Пословицы поговорки былины общее слово. Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.

Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри - реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри - это мифические персонажи или же древние божества.

Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить - народ любит своих героев, своих богатырей.

Немного истории

Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями - все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.

  • Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
  • Богатырскую силу в бою узнаешь.
  • Всякий сам для себя богатырь.
  • Богатырь умрет, но славу с собой не заберет - на земле останется.
  • Богатырь силой своей славен, а не происхождением.

Секрет богатырской силы

Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, - любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор - народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов - folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми - оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: - мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе - час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается "Слово о полку Игореве".

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу - с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки - это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в буквальном смысле. Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.

Главный герой былины «Садко» — музыкант, который ходил по праздникам да пирам, и там на гуслях играл. Но однажды случилось так, что Садко перестали звать на пиры, и от скуки он стал ходить на Ильмень-озеро и там играть на гуслях. От его игры озеро каждый раз волновалось. Однажды из озера показался морской царь, похвалил за чудесную музыку и решил наградить музыканта. Подговорил он Садко пойти в Новгород и поспорить с купцами о том, что он достанет из озера трех чудесных рыбин с золотыми перьями.

Садко так и сделал. В Новгороде он поспорил о том с купцами. От себя Садко буйную голову свою поставил, а три купца по три своих лавки с товарами выставили. Выиграл Садко спор, выловил трех невиданных рыбин с золотыми перьями и зажил он после этого жизнью богатого купца.

А однажды он не удержался и затеял новый спор о том, что на свои деньги выкупит все до единого товары в Новгороде. В первый день он с дружиной пошел и скупил все товары, что были в городе. Но на следующий день подвезли новые товары. Он и их выкупил. И только на третий день Садко понял, что он не может быть богаче целого города.

Возместил он проигрыш, построил корабли, загрузил на них купленные в Новгороде товары и поплыл через синее море в Золотую Орду продавать эти товары. Торговал он с большой прибылью и обратно возвращался гораздо более богатым. Но море заволновалась волнами и корабли на месте замерли. Стал Садко жертву морскому царю золотом приносить, но корабли с места не трогались. Понял он, что царю морскому человеческая жертва нужна и стали все, кто на кораблях был, жребий кидать. И выпало, что сам Садко должен на дно отправиться. Распорядился он своим наследством и отпустил корабли, а сам к морскому царю отправился, прихватив любимые гусли.

Морской царь повелел Садко играть на гуслях, а сам в пляс пустился. От этих плясок на море волнение началось и стали корабли с людьми гибнуть. Стали люди взывать к Миколе Можайскому. Тот явился к Садко и стал просить прекратить игру на гуслях. А Садко отговаривается тем, что ему морской царь приказал играть не останавливаясь. Посоветовал тогда старец из гусель струны повыдергивать, и предсказал, что морской царь наградит Садко, красивую жену ему выбрать позволит и в Новгород вернет. Так и случилось. Когда Садко струны повыдергивал, морской царь плясать перестал и дозволил Садко красивую жену себе выбрать и в Новгород его вернул.

Оказался Садко в Новгороде раньше дружины своей, что на кораблях плыла. Подивились люди, вернувшись, что Садко живой-здороый раньше них дома оказался. А Садко золото с кораблей сгрузил и на те деньги Миколе Можайскому церковь поставил. Больше Садко в море уже не выходил, а жил в Новгороде.

Таково краткое содержание произведения.

Главная мысль былины «Садко» состоит в том, что за все в этой жизни надо платить. Садко при помощи морского царя обогатился, а отблагодарить его забыл. За это морской царь его к себе на дно и забрал. Лишь чудом Садко домой вернулся, послушав совет Миколы Можайского. Былина «Садко» учит прислушиваться к советам мудрых людей, которые плохому не научат.

В былине «Садко» мне понравился главный герой, который занимает активную жизненную позицию. Он не побоялся рискнуть своей головой и заключил спор с новгородскими купцами, отчего стал богатым. Когда же он проспорил второй спор, то сумел грамотно распорядиться скупленными товарами и выгодно продал их в Золотой Орде, став еще богаче. Садко умеет прислушаться к советам, умеет быть обязательным.

Какие пословицы подходят к былине «Садко»?

Долг платежом красен.
Сам смекай, где берег, где край.
Беды научают человека мудрости.