В чем отличие современного метода исследования от средневекового? Что отличает современное искусство от классического? Провожаем по уму…

Вот за что я люблю наших читателей, так это за то, что одним-двумя предложениями они могут поставить задачу так, что не отвертишься. Буквально сегодня напечатана статья о китайских ССО. И сразу задание... Приведу цитату из комментария одного из читателей "ВО":

"Что есть "спецназ"? Никто толком уже не знает. Понятие расплылось до невозможности, да и изначально было не совсем ясно, что это такое. Попробуем танцевать от печки, то есть решать задачу от цели. Целей у военной спецуры две. Первая - способствовать победе в войне. И вторая - "тихая война", то есть обеспечение выполнения спецопераций в мирное время."

Знаете, уважаемые читатели, а ведь автор этого комментария прав. Мы слишком часто употребляем слово "спецназ", в принципе, не понимая значения этого понятия. Я вовсе не хочу обижать солдат и офицеров спецподразделений. Более того, я хочу сегодня примирить многих "врагов" и "противников" из числа наших читателей. Вспомните споры, которые почти постоянно возникают при обсуждении материалов о спец подразделениях.

Интересны эти споры тем, что... все спорщики правы и... не правы. Так бывает. И бывает только потому, что каждый говорит о личном опыте службы в спецназе. О личном! А спецназ разный...Разный не только по своим задачам или подготовке. Спецназ разный... по времени. Это структура настолько изменчива, насколько изменчива внешнеполитическая и военная обстановка. Спецподразделения мобильны по задачам и по времени точно так же, как по месту применения. Сегодня это контртеррористические операции, завтра -разведка, послезавтра - диверсии. А вчера - охрана особо важного объекта...

Подразделения специального назначения появились в нашей армии, наверное, во времена появления армии вообще. Как назвать, к примеру, засадные полки, которые широко использовались ещё во времена древней Руси? Как назвать отряд полковника Дениса Давыдова в период Отечественной войны 1812 года? Как назвать штурмовые бригады периода Великой отечественной? А команды снайперов, которые действовали не только в одной части или соединении, а и по всему фронту?

Иногда такие отряды создавались временно, для решения одной конкретной задачи, Но постепенно командование армии пришло к выводу, что готовить солдат таким образом достаточно сложно. Такая подготовка требовала времени. А это самый большой дефицит в современной войне. Напомню один исторический факт, о котором когда-то писал. Штурм Кёнигсберга Красной армией. Сколько времени понадобилось советским генералам, чтобы обучить солдат действиям при штурме этого города-крепости. Хорошо, что в этот период войны уже можно было позволить себе такие вольности.

Вспомним, как вообще появился спецназ в Советской армии. Некоторые из читателей вполне могут назвать себя ровесниками советского и российского спецназа.

Первые подразделения современного спецназа возникли около 70 лет назад. И возникли они не по прихоти конкретного военачальника. Это была насущная необходимость. Я пишу именно о подразделениях военной разведки.

Именно в то время перед военной разведкой основной задачей стал поиск и слежение за ядерным противника. Все прекрасно понимали, что средства ПВО и прочие меры недостаточны для нейтрализации этого вида вооружения. Даже одна бомба или ракета с ЯО сможет нанести такой урон, который просто лишит армию возможности к сопротивлению на конкретном участке, а возможно, фронте.

Тогда-то и появились подразделения специального назначения. Это были роты СпН ГРУ, расположенные в различных гарнизонах по всей территории страны. Задача таких подразделений была предельно простой - уничтожить конкретный объект противника. Либо лишить противника возможности применить ЯО хотя бы на какое-то время, необходимое для нанесения нашего удара по объекту.

Фактически роты СпН ГРУ были разведывательно-диверсионными подразделениями, которые готовились для проведения диверсионных действий на территории противника или на конкретном объекте. Это могли быть засады, налеты, уничтожение объектов военной инфраструктуры, диверсии на аэродромах. Спектр задач достаточно широк. Бойцы таких рот знали даже начальствующий состав объектов не только в лицо, но и многие личные данные. Очень помогли тогда историки. Опыт боевых действий в период Великой отечественной был просто неоценим. Изучались не только действия отрядов специального назначения, но и действия партизанских отрядов.

Кстати, именно тогда и родилось уважение к спецназу. Не всенародное. Секретность была высочайшей. Уважение профессионалов к профессионалам. Боевая подготовка, обученность и способность к ведению боя против превосходящих сил противника поражала советских офицеров и генералов. Практически любой из спецназовцев был готов воевать в одиночку. И эффективно воевать.

Это было время тех читателей из СпН, которым сейчас под и за 60...

Но, уже в конце 70-х задачи военной разведки существенно изменились. Наверное, точнее будет говорить о расширении задач. Да и необходимость тотального контроля за объектами с оружием массового поражения несколько отошла на второй план. Просто появилась возможность отслеживания таких объектов при помощи других средств. Многие читатели, наверное, помнят ноты Госдепа США и нашего МИДа друг другу. На таком-то объекте (все прекрасно понимали, что это пусковые установки баллистических ракет) шахты приоткрыты на 10 сантиметров...

Это привело к тому, что подразделения ГРУ стали разворачивать. На месте рот стали появляться уже войсковые соединения-бригады. А это несколько изменило подготовку самих солдат СпН. В соединениях служили уже специалисты разных специальностей. Кроме этого, спасибо Афганистану, в бригадах появились собственные вертолетные эскадрильи. Даже оставшиеся роты имели закрепленные за ними вертолеты. 4-6 вертолетов на роту.

Не могу не вспомнить об одной легендарной роте СпН ГРУ ГШ, которая очень здорово проявила себя именно в Афганистане. Просто в память о ребятах 459 орСпН... Созданная в декабре 1979 года на базе Чирчикского учебного полка СпН 459 ор стала первым штатным подразделением СпН в 40-й армии. Работала в Афганистане с февраля 1980 по август 1988 гг. Для тех, кто там был, раскрою секрет. Эта та самая рота, которую вы помните под названием "Кабульская рота". Разведка, доразведка и проверка данных, захват или уничтожение лидеров моджахедов, охота на караваны... Кстати, фильм с таким названием как раз на основе действий именно этих ребят. За время нахождения в составе 40-й армии рота провела более 600 операций в различных провинциях. Более 800 награждений... Это при численном составе в 112 человек...

Понимаю, что сейчас читатели ждут в развитие темы рассказ о Кавказе. О чеченской войне. Если у СпН был такой хороший опыт ведения БД в Афганистане, почему случались достаточно многочисленные провалы в Чечне? Ведь к этому времени в армии спецназов развелось, как тараканов на грязной кухне. Что же, надо быть честным и в этом вопросе.

Увы, но развал СССР сказался и на армии. Многие помнят этот момент. Когда мы стали "дружить" с вероятными противниками. Да ещё как дружить... Самые боеспособные, самые элитные подразделения и соединения были расформированы. В лучшем случае превратились в жалкое подобие прежних. СпН ГРУ это коснулось в первую очередь. "Друзьям" очень не хотелось, чтобы у России были подобные подразделения. Очень много офицеров тогда "ушли" именно из таких соединений и частей.

Так почему же в Чечне было много провалов? Я о конкретных причинах.

Первая, и, по моему мнению, главная причина, идиоты командиры. Те, которые, насмотревшись американских фильмов (или российских, вроде "Русского спецназа"), решили, что элитные бойцы способны в одиночку решить любую задачу. Достаточно только назвать подразделение спецназом и всё. Успех обеспечен. И не надо мотострелков, десантников, артиллеристов, летчиков. Тем более, что найти их в той армии, какую создало правительство Ельцина, было действительно сложно.

Потому СпН действовал как обычные войсковые подразделения. Забыт был опыт Афганистана. Вертолетов не давали. Работали автономно на большом удалении от основных сил. То, что мы гордо называли рациями, в горах стало просто хламом. УКВ диапазоны в горах неэффективны. А попытки поставить ретрансляторы заканчивались очередной диверсией.

Но самое главное, опять же повторюсь, люди. Даже в советское время, когда в армию приходили уже имеющие начальную военную и спортивную подготовку люди, в подразделениях СпН было достаточно мало срочников. Освоить за два года такую профессию почти невозможно. В 90-е спецназовцем становились через три месяца учебного подразделения. Кровью заплатил СпН за такой "опыт" наших военных и политических "реформаторов". Большой кровью...

Что же мы имеем сегодня? Можно ли назвать ССО России наследниками того, советского спецназа? В чем схожесть и в чем отличие?

Очень показателен в этом плане опыт ведения боевых действий в Сирии. Он, кстати, показывает отличие ССО не только во времени, но и в пространстве.

Открываем сообщения о проведении операции американским спецназом в Сирии или Ираке. И что мы читаем? В ходе операции были уничтожены такие-то и такие-то лидеры бандформирований. А также захвачены такие-то территории. В принципе, такое сообщение вполне вписывается в сценарий действия ССО. Да и в сценарий действий советского спецназа.

А теперь читаем сообщение о российских действиях. Офицеры российской армии по примирению сторон организовали встречу лидеров таких-то формирований с представителями армии Асада. Ещё несколько селений прекратили боевые действия. Читатели прекрасно понимают, что офицеры российской армии не из мотострелковых соединений прибыли. Служат там, где и положено служить войсковым разведчикам.

Как мне кажется, именно в этом и есть коренное отличие СпН советских времен от ССО 21 века. Более того, это отличие ССО России от ССО западных стран и США. Задачи разведки не изменились в целом. Примером этого стал подвиг Героя России Александра Прохоренко. Офицер, который честно выполнил свой солдатский долг. Выполнил ценой собственной жизни. Ценой подвига... Но это только одна сторона медали.

Кавказские войны научили нас не только тому, что враг должен быть уничтожен. Они научили нас и другому. Не каждый враг является врагом. В стане противника достаточно людей, которым эта война уже поперек горла. И такие люди, если им дать возможность, становятся самыми ярыми борцами за мир и порядок. Потому и рискуют российские офицеры жизнью, встречаясь с лидерами бандформирований, территориальной обороны, радикальными исламистами. Тут и за примером далеко ходить не надо. Лидер одной из кавказских республик...

В завершение статьи хочу вернуться к самому началу. К тому, что я сегодня "помирю" многих читателей. Как видите, специальные подразделения в армии не "застывшие статуи". Это постоянно развивающиеся, растущие "организмы". Что-то появляется. Что-то исчезает как ненужный рудимент. Меняются цели и задачи. А значит, личный опыт любого из тех, кто служил в таких подразделениях, не всегда соответствует тому, с чем сталкивался боец в другое время. Категоричность в суждениях тут вредит.

Российские ССО были, есть и будут плоть от плоти СпН ГРУ ГШ СССР. Они просто "выросли". Дети всегда вырастают. И, как ни парадоксально, не всегда похожи на родителей. Общие черты есть, но это другие лица, другие мысли, другое мировоззрение. А потом будут "внуки". Со своими лицами... Но все это одна семья. Мы ведь тоже чьи-то дети и внуки. Об этом надо помнить всегда.

Инструкция

Некоторые родители отрицательно относятся к садам, предпочитая оставлять ребенка с бабушкой или няней. В большинстве случаев это связано с не очень хорошей репутацией этих учреждений. Ведь известно много случаев, когда малыша били воспитатели, другие дети, да и сами условия нахождения там были не на высоте.

В настоящее время предоставляется широкий выбор детских садов, куда можно водить своего ребенка. Есть и обычные муниципальные дошкольные учреждения, а есть и частные сады, занимающиеся с детьми по разным программам. Конечно, посещение последних является платным, а порой и совсем недешевым, но зато позволит избежать многих проблем, связанных с детскими садами.

Современные сады перетерпели ряд изменений в лучшую сторону. Это касается и их внешнего вида, использования детского инвентаря, увеличения числа кружков. Многие государственные сады оборудованы бассейнами, спортивными залами с детскими тренажерами. Контроль за процессом обучения и содержания детей ужесточился, да и сами воспитатели заинтересованы в том, чтобы их посещало большее количество ребят, т.к. от этого зависят их заработные платы.

Частные детские сады отличаются своим многообразием и предоставляют разные дополнительные услуги. В некоторых таких учреждениях увеличены часы работы до 9 часов вечера, другие работают круглосуточно и есть возможность забирать ребенка только на выходные. Этот вариант хорошо подходит очень занятым родителями или тем, кто ездит в командировки.

Частные сады чаще всего занимаются по определенным программам. В последнее время очень модной стала методика Монтессори, которая развивает ребенка как личность. Суть ее заключается в том, чтобы не обучать малыша, а помогать ему в самопознании мира. Занятия предоставляют свободу выбора, и каждый ребенок занимается тем, что ему интересно. При этом воспитатель должен в нужный момент помочь ему и направить в нужное русло. Особое внимание уделяется творческим занятиям, но не обходится без внимания и получение необходимых знаний. Т.е. это не воспитатель приносит новую информацию, а дети ее воспринимают, и они сами доходят до этого с помощью взрослого.

Достаточно широкой популярностью стали пользоваться вальдофские детские сады, которые похожи на методику Монтессори отсутствием процесса обучения через обычные занятия. Группы в таких учреждениях состоят из детей разных возрастов и напоминают обычную семью, где младшие учатся у старших, а те помогают малышам. Воспитатель больше похож на маму, чем на учителя, и сама атмосфера соответствующая. В этих садах адаптация ребенка происходит намного быстрее, малыш хорошо развивается и изучает окружающий мир. Много занятий идет на обучение разным ремеслам, в том числе шитью, вышиванию для девочек; столярному делу, гончарству для мальчиков. Минусом такого детского сада является то, что там не дают знаний, необходимых для школы. И если ребенок идет после него в обычный класс, ему будет достаточно сложно адаптироваться к обычным урокам.

Существует еще много программ, направленных на быстрое и легкое восприятие ребенком знаний в разных областях, по которым занимаются детские сады. К ним относятся методики Глена Домана, Никитина, Зайцева и др. Все они при правильном использовании дают хорошие результаты и позволяют малышу намного проще воспринимать информацию в школе.

Даже в муниципальных детских садах воспитатели часто придерживаются одной из новых методик. Главное, правильно выбрать нужный сад. Для этого стоит узнать побольше информации об этом учреждении, поговорить с родителями, которые водят туда своих детей, поприсутствовать на занятиях, а потом понять, стоит ли отдавать своего ребенка или поискать что-то другое. Хороший детский сад поможет ребенку развиваться полноценной личностью с учетом его индивидуальности.

Наука Средневековья Следующий этап развития науки совпадает с периодом зарождения и укрепления первых государств. Вряд ли это случилось ранее Х в. н.э. Наука этого времени ставила перед собою задачи идеологические, апологетические, догматические - с целью обоснования божественности власти жрецов и монархов. На место ведуна-одиночки встала вся каста жрецов, как единый организм, - их коллективное мнение стало определять право, мораль и истину. Для формирования «соборного» мнения понадобились новые средства аргументации. Ими стали канонизированные «Писания», предания, и мнения Святых Отцев, а также - метод схоластики, опирающийся на логику Аристотеля, для их истолкования. Что в свою очередь способствовало фальсификации агиографии и догматики, особенно после возникновения Реформации в конце XV в. Первое осмысление научных методов исследования появилось в сборнике «Органон» Аристотеля, включавший книги:

«Первая аналитика» - о теории умозаключений

«Вторая аналитика» - развитие теории доказательства

«О доказательствах софистов» - продолжение предыдущей «Топика» - теория правдоподобных заключений в ненаучной области знаний Аристотелевский «Органон» был опубликован в составе полного собрания сочинений этого автора - на латинском языке с комментариями Аверроэса (Венеция, 1489); на греческом АльдомМануцием (в 5 томах, Венеция, 1495–98); в редакции Эразма Роттердамского (Базель, 1531); в редакции Сильбурга (Франкфурт, 1584). Научный метод Аристотеля применялся не только в богословской схоластике, но распространялся на все научные области: медицину, филологию, физику. Применение его можно посмотреть у Лоренцо Валлы, когда он доказывает подложность Константинова Дара. Наукой этого периода не решались задачи практические, связанные с изучением законов природы, и потому накопление знаний о природе, из чего впоследствии выросло естествознание, относилось к низменным, вторичным искусствам по отношению к наукам «божественным» и даже гуманитарным. Сам период средневековья имеет нечёткие рамки: начало его теряется в фантомной временной дали традиционной истории, а окончание относят либо к началу «Высокого Возрождения» (первая половина XV в. н.э.), либо к его окончанию (начало XVI в. н.э.). Можно быть уверенным в том, что распад средневековой схоластической науки начинается в конце XVI в. н.э., а её идейная смерть - к концу «эпохи Просвещения» XVIII в. н.э. Современная наука. Период от Высокого Возрождения до времени Просвещения сопровождался поиском правильных законов научной логики. Решение этой задачи было начато английским математиком Дж. Булем, изучившим в работе «Исследование законов мышления» (1854) правила действия с одноместными предикатами, и завершено американским математиком Ч. Пирсом, создавшим в 1881 г. «логику отношений», а также и Г. Фреге, избретателем кванторов, открывшим в книге «Исчисление понятий…» (1879) правила работы с многоместными предикатами (отношениями). С тех пор логика естествознания, как формальная математическая логика, приобрела современный вид. Надо заметить, что логика естествознания существенно отличается от аристотелевской логики гуманитарных и богословских наук. Так, в Словаре Брокгауза, в статье «Доказательства вообще», разделе «Ошибки в доказательствах» утверждается: «Если основная мысль ложна, то ложным будет все, что из нее вытекает; эта ошибка называется πρωτονψεΰδος.» (Э. Радлов) Но в математической логике из ложных предпосылок могут выводится не только ложные следствия, но и истинные тоже. То есть, сам вывод на основе «πρωτονψεΰδος» (начального обмана) является недостоверным: «Из лжи следует, что угодно.» (закон математической логики) Аристотель в «Первой аналитике» явно соглашается с этим утверждением, но в некоторых своих рассуждениях не следует ему. Эта логическая неопределённость унаследована современной гуманитарной наукой. Неевклидовая геометрия Н.И. Лобачевского и открытие У. Гамильтоном кватернионов привело к развитию метода формального моделирования в математике, а обнаружение в конце XIX в. Б. Расселом парадоксов теории множеств Г. Кантора породило «аксиоматический метод» в науке, на который поначалу возлагали большие надежды в связи с первыми успехами Б. Рассела, А.Н. Уайтхеда и Д. Гильберта. Последовавшие затем результаты К. Гёделя, А. Черча, А. Тарского подорвали первоначальные надежды на силу формальных аксиоматических методов, с одной стороны породив интуиционистскую и конструктивистскую математику, а с другой - доказав тезис о недедуктивной природе научного знания вообще. Вместе с тем возрождение новых формалистических надежд стало связываться с теорией категорий, заложенной А. Картаном, С. Эйленбергом и С. Маклейном. В настоящее время в естественных науках, помимо экспериментального метода, широко используются как формально–аксиоматические методы, так и численное моделирование: первые преобладают в фундаментальной науке (например,- в математике и теоретической физике), вторые - в прикладных областях (например, - в медицине и механике). Вместе с изобретением и
55.2 совершенствованием компьютеров численное моделирование приходит и в «чистую» науку. Но в гуманитарной области науки (в филологии, истории, социологии) зачастую царят догалилеевы схоластические методы, унаследованные от средневекового богословия. С этим, в основном, и связано массовое неприятие Новой Хронологии учёными гуманитарного профиля, которые по-прежнему отводят естественным наукам вторичную роль по отношению к гуманитарной конвенциальной догматике, выросшей на анонимных девинациях.

Предыстория современной науки

Накопление знаний происходит с появлением цивилизаций и письменности; известны достижения древних цивилизаций (египетской, месопотамской и т. д.) в области астрономии, математики, медицины и др. Однако в условияхгосподства мифологического, дорационального сознания эти успехи не выходили за чисто эмпирические и практические рамки. Так, например, Египет славился своими геометрами; но если взять египетский учебник геометрии, то там можно увидеть лишь набор практических рекомендаций для землемера, изложенных догматически («если хочешь получить то-то, делай так-то и так-то»); понятие же теоремы, аксиомы и особенно доказательства было этой системе абсолютно чуждо. Действительно, требование «доказательств» показалось бы почти кощунством в условиях, предполагавших авторитарную передачу знания от учителя к ученику.

Можно считать, что истинный фундамент классической науки был заложен в Древней Греции, начиная примерно с VI в. до н. э., когда на смену мифологическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое. Эмпирия, во многом заимствованная греками у египтян и вавилонян, дополняется научной методологией: устанавливаются правила логических рассуждений, вводится понятие гипотезы и т. д., появляется целый ряд гениальных прозрений, как например теория атомизма. Особенно важную роль в разработке и систематизации как методов, так и самих знаний сыграл Аристотель. Отличие античной науки отсовременной состояло в её умозрительном характере: понятие эксперимента было ей чуждо, учёные не стремились соединять науку с практикой (за редкими исключениями, например, Архимеда), а наоборот гордились причастностью к чистому, «бескорыстному» умозрению. Отчасти, это объясняется тем, что греческая философия предполагала,[источник не указан 379 дней] что история циклично повторяется, и развитие науки бессмысленно, так как оно неизбежно закончится кризисом этой науки.

Распространившееся в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды (Христос, как историческая личность, явился на земле только единственный раз) и создало высокоразвитую богословскую науку (родившуюся в ожесточённых богословских спорах с еретиками в эпоху Вселенских Соборов), построенную на правилах логики. Однако, после разделения церквей в 1054 году, в западной (католической) части обострился кризис богословия. Тогда интерес к эмпирике (опыту) был совершенно отброшен, а наука стала сводиться к толкованию авторитетных текстов и развитию формально-логических методов в лице схоластики. Однако труды античных учёных, получивших статус «авторитетов» - Евклида в геометрии, Птолемея в асторономии, его же и Плиния Старшего в географии и естественных науках, Доната в грамматике, Гиппократа и Галена в медицине и, наконец, Аристотеля, как универсального авторитета в большинстве областей знаний - донесли основы античной науки до Нового Времени, послужив реальным фундаментом, на котором было заложено всё здание современной науки.

В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию, во многом сравнимый с переворотом VI в. до н. э. Этому способствовало изобретение книгопечатания (середина 15-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Прежде всего происходит становление гуманитарных наук, или studiahumana (как называли их в противоположность богословию - studiadivina); в середине XV в. Лоренцо Валла издаёт трактат «О подложности Константинова дара», заложив тем самым основы научной критики текстов, сто лет спустя Скалигер закладывает основы научной хронологии.

Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки и началом эпохи Великих географических открытий), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией. Жестокий удар по ней наносит и теория Коперника. Возрождается интерес к биологии и химии.

Зарождение современной науки

Анатомические исследования Везалия возродили интерес к строению тела человека.

Современное экспериментальное естествознание зарождается только в конце XVI века. Его появление было подготовлено протестантской Реформацией и католической Контрреформацией, когда под вопрос 52.3 были поставлены самые основы средневекового мировоззрения. Так же как Лютер и Кальвин преобразовали религиозные доктрины, работы Коперника и Галилея привели к отказу от астрономии Птолемея, а труды Везалия и его последователей внесли существенные поправки в медицину. Эти события положили начало процессу, ныне называемому научной революцией.

Ньютон, Исаак

Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего - умозрительного предположения или авторитетного суждения - к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного - эмпирического факта - к общему, то есть к закономерности). Появление систем Декарта и особенно Ньютона - последняя была целиком построена на экспериментальном знании - знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с антично-средневековой традицией. Опубликование в 1687 г. «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге, Кеплер, Галлей, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.

Эпоха Просвещения

На смену XVII веку, «веку Разума», пришел век XVIII, «эпоха Просвещения». На базе науки, созданной Ньютоном, Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. С изданием многочисленных энциклопедий, в том числе «Энциклопедии» Дидро, началась популяризация науки.

Научная революция в естествознании привела к переменам в философии и общественных науках, развитие которыхв этот период перестало зависеть от богословских споров. Кант и Юм положили начало светской философии, а Вольтер и распространение атеизма полностью отстранили церковь от решения философских вопросов для все более многочисленных слоев населения Европы. Труды Адама Смита заложили основы современной экономики, а американская и французская революции - современного политического устройства мира.

XIX и XX века

Джеймс Клерк Максвелл

Лишь в XIX веке наука стала профессиональной, а понятие «ученый» стало означать не просто образованного человека, а профессию определенной части образованных людей. В эту эпоху сложились основные институты современной науки, а возрастание роли науки в обществе привело к ее включению во многие аспекты функционирования национальных государств. Мощный толчок этим процессам дала промышленная революция, в которой научное знание переплелось с технологическими достижениями. Развитие технологий стимулировало развитие науки, а последняя, в свою очередь, создавала фундамент для новых технологий.

До сих пор не знаете, чем отличается Возрождения от искусства Просвещения? Постоянно забываете об особенностях modern art и contemporary art? Мы создали для вас краткий путеводитель по истории искусства от наскальной живописи до современного искусства!Свободный Казалось бы, каждый видит явное отличие современного искусства от искусства прошлых столетий. Зачастую мы слышим о том, что современное искусство обвиняют в отсутствии эстетизма, художников нашего времени – в непрофессионализме, а сферу культуры в целом представляют как находящуюся в кризисном положении. Но так ли это? Может быть, это очередная фаза эволюции в творчестве и интерпретации мира? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим краткий дискурс в историю искусства.Итак, начать следует с наскальной живописи , первобытных танцев, украшений в древнем каменном веке. Здесь все очень просто и понятно. Большинство творений связаны с ритуалами, обрядами, верованиями. Даже небольшая часть сохранившегося дает возможность прикоснуться к древности, окунуться в культуру наших истоков.Дальше, безусловно, следует говорить об античности . Искусство античности оказывало огромное влияние на последующие эпохи и до сих пор считается эталоном прекрасного. Первыми появляются шедевры Микенской и Минойской культуры, а именно: расписная керамика, возникшая еще в VI в. до н.э. Морские, флоральные мотивы росписей отображали тот мир, в котором жили мастера, мир, где человек есть часть природы.Греческая культура , пришедшая на смену Микенскому или Минойскому периоду, существовала под эгидой триады Красота-Истина-Благо, была пропитана философией и мудростью. Прекрасное заключалось в математической гармонии, богатом содержании и истинности. Внимание искусства переключается на человека. Например, все скульптуры, изображающие мифологических персонажей, богов, созданы по образу человека. Прекрасным называется то, что приятно для взора и слуха. При этом художники подражают природе, пытаясь найти идеальные формы. Мастер возводит себя в статус творца. Религиозное мышление также остается важным компонентом.Средневековье – сакральное время в искусстве. Здесь оно выступает в качестве визуализатора Священного Писания. Иконопись делает Писание более доступным, так как язык живописи понятнее, нежели язык словесный. Через икону Бог соприкасается с верующими. Архитектура Средневековья также возвеличивает Бога: готические храмы стремятся к небу, монастыри и соборы романского стиля подчеркивают роль церкви в жизни человека. Важная черта искусства Средневековья – символизм. Искусство пропитано скрытыми смыслами, знаками, образами. Помимо этого автора становится не важна, он выступает транслятором, а икона – окном, через которое мы можем приблизиться к Богу.
Эпоха Возрождения тоже апеллирует к связи между божественным и человеческим, но отдает главную роль человеку. Отвергаются авторитеты, в том числе философские. Появляется интерес к науке и искусству. Художник – это теперь универсальный человек, сотворец. Происходит реабилитация сферы чувственного. Искусство Возрождения просвещает темное Средневековье. Отстаивается право на художественный вымысел. Художники делают необычайный прорыв в своем творчестве: появляется перспектива, объем, многообразие красок, реабилитируется внешняя, телесная красота. Возрождение есть эпоха возвращения к античности и ее усовершенствования в эмоциональном и чувственном плане.
Эпоха Просвещения – еще более глубокое понимание античной классики. Если Возрождение – эмоциональность, то Просвещение – рациональность. Мир меняется, яркими вспышками мелькают научные открытия. Но искусство остается одним из ключей к пониманию, изменению мира. В это время, что не мало важно, возникает художественная инфраструктура: первые художественные музеи нового типа – в Лондоне (1753) и Париже(1793), академии художеств и журналы об искусстве. Поднимаются проблемы вкуса, развивается художественная критика. Постулируется факт необходимого включения художника в процесс общественной жизни. «Искусство – это не просто подражание, выражение чувств, это продолжение жизни и сфера свободного самопознания духа». Подлинное произведение искусства возможно только при глубоком погружении в него. Так эпоха Просвещения торжеством разума ознаменовывает переход классического искусства на новую фазу развития.
Неклассическое искусство начинается с (1848-1853), которые выступали против академизма и всех прежних устоев классики. Мастера использовали манеру художников Раннего Возрождения , считая, что искусство этого времени пропитано истинной красотой и лишено излишней метафоричности. К Прерафаэлитам относились сначала как к революционному движению, позже они все-таки были признаны, но к середине XX века интерес к их творчеству снова угас.В конце XIX века появляется новое направление в искусстве – импрессионизм , который еще строже закрепляет переход искусства на новый этап. Термин «импрессионизм» берет за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Импрессионизм характеризуется особым восприятием действительности, главная задача которого есть запечатление изменчивого реального мира, передача прежде всего впечатления, а не умозрительного образа. Новое направление – это идеал мимолетности, вчувствования, легкости нашего восприятия.На полотнах К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега и других великих импрессионистов мы видим жизнь в чувственной форме, близкой к границе субъективности, но не переступающей ее. Размытость, шаткость изображения и особенности композиции побуждают фантазию создавать образы знакомые каждому – те впечатления, которые не могут четко закрепиться в нашей памяти, но которые дают возможность познавать мир. Кроме того, импрессионизм стремится избавить познание от дробности, позволяя взглянуть на мир в его целостности и единстве всех частей здесь и сейчас. Так импрессионизм положил начало первого периода современного искусства, а именно Modern art .Архитектура модерна отличается новыми формами, отказом от прямых линий и углов, поиском новых нестандартных материалов (металл, стекло). На живопись и скульптуру большое влияние оказал символизм. И здесь мы можем увидеть прямую связь современного искусства и искусством Средних веков. Кубисты, дадаисты, футуристы используют аллегорию, двусмысленность подобно тому как иконопись использует символы и образы. Модернизм тем самым подтверждает теорию о цикличности в развитии искусства. Наиболее чувственной к повторам оказалась авангардная музыка. Современность пересмотрела свое отношение к тембру, ритму, тону.Современное искусство стало концептуальным, произошло ослабление эстетического чувства. Здесь мы видим также тенденцию сближения идей современного искусства с некоторыми идеями эпохи Просвещения, относительно интеллектуализации искусства.Во второй половине XX века наступает второй период современного искусства, а именно contemporary art . Оно сформировалось как поиск альтернатив модернизму. Это выразилось в форме новых материалов, образов, изменений в способах творчества. Заметно усилилась социальная направленность в искусстве. Искусство не просто подражает миру, оно формирует другую реальность, в которой отражается мир действительный. Появляются новые жанры: перформансы, хеппенинги, лэнд-арт, digital… Искусство перестает быть за стенами музеев и галерей, оно выходит на улицы, внедряется в общественное пространство, разрушает преграды между идеей и сознанием человека. Современное искусство говорит с нами, оно имеет скрытые смыслы, которые хотят быть открытыми и понятыми каждым.
Подводя итог, выделим основные отличия современного искусства от искусства классического:
  • Концептуальность. Прямая связь с философией и идеологией.
  • Открытость субъективным смыслам. Выстраивание коммуникации со зрителем, путем вовлечения его в арт-процесс (акционизм, перформанс, инсталляция).
  • Разрушение классического позитивного представления о прекрасном, возвышенном, гармоничном. Современность называет прекрасным то, что раньше было табуировано или пугало и отталкивало.
  • Интерпретация классических образов посредством отказа от классических ценностей.
  • Две крайности: значимость личности автора или его полная анонимность
  • Вариативность образов, материалов, проблематик.
  • Безусловно, современное искусство очень много принципов заимствовало из классики. Существуют разные точки зрения относительно регрессивного или прогрессивного развития. Здесь все субъективно. Однако, единственное, о чем стоит сказать, так это о взаимозависимости творчества и окружающей действительности. Переход от классики к современности был весьма значительным и ярким моментом в нашей истории. Не стоит забывать, что тот или иной поворот в развитии искусства есть результат изменений в мироощущении , вызванный в свою очередь теми или иными преобразованиями в культуре и жизни как отдельного человека, так и общества в целом.Мост – журнал об искусстве и культуре. Поможем разобраться в любых видах искусства!

    Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

    Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

    У них другой темп

    Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

    Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах или долгие заставки.

    Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

    Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

    Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

    К ним предъявляются другие требования

    Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

    Они меньше общаются со сверстниками

    Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

    Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

    Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

    Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

    В можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

    Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.