Основные произведения мировой художественной культуры. Список учебной литературы

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

Данное учебное пособие представляет собой краткие очерки по истории мировой художественной культуры. Составлено в соответствии с авторской программой курса «История мировой художественной культуры (1994), включает 4 раздела: культура Древнего мира, культура Европы, русская культура и культура ХХ века. Является учебным пособием нового типа. Учитывает разноуровневую подготовку студентов, активизирует познавательную и творческую деятельность. Для успешного освоения учебного материала пособие иллюстрировано, дополнено вопросами и заданиями, приложениями и словарем терминов. Для средних специальных учебных заведения, лицеев, колледжей, школ, а также всех, кто интересуется проблемами культуры и искусства.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.
Чтобы понять любое явление, всегда необходимо подойти к его истокам. Всё когда-то и где-то начиналось, зародилось, возникло - это кажется бесспорным. Но шаг за шагом мы обнаруживаем, что всякое начало относительно, оно лишь звено бесконечных изменений... До сих пор мы не можем ответить на многие вопросы, которые поставил перед нами первобытный человек.

Каков возраст человечества? Что заставляло древнего человека изобретать и творить? Как возникла культура?
Археологи выделяют три периода первобытности - в зависимости от того, какие материалы использовал человек для производства орудий труда - каменный век, бронзовый и железный.

В пашем сегодняшнем восприятии этот период составляет огромный этап на заре цивилизованного человечества, по сравнению с чем последние двадцать столетий - лишь сравнительно небольшой эпизод. Изучение того как зарождалась культура в те далекие времена, позволяет лучше понять её последующую динамику.

Каменный век - древнейший период в развитии человечества между двумя миллионами и шестью тысячами лет до н.э., на протяжении которого орудия и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем. Каменный век делится учеными на три этапа: древний (палеолит) - когда, собственно, и появился гомо сапиенс (homo sapiens); средний (мезолит) - когда были изобретены лук и стрелы; и новый (неолит). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на нижний, средний, верхний. Это можно представить в следующей таблицей.

Оглавление
РАЗДЕЛ 1
Введение. Понятие о культуре 5
Культура и цивилизация 6
Глава 1
Первобытная культура 9
Глава 2
Культура ранних цивилизаций 14
Культура Древнего Египта 14
Культура Древней Индии 19
Культура Древнего Китая 23
Культура Древней Греции 26
Культура Древнего Рима 36
Приложение 42
Словарь терминов 59
Литература 70
РАЗДЕЛ 2
Глава 3
Средневековье. Арабо-мусульманский мир 73
Культура арабского Востока 74
Вопросы и задания 77
Приложение 78
Словарь терминов 78
Глава 4
Средневековая Европа 81
Мировоззренческие основы Средневековья 81
Архитектура Средневековья 83
Рыцарство 85
Искусство Средних веков 87
Университеты 88
Вопросы и задания 89
Приложение 89
Словарь терминов 95
Глава 5
Эпоха Возрождения 102
Гуманизм Ренессанса 104
Живопись, скульптура, архитектура Ренессанса 105
Литература и театр Ренессанса 108
Музыка Ренессанса 111
Кризис гуманизма 113
Реформация и культура 114
Вопросы и задания 116
Приложение 116
Словарь терминов 123
Глава 6
Новое время 125
Новое мировоззрение XVII века 126
Искусство XVII века 129
Барокко. Классицизм 131
Вопросы и задания 134
Приложение 134
Словарь терминов 137
Глава 7
Эпоха Просвещения 139
Буржуа и дворяне в культуре XVIII века 140
Идеология культуры Просвещения 143
Литература и театр эпохи Просвещения 146
Рококо 150
Живопись, скульптура, архитектура XVIII века 151
Музыка XVIII века 153
Вопросы и задания 157
Приложение 157
Словарь терминов 159
Глава 8
Европа XIX века 162
Романтизм как тип культуры 163
Искусство романтизма 165
Реализм XIX века 170
Импрессионизм 173
Постимпрессионизм 178
Вопросы и задания 182
Приложение 182
Словарь терминов 185
Литература 187
РАЗДЕЛ 3
Глава 9
Языческая Русь 191
Славянское язычество 191
Мировоззрение восточных славян 193
Мифология восточных славян 196
Фольклор 197
Религия восточных славян накануне крещения Руси 199
Вопросы и задания 201
Приложение 202
Словарь терминов 204
Глава 10
Средневековая Русь 207
Смена веры. Крещение Руси 209
Библия как памятник мировой культуры 212
Искусство православной Руси 214
Московия 221
Вопросы и задания 223
Приложение 223
Словарь терминов 225
Глава 11
Россия Нового времени 229
Преобразования Петра 230
Новая столица- Петербург 232
Искусство века перелома 233
Вопросы и задания 238
Приложение 238
Золотой век русской культуры 239
Дворянство. Интеллигенция 240
От декабристов к «лишнему человеку» 243
Искусство золотого века 244
Вопросы и задания 250
Приложение 250
Серебряный век русской культуры 253
Русские меценаты 254
Искусство рубежа веков 255
Вопросы и задания 260
Словарь терминов 263
Литература 266
РАЗДЕЛ 4
Культура XX века. Основные тенденции развития 271
Глава 12
Философия как самосознание культуры 272
Фрейд. Парадоксы фрейдизма и марксизма 274
Шпенглер. Сорокин. Культурологические концепции 277
Бердяев о русской культуре 280
Гумилев. Теория пассионарности 282
Фромм. Искусство любить 284
Ортега-и-Гассет Концепция массового общества 286
Вопросы и задания 288
Литература 289
Глава 13
Искусство как образная сфера культуры 290
Судьба реализма. Авангард 292
Изобразительное искусство
Фовизм. Матисс. Мастер цвета 295
Экспрессионизм. Драма личности 297
Кубизм. Творчество форм. Пикассо 298
Абстрактное искусство. Малевич. Кандинский 302
Сюрреализм. В лабиринтах сознания и подсознания. Дали 306
Поп-арт. Искусство успеха. Раушенберг 309
Вопросы и задания 311
Литература 312
Скульптура
Новая пластика форм. Сидур 312
Архитектура
Лики современного города 316
Литература
Особенности литературных процессов 318
Музыка
Музыкальные виды и стили современности 322
Джаз. Рок-музыка 334
Искусство театра 337
Экранные искусства
Кинематограф. Телевидение 339
Вопросы и задания 342
Список литературы 343
Глава 14
Культура и государство 344
Массовая культура 345
Контркультура. Субкультура 348
Культура в тоталитарном и демократическом режиме 350
Культурная катастрофа России 353
ЮНЕСКО 355
Вопросы и задания 357
Литература 357
Приложение 358
Словарь терминов 381
РАЗДЕЛ 5
Программа курса 387
Содержание курса 393
Примерная тематика контрольных вопросов, рефератов, дискуссий по курсу МХК 408.

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть "титанами" за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-"титанов", как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, история не терпит И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

(экстернат)

10-12 классов

на учебный год

Пояснительная записка

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения ученика в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание учащимися значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Основным разделом данной разработки являются требования к сдаче зачетов за курс 10, 11 классов вечерней школы. Эти требования составлены в соответствии с программой, которая учитывает требования обязательного минимума содержания основного общего образования по МХК. Учитель опирается в работе на содержание учебников для 10 и 11 классов. Предлагаемая программа учитывает исходный уровень знаний и умений по МХК, полученный разновозрастными учащимися ранее в образовательных учреждениях, реализующих основы курса на уроках изобразительного искусства, музыки, эстетики, литературы, истории.

Изучение курса представлено не линейно, а по видам искусств.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено самостоятельное изучение отдельных тем, которые в сочетании с лекциями и практическими занятиями по предмету формируют у учащихся целостное представление о мировой художественной культуре, включая и культуру нашей страны.

Как составная часть федерального компонента государственного среднего (полного) общего образования на базовом уровне данный предмет должен способствовать развитию в каждом ученике толерантное отношение к мировому искусству в целом и более качественному оцениванию нашей национальной культуры, как составляющей культуры мировой.

В соответствии с целями, заявленными в данной программе, а именно:

1. Развитие образно-ассоциативного мышления

2. Воспитание художественно-эстетического вкуса

3. Освоение знаний о культурных стилях и направлениях

4. Овладение умением анализировать произведения искусства

5. Использование приобретенных знаний и умений в жизни

у учащихся актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, развиваются навыки оценки классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

2. Самостоятельные работы

3. Домашнее задание по изучению нового материала

4. Творческие работы

Контроль знаний учащихся осуществляется двумя видами:

1. Промежуточный контроль: самостоятельные работы, ответы на вопросы, сопоставительный анализ, конспекты

2. Итоговый контроль: итоговый тест, творческая работа.

Требования к зачету

1. Тетрадь с конспектами за 10-11 классы (таблица для пришедших позже)

2. Творческая работа (реферат, презентация)

3. Контрольные тесты / работы за 10-11 класс

4. Активная работа на лекциях

Критерии оценки

Критерии

Тетрадь с конспектами / таблица

Творческая работа

Контрольные тесты / работы

Защита творческой работы

В результате изучения МХК ученик должен

Знать/понимать

J Основные виды и жанры искусства.

J Направления и стили.

J Шедевры мировой художественной культуры, их авторов.

Уметь

J Узнавать изученные произведения, относить их к определенному стилю или направлению.

J Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств.

J Выполнять учебные и творческие задания.

Краткое содержание курса «Мировая художественная культура» за 10 класс общего образования:

1. Предмет МХК. Понятие культуры. Культура первобытного мира.

Культура Древнего мира: Месопотамия, Египет, Греция, Рим, Индия.

2. Культура эпохи Средневековья.

3. Культура эпохи Возрождения.

1. . Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) образование (базовый уровень)/2-е изд., стер.-

2. . Мировая художественная культура: учебное пособие .-

Ростов-на-Дону: Феникс,200с.

3. Данилова художественная культура 10 класс. М.:

(поэтические тексты) и др.

Элементы зачета:

1.Контрольная работа по следующим вопросам:

· Архитектура пирамид и храмов – отражение идеи Вечной жизни в культуре Древнего Египта

· Заполнить таблицу: «Развитие живописи от первобытного мира до 17 века» (закончить Эпохой Возрождения)

· Идеал красоты Древней Греции в ансамбле Афинского Акрополя (отразить синтез искусств)

· Романский и готический стили. Привести примеры.

· Лексическое значение следующих слов: амфитеатр, стамбха, ступа, мастаб, мумия, пиктограмма, ордер архитектурный, менгир, палестра,

папирус, базилика, каста, пагода, некрополь.

Краткое содержание курса «Мировая художественная культура» за 11 класс общего образования:

Русское искусство 18-19 века.

2. Искусство XX века. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Символизм.

Эстетизм. Искусство модерна: фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, поп-арт.

Список учебной литературы:

1. . Мировая художественная культура: учебник для 11класса: среднее (полное) образование (базовый уровень)/2-е изд., стер.-

М.: Издательский центр «Академия», 200с.

2. . Мировая художественная культура: учебное пособие.-

Ростов-на-Дону: Феникс,200с.

3. Данилова художественная культура 11 класс. М.:

Требования к знаниям и умениям:

1.Знать особенности видов искусств каждой изученной культуры.

2.Узнавать представленные памятники культур, определять их

принадлежность тому или иному народу.

3.Умение анализировать произведение искусства: формулировать его

основную идею, выявлять ряд тем, определять позицию автора,

давать характеристику героям произведения, сжато и подробно излагать

сюжет, выражать и доказывать свою точку зрения, цитировать

(поэтические тексты) и др.

4.Умение отбирать, систематизировать и анализировать учебную

литературу; определять главное и второстепенное.

Элементы зачета:

1.Контрольная работа по следующим вопросам:

· Основные черты барокко, классицизма, рококо.

· Романтический идеал и его отображение в камерной музыке, живописи, литературе.

· Главные течения модернизма в живописи XX века.

· Пабло Пикассо или Сальвадор Дали: гении XX века.

· Лексическое значение следующих слов: богатель, пастораль, гравюра, ампир, андеграунд, коллаж , фроттаж, кинетическое искусство, китч.

2. Реферат или презентация на тему:

· Первобытная культура: наскальная живопись

· Боги Древнего Египта

· Литературные памятники Древнего Египта

· Месопотамский эпос: сказания о Гильгамеше

· Изобразительное искусство и архитектура Месопотамии

· Театр Древней Греции

· Мифология Древней Греции

· Литература Древних культур

· Ораторское искусство Древнего Рима

· История Колизея

· Инженерные достижения и военное искусство Древнего Рима

· Особенности культуры Древнего Китая

· Особенности культуры Древней Японии

· Особенности древней культуры стран Востока

· Храмовые постройки в Индии

· Славянская мифология

· История рыцарства

· Готический стиль в архитектуре

· Романский стиль в архитектуре

· Средневековые школы, университеты и госпитали

· Гуманизм и рационализм как основные черты культуры Ренессанса

· Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти

· Музыка 18 века И. Гайдн, Л. Ван Бетховен

· Антуан Ватто

· Клод Моне

· Русское искусство 19 века

· Русский театр

· Анри Матисс - мастер цвета

· Гений Пабло Пикассо

· Сальвадор Дали: в лабиринтах сознания

· Свободная тема

Для пропустивших лекции обязательно заполнение таблицы!

Культурная эпоха

Основные черты

Живопись и скульптура

Архитектура

Литература

Первобытная культура

Древние цивилизации

Средневековье

Возрождение

Классицизм

Романтизм

Импрессионизм

Модернизм

Заполнить таблицу, выделяя основные черты каждой эпохи и привести примеры наиболее известных произведений искусств и указать авторов

(если они известны).

Список дополнительной литературы:

Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алпатов наследие / М. В. Алпатов. - М., 1990.
Алянский театра / Ю. Л. Алянский. - Л., 1986.
Андреев мифа и правда истории / Ю. В. Андреев. - Л., 1990.
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. - М., 1997.
Аркин архитектуры и образы скульптуры / Д. Е. Аркин. - М., 1990.
Арутюнов и культуры / С. А. Арутюнов. - М., 1989.
Атлас чудес света. - М., 1998.
Бартенев истории архитектурных стилей / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. - М., 1983.
Беляев Ю. 100 чудовищ Древнего мира: мифологическая иллюстрированная энциклопедия / Ю. Беляев. - М., 1997.
Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1976.
Библейская энциклопедия. - М., 1990.
Бидерман Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерман. - М., 1996.
Бродский Б. Жизнь в веках / Б. Бродский. - М., 1990.
Буддизм: Словарь. - М., 1992.
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада / Т. Буркхардт. - М., 1999.
Ванслов искусство и музыка / В. В. Ванслов. - М., 1981.
Васильев религий Востока / А. С. Васильев. - М., 1983.
Власов в искусстве: Словарь. В 3 т. / В. Г. Власов. - СПб., 1995-1997.
Взаимодействие культур Востока и Запада. - М., 1990.
Виппер в историческое изучение искусства /- М., 1985.
Гачев образы мира / Г. Д. Гачев. - М., 1988.
Гнедич история искусств / И. П. Гнедич. - М., 2007.
От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру / В. П. Головин. - М., 1999.
Гомбрих Э. История искусства / Э. Гомбрих. - М., 1998.
Гузик путеводитель по мировой художественной культуре / М. А. Гузик. - М., 1999, 2002.
Гутнов А. Мир архитектуры / А. Гутнов. - М., 1985.
Даниэль видеть / С. М. Даниэль. - Л., 1990..
Дмитриева и слово / Н. А. Дмитриева. - М., 1971.
Дмитриева история искусств /- М., 1985, 1991, 1993.
Зильберквит музыки / М. А. Зильберквит. - М., 1988.
Изобразительное искусство. Музыка. - М., 1997.
Иллюстрированная история религии. В 2 т. - М., 1992.
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. В 5 т. - М., 1962-1966.
Ислам: энциклопедический словарь. - М., 1991.
История всемирной литературы. В 9 т. - М., 1994.
История мирового искусства. - М., 1998.
История мировой культуры: справочник школьника. - М., 1996.
История религии. В 2 т. - М., 2002.
Иудаизм и христианство: словарь. - М., 1995.
Каган общения / М. С. Каган - М., 1988.
Кармин / А. С. Кармин. - М., 2002.
Кино: энциклопедический словарь. - 1986.
Книги о творчестве художников издательства «Белый город».
Кононенко в терминах, понятиях, именах /. - М., 1999.
Коран.- М., 1992.
Культура, человек и картина мира. - М., 1987.
Культурология: краткий словарь. - СПб., 1995.
Лисичкина О. Мировая художественная культура. Ч. 1-3 /. - СПб.,2005.
Литературная энциклопедия. В 7 т. - М., 1961-1965.
Лотман: Искусство / Ю. М. Лотман. - М., 2000.
Малая история искусств. - М., 1975.
Мифы в искусстве старом и новом. - Л., 1993.
Мифы народов мира. В 2 т. - М., 1988.
Мифологический словарь. - М., 1990.
Михеева словарь в рассказах / Л. В. Михеева. - М., 1988.
Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1991.
Музыкальная энциклопедия. В 5 т. - М., 1985-1988.
Нейхардт А. Семь чудес древней Ойкумены / А. Нейхардт,. - М.,1990.
Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. - М., 1990.
Радугина в религиоведение / А. А. Радугина. - М., 1996.
Религии народов современной России: словарь. - М., 1999.
Русские художники от А до Я: энциклопедический словарь. - М., 2000.
Соболев культура личности / П. В. Соболев. - Л., 1986.
Словарь Античности. - М., 1989.
Словарь искусств. - М., 1996.
Театральная энциклопедия. В 10 т. - М., 1965.
Токарев в истории народов мира. - М., 1986.
Филатов школьный иллюстрированный иконописный словарьМ., 1996.
Фомина о художниках / Н. Н. Фомина - М., 1994.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека / М. Холлингсворт. - Флоренция , 1997.
Христианство: словарь. - М., 1994.
Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. - М., 1995.
Черняк чудес света / В. З. Черняк. - М., 1990.
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1990.
Энциклопедия для детей «Аванта +» (том «Всеобщая история», «Искусство», «Религии мира»). - М., 1990-1996.
Энциклопедия для детей и юношества. История искусств. - М., 1996.
Энциклопедия для детей. Религии мира. - М., 1996. - Т. 6.
Энциклопедия: живопись. - М., 1999.
Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.
Энциклопедия литературных героев. - М., 1997.
Эстетический словарь. - М., 1989.
Яковлев и мировые религии / Е. Г. Яковлев. - М., 1985.

Интернет-ресурсы:

«Музеи мира» - http://www. *****
«Лувр» - http://www. louvre. fr
«Искусство эпохи Просвещения» -
http://dmf. culture. fr/files/imaginary_exhibition. html
«Картины истории России . XVII-XX век» (сведения о русских художниках и писателях) - http://www. shool/edu/ru/int
«Художественные музеи и выставки» - http:///museums. html
«Художественная смесь» (музыка, опера, пьесы) - rec. arts. misc
«Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ» (картины франц. импрессионистов и др.) - http://www. shool/edu/ra/int
«Сюрреализм» - http://pharmdec. wustl. edu/juju/surr/surrealism. html
«Сокровища России. Введение в русское искусство» (рус. искусство от истоков до авангарда) - http://www. shool/edu/ru/int
«Русский музей. Живопись» - там же.
«APT - история искусств» - там же.
«Нонконформисты. Новое русское искусство» - там же.
По видеоарту и новым видам электронного искусства:
http://www. acm. uiuc. edu/rml; http://www. mb