Создание музея в детском саду. Значение и использование мини-музеев. Экскурсионная работа в мини-музее

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной) . Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999) ; социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000) ; оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000) .

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе) .

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей) .

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй) .

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) .

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики

в условиях ДОУ заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» .

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • родительские собрания
  • консультации
  • индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

  • оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм
  • наличие детской мебели для проведения игр, занятий
  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.) .
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок- ребенок» .
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок» , спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования) . Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев

Может быть разнообразной:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора» , развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок) , о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ) ;
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей) , сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос) , перья;
  • «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

  1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.) . В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках» .
  2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены» : что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
  3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
  4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект называется «Система» (1)

  • Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и т.д.) . Это место называется «Надсистема» (2) .
  • Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.) . Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3) .

Таким образом, рассмотрев центральный столбец, можно получить некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

  • Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом. (Чем была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы» .
  • Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? «Будущее системы» .

Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

  • Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом) . А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
  • Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
  • Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и подсистема (8, 9) . Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

  • Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
  • Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно как к объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии) . И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.
Стандарт дошкольного образования, как целевой ориентир выделяет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одно из таких направлений – познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
При формировании познавательной мотивации, особое значение имеет включение в образовательный процесс нетрадиционных форм работы. Одна из эффективных форм, как мы убедились – это музей – хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности, формирует художественный вкус.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и они не водят детей на экскурсии в музеи.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. В нашем случае это «мини-музей». Данное название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Цель создания мини-музея – это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап – выбор темы, разработка модели или схемы будущего музея, определение содержания экспозиции.
2. Этап реализации проекта – подготовка экспонатов, создание экспозиций, организация экскурсий.
3. Обобщающий этап – подведение итогов, определение перспектив.
Основой создания любого музея являются экспонаты. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать и даже изготовить. В качестве экспонатов могут выступать различные коллекции, творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Мини-музей может иметь одну или несколько экспозиций. Для их расположения можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалку», спальню, стены у входа в группу и т. п. Одно из основных требований, предъявляемых к расположению экспозиции — она обязательно должна вписываться в интерьер помещения.
Благодаря отзывчивости родителей у нас в группах образуются интереснейшие коллекции. Организуя работу по привлечению пап и мам к созданию коллекций, мы опираемся на основные принципы: партнерство родителей и педагогов; единое понимание педагогами и родителями целей и задач; помощь, взаимоуважение и доверие.
Идеи для коллекций возникают по-разному. Однажды, прочитав историю одинокой пуговки, дети захотели ей помочь. Мы предложили родителям поддержать инициативу ребят. На предложенный нами краткосрочный проект «История пуговки», родители откликнулись очень охотно, и нам удалось собрать коллекцию разнообразных по форме, размеру и структуре пуговиц, с которыми дети очень любили играть и использовать в разных видах деятельности.
Зачастую наши коллекции перерастают в большие выставки, как это случилось с проектом «Урал – наш край родной». Разрабатывая этот проект, у нас уже имелось несколько экспонатов. Мы предложили родителям их пополнить. Целью проекта стало ознакомление детей с богатством нашего края. Семьи воспитанников активно включились в организацию проекта. Были представлены: книги по Уралу, различные карты и путеводители по Южному Уралу, шкатулки из уральских камней, коллекции минералов, украшения из самоцветов, промыслы уральских мастеров (каслинское и кусинское литье, златоустовская гравюра и т. д.). Совместно с родителями, дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сближало взрослых и детей, делало их настоящими партнерами.
Мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них гостям. С интересом изготавливают поделки из различных материалов, рисуют, тем самым пополняя развивающую среду.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Созданию мини-музея в условиях детского сада способствует поисково-исследовательская деятельность, которая позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем, даёт возможность объединить детей, воспитателей и родителей в совместной деятельности, а также сформировать настоящее сообщество детей, родителей и воспитателей.

Организация мини-музея в детском саду

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап

2. Этап реализации проекта

3. Обобщающий этап

Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.

Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.

1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея, например, «Музей опавших листьев», «Музей воды», «Музей воздуха».

2. Разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.

3. Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)

4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т.д.

5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д.

6. Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть

· Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

· Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

· Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

Следующий этап - этап реализации проекта.

При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.

Например, мы хотим создать мини-музей. Во-первых, мы определяем тему. Пусть будет мини-музей «Моя любимая книжка». Далее определяем цель создания мини-музея: это знакомство дошкольников с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса к чтению.

Что мы можем сделать на первом этапе? Можем ли мы быстро организовать музей? Конечно, можем. Надо предложить детям принести свои любимые книги, обратиться за помощью к родителям.

Следующим нашим шагом будет создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение книги и особым образом оформленная надпись с его названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и самой письменности, узнать, на чем писали в древности, чем писали, как создавались первые книги, как делают книги сегодня.

А также в музее можно организовать «Библиотеку», «Книжкину больницу» и уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам».

Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги :

· Что было сделано?

· Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)

· Что нового узнали?

· Что хотели бы еще узнать?

При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы:

· Принцип научности : любая экспозиция должна строиться на научной основе.

· Принцип предметности : основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.

· Коммуникативно-информационный принцип : дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.

· Принцип концентричности : только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Для того чтобы создать мини-музей нам необходимо определиться с местом его расположения. Хорошо, что в нашем детском саду имеются свободные помещения для организации мини-музеев. Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Рассмотрим несколько вариантов расположения музеев.

Во-первых, это групповые помещения . Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы: постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

Во-вторых, мини-музей можно организовать в раздевалке. Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.

В-третьих, это могут быть помещения для дополнительных занятий . С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии, на первый взгляд, вполне уместен мини-музей. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтоб музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.

В-четвертых, это холлы . В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мини-музей в детском саду Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 18 «Улыбка»

Актуальность Музей: Расширяет кругозор Дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире Цель Об огащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями

Задачи Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ Формирование у дошкольников представления о музее Расширение кругозора дошкольников Формирование проектно-исследовательских умений и навыков Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания Развитие творческого и логического мышления, воображения Формирование активной жизненной позиции Вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА Подготовительный этап Выбор темы и названия (например, «Музей хлеба», «Музей русского костюма») Разработка модели организации музея Выбор места (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)

4. Определение содержания экспозиции: оборудование, материалы, предметы 5. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей 6. Определение перспектив развития Подготовительный этап

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА Этап реализации проекта 1) определение темы и содержания экскурсии 2) составление плана экскурсии 3) целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия 4) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

Мини-музей «Игрушка-забава» Помещения для дополнительных занятий Мини-музей «Игрушка-забава» Место расположения: Театральная студия «У Лукоморья» Цель создания: Для раскрытия творческого потенциала детей Варианты использования: Театрализованное представление Игра-инсценировка Сюжетно-ролевая игра «Мы актеры Варианты экспозиций: куклы, маски, шапочки

Мини-музей «Русский костюм» Место расположения: Музей русского быта «Русское подворье» Цель создания: Ознакомление с предметами русского быта Варианты использования: Художественно-познавательная мастерская Экскурсия Выставка Сюжетно-ролевая игра «Мастерская белошвейки» Варианты экспозиций: предметы декора и узоры, обувь, головные уборы, одежда Помещения для дополнительных занятий

Помещения для дополнительных занятий Мини-музей «Народная игрушка» Место расположения: Музей русского быта «Русское подворье» Цель создания: Ознакомление с русской игрушкой и изделиями народных промыслов Варианты использования: Художественно-познавательная мастерская Экскурсия Выставка Варианты экспозиций: куклы в русских костюмах, народные игрушки

Помещения для дополнительных занятий Мини-музей «Народные музыкальные инструменты» Место расположения: Музей русского быта «Русское подворье» Цель создания: Ознакомление с русскими музыкальными инструментами Варианты использования: Художественно-познавательная мастерская Выставка Музицирование Организация ансамбля Репетиция оркестра Варианты экспозиций: музыкальные инструменты

Мини-музей «Якутская культура» Помещения для дополнительных занятий Место расположения: Центр Якутской культуры Цель создания: Ознакомление с якутской национальной культурой Варианты использования: Художественно-познавательная мастерская Выставка Экскурсия Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы» Варианты экспозиций: изделия якутских мастеров, куклы, картины, книги, фотографии

Помещения для дополнительных занятий «Мини-музей хлеба» Место расположения: Музей русского быта «Русское подворье» Цель создания: Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе Варианты использования: Беседа Экскурсия Выставка Игра-драматизация Варианты экспозиций: картины, рисунки, поделки из соленого теста, муляжи хлебобулочных изделий, гербарий

Холлы Мини-музей «Опавшие листья» Место расположения: Экологическая комната Цель создания: Систематизация знаний у детей об изменениях в живой и неживой природе Варианты использования: Художественно-познавательная мастерская Выставка. Экскурсия Экспериментирование Исследование Варианты экспозиций: гербарии, тематические и ситуативные коллекции, работы из природного материала детей и их родителей


Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников

Описание : данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования.

Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:
Познавательное развитие: представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1 Образовательная
–развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее.
2 Развивающая
– развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
3 Коммуникативная
– развитие связной речи;
умения общаться со сверстниками и взрослыми;
умения вести себя в общественных местах;
4 Нравственная
– воспитание уважения к труду взрослых;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;

Основные принципы работы в музее:

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.


Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее;
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Структура музея:

Разделы и экспон аты:

1 раздел: Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: "Царевна-лягушка", "Сапоги-скороходы", "Гусли-самогуды", "Игла, в которой таится смерть Кощея бессмертного", "Наливное яблочко на расписном блюдечке", "Клубочек указывающий дорогу", «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебный ларец», «Отравленный гребешок», «Горшочек каши», «Золотой ключик», «Волшебное зеркало», «Туфелька Золушки». Есть и зелёный дуб из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», на его ветвях затаились кот учёный и русалка.
2 раздел: «Сказки в загадках».
В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках - желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
3 раздел: В разделе «Мы - «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.
4 раздел: «Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
5 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним
6 раздел «Умные сказки» - подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Мини-музей наполнен книгами разного формата, назначения: словари, энциклопедии, учебники, музыкальные, книги-раскраски, книги-игрушки, журналы, комиксы.
7 раздел: Работает в нашем музее и мастерская "Книжкина больница" и «Читательский уголок», где ребята могут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».

Этапы проекта по созданию музея:

1.Подготовительный:

Обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
-определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
-сбор экспонатов для музея;
-разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
-подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
-разработка конспектов экскурсий;
-формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

2. Этап реализации прое кта:

Создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

3.Обобщающий э тап:

4. Деятельностный этап: функционирование мини-му зея.

Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Схема построения работы в му зее:

Образовательная область « Речевое развитие»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
Образовательная Область « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
Образовательная Область « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;


Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.

Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, – сказала мне сестра» . А что делать, если нет возможности пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях их нет. Наши дошкольники долгое время и не знали, что такое музей, для чего он нужен…
Именно поэтому в одном из МБДОУ города Заволжье решено было создать в каждой группе собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения.
В создании музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. Мини-музей нашей группе содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что – то своё, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них.

При организации музея мы поставили перед собой цель: познакомить дошкольников с разнообразием глиняной посуды, способами изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды сделанной из глины.
Разработали задачи по внедрению музейной педагогики в практическую деятельность: формировать знания детей о назначении музеев, кто там работает. Познакомить с мини – музеем группы. Через словесную игру «Хорошо – плохо» учить детей рассуждать о положительных и отрицательных свойствах различных материалов (камень, дерево, глина).
Знакомить с правилами поведения в музее. Расширять кругозор детей о музеях, их назначение. Вызвать желание принять участие в пополнении композиции музея. Воспитывать интерес к профессии — экскурсовод. Вызвать желание попробовать самостоятельно изготовить кукольную глиняную посуду, игрушки из глины. Развивать творческое воображение, мышление, желание мастерить из глины. Воспитывать уважение к труду гончара, бережное отношение к продуктам его труда.
Экспонаты нашего музея «Глиняная посуда» привлекают внимание детей любого возраста. Все экспонаты: посуда, сувениры изготовлены из глины. Некоторые из них изготовлены самими детьми. В коллекции музея представлена посуда разного назначения (кувшины, кринки, горшочки, чайники, кружки, чашки…). Есть в музее подборка детской литературы: потешки, загадки, стихотворения; методические разработки для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, а так же дидактические игры, направленные на расширение кругозора старших дошкольников. Для самостоятельной деятельности детей с глиной есть ручное кружало. Здесь любой желающий может приобщиться к труду гончара.
В нашем музее есть разделы : «Сами своими руками» , где кукольная посуда выполнена руками детей и воспитателей. Посуда может быть использована детьми в ролевых и режиссерских играх… В разделе «Библиотека» , находится подборка стихотворений, загадок, пословиц, сказок о глине и глиняных изделиях. Раздел «Сделай сам» , это уголок ручного труда с набором необходимого оборудования и материалов (кружало, глина, стеки, салфетки, фартуки, схемы и др.).
Для привлечения внимания детей к музею есть у нас яркие мотивационные знаки, так раскрытые ладошки «говорят» детям потрогай нас, знак – на лице большое «говорит» детям – сначала послушай, крупные глаза на лице напоминают детям — будь внимателен, посмотри… Раздел «Игротека» , представлен подборкой дидактических игр: «Мы лепим посуду», «Следы», «Печем куличики», «Спрячь, и найди игрушки»… В разделе «Галерея» находится выставка детского художественного творчества по теме: «Глиняная посуда», «Глиняные игрушки», «Дымковская Барыня» . Детское художественное творчество является неотъемлемой частью познавательной деятельности детей.

Таким образом, через наш музей мы учим детей видеть и оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры, пытаемся сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени с памятниками истории и культуры. Через работу со средой мини музея мы развиваем способность к эстетическому созерцанию, желание самостоятельно творить… У детей появляется инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Используя музейную педагогику, ставим перед собой задачи: формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием. Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Музейная педагогика должна не прийти на смену экскурсиям старого образца, но просто «вырасти» рядом, как новый тип экскурсий, где интересно и увлекательно.
Предметный, наглядный метод обучения предполагает в качестве основного воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого дети делают для себя неожиданные открытия. Оказывается, обычные предметы: чашка, чайник, кувшин… умеют «говорить» и могут рассказать о себе много интересного, о людях, событиях своего времени. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую жизнь».

Неслучаен девиз нашего музея:
Я слышу – и забываю.

Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.
(Конфуций)

Очень активное осваивание музейной информации осуществляется в процессе игровой деятельности, когда полученные знания дети применяют в ролевых и режиссерских играх («Гончарная мастерская», «Магазин посуды и сувениров», «Семья» ), в самостоятельной художественной, творческой деятельности.
С помощью музейной педагогики можно вовремя воспитать в ребенке потребность в самостоятельном выборе настоящей культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.