Кабаре дикие лошади франция. Кабаре Crazy Horse в Париже. Билеты в Crazy Horse

В мастерских живописцев или скульпторов, помимо самих творцов и различных принадлежностей для создания произведений искусства, часто находятся натурщицы.

Эта подборка посвящена процессу работы над произведением искусства: созданию скульптуры, картины, эскиза. Посвящена художнику и человеческому телу, которое испокон веков является источником вдохновения.

(Всего 20 фото)

Спонсор поста: Bodum посуда : В коллекцию нашего Интернет-магазина мы включаем только знаменитые и заслужившие доверие бренды - BODUM, MELIOR, PREMIER HOUSEWARES, RITZENHOFF & BREKER, ZYLISS, COLE & MASON, BEKA, SOLUS.

1. Американский художник Роберт Раушенберг (1925-2008) и его натурщица, 1951 год. Самую большую известность из всех его работ получили те, что сочетали в себе элементы живописи и скульптуры и были созданы в 1950-х. (Wallace Kirkland-Time & Life Pictures/Getty Images)

2. Группа учеников художественной школы Фарнсуорта пишет картину с натуры, 1946 год. (Andreas Feininger-Time & Life Pictures/Getty Images)

3. Американский художник Томас Харт Бентон (1889-1975) работает над картиной "Персефона" (также известной как "Изнасилование Персефоны") в своей студии в Канзас-Сити, Миссури, 1939 год. Натурщица – одна из его учениц, студентка Института искусств Канзас-Сити. Сильное влияние на работы Бентона, приверженца регионализма, оказал Эль Греко. (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

4. Томас Харт Бентон) работает над картиной "Персефона". В конце 1930-х он издал автобиографическую книгу, которую высоко оценил лауреат Нобелевской премии романист Синклер Льюис: "Вот редкое явление – художник, умеющий писать". (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

5. Ученики художественной школы Скоухигена, Мэн, делают эскиз с натуры, 1948 год. Как сказал поэт Уильям Блэйк, "искусство не может существовать без обнаженной красоты". (Eliot Elisofon-Time & Life Pictures/Getty Images)

6. Жан Негулеско (1900-1993) пишет портрет натурщицы в студии в Голливуде. Сегодня его знают как автора сценариев знаменитых фильмов 1940-1960-х годов, но его первой любовью и любовью на всю жизнь была живопись. (Jerry Cooke-Time & Life Pictures/Getty Images)

7. Мозес Сойер (1899-1974) работает в студии в Гринвич-вилледж, 1960 год. Родившийся в России и выросший в Бронксе Сойер всю жизнь придерживался реализма, отвергая новомодные течения. (Time & Life Pictures/Getty Images)

8. Дэвид Фреденталь (1914-1958) рисует эскиз, 1948 год. (Gjon Mili-Time & Life Pictures/Getty Images)

9. Немецкий сюрреалист Фабиус фон Гугель (1910 -2000) в Риме. (Jack Birns-Time & Life Pictures/Getty Images)

10. Натурщица Дорис Фишер на перекуре во время занятий в художественной школе в Окс-Боу, Мичиган, 1946 год. (Loomis Dean-Time & Life Pictures/Getty Images)

11. Студенты из Университета Айовы на занятии, 1961 год. (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

12. Скульптор Хаим Гросс (1904-1991) в студии, 1942 год. Он родился в Австрии, а в 1921 году переехал в США и стал одним из самых известных резчиков по дереву. (Eliot Elisofon-Time Life Pictures/Getty Images)

13. Художники пишут с натуры, Калифорния, 1959 год. (J. R. Eyerman-Time & Life Pictures/Getty Images)

14. Натурщица на фоне кактусов и больной артритом художник, 1948 год. (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

15. Ученики художественной школы Скоухигена, Мэн, делают эскиз с натуры, 1948 год. (Gjon Mili-Time & Life Pictures/Getty Images)18. Обнаженная женщина позирует для художника Флетчера Мартина, 1940 год. (Peter Stackpole-Time & Life Pictures/Getty Images)

19. Автопортрет итальянского художника Джорджо де Кирико (1888-1978). Критик Роберт Хьюз писал о нем: "Не секрет, что де Кирико был поэтом, и поэтом отличным". О картинах же Хьюз не писал ни слова.

20. Анри Матисс (1869-1954) лепит обнаженную женщину, лежа в кровати в своей квартире, 1951 год. (Dmitri Kessel-Time & Life Pictures/Getty Images)

Алена Жукова – молодая художница, которая знает не только особенности своего труда, но и сложности человека по ту сторону мольберта – натурщика. В бытность студентом Алена сама неоднократно позировала коллегам, о чем рассказывает нашему корреспонденту.

- Алена, сложно ли это – быть натурщицей?

Если ты спокойно можешь находиться в одном положении (порой довольно изощренном), то для тебя это будет просто. Но некоторым людям очень тяжело усидеть на одном месте, а ведь позировать приходится часами.

- Отдают ли художники свои наброски с твоим изображением?

Смотря какой случай. Если подработка в университете – на кафедре рисунка и живописи – то можно со студентами договориться. Работ очень много учебных, хранить бывает негде, а выкидывать жалко. Поэтому художники-студенты могут с радостью подарить после просмотра. Если позируете у профессионального художника – опять же надо договариваться. Но сами художники обычно не очень заняты вопросом «А не подарить ли наброски своему натурщику?»

- Сколько нынче стоит час работы натурщика?

Смотря где, у всех разная оплата, она зависит от места и сложности позирования. Примерно от 50р./час, может у начинающих и выше. У профессионалов счет на тысячи. Обнаженка в любом случае всегда дороже.

- А приходилось ли позировать обнаженной? Было ли стеснение (если да, то как поборола?)

Полуобнаженка была. Основное прикрыто. Но это все-таки был университет, и приходилось позировать своим же одногруппникам при своих же преподавателях. А если серьезно, то при достойной оплате можно было бы и попозировать. Тут стеснение если и бывает, то первые полчаса, потом быстро превращается в обыденность.

- Должен ли натурщик быть красивым? Какие модели сегодня в почете?

Натурщики нужны разные – для разных сюжетов и картин. А если у человека хорошо просматриваются мышцы, связки, кости, то это намного лучше при академическом рисунке и живописи – проще рисовать. Красота не важна. Важен типаж. Каждый художник ищет в натурщике те черты, которые ему нужны: красота или уродство, молодое или старое тело.

- Есть ли у натурщиков профессиональное заболевание?

Профессиональные заболевания - это хроническая сонливость за работой, и да, все тело порой затекает. Болит и шея и разные конечности – смотря на что идет упор при постановке. В любом случае это непросто – не шевелиться так долго.

- Высказывала ли свое недовольство, если не нравился результат работы?

Натурщикам своего мнения относительно работы лучше не высказывать. Положительное можно, если очень хочется, а если отрицательное – то больше позировать не позовут на работу. Не надо обижать художников – относительно своих работ они все холерики, легко могут разозлиться. Может, вы ничего не понимаете на самом деле, а нарисован шедевр! И да, мнения натурщика никто не спрашивает обычно, натурщик нужен для позировании, а не для критики.

Всю жизнь я занимался наукой, но когда вышел на пенсию в 50 - заскучал. Тогда мой друг из Академии художеств предложил попозировать для студентов. Внешность у меня колоритная: в молодости был похож на Фиделя Кастро, а теперь то на Солженицына, то на Толстого в зависимости от длины бороды.

Натурщиками, а точнее «демонстраторами пластических поз», в основном становятся студенты и студентки, чтобы поправить свои денежные дела. Но на позировании много не заработаешь: 90 рублей в час за портрет, за обнаженку - от 160. Отнимите от этого ещё 13 % подоходного налога - и получится вообще смешная сумма: на проезд потратишь больше половины. Так что многие работают за идею и из любви к искусству. В последнее время стало много натурщиц-домохозяек: времени у них полно, заняться нечем.

Есть преподаватели, которые входят в положение и доплачивают - вскладчину со студентами. У меня в месяц получается не больше 20 000. Но мой коллега, бывший танцовщик Мариинки, после выхода на пенсию смог скопить на квартиру.

Типажи

Базы натурщиков, конечно, есть при вузах, но ими мало кто пользуется. Чаще нужный типаж ищут через друзей или в социальных сетях. В качестве отборщика выступает сам преподаватель или художник, ищет в зависимости от темы постановки. Например, студентам необходимо научиться рисовать костюм - нас наряжают; когда те проходят анатомию, приглашают спортсмена; изучают движения - ставят в какую-нибудь закрученную позу, а потом ещё и коня пририсовывают впридачу. Но если преподаватель нерадивый, то студенты на протяжении всего курса одну 50-летнюю тётю рисуют. Кстати, таких натурщиц не слишком много: после сорока у женщин резко появляются комплексы и почти все уходят. Показывать нечего больше, говорят. Я им сразу напоминаю про Кустодиева и его картины с пышнотелыми солидными барышнями, но на них это не действует. Мужчины обычно проще в этом отношении.


Вообще, надо сказать, с эпохи Ренессанса мало что поменялось: женщин художники по-прежнему любят фигуристых, чтобы было что рисовать, а мужчин - атлетичных, с ярко выраженными анатомическими деталями. Тут современные стандарты красоты не действуют. На портреты вообще часто уродцев всяких ищут или дураков, поколоритнее. Меня, ясное дело, берут на роли стариков. То я Сократ, то Толстой, то король Лир. Иногда тематические роли предлагают: пьяница, гармонист. Бывает, требуют стричься определённым образом или бороду отращивать. Однажды чисто машинально сбрил её, слава богу, к тому времени большая часть студентов уже дорисовала меня.

Обнажёнка

До революции и мужчины, и женщины позировали совершенно голыми. Потом нравы поменялись, правда, только в отношении мужчин. C тех пор натурщиков обязали надевать плавки, а вот женщины так и остались без одежды. Это негласное правило работает до сих пор, хотя платят и тем и другим одинаково.

Натурщикам, а особенно натурщицам, которые никак не связаны с искусством или творчеством, вливаться в процесс тяжело: стесняются. Но надо встать и отрешиться. Многие успокаивают себя причастностью к высокому, им льстит, что их лица или тела окажутся на выставках или просто в эскизниках художников. Хотя многие натурщики уж слишком себя спокойно чувствуют во время урока: начнут историю своей жизни рассказывать, поют или вообще с советами по рисунку к художнику лезут.

Тех, кто приходит, чтобы похвастаться своим телом, в вузах мало. Такие идут к частным художникам. Те их рисуют для своих нужд, а девушки забирают себе наброски: дома на стеночку повесить, подружкам показать.

Требования

Работа достаточно жёсткая: тебя ставят в нужную позу, и ты стоишь не двигаясь несколько часов. Перерывы обычно делают раз в 45 минут, разрешают размяться. Из-за статичности позвоночник болит постоянно. Сидишь - болит, стоишь - болит. Некоторые не выдерживают и просто уходят посреди урока. Приходится оперативно искать замену.

Набор поз у натурщиков достаточно стандартный. Самая популярная - контрапост, как у Венеры Милосской и Давида. Это когда вес тела переносится на одну ногу, а плоскости таза и плеч расходятся. Затем идут позы сидя и полулёжа. Это тоже крайне неудобно.


Групповые постановки сейчас рисуют редко. Слишком дорого и долго собирать людей и строить декорации. Обычно за раз приглашают двух-трёх натурщиков, делают эскизы, а потом совмещают с остальными на холсте. Но недавно было несколько групповых сцен: в одной были ученики Христа, в другой я был Моисеем.

Иногда с животными приходится позировать: для скульптуры я в обнимку с лошадью несколько дней подряд простоял. Во дворе Академии есть так называемая стекляшка, где содержат разных животных: куриц, коней, коз. Но чаще всего зверей ходят рисовать в зоопарк.

Травмы и искусство

Травмы для натурщиков - дело привычное. Ты стоишь полдня на высоченной тумбе уставший, в помещении душно. Неудивительно, что, отработав с 9 утра до 7 вечера, падаешь в обморок. Как-то я упал, а студенты смотрят на меня и спрашивают: «Продолжать будем?» Вызываем скорую - два сломанных ребра. Алкоголем перед постановками тоже злоупотреблять не стоит, а то одна вон подвыпила и в ванну с глиной упала.

Воздух в помещениях не самый свежий: комнатки маленькие, студентам вечно холодно, приходится уайт-спиритами и красками дышать. На скульптуры вообще месяцами позируем, от ста часов и больше. Но там хотя бы химикатами не воняет. От физиологии тоже никуда не убежишь. Захочешь в туалет - и бежишь в одном халатике по институту. Или уснёшь на портрете, а студенты кричат «Откройте глаза, нам их нарисовать нужно».

Студенты и художники

Все думают, что натурщик - это обязательно обнажёнка. Моя первая постановка вообще в каракулевой шубе при +20 была. Студенты первых курсов начинают с портретов, рук и лица, потому что сразу голое тело им рановато показывать. Садишься вот так за стол, кладёшь на него руки и сидишь. Они подходят, рассматривают, что-то замеряют. Когда дело доходит до тела, они уже подготовлены: никто не хихикает. А вообще, студенты к голым натурщикам мало интереса проявляют. Иногда приходишь позировать, а из 15 студентов на пару явилось всего двое. С художниками в этом плане проще: они заранее расписывают все планы и позы, берут от тебя максимум, заключают настоящий трудовой договор, ну и, конечно, платят больше.

Я люблю над студентами пошутить. Прихожу на постановку и говорю им: «Слушайте, ребята, плавки я дома забыл, а трусы у меня грязные. Буду без всего позировать». Девочки начинают представлять меня, 80-летнего дедушку, нагишом: сразу кто побледнел, кто покраснел. Выхожу на подиум в тельняшке по колено и спрашиваю: «Ну что, готовы? Ну поехали!» Сдёргиваю тельняшку, а там трусы, конечно.