Процесс приобщения к культуре ценностям человеческого. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу? Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

«Итоговая работа по обществознанию за курс 7 класса 1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, ...»

Итоговая работа по обществознанию за курс 7 класса

1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

2)искусством

3)образованием

4)творчеством

2.“Золотое правило морали” провозглашает принцип:

1)разумного эгоизма

2)живи сам - давай жить другим

3)поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой

4)поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как1)индивида2)личность3)ученика4) товарища

4 Свобода человека:

А) ограничена правами других людей

Б) в возможности делать всё, что не приносит вреда другому человеку

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

1)14 лет 2)18 лет 3)16 лет 4)20 лет

6. Личность - это

1)неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств

2)индивидуальные черты человека

3)цвет нации

4)набор способностей

7. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?1) пассажиры2) демократы3) горожане4) инженеры



8. Минимальный возраст для устройства на работу без особого разрешения родителей:

9. Соотнеси понятие и определениеа) аффект 1) отражение общего состояния переживания человекаб) эмоции 2) бурная, кратковременная эмоциональная реакцияв) чувства 3) особая форма отражения психикой окружающего мираг) настроение 4) отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям

___________________________________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 10-12

Конвенция о правах ребенка

Государства-участники настоящей Конвенции… согласились о нижеследующем:

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка

Наукой

Искусством

3) образованием.

Творчеством

3) Образование предполагает:

Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке.

Создание новых знаний

Усвоение этических норм и ценностей

Изучение чужого опыта

4) Гуманизация образования - это:

Отказ от выставления низких отметок

Свободное посещение занятий в школах

Большее внимание к индивидуальным особенностям личности.

Уменьшение учебной нагрузки

5) Система образования регулируется:

Государством. 3) Социальной группой

Обществом 4) Отдельными людьми

6) Человек получает образование в результате:

Адаптации 3) Взросления

Социализации. 4) Старения

Эссе

1) Эссе "Учиться - это модно!"

2) Эссе "Ученье - свет, а неученье - тьма!"

3) «Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами». (Д.С. Лихачёв)

4) «Прежде всего поучай сам себя, тогда научишься чему-либо от других» (И.В. Гете).

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». (Э. Тоффлер)

«…без полноценного усвоения традиционной грамотности компьютерная грамотность не может быть использована во всех своих возможностях, человек превращается в компьютер».(И.А. Негодаев)


Религия

философия

План:

1. Религия, понятие

2. Проблемы происхождения религии

2.1. Богословно-технологический подход

2.2. Материалистический подход

3. Признаки религии

3.1. вера в сверхъестественное

3.2. организация. поклонения высшим силам

3.3. стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала(Бога)

4. Структура религии

4.1. религиозное сознание

4.2. религиозный культ

4.3. религиозная организация

5. Ранние формы религии

5.1. тотемизм

5.2. анимизм

5.3. фетишизм

6. Мировые религии

6.1. буддизм

6.2. христианство

7. Функции религии

7.1. мировоззренческая

7.2. терапевтическая



7.3. коммуникативная

7.4. регулятивная

7.5. культурная

7.6. интеграционная

8. Роль религии в жизни человека и общества

Понятия

Религия (от латинского religio - святыня, набожность, предмет культа) - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Культ (от латинского cultus - возделывание, уход, почитание, поклонение) - система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному.

Магия - вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир

Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.

Тотемизм - поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Эсхатология - религиозное учение о конце света, гибели этого мира. Э. большое распространение получила в христианстве и иудаизме.

Сакральный – термин обозначающий все то, что относится к религиозной вере, религиозному культу. Синонимы: обрядовый, традиционный.

Схема

Практикум

1Запишите слово, пропущенное в схеме:

Эссе


Искусство

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия, культурология

План:

1. Искусство как особая форма духовной культуры.

2. Основные этапы развития искусства в истории

3. Характерные признаки искусства:

3.1. иррационализм;

3.2. символизм;

3.3. субъективизм;

3.4. образность

3.5. наглядность.

4. Важнейшие функции искусства:

4.1. гедонистическая (доставляет человеку радость);

4.2. компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью);



4.3. коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);

4.4. эстетическая (преобразование мира на основе красоты);

4.5. воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);

4.6. познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).

5. Основные виды искусства:

5.1. по типу используемых средств:

5.1.1. искусство слова (литература);

5.1.2. искусство звука (музыка);

5.1.3. искусство цвета (живопись);

5.1.4. искусство жеста (танец, пантомима);

5.2. по количеству использованных средств

5.2.1. простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка)

5.2.2. сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

5.3. по соотношению произведения искусства и реальности

5.3.1. изобразительные (реалистическая живопись, скульптура, фотография)

5.3.2. выразительные (орнамент, музыка);

5.4. по отношению к пространству и времени

5.4.1. пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура),

5.4.2. временные (литература, музыка)

5.4.3. пространственно-временные (театр, кино);

5.5. по времени возникновения

5.5.1. традиционные (поэзия, танец, музыка)

5.5.2. новые (фотография, кино, телевидение, видео)

5.6. по степени применимости в быту

5.6.1. прикладные (декоративно-прикладное искусство)

5.6.2. изящные (музыка, танец).

6. Универсальное и национальное в развитии искусства.

7. Роль искусства в современном мире

Понятия

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Синкрети́зм - сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство.

Возрожде́ние - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Импрессиони́зм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Эсте́тика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Иррационализм – философское учение, утверждающее невозможность познания действительности только научными методами предполагающее существование областей миропонимания, недоступных разуму, делает акцент наинтуитивно-эмоциональном способе постижения действительности

Символизм – направление в искусстве или наличие вымысла и условности.

Субъективизм – мировоззренческая позиция, игнорирую­щая объективный подход к действительности или черта искусства, предполагающая, что оно всегда несет на себе отпечаток личности художника.

Наглядность - способность быть легко воспринимаемым зрительно.

Образность - наличиевымысла и условности; искусство не предназначено для точного копирования жизни: через искусство человек погружается в мир художественных образов, но при этом он всегда осознает эту иллюзорность и условность.

Практикум

1 Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство влияет на мировоззрение личности.

2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.

3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.

4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.

2 Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию воспитательной функции искусства. (Примеры должны быть связаны с различными видами искусства.)

3 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины;5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

5 Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отражает мир в художественных образах.

Б. Искусство ориентирует людей в системе эстетических ценностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6 В отличие от науки, искусство

1) утверждает ценность субъективного образного восприятия мира

2) помогает познавать окружающий мир

3) устанавливает закономерности развития природы и общества

7 Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А.Духовная культура является своеобразной целостностью искусства, науки, нравственности и религии.

Б.В рамках определённой исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8 Искусство, в отличие от других форм духовной культуры,

1) утверждает ценность эстетического отношения к миру

2) создаёт определённый запас знаний о мире

3) формирует картину мира

4) отражает действительность в понятиях

9 Для художественного творчества обязательно(-а)

1) стремление к точному отражению действительности

2) простота формы произведения

3) обоснованность применяемых методов

4) использование образно-символических средств

10 Верны ли следующие суждения об искусстве как форме (сфере) духовной культуры?

А. Художественный образ в искусстве является важным элементом познания мира.

Б. Художественные произведения – это всегда лишь результат вымысла, они отражают внутренний мир художника и не связаны с действительностью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Эссе

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро).


Мораль

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия, этика

План:

1. Понятие о морали

2. Развитие норм морали

2.2. обычаи

2.3. традиции

2.4. моральные нормы

3. Функции морали:

3.1. воспитательная

3.2. регулирующая

3.3. стабилизирующая

4. Особенности морали:

4.1. Поддержка основной часть населения

4.2. Выработка в течение нескольких сотен лет

5. Основа морали- общечеловеческие нравственные нормы и ценности:

5.1. «золотое правило» нравственности;

5.2.1. добро и зло;

5.2.2. долг и совесть;

5.2.3. справедливость;

5.2.4. честь и достоинство;

5.2.5. счастье.

5.3. принципы и нормы морали.

6. Соотношение морали и нравственности

7. Соотношени права и морали
Этика как наука о морали

8. Мораль в современном мире.

Понятия

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Гедонизм – способ обоснования морали, основная цель которого – получение наслаждения и избежание страдания. Как нравственный принцип, Г. предписывает людям стремление к земным радостям.

Табу – понятие, связанное с первобытной культурой и обозначающее строгий категорический запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которого влечет за собой строгое наказание со стороны коллектива.

Цинизм – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям.

Эвтаназия – термин обозначающий безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.

Схемы

Практикум

Эссе

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми». (Т. Карлейль).
1.16. понятие общественного прогресса

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия

План:

1. Различные взгляды на направленность общественного развития

1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.

1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.

1.3. Французские просветители - непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

2. Понятие прогресса и регресса.

2.1. прогресс

2.2. регресс

3. Формы общественного прогресса

3.1. реформа

3.2. революция

4. Традиционные критерии прогресса:

4.1. развитие человеческого разума

4.2. совершенствование нравственности людей

4.3. прогресс науки и техники

4.4. развитие производительных сил, включая самого человека

4.5. возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

5. Относительность прогресса

6. Противоречивость прогресса

7. Гуманистические критерии прогресса:

7.1. средняя продолжительность жизни человека,

7.2. детская и материнская смертность, состояние здоровья,

7.3. уровень образования,

7.4. развитие различных сфер культуры,

7.5. чувство удовлетворенности жизнью,

7.6. степень соблюдения прав человека,

7.7. отношение к природе и др.

8. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

Понятия

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой–либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Схема

Практикум

1. Динамизм общества как системы отражается в

1) наличии связи с природной средой

2) совокупности институтов и подсистем

3) способности к прогрессу

4) наличии общественных отношений

2. С помощью такого критерия общественного развития, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер

1) отмены крепостного права в России в 1861 г.

2) распространения информационных технологий в современном обществе

3) ликвидации сословных привилегий

4) договора о нераспространении ядерного оружия

3. Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример.

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

5. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,

1) затрагивает все сферы общественной жизни

2) обычно осуществляется властью

3) представляет собой резкие качественные изменения

4) предполагает радикальное обновление социальных отношений

6. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Источниками прогресса могут быть стремление человека к познанию, технические усовершенствования или социальные противоречия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

8. Проблема социальной ответственности учёных приобрела особую остроту, так как

1) учёные сделали открытия, имеющие непредсказуемые последствия

2) наука потеряла своё значение в обществе

3) общество полностью утратило контроль за деятельностью учёных

4) государство увеличивает финансирование науки

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

2) социальные изменения

3) процесс

4) потребности

5) эволюция

6) информация

7) общественный прогресс

8) социальная революция

9) благосостояние

10. Верны ли следующие суждения о формах общественного развития?

А.Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством.

Б.Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Эссе

«Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

«У человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. (О. Шпенглер)

«Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).

«Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (С. Лем).

«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (К. Краус).

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).
1.17. Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия

План:

1. Определение общества в узком и широком смысле

2. Источники многовариантности и движущие силы развития общества
-преобразовательная деятельность людей
-природно-климатические условия
-выдающиеся личности

3. Классификация типов обществ

3.1. По наличию письменности

3.1.1. Письменные

3.1.2. Дописьменные

3.2. По уровню сложности (ступени управления и степень расслоения)

3.2.1. Простые

3.2.2. Сложные

3.3. По К. Марксу (формации)

3.3.1. Первобытное

3.3.2. Рабовладельческое

3.3.3. Феодальное

3.3.4. Капиталистическое

3.3.5. Коммунистическое

3.4. По У. Ростоу

3.4.1. Традиционное (аграрное)

3.4.2. Переходное

3.4.3. Стадия сдвига

3.4.4. Стадия зрелости

3.4.5. Общество высокого массового потребления

3.5. По Д. Беллу, А. Тоффлеру

3.5.1. Доиндустриальное

3.5.2. Индустриальное

3.5.3. Постиндустриальное

4. Традиционное общество и его особенности

4.1. Понятие о традиционном обществе

4.2. Характерные признаки традиционных обществ:

4.2.1. аграрный характер экономики;

4.2.2. сращивание власти и собственности;

4.2.3. патриархальный характер общества и государства;

4.2.4. преобладание коллективистских форм общественного сознания;

4.2.5. низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

4.3. Основные разновидности традиционных обществ:

4.3.1. общества древнего средневекового Востока;

4.3.2. античные общества Греции и Рима;

4.3.3. средневековое феодальное общество в Западной Европе;

4.3.4. древнерусское и средневековое российское общество.

4.4. Специфика социальной стратификации традиционных обществ:

4.4.1. кастовый или сословный строй;

4.4.2. преобладание предписанных статусов;

4.4.3. церковь и армия как важнейшие социальные лифты;

4.4.4. ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.

4.5. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

5. Индустриальное общество –

5.1. Понятие индустриального общества

5.2. Признаки индустриального общества

5.2.1. урбанизация;

5.2.2. индустриализация;

5.2.3. классовое деление общества;

5.2.4. классовый антагонизм;

5.2.5. переход власти в руки собственников;

5.2.6. представительная демократия;

5.2.7. относительно малая социальная мобильность.

5.3. Новое индустриальное общество (Гэлбрейт)

5.3.1. система крупных корпораций (монополизация экономики)

5.3.2. существенное усиление экономической активности государства

5.3.3. плановый характер экономики

5.3.4. процесс слияния "индустриальной системы" с государством (технократия)

5.3.5. "депролетаризация" рабочего класса

5.4. Будущее индустриального общества.

6. Информационное (постиндустриальное) общество и его особенности

6.1. Понятие об информационном обществе

6.2. Предпосылки рождения информационного общества:

6.2.1. научно-техническая революция;

6.2.2. формирование новой научной картины мира;

6.2.3. микропроцессорная революция.

6.3. Характерные признаки информационного общества:

6.3.1. приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;

6.3.2. развитие электронных средств массовых коммуникаций;

6.3.3. применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;

6.3.4. признание приоритетности прав и свобод человека.

6.3.5. изменение социальной структуры общества.

6.4. Противоречивый характер информационной цивилизации:

6.4.1. вытеснение человека из целого ряда сфер;

6.4.2. усиление зависимости человека от персонального компьютера;

6.4.3. вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;

6.4.4. углубление отрыва человека от естественной природной среды.

6.5. Перспективы развития постиндустриального общества.

Понятия

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Традиционное общество - это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ - сельское хозяйство.

Индустриальное общество - это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества - промышленность.

Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике

которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг

Схема

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное)
Основной фактор производ­ства Земля Капитал Знания
Основной продукт производ­ства Пища Промышлен­ные изделия Услуги
Характер­ные черты производ­ства Ручной труд Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий Автоматизация производства, компьютериза­ция общества
Характер труда Индивидуаль­ный труд Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность Резкое повы­шение творче­ского начала в труде
Занятость населения Сельское хо­зяйство - око­ло 75% Сельское хо­зяйство - око­ло 10%, промышлен­ность - 85% Сельское хозяй­ство - до 3%, промышлен­ность - около 33%, услуги - около 66%
Основной вид экс­порта Сырье Продукты про­изводства Услуги
Социаль­ная струк­тура Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации
Продолжи­тельность жизни 40-50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, не­контролируе­мое Глобальное, контролируе­мое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость об­щества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии - «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образ

Практикум

1. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) серийное производство товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное (аграрное) общество

2) индустриальное общество

3) постиндустриальное общество

2. В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной.

2) Происходит быстрый рост городского населения.

3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

5) Широко распространяются научные знания.

6) Интенсивно развивается инфраструктура.

3. Информационные технологии являются важнейшим фактором производства в стране Z. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общественные взаимодействия регулируются существующими в стране социальными нормами.

2) Одним из доминирующих в стране секторов производства является сфера услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

6) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни общества.

4. Основу экономики в стране Z составляют микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Всё больше трудоспособного населения находит работу в сфере услуг. Какой тип общества складывается
в стране Z? Назовите любые три признака, соответствующих этому типу общества, не упомянутых в тексте задания.

5. В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создаёт условия для самореализации личности.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

5) Произошла механизация производства.

6) Производство концентрируется на крупных предприятиях,
в промышленных районах.

6. Для традиционного общества свойственно

1) доминирование семьи партнерского типа

2) преобладание общинных отношений

3) преобладание серийного производства продукции

4) осуществление научно-технической революции

7. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике

8. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А.В период индустриального общества произошёл промышленный переворот.

Б.В постиндустриальном обществе человек ценится в первую очередь как представитель родовой или этнической общности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

10. В стране Z происходит индивидуализация массового серийного производства, создаются условия для непрерывного образования. Какие
иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Используются правовые механизмы регуляции социальных отношений.

5) В структуре экономики преобладает сфера услуг.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

Эссе

«Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон).

«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
1.18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия

План:

1. Процесс глобализации и его противоречия

1.1. Понятие о глобализации.

1.2. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:

1.2.1. экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));

1.2.2. политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);

1.2.3. социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);

1.2.4. глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).

1.3. Основные положительные последствия глобализации.

Обществознание, 10 класс

ответы

  1. Выберите правильный ответ и впишите его в таблицу в конце блока заданий

  1. создание славянской азбуки
  2. подсечно-огневое земледелие восточных славян
  3. сбор дани князем с подвластных племен
  4. написание свода законов «Русская правда»
  1. Для традиционного общества характерно

  1. длительное существование общины
  2. широкое участие народа в общественной жизни
  3. занятие основной массы населения в сфере услуг
  4. признание в качестве главной ценности прав и свобод личности.
  1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  1. наукой
  2. искусством
  3. образованием
  4. творчеством
  1. Для художественного творчества обязательно(-а)

  1. стремление к точному отражению действительности
  2. простота формы произведения
  3. работа в творческом коллективе
  4. использование образно-символических средств
  1. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

  1. экономической
  2. социальной
  3. политической
  4. духовной
  1. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

  1. формирование рыночной экономики
  2. ограничением социальной мобильности
  3. расширение возможностей массовой коммуникации
  4. организация массового промышленного производства.
  1. Процесс гуманизации образования предполагает

  1. соблюдение Устава школы
  2. обязательное основное образование
  3. учет потребностей и интересов учащихся
  4. обучение в две смены
  1. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

  1. обнаружение ранее неизвестной древней летописи
  2. дебаты кандидатов в президенты страны
  3. захоронение радиоактивных отходов
  4. реформа календаря.
  1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

  1. разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
  2. формирование кастовой системы в Древней Индии
  3. строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
  4. создание Иваном Грозным в 1550 году нового Судебника
  1. При переходе от традиционного общества к индустриальному

  1. личность стала подчиняться общине
  2. выросла социальная мобильность
  3. возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
  4. усилилось внеэкономическое принуждение к труду.
  1. Закон РФ «Об образовании» предусматривает

  1. обязательное получение образования без посещения школы
  2. обязательное получение основного общего образования
  3. получение профессионального образования в основной школе
  4. завершение образования в начальной школе
  1. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют:

  1. социальной стратификацией;
  2. общественной мобильностью;
  3. социальной революцией;
  4. общественным прогрессом.
  1. В стране установился тоталитарный режим, о чем свидетельствует следующее:

  1. существует монополия на власть одной политической партии;
  2. граждане обязаны подчиняться законам;
  3. государство не вмешивается в дела гражданского общества;

4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной

основе.

  1. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется:

  1. прогрессом;
  2. революцией;
  3. регрессом;
  4. эволюцией.
  1. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»:

  1. самообразование;
  2. самопознание;
  3. самовыражение;
  4. самолюбие.

Ответы:

Номер

Ответ

Баллы

Номер

Ответ

Баллы

максимум

  1. Определите понятия

  • ассимиляция – растворение малой культурной группы, например, племени, (или отдельного человека) в более крупной группе, относящейся к другой культуре в результате восприятия малой группой доминирующих культурных традиций. Может быть добровольной и принудительной.
  • менталитет – образ, способ мышления личности, склад ума, мировосприятие.
  • идеализм – одно из основных направлений в философии, сторонники которого считают исходной, первичной субстанцией дух, сознание, идею.
  • нигилизм – учение, центральным постулатом которого является отрицание общепринятых традиций, норм, правил, авторитетов.
  • девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте.
  • политическая система – упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций общества.
  • ВВП – валовой внутренний продукт – обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах.
  • юридическая ответственность – применение к правонарушителям санкций норм права. В субъективном смысле – возлагаемая на правонарушителя обязанность претерпеть неблагоприятные последствия нарушения нормы права.

По два балла за каждое верное определение. Первый балл – за суть, второй за пояснение (относительно контекста использования, разности точек зрения и т.п.).

Два балла сразу за развернутое определение.

Максимум 16 баллов.

  1. Выберите правильный вариант ответа и впишите его в таблицу в конце блока заданий

  1. Верны ли следующие суждения:

А. Уголовное право есть институт права.

Б. Семейное право есть отрасль права.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения:

А. Публичное право охраняет общие интересы государства.

Б. Частное право направлено на удовлетворение и защиту интересов отдельных лиц.

1) верно только А 3) верны оба суждения

  1. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б.Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б.Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о разделении труда?

А.Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей.

Б.Конкуренция способствует устранению разделения труда.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А.Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б.Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о международном праве?

А.Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б.Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого-либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения?

A. Члены Совета Федерации не могут быть одновременно депутатами Государственной думы.

Б. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России относится к ведению Совета Федерации Федерального собрания РФ.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответы:

Номер

Ответ

Баллы

Номер

Ответ

Баллы

Максимум 16 баллов.

  1. Заполните пропуски в схеме

Государство

Теории происхождения

Функции

Внутренние

Внешние

Межд. сотрудничество

внешнеполитическое

политическая

экономическая

идеологическая

социальная

марксистская (классовая)

патриархальная

насилия

общественного договора

теологическая

внешнеэкономическое

Оборона

По два балла за пропуск, максимум 14 баллов .

  1. Задача по праву

Отмечая день рождения ученика 10-го класса, ребята примерно в 23:30 продолжили танцы во дворе дома, где проживал именинник. Шум и громкая музыка разбудили жильцов, которые неоднократно требовали прекратить танцы, но подростки не реагировали на замечания, пока не появились работники милиции. Какое правонарушение совершили подростки? Какая отрасль права регулирует привлечение к ответственности за совершение такого деяния? Могут ли 10-классники быть привлечены к ответственности?

Ответ:

«Нарушение тишины и покоя граждан» (2 балла), федеральные законы административную ответственность за это правонарушение не предусматривают, поэтому этот состав включается в законы субъектов. Отрасль - административное право (2 балла). Возможность привлечения к административной ответственности зависит от возраста: да, если им исполнилось 16 лет (2 балла), иначе ответственность может быть возложена на их родителей или иных законных представителей (2 балла).

Максимум 8 баллов.

  1. Проанализируйте следующий источник

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли её членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

(А.Г. Спиркин)

1. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других словосочетания, которыми автор характеризует общество как систему.

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете лежит человеческий труд».

1.Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

Баллы

1. «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа».

2. «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.»

по 2 балла за каждое, максимум 4

2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система

2) целостная система

3) самоорганизованная система

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основания аргументы.

по 2 балла за каждое, максимум 6

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете лежит труд».

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения: в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определенная социальная организация;

5) формируются духовные институты.

Возможны другие объяснения

по два балла за каждое, максимум 6

Максимум: 4+6+6+6=22 балла

Татьяна Карабина
Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям : женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление . Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности. Родители – первые воспитатели имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным : воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу, учиться ценить красоту. Не снимается ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы. Выражение "мой дом – моя крепость" хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье , в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

Семья - как институт воспитания и первичной социализации личности был , есть и будет. Семья реализует такие функции, которые за нее никакая другая структурная единица социума выполнять не в состоянии. Чтобы человек стал существом общественным , требуется длительный процесс его социализации . И исторический опыт убеждает, настолько велика роль семьи. Таким образом, можно сказать, что семья выполняет функцию социализации индивида . То, что может дать семья человеку, не может дать никакой другой институт.

Публикации по теме:

Приобщение детей к ценностям народной культуры Одним из приоритетных направлений моей работы является «Приобщение детей к ценностям народной культуры». Это очень благодатная тема, которая.

Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ Доклад На тему: «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ» Подготовила Воспитатель.

Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи Клочкова Г. И. Петрусь В. В. Швачко Е. Ю. БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» «Воспитание у детей бережного отношения.

Аутизм в семье и обществе Аутизм… В нынешнее, социально направленное время понятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многие публичные люди,.

Наши дети живут в двадцать первом веке. Это время передовых инновационных технологий и компьютеризации. Как принято сейчас говорить - «шаг.

Доклад «Роль образования в современном обществе» Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

А 5. Общество как группу людей, объединившихся для совместной деятельности, можно определить как 1) феодальное 2) индустриальное 3) традиционное

4) дворянское

А6. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана

А7. И общество, и природа

1) являются динамическими системами

2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей

3) развиваются независимо от сознания людей

4) носят характер закрытых систем

A8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

Общество=))))) Помогите! 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль».

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) бестселлер
Б) компьютерная игра
В) анекдоты
Г) концерт классической музыки
Д) праздник урожая
Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) массовая
3) элитарная
4) экранная

4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_____(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______
(В), в результате которой люди приобретают знания о различ¬ных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания дей-ствительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
- получивший подтверждение и обоснование________ (Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В дан¬ной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ОТВЕТИТЬ НА 2 ВОПРОСА В КОНЦЕ

Узнаем ли мы собаку потому, что сначала увидели ее шерсть,
четыре ноги, глаза, уши и пр., или мы узнаем эти части потому, что
сначала увидели собаку? Эта проблема - начинается ли распознавание с
частей паттерна (целостной «картинки»), которое служит только
основанием для распознавания целого («снизу вверх»), или же оно
начинается с выдвижения гипотезы о целом, которая позволяет его
идентифицировать, а потом опознаем его составные части («сверху
вниз») - называется «аналитический парадокс».

Некоторые теоретики... предположили, что при определенных
обстоятельствах опознание частей и целого может происходить
одновременно в направлении снизу вверх и сверху вниз...

В различных контекстах мы ожидаем увидеть определенные объекты.
В кабинете врача мы обнаруживаем стетоскоп, на кухне - столовое
серебро, в офисе - пишущую машинку, а на улице - пожарный кран. Похоже,
что такое «знание о мире» каким-то образом облегчает идентификацию
объектов в знакомых контекстах и мешает их идентификации в неподходящих
контекстах...

Одна из гипотез о том, как распознаются паттерны и формы,
называется «сравнение с эталоном»... Согласно такому представлению о
распознавании в процессе приобретения жизненного опыта, у нас
образуется огромное количество эталонов, каждый из которых связан с
некоторым значением. Так, зрительное опознание, например,
геометрической фигуры происходит следующим образом: световая энергия,
исходящая от этой фигуры, воздействует на сетчатку глаза и преобразуется
в нервную энергию, которая передается в мозг. Осуществляется поиск
среди имеющихся эталонов. Если находится эталон, который соответствует
нервному паттерну, человек опознает этот паттерн. После сопоставления
объекта с его эталоном может происходить дальнейшая обработка
информации и интерпретация объекта.
1)В чем суть аналитического парадокса? 2) Попробуйте изобразить отдельные части человеческого лица. Легко ли
они распознаются, если мы соотносим их с целым - лицом? Какую мысль
фрагмента иллюстрирует этот пример?