Последовательность возникновения литературно художественных направлений. Литературные направления - коротко о главном. Модернистские направления конца XIX – XX веков

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».

Итак, характерные черты литературного классицизма:

Чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких - трагические и возвышенные);

- чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);

Герои строго делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

- соблюдение правила «трех единств»;

- в произведении должны утверждаться положительные ценности и государственный идеал.

Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, воодушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Они полагали, что природа человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.

Сентиментализм (от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment

Чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественного» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX века . Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.

Появление этого литературного направления, как, впрочем, и любого другого, неразрывно связано с социально-историческими событиями того времени. Начнем с предпосылок формирования романтизма в западноевропейских литературах. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 1789-1899 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, ХVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство. Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтизма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии.

Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправедливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Термин «романтизм» применительно к литературному направлению является случайным и неточным. В связи с этим с самого начала своего возникновения он осмыслялся по-разному: одни полагали, что он происходит от слова «роман», другие - от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках. Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая достаточно обстоятельная теория романтизма.

Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия . Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности - основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. «Там» и «здесь» - это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» - это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей - это их «там». Например, Жуковский искал «там» в потустороннем мире; Пушкин и Лермонтов, Фенимор Купер - в свободной жизни нецивилизованных народов (поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», романы Купера о жизни индейцев).

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод; 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап - просветительский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности, психологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачки н, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern - новейший, современный) - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX-XX веков.

Этот термин имеет различные толкования:

1) обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХІХ-ХХ веков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм;

2) используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;

3) обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860-1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Затем через поэзию символизм связал себя не только с прозой и драматургией, но и с другими видами искусства. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства - не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ - выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России. Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».

Символистов принято делить на две группы, или течения:

1) «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб

и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;

2) «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).

Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символисты считали, что искусство - это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а образы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового универсума. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, - это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя - в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ толькотогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).

Акмеизм (от греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) - модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Эстетическая программа была сформулирована в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и Мандельштама «Утро акмеизма».

Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Городецкий). Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.

Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго - около двух лет (1913-1914) - и было связано с «Цехом поэтов». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. С этого момента и начинается существование нового направления.

Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. clarus - ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «простой» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием». Этот принцип наиболее последовательно был реализован в лирике Ахматовой.

Футуризм - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручены

2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

Художественный метод - это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и свое­образие их художественного воплощения; то есть метод - категория, относящаяся как к содержанию, так и к худо­жественной форме. Определить своеобразие того или друго­го метода можно, только рассмотрев общие исторические тенденции развития искусства. В различные периоды разви­тия литературы мы можем наблюдать, что разные писатели или поэты руководствуются одними и теми же принципами осмысления и изображения действительности. Другими словами, метод универсален и напрямую не связан с кон­кретными историческими условиями: мы говорим о реали­стическом методе и в связи с комедией А.С. Грибоедова, и в связи с творчеством Ф.М. Достоевского, и в связи с прозой М.А. Шолохова. А черты романтического метода обнаружи­ваются как в поэзии В.А. Жуковского, так и в рассказах А.С. Грина. Однако в истории литературы есть периоды, ко­гда тот или иной метод становится главенствующим и при­обретает более определенные черты, связанные с особенно­стями эпохи и тенденциями в культуре. И в этом случае мы уже говорим о литературном направлении . Направления в самых разнообразных формах и соотношениях могут прояв­ляться в любом методе. Например, и Л.Н. Толстой, и М. Горь­кий - реалисты. Но, только определив, к какому направ­лению принадлежит творчество того или другого писателя, мы сможем понять различия и особенности их художествен­ных систем.

Литературное течение - проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осозна­ют эту близость и выражают ее в так называемых «литератур­ных манифестах», объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определенное название.

Классицизм (от лат. classicus - образец) - направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном (не зависящем от времени и национальности) характере эстети­ческого идеала. Отсюда главной задачей искусства становится максимально возможное приближение к этому идеалу, наибо­лее полное выражение получившему в античности. Поэтому принцип «работы по образцу» является одним из основопола­гающих в эстетике классицизма.

Эстетика классицизма нормативна; «неорганизованному и своевольному» вдохновению противопоставлялась дисцип­лина, строгое соблюдение раз и навсегда установленных пра­вил. Например, правило «трех единств» в драме: единство действия, единство времени и единство места. Или правило «чистоты жанра»: принадлежность произведения к «высоко­му» (трагедия, ода и др.) или «низкому» (комедия, басня и др.) жанру определяла и его проблематику, и типы героев, и даже развитие сюжета и стиль. Противопоставление долга чувству, рационального - эмоциональному, требование всегда жерт­вовать личными желаниями ради общественного блага во многом объясняется огромной воспитательной ролью, кото­рую классицисты отводили искусству.

Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).

Русский классицизм возник во 2-й четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (например, пред­ставление о внесословной ценности человека), характерной для продолжателей реформ Петра I. Для русского классициз­ма уже в самом его начале была характерна сатирическая, об­личительная направленность. Для русских классицистов ли­тературное произведение не самоцель: оно - только путь к со­вершенствованию человеческой натуры. Кроме того, именно русский классицизм большее внимание уделял национальным особенностям и народному творчеству, не ориентируясь исклю­чительно на зарубежные образцы.

Большое место в литературе русского классицизма занима­ют стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В. Ломоносова (высо­кий гражданский пафос, научная и философская тематика, патриотическая направленность), в поэзии Г.Р. Державина, в бас­нях И.А. Крылова и в комедиях Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм (от santimentas - чувство) - литера­турное течение в Западной Европе и России конца XVIII - нача­ла XIX века, характеризующееся возведением чувства в ос­новную эстетическую категорию. Сентиментализм стал свое­образной реакцией на рассудочность классицизма. Культ чув­ства вел к более полному раскрытию внутреннего мира человека, к индивидуализации образов героев. Он породил и новое отношение к природе: пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он оказался созвучным личным пережи­ваниям автора или героев. Эмоциональное видение мира по­требовало и иных поэтических жанров (элегии, пасторали, по­слания), и иной лексики - образного, окрашенного чувством слова. В этой связи автор-повествователь начинает играть большую роль в произведении, свободно выражая свое «чувст­вительное» отношение к героям и их поступкам, как бы при­глашая читателя разделить эти эмоции (как правило, главная из них - «растроганность», то есть жалость, сострадание).

Эстетическая программа русского сентиментализма наи­более полно отражена в сочинениях Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Связь русского сентиментализма с просве­тительскими идеями можно заметить в творчестве А.Н. Ра­дищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм - творческий метод и художественное на­правление в русской и европейской (а также американской) литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Главным предметом изображения в романтизме становится человек, личность. Романтический герой - это прежде всего сильная, неординарная натура, это человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать (иногда и преобразовы­вать) окружающий мир. Романтический герой в силу своей исключительности и необыкновенности несовместим с об­ществом: он одинок и чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью. Из этого конфликта рождается своеоб­разное романтическое двоемирие: противостояние возвы­шенного мира мечты и тусклой, «бескрылой» действитель­ности. В «точке пересечения» этих пространств и находится романтический герой. Такой исключительный характер мо­жет действовать только в исключительных обстоятельствах, поэтому события романтических произведений разворачива­ются в экзотической, необычной обстановке: в неведомых чи­тателям странах, в далеких исторических эпохах, в иных ми­рах...

В отличие от классицизма романтизм обращается к народ­но-поэтической старине не только с этнографическими, но и с эстетическими целями, находя источник вдохновения в на­циональном фольклоре. В романтическом произведении под­робно воспроизводятся исторический и национальный коло­рит, исторические детали, фон эпохи, но все это становится только своеобразной декорацией для воссоздания внутренне­го мира человека, его переживаний, стремлений. Чтобы точ­нее передать переживания неординарной личности, писатели­-романтики изображали их на фоне природы, которая своеоб­разно «преломляла» и отражала особенности характера ге­роя. Особенно привлекательной для романтиков была бурная стихия - море, метель, гроза. У героя с природой сложные отношения: с одной стороны, природная стихия родствен­на его страстному характеру, с другой стороны - романти­ческий герой борется со стихией, не желая признавать ника­ких ограничений собственной свободы. Страстное стремле­ние к свободе как к самоцели становится одним из главных для романтического героя и нередко приводит его к трагиче­ской гибели.

Родоначальником русского романтизма традиционно счи­тают В.А. Жуковского; наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю. Лермонтова, в творчестве А.А. Фета и А.К. Тол­стого; в определенный период своего творчества дань ро­мантизму отдали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.

Реализм (от realis - вещественный) - творческий метод и литературное направление в русской и мировой литера­туре XIX и XX веков. Словом «реализм» часто называют разные понятия (критический реализм, социалистический реализм; есть даже термин «магический реализм»). Попро­буем выделить основные признаки русского реализма XIX-XX веков.

Реализм строится на принципах художественного исто­ризма, т.е. он признает существование объективных причин, социальных и исторических закономерностей, которые влия­ют на личность героя и помогают объяснить его характер и по­ступки. Это значит, что у героя может быть разная мотивация поступков и переживаний. Закономерность действий и при­чинно-следственная связь личности и обстоятельств - вот один из принципов реалистического психологизма. Вместо исключительной, неординарной романтической личности реалисты ставят в центр повествования типический харак­тер - героя, в чертах которого (при всей индивидуальной не­повторимости его характера) отражены некие общие призна­ки или определенного поколения, или определенной социаль­ной группы. Авторы-реалисты избегают однозначной оценки героев, не делят их на положительных и отрицательных, как это часто бывает в классицистических произведениях. Харак­теры героев даются в развитии, под влиянием объективных обстоятельств происходит эволюция взглядов героев (напри­мер, путь исканий Андрея Болконского в романе Л.Н. Толсто­го «Война и мир»). Вместо необычных исключительных обстоятельств, так любимых романтиками, реализм выбирает местом развития событий художественного произведения обыденные, повседневные условия жизни. Реалистические произведения стремятся наиболее полно изобразить причины конфликтов, несовершенство человека и общества, динамику их развития.

Наиболее яркие представители реализма в русской лите­ратуре: А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. П. Чехов.

Реализм и романтизм - два разных способа видения дей­ствительности, они базируются на разных концепциях мира и человека. Но это не взаимоисключающие друг друга методы: многие достижения реализма стали возможными только бла­годаря творческому освоению и переосмыслению романтиче­ских принципов изображения личности и Вселенной. В рус­ской литературе многие произведения соединяют в себе и тот, и другой способ изображения, например поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» или роман М.А. Булгакова «Мастер и Марга­рита».

Модернизм (от франц. moderne - новейший, современ­ный) - общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века. Эпоха появления мо­дернизма была кризисной, переломной, ознаменованной со­бытиями Первой мировой войны, подъемом революционных настроений в разных странах Европы, В условиях крушения одного миропорядка и зарождения другого, в период усиле­ния идейной борьбы особую значимость приобретали филосо­фия и литература. Этот историко-литературный период (в ча­стности, поэзия, созданная между 1890 и 1917 годами) полу­чил в истории русской литературы название Серебряного века.

Русский модернизм, несмотря на разнообразие эстетиче­ских программ, был объединен общей задачей: поиск новых художественных средств изображения новой действительно­сти. Наиболее последовательно и определенно это стремление было реализовано в четырех литературных течениях: симво­лизме, футуризме, акмеизме и имажинизме.

Символизм - литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение B.C. Соловьева о «Душе мира». Традиционному способу познания действитель­ности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Именно искусство, по их мнению, спо­собно зафиксировать высшую реальность, являющуюся ху­дожнику в момент вдохновения. Поэтому творчество в понима­нии символистов - созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу. Ценность поэтической речи - в недоска­занности, сокрытии смысла сказанного. Как видно из самого названия направления, основная роль в нем отводится симво­лу - главному средству, способному передать увиденный, «уловленный» тайный смысл происходящего. Символ и ста­новится центральной эстетической категорией нового литера­турного течения.

Среди символистов традиционно принято различать «старших» символистов и «младших». Среди «старших» сим­волистов наиболее известны К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. Эти поэты заявили о себе и о новом литератур­ном направлении в 90-е годы XIX века. «Младшие» симво­листы Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок пришли в литературу в начале 1900-х годов. «Старшие» символисты отрицали окру­жающую действительность, противопоставляли реальности мечту и творчество (часто для определения такой эмоциональ­ной и мировоззренческой позиции используют слово «дека­данс»). «Младшие» считали, что в реальной действительности «старый мир», изживший себя, погибнет, а грядущий «новый мир» будет построен на основе высокой духовности и куль­туры.

Акмеизм (от греч. akme - цветущая сила, высшая степень чего-либо) - литературное течение в поэзии русского модер­низма, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд» на жизнь. Недаром другие названия акмеизма - кларизм (от лат. clarus - ясный) и «адамизм» по имени библей­ского праотца всех людей Адама, давшего имена всему окру­жающему. Сторонники акмеизма пытались реформировать эстетику и поэтику русского символизма, они отказались от чрезмерной метафоричности, усложненности, односторонне­го увлечения символикой и призывали «вернуться» к точному значению слова, «к земле». Реальной признавалась только материальная природа. Но «земное» мировосприятие у ак­меистов носило исключительно эстетический характер. По­этам-акмеистам свойственно обращение к единичному пред­мету быта или явлению природы, поэтизация единичных «ве­щей», отказ от социально-политической тематики. «Тоска по мировой культуре» - так определил акмеизм О.Э. Мандель­штам.

Представителями акмеизма были Н.С. Гумилев, А.А. Ах­матова, О.Э. Мандельштам и др., которые объединились в кружок «Цех поэтов» и группировались вокруг журнала «Аполлон».

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - литературное тече­ние авангардистского характера. В первом манифесте русских футуристов (нередко они называли себя «будетлянами») прозву­чал призыв разорвать с традиционной культурой, пересмотреть значимость классического художественного наследия: «Сбро­сить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохо­да Современности». Футуристы объявили себя противниками существующего буржуазного общества, стремились осознать и предвосхитить в своем искусстве грядущий мировой переворот. Футуристы выступали за разрушение устоявшихся литератур­ных жанров, намеренно обращались к «сниженной, площад­ной» лексике, призывали создавать новый язык, не ограничи­вающий словотворчество. Футуристическое искусство на пер­вый план выдвигало совершенствование и обновление формы произведения, а содержание либо отходило на второй план, либо признавалось незначимым.

Русский футуризм стал самобытным художественным движением и был связан с четырьмя основными группами: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк и др.), «Центрифуга» (Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.), «Ме­зонин поэзии» (Р. Ивнев, В.Г. Шершеневич и др.).

Имажинизм (от англ. или франц. image - образ) - ли­тературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции. Самые «левые» имажини­сты провозглашали главной задачей поэзии «поедание образом смысла», шли по пути самоценности образа, плетения цепи метафор. «Стихотворение - ... волна образов», - писал один из теоретиков имажинизма. На практике многие имажинисты тяготели к органическому образу, слитному по настроению и мысли с целостным восприятием стихотворения. Представителями русского имажинизма были А.Б. Мари­енгоф, В.Г. Шершеневич. Наиболее талантливым поэтом, тео­ретически и практически далеко выходившим за рамки мани­фестов имажинизма, был С.А. Есенин.

Какой творческий метод, основанный на принципах худо­жественного историзма, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Ответ: реализм.

Укажите название литературного направления, возник­шего в России во 2-й четверти XVIII века, к которому традици­онно относят творчество М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина.

Ответ: классицизм.

Какой из названных поэтических жанров является жан­ром сентименталистской поэзии?

2) баллада

3) элегия

4) басня


Ответ: 3.

Родоначальником какого литературного направления в русской литературе называют В.А. Жуковского?

Ответ: романтизм.

Какое литературное направление, признающее суще­ствование объективных социально-исторических зако­номерностей, является ведущим в творчестве Л.Н. Тол­стого?

Ответ: реализм.

Укажите название литературного направления, воз­никшего в русской литературе в 30~40-е годы XIX века и стремившегося объективно изобразить причины несовер­шенства социально-политических отношений; направле­ния, к которому принадлежит творчество М.Е. Салтыко­ва-Щедрина.

Ответ: реализм/критический реализм.

В манифесте какого литературного течения в начале XX века утверждалось: «Только мы - лицо нашего Времени» и предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности» ?

1) символизма

2) акмеизма

3) футуризма

4) имажинизма

На раннем этапе своего творчества А.А. Ахматова вы­ступала как одна из представительниц литературного на­правления

1) акмеизма 2) символизма 3) футуризма 4) реализма

Серебряным веком в русской литературе называют пери­од развития литературы, в частности поэзии

1) после 1917г.

2) с 1905 по 1917 г.

3) конца XIX века

4) между 1890 и 1917 гг.

Начиная поэтическую деятельность, В.В. Маяковский выступал как один из активных представителей

1) акмеизма

2) символизма

3) футуризма

4) реализма

На одном из этапов творческого пути С.А. Есенин примк­нул к группе поэтов 1) акмеистов

2) символистов

3) футуристов

4) имажинистов

В русской поэзии К.Д. Бальмонт выступал как один из представителей

1) акмеизма

2) символизма

Литературные направления (теоретический материал)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.

Основные черты литературных направлений :

· объединяют писателей определенной исторической эпохи;

· представляют особый тип героя;

· выражают определенное мировоззрение;

· выбирают характерные темы и сюжеты;

· используют характерные художественные приемы;

· работают в определенных жанрах;

· выделяются стилем художественной речи;

· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.

Классицизм

Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Отличительные черты:

· значительность тем и сюжетов;

· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;

· надуманные образы, схематические характеры;

· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;

· использование языка, мало понятного простому народу;

· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;

· общенациональная, гражданская направленность;

· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);

· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).

Представители классицизма

Западноевропейская литература:

· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;

· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;

· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;

· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;

· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;

· Ж. Лафонтен – «Басни».

Русская литература

· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;

· Г. Державин – ода «Фелица»;

· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;

· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;

· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

Сентиментализм

Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.

Отличительные черты:

· раскрытие человеческой психологии;

· высшей ценностью провозглашается чувство;

· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;

· идеализация действительности, субъективное изображение мира;

· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;

· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Представители сентиментализма

· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;

· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;

· – роман « страдания молодого Вертера».

Русская литература

· В. Жуковский – ранние стихи;

· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;

· И. Богданович – поэма «Душенька»;

· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм

Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.

Отличительные черты:

· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;

· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;

· стремление к идеалу, совершенству;

· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;

· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);

· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

Представители романтизма

Западноевропейская литература

· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;

· – драма «Эгмонт»;

· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;

· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;

· П. Мериме – новелла «Кармен»;

· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;

· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».

Русская литература

2) Сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.
Сентиментализм был тесно связан с идеями Просвещения. Он отводил первостепенное место проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу, стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы человека и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдающим и гонимым. Чувства и переживания человека достойны внимания независимо от его сословной принадлежности – идея всеобщего равенства людей.
Основные жанры сентиментализма:
повесть
элегия
роман
письма
путешествия
мемуары

Родиной сентиментализма можно считать Англию. Поэты Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг старались пробудить в читателях любовь к окружающей природе, рисуя в своих произведениях простые и мирные сельские ландшафты, сочувствие к нуждам бедных людей. Ярким представителем английского сентиментализма был С. Ричардсон. На первое место он выдвинул психологический анализ и привлек внимание читателей к судьбам своих героев. Писатель Лоуренс Стерн проповедовал гуманизм как высшую ценность человека.
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.

3)Романтизм
Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях. Некоторые из них, такие как Ф. Р. Шатобриан и В. А. Жуковский, считали, что человек не может противостоять загадочным силам, должен подчиниться им и не пытаться изменить свою судьбу. Другие романтики, такие как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин, считали, что необходимо бороться с так называемым «мировым злом», и противопоставляли ему силу человеческого духа.
Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.
В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли. Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).
На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.
Основные жанры романтизма:
Элегия
Идиллия
Баллада
Новелла
Роман
Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
уход в мир фантазии;
концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:
романтический герой всегда исключительная личность;
герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
предельная экспрессия;
принцип контраста на уровне композиции;
изобилие символов.

Эстетические категории романтизма:
неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


4)Реализм
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами, другими словами, если бы человек жил в другое время, в другом месте, в другой социально-культурной среде, то и он сам был бы другим.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
критический (социальный) реализм;
реализм характеров;
психологический реализм;
гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

5) Модернизм

Модернизм – совокупность художественных направлений, пропагандировавших свободу самовыражения. Модернизм зародился в Западной Европе во второй половине 19 в. как новая форма творчества, противопоставленная традиционному искусству. Модернизм проявился во всех видах искусства – живописи, архитектуре, литературе.
Главной отличительной чертой модернизма является его способность менять окружающий мир. Автор не стремится реалистично или иносказательно изобразить действительность, как это было в реализме, или внутренний мир героя, как это было в сентиментализме и романтизме, а изображает собственный внутренний мир и собственное отношение к окружающей действительности, выражает личные впечатления и даже фантазии.
Особенности модернизма:
отрицание классического художественного наследия;
декламируемое расхождение с теорией и практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального, а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.
Крупнейшими течениями модернизма были импрессионизм, символизм и модерн. Импрессионизм стремился запечатлеть мгновение в том виде, каким его увидел или почувствовал автор. В этом авторском восприятии может сплетаться прошлое, настоящее и будущее, важно впечатление, которое какой-либо предмет или явление оказало на автора, а не сам этот предмет.
Символисты пытались найти во всем происходящем тайный смысл, наделяли привычные образы и слова мистическим значением. Стиль модерн пропагандировал отказ от правильных геометрических форм и прямых линий в пользу плавных и изогнутых линий. Особенно ярко модерн проявился в архитектуре и прикладном искусстве.
В 80-х гг. 19 в. зародилось новое течение модернизма – декаданс. В искусстве декаданса человек поставлен в невыносимые обстоятельства, он надломлен, обречен, потерял вкус к жизни.
Основные черты декаданса:
цинизм (нигилистическое отношение к общечеловеческим ценностям);
эротизм;
тонатос (по З. Фрейду – стремление к смерти, упадок, разложение личности).

В литературе модернизм представлен следующими течениями:
акмеизм;
символизм;
футуризм;
имажинизм.

Наиболее яркими представителями модернизма в литературе являются французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, русские поэты Н. Гумилев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, английский писатель О. Уайльд, американский писатель Э. По, скандинавский драматург Г. Ибсен.

6) Натурализм

Натурализм – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Теоретическое обоснование нового течения дал Эмиль Золя в книге "Экспериментальный роман".
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой – рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой – пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму.
Основные требования, предъявленные натуралистами к литературе: научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды". Литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Э. Геккеля, Г. Спенсера и Ч. Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон).
Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.
Теоретик и вождь французского натурализма, Э. Золя причислял к натуральной школе Г. Флобера, братьев Гонкур, А. Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: О. Бальзака и Стендаля. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу, и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.
Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные тенденции, так и различные художественные методы. Целый ряд последователей натурализма воспринял его реформистскую сущность, отбросив без стеснения даже такое типичное для натурализма требование, как требование объективности и точности. Так поступили немецкие "ранние натуралисты" (М. Крецер, Б. Билле, В. Бельше и другие).
Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя.
Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей "Истории германского народа" предложил этот стиль назвать "физиологическим импрессионизмом". Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, известного во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в "Перед восходом солнца" Гауптмана, наследственность в "Привидениях" Ибсена).
Основоположниками немецкого натурализма явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца "Искусство", где Гольц утверждает, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения". Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к "роду развлекательного искусства". Особое внимание уделяется драме (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Гольц, Ф. Шляф, Г. Зудерман), в которой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев ("Нора", "Привидения", "Перед восходом солнца", "Мастер Эльце" и другие). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.
В России натурализм не получил какого-либо развития. Натуралистичными называли ранние произведения Ф. И. Панферова и М. А. Шолохова.

7) Натуральная школа

Под натуральной школой литературная критика понимает направление, зародившееся в русской литературе в 40-х гг. 19 в. Это была эпоха все более обострявшихся противоречий между крепостническим укладом и ростом капиталистических элементов. Последователи натуральной школы в своих произведениях попытались отразить противоречия и настроения того времени. Сам термин «натуральная школа» появился в критике благодаря Ф. Булгарину.
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К натуральной школе причисляли таких разнородных по их классовой основе и художественному облику писателей, как И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в "низких" слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, эстетства, романтической риторики.
В. Г. Белинский выделял реализм натуральной школы, утверждая важнейшей особенностью "истину", а не "ложь" изображения. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям, но к "толпе", к "массе", к людям обыкновенным и чаще всего к людям "низкого звания". Распространенные в 40-х гг. всяческие "физиологические" очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.
Н. Г. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту "литературы гоголевского периода" ее критическое, "отрицательное" отношение к действительности – "литература гоголевского периода" является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Н. В. Гоголю – автору "Мертвых душ", "Ревизора", "Шинели" – как родоначальнику возводили натуральную школу В. Г. Белинский и ряд других критиков. Действительно, многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Н. В. Гоголя. Кроме Гоголя, на писателей натуральной школы оказывали влияние такие представители западноевропейской мелкобуржуазной и буржуазной литературы, как Ч. Диккенс, О. Бальзак, Жорж Санд.
Одно из течений натуральной школы, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы ограничивался барской усадьбой. Представители этого течения натуральной школы: И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. И. Панаев.
Другое течение натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой – растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. М. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей ("Бедные люди", "Двойник" и других).
Третье течение в натуральной школе, представленное так называемыми "разночинцами", идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, которые связывались современниками (В.Г. Белинский) с именем натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Н. А. Некрасова. К этой же группе надо отнести А. И. Герцена ("Кто виноват?"), М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Запутанное дело").

8) Конструктивизм

Конструктивизм – художественное направление, зародившееся в Западной Европе после Первой мировой войны. Истоки конструктивизма лежат в тезисе немецкого архитектора Г. Земпера, который утверждал, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.
В этом тезисе, который впоследствии был принят функционалистами и функционалистами-конструктивистами (Л. Райт в Америке, Я. Й. П. Ауд в Голландии, В. Гропиус в Германии), выдвигается на первый план материально-техническая и материально-утилитарная сторона искусства и, по существу, выхолащивается идеологическая сторона его.
На Западе конструктивистические тенденции во время Первой мировой войны и в послевоенный период выразились в разнообразных направлениях, более или менее "ортодоксально" трактующих основной тезис конструктивизма. Так, во Франции и Голландии конструктивизм выразился в "пуризме", в "эстетике машин", в "неопластицизме" (изоискусство), эстетизирующем формализме Корбюзье (в архитектуре). В Германии – в обнаженном культе вещи (псевдоконструктивизм), однобоком рационализме школы Гропиуса (архитектура), отвлеченном формализме (в беспредметном кино).
В России группа конструктивистов появилась в 1922 г. В нее вошли А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский. Конструктивизм был первоначально узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкие обоснования своей творческой платформы.
От конструктивизма отходит А. Н. Чичерин, вокруг И. Л. Сельвинского и К. Л. Зелинского группируется ряд авторов (В. Инбер, Б. Агапов, А. Габрилович, Н. Панов), и в 1924 г. организуется литературный центр конструктивистов (ЛЦК). В своей декларации ЛЦК прежде всего исходит из заявления о необходимости для искусства максимально близкого участия в "организационном натиске рабочего класса", в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникает установка конструктивизма на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой.
Основную тему, всегда привлекавшую к себе внимание конструктивистов, можно обозначить так: "Интеллигенция в революции и строительстве". С особенным вниманием останавливаясь на образе интеллигента в гражданской войне (И. Л. Сельвинский, «Командарм 2») и в строительстве (И. Л. Сельвинский «Пушторг»), конструктивисты прежде всего выдвигают в болезненно-преувеличенном виде его удельный вес и значение в процессе строительства. Особенно отчетливо это выступает в "Пушторге", где исключительному специалисту Полуярову противопоставлен бездарный коммунист Кроль, мешающий ему работать и доводящий его до самоубийства. Здесь пафос техники работы как таковой заслоняет основные социальные конфликты современной действительности.
Это преувеличение роли интеллигенции находит свое теоретическое развертывание в статье основного теоретика конструктивизма Корнелия Зелинского «Конструктивизм и социализм», где он рассматривает конструктивизм как целостное мировоззрение эпохи, переходной к социализму, как конденсированное выражение в литературе переживаемого периода. При этом опять-таки основные социальные противоречия этого периода Зелинским подменяются борьбой человека и природы, пафосом голой техники, трактуемой вне социальных условий, вне классовой борьбы. Эти ошибочные положения Зелинского, вызвавшие резкий отпор со стороны марксистской критики, были далеко не случайны и с большой четкостью вскрывали ту социальную природу конструктивизма, которую легко наметить и в творческой практике всей группы.
Социальным источником, питающим конструктивизм, является, несомненно, та прослойка городской мелкой буржуазии, которую можно обозначить как техническую квалифицированную интеллигенцию. Не случайно, что в творчестве Сельвинского (являющегося наиболее крупным поэтом конструктивизма) первого периода с несомненностью обнаруживается характерный для русского буржуазного довоенного стиля образ сильной индивидуальности, мощного строителя и завоевателя жизни, индивидуалистического по самой своей сущности.
В 1930 г. ЛЦК распался, взамен него образовалась «Литературная бригада М. 1», объявляющая себя организацией переходной к РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), ставящей своей задачей постепенный переход писателей-попутчиков на рельсы коммунистической идеологии, к стилю пролетарской литературы и осуждающей прежние ошибки конструктивизма, хотя и сохраняющей его творческий метод.
Однако противоречивость и зигзагообразность продвижения конструктивизма к рабочему классу дает себя знать и здесь. Об этом свидетельствует поэма Сельвинского «Декларация прав поэта». Подтверждением этого является и то, что бригада М. 1, просуществовав менее года, в декабре 1930 г. тоже распустилась, признав, что не разрешила поставленных перед собой задач.

9)Постмодернизм

Постмодернизм в переводе с немецкого языка буквально означает «то, что следует за модернизмом». Это литературное направление появилось во второй половине 20 в. Оно отражает всю сложность окружающей действительности, ее зависимость от культуры предшествующих веков и информационной насыщенности современности.
Постмодернистов не устраивало, что литература разделилась на элитарную и массовую. Постмодернизм выступал против всякого модерна в литературе и отрицал массовую культуру. Первые произведения постмодернистов появились в форме детектива, триллера, фэнтези, за которыми скрывалось серьезное содержание.
Постмодернисты считали, что высшее искусство закончилось. Чтобы двигаться дальше, нужно научиться правильно использовать низшие жанры поп-культуры: триллер, вестерн, фэнтези, фантастику, эротику. Постмодернизм находит в этих жанрах исток новой мифологии. Произведения становятся ориентированы и на элитарного читателя, и на невзыскательную публику.
Признаки постмодернизма:
использование предшествующих текстов в качестве потенциала для собственных произведений (большое количество цитат, нельзя понять произведение, если ты не знаешь литературу предшествующих эпох);
переосмысление элементов культуры прошлого;
многоуровневая организация текста;
особая организация текста (игровой элемент).
Постмодернизм ставил под сомнение существование смысла как такового. С другой стороны, смысл постмодернистских произведений определяется присущим ему пафосом – критикой массовой культуры. Постмодернизм старается стереть границу между искусством и жизнью. Всё существующее и когда-либо существовавшее – это текст. Постмодернисты говорили, что все уже было написано до них, что ничего нового придумать нельзя и им остается только играть словами, брать готовые (уже когда-то и кем-то придуманные, написанные) идеи, фразы, тексты и собирать из них произведения. В этом нет никакого смысла, потому что и самого автора в произведении нет.
Литературные произведения похожи на коллаж, составленный из несопоставимых образов и объединенный в целое единообразием техники. Такая техника получила название пастиш. Это итальянское слово переводится как опера-попурри, а в литературе оно обозначает сопоставление нескольких стилей в одном произведении. На первых этапах постмодернизма пастиш – специфическая форма пародии или самопародии, но затем – способ приспособления к действительности, способ показать иллюзорность массовой культуры.
С постмодернизмом связано понятие интертекстуальности. Этот термин ввела Ю. Кристева в 1967 г. Она считала, что историю и общество можно рассматривать как текст, тогда культура – единый интертекст, который служит авантекстом (все тексты, которые предшествуют данному) для любого вновь появляющегося текста, при этом здесь теряется индивидуальность текста, которая растворяется в цитатах. Для модернизма характерно цитатное мышление.
Интертекстуальность – присутствие в тексте двух или нескольких текстов.
Паратекст – отношение текста к заглавию, эпиграфу, послесловию, предисловию.
Метатекстуальность – это могут быть комментарии или ссылка на предтекст.
Гипертекстуальность – осмеяние или пародирование одного текста другим.
Архитекстуальность – жанровая связь текстов.
Человек в постмодернизме изображается в состоянии полной деструкции (в данном случае деструкцию можно понимать как нарушение сознания). В произведении нет развития характера, образ героя предстает в размытом виде. Этот прием называет дефокализация. Он преследует две цели:
избежать излишнего героического пафоса;
увести в тень героя: герой не выдвигается на первый план, он вообще не нужен в произведении.

Яркими представителями постмодернизма в литературе являются Дж. Фаулз, Дж. Барт, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерс, Х. Кортасар, М. Павич, Дж. Джойс и другие.

Термином литературное течение обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм — общее название разных группировок в искусстве и литературе XX века, которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, — включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литературных направлений и течений. Например, О. Бальзак, будучи реалистом, создает романтический роман «Шагреневая кожа», а М. Ю. Лермонтов, наряду с романтическими произведениями, пишет реалистический роман «Герой нашего времени».

Течение — более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. В основе течения также лежит общность содержательных принципов, но сходство идейно-художественных концепций проявляется более отчетливо.

Нередко общность художественных принципов в течении образует «художественную систему». Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р. Декарта («картезианский рационализм»), к которому относят творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Н. Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П. Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер.

Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения — «прогрессивный» и «консервативный», но есть и другие классификации.

Принадлежность писателя к тому или иному направлению или течению (равно как и стремление остаться вне существующих течений литературы) предполагает свободное, личностное выражение миросозерцания автора, его эстетических и идеологических позиций.

С этим фактом связано достаточно позднее возникновение направлений и течений в европейской литературе — период Нового времени, когда личностное, авторское начало становится ведущим в литературном творчестве. В этом принципиальное отличие современного литературного процесса от развития литературы эпохи Средневековья, в которой содержательные и формальные особенности текстов были «предзаданными» традицией и «каноном».

Особенность же направлений и течений состоит в том, что эти общности базируются на глубинном единстве философских, эстетических и иных содержательных принципов во многом различных, индивидуально-авторских художественных систем.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок).

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.