа XVII – XIX веков стало значительное развитие литературного течения в стиле классицизма и романтизма. Две противоборствующие группы русских писателей и поэтов создавали произведения в духе нового времени, но с разносторонним его восприятием.

Реферат

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

1.3 Новый способ воспроизведения действительности (критический реализм)

На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя, Лермонтова.

Основоположником русского критического реализма стал Александр Пушкин (1799- 1837). Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как он по сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскую деятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русской литературы, но и признанию ей во всем мире.

Пушкин создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка», трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященную судьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний.

1.4 М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм

Младшим современником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41), который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.

В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.

Однако со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливается реалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя его произведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Герой нашего времени».

1.5 Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму

Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы, суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народных верований в сочетании сказочных и христианских представлений.

В середине 30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма к реализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческому воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства. Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души», основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собой вопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабским социальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободное владение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средства выразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то к патетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственный облик современного ему общества с такой художественной психологической силой, что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Реалистическое направление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешить непримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально- гуманистический нравственный идеал.