Город холуй в современном мире статья. Холуй: достопримечательности, фото, видео, отзывы. Холуй. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Введения во храм Пресвятой Богородицы

Первые исторические записи о Холуе относятся к 1546 году. В грамоте великого князя Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря упоминается, что «... у них у новыя соли на Холуе, в ряполовском стародубе, варницы и трубы и дворы».

Если судить по могильникам, относящимся примерно к VШ веку, то можно заключить, что Холуй основан намного раньше. Монголо-татарское нашествие сильно изменило облик Древней Руси. Во Владимиро-Суздальском княжестве были разорены и разрушены Суздаль, Ростов, Владимир и другие города. Оставшиеся в живых люди уходили из родных мест на северо-восток, где и образовывали новые поселения. Около 1240 года кочующие суздальцы остановились в шести верстах от Клязьмы (притока Оки) вверх по реке Тезе, в дремучем бору. Здесь они чувствовали себя в безопасности. Монгольская конница, «посекая» на своем пути «людей, как траву», не могла проникнуть в такую глушь. Измученные долгими скитаниями люди нашли удобное для жилья место.

Теза изобиловала рыбой и бобрами. В лесах обитало много пушного зверя. Одним из главных промыслов первых жителей стало рыболовство. В Древней Руси строились плетенные из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), которыми перегораживали реку наискосок и не на всю ширину реки. Такими сетками пользовались и на Тезе, назывались они «холуи». Поселение, где суздальцы сооружали «холуи на Тезе», получило название Холуй. Название села - это память о первоначальном занятии поселян-холуйцев.

Из суздальских княжеских дворов сюда прибыли в основном мастеровые люди, славившиеся своим «художным умом». Среди них были и иконописцы, так как в стольных княжеских центрах - Суздале и Владимире - иконописание развивалось со времен Андрея Боголюбского (1157-1174 гг). Переселившись на берега Тезы, суздальцы не стали корчевать лес и осушать болота для использования земли под пашню. Многие мужчины опять занялись иконописанием, а женщины- вышиванием.

До наших дней история донесла прозвища первых жителей Холуя - Баранка, Коека, Путилка, Суска, которые присваивались людям в зависимости от их занятий (например, Суска - от слова «сусалить», то есть серебрить сусолью икону). Впоследствии клички превратились в фамилии - Барановы, Костерины, Путиловы, Сусины. Они и поныне существуют в Холуе.

В ХII-ХIII веках Владимиро-Суздальское княжество было значительным культурным и промышленным центром. Огромное значение в развитии промыслов и торговли имели река Клязьма и ее притоки - Теза, Лух, Мерль. В этих местах устраиваются так называемые торжки, превратившиеся впоследствии в большие ярмарки, которые приурочивались к церковным праздникам. Одним из древнейших торговых центров в низовьях Тезы можно считать бывший погост, затем село Введенское на Введенской горе (вблизи Холуя), ныне не существующее. По словам некоторых исследователей, жители села Введенского, хорошо знакомые с солеварением, переселились в Холуй. В писцовых книгах тех лет встречается упоминание о разработке соли - «новые соли холуйские» и «холуйское усолье», а Холуй именуется «слободкой».

В 1613 году царь Михаил Федорович пожаловал часть Холуя вместе с другими поселениями суздальского края боярину Д. М. Пожарскому за его подвиг при освобождении Москвы от войска польского.

По переписным книгам 1678 года вотчина Д. М. Пожарского уже числится за князем Ю. И. Пожарским. Потом она перейдет сначала к князю А. А. Голицыну, затем - его зятю М. И. Куракину. Владели Холуем также княгиня П. М. Куракина, граф А. А. Бобринский. Последней хозяйкой холуйской земли была княгиня Бобринская. В 1678 году в вотчине Д. М. Пожарского было 118 дворов с населением 325 душ мужского пола. Монастырские владения в Холуе оставались в ведении Троице-Сергиева и суздальского Спасо-Евфимиева монастырей до 1764 года. Сами помещики в Холуе не жили, на крестьян налагали оброк и управляли своими землями через управляющих, или бурмистров.

Сегодня Холуй наиболее известен своими художниками, в поселке на полторы тысячи жителей приходится 350 дипломированных художников, из которых 27-члены Российского Союза художников. Каждый дом украшают изделия холуйских мастеров – лаковые миниатюры, шкатулки, картины...

Поселок Холуй расположен в живописном месте вдоль реки Тезы.

Каждую весну широко разливается река Теза. Иногда вода поднимается на шесть метров, полностью затапливая поселок, так что люди вынуждены пересаживаться в лодки. В общей сложности паводок длится месяца полтора, и на это время жизнь холуян полностью соединяется с водной стихией.

Для приезжих разлив – это экзотика, которую ни в одном другом месте испытать невозможно. При этом паводок – это единственное время в году, когда приезжие в Холуй люди могут «офараониться». Для этого достаточно искупаться в талой воде – и ты уже причислен к стану фараонов. А уж как ты попал в ледяную воду – выпал ли из перевернувшейся лодки, поскользнулся ли на скользком переходе или же унесло тебя в разлив на оторвавшейся льдине, не так важно. Главное, купание должно произойти случайно. Именно временем разлива спешат воспользоваться студенты художественного училища, приезжающие учиться в Холуй со всей России. Им-то, будущим художникам, особенно важно получить дар прозорливости, присущий местным «фараонам».

Холуй широко известен своим мастерством вышивки и миниатюрной живописи на папье-маше.

Исторические данные свидетельствуют, что Холуй в XVII - XIX веках явился одним из центров иконописания. Творческое использование лучших традиций древнего искусства, поиски новых форм привели мастеров Холуя к созданию нового направления в миниатюрной живописи.

В 1934 году была создана Холуйская художественная артель, во главе которой стояли художники-первопроходцы С.А.Мокин, К.В.Костерин, Д.М.Добрвнин и В.Д.Пузанов-Молев, они «со товарищи» внесли всю тяжесть борьбы за новое искусство. С тех пор началось поступательное завоевание известности не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сейчас работы признанных мастеров В.А.Белова, Н.И.Бабурина, Н.Н.Денисова, Б.И.Киселева, Б.В.Тихонравова, А.А.Каморина, А.М.Костерина, В.И.Фомина и многих других, а так же художников среднего поколения – П.А.Митяшина, В.Н.Седова и совсем молодых художников украшают экспозиции музеев России и мира, частные коллекции. Все это говорит о том, что искусство Холуя развивается. Возрождается такое направление живописи, как иконопись.

Прежде всего: название села Холуй произносится с ударением на первый слог и не имеет ничего общего с уничижительным именованием лакея. «Холуй» — старое русское слово, обозначавшее особую рыболовную снасть либо заболоченный берег — актуальные понятия для села на берегах реки Тезы, промышлявшего, в том числе, и рыболовством вместо землепашества. Жителей Холуя — холуян — даже и не дразнили никогда «холуями». Их прозвали «фараонами»: то ли из-за того, что не сеяли и не пахали, то ли из-за широких разливов реки Тезы, принуждавших сельчан в половодье вести водяную жизнь. А «фараонки» в русском фольклоре это водяные духи.

Сегодня Холуй известен прежде всего своей лаковой миниатюрой, хотя начиналось все с иконописи. Холуйские художники постепенно превратили создание икон в доходный, практически конвейерный промысел: один писал лики, второй фигуры святых, третий отделывал золотом, так что над каждой иконой трудился десяток мастеров узкой специализации. Лаковую миниатюру на папье-маше освоили позднее, переняв ее у Палеха, но на свой лад.

Одна важная деталь. Ивановская область была образована на территориях Владимирской и Костромской губерний, так в молодой советской области оказались два из четырех русских центров лаковой миниатюры, Палех и Холуй. До третьего, Мстёры, от Холуя 20 км по прямой, но Мстёра осталась во Владимирской области. Когда-то все три села иконописцев принадлежали Владимирской губернии, а сейчас эта историческая связь нарушена… К слову, четвертый центр лаковой миниатюры — подмосковное Федоскино.

Современный Холуй — по-прежнему село художников: на полторы тысячи жителей приходится восемь сотен живописцев. В Холуе действует фабрика лаковой миниатюры и художественное училище, получившее с 2012 года статус ВУЗа. Работы местных мастеров можно купить в художественных салонах при фабрике и в Государственном музее холуйского искусства . Традиция иконописи тоже возрождается, и молодые мастера из Холуя уже расписали немало храмов, в том числе на Валааме . При этом, вот парадокс, для роскошного старинного иконостаса в сельском Введенском храме (в Холуе есть две барочные церкви на погосте, летняя и зимняя — Троицы Живоначальной и Введения во храм Пресвятой Богородицы) икон не хватает.

Но самое живописное в Холуе — не лаковые миниатюры, а сельские виды в половодье. Именно из-за этого, не из-за удивительного количества художников, Холуй называют «среднерусской Венецией». Раз в год, весной, тихая речка Теза разливается так, что восемь холуйских улочек превращаются в каналы, и холуяне оказываются как бы на островах. У временных островов есть названия — Пупина труба, Курмыш, Кряковка, Кавказ, Сулага, и даже в сухую пору они сохраняют некоторую обособленность: нравы у «островитян» разные.

Во время паводка холуяне перемещаются по селу на плотах и лодках разнообразных конструкций, от резиновых моторных до весельных долбленок (самый древний тип лодки). Гостей катают местные жители, нанятые сельской администрацией. Пассажиры не платят гондольерам ничего — триста рублей в день выделяет та же администрация.

Добрая холуйская примета — упасть случайно в воду. «Офараониться». Плюх — и вроде ты уже свой.

Важно

Ударение приходится на первый слог, Хóлуй, иначе местные жители справедливо обидятся.

История

Когда на земли Владимиро-Суздальского княжества пришли монголы, людям пришлось бежать, скрываться и искать новые места. В поисках убежища забрели в болотистый край, его и обжили. Пахать землю бывшие горожане не спешили, и без этого было чем заняться. Били пушного зверя в окрестных лесах, ставили на реке рыболовные плотины-хóлуи, добывали соль. Занимались и привычными городскими ремеслами — среди переселенцев было много иконописцев. Шкурки, соль и иконы продавали — благо, рукой подать до торговой магистрали, реки Клязьмы. Для жителей окрестных сел пришлые люди были бездельниками — скот не держат, землю не пашут, а все прочее селяне за труд не считают. Прозвали холуян фараонами — уничижительно, но и с завистью.

Сначала село было вотчиной князя Пожарского, предводителя народного ополчения 1612 года, позже отошло к Троице-Сергиевой лавре . Естественно, что со временем иконопись стала основным промыслом Холуя. Были здесь большие мастера, но гораздо больше ремесленников, работавших как на конвейере; писали быстро и много. Коробейники-офени продавали хóлуйские иконы по всей России. Исчезновение этих коробейников вкупе с развитием штампованных икон привело к упадку традиционного искусства в конце XIX века.

В то же время в Холуе открылась школа иконописания. Ее директором стал художник Николай Николаевич Харламов, один из авторов внутреннего убранства в петербургском храме Спаса-на-Крови. Благодаря Николаю Николаевичу задавленное, казалось бы, ремесленниками искусство воспрянуло. Работы холуйских мастеров часто демонстрировались на всероссийских и всемирных выставках. Ученики Харламова расписывали храмы в Петербурге , Вене, Варшаве.

Потом грянула революция. Чтобы не протянуть с голоду ноги, холуяне переняли в соседнем Палехе более интересный и широкий промысел — лаковую миниатюру. Со временем холуйская лаковая роспись развилась в самобытную технику. Мастера из Федоскино пишут миниатюры масляными красками по золоту или перламутру. Живописцы из Мстеры обводят свои работы тонкой золотой каймой. В Палехе принято использовать черный фон и разделять детали рисунка золотыми бордюрами, а фигуры персонажей изображать в традиционном для иконописи вытянутом виде. В Холуе героев пишут реалистично, а золото используют только для отрисовки ключевых элементов — волос, доспехов, маковок церквей.

Новости

Молодожёны и именинники смогут посетить экспозиции ВДНХ бесплатно.

0 0 0

Очки виртуальной реальности появятся в музеях Московской области.

0 0 0

В первый тур отправились около 30 человек.

0 0 0

Залы музея имени Пушкина начали украшать именными табличками.

0 0 0

Архангельская область вступила в федеральный проект «Гастрономическая карта России».

0 0 0

Хо́луй - ранее слобода, с 1946 года - село в Ивановской области на реке Тезе. Село входит в Перечень исторических городов России.

Хо́луем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй. С. В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово «холуй» сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.

История

Основателями села Холуя, по преданию, были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы.

Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «… у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы».

В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.

К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село - здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород - Мстёра - Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери Гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи.

Искусство

Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628-1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности, в Москве и Петербурге (Спас на Крови - Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). Император Николай II пожаловал грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову «… по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское село…».

После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель.

Во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Это событие послужило началом художественного образования в Холуе и явилось важнейшим стимулом развития культурной жизни в районе.

Достопримечательности

  • Государственный музей холуйского искусства
  • Троицкая церковь
  • Часовня Александра Невского
  • Набережная Александра Невского
  • Шлюз Тезинской судоходной системы

Стариннное село Холуй, знаменитое своим традиционным промыслом - искусством лаковой миниатюры, живописно раскинулось по обоим берегам Тезы недалеко от ее впадения в Клязьму. "Раскинулось" - весьма точное слово, дома живописно разбежались по возвышениям берега без какого-либо строгого плана, спасаясь от весенних половодий. С рекой здесь связано многое, даже название: слово "холуй" (ударение на первый слог!), означает, по одной версии, болотистый речной берег, куда во время разлива реки прибивает всякий мусор; по другой версии "холуй" - плетеная из веток запруда для рыбы. Весной река обрекает жителей на совсем уж венецианский образ жизни: без лодки и болотников за порог - ни шагу. Конечно, холуйская "аква альта", в отличие от венецианской, вполне предсказуема, но бывает разрушительной. Так, в апреле 2011 года в Холуе снесло мост через Тезу. Восстановлен он был только осенью. Новый мост пока стоит, но и его затопило в следующий паводок, так что автомобильное сообщение между обеими половинами села весной все равно нарушается. В это время, чтобы посетить музей, расположеный на левом берегу, нужно подъезжать со стороны Южи, дорога через Ковров (кратчайшая из Москвы) доведет только до правобережья. История поселения уходит в глубокую древность, когда на берегу реки Теза (вблизи ее впадения в Клязьму) появились первые жители. По преданиям, люди обосновались здесь в XIII веке, однако первое документальное упоминание встречается в 1546 году в жалованной грамоге Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю. В XVII веке Холуй считался слободой и принадлежал Дмитрию Пожарскому, получившему это владение от царя Михаила Федоровича. По завещанию Д.М.Пожарского в 1650 году поблизости была основана Борковская пустынь. При Петре I на реке Тезе устроили систему шлюзов, существовавшую до 1731 года. При возобновлении системы в 1837 году один из шлюзов был построен в Холуе. Долгое время село было одним из центров ярмарочной торговли. В середине XIX века для ярмарочных целей в Холуе был возведен деревянный гостиный двор на 300 мест. Однако многие уходили торговать на сторону, т.е. становились коробейниками-"офенями". Холуй сохранил до наших дней свою первоначальную планировку, которая сложилась несколько необычным образом. Из-за весенних разливов реки Тезы дома можно было строить лишь на возвышенных местах, т.к. остальная низкая болотистая местность просто уходила (и уходит по сей день) весной под воду. В центре села сохранился храмовый комплекс, состоящий из Троицкой (1748-1750 гг.) и Введенской (1775) церквей. Самая старая - Тихвинская церковь (1739), стоявшая напротив на другом берегу реки, в 1930 году была разобрана. До революции Холуй славился своими иконами. В 1882 году здесь открылись рисовальные классы, преобразованные в 1884-1885 гг. в школу иконописи. В 1892 году в Холуй приехал академик живописи А.А.Харламов, который возглавил школу и реформировал прекодавание в ней, введя письмо с натуры, изучение анатомии человеческого тела и т.п. Не всем нравилась его система преподавания, через некоторое время он покинул Холуй, но харламовские иконы стали частью здешней истории. После Октябрьской революции 1917 года село, большая часть жителей которого специализировалось на иконописании, попало в сложную ситуацию. Глядя на соседей из Мстеры и Палеха, холуйские мастера начали осваивать роспись предметов быта. Лаковая миниатюра постепенно пришла на смену иконописи. Сначала в Холуе был филиал мстерской артели, а в 1934 году здесь открылась своя художественная артель по производству лаковой миниатюры (в основном, шкатулок, портсигаров, пудрениц). Сохранялись и традиции народной вышивки гладью. В 1959 году силами местных энтузиастов в Холуе открылся музей, где собраны уцелевшие местные иконы, работы мастеров лаковой миниатюры и вышивальщиц. Музей пополняет свою коллекцию современными работами и проводит экскурсии для интересующихся туристов, даже если их всего несколько человек. Если заранее созвониться, можно попасть в музей в любое время, доброжелательные сотрудники покажут и расскажут много интересного. Уезжать из Холуя не хочется, зимой здесь красиво, просторно и как-то очень по-русски.

Библиография: Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Ивановская область. Часть 3. М., 2000
http://kholuy-muzeum.ru/

В центре села на левом (северном) берегу реки Теза расположен храмовый комплекс, состояший из летней Троицкой и зимней Введенской церквей, сторожки, ограды с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами.

Троицкая церковь возведена в 1748-1750 гг. К церкви типа восьмерик на четверике примыкает короткая квадратная трапезная.

С запада к трапезной примыкает ярусная колокольня с низким четвериком и восьмигранным столпом. Колокольня имеет оригинальное завершение: над ярусом звона расположен узкий усеченный шатер, на который поставлен восьмерик, венчающийся восьмигранным шпилем, как бы продолжающим шатер.

Раньше на противоположной стороне реки стоял Тихвинский храм. Оригинальный деревянный мост сооружен в 2011 году вместо унесенного половодьем предыдущего. Этим объясняется усиленная конструкция моста с входящими в воду наискось бревнами, вероятно, предназначенными для разбивания весеннего льда.

На берегу Тезы стоит и придорожная кирпичная часовня Александра Невского, построенная в 1882 году в память императора Александра II.

Сама река Теза довольно широка. Сельские дома стоят на некотором расстоянии от реки, что связано с весенними разливами.

Застройка Холуя преимущественно деревянная с резными элементами декора: наличниками, крылечками.

Налог на подсобное хозяйство вводится с 1 марта 2019 года Власти заинтересовались теми небольшими доходами, которые получали жители сельской местности от подсобных хозяйств и продажи излишков овощей и фруктов. Стало известно, что «налог на огород» или же закон № 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уже был подписан президентом, а также активно поддерживался единороссами. Он вступит в силу уже 1 марта текущего года. Автором законопроекта стала депутат «Единой России» Светлана Максимова. Именно по ее инициативе мелкие предприниматели теперь будут приравниваться к крупным фермерам, а значит – будут вынуждены платить огромные, по меркам личных подобных хозяйств, взносы. Примечательно, что Максимова в своём законопроекте предложила всем тем, кто хочет продавать картошку, свёклу, яблоки или другую сельскохозяйственную продукцию, приобретать для этого специальные патенты. Но мало кто знает, что приобрести патент могут только индивидуальные предприниматели. А регистрация в качестве ИП означает новые взносы, которые существенно ухудшат финансовое положение сельчан. Только в Пенсионный фонд новые предприниматели должны будут отчислять 29354 рублей, но и это не все. Они будут обязаны оплатить полис ОМС, который в год обойдётся 6884 рубля, а также 1% от доходов ИП, если оборот превышает 300 тысяч рублей. Помимо этого, сельчанам придётся оплатить и сам патент, который стоит около 20 тысяч рублей. Говоря о нововведениях, власти акцентируют внимание на том, что патент на год стоит 20 тысяч рублей, но при этом предпочитают не упоминать другие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью в России. Закон нанесёт новый удар по подсобным хозяйствам Ни для кого не секрет, что заниматься фермерством в России не выгодно, если предприниматели не сотрудничают с государством и не имеют связей в местных органах власти. За последние 10 лет на территории РФ обанкротились почти 200 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. И это число продолжает расти. Россияне, работающие на личных подсобных хозяйствах и продающие излишки выращенного, попали под удар, так как, по мнению государства, должны получить повышенную налоговую нагрузку. Они платят только земельный налог и это не выгодно властям, а потому депутаты нашли еще один способ получить прибыль. Все излишки овощей, фруктов и продуктов животноводства не смогут продаваться без патентов. Пока патент является добровольным, но эксперты предполагают, что он станет принудительным, так как государство хочет нажиться на ЛПХ. При этом местные власти получат возможность посещать сельчан и описывать выращиваемое ими для того, чтоб никто не укрылся от уплаты налога. Патентная система поставить в бедственное положение тех, кто не выращивает тонны продукции, но при этом продаёт небольшое количество излишков для того, чтоб улучшить материальное положение семьи. Теперь такие сельчане не смогут продавать выращенное, так как местные власти будут требовать у них оформить патент для того, чтоб пополнить местные бюджеты. Пока власти говорят о том, что никто не будет вести охоту на дачников и сельчан, которые продают небольшое количество продукции. Предпдлагается, что нововведение повлияет лишь на крупных предпринимателей, которые ранее скрывались за ЛПХ. Но не исключено, что от нового закона пострадают все те, кто обладает небольшим подсобным хозяйством и продаёт излишки.