Чем отличается симфонический ансамбль. Нечеловеческая музыка.100-летию Октябрьской революции посвящается. Смотреть что такое "Первый симфонический ансамбль Моссовета" в других словарях

На фотографии фрагмент репетиции кантаты Даниила Хармса «Спасение» В оранжевом – Григорий Кротенко, на корточках – Пётр Айду

Это, безусловно, любопытная деталь сама по себе, достаточно ярко выглядевшая со стороны и несколько парадоксальным образом демонстрирующая тот факт, что оркестр без дирижёра является таким же шоу-объектом, как оркестр с дирижёром. Просто с другим знаком при ключе.

Ну хорошо, оркестр без дирижёра… Можно подумать, что оркестранты так уж часто смотрят в сторону дирижёрского подиума. На этом факте основано большое количество оркестровых баек и анекдотов, посвящённых тому, что музыканты даже и не знают, кто дирижировал концертом, потому что ни разу не подняли глаза в сторону маэстро. Как известно, в каждой шутке есть доля…

Но! За таким явлением, как Персимфанс, тянется целый шлейф смыслов.

Во-первых, эпоха Персимфанса – это время революционных экспериментов в искусстве Советской России. Каким-то странным, непонятным для меня образом параллельно существовали красный террор, голод, кромешная всеобщая нищета (хотя и в несколько смягчённом варианте после окончания Гражданской войны) – и расцвет экспериментов в архитектуре, живописи, литературе, музыке, кино. Всё это прекратилось практически мгновенно, сразу после того, как партия взяла управление искусством в свои руки, и Родченко, Эль Лисицкий, Мосолов вдруг остались навсегда в истории, ограниченной началом тридцатых годов.

Во-вторых (а все остальные смыслы будут продолжением первого), за созданием Персимфанса стояли музыканты такого уровня, что практически каждый из них оставил свой след в отечественной музыкальной культуре – в музыковедении, исполнительстве и педагогике. Достаточно посмотреть состав оркестра на программке концерта Персимфанса.

Состав Персимфанса 1922-1932

В-третьих, сама по себе идеология Персимфанса была продолжением революционной идеи равенства в её идеалистическом варианте, из чего непосредственно вытекало «в-четвёртых» – равная ответственность всех исполнителей за результат. Это очень точно сформулировано в Основных положениях, опубликованных Персимфансом в 1926 году. Не грех и процитировать отдельные фрагменты (заранее прошу прощения у некоторых современных действующих дирижёров с сопутствующей просьбой не принимать на свой благородный счёт):

«История музыки знала случаи, когда оркестр играл, не пользуясь указаниями дирижёра во время исполнения – потому ли, что дирижёр не в состоянии был давать оркестру точные указания (как это было в случае с глухим уже Бетховеном), или потому, что оркестр исполнял без дирижёра разученную с этим дирижёром программу в честь дирижёра, желая засвидетельствовать силу его воздействия».

«Признавая, что решающим моментом является тщательное предварительное изучение произведения, Персимфанс отрицает непогрешимость и неделимость власти дирижёра, отрицает необходимость его в момент исполнения, когда произведение уже разучено и подготовлено к исполнению».

«Персимфанс впервые расширил рамки этого вопроса, поставив его на принципиальную почву и утверждая, что ставшее совершенно обычным полное обезличение оркестрантов, приводящее к тому, что каждый из них интересуется только своей партией и не знает (и не имеет желания узнать) произведение в целом – крайне вредное в художественном смысле явление, которое не должно более иметь места».

На этом, пожалуй, я приостановлю свой исторический экскурс и перейду к событиям, происходящим в наши дни, то есть девять десятков лет спустя.

Во главе идеи воссоздания Персимфанса хотя бы и не на постоянной основе, а в качестве разового арт-проекта, стоят два замечательных музыканта – Пётр Айду и Григорий Кротенко. Подобный опыт у них уже был, Персимфанс XXI века собирается начиная с 2008 года.

В программе концерта, который состоялся 9 апреля в Большом зале консерватории, были заявлены произведения, отражающие ту эпоху, произведения, аутентичные духу и смыслу Персимфанса: Скрипичный концерт , симфоническая поэма С. Ляпунова «Гашиш» (1913), произведение, в сущности, являющееся калькой «Шехеразады» , оркестровая сюита «Днепрострой № 2» (1932) Юлия Мейтуса, украинского классика, «родившегося в бедной еврейской семье», как это принято писать в самых разных биографиях, написавшего первую классическую туркменскую оперу и кантату Даниила Хармса «Спасение» (1934) – драматическое произведение без нот для хора a capella о чудесном спасении в волнах двух юных дев. Исполняется оркестром с нескрываемым наслаждением. Хармс, конечно, не имел этого в виду, несмотря на то, что был музыкально образован, но по композиторской технике это произведение отсылает нас к временам домензуральным, музыкально-дописьменным, когда ритмика произведения определялась текстом, а звуковысотность вообще не оговаривалась особо. Что не исключает в кантате Хармса элементов канона и полифонической имитации.

Итак, о главном, то есть субъективном.

Коллега, пригласивший меня поучаствовать в этом действе (чьё имя я не буду раскрывать в целях его безопасности), сформулировал суть явления в следующих словах: «Будут ребята из лучших оркестров. Они бегут сюда от рабства».

Да, я увидел музыкантов, достойных тех имён, что были в оркестре того исторического Персимфанса. И пусть слово «ребята» в этом контексте вас не сбивает с толку – это действительно солисты ведущих оркестров страны и педагоги со всеми возможными почётными званиями. Ну, физиономии у них стали чуть потолще, а так-то ничего не изменилось. И, кроме них, в оркестре большое количество юных дев и отроков консерваторского и постконсерваторского возраста, у которых, будем надеяться, большое музыкантское будущее.

Оркестр собрался на репетиции в огромном зале, который Петру Айду предоставило ОАО «Алмазный мир» (спасибо им большое). Половина зала – репетиционная площадка, а вторая половина, что за загородкой с нарисованным Санта Клаусом, – заповедник музыкальных инструментов, собранных и привезённых сюда из самых разных мест и в любом состоянии, под названием «Приют роялей». Ладно, это достойно отдельного рассказа и показа, потому что это не музей, а огромный арт-объект большой эмоциональной силы.

Естественно, всем интересно, как же функционирует оркестр без дирижёра. Мне тоже, всё-таки, новый опыт.

Если попытаться сформулировать в самом общем виде, то здесь действуют те же законы, что и в камерном ансамбле, разница лишь в количестве участников: если в квартете участвует четыре человека, то здесь – девяносто. Вот и всё.

Всё прочее – это лишь решение коммуникативных и акустических вопросов. Для рассадки оркестра за основу были взяты наработки Персимфанса: группы инструментов, наиболее тесно взаимодействующие в партитуре, находятся в пределах видимости и слышимости друг друга. Так, сидящие в ряд гобои и кларнеты находятся лицом к лицу с фаготами и флейтами, напротив друг друга. Рядом, перпендикулярно, сидит группа валторн – у них, как правило, в оркестре больше общего с деревянными, чем с остальными медными, которые находятся позади струнных, расположенных большим полумесяцем. Зато контрабасы стоят так, чтобы их было видно всем, поскольку в оркестре они по сути исполняют роль ритм-секции (я не отрицаю их прочих достоинств), и почти метровые прыжки в высоту на репетициях концертмейстера группы контрабасов Григория Кротенко заметно облегчают ритмическую координацию оркестра.

Произведения, между прочим, непростые, это вам не «Марш Радецкого» И. Штрауса, где дирижёр может спокойно бросить оркестр и кокетливо заняться хлопаньем в ладоши с залом. Это очень плотные многоуровневые партитуры с изменениями темпа и характера.

Чувство ответственности, разбуженное во мне этим проектом, поразило меня до глубины души, потому что весь жизненно-исторический опыт от этого предостерегает. Как правило, излишнее проникновение в материал на пользу не идёт. В этом же случае, когда я пришёл на первую репетицию, «Гашиш» С. Ляпунова я знал почти наизусть, прошёл его с партией, присланной мне по электронной почте, сделал массу карандашных пометок, до начала репетиции мы встретились с группой гобоев, договорились о деталях, построили сложные аккорды – и только после этого началась общая оркестровая работа. И это проделали все. Естественно, проблемы были, на то она и репетиция, но уже на первой репетиции все музыканты знали, с кем они в какой момент играют, на кого где ориентироваться визуально, кого где послушать. Программа делается фактически с четырёх репетиций, при том что кто-то приходит попозже, кто-то вынужден уйти пораньше, так как у всех работа, и, хотя репетиции формально назначены на то время, когда большинство музыкантов свободно, то есть в середине дня, всё же требуется немало времени просто на дорогу.

И ещё один очень важный момент – сочетание предельной доброжелательности и рационального подхода к проблемам. Понятно, что иначе и невозможно, и тем не менее это воспринимается как чудо. И один из вопросов, которые задаёшь сам себе: как удавалось сохранить эти взаимоотношения в историческом Персимфансе в течение десяти лет его существования при том, что там собрались такие яркие, неординарные личности с непростыми, а иной раз и с вполне авторитарными характерами?

Концерт, конечно, обещает быть праздником. Но не меньший праздник – то, что происходит в эти дни на репетициях к этому концерту: свободное музицирование свободных людей.

Владимир Зисман

Все права защищены. Копирование запрещено

В этой статье можно узнать все ответы в игре «Кто хочет стать миллионером?» за 21 октября 2017 года (21.10.2017). Сначала можно посмотреть вопросы, заданные игрокам Дмитрием Дибровым, а затем и все правильные ответы в сегодняшней интеллектуальной телеигре «Кто хочет стать миллионером?» за 21.10.2017.

Вопросы первой паре игроков

Дмитрий Ульянов и Александр Раппопорт (200 000 - 200 000 рублей)

1. Как называют ничем не занимающегося человека?
2. Что говорят о человеке с недобрыми намерениями: "Держит..."?
3. Что иногда говорят о поломке какого-либо устройства?
4. Как заканчивается название песни бит-квартета "Секрет" - "Блюз бродячих..."?
5. В какой бывшей республике СССР валютой является не евро?
6. Какую пьесу написал Лопе де Вега?
7. Как в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" студенты называли профессора?
8. Кому установлен памятник напротив Театра Российской армии в Москве?
9. Как называлась канонерская лодка, сражавшаяся вместе с крейсером "Варяг" против японской эскадры?
10. Что не советовал делать в одном из стихотворений Иосиф Бродский?
11. Что постоянно носил центурион как символ своей власти?
12. В каком городе в 1960 году сборная СССР стала чемпионом Европы по футболу?

Вопросы второй паре игроков

Виталий Елисеев и Сергей Пускепалис (200 000 - 0 рублей)

1. Как закончить пословицу: "Мал золотник..."?
2. Что посадил возле Кремля Матиас Руст?
3. Как называется фильм Георгия Данелии?
4. Что из этого не кондитерское изделие?
5. Какое непочтительное прозвище давали раньше полицейским?
6. У кого нет рогов?
7. Какое московское сооружение выше ста метров?
8. Сборная какой страны никогда не носила звание чемпиона Европы по футболу?
9. Какое название придумал для парусника Вениамин Каверин, а не Жюль Верн?
10. Что такое ферт, упомянутый в старинном выражении "ходить фертом"?
11. Какую фамилию носил русский генерал в фильме бондианы "Вид на убийство"?

Вопросы третьей паре игроков

Сати Казанова и Андрей Григорьев-Аполлонов (400 000 - 0 рублей)

1. Что, если верить известному фразеологизму, может стать причиной бешенства?
2. Как называется железнодорожная линия, отходящая в сторону от главного пути?
3. Без чего чаще всего обходятся приглашённые на фуршет?
4. Что не предназначено для полётов?
5. Кем были подружки из стихотворения "Мы с Тамарой" Агнии Барто?
6. Кто соревнуется в турнире "Белая ладья"?
7. Как на сленге программистов называют непонятные символы, возникающие из-за сбоя кодировки?
8. Как называется основной узел пылесоса?
9. Кто из перечисленных морских обитателей рыба?
10. Что располагалось посреди Лубянской площади до установки там памятника Дзержинскому?
11. Чем отличался Первый симфонический ансамбль, созданный в Москве в 1922 году?

Ответы на вопросы первой пары игроков

  1. праздный
  2. камень за пазухой
  3. полетело
  4. собак
  5. Казахстан
  6. "Учитель танцев"
  7. Лопух
  8. Суворову
  9. "Кореец"
  10. выходить из комнаты
  11. палку из виноградной лозы
  12. в Париже

Ответы на вопросы второй пары игроков

  1. да дорог
  2. самолет
  3. "Осенний марафон"
  4. манты
  5. фараоны
  6. у оцелота
  7. храм Христа Спасителя
  8. Бельгия
  9. "Святая Мария"
  10. буква алфавита
  11. Гоголь

Ответы на вопросы третьей пары игроков

  1. ветка
  2. без стульев
  3. омнибус
  4. санитарками
  5. юные шахматисты
  6. кракозябры
  7. компрессор
  8. морской конек
  9. фонтан
  10. не было дирижера

Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно, звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда они созвучны, а не издают звуки каждый сам по себе.

В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так стал называться уже ансамбль, оркестр. В средние века симфонией называли светскую музыку вообще и некоторые музыкальные инструменты.

У слова есть и другие значения, но все они несут в себе смысл соединения, сопричастности, гармоничного сочетания; например, симфонией называют также сформированный в Византийской империи принцип взаимоотношения церкви и светской власти.

Но сегодня мы будем говорить только о музыкальной симфонии.

Разновидности симфонии

Классическая симфония – этомузыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.

В классической симфонии обычно 4 части:

первая часть - в быстром темпе (аллегро) , в сонатной форме;

вторая часть - в медленном темпе , обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

третья часть - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

четвёртая часть - в быстром темпе , в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.

Из истории симфонии

Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Гайдн .

А прототипом симфонии является итальянская увертюра (инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления: оперы, балета), сложившаяся в конце XVII в. Значительный вклад в развитие симфонии внесли Моцарт и Бетховен . Этих трёх композиторов называют «венскими классиками». Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. С этим временем совпал и процесс становления симфонического оркестра – его постоянного состава, оркестровых групп.

В.А. Моцарт

Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).

К. Шлоссер "Бетховен за работой"

Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.

Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей (Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).

Авторами симфоний были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Дворжак, А. Брукнер, Г. Малер, Ян Сибелиус, А. Веберн, А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Н. Мясковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.

Основой симфонического оркестра являются четыре группы инструментов: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями – старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна), медные духовые (валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба), ударные (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа , фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин .

Клавесин

Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.

Рассадка музыкантов симфонического оркестра

Кто хочет стать миллионером? 21.10.17. Вопросы/ответы.

Программа «Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы.

Дмитрий Ульянов и Александр Раппопорт

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

1. 500 рублей

Как называют ничем не занимающегося человека?

A. праздничный

B. праздный

C. юбилейный

D. торжественный

2. 1000 рублей

Что говорят о человеке с недобрыми намерениями: «Держит …?»

A. рот на замке

B. камень за пазухой

C. порох сухим

D. нос в табаке

3. 2000 рублей

Что говорят о поломке какого-либо устройства?

A. побежало

B. поползло

C. понесло

D. полетело

4. 3000 рублей

Как заканчивается название песни бит-квартета «Секрет»- «Блюз бродячих …»?

D. собак

В какой бывшей республике СССР валютой является не евро?

5. 5000 рублей

C. Казахстан

D. Эстония

6. 10 000 рублей

Какую пьесу написал Лопе де Вега?

A. «Репетитор риторики»

B. «Учитель танцев»

C. «Педагог по вокалу»

D. «Преподаватель физкультуры»

7. 15 000 рублей

Как в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» студенты называли профессора?

A. Лопух

B. Борщевик

D. Чертополох

8. 25 000 рублей

Кому установлен памятник напротив Театра Российской армии в Москве?

A. Кутузову

C. Суворову

9. 50 000 рублей

Как называлась канонерская лодка, сражавшаяся вместе с крейсером «Варяг» против японской эскадры?

A. «Японец»

B. «Кореец»

C. «Китаец»

D. «Россиянин»

10. 100 000 рублей

Чего не советовал делать в одном из стихотворений Иосиф Бродский?

A. открывать окно

B. ставить чайник

C. выходить из комнаты

11. 200 000 рублей

Что постоянно носил центурион как символ своей власти?

A. браслет из панциря черепахи

B. широкий чёрный пояс

C. палку из виноградной лозы

D. копьё с флажком

12. 400 000 рублей

В каком городе в 1960 году сборная СССР стала чемпионом Европы по футболу?

A. в Париже

B. в Мадриде

D. в Лондоне

Выигрыш - 200 000 рублей.

Виталий Елисеев и Сергей Пускепалис

Несгораемая сумма: 200 000 рублей

1. 500 рублей

Как закончить пословицу: «Мал золотник...»?

A. да удал

B. да силён

C. да дорог

D. да вонюч

2. 1000 рублей

Что посадил возле Кремля Матиас Руст?

B. пятно на фуражку

C. самолёт

D. картошку

3. 2000 рублей

Как называется фильм Георгия Данелии?

A. «Зимний биатлон»

B. «Осенний марафон»

C. «Весенний триатлон»

D. «Летняя регата»

4. 3000 рублей

Что из этого не кондитерское изделие?

A. меренги

B. манты

C. чак-чак

D. козинаки

5. 5000 рублей

Какое непочтительное прозвище давали раньше полицейским?

B. патриции

C. фараоны

6. 10 000 рублей

У кого нет рогов?

A. у оцелота

B. у марала

C. у жирафа

D. у джейрана

7. 15 000 рублей

Какое московское сооружение выше ста метров?

A. колокольня Ивана Великого

B. памятник Петру I

C. Троицкая башня Кремля

D. храм Христа Спасителя

8. 25 000 рублей

Сборная какой страны никогда не носила звание чемпиона Европы по футболу?

B. Бельгия

D. Португалия

9. 50 000 рублей

Какое название придумал для парусника Вениамин Каверин, а не Жюль Верн?

A. «Форвард»

B. «Дункан»

C. «Святая Мария»

D. «Пилигрим»

10. 100 000 рублей

Что такое ферт, упомянутый в старинном выражении «ходить фертом»?

A. армейский чин

B. старинное название ферзя

C. буква алфавита

D. фамилия градоначальника

11. 200 000 рублей

Какую фамилию носил русский генерал в фильме бондианы «Вид на убийство»

B. Гоголь

C. Достоевский

Выигрыш - 0 рублей.

Сати Казанова и Андрей Григорьев-Аполлонов

Несгораемая сумма: 400 000 рублей.

1. 500 рублей

Что, если верить известному фразеологизму, может стать причиной бешенства?

A. жир

2. 1000 рублей

Как называется железнодорожная линия, отходящая в сторону от главного пути?

C. ветка

3, сообщает сайт. 2000 рублей

Без чего чаще всего обходятся приглашенные на фуршет?

A. без закусок

B. без стульев

C. без вилок

D. без обуви

4. 3000 рублей

Что не предназначено для полётов?

A. вертолёт

B. квадрокоптер

C. дельтаплан

D. омнибус

5. 5000 рублей

Кем были подружки из стихотворения «Мы с Тамарой» Агнии Барто?

A. цветочницами

B. поварихами

C. санитарками

D. пловчихами

6. 10 000 рублей

Кто соревнуется в турнире «Белая ладья»?

A. кораблестроители

B. юные шахматисты

C. яхтсмены

D. мастера ледяной скульптуры

7. 15 000 рублей

Как на сленге программистов называют непонятные символы, возникающие из-за сбоя кодировки?

A. горилламы

B. павлиндюки

C. тараканарейки

D. кракозябры

8. 25 000 рублей

Как называется основной узел пылесоса?

A. компрессор

B. карбюратор

C. раздаточная коробка

D. камера сгорания

9. 50 000 рублей

Кто из перечисленных морских обитателей рыба?

A. лангуст

B. кальмар

C. каракатица

D. морской конёк

10. 100 000 рублей

Что располагалось посреди Лубянской площади до установки там памятника Дзержинскому?

A. фонтан

B. памятник генералу Скобелеву

C. цветочная клумба

D. церковь

11. 200 000 рублей

Чем отличался Первый симфонический ансамбль, созданный в Москве в 1922 году

A. музыканты играли стоя

B. играли без нот

C. не было дирижёра

D. музыканты были самоучками

Выигрыш - 0 рублей.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Чем отличался Первый симфонический ансамбль, созданный в Москве в 1922 году?

  • музыканты играли стоя
  • играли без нот
  • не было дирижера
  • музыканты были самоучками

Правильный ответ С. Не было дирижера

Персимфанс (Первый симфонический ансамбль) – оркестр без дирижёра – был организован в Москве в 1922 году и стал одним из самых замечательных явлений культурной жизни в Советской России. Ансамбль давал более семидесяти концертов за сезон; не выступив ни одного раза за пределами Москвы, Персимфанс обрёл всемирную славу как один из лучших симфонических коллективов того времени. По его подобию были организованы оркестры без дирижёра не только в СССР, но и за границей – в США и Германии.

В 2008 году Персимфанс был возрождён по инициативе Петра Айду после нескольких десятилетий вынужденного перерыва в деятельности. Под эгидой Персимфанса проводятся культурологические исследования, организуются выставки и театральные постановки. Персимфанс сегодня – универсальный комбинат искусств.