Алтарь Отечества – Пишущая машинка. Римская монументальная живопись. Стили росписей в Помпеях Панорамная площадка на крыше Витториано

Сооружение, прозванное “Пишущая машинка”, располагается в центре Рима на площади Венеции. Не заметить этот огромный монумент из белого известняка невозможно. Витториано является символом вековой мечты - объединения Италии.

Витториано - монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Возведение этого колоссального монумента началось в 1885 году и продолжалось полвека.

Витториано воплощен одновременно как аллегорический памятник верности Родине. Широкая лестница ведет к алтарю Родины с часовенкой в центре, в которой находится статуя Рима, обрамленная горельефами с изображениями триумфальных шествий Труда и Любви к Родине; под статуей находится могила Неизвестного солдата 1921 года.


На вершине монумента высится конная бронзовая статуя самого Виктора-Эммануила II, когда-то позолоченная. По бокам огромного портика размещены две бронзовые колесницы со статуями крылатой Победы работы Карло Фонтана и Паоло Бартолини 1908 года.


Проект Витториано был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1911 годы. Два фонтана по сторонам символизируют Тирренское (справа) и Адриатическое (слева) моря. Частью монумента является двенадцатиметровая конная статуя короля из позолоченной бронзы; на цоколе - символические изображения самых известных городов страны. Выше - колоннада портика, с пропилеями по сторонам, увенчанными квадригой Свободы и квадригой Единства. Под статуей короля находится могила Неизвестного солдата, так называемый “Алтарь Отечества”.

В Витториано располагаются два музея: Центральный музей Рисорджименто и Музей знамён военного флота. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.).


Несмотря на трепетное отношение римлян к идее монумента, горожане находят, что его неоклассическая массивность не вписывается в барочную Площадь Венеции, к которой примыкает и древний Римский Форум, и между собой называют Витториано “Свадебным пирогом”, “Вставной челюстью” и “Пишущей машинкой”. Ну а среди туристов это место пользуется не меньшей популярностью, чем, к примеру, тот же Колизей.


С наступлением вечера римская молодёжь любит посидеть на газончике перед Витториано . Благодаря мягкой подсветке монумента вокруг этого места так и витает романтика) Не зря же, если перевернуть слово Roma - получим Amor, то есть любовь).

Любой вид живописи на стенах архитектурных сооружений и других стационарных основаниях называется монументальной. Монументальная живопись самая древняя (росписи в пещерах, например).

Основные техники монументальной живописи это:
Фреска
Мозаика
Витраж.

Фреска (от итал. fresco - свежий). Живопись по сырой штукатурке. Очень долговечна. Краска впитывается в штукатурку, а известь, содержащаяся в штукатурке при высыхании образует прозрачную кальциевую пленку. Как бы каменеет – отсюда долговечность.
Противоположность – роспись а секко – по сухому. Сейчас фреской могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.).
Писать а фреско (если я правильно изображаю, раньше только слышала) очень сложно, так как исправлять написанное сложно и надо успевать, пока штукатурка не высохла. Обычно расписывают стены фрагментами.

В Древнем Риме мозаика и фреска были распространены исключительно широко, в том числе - в оформлении частных жилищ.
Некоторые из настенных росписей сохранились, как ни странно, благодаря одной из самых страшных и крупных катастроф, случившейся в Римской империи. Во время сильного извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум и Стабии были полностью засыпаны пеплом. Под метровыми слоями лавы, вулканических пород и пепла сохранились не только дома, но и настенные росписи на виллах состоятельных людей.
Росписи в основном в технике фрески, но иногда писали и восковыми красками.

Четыре стиля древнеримской росписи.

Все они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.

Итак, мы имеем 4 помпейских стиля (системы – так называют стили в Европе):

Инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)

Архитектурный (или перспективный) (с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.)

Орнаментальный или стиль канделябров (с 15 года н.э.)

Декоративный или иллюзорный (развивался почти параллельно со стилем канделябров).

Первый помпейский стиль - Инкрустационный (эпоха Римской республики)

Картинка для сравнения

Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.

Вот пример реконструкции Фрески из Дома Sallustio

Пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки, см. про строение храма) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Служит для укрепления стены или просто для украшения. То есть, получается эффект прилепленной к стенке колонны или вдавленной в нее.
Стук – это гипсовая лепнина (точнее, смесь гипса, мраморной крошки и клея), имитирующая мрамор.

В первом стиле были расписаны Самнитский Дом и Дом Фавна.

Каждый сохранившийся дом в раскопанных городах имеет свое название. Например, Дом Фавна назван так потому, что в его атриуме находилась скульптура фавна.

Второй помпейский стиль - Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики).

Картинка для сравнения

В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно (в переводе на русский – живоподобно, как будто не нарисованные, а настоящие) эффектно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера. Между колоннами появляются стенные картины, часто воспроизводящие произведения греческих художников. В их композициях раскрываются перспективы улиц, домов, ландшафты гор и равнин. Очень часто художники пишут картины на мифологические сюжеты с многофигурными композициями.

Все архитектурные элементы изображались не лепкой (стуком), а росписью, рельеф отсутствует.

Фреска из виллы в Боскореале

Наверное, самые знаменитые фрески второго "стиля" - это так называемый "дионисийский цикл" Виллы Мистерий.

Роспись Залы Мистерий


А вот еще обряд – бичевание посвящаемой и танец уже посвещенной

Вот еще замечательная фреска из Виллы Мистерий

Третий помпейский стиль - Орнаментальный или Стиль Канделябров. Эпоха ранней империи

Картинка для сравнения

Стиль живописи отмечен плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, легкие колонны.

Этот рисунок дает очень хорошее представление о третьем стиле.

В этом стиле встречаются египетские мотивы. Живопись меняется. Картины становятся миниатюрнее. Они не полностью заполняют пространство, а помещаются в серединке, как клейма.

роспись «Сад и птицы» из виллы Ливии в Прима Порта

Почему этот стиль называют еще и стилем канделябров? А потому, что в росписи стен появляется новый орнаментальный мотив – ажурное сооружение, напоминающее высокий металлический канделябр – он разделяет фрагменты росписи.

Фреска из Дома Марка Лукреция Фронтона

Четвертый помпейский стиль - декоративный или иллюзорный.

Также этот стиль называют фантастическим стилем или перспективно-орнаментальным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

Картинка для сравнения

Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый – имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение канделябрами, вьющимися растениями, характерными для третьего стиля.

Но он резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью, обилием фигур, находящихся в сильном движении и тела, и души.

В Доме Веттиев в Помпеях находятся примеры фресок этого стиля.

Дата публикования: 2015-01-15 ; Прочитано: 7252 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Контакты

Адрес: Piazza Venezia, 00186 Roma, Италия

Телефон: +39 06 678 0664

Как добраться

Метро: станция Colosseo (линия В)

Трамваи: Остановка Piazza Venezia (№8)

Автобусы: H, 40, 44, 46, 60, 62-64, 70, 75, 81, 84, 85, 87, 95, 160, 170

Когда смотришь на достопримечательности Рима, не перестаешь удивляться тонкому чувству красоты, которое присуще итальянцам. Кажется, что талантливые архитекторы, скульпторы и разнорабочие в каждый объект вложили частичку своей души.

Да, что там кажется! Так оно и есть, ведь без полной самоотдачи конкретных людей не получилось бы и малой доли непревзойденных зданий, памятников, площадей и , которые находятся в Риме.

Сегодня нам остается лишь мысленно выражать благодарность древним архитекторам, скульпторам, художникам, разнорабочим и наслаждаться чудесными достопримечательностями столицы Италии.

В этой статье мы поговорим о прекрасном Монументе Витториано, который расположен на , и расскажем, как туда добраться. Надеемся, вы поймете, что благодаря своему величию и символизму скульптур, это место обязательно должно входить в маршрут экскурсии по Риму.

Витториано в Риме — немного истории

В 1878 году итальянский парламент принял указ о строительстве национального Мемориала, посвященного памяти первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. В 1880 году состоялся международный конкурс на лучший проект. Сразу выбрали кандидатуру Анри-Поль Нено, но вскоре отвергли его так, как архитектор имел неитальянское происхождение. В 1882 году победил Джузеп

Пе Саккони. Ему удалось выиграть среди 98 конкурсантов.

Возведение Алтаря Отечества в Риме началось в 1885 году. Площадь Венеции была выбрана не случайно: она считалась сердцем бывшей Римской империи. Работы продвигались медленно: власти и мастера не могли определиться с материалом, из которого будет сооружен монумент. Вначале выбор пал на мрамор под названием травертин, а потом было решено, что лучше использовать белый мрамор из Брешии (Северная Италия).

Строительство монумента привело к тому, что поменялся общий облик района: пришлось снести многие средневековые и ренессансные здания, в том числе Дворец Венеция и Церковь Санта-Рита.

В 1905 году Саккони скончался и после него строительство продолжали Гаэтано Коха, Манфредо Манфреди и Пио Пьячентини. 4 июня 1911 года при Викторе Эммануиле III открыли эту огромную конную статую из позолоченной бронзы. Событие не было случайным: оно произошло во время Международной выставки и было приурочено 50-летию объединения Италии.

Через десять лет там поместили тело Неизвестного солдата. Между 1924 и 1927 годами появились квадриги Единства и свободы. Считается, что строительство монумента было завершено в 1935 году.

Сегодня внутри памятника Виктору Эммануилу II расположено несколько музеев.

Монумент Витториано в Риме — описание

Витториано — это единственный памятник в Риме, который можно увидеть практически с каждой части города. Его высота – 81 метр, ширина – 135 метров, общая площадь – 17 000 метров квадратных. Не случайно говорят, что он был построен, чтобы быть, по крайней мере, столь же впечатляющими, как и . Не смотря на то, что не все были одинаково впечатлены монументом и давали ему такие прозвища, как «свадебный торт», «вставные зубы» и «пишущая машинка», Витториано стал достаточно популярным.

Туристы со всего мира приезжают, чтобы посмотреть на монумент, как на символ свободы и объединения Италии, а местная молодежь вечерами любит сидеть на газонах, расположенных рядом с достопримечательностью. Благодаря белому цвету мрамора, из которого он построен, Витториано выделяется среди других объектов площади. Все окружающие его здания выглядят бурыми и неприметными. А в темное время суток он просто неповторим, поскольку очень хорошо освещается.

Памятник, спроектированный архитектором Саконни, выполнен в традиционном неоклассическом стиле. Вокруг него построены массивные лестницы и высокие коринфские колонны. Среди представленных на монументе работ можно найти те, которые принадлежат скульпторам со всей Италии. Так 16 пятиметровых статуй выполнены представителями тех регионов, название которых носят эти мраморные творения. В частности, Пьемонт, Ломбардия, Венето, Лигурия, Эмилия, Тоскана, Марке, Умбрия,Лацио, Абруцци и Молизе, Кампания, Апулия, Лукания, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

В центре памятника расположена огромная конная статуя Виктора Эммануила II из позолоченной бронзы (высота – 12 метров). Ее выполнил талантливый скульптор, художник Анджело Дзанелли. Вокруг нее расположено еще 14 статуй . На каждой из этих скульптур можно увидеть щит, герб и символику одного из населенных пунктов: Турина, Венеции, Палермо, Мантуи, Урбино, Неаполя, Генуи, Милана, Болоньи, Равенны, Пизы, Амальфи, Феррары, Флоренции. В нише под конной статуей стоит скульптура Рима.

Нельзя не обратить внимания на различные символы растений, которые изображены на памятнике, среди них — пальмы, дуб, лавровый лист и маслина. Все они означают силу, победу, жертвенность и согласие.

Памятник иногда называют «L’Altare della Patria» , но на самом деле Altare Della Patria («Алтарь Отечества») – это лишь та часть барельефа, которая расположена прямо под статуей короля на коне. Перед алтарем горит вечный огонь , так итальянцы почитают память Неизвестного солдата времен I мировой войны. Здесь же всегда стоят военные, которые охраняют это памятное место. В случае, если посетители ведут себя неподобающим образом, стражи порядка предупреждают об этом с помощью свистка.

По обе стороны от лестницы расположены . Они символизируют Тирренское и Адриатическое моря, которые омывают Италию.

Вверху строения расположено еще две статуи из бронзы (квадриги). Это колесницы, с четверкой запряженных лошадей. Вместе они символизируют единство и свободу Италии. Создатели квадриг – Карло Фонтана (левая) и Паоло Бартолини (правая).

В комплексе Витториано расположены:

  • ресторан
  • и смотровая площадка.

Благодаря 81-метровой высоте сооружения, с него можно увидеть основные достопримечательности и географические особенности всего Рима. С 2007 года на монументе действует стеклянный лифт , который доставляет туристов наверх. Он облегчил участь людей, которым ранее приходилось преодолевать 196 ступенек от колоннады. С этого места хорошо начинать экскурсию по Риму.

Для тех, кто любит историю, интересным будет музей Рисорджименто , расположенный в постаменте памятника. Он посвящен объединению Италии. А еще внутри есть Музей знамен военного флота , действует много выставочных залов, некоторые из них имеют постоянные экспозиции, а другие используются для временных мероприятий. С 2009 года в стенах монумента открылся Национальный музей эмиграции .

Где находится Витториано и как добраться до монумента

Адрес достопримечательности: Италия, Рим, площадь Венеции. Монумент Витториано находится на Северном склоне Капитолийского холма. Поблизости расположены Римский форум и Капитолий.

Как добраться до Виттариано:

  • К монументу можно добраться на автобусах : H, 40, 44, 46, 60, 62, 63, 64, 70, 75, 81, 84, 85, 87, 95, 160, 170, 175, 186, 492, 780, 628, 716, 781, 810, 850 en 204;
  • или трамваем №8. Остановка называется Piazza Venezia.
  • Ближайшая станция – Colosseo (линия В), от железнодорожного вокзала Venezia надо ехать по линии метро С.
  • Если двигаться по улице Fori Imperiali, к Витториано также можно прийти пешком от Колизея .

Координаты достопримечательности: 41°53’41″N 12°28’59″E.

К основной части памятника можно попасть через ворота на Piazza Venezia. В верхнюю панорамную террасу и к лифту (‘Quadrigas Терраса’) лучше всего добраться от входа на площади Ara Coeli или через лестницу от Piazza del Campidoglio. Основной вход в Museo del Risorgimento от Via di San Pietro in Carcere, с задней части памятника (слева). Сразу за ним находится вход во временные выставочные площадки.

Время работы:

Стоимость посещения:

  • Стоимость подъема на смотровую площадку 7 евро .
  • Полный билет в Музей Рисорджименто обойдется в 5 евро , льготный – 2,50 евро . Вход в музей свободный для всех в первое воскресенье месяца, постоянно для граждан из Европейского Союза моложе 18 лет, туристических гидов, переводчиков и некоторых других категорий туристов.
  • Билеты в Музей знамен военного флота бесплатные, но перед посещением заведения обязательно уточните информацию.

Необходимые данные о Музее эмиграции можно найти на официальном сайте заведения www.museonazionaleemigrazione.it/museo.php?id=1.

Монумент Витториано на фото

Монумент Витториано – это не только образец архитектуры и памятное место. Тот, кто увидит подобную красоту, уже никогда не сможет забыть ее. И каждый из вас уже прямо сейчас имеет возможность получить эстетическое удовольствие от просмотра фотографий комплекса, которые представлены ниже.

Витториано — строение монументальное. На его крыше находится отличная, но платная, смотровая площадка, на которую поднимает лифт за зданием. Вход в Витториано свободный. Наверху слева есть бесплатная смотровая площадка с видом на Колизей.

Монумент Витториано (Vittoriano) стоит в на склоне , украшая стройной колоннадой . Этот грандиозный комплекс увековечил славу Виктора Эммануила II – национального героя, первого короля объединённого независимого королевства Италия.

Отец Отечества, «Padre Della Patria» – выбито на королевском надгробии в . Итальянцы дорожат памятью великого короля, однако к монументу Витториано относятся неоднозначно. За слишком вычурный и помпезный облик римляне называют его «вставной челюстью», «открытым роялем», «свадебным тортом».

Строительство

Памятник строили с 1885 по 1911 гг., автором проекта был Джузеппе Саккони. За образец архитектор взял крупнейшие античные сооружения: храм Фортуны из Пренесты и эллинистический Пергамский алтарь. Витториано стал крупнейшим монументальным объектом своего времени. Под строительство был снесён ряд старинных зданий на Пьяцца Венеция – целый квартал. Светлый «дворец» из боттического мрамора занял своей громадой почти всю площадь.

В 1911 году состоялось торжественное открытие. После этого события работы ещё продолжались – до 1935 года.

Конная статуя Виктора Эммануила II

Перед фасадом комплекса установлен конный памятник Отцу Отечества – Виктору Эммануилу II. Для создания этой статуи из замка Святого Ангела изъяли пушки и отлили из них скульптуру. Автором памятника был Анджело Дзанелли.

В середине выступа находится скульптура богини Ромы, по сторонам на барельефе — аллегорические изображения. На левом: Труд, Земледелие, Жатва, Скотоводство, Орошение и Сбор винограда, затем крылатый гений Труда, а за ним Промышленность, восходят на триумфальный плуг. На правом: Любовь к отечеству, 3 женщины, которые несут венки Рима, за ними несут штандарты легионов; триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя; священный огонь Отечества.

Вокруг памятника находится 6 скульптур, олицетворяющих ценности итальянцев: Мысль, Действие, Согласие, Сила, Жертвенность, Право.

Портик

Основой композиции Витториано служит неоклассический портик с колоннами коринфского ордена. С двух сторон к нему примыкают прямоугольные пронаосы, на верхних площадках которых установлены две квадриги. Автор левой квадриги – Карло Фонтана; правую колесницу изваял Бартолини. Статуи над колоннами на фризе символизируют 16 итальянских областей.

Обзорную площадку на аттиковом этаже между пронаосами называют «Террасой Квадриг». С этой террасы можно рассмотреть всю Пьяцца Венеция, Виа дель Корсо, Капитолий и (все римские достопримечательности, которые можно отсюда увидеть, обозначены на специально установленных стендах).

Алтарь отечества

Сердцем Витториано считается «Алтарь Отечества» – мемориал, расположенный в выступающей вперёд части монумента, под статуей богини Ромы. Внутри алтаря — Могила неизвестного солдата I Мировой войны. «Алтарём Отечества» нередко называют весь комплекс Витториано, хотя его официально признанное название – Национальный Монумент Витторио Эммануэля II.

В центральной части Витториано работают два музея: Центральный музей Рисорджименто, посвященный объединению Италии, и Храм флагов (Sacrario delle bandiere) – экспозиция знамён военного флота.

О других достопримечательностях Рима вы узнаете из моего путеводителя .

Адрес: Италия, Рим, площадь Венеции
Начало строительства: 1885 год
Окончание строительства: 1911 год
Архитектор: Джузеппе Саккони
Координаты: 41°53"41.3"N 12°28"58.6"E

Все римские гиды, работающие в туристических агентствах или попросту подрабатывающие в экскурсионных автобусах, которых по Риму ездит огромное количество, сходятся лишь в одном мнении - памятников в «вечном городе» много, даже очень много.

Алтарь Отечества с высоты птичьего полёта

…Про сами памятники, несмотря на их историю и общепринятые факты, они рассказывают по-разному: каждый гид имеет свой взгляд на тот или иной памятник истории и архитектуры. Выделяется среди них лишь Алтарь Отечества, при виде которого все экскурсоводы, если они родились и живут в Риме, вдруг резко меняют свое, до этого по-итальянски «боевое» и веселое настроение, произносят несколько невнятных фраз, и позволяют туристам самим сделать определенный вывод об этой римской достопримечательности.

С чем же связано такое отношение итальянцев к огромному зданию, расположенному на Венецианской площади? Точнее к зданию, которое заняло собой практически все пространство Piazza Venezia, расположенной на склоне легендарного Капитолийского холма? Может, на месте Алтаря Отечества произошло нечто страшное, или неприятное и унизительное для римлян? Забегая немного вперед, следует сказать, никаких ужасных событий у Алтаря Отечества и на месте его строительства не произошло. Просто итальянцы очень требовательный народ, особенно, если дело касается памятников и скульптур, построенных сравнительно недавно. А как же может быть иначе, если коренные жители Рима каждый день могут лицезреть величественный Римский форум , Термы Каракалла и другие не менее известные на весь мир достопримечательности, возведенные еще в античные времена? Естественно, архитекторы и скульпторы, разрабатывая проект в 19-м веке, хотели построить в «вечном городе» нечто запоминающееся и прекрасное, а как это у них получилось - немного ниже…

Вид с площади Венеции

Алтарь Отечества: проектирование и строительство

Как уже было сказано немного выше, Алтарь Отечества начали строить в конце 19-го века, точнее в 1885 году. Автором проекта выступил Джузеппе Саккони , которому, видимо, не давали покоя древние руины Рима, возведенные в ампирном стиле. Именно по этой причине будущий памятник, по мнению Саккони, должен был «не сильно выделяться» и привлекать к себе внимание роскошными колоннами, скульптурами и различными ансамблями, характерными для зданий, которые были построены еще до нашей эры.

Название «Алтарь Отечества» памятник получил уже после его возведения. Дело все в том, что строительство различных колонн, скульптур, двух фонтанов у величественного здания, в котором сейчас располагаются два музея, знамен военного флота и Рисорджименто, длилось до 1911 года. По первоначальной идее, это должен был быть памятник, символизирующий собой объединение Италии . Также Витториано своими огромными размерами и «классическими» для Древнего Рима формами, по мнению архитекторов и историков того периода времени, навсегда просто-таки обязан был отложить в памяти потомков имя короля Италии Виктора Эммануила II.

Вид Алтаря Отечества с проспекта Виа деи Фори Империали

Для строительства этого сооружения архитектор и строители, так горячо говорившие в своих речах о памятниках истории и архитектуры Рима, без малейших колебаний и сомнений… снесли целый квартал. Квартал, выстроенный еще в Средние века и состоявший из различных дворцов и роскошных домов, построенных в стиле ренессанса. Витториано не могли построить быстро, слишком много всего нужно было добавить к памятнику, чтобы он не остался без внимания самих римлян и гостей города. Работы активно велись до 1901 года. Потом, как известно, почти все страны втянулись в Первую Мировую войну, и строительство решено было на время прекратить.

Первый раз огромное сооружение, в котором переплелись история и «современный» взгляд архитектора, было открыто в 1911 году. Его размеры были поистине огромны: 135 Х 130 метров.

День Объединения Италии - величайший праздник, поэтому к этой годовщине над новой достопримечательностью столицы был водружен памятник Виктору Эммануилу II. С ним тоже связана отдельная, пусть и небольшая, история. Его решили не отливать из бронзы и не высекать из мрамора. Для его создания скульпторы заглянули в Замок Святого Ангела . Да-да, в то самое здание, на крышу которого в 590 году спустился архангел Михаил. В здание, которое не раз спасало Рим от нашествия варваров и вандалов. Из замка без особых церемоний изъяли пушки и переплавили их в статую великого Виктора Эммануила II.

Вид на могилу неизвестного солдата

Алтарь отечества: ХХ век начинается…

После того, как на полях кровопролитных сражений Первой Мировой войны отгремели последние залпы орудий, к Витториано было решено присоединить Алтарь Отечества. Алтарь Отечества, которым впоследствии стали называть целый комплекс - это могила неизвестного солдата, погибшего в одном из боев Первой Мировой . Это было еще одно торжественное открытие памятника, состоявшееся уже в то время, когда у власти стоял первый фашист в мире Бенито Муссолини.

Этот диктатор посчитал памятник недостаточно большим и не совсем законченным. При нем различные скульпторы добавили в архитектурный ансамбль несколько бронзовых деталей, что полностью соответствовало вкусу и предпочтениям одного из деспотов ХХ века. В 1935 году памятник вновь… торжественно открыли. Теперь его стали называть Алтарем Отечества, наверное, уже все позабыли, для чего, и в честь кого возводился этот гигантский памятник.

Статуя Виктора Эммануила II

Алтарь Отечества в наши дни

Коренные жители, мягко сказать, недолюбливают этот памятник, впрочем, как и многие авторитетные архитекторы, называя его бессмысленным нагромождением деталей. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Алтарь Отечества, занявший собой большую часть Венецианской площади в Риме, привлекает к себе внимание многочисленных туристов . Особенно они восторгаются двумя фонтанами. К слову, каждый из этих фонтанов символизирует собой одно из морей: Тирренское и Адриатическое. Фонтаны выполнены скульпторами на совесть, в них нет ничего лишнего, и они действительно не выходят за «рамки» античного стиля.

Правда, огромная достопримечательность Рима довольно часто закрывается на реставрацию и чистку: уж слишком много в ней различных мелких деталей, которые время от времени разрушаются или попросту засоряются. Но и это обстоятельство не мешает гостям «вечного города» посещать Алтарь Отечества. Может быть потому, что совсем рядом с ним расположена стоянка для туристических автобусов, возле которой можно полюбоваться знаменитым форумом Траяна?