Обучение связной речи дошкольников с использованием картин на занятиях по речевому развитию. Основные требования к картине, или серии сюжетных картин, используемых на занятиях по развитию связной речи с детьми с онр Цель:обучение составление рассказа по с

Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картина как средство развития речи дошкольников.

Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Рассказы по картине способствуют развитию образного мышления и образной речи.

Перед детьми встает задача склонять существительные, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные с существительными. По словам Ушинского картина приводит в порядок нестройную фразу. Картина – одно из эффективных средств развития наблюдательности, внимания.

При рассматривании и обсуждении картин педагог решает и воспитательные задачи.

Готовить детей к жизни - это не только дать им определённые знания, выработать навыки, научить трудиться, закалить физически и нравственно, но и привить любовь к искусству. Это возможно лишь тогда, когда дети научатся самостоятельно и верно разбираться в живописном полотне, смогут определить своё отношение к художественным образам. На занятиях по ознакомлению с картиной педагог развивает активное отношение к жизни, учит детей видеть и правильно понимать прекрасное не только в искусстве, природе, но и в общественной жизни, учит самих создавать прекрасное.

Вот почему картина занимает все большее место в учебно-воспитательном процессе.

Картина вполне заслуженно завоевала себе прочное место в дошкольной практике как средство развития речи детей.

Интересная картина воздействует на чувства дошкольников, развивает не только наблюдательность, но и воображение.

Но всякая работа с картиной принесет пользу лишь при условии тщательной подготовки к ней.

Картина должна быть доступна дошкольникам по содержанию и настолько эмоциональна, чтобы вызвать желание высказаться. Эмоциональное восприятие детьми картины является стимулом их творческой активности.

Для описания педагог должен подбирать картины, простые по композиции с ограниченным числом, изображённых на ней людей, предметов, преимущественно с сюжетом, содержащим конфликтную ситуацию.

Больше волнует детей тот живописный образ, который оживляет в их воображении жизненные ситуации. Вот почему особенно близки дошкольникам, прежде всего, произведения художников, посвященные маленьким детям, близким людям, животным, природе.

Реалистический пейзаж всегда проникнут живым чувством, несёт в себе своеобразную и глубокую мысль и потому возбуждает разнообразные эмоции. Как показывает практика целесообразно использовать такие пейзажи «Мартовское солнце» Юона, «Ранняя весна» Остроухова, «Золотая осень» Левитана. Организуя работу над картиной, воспитатель основывается на детских впечатлениях, полученных в результате наблюдений за природой.

Жизненный опыт детей - это не только увиденное и пережитое ими, но и изученное, услышанное. Одним из принципов отбора картин является близость содержания произведения живописи и литературного произведения, прочитанного детям.

Работа по картинам Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» связывается со слушанием былин. Работа по пейзажным картинам связывается со слушанием поэтических и музыкальных произведений. Такая работа способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений живописи и искусства.

Методы и приемы работы с картиной.

В работе с картиной педагог придерживается примерно следующей последовательности.

1.Подготовка детей к восприятию картины

2.Молчаливое рассматривание картины.

3.Свободное высказывание детей

4.Анализ живописного полотна.

5.Словарно-стилистическая работа.

6.Коллективное составление плана.

7.Устный рассказ по картине.

Перед тем как показать детям картину, необходимо подготовить их к активному восприятию произведения живописи. Картину сразу вывешивать не следует, т.к. дети будут её рассматривать, отвлекутся и потеряют интерес к предложенной воспитателем работе. Во вступительной беседе полезно кратко познакомить дошкольников с автором картины или с историей ее создания.

Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ, диск, отрывок из какой-либо художественной книги. Чтобы лучше донести до детей содержание картины, особенно пейзажа, необходимо опираться на личные наблюдения детей за природой.

Готовя детей к составлению описательного рассказа можно провести экскурсию с детьми в лес или парк. Объектами наблюдения детей могут быть: земля, воздух, небо, снег, деревья, птицы. Еще до рассматривания картины дети мысленно перенесутся в обстановку, схожую с изображенной на картине.

Во время беседы педагог помогает найти яркие слова, образные выражения, чтобы передать все, что они видели во время экскурсии.

Во вступительной беседе часто воспитатель обращается и к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию анализируемой картины. Например, рассмотрению картины Остроухова «Ранняя весна» предшествует беседа, во время которой дошкольники вспоминали произведения о весне (Тютчев «Весенние воды» и др.).

Прежде чем перейти к рассматриванию картины Шишкина «Зима», можно прочитать детям, как поэты и писатели описывают красоту зимней природы (Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», Никитин «Встреча зимы»). Можно привлечь и музыкальное произведение, вспомнить пословицы, поговорки, загадки.

Берем «Март» Левитана. Отмечаем изменения в природе, слушаем Пушкина «Гонимы вешними лучами». А затем слушаем Чайковского «Времена года», «Подснежник». Затем беседа.

Что представляете, когда слушаете?

Как звучит мелодия в музыке Чайковского? (робко, нежно)

Затем после беседы предлагается картина «Март». Всё это должно настроить ребят на более полное и глубокое восприятие картины.

Анализ картины - четвертый этап работы. Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в решении задач воспитания мышления, культуры устной и письменной речи, эстетического вкуса детей. Умелый анализ картины, направляемый педагогом - одно из активных средств, помогающих овладеть умением образно мыслить и говорить. Анализ полотна проводится в процессе беседы или рассказа воспитателя. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.

Ставя вопросы, педагог раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений. Какое впечатление навевает картина на вас? Какое настроение навевает картина на вас? Какое впечатление производит на вас изображенный на картине пейзаж? А дальше нужно выяснить, почему создается такое настроение? Выясняется тема картины. Не всегда дошкольники могут определить самостоятельно тему картины. Помочь в этом может задание. Озаглавить картину, т.к. в названии большей частью выражается мысль. По тем названиям, которые предлагают дети, можно сделать вывод, как они поняли основное содержание картины, как сумели обобщить увиденное. Полезно проводить такую работу дважды: до и после анализа картины. Сравнение этих двух названий между собой покажет, насколько глубоко и правильно дошкольники поняли содержание.

Иногда можно поступить по-иному: сообщить детям название, и спросить, почему художник именно так назвал картину. Часто название говорит не только о содержании картины, но и о замысле художника, о том, что он считал самым главным. Можно спросить, почему Шишкин И.И. назвал свою картину «На севере диком», а не просто «Сосна»? Нужно вспомнить первую строку из стихотворения Лермонтова «на севере диком стоит одиноко сосна. Это – Лермонтовская сосна, которая мечтает о далеком солнечном крае, изображена на полотне Шишкина. Название картины помогает понять выраженное чувство тоски и одиночества.

Картине присущи особые образные средства, как и любому другому искусству. Дети должны воспринимать ее эстетически. Воспитатель, работая с картиной, должен использовать знания детей по изобразительному искусству. (-Как построена картина? Какой цвет преобладает? Какие цвета холодные, а какие теплые? Где в картине главное действующее лицо? Кто главный? Как художник показал? Кого выделяет?)

Вопросы должны быть посильны для дошкольников. Задача вопросов - помогать умственному развитию детей, продвигать и укреплять их знания, формировать их грамматическое мышление и совершенствовать их речь. Эта задача обязывает педагога приводить в систему свои вопросы на занятиях, но и ограничивать их количества. Главное не количество, а точность и последовательность.

Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в процессе которого у ребят начинает вырабатываться собственное отношение к произведению. Сравнения могут проводиться разные: двух или нескольких картин, сравнение картин и художественного произведения, картины и музыки. Сравнение может проводиться с целью выявления различия или установления сходства в рассматриваемых картинах. Иногда сравнение используется, чтобы облегчить понимание идейной направленности. Прием сравнения удачен при работе с картиной Грабаря «Февральская лазурь», «Март» Левитана.

Вначале ведется работа только по картине Грабаря. (Левитановский «Март» не вывешивается). Название картины Грабаря не сообщается. Выслушав первые высказывания дошкольников о картине, учитель задает вопросы:

Какое время года изобразил художник?

Какое время суток?

Как написаны стволы берез?

На каком фоне изобразил их художник?

Сообщается название картины. Выясняется значение слова «лазурь», подбираются однокоренные слова (лазурный) и синонимы (голубое, светло-синее). Здесь можно рассказать и об истории создания картины.

Затем звучит вопрос:

Оправдывает ли картина свое название?

Затем вывешивается репродукция картины «Март».

А какие изменения вы заметили на этой картине?

По каким признакам можно определить, что это весна?

Как передал Левитан пробуждение природы?

Какие цвета использовал?

Нужно сравнить цвета у Грабаря и Левитана.

Разбор картины в процессе беседы - наиболее распространенный, почти единственный прием работы над картиной. Однако необходимо разнообразить приемы и методы, и не забывать о силе устного слова. Живой рассказ воспитателя о картине обогащает восприятие, пробуждает дошкольников к активному словесному действию. Речь педагога служит образцом высказывания о картине.

Ознакомление с планом рассказа - пятый этап работы.

Устный рассказ по картине – шестой этап работы. К устному рассказу необходимо привлекать возможно большее число ребят. На этом этапе проводится словарная работа, работа по конструированию предложений. Нужно учитывать возможности слабых детей. Они должны принимать участие в устной работе со всеми детьми, а затем им нужно дать облегченное индивидуальное задание.

Анализ – восьмой этап работы.

Речевому развитию учащихся способствуют упражнения разного типа.

I группа упражнений – формирование умения определить тему.

  1. Молчаливое рассматривание
  2. Рассматривание под музыку
  3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (закройте глаза и представьте)
  4. Какие звуки можно услышать при рассматривании.
  5. Чтобы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?
  6. Определение темы (что видите?)

II группа – формирование умения сравнивать, обобщать.

  1. Сравнение темы стихотворения, сказки, рассказа и картины
  2. Сравнение настроения картины и музыкального произведения
  3. Сопоставление основной мысли картины с пословицами
  4. Сравнение картин и различных по настроению
  5. Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах

III группа – формирование умения выполнять анализ картины

  1. Объяснение названия
  2. Придумывание своего названия, сравнение с автором
  3. Выбор заголовка из нескольких
  4. Определение по заголовку содержания
  5. Анализ цветовой гаммы
  6. Выявление характера персонажа на основе его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды)

IV группа – упражнения по обогащению словаря

  1. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
  2. Подбор синонимов для определения цвета
  3. Подбор слов по микротемам
  4. Подбор прилагательных или глаголов для характеристики объекта.

Использование картин на занятиях по развитию речи

Составила: Карамышева Ксения Игоревна

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ №68»

2015

1.Значение картин в ознакомлении детей с окружающим и развитии

словаря, в обучении детей рассказыванию…………………………………… 3

2.Подбор картин для каждой группы, требования к подбору……………… 6

3.Виды занятий с картинами…………………………………………………. 9

4.Структура занятий и методика проведения………………………………… 6

5.Требования к рассказам по картинам………………………………………. .9

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………20

Конспект занятия по составлению рассказов по картине

Список используемой литературы………………………………………….... 23

  1. Значение картин в ознакомлении детей с окружающим и развитии словаря, в обучении детей рассказыванию .

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий.

Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Действительно, значение рассказов огромно. В рассказах живут народные обычаи, обряды, в них сохраняются пословицы, поговорки. Из рассказов дети запоминают выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту, осваивают новые словосочетания, фразы, типа предложений.

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.

С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Польза картинки, по мнению К.Д.Ушинского, в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно развивает ум и речь. В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково способным, одному по рисункам, второму - без рисунков - и вы оцените тогда все значение рисунков для детей».

Таким образом «дошкольный возраст является периодом, в котором наблюдается наибольшее чувство к языковым явлениям, - это твердо установленный факт», - заключает в одном из своих исследований Д.Б. Эльконин. Рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа, развивают речь. А поскольку обучение рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале, и прежде всего на картинках, иллюстрациях через которые обогащается кругозор детей, развивается их образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками для развития речи.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально - чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно - коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи).

2. Подбор картин для каждой группы, требования к подбору

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы.

Требования к картине

  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистичное изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества

деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Картины могут быт ь: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины , где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. И наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например, (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова

Используются и репродукции картин мастеров искусства:

· пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

· натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:

  • О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);
  • Их действиях (гуляют, играют, едят);
  • О месте действия (Где? В лесу, дома);
  • О времени действия (Когда?).

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в этом случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину.

Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другое).

Картина должна висеть на уровне глаз детей.

Заранее подбирается указка или другие атрибуты.

Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.

Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.

После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их.

Требования, предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет).

Композиция картины должна быть простой т.е. картины одно плановые.

Количество персонажей от 1 до 4.

Старший возраст (5-7лет).

Композиция сложная, то есть многоплановая.

Количество персонажей может быть достаточно большим.

Построение занятия и методика его проведения.

Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям.

3.Виды занятий с картинами

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Виды занятий по картине:

  1. рассматривание картины;
  2. рассказывание по ней.

Для связного последовательного рассказа по картине необходимо при рассматривании картины понять ее сущность , установить связи :

  1. узнавание;
  2. установление причинно-следственных связей между действующими лицами, понимание мимики лица, действий.
  3. временные связи: учет места действия, времени, обстановки.

Для связного рассказа необходимо:

  1. позаботиться о содержательной стороне;
  2. четкое выделение или логизация образов;
  3. освоение форм монологической речи.

Виды картин.

  1. Предметные картины (один или несколько предметов без контактных связей).
  2. Сюжетные и многоэпизодные картины. На сюжетных картинах изображаются предметы в определенных сюжетных связях.
  3. Серии картин, связанных одним сюжетом.
  4. Пейзажные картины.
  5. Натюрморты.
  6. Картины с юмористическим содержанием.

Выделяются следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине.

  1. Составление описательного рассказа по предметной картине.
  2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
  3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
  4. Составление рассказа по последовательной серии картин.
  5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
  6. Коллективное составление рассказов.

Усложнение от группы к группе.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Описательный рассказ по предметной картине.

2. Описательный рассказ по сюжетной картине.

3. Описательный рассказ по сюжетной серии картинок.

1. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине.

2. Повествовательные рассказы по серии картинок на юмористические темы.

3. Коллективное составление рассказа.

1. Описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Требования к рассказам детей:

  • точная передача сюжета; самостоятельность; образность;
  • целесообразность использования языковых средств (точное
  • обозначение действий); наличие связей предложений и частей
  • рассказа; выразительность; умение интонировать;
  • акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;
  • фонетическая четкость каждой фразы

4. Структура занятий и методика проведения: по рассматриванию картин; по составлению рассказов по картинам;

Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано

Структура занятия по ознакомлению с картинами

Состоят из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.

I часть – вводная (1-5 мин.): настроить детей к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.

II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей): вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.

III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), занятие по ИЗО после просматривания.

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:

Основной словарный прием на этом занятии - вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?

В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов - выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

Младшая группа.

Подготовительный этап к обучению рассказыванию.

Особенности детей:

Дети ограничиваются перечисление предметов, отдельных систем и действий.

Задачи:

  1. Обучение детей рассматриванию картины и формирование умения замечать в ней равное.
  2. Постепенный переход от занятий номенклатурного характера к занятиям, упражняющим детей в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятий по ознакомлению детей с картиной:

  1. Внесение картины и рассматривание ее детьми самостоятельно.
  2. Рассматривание картины по вопросам.
  3. Заключительный рассказ-образец воспитателя.

Занятия можно начинать с небольшой вводной беседы, цель ее – выяснить представления, имеющиеся у детей, и создать эмоциональный настрой.

Методические приемы:

  1. Вопросы.
  2. Художественное слово.
  3. Игровые приемы.
  4. Выбор объекта и рассказывание о нем.
  5. Связывание нарисованного объекта на картине с показом игрушки.

Картины:

  1. изображающие отдельные предметы;
  2. домашних животных;
  3. сцены из детской жизни.

Средняя группа.

Отдельно проводятся занятия по обучению рассказыванию

По обучению рассказыванию занятия проводятся 1 раз в месяц, но если считаете, что требуется большая работа, то количество их увеличивается.

Картины:

  1. Батурина «Мы играем».
  2. Серия Соловьевой «Наша Таня».
  3. Веретенникова «Домашние животные».

Структура занятий.

  1. Актуальное содержание картины (изучается содержание картины, дети усваивают важнейшие связи, вопросов задавать немного).
  2. Обучение составлению рассказа.
  3. Рассказы детей, оценка рассказов.

Методическая работа.

  1. Вопросы – 3-4 минуты.
  2. Образцы рассказа воспитателя.
  1. Рассказ воспитателя должен охватывать все содержание картины.
  2. Должен быть построен в соответствии с правилами литературного рассказа, соблюдена последовательность, время, завязка.
  3. В рассказе должны иметь место образные выражения, прямая речь, знаки препинания.
  4. Излагаться должны живо, четко, выразительно. Для этого он должен продумываться заранее.

Усложнение – в ст. группах можно использовать литературный образ.

Рассказ воспитателя должен состоять из 7-8 предложений и начала образа дается для полного копирования. Постепенно уменьшается место образца – передвигается в середину и в конец занятия. После образца дается план.

  1. Требования к этой части.
  1. Воспитатель должен знать, кого он спросит: 1-2 хорошо рассказывающих, затем детей, затрудняющихся и закончить хорошо рассказывающими. Всего спросить от 5 до 9 детей.

Обязательно следить за вниманием детей и разнообразить приемы за счет внесения игрушек, дополнений детей, учет желания детей.

Требования к оценке детских рассказов.

Первые самостоятельные рассказы по картине могут состоять из 2-3 предложений. Одни дети воспроизводят самое главное, а другие то, что им интересно, рассказы третьих детей не характеризуют суть картин.

К середине года рассказы становятся длиннее (6-8 предложений), приобретают последовательность, приближаются к образцу, а в конце года дети почти дословно передают образец.

В конце года можно заслушать 7-9 рассказов.

Старшая и подготовительная группа.

В старшей и подготовительной группах требования к детским рассказам увеличиваются.

  1. Содержание рассказа должно обогащаться подробностями, рассказ увеличивается.
  2. Ребенок подготовительной группы должен соблюдать все 3 части. Начало и конец – четко выделены.
  3. Обращать внимание на подбор четких и точных слов.

При оценке следует отличать достоинство рассказа, детали, которые делают его непохожим на другой. В ст. группе к оценке привлекаются сами дети.

Усложнение в методике рассматривания картины.

В старшем дошкольном возрасте рассматривают картину предварительно или в первой части занятия.

Новые задачи по рассматриванию картины.

Помочь детям понять сущность картины, установить все связи и зависимости.

Направление на накопление словесного материала, идет работа по отыскиванию точных слов для характеристики действующих лиц, действий.

Систематизация материала для рассказывания.

Структура.

  1. Внесение картины и рассматривание детьми (восприятие в целом).
  2. Рассматривание картины под руководством воспитателя.
  3. Заключительный рассказ – образец педагога.

Методические приемы.

  1. Серия вопросов на выявление содержания, на установление связей, на детальное рассматривание картины и поиск точных слов. Используется прием закрывания части картины.
  2. Прием придумывания названия картины и обобщение воспитателя.

Задачи по обучению рассказыванию в старших группах становятся разнообразнее и зависят от содержания картины.

  1. Учить понимать содержание картины.
  2. Воспитывать чувства.
  3. Учить составлять связный рассказ по картине.
  4. Активизировать и расширять словарный запас.

В ст. группах 10 занятий по обучению рассказыванию.

Картины «Ежи», «Наша Таня», «Домашние животные». Одну и ту же картину можно использовать неоднократно и усложнять задачи.

Виды занятий в ст. группах по рассказыванию.

  1. Описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам.
  2. Рассказы по серии картинок на юмористические темы.
  3. Повествовательный рассказ.

В подготовительной группе добавляется:

  1. Описательный рассказ по пейзажной картине.
  2. составление коллективного рассказа.
  3. Рассказ по серии картинок.

Требования к структуре занятия.

Образец должен служить средством перевода детей на более высокую ступень развития умения рассказывать.

  1. Актуализация рассказа.
  2. Обучение рассказыванию.
  3. Рассказы детей и оценка.

Методические приемы.

  1. Вопросы и установление содержания или связей по картине.
  2. Образец – усложнение передвижение его в конец занятия.

В ст. группе если дети хорошо умеют рассказывать, то вместо образца дети используют план самостоятельно.

Усложнение методических приемов.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. вопросы

2. образец ознакомления с образцом перемещения образца.

3. план после образца и по мере овладения вместо образца.

4. рассказы детей – воспроизведение образца, от 2-3 предложений до 6-8.

5. оценка дается воспитателем.

1. вопросы

3. план составляют дети.

4. увеличивается количество подробностей в рассказе.

5. привлекаются дети.

1. вопросы

2. образец средства перевода на более высокую ступень и использование литературного образа.

3. план составляют дети.

4. соблюдается последовательность рассказа, время, место действия, наличие 3-х частей рассказа, четкость слов.

5. дети и воспитатели.

Коллективное составление рассказа по картине « Обучение детей описанию пейзажа.

  1. Подводить постепенно.
  2. Перед этими занятиями накапливать опыт, связанный с восприятием природных явлений – наблюдение красоты природы.

Приемы.

  1. Вопросы, направленные на выявление главного,
  2. Сравнение и сопоставление предметов или явлений,
  3. Дидактические игры – кто больше увидит.
  4. Художественная литература, стихи, загадки, сказки, рассказы.
  5. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажа, увиденного на улице.

Когда опыт накоплен – обучение рассказыванию.

  1. Рассматривание картины.
  2. Обучение рассказыванию.
  3. Рассказы детей.

Приемы.

  1. Вводится беседа – направленная на восприятие художественного произведения.
  2. Использование музыки Чайковского.
  3. Опора на опыт детей с целью понять настроение картины.
  4. Использование поэтических произведений для понимания картины.
  5. Прием введения в картину (давайте погуляем в этой роще).
  1. Во второй части литературный образец, план.
  2. Оценка.

5.Требования к рассказам по картинам

Общие требования к организации работы с картиной:

Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Следовательно, цель беседы по картин е – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Детей учат замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы + художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка).

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение т. п.

Великий русский педагог Ушинский обосновывал ценность картинки тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тема «Составление рассказов по картине "Кошка с котятами»

Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

· Острые коготки, мягкие подушки;

· Шёрстка пушистая, длинные усы;

· Мурлычет, лакает молоко;

· Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

· Хорошо видит в темноте, песни поёт;

· У неё хороший слух, ходит неслышно;

· Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?»

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

· Кто изображён на картине? Где происходит действие?

· Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

· Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия воспитатель предлагает разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Итог занятия.

Конспект занятия по рассматриванию картины в младшей группе.

«Собака со щенятами»

Цель: - формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании картины;

Формировать у детей представление о животном мире;

Воспитывать доброе отношение к животным

Материал: Игрушка собака, картина «Собака со щенятами»

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришел в гости. Хотите знать кто это?

Дети: Да, хотим (хоровые ответы детей).

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку: «Громко лает, а в дверь не пускает»

Дети: Собака (хоровые ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Воспитатель вносит в группу игрушку собаку. У собаки в лапах большой сверток.

Собака: Здравствуйте ребята (дети здороваются с собакой).

Собака: Гав, гав. Меня зовут « Жучка» Гав, гав. А как вас зовут? (спрашивает индивидуально)

Собака: А, я пришла не одна, а со своей подружкой. Хотите посмотреть? (из свертка достает маленькую собачку). Вот моя подружка. Ее зовут Умница. Это потому что, она очень послушная, очень хорошо себя ведет.

Воспитатель садится на стул и создает доверительную обстановку, способствуя беседе. Рассматривают картину.

Воспитатель: Я сейчас вам расскажу про собаку по имени Умница. Она живет в будке. Собака большая. У нее есть голова, туловище, хвост, четыре лапы. На голове у собаки нос, уши. Тело собаки покрыто шерстью. У нее есть два щенка, это ее дети. Они маленькие. Собака Умница заботится о щенках. Собака – домашнее животное, она живет рядом с человеком. Человек заботится о собаке. Он приносит ей еду. Теперь вы расскажите мне о собаке. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, собака большая или маленькая?

Дети: Большая

Воспитатель: Что это? (показывает на картине голову собаки) Дети: Голова

Воспитатель: Что это? (показывает на картине туловище) Дети: Туловище.

Воспитатель: Что есть на голове у собаки? (спросить 3-х - 4-х детей индивидуально) Дети: Уши, глаза, нос.

Воспитатель: Покажите (спросить 3-х - 4-х детей индивидуально).

Воспитатель: У собаки, какие щенки: большие или маленькие?

Дети: Маленькие

Воспитатель: Как называется этот домик? Дети: Будка

Дети, которые не говорят, показывают ответы на картине.

Собака: Ой, какие молодцы!

Воспитатель: «Жучка», а ребята знают про тебя стихотворение. Хочешь послушать?

Собака: Да, хочу.

Воспитатель спрашивает 3-х - 4-х детей. Стихотворение: «Вот собачка Жучка»

Собака: Молодцы, молодцы! Я не хочу уходить, мне хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Дети давайте поиграем с «Жучкой» в игру.

Проводится игра «Лохматый пес»

Собака: Ребята, а вы умеете разговаривать как собачка?

Дети: Гав-гав-гав

Воспитатель: А. как щенки лают?

Дети: (нежно) Гав-гав-гав

Собака: Молодцы, ребята. Мне было так весело с вами играть, я обязательно приду к вам еще.

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с собачкой «До свидания!»

Список используемой литературы

1.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. -187 с.

2.Гусарова, Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. -132 с.

3.Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2-е изд., 2002. -291 с.

4.Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 2008. -371 с

5.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2009. -261 с.

6.Саво, И.Л Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи/ Дошкольная педагогика - №6, 2009. – с. 14 – 16.

7.Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006. - 121 с.

8.Тышкевич, И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -184 с.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2006. -281 с.


Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина, В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн, А. А.Люблинская. Темой рассказывания по серии сюжетных картин в разное время занимались такие ученые как Н. Н.Поддъяков, В. В.Гербова и другие.


Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.


Объект: обучение дошкольников рассказыванию с использованием картин. Предмет: процесс развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием картин. Цель: изучить и проанализировать влияние занятий с использованием картин на развитие связной речи дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, наблюдение, беседа.


СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.


Репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; - натюрморт: И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».


Требования к отбору картин - содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.


Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.


Виды рассказывания по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.


4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта.


Обучение детей рассматриванию картин Структура занятия Методические приемы Мл., ср. группы Ст., подгот. группы I часть. Вызвать у детей интерес и желание рассмотреть картину. Подготовить их к ее восприятию. II часть. Рассматривание картины состоит из двух частей. Цель 1 части: создать целостное представление по всей картине. Цель 2 части: установить связи и отношения. III часть. Обобщить в связном монологе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание рассказывать самому и слушать рассказы других детей. Вопросы, загадки, дидактические игры до внесения картины. Художественное слово. Внесение картины. Вопросы от внесенного персонажа. Образец рассказа воспитателя. Вводная беседа, вопросы детей (ответ находят по картине). Загадки, художественное слово и т.д. Вопросы по содержанию картины. Образец воспитателя, частичный образец, план рассказа, литературный образец, коллективное рассказывание.


Цель: упражнять в отгадывании загадок, формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием, составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план; развивать умение подбирать слова, близкие по значению, обозначающие действия предметов; развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество. Занятие (приложение Д) Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».



Занятие (приложение Е) Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей». Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание.


1 234



ольга васильева

онспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе . Рассматривание картины (картина из серии для детских садов ).

Работу подготовила воспитатель Васильева О. С

Образовательная область : Речевое развитие .

Интеграция образовательных областей «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Программное содержание :

Цель :

Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины .

Учить детей выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Обогащать словарь словами обществоведческого характера.

-Развивать умение называть слова с заданным звуком.

Использовать выразительные средства языка.

Продолжать учить отчетливо и внятно произносить слова.

- Активизировать словарь : рассада , название цветов (ирисы, бархотки, касмея, хризантемы)

Развивающие задачи : Развивать умение словесного описания картины .

Воспитательные задачи : Воспитывать любовь к труду; уважение к труду взрослого; желание оказать помощь

Материал к занятию :

Картина из серии для детских садов «Работа на пришкольном участке» , карточки с цветами , искусственные цветы.

Методы и приёмы :

1. Организационный момент.

Введение в тему воспитатель читает стихотворение :

Мы, цветы не обижаем,

Мы не рвём их, а сажаем,

Льём им тёплую водицу,

У корней рыхлим землицу.

Будут наши незабудки

Выше Оли, выше Анютки

С. Семенова

2. Работа по картине «Работа на пришкольном участке» .

Давайте молча понаблюдаем за ребятами на картине и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

Какая же все – таки, замечательная картина .

Герои картины – кто они , во что одеты, настроение и характер действующих лиц? (ответы детей) .

Чем занимаются дети? (сажают цветы)

Вспомните летом на участке мы тоже сажали с вами цветы, а какие мы цветы сажали? Как они назывались? (бархотка, ирис, хризантемы, лилейник, астры, цинния)

Ребята, а как вы думаете какие цветы сажают дети на картине ? (ответы детей)

Почему они это делают? (что бы было красиво около школы)

А какое время года изображено на картине ? (Весна)

Как вы догадались? (Посадка происходит всегда весной)

Ребята, а если мы подойдем поближе к картине , как вы думаете, что мы можем услышать, какие звуки?

Ребята с каким событием познакомила нас картина ? (с трудом учителя и детей)

Ребята, давайте придумаем называние этой картине ? (ответы детей)

Какое название вам понравилось больше всего?

3. Словарная работа.

Дети, эта картина выполнена в технике сюжет. Сюжет – это определенное событие, ситуация изображенная на картине . Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко : СЮЖЕТ.

4. Рассказ воспитателя по картине .

А теперь я вам немного расскажу по этой картине , а вы внимательно послушайте : «В центре картины изображены дети и воспитатель. Погода стоит теплая солнечная это можно понять по одежде детей. Дети одеты в легкую одежду почти летнюю. Обратите внимание никто не мешает друг друга все заняты своим делом . На заднем плане виден детский сад, а чуть дальше изображена школа. В школьном дворе посажены молодые березы. Они не большие возможно их так же посадили школьники совсем недавно.»

5. Физкультминутка «Тучки дождевые» .

А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Приплыли тучки дождевые : лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши) .

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте) .

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед) .

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши) .

6. Дидактическая игра «Собери букет» .

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери букет» . Вам необходимо составить букеты из цветов, перечислить, сколько и какие цветы у вас в букете.

7. Рассказ детей по картине .

Ребята, мы сегодня с вами описывали сюжетную картину «Работа на пришкольном участке» , мы отвечали на вопросы, слушали мой рассказ , а теперь я хочу послушать кого ни будь из вас (воспитатель вызывает по желанию, если нет желающих, предлагает начать одному ребенку, потом подключает следующих в идеале должен получится связной рассказ из 7 – 8 предложений, разделенный между двумя или тремя детьми).

Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие !

8. Анализ рассказа .

Привлечь ребенка или несколько детей к анализу, ответа описавших картину . Объяснить почему, то или иной ответ понравился больше. Выделить более яркие выступления, вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование» Программное содержание. Тема: «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование» Цель занятия: познакомить детей с творчеством.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Задание для Антошки». Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Демонстрационный материал: Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Раздаточный материал: Картинки со звуком «Л», таблицы. Предварительная.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Осень» по технологии ОТСМ-ТРИЗ Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по пейзажу. Создать условия для усвоения.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Дед Мороз» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» 683030, г. Петропавловск-Камчатский,.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Программное.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. Д. Илюхина «Последний снег» Программное содержание. Познакомить детей с картиной В. Д. Илюхина «Последний снег». Развивать интерес к произведениям живописи. Учить видению.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Март» Конспект занятия. Подготовительная группа. Развитие речи. Тема: Рассматривание картины И. И. Левитана «Март». Программное содержание: Продолжать.