Основание первого национального театра федор волков. Театр Ф.Волкова: история возникновения первого русского профессионального театра

Волков Федор Григорьевич (1729-1763), русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра.

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом - ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг. (Н.И.Новиков о Волкове Ф.Г.)

Волков Федор Григорьевич

В 1741-1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, - все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.
К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в

750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле. Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев, Синав и Трувор, Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения.

Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

1756-1762 - расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».

Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений об обширном репертуаре Волкова не имеется. Известно, что обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Для эстетики классицизма, которой в целом отвечало театральное творчество Волкова, такой универсализм был удивителен. Рамки амплуа и строгое разделение на жанры предполагали соблюдение правил при распределении ролей актерам. Нарушив этот незыблемый для классицистов канон, Волков положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 в. играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам.

Федор Григорьевич Волков

ВОЛКОВ Федор Григорьевич (1729-1763) - актер, создатель русского драматического профессионального театра. Из купеческой семьи. Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основании которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый публичный профессиональный драматический театр. Играл в трагедиях Л. П. Сумарокова. В 1763 г. - постановщик уличного маскарада в Москве в честь коронации Екатерины II - «Торжествующая Минерва».

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 91.

Волков Федор Григорьевич (9.02.1729-4.04.1763), основатель постоянного профессионального русского театра, актер, писатель, переводчик. Родился в Костроме в купеческой семье. С 1735 жил в Ярославле. Учился у ссыльного немецкого пастора, затем в Москве, где познакомился с т. н. школьным театром и спектаклями итальянской труппы. В 1748, вернувшись в Ярославль, организовал сначала домашний, а с 1750 публичный театр. В 1752 театр Волкова вызвали в Петербург. В 1754-56 Волков продолжал образование в Шляхетном кадетском корпусе. Деятельность Волкова имела большое значение для развития профессионального театра. Литературное творчество Волкова связано с театром. Он перевел либретто оперы Метастазио «Титово милосердие» (пост. в Ярославле). Ему приписывают также 15 оригинальных и переводных пьес, до нас не дошедших (кроме переводов Мольера, хранящихся в Парижской библиотеке). Известные стихи Волкова «Ты проходишь, дорогая, мимо кельи…», «Станем, братцы, петь старую песню», получившие большое распространение и вошедшие в песенники XVIII в. Эпиграмма Волкова «Всадника хвалят…» опубликована в «Опыте исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова (СПб., 1772). Волкову принадлежит центральная часть либретто маскарадного представления «Торжествующая Минерва», организованного в Москве в 1763 после коронации имп. Екатерины II. В либретто, содержащее и сатирические мотивы, наряду с образами, заимствованными из античной мифологии и истории (Диоген), введены образы, отражающие русскую действительность (Кривосуд, Взятколюб). В характерное для классицизма аллегорическое представление Волков ввел также элементы народных скоморошьих игр. Волков умер, простудившись во время маскарадного шествия, происходившего на улице в зимнее время.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

ВОЛКОВ Федор Григорьевич (1728 или 1729, Кострома - 1763, Москва) - основатель русского театра. В. - старший сына купеческой семье, где было пятеро сыновей. В 1735 у В. умер отец. Мать вскоре вышла замуж за ярославского купца, владельца серного и купоросного заводов Полушкина, и семья переехала в Ярославль. Отчим отправил В. учиться в Москву. Где учился В., не установлено, но его биографы указывают, что за время пребывания "в науках" (1741 - 1748) природный ум и талант он "украсил продолжительным и прилежным учением". Полушкин готовил из пасынков продолжателей своего дела, но В., вернувшись в Ярославль в 1748 после смерти отчима, вскоре отошел от дел, передав заводы брату. В 1750 В. основал публичный театр, спектакли к-рого первоначально проходили в амбаре. После указа, узаконившего частные театры, пользуясь поддержкой дворянских кругов, В. в 1751 построил специальное здание с хорошей сценой, где стали играть впоследствии знаменитые актеры И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский и др. Сам В. был архитектором и режиссером, машинистом и декоратором, автором и композитором, а также первым актером. Слухи об этом театре достигли Петербурга, и ярославцы были вызваны имп. Елизаветой-Петровной. Первые сыгранные спектакли понравились, В. был подарен перстень с руки имп. В. и часть труппы были отданы в кадетский корпус, где артисты обучались наукам, иностранным языкам, гимнастике и декламации. В. помимо этого занимался еще музыкой и рисованием и "употребил все старания выйти... просвещеннейшим, в чем и успел совершенно". В 1756 был издан указ об учреждении "русского для представления трагедий и комедий публичного театра", руководство труппой к-рого, состоявшей из 12 человек, поручалось драматургу А.П. Сумарокову. В. получил звание "первого придворного актера", а в 1761 занял место Сумарокова. "Отец русского театра" (В. Г. Белинский) жил искусством, и сцена занимала все его мысли и чувства. По свидетельству Н.И. Новикова, В. никогда не влюблялся. В 1762 братья Федор и Григорий В. были возведены в дворянское достоинство и награждены поместьями и крестьянами (300 душ) за участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II. По указанию новой имп. В. готовил в Москве для коронационных торжеств уличный маскарад "Торжествующая Минерва", где В. был сочинителем либретто, режиссером и главным распорядителем. Жестоко простудившись во время подготовки и проведения торжеств, В. умер. Многие произведения В. разного рода искусств не сохранились.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Волков Федор Григорьевич - основатель русского театра, родился 9 февраля 1729 г. в Костроме. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина. Отчим В. был человек состоятельный и добрый. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Бироне, сосланном в Ярославль; затем был отправлен в Москву в Заиконоспасскую академию, где пробыл около трех лет, и в 1743 г. был взят оттуда отчимом. Последний сделал В. и его братьев товарищами своих промышленных и торговых предприятий. В 1746 г. молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течении двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Полушкин умер, и Волкову пришлось возвратиться в Ярославль. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 г.; была дана драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа". Ближайшими соучастниками были два брата В. Григорий и Гаврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и др. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на пожертвования настоящий деревянный театр. Слух о нем дошел до императрицы, и в 1752 г. В. с своей труппой вызван в Петербург. Молодые ярославцы дебютировали в Царском Селе в трагедии "Хорев". Затем они все были определены в кадетский корпус и всем было назначено казенное содержание. 30 августа 1756 г. последовал указ об учреждении русского театра, а В. присвоено звание первого "придворного актера". С этого времени растет слава В.; его талант засвидетельствован и иностранцами. В 1759 г. он был посылаем в Москву для упорядочения тамошнего театра. В перевороте при восшествии на престол Екатерины II В. принимал деятельное участие, за что и получил дворянство и 700 душ крестьян. Для коронации в 1763 г. он сочинил маскарад "Topжествующая Минерва". Умер 4 апр. 1763 г. Как актер, В. стремился к реальности; его декламация, по словам Новикова, была "только что природная и неукрашенная искусством". Вот этото отсутствие аффектации и перешло к русским артистам. В общем, однако, В. не создал школы. Он исполнял больше 60 ролей; лучшие его роли были трагические. Главная заслуга В. - в создании у нас самого театра, чему способствовали его многие таланты: он был актер, драматург, поэт, музыкант, живописец и скульптор. Литературная деятельность В. заключалась в писании бытовых пьес и переводе французских трагедий и комедий; все они погибли, за исключением переводов Мольера, хранящихся в парижской библиотеке. Ср. "Ф. Г. Волков", А. А. Ярцева (Спб., 1891, в "Биографической библиотеке" изд. Ф. Павленкова).

Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

ВОЛКОВ Федор Григорьевич (9.02.1729-4.04.1763), актер, создатель русского профессионального драматического театра. Из купеческой семьи. Детские и юношеские годы провел в Ярославле, в 1741-49 обучался “заводскому и купеческому делу” в Москве, где увлекся театром. По возвращении в Ярославль занимался управлением заводами и одновременно организацией домашнего театра, который затем стал публичным.

В 1752 по указу Елизаветы Петровны труппа Волкова была вызвана в Петербург. По ее же повелению Волков, его брат Григорий и товарищи по театру И. А. Дмитревский, Я. Д. Шуйский были оставлены для обучения театральному делу и другим наукам в Сухопутном шляхетском корпусе.

Указом от 30 августа 1756 на основе ярославской труппы в Петербурге был учрежден “Русский для представления трагедий и комедий театр”. Волков был директором театра (с 1761), его актером, а также режиссером, капельмейстером, декоратором.

Волков в совершенстве владел исполнительской манерой театрального классицизма, наполняя ее естественностью и ярким темпераментом. Волков выступал как режиссер, постановщик и оформитель грандиозного массового зрелища-маскарада “Торжествующая Минерва”, поставленного по случаю коронации Екатерины II 30 января - 1 февраля 1763 в Москве. По преданию, Волков простудился, руководя этим представлением, что и стало причиной его преждевременной смерти.

Л. Н. Вдовина

Литература:

Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. Л.,1991.

ВОЛКОВ Фёдор Григорьевич (9(20) февраля 1728, Кострома — 4(15) апреля 1763, Москва, похоронен в Спасо-Андрониевом монастыре) — выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра.

Волков был пасынком ярославского купца и промышленника Ф. Полушкина. Детство Волкова прошло в Костроме. С 1735 семья живет в Ярославле. В 40-х гг. Волков был послан Ф. Полушкиным в Москву, «в науки», для изучения основ коммерческого дела. В Москве происходит знакомство Волкова с итальянским оперно-балетным театром. Первый биограф Ф. Г. Волкова Н. И. Новиков указывает, что встреча Волкова с итальянским театром произошла в Петербурге в 1746, где Волков знакомится« с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском итальянском театре… Ходил он несколько раз на театр, чтобы обстоятельно рассмотреть оного архитектуру, махины и прочие украшения; и как острый его разум все понимать был способен, то сделал он всему чертежи, рисунки и модели…» Пребывание в столице, посещение Петербурга значительно расширило кругозор будущего организатора русского национального театра.

После смерти отчима Волков становится наследником его состояния, получив в полное владение его кожевенные и серно-купоросные заводы. Волков неохотно управлял заводами, все вдохновение и время он отдает театру, к созданию которого приходит, обладая талантом, энергией и необходимыми знаниями. С 1750 в Ярославле начинаются регулярные представления труппы« охочих комедиантов»(любителей), возглавляемой Волковым. В составе этой труппы были знаменитые в будущем актеры И. Дмитревский(Нарыков), Я. Шумский, А. Попов и другие. Первоначально театр помещался в т.н. «кожевенном амбаре»(помещении для хранения кож), оборудованном для театральных представлений. Спектакли пользовались большим успехом у ярославской публики. Однако небольшой театр стал тесен для умножающегося числа зрителей. Волков обращается к зрителям, к публике, дабы собрать средства для постройки нового театра. По словам Новикова, новое театральное здание, построенное под наблюдением Волкова, вмещало до тысячи зрителей.

Волков отличался завидной многогранностью: он был архитектором, живописцем, художником, машинистом сцены, а потом директором, режиссером и первым актером. В репертуаре театра Волкова ярославской поры духовные драматические сочинения Димитрия Ростовского, пьесы Сумарокова, Ломоносова, комедии Мольера. Обращение к русской драматургии было значительным явлением — профессиональный общедоступный театр, созданный в Ярославле, становился национальным театром.

В 1751 вести о ярославском театр доходят до Петербурга. Сенатский чиновник Игнатьев, находясь в Ярославле по казенным делам, посещает спектакли волковской труппы, а затем сообщает о ярославском театре в своем отчете о поездке. 5 января 1752 был издан высочайший указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, з братьями Гаврилом и Григорьем(которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»

В конце января 1752 ярославцы прибыли в Царское Село. Подробный и достоверный рассказ о дебюте волковской труппы в Петербурге можно найти в работе П. И. Сумарокова «О российском театре от начала оного до конца царствования Екатерины II»: «Приказано было на другой день представить им «Хорева». Они дали еще в след за сим четыре представления: «Хорева» в другой раз, «Синава», «Артистоны» и «Гамлета».

Наиболее способные и талантливые актеры-ярославцы были отданы на обучение в Шляхетный корпус, где проходили общий курс вместе с кадетами, за исключением военных дисциплин. Через четыре года, когда время обучения подошло к концу, 30 августа 1756 от имени императрицы был дан Указ правительствующему Сенату: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр…» В отличие от типа придворного театра, театр Волкова являлся общедоступным и был рассчитан на широкие слои городской публики.

1756−62 — годы расцвета творческого дарования Волкова. Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию его таланта, славе первого актера Российского театра. Волков отстаивает национальную самобытность русского театра, ратует за развитие отечественной науки, литературы, искусства. Это время сближения и сотрудничества Волкова с Ломоносовым, Тредиаковским, Сумароковым, знакомство с будущим писателем и комедиографом Фонвизиным. Актерские работы Волкова отмечены тираноборческим пафосом, он равно владеет и лирической, и сатирической интонацией и жанровой формой. Театр Волкова отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства и гордости.

Волков был не только актером, но и театральным деятелем в самом широком смысле этого слова. Он принимал активное участие и в политической жизни страны. Волков явился одним из прямых участников заговора против императора Петра III, в результате которого свершился дворцовый переворот, царь был убит, а на трон вступила Екатерина II. Волков уверовал в утопическую легенду о монархине как великой просветительнице народа, в ее слова о театре: «Театр есть школа народная, а государыня в ней старшая учительница».

В начале 1763 Волкову была поручена важная государственная задача: на его плечи было возложено полное руководство работами по созданию грандиозного маскарада« Торжествующая Минерва» — празднество должно было проходить в Москве по случаю коронации Екатерины II. Маскарад должен был оправдать дворцовый переворот, объяснив его как победу справедливости и разума, прославить императрицу как« торжествующую Минерву», покровительницу искусств и просвещения. Но маскарад имел целью и осмеяние социальных язв, беззакония, произвола власть предержащих. Волков в резких контрастных масках сталкивал богатство и бедность, зло и добро, бессердечие и любовь, и не Торжество Минервы-императрицы становилось центром карнавала. В числе государственных пороков были представлены Невежество, Несогласие, Обман, Мздоимство, Спесь, Мотовство, Превратный Свет. В толпе карнавала шли Обираловы и Обдираловы, надменные Кривосуды, плутнеписатели и крючкотворцы, волокитчики и бюрократы XVIII в. Независимо от намерений Екатерины II, маскарад приобретал иной, более грандиозный смысл. Это массовое зрелище было и великой утопией, в которой выражалась народная мечта о «Золотом веке», времени без войн и раздоров, крови и оружия, о равенстве и свободе. Но Маскарад явился и великой сатировой драмой. Великолепная организация массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова, о его умении привлечь творческие силы народа к участию в маскараде.

Огромное напряжение сил, затраченных Волковым, привели к роковому концу. После сильной простуды началась горячка, болезнь оказалась смертельной. В апреле 1763 Волков скончался.

Именем Волкова названы театр(Российский академический), центральная площадь и одна из улиц в Ярославле. В 1975 в связи с 225-летием театра в Ярославле, на площади Волкова воздвигнут памятник первому русскому актеру.

  1. Актеры
  2. София Лорен, настоящая фамилия Шиколоне, родилась 20 сентября 1934 года, в клиники Королевы Маргариты. Мать Софии — Ромильда Вилани, родом из рыбацкой деревушки Поццуоли, приехала в Рим, где стала встречаться с Рикардо Шиколоне. Когда Ромильда забеременела, то Рикардо отказался жиниться на…

  3. В городе ХартфорД, летом 12 мая 1907 года в богатой семье родилась Кэтрин Хепбер. Отец, Томас Норвэл Хепберн, был замечательным врачом, а мать, Кэтрин Марта Хоутон, богатой дочерью местного владельца стекольного завода. Богатые и успешные родители дали отличное образование своим детям.…

  4. Его полное имя - Карлос Луис де Фюнес де Галарза, знаменитый французский актер, родившийся 31 июля 1914 в аристократичной семье Леоноры и ювелира Карлоса, который происходил из испанских дворянин. С самого детства Луи обладал подвижностью и склонностью к дурачеству. Однажды, на…

  5. Одри Хепберн, британская актриса, родом из Брюсселя, где родилась 4 мая 1929 году в семье голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и английского банкира Виктора Джона Хепберн-Растон, получившая имя Эдда Катлин Хепберн ван Хеемстра. У нее были двое старших сводных брата, сыновья…

  6. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Кошка на раскаленной крыше", "Батерфильд, 8" (премия "Оскар"), "Клеопатра", "Кто боится Вирджинии Вульф?" (премия "Оскар"), "Укрощение строптивой" и др. Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Хэмпстеде, в шикарном пригороде Лондона. Одна из легенд рассказывает,…

  7. Бриджит Бардо родилась 28 сентября 1934 года в богатой семье отставного военного. Вся семья Борда жила недалеко от Парижа, в предместье Нейи. Родители Бриджит, как настоящие парижские буржуа, дали своей дочери хорошее образование, в которое вошли занятия классическим танцем и углубленное…

  8. Английский актер. Снимался в фильмах: "Лев зимой", "Гамлет", "Человек-слон", "Чаринг-Кросс Роуд, 84", "Молчание ягнят", "Царство теней", "Никсон", "Амистад", "Остаток дня", "Ганнибал" и др. Филип Энтони Хопкинс появился на свет 31 декабря 1937 года в Маргеме - пригороде Порт-Толбота, Уэльс. Его родители,…

  9. Французский актер театра и кино. Роли в театре: Мишель ("Ужасные родители"), Нерон ("Британник"), Лир ("Король Лир") и др. Снимался в фильмах: "Вечное возвращение", "Красавица и чудовище", "Орфей", "Капитан Фракасс", "Граф Монте-Кристо", "Железная маска", "Горбун", "Фантомас" и др. Жан Виллен-Маре родился 11…

  10. Итальянский актер. Снимался в фильмах: "Белые ночи", "Сладкая жизнь", "8 1/2", "Развод по-итальянски", "Город женщин", "Джинджер и Фред", "Интервью", "Очи черные" и др. Удостоен премии Феликс за творчество (1988). Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1923 года в Фонтана Лири, провинции Фрозиноне.…

  11. Американский киноактер. Снимался в фильмах: "Трамвай "Желание", "Вива, Сапата!", "Дикарь", "В порту" (премия "Оскар"), "Погоня", "Кэнди", "Кеймада", "Крестный отец" (премия "Оскар"), "Последнее танго в Париже", "Супермен", "Апокалипсис сегодня", "Дон Жуан де Марко" и др. Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года…

  12. Американский актер. Снимался в фильмах: "Отныне и вовек", "Татуированная роза", "Сладкий запах успеха", "Элмер Гентри", "Нюрнбергский процесс", "Любитель птиц из Алькатраса", "Леопард", "Поезд", "Профессионалы", "Семейный портрет в интерьере", "Двадцатый век", "Атлантик-Сити", "Шкура" и др. Бертон Стивен Ланкастер, четвертый ребенок в семье…

  13. Шведская актриса. Снималась в фильмах: "Интермеццо", "Касабланка", "По ком звонит колокол", "Газовый свет" (премия "Оскар"), "Стромболи", "Анастасия" (премия "Оскар"), "Убийство в Восточном экспрессе" (премия "Оскар") и др. Среди театральных ролей: Жанна д′Арк, Гедда Габлер, Анна Кристи и др. Ингрид Бергман родилась…

  14. Немецкая актриса. Снималась в фильмах: трилогия "Сисси", "Кристина", "Боккаччо-70", "Процесс", "Людвиг", "Поезд", "Главное - любовь", "Старое ружье", "Сезар и Розали", "Женщина в окне", "Простая история", "Прямой репортаж о смерти" и др. Розмари Магдалена Альбах-Ретти (Шнайдер) родилась 23 сентября 1938 года в…

  15. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Ниагара", "Джентльмены предпочитают блондинок", "Как выйти замуж за миллионера", "Остановка автобуса", "Принц и хористка", "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Неприкаянные" и др. Мерилин Монро родилась 1 июня 1926 года в Дженерал-госпитале Лос-Анджелеса. Настоящее имя…

  16. Американский актер. Снимался в фильмах: "Выпускник", "Полуночный ковбой", "Маленький большой человек", "Соломенные псы", "Ленни", "Марафонец", "Крамер против Крамера" (премия "Оскар"), "Тутси", "Человек дождя" (премия "Оскар"), "Американский баффало", "Сфера", "Отвлекающий маневр" и др. Дастин Хофман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе.…

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ


«ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ»

Русский актер и театральный деятель. Создатель первого постоянного русского театра. Играл в трагедиях А.П. Сумарокова.

Федор Григорьевич Волков родился 9(20) февраля 1729 года в Костроме в купеческой семье. После смерти отца малолетний Федя остался вместе с братьями на попечении своей матери. В 1735 году семья переселилась в Ярославль.

В одном из документов за подписью самого Волкова говорилось, что он "с 741 году по 748 год... находился в Москве в науках". Послал "в науки" 12-летнего юношу его отчим ярославский купец и заводчик Федор Васильевич Полушкин, женившийся на матери Волкова, молодой вдове Матрене Яковлевне, у которой, помимо старшего Федора, было еще четверо сыновей. Так как Полушкин владел серными и купоросными заводами, - обучался Волков, вероятнее всего, у какого-нибудь иностранца-промышленника. По свидетельству биографов, он "в совершенстве изучил в Москве немецкий язык" и говорил на нем "как природный немец".

В Москве популярностью пользовался постоянно действующий публичный городской театр "Немецкая комедия". Волков увлекся театральными представлениями, водил дружбу и знакомство с театральными любителями из приказных, семинаристов и "школьников, которые устраивали игрища". Один из первых биографов актера Н.И. Новиков особо отметил, что Волков "друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать". Одним из таких "немногих" друзей, с которыми Волков познакомился в юности в Москве, стал "малороссийский грек" Николай Николаевич Мотонис, впоследствии уважаемый литератор и известный переводчик.

Тем временем Полушкин принял Федора и его братьев на правах товарищей в свои промышленные предприятия и обязался сверх содержания пасынков наградить их половиной прибыли от заводов и четвертой частью наследства после своей смерти.

В 1746 году Волков был отправлен отчимом в Санкт-Петербург. Там он поступил в немецкую торговую контору. Новиков писал: "Познакомясь с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском Италиянском театре, не упустил он ни одной редкости, которую бы ни осмотрел и ни постарался бы узнать обстоятельно. Более всего прилепился он к театру, и по случаю знакомства, несколько раз видя представление Италиянской оперы, почувствовал желание сделать и у себя в Ярославле театр, дабы представлять на нем русские театральные сочинения".

Волков побывал также и на спектаклях в кадетском корпусе. Увидев трагедию Сумарокова "Синав и Трувор", он пришел в такое восхищение, что "не знал, где был: на земле или на небесах".

В 1748 году умер Полушкин. Волков получил в управление заводы. Он возвратился в Ярославль и, обретя теперь самостоятельность, а также средства, собрал вокруг себя театральных "охотников" из местной посадской молодежи.

Спектакли устраивались в амбаре с каменными сводами, в котором прежде складывались кожевенные товары. На первом представлении 29 июня 1750 года были разыграны две пьесы: драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа", музыку к которой сочинил Волков.

Спектакли в кожевенном амбаре заинтересовали ярославцев. Волков нашел покровителей в среде высшего ярославского общества. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков явились местными меценатами. Они уговорили многих ярославских купцов и дворян сделать пожертвования на устройство более удобного театра. Открытие его относят к началу 1751 года. Дана была опера Метастазио "Титово милосердие", переведенная с итальянского самим Волковым.

Ярославские жители увидели на подмостках также духовные драмы Димитрия Ростовского, некоторые пьесы типа "актов" и "российских комедий", а также совсем недавно напечатанные в Петербурге первые трагедии А.П. Сумарокова. Под руководством Волкова начали играть впоследствии знаменитые русские актеры И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский и другие.

Слухи об этом театре дошли до Петербурга. Императрица во что бы то ни стало захотела их увидеть до наступающего поста, поэтому-то в первые же дни нового, 1752 года курьер объехал всех сенаторов по домам, чтобы те подписали "Указ" об этом, не дожидаясь окончания праздников. И "сенатской роты порутик Дашков" помчался в Ярославль с императорским "Указом".

В этом важном документе говорилось: "...Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволила: ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург... Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги..."

В конце января - начале февраля 1752 года ярославцы во главе с Федором Волковым уже играли перед императрицей и двором комедию "О покаянии грешного человека" Димитрия Ростовского, трагедии Сумарокова "Хорев", "Синав и Трувор" и "Гамлет", причем сам драматург присутствовал среди зрителей.

Федор Волков был "довольно искусный музыкант на многих инструментах", играл на скрипке и клавикордах, а также пел "разные оперные арии", "итальянские арии". Эта музыкальность помогла ему быстро освоиться на профессиональной сцене, причем его сразу же причислили к штату придворных артистов, в так называемую "Итальянскую компанию", тогда как его "сотоварищей" по ярославской любительской труппе (вернее, лучших из них) Ивана Дмитревского и Алексея Попова отдали на обучение в Петербургский кадетский корпус (а остальных "с награждением" отпустили назад в Ярославль). В 1754 году братьев Федора и Григория Волковых тоже зачислили в корпус. Там они должны были обучаться наукам, иностранным языкам, гимнастике.

30 августа 1756 года был издан указ об учреждении государственного Русского "публичного театра" для представления трагедий и комедий; ему было предоставлено помещение в Петербурге на Васильевском острове. Директором театра назначен драматург А.П. Сумароков. Волков, занявший ведущее положение "первого русского актера", помогал Сумарокову в руководстве театром, а в 1761 году заменил его. Он много сделал для укрепления петербургской труппы.

Волков занимал в театре положение первого трагика. С огромным темпераментом он исполнял роли героев в трагедиях Сумарокова - Американца ("Прибежище добродетели"), Оскольда ("Семира"), а также, по-видимому, и роли Хорева ("Хорев"), Трувора ("Сикав и Трувор"), Ярополка ("Ярополк и Димиза"), Гамлета.

Новиков отмечал "природность" игры актера.

По его словам, Волков, зная "театральное искусство в высшей степени", в то же время отступал от эстетических канонов классицизма, не следовал правилам распространенной в то время торжественной декламации. Учитывая особенности игры Волкова, Сумароков писал для него роли, в которых находил блестящее применение неистовый темперамент Волкова и его героическая, вдохновенная манера произнесения стихов. Особенно показательна в этом отношении была роль Марса в "Новых лаврах" Сумарокова. По отзывам современников, с таким же мастерством Волков играл и в комедии.

"Он был значительнейший и лучший актер", - написал о Волкове Я. Штелин, единственный из всех историков театра и его биографов много раз видевший Федора Григорьевича на сцене. Причем Штелин отмечал, что "он играл одинаково сильно в трагедиях и комедиях"; собственный "его же характер был в страстях бешеный".

Д.И Фонвизин говорил, что Волков был "мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным". Выдающийся ум Волкова отмечали Н.И. Новиков и Г.Р. Державин; В.Г. Белинский называл Волкова "движителем общественной жизни", "отцом русского театра" и ставил его имя рядом с именем М.В. Ломоносова.

"Жития он был трезвого, - пишет Новиков, - и добродетели строгой". Федор Григорьевич всего себя отдавал театру и не завел семьи. "Театральное искусство знал он в высшей степени; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант... посредственный скульптор", - вспоминали современники. Его работе приписывают мраморный бюст Петра Великого и картину, написанную масляными красками, на которой он изобразил себя и братьев в сцене из трагедии. Оба произведения, правда, утрачены. Волковым сделаны резные царские врата в Николо-Надеинской церкви в Ярославле и рисунок, по которому устроен иконостас в той же церкви.

Старинная хроника русского театра приписывает Волкову больше 15 различных пьес на бытовые темы. В его комедиях "Суд Шемякин", "Всякий Еремей про себя разумей" и "Увеселение московских жителей о масленице" - действующими лицами являются Шемяка, секретарь суда, купцы, офицеры, слуги, мещане-разночинцы. Из переводных пьес хроника приводит "Магомета" Вольтера, "Эсфирь" Расина и несколько других пьес с итальянского, французского и немецкого языков.

В 1759 году Волков был отправлен в Москву, чтобы "придать существовавшему там театру более правильное устройство". Для возрождения московского театра он выписал несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Человек передовых воззрений, Волков играл видную роль в общественной жизни своего времени. Он примыкал к дворянской оппозиции и принимал участие в свержении Петра III.

В своих записках А.М. Тургенев отмечал: "При Екатерине первый секретный, немногим известный, деловой человек был актер Федор Волков, может быть, первый основатель всего величия императрицы. Он во время переворота при восшествии ее на трон действовал умом; прочие, как-то: главные Орловы, кн. Барятинский, Теплов - действовали физическою силою, в случае необходимости и горлом, привлекая других в общий заговор. Екатерина, воцарившись, предложила Федору Григорьевичу Волкову быть кабинет-министром ее, возлагала на него орден Св. Андрея Первозванного. Волков от всего отказался... По восшествии ее на трон, жил недолго; всегда имел доступ в кабинет к государыне без доклада..."

28 июня 1762 года взмыленные лошади домчали из Петергофа в слободу Измайловского полка карету с великой княгиней Екатериной Алексеевной, которой тут же на плацу полк присягнул на верность как новоявленной императрице Екатерине II. Однако потом ходили слухи, что "второпях забыли об одном: об изготовлении манифеста для прочтения перед присягой. Не знали, что и делать. При таком замешательстве кто-то в числе присутствующих, одетый в синий сюртук, выходит из толпы и предлагает окружающим царицу помочь этому делу и произнести манифест. Соглашаются. Он вынимает из кармана белый лист бумаги и, словно по писанному, читает экспромтом манифест, точно заранее изготовленный. Императрица и все официальные слушатели в восхищении от этого чтения. Под синим сюртуком был Волков..." - эти строки записал со слов А.А. Нарышкина П.А. Вяземский в своей "Старой записной книжке".

В Грамоте о пожаловании братьям Федору и Григорию Волковым дворянского достоинства, в частности, говорилось: "...При благополучном же Нашем на всероссийский Императорский престол вступлении, как вышеупомянутый покойный брат его Федор Григорьев сын Волков особливо, так при нем и он, Григорий, купеческими верными сынами Российскими отличные услуги и верность Особе Нашей оказали, за которые их Нам вернорадетельные услуги, усердие и верность Мы оных Федора и Григорья Волковых в прошлом 1762 году августа 3 дня дворянским достоинством Нашей Всероссийской Империи всемилостивейше пожаловали".

Один из историков дворцового переворота 1762 года Г. Гельбиг, описывая, как сложились судьбы главных его участников, достигших возвышения, о Федоре Григорьевиче отметил следующее. "...актер Волков остался в своей сфере". Знаменитый Д.И. Фонвизин обронил, что Волков "...мог бы быть человеком государственным". Однако он устоял от соблазна такой головокружительной карьеры и вернулся на сцену.

Новиков подчеркивал, что по "учреждении" русского театра Волков показал свои дарования во всем блеске, все увидели в нем великого актера, и слава его была засвидетельствована иностранцами. Подтверждением этого служит его последнее творение - "Торжествующая Минерва", в котором проявились многочисленные таланты Волкова.

Устраивался сей грандиозный театрализованный праздник во время коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II. Происходил он на масляной неделе в Москве, когда по старой русской традиции развлекали народ ряженые. Был заявлен большой маскарад, названный "Торжествующая Минерва". Волков ввел элементы народных скоморошьих игрищ. Стихи Сумарокова "Хор ко привратному свету" Волков положил на мотив народной песни.

Во время этого яркого, радостного театрализованного праздника Федор Григорьевич Волков простудился, получил "лютую горячку" и 4(15) апреля 1763 года скончался "к великому и общему всех сожалению", порадовав зрителей страстной игрой в последний раз 29 января в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира".

Федор Григорьевич Волков был похоронен на кладбище Андроньева монастыря. Однако во время нашествия французов, в 1812 году, монастырь подвергся опустошению, и следы могилы великого актера затерялись...

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Первый русский профессиональный актёр Фёдор Волков : основные этапы жизни и деятельности



Введение

Детство и юность

Знакомство с театром

Театр в Ярославле

Ярославцы в Петербурге

Роли Волкова

Список литературы


Введение


Два века назад, 15 апреля 1763 года, умер человек. Но имя его продолжает жить. С глубоким уважением произносят это имя потомки: Федор Григорьевич Волков.

Говорят, что тот, кто родил ребенка или оставил после себя книгу, - не умирает. У Федора Григорьевича не было детей. После него не осталось книг. Утверждали, что он был сочинителем, но почти все его сочинения исчезли так же, как и его прах. Никто даже точно не знает, где была вырыта для него могила.

Ничего вещественного не осталось от него. Он рано умер - тридцати пяти лет. Он был актером. Актер же не производит материальных ценностей. Актер творит лишь произнесенным словом или жестом. Но слово и жест - мимолетны. И очень долго люди не могли научиться запечатлевать их - целых сто пятьдесят лет после смерти Волкова, до начала XX века, когда завоевал свои права кинематограф.

Но имя Федора Григорьевича продолжает жить в памяти людей, а дела его занесены на страницы истории. Ведь он оставил нам огромное наследие - его деятельность легла в основу первого российского профессионального театра. Создание русского государственного театра было важным этапом в развитии русской национальной театральной культуры.

Исходя из этого целью данной работы является рассмотрение этапов жизни и деятельности Ф. Г. Волкова и выявлении его роли в создании русского национального профессионального театра.

Я поставила перед собой следующие задачи:

анализ детских и юношеских лет жизни, впечатлений от первых встреч с театром;

рассмотрение его деятельности в Ярославле;

выявление роли указов императрицы в становлении русского профессионального театра;

изучение творческой деятельности Ф. Волкова в Российском театре.

В своей работе я использовала следующие методы:

изучение документов, работы Волкова, отзывов и работ о нем его современников;

исследование литературы о Ф. Г. Волкове.


1. Анализ используемой литературы


Историческое значение Ф. Г. Волкова велико. Между тем его жизнь и деятельность изучены далеко не достаточно: у нас нет капитального труда, посвященного его жизни и творчеству. В своей работе я использовала несколько книг, опираясь, главным образом, на четыре из них.

Ф. Г. Волков и русский театр его времени. Сборник материалов под ред. Ю.А. Дмитриева

Составителями этого сборника были просмотрены соответствующие фонды 19 хранилищ бывшего Советского Союза. В сборнике помещены 98 документов и 30 иллюстраций.

Документы систематизированы по тематическим группам, внутри групп расположены преимущественно в хронологическом порядке. Материалы первых двух разделов дают биографические сведения о Ф. Г. Волкове, охватывая ранний период его жизни; в третьем и четвертом разделах характеризуется состояние театра и драматургии в период, непосредственно предшествовавший созданию театра Волковым; в пятом разделе собраны документы о приезде Ф. Г. Волкова с труппой в Петербург; в шестом - об учении Волкова и некоторых членов его труппы шляхетном кадетском корпусе; седьмой раздел посвящен учреждению деятельности русского общедоступного театра, первым актером которого был Федор Григорьевич Волков; в восьмой раздел вошли документы о последней творческой работе Волкова - постановке маскарада «Торжествующая Минерва».

Перечень наиболее важных выявленных, но не публикуемых документов дан в Приложении к сборнику. Там же даются сочинения Ф. Г. Волкова и приписываемые ему; тексты ролей игранных Волковым; биография Федора Григорьевича из «Опыта исторического словаря о российских писателях» Н.И. Новикова; перечень спектаклей, шедших в Москве в годы пребывания там Волкова (1742-1749) и таблица русских спектаклей (1750-1763 гг.).

Большинство документов в сборнике публикуется полностью, однако, в некоторых случаях из документов даются лишь выдержки. Орфография и пунктуация в документах приближены к современным нам правилам,

К. Куликова, Российского театра первые актеры.

Книга посвящена старинному театральному Санкт-Петербургу. Рассказ о судьбе первых православных русских актеров - Ф. Волкова, И. Дмитревского, А. Яковлева, Е. Семеновой - дается на широком историческом фоне жизни столицы России XVIII - первой четверти XIX века,

В основу содержания книги легли журнальные и газетные публикации тех лет, мемуарные свидетельства. При работе над ней также были использованы историко-театральные публикации периодических изданий прошлого века: «Артист», «Репертуар и Пантеон», «Репертуар русского театра», «Драматический вестник», «Ежегодник императорских театров», «Пантеон», «Отечественные записки», «Русская старина», «Русский архив», «Русский вестник» и т. п.

К. Куликова, Кинжал Мельпомены.

Эта книга посвящена основателю русского театра Федору Григорьевичу Волкову. В ней в занимательной форме рассказывается о трудной и замечательной судьбе первого великого мастера русской сцены, описывается атмосфера и быт, окружавшие его, раскрываются особенности актерского искусства XVIII века.

Б. Н. Асеев, Русский драматический театр XVIi-XVIII веков.

Эта книга излагает историю русского театра от его истоков до кона XVIII века. В изложении истории древнерусского театра и театра XVIII века попытался показать своеобразие русского историко-театрального процесса этой эпохи. Главное внимание его обращено па проблемы традиций народного театра в профессиональном театральном искусстве XVII-XVIII веков, на связь театра с русской передовой общественной мыслью, на становлении в драматургии и актерском искусстве XVIII века элементов реализма и народности.

В начале разделов даются краткие обзоры состояния просвещения, литературы и изобразительных искусств. Работа открывается историографическим обзором, который намечает основные этапы изучения русского старинного театра.

К. Евграфов, Федор Волков.

Это художественное произведение, в котором рассказывается о личности Ф. Г. Волкова, которая овеяна многими легендами. Так как Федор Григорьевич оставил после себя очень мало вещественных следов, писателю пришлось многое домысливать, создавать свои версии о тех или иных событиях из жизни Федора Волкова. Это единственная книга, в которой представлена хронологическая таблица «Основные даты жизни и деятельности Ф.Г. Волкова».

волков актер профессиональный театр


2. Основные этапы жизни и деятельности


Детство и юность


Федор Григорьевич Волков родился в 1728 году, 9 февраля. Детство его и юность прошли в старинных русских городах Костроме и Ярославле.

В Ярославль Федор Волков приехал в 1735 году, лет семи от роду. Был он старшим сыном костромского купца Григория Ивановича Волкова, незадолго до этого умершего. Всего у Григория Ивановича было пять сыновей: Федор, Алексей, Гаврила, Иван и Григорий. Трех старших из них и привезла с собой вдова покойного Матрена Яковлевна в Ярославль.

Здесь Матрена Ивановна нашла свое второе счастье: вышла замуж за вдового купца Федора Васильевича Полушкина. Принесла ли она в приданное своему второму мужу какой-либо капитал или нет - неизвестно. Но сам ее новым муж к тому времени уже имел состояние.

Сам Федор Васильевич был уже не молод. Имел двух детей. Сын вскоре умер, а на дочь надежда плоха. Размах же заводского дела требовал и молодой энергии, и физических сил, и знаний. и тогда устремил старый купец все свои помыслы на пасынков, и особенно на старшего, Федора. В доношении Ярославского магистрата Главному магистрату о просьбе Ф. Полушкина перевести пасынков его Волковых в Ярославское купечество (1745) говорится: «Полушкин, кроме означенных своих трех пасынков не токмо ко исправлению заводских дел, но и для произведения купечества своего никто не имеет. Коих де своих пасынков проча, он, Полушкин, для вышеобъявленных польз, приняв еще из самого малолетства сыиовне. И не щадя собственного своего капитала, содержа для обучения их при доме на своем коште учителей, и обучал грамоте, и писать, и другим наукам, також и завоцким произвождениям и купечеству». Полушкин не пожалел денег, чтобы отправить пасынков «доучиваться» в Москву.

По собственным словам Федора Григорьевича Волкова, пробыл он в Москве целых семь лет - с 1741 по 1748 год. Позже биографы гадали, где же он там учился: в Славяно-греко-латинской академии, духовном училище или в какой-либо школе при заводе (такие школы стали функционировать еще со времен Петра I)? Вполне возможно, что именно в заводскую школу и направил его отчим.

марта 1744 года (когда Федору минуло шестнадцать лет) Полушкин подал прошение в ведавшую заводами Берг-коллегию: «И дабы высочайшим с. и. в. указом повелено было сие мое доношение... принять и о бытии со мною в компании вышеписанным пасынком моим дать им е. и. в. указ с прочетом и от служеб их, и от постою дворы их по силе указу уволить.» Таким образом, братья Волковы, ставшие заводчиками, освобождались и от воинской службы и от ряда налогов, и от солдатского постоя.


Знакомство с театром


Еще живя в Ярославле, Волков имел возможность познакомиться с театром и увлечься им. Первыми впечатлениями, зародившими у Волкова интерес к театру и определившими его эстетические вкусы, несомненно, были впечатления от скоморошьих выступлений, от исполнения сказок, былин, устных народных драм. В Ярославле же Федор Волков познакомился и с так называемым школьным театром, на котором семинаристы разыгрывали представления «комедий» на сюжеты из Священного писания.

Ни один из братьев Волковых в семинариях учился. Но, по всей видимости, спектакли школьного театра они видели. Во всяком случае, слышали о них непременно: многие приятели их были семинаристами. И когда Федору Волкову пришло в голову устроить театр у себя дома, то вначале он, конечно, ориентировался и на школьный театр, и на любительские представления «охочих» людей, и на народные гуляния, с их ряжеными и незамысловатыми играми во время торгов и праздников.

По уверениям ряда биографов Федор Григорьевич побывал не только в Москве. Ярославцам мог он рассказать и о Петербурге, куда, по имеющимся свидетельствам, послал его отчим. Там в 1746 году он познакомился с итальянским театром. (Волков познакомился «с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при императорском Итальянском театре».) Там будто бы и свел он знакомство с немецкими актерами - «вольным комедиантом» Гильфердингом и «балаганщиком» Сколярием, труппы которых выступали в России 50-х годов. От них якобы получил немало указаний по театральному искусству, которые тщательно записывал, зарисовывал, запоминал.

«Увидя Никиту Афанасьевича Бекетова в роли Синава, я пришел в такое восхищение, что не знал, где был - на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле», - якобы признавался он позже Ивану Дмитревскому.


Театр в Ярославле


В 1748 году Полушкин скончался. Полушкинские заводы стали называться но имени их новых содержателей: «Федора Волкова с братьями». Вместо того, чтобы полученное наследство употребить на расширение капитала, двадцатилетний Федор Волков стал заметно охладевать к «произведению серы, купороса и краски мумии». Вокруг него собралась молодежь. Товарищи братьев Волковых тоже были не без образования. Иван Дмитревский и Алек- сей Попов до этого какое-то время учились в семинарии, Семен Куклин служил писчиком в ярославской провинциальной канцелярии. Там же дослужились до чипа канцеляриста Иван Иконников с Яковом Поповым.

Все они стали актерами театра, который организовал в Ярославле Федор Григорьевич Волков. Вначале играли в полушкинском каменном амбаре, где построили помост, освещаемый плошками с маслом, и поставили скамейки для «смотрителей». А потом Федор Волков открыл и настоящий театр, в который вложил немало собственных средств. По-видимому, это произошло после указа «имп. Елизаветы Петровны о разрешении устройства частных театров»: «Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица Елисавета Петровна, самодержица всероссийская, сего числа... изустным указом указать соизволила: по прошениям здешних обывателей, которые похотят для увеселения честных компаний и вечеринки с пристойною музыкою или для нынешнего предыдущего праздника русские комедии иметь в том позволение им давать и воспрещения не чинить... Декабря 21 дня 1850 году».

Судя по всему, построить театральное здание помогли ему и другие состоятельные ярославцы. Во всяком случае, первый биограф Ф. Г. Волкова II. И. Новиков на это указывает прямо: «Каждый из них согласился дать по некоторому числу денег на построение нового театра, который старанием г. Волкова и построен, столь был пространен, что мог помещать в себе до тысячи человек».

Театр, созданный Волковым, отвечал потребностям широких демократических слоев населения. Идя на встречу интересам публики, Волков сделал решительный шаг по пути превращения любительских представлений в профессиональный городской общедоступный театр. «Вскоре маленький театр стал тесен для умножающегося числа зрителей, - пишет II. И. Новиков. - Надлежало его распространить или сделать совсем новым». Созданный но инициативе Волкова и при поддержке ярославского населения, театр давал регулярные представления, что требовало наличия постоянной труппы и профессионализации актеров-любителей.

Театр имел в репертуаре современную русскую национальную драму. Это дает основания утверждать, что в Ярославле при поддержке широких слоев населения был сделан большой шаг в сторону создания русского национального театра.


Ярославцы в Петербурге


В 1751 году известие о ярославском театре доходит до Петербурга. 5 января 152 года был издан «высочайший указ»: «...ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова, он же Полушкин, з братьями Гаврилом и Григорьем (который в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Питербург...».

В конце января 1752 года ярославцы прибыли в Царское Село. Работа П. И. Сумарокова «О российском театре от начала оного до конца царствования Екатерины II»: «Их привезли прямо в Царское Село и, когда доложили государыне о приезде их, то и приказано было на другой день представить им Хорева. Они дали етце вслед за сим четыре представления: Хорева в другой раз Синава, Артистоны и Гамлета».

Исполнение ярославскими актерами трагедий сразу после их приезда из Ярославля означает, что эти трагедии были в их репертуаре еще до вызова Ф.Г. Волкова с его театром в Петербург.

В Петербург ярославцы были доставлены 3 февраля и «при дворе... объявлены», как докладывал в своем рапорте императрице генерал-прокурор Н.Ю. Трубецкой. В начале февраля того же года состоялось публичное выступление актеров ярославского театра в Петербурге.

Представления ярославских актеров были непохожи на спектакли французской придворной труппы и кадетов, познакомивших двор со сценическим искусством классицизма. Представления ярославских комедиантов не понравилось избалованной театральными зрелищами императрице. В отличие от «благородной» манеры кадет игра ярославцев, как впоследствии скажет Новиков «была только что природная и не весьма украшенная искусством». Да и сами провинциальные актеры - заводчики да приказные, а то и просто «посадские» люди, - лишенные внешнего лоска и богатой одежды, разительно отличались от ее изнеженного и манерного двора.

Актеры-разночинцы, вышедшие из провинциального демократического театра, должны были подвергнуться взаимодействию дворянской идеологии и дворянской культуры. Наиболее талантливые актеры ярославского театра были отданы на обучение в Шляхетный корпус, где они проходили общий курс преподаваемых там наук, за исключением специальных военных дисциплин. Сумароков и бывшие участники кадетских спектаклей занимались с ярославцами, обучая их «представлению трагедий».

февраля 1754 года Елизавета приказала Федора и Григория Волковых определить для обучения в Кадетский корпус «и во всем как содержать, так и обучать против находящихся ныне в том корпусе певчих и комедиантов» (то есть товарищей Волковых - Дмитревского и Попова), Причем, в отличие от последних, Волковым определялось жалованье: Федору - 100 рублей, а Григорию - 50. С марта 1754 года ярославский заводчик Федор Волков со своим меньшим братом Григорием стали числиться учениками Сухопутного Шляхетского корпуса.

Вскоре, правда, заводчиками они числиться перестали: сводная их сестра Матрена Кирпичева подала прошение в Берг-коллегию, чтобы полученное Волковыми наследство Полушкина передать ей, родной дочери.

Пробыл в Шляхетском корпусе Федор Григорьевич недолго. С января 1755 года он и его товарищи снова начали играть на придворной сцене.


Учреждение русского государственного публичного театра


августа 1756 года от имени императрицы Елизаветы был дан указ правительствующему Сенату: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом, что на Васильевском острову близ кадетского дома. А для оного поведено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и яро- славцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число... Дирекция того Русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову...».

Новый театр стали называть «Российским театром». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, он был общедоступным и давал платные представления, рассчитанные на относительно широкие слои городской публики. Основу репертуара театра составляли русские драматические произведения, преимущественно пьесы Сумарокова. Ядро труппы составили русские профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский и другие. Одной из первых русских актрис была А. М. Дмитревская (Мусина-Пушкина), документальные свидетельства о ее выступлениях в Российском театре относятся к концу 50-х годов. Несколько позднее появилась на русской сцене актриса Т. М. Троепольская.

Елизавета Петровна, издав указ о создании русской труппы, не очень-то расщедрилась на се содержание. На содержание театра было назначено всего 5000 рублей. Из них 1000 рублей шло на жалованье директора, а 250 - надзирателя. Положение, в которое был поставлен неокрепший, не вставший еще на ноги русский театр, оказалось очень тяжелым.

Денег не хватало не только на костюмы, но даже на сальные свечи и плошки. О восковой же «иллюминации», освещающей представления иностранцев, русским актерам и не мечталось.

Федор Григорьевич Волков стал ближайшим помощником директора Российского театра. Вместе с Дмитревским он знакомился с будущими актерами. Федор Григорьевич рисовал эскизы костюмов, занимался бутафорией, помогал репетировать (а может быть, и сам проводил репетиции), являлся основным исполнителем главных ролей.

Взаимоотношения его с Сумароковым были неровными. Федор Григорьевич читал монологи, написанные Сумароковым. Он следовал советам его. Умный и образованный Сумароков был главным учителем и наставником актера. В то же время вечно беспокойный, неуравновешенный характер директора Российского театра приносил немало огорчения Федору Григорьевичу.

Сумароков стоял за простоту в литературном языке, в поэзии и в актерском искусстве. Волков, воспитанный на традициях демократического искусства, на устной народной драме, на традициях городского демократического театра, также стоял за безыскусственность и простоту. Но понимание простоты у них было разное: Сумароков насаждал классицистическую игру, Волков преодолевал классицизм, стремясь к реализму.

Федор Григорьевич Волков не был ни дворянином, ни офицером, не почитался он и как стихотворец. Поэтому вся «черная» работа падала на него.

Репертуар театра в начале 1760-х годов был очень беден. Особенно остро ощущался недостаток комедий, отражающих русскую жизнь. Ставили главным образом трагедии Сумарокова: «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет», «Семира», «Димиза», «Пустынник», играли и комедии: переводные - Мольера, Гольберга, Данкура, Руссо, а также две-три удачных комедии Хераскова и А. А. Волкова.

Театр посещался слабо; объяснялось это тем, что классицистический, особенно трагический репертуар был мало интересен демократической публике, Приобщение русских людей к театру не было легким и безболезненным. Российская труппа имела самых различных зрителе. Одни с жадным вниманием и сочувственным восторгом внимали пылким монологам трагедий и на- смешливым репликам комедий. Другие с наивным любопытством «привыкали» к непонятному им еще зрелищу. Третьи (а их тоже было достаточно) с высокомерным недоверием смотрели на театральные «забавы» и «производивших» их комедиантов.

Нередко во время действий трагедии раздавался неуместный и развязный смех какого-нибудь знатного невежи. В партере без устали грызли орехи и яблоки, а то и «на кулачки» бились. В ложах вооруженные лорнетами дамы и кавалеры часто смотрели не на сцену, а на публику, и громко, не считаясь с актерами, переговаривались между собой.

Уроки, которые получали зрители в театре, приносили свои плоды. Русская публика постепенно приобщалась к сценическому искусству. Под действием театра развивались умы, совершался сложный процесс «катарсиса» - «очищения» самих зрителей через «сострадание» к судьбе сценических героев. В этом с древних времен люди видели цель и назначение искусства.


Роли Волкова


Четверка ярославцев составила основное ядро созданной труппы. Федор Григорьевич пользовался среди них непререкаемым авторитетом. Не только как самый талантливый и ведущий исполнитель главных ролей, но и как старший товарищ - наиболее разумный и образованный.

По учреждении Российского театра Ф. Волков «был в оный назначен первым актером». 1756-1762 годы Новиков называл годами расцвета Волкова- актера. «тогда г. Волков показал свои дарования в полном уже сиянии, и тогда-то увидели в нем великого актера; и слава его подтверждена была и иностранцами: словом, он упражнялся в сей должности до конца своей жизни с превеликою о себе похвалою»

Он поражал своих современников благородной одухотворенностью красивою лица, величавым достоинством манер, и в то же время страстностью актерского дарования. Федор Григорьевич Волков был актером-гражданином в полном смысле этого слова. Он умел вдохнуть подлинную жизнь в пространные и порою излишне многословные монологи своих трагических героев.

Трагическую музу «прелюбезную Мельпомену» Федор Григорьевич по всей видимости, так же, как и Сумароков, ставил выше комедийной музы Талии. Русская комедия того времени осмеивала нравы, людские пороки, но не поднималась еще до острых политических проблем, которые уже ставила трагедия Сумарокова.

Разумеется, комедия была ближе к повседневному быту. Она была понятней простому народу. Кстати, и современники считали Волкова не только трагическим, но и превосходным комедийным актером. И все же славу ему принесли трагические роли. Да и русский театр тех лет вошел в историю прежде всего как театр трагический, театр благородных гражданских чувств и высоких и трагических идей.

Волков играл на сцене роли трагических героев, противостоящих тиранам-властителям, и своей трактовкой ролей вызывал ненависть к тирании и тем самым призывал к борьбе с деспотизмом. Точно известно, что Волков играл роль Марса в «Новых лаврах» и Американца (Индейца) в «Прибежище добродетели» (1759) год. Сумароков эти роли писал для Волкова. По словам Новикова, в «Семире» Волков играл Оскольда. (Все это были роли, согласно делению на амплуа в XVIII веке, трагического героя.) По аналогии можно полагать, что в «Синаве и Труворе» Волков играл Трувора, в «Хореве» и «Гамлете» - заглавные роли. В «Димизе» (названной затем «Ярополком и Димизой») - Острозора (Ярополка).

Роли Волкова в ранних трагедиях, написанных до его приезда, несколько отличаются от позднейших преобладанием личных мотивов над общественными. Хорев, Трувор, Ярополк - молодые юноши - герои-любовники. Пламенная любовь связывает их с их возлюбленными. В «Хореве» и в «Сина- вс и Труворе» любовь эта несчастна, а в «Ярополке и Димизе» развязка благополучна. Во всех этих трагедиях уделяется много места любовным диалогам, полным страсти, отчаяния, безнадежности. И только в роли Гамлета любовная тема отодвинута на второй план; на первом же месте - любящий сын, борющийся с убийцами своего отца.

Из всех ролей Волкова особняком стоит роль Марса. По существу, это длинный монолог, в котором бог войны вещает о победе, одержанной русским оружием в Семилетней войне. Монолог насыщен чувством истинного патриотизма; речь льется неудержимым бурным потоком.


«Торжествующая Минерва», последние дни жизни


В 1762 году происходит дворцовый переворот Одним из участников переворота был Федор Григорьевич Волков. Его участие удостоверяется мемуаристами и документальным материалом,

В дни коронационных торжеств Волков организовывал уличный маскарад «Торжествующая Минерва», используя в нем средства выразительности народных карнавалов, балаганов и гульбищ, скоморошьих игрищ,

В русском быту XVIII века это был не первый уличный маскарад; несколько аналогичных маскарадов было в царствование Петра I они устраивались при праздновании одержанных побед и служили одним из средств политической агитации. Таким образом, уличные маскарады имели свою традицию. Но Волков насытил маскарад новым, необычным содержанием - демократическими идеями, оглашенными во всеуслышание.

«Торжествующая Минерва» была рассчитана на городские массы. Маскарад был приурочен к масленице, то есть сближался с масленичными народными гуляньями и процессиями.

Ф. Г. Волков выступил в этом карнавале в качестве автора, режиссера и руководителя.

Очевидец маскарада А. Т. Болотов писал, что маскарад «имел целью своего осмеяния всех обыкновеннейших между людьми пороков». «Процессия была превеликая и предлинная: везены были многие и разного рода колесницы и повозки отчасти на огромных санях, отчасти на колесах с сидящими на них нагими и разным образом одетыми и что-либо представляющими людьми и поющими приличные и для каждого предмета сочиненные сатирические песни»

Но тот же Болотов добавляет, что песни, певшиеся в том маскараде, «гак полюбились, что долгое время и несколько лет сряду увеселяли ими народ, заставляя вновь их петь фабричных, которые употреблены были в упомянутые хоры и научены песням оным».

Непосредственными участниками маскарада были комедианты, студенты университета и духовной академии, школьники, певчие, разночинцы и фабричные, полковые музыканты, гудочники, рожечники, балалаечники «с рылями и волынками, трубачи, литаврщики» и др.. Не упомянуты лишь композиторы. Вероятнее всего, новые слова были положены самим Волковым на популярные народные мотивы того времени; подобный прием был очень распространен в XVIII и первой половине XIX веков в комических операх и водевилях.

Маскарадные образы Волков заимствовал из самых разнообразных областей. Здесь были образы из античной мифологии: Аполлон, Минерва, Венера, Купидон, Бахус, Силен; исторические образы: Диоген, Гераклит, Демокрит. Здесь были маски итальянской народной комедии: Арлекин и Панталоне. Но наибольший интерес представляли собой образы русской действительности: откупщики, целовальники, ябеды, крючкотворы, Кривосуд, Обиралов, Взятколюб, Обдиралов, скороходы, лакеи, гайдуки, кулачные бойцы, земледельцы и другие.

Участники маскарада шумели, гремели погремушками, пели, играли на различных музыкальных инструментах, смеялись. Все они были разряжены в красочные маскарадные платья и театральные костюмы.

«Торжествующая Минерва» раскрывает мировоззрение и талант Федора Григорьевича Волкова не только как автора, педагога и режиссера, но в особенности как общественного деятеля.

Федор Григорьевич Волков умер 4 апреля 1763 г.; остается неизвестным, где он умер и где был похоронен. Екатерина II в апреле была еще в Москве, где находился и «Кабинет е. и. в.». Следовательно, указ о выдаче денег состоялся в Москве и деньги были выданы в Москве же. Но больной Волков мог находиться и умереть как в Москве, так и в Петербурге.

Н.И. Новиков в «Опыте исторического словаря» (1772) сообщает: «Смерти его, было причиною следующее обстоятельство: он получил повеление вымыслить и расположить публичный маскарад для увеселения народного, который он сочинил под именем Торжествующия Минервы. По приготовлении ко оному платья и машин, по предписанию его, представлен был сей маскарад публичным шествием Генваря 30, Февраля 1 и 2 дня 1763 года. Господин Волков, желая, чтобы наблюден был во оном везде порядок, ездил верхом и надсматривал над всеми его частями, отчего и получил сильную простуду, а потом вскоре горячку; на конец сделался у него в животе ан- тонов огонь, от чего и скончался 1763 года апреля 4 дня на 35 году от рождения, к великому и общему всех сожалению. Тело его с великолепною и богатою церемонною погребено в присутствии знатнейших придворных кавалеров и великого множества людей различного состояния в Андроньеве монастыре...»

Через двести лет там, в Москве, в Андрониевском монастыре был сооружен надгробный памятник Федору Волкову. Но тогда же еще бытовала легенда и о том, что он был похоронен не там, что йотом тело его перевезли в Петербург, и последнее пристанище нашел он на Васильевском острове, около церкви Благовещения... Найденный не так давно современными исследователями материал говорит о другом. Он позволяет полагать, что 8 апреля 1763 года Федор Григорьевич Волков был похоронен не в Петербурге или Андрониевском монастыре, а в московском Златоустовском монастыре, о чем свидетельствует внесенный туда его родственниками большой вклад.



Народное драматическое творчество, ярославский и в особенности московский спектакли, несомненно, оказали большое влияние на зарождение и развитие интереса Волкова к театру.

Знакомясь с народными и церковно-школьными театрами, Волков понимал, какими большими возможностями обладает театральное искусство и потому, надо полагать, при организации своего театра имел в виду не простое развлечение, а создание общественно полезного учреждения.

Дело Волкова измеряется масштабами не города Ярославля, а всей России. Ярославль послужил для Волкова только отправной точкой.

Необходимость создания русского государственного публичного театра диктовалась рядом причин. Национальный театр был нужен для поднятия престижа Российской империи как просвещенного европейского государства. Профессиональный русский театр нужен был и для замены при дворе любительских кадетских спектаклей. Установление государственного театра, доступного и городскому зрителю, могло успешно противодействовать дальнейшему распространению представлений «охочих комедиантов», с трудом поддававшихся цензурному надзору. И такой театр был создан. Не последнюю роль сыграли в этом указы императрицы.

Знакомство с ролями Волкова дает основание считать, что его творчество было тесно связано с прогрессивной для того времени идейной проблематикой классицизма. «Великий актер», как называл Волкова просветитель Новиков, создавал на русской сцене образы, в которых были выражены мысли и чувства передовых людей тогдашней России.

Волков мало прожил, но он успел осуществить мечту своей жизни: высится храм сокровищницы «народного духа» - русского национального театра, и величие его грандиозно и нерушимо, ибо прочно укрепился он на основании, заложенном его великим создателем.


Список литературы


1.Ф. Г. Волков и русский театр его времени. Сборник материалов. Под ред. Ю.А. Дмитриева, - М.: All СССР, 1953 год. - т.2.

2.К. Куликова Российского театра первые актеры. - Л., 1991.

3.К. Куликова Кинжал Мельпомены. - М.-Л.: Искусство, 1963.

4.Б. Н. Асеев Русский драматический театр XVII-XVIII веков. - М.; Искусство, 1958.

5.К. Евграфов, Федор Волков. - М.: Мол. гвардия, 1989. (ЖЗЛ)

6.Л. И. Кулакова, Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. - М.- Л.: Просвещение, 1966.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.