Политический абсентеизм: причины, виды, проблемы, последствия, примеры. Абсентеизм: понятие и определение

- англ. absenteeism, political; нем. Absentismus, politischer. Уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д.

  • - 1) уклонение избирателей от участия в голосовании 2) получение собственником земли дохода без участия в...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - англ. absenteeism; нем. Absentismus. Отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих соц. функций...

    Энциклопедия социологии

  • - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.По-английски: Political absenteeismСм. также: Абсентеизм Голосование  ...

    Финансовый словарь

  • - 1. уклонение от выполнения обязанностей 2. уклонение от работы без уважительной причины, часто это однодневное отсутствие на работе в связи с болезнью, но без посещения врача...

    Большой экономический словарь

  • - 1) отсутствие собственника: форма землевладения, при которой земля отделена от собственника, получающего денежный доход в виде ренты, но не участвующего в обработке и производственном использовании земли...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах...

    Энциклопедия юриста

  • - неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия в них...

    Политология. Словарь.

  • - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме...

    Словарь юридических терминов

  • - 1) отсутствие собственника, форма землепользования; При которой земля отделена от собственника, получающего денежный доход в виде ренты, но не участвующего в обработке и производственном использовании земли...

    Экономический словарь

  • - слово, обязанное своим происхождением известному тяжелому положению Ирландии и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Абсентеи́зм уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц. А. - явление, широко распространённое в буржуазных государствах...

    Большая Советская энциклопедия

  • - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах президента, парламента и др. Обычно составляет около 15% избирательного корпуса...

    Современная энциклопедия

  • - земледельческий, форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли...

    Современная энциклопедия

  • - уклонение от обязанности участвовать, присутствовать для обсуждения общественных вопросов...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ъ уклоненіе отъ обязанности участвовать, присутствовать - для обсужденія общественныхъ вопросовъ. Отсутствіе вообще...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

"АБСЕНТЕИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ" в книгах

Политический театр

Из книги Мой «Современник» автора Иванова Людмила Ивановна

Политический театр Театр «Современник» всегда отражал политическую и общественную жизнь страны. И Галина Волчек это понимала. Поэтому у нас был и спектакль «Погода на завтра» о строительстве ВАЗа, и спектакль о партийной жизни – «Обратная связь». В спектакле «Погода на

Политический проект

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Политический проект Эскиз политического проекта уже представлен. Следует его уточнить. Тимур оказался на стыке двух культур, уже давно друг с другом враждовавших, виной чего еще с древнейших времен была сама их природа - одна оседлая, другая кочевническая. Усугубила

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Из книги Лес богов автора Сруога Балис

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ Политический отдел лагеря не оправдывал своего громкого названия.И он не брезговал побоями, но избивал скорее ради удовольствия и телесной гимнастики, нежели из политических соображений. По правде говоря, это было никому не нужное учреждение не

Политический быт

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Политический быт Внешние и внутренние условия, в каких жил вольный город, укоренили в его политическом быту два противоречия, сообщившие своеобразный характер его политической жизни и не оставшиеся безучастными в решении судьбы его вольности. Я только что указал одно из

АБСЕНТЕИЗМ

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

АБСЕНТЕИЗМ Если местный землевладелец был силен и, что важнее, жил на своей земле, система управления работала без сбоев. Однако в начале XIV столетия экономические факторы этому не способствовали. Падение цен на зерно в сочетании со снижением численности крестьянского

В. Жид политический

Из книги Международное тайное правительство автора Шмаков Алексей Семенович

В. Жид политический

Абсентеизм (земледельческий)

БСЭ

Абсентеизм (уклонение от выборов)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Абсентеизм

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Абсентеизм Абсентеизм (англ. Absenteeism, от absent – отсутствующий) – слово, обязанное своим происхождением известному тяжелому положению Ирландии, и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий. В этом отсутствии видели главную

Абсентеизм

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Абсентеизм АБСЕНТЕИЗМ - Неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах.Для противодействия А. в некоторых странах устанавливают штрафные санкции или иную юридическую ответственность

ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых

Глава 4. Политический роман? или политический детектив?

Из книги В лабиринтах детектива автора Разин Владимир

Глава 4. Политический роман? или политический детектив? - Политика - грязное дело! - с удовольствием говаривают наши политики, погружаясь все глубже и глубже в трясину подковерных войн, борьбу компроматов и т. д. и т. п. Еще грязнее, на наш взгляд, политика международная.

5. Эмоциональный абсентеизм, или холодность

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

5. Эмоциональный абсентеизм, или холодность Утро, которое едва не прекратило брак Тины, началось с того, что у ее отца случился сердечный приступ, оказавшийся смертельным. Ее муж Джин извинился и сказал, что не поедет с ней в госпиталь, поскольку у него очень важная встреча.

Политический ум

Из книги Смертоносный экспорт Америки - демократия. Правда о внешней политике США и многом другом автора Блум Уильям

Политический ум Американские лидеры убедили большинство американского народа в доброжелательности внешней политики своего правительства. То, что им вообще удалось убедить в этом американцев, а также множество других людей по всему миру (вопреки бесчисленным

Политический

Из книги автора

Политический Политический цугцванг Ростислав Ищенко Политика Украина Яценюк 10 апреля Арсений Яценюк заявил о том, что 12 апреля подаст в отставку с поста премьер-министра Украины. Формально отставка Яценюка ещё не состоялась. И Верховная Рада может не проголосовать за

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений.

Абсентеизм - (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) - отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

Политический абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает тем не менее полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов. Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление - отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление - наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.

Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

Абсентеизм -- (от лат. «absens, absentis» -- отсутствующий) -- отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления.

Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм -- уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком.

Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой -- абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Некоторые авторы ставят знак равенства между абсентеизмом и неучастием в голосовании. Думается, это не вполне корректная позиция. Абсентеизм действительно превращается в проблему лишь в том случае, если неучастие в выборах является как минимум показателем отчуждения граждан от политической сферы жизни человека, как максимум - формой пассивного протеста. Другими словами, абсентеизм связывают с неучастием, которое вызывается стойким неверием в то, что с помощью выборов можно решить значимые для общества (себя, индетифицируемой группы) проблемы: недоверием в справедливость подсчета голосов, другими процедурными вопросами, апатией граждан к политике.

Трудовой абсентеизм -- в широком смысле -- вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле -- уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм -- форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Можно выделить следующие положения, наиболее полно характеризующие абсентеизм:

  • 1. Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в «безучастном» (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.
  • 2. Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия «неучастие в голосовании», которое широко применяется социологами и политологами.
  • 3. Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.
  • 4. Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.
  • 5. Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что «молчащие» и «пассивные» составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как «молчаливое большинство».
  • 6. Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики: потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.
  • 7. Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.
  • 8. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.
  • 9. Трактовка электорального поведения (одним из видов которого является абсентеизм), присутствующая в трудах западных авторов, заслуживает критической оценки, ибо является предельно широкой и ставит знак равенства между электоральным поведением и политическим поведением. Между тем, электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не «участием во власти», а ценностно-ориентациошюй деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования. Последнее есть заключительный этап этого ценностно-ориентационного выбора.
  • 10. Концепция «ограниченного электорального участия» не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о «нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп», мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или «меритократией», которые как раз и основаны на участии в политической жизни только «достойных представителей высших социальных страт». При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.
  • 11. Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.
  • 12. Понимание природы абсентеизма, условий его возникновения и тенденций развития, существующие в отечественной научной литературе, также должны быть подвергнуты критическому анализу. Нуждаются в переосмыслении трактовки абсентеизма: а) как своеобразного политического поведения граждан и политических деятелей, проявляющегося в уклонении от участия в различных политических акциях, особенно в выборах государственных органов; б) как равнодушного (апатичного) отношения к политике; в) как формы политического бездействия; г) как показателя роста демократических начал в жизни общества.
  • 13. На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Начало осмыслению феномена абсентеизма было положено еще в конце XIX - начале XX вв. Первыми исследователями абсентеизма были представители Чикагской школы политических наук Ч.-Э. Мерриам и Г.-Ф. Госснел. В 1924 году ими было проведено интервьюирование американских избирателей с целью выяснения мотивов уклонения от участия в выборах. В дальнейшем проблема абсентеизма рассматривалась в рамках исследований электоральных процессов. Исследования в этом направлении вели Г. Лассуэл, С. Верба, Н. Най и др.

Существенный вклад в разработку проблемы абсентеизма внесли П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, В. Макфол, Р. Росси6, а также социологи мичиганской школы: В. Макфол, В. Глазер, В. Миллер, Р. Купер, П. Конверс, А. Вулф, А. Кемпбелл. Последний в своей работе «Избиратель принимает решение» (1954 год) показал, что участие или неучастие в выборах связано с целой совокупностью факторов, которые образуют систему. В рамках исследования влияния социально-экономических условий на электоральное поведение проблема абсентеизма разрабатывалась такими авторами как Э. Дауне, Д. Истон, X. Брэди, Д. Бэхри, Дж. Фереджон, М. Фиорина и др.

Анализ нескольких работ позволяет выделить гипотезу, объясняющую возникновение абсентеизма:

Основная гипотеза. Возникновение абсентеизма как феномена политической практики связано с рядом объективных и субъективных факторов, среди которых главными являются деформации в политической системе общества, падение доверия к институтам государственной власти, уменьшение значимости демократии как ценности для представителей различных электоральных групп.

Гипотезы-следствия:

  • 1. Численность абсентеистов находится в прямой зависимости от типа и уровня выборов.
  • 2. Число лиц, уклонившихся от голосования, тесно связано со значимостью выборов для индивида и той электоральной группы, представителем которой он является.
  • 3. Материальное положение и социальное самочувствие не являются главными факторами, определяющими выбор индивидом абсентеистского типа поведения. Выбор абсентеистского типа электорального поведения определяется в первую очередь причинами политического порядка.
  • 4. Масштаб абсентеизма в различных половозрастных группах различен. Значительную долю абсентеистов составляют женщины в возрасте 30-49 лет, имеющие высокий уровень образования, высокий социальный статус.
  • 5. В среде абсентеистов можно выделить две основные группы, демонстрирующие различные типы электорального поведения: а) группу радикалов и б) группу конформистов.
  • 6. По мере падение роли демократических институтов и выстраивания жесткой вертикали власти количество абсентеистов будет возрастать.

Абсентеизм - это уклонение от участия в политической жизни, бездействие народа, уклонение от своих электоральных функций.

Симптомами такой ситуации в обществе является низкая явка на выборах, низкая партийная активность.

Мне кажется это очень характерно для современной России. Я постоянно слышу от людей такие мнения о политике: "мне это не интересно", "политика - грязное дело", "все равно ничего не изменишь", "там все воры, какая разница кто там у власти, все хороши".

Это вместе с низкой явкой на выборах, вместе с низким уровнем участия нашего общества в политических партиях и политических акциях говорит о том, что в нашей стране наблюдается классический случай абсентеизма.

Причиной абсентеизма в нашей стране можно считать: разочарованность народа во власти и в политике, постоянной пропагандой в различных СМИ и ограничения в свободе слова, общее снижение уровня культуры и образованности общества, конформизм людей, малое количество независимых СМИ, отток (эмиграция) политически активного населения за границу.

Все это ведет к тому, что власть пользуется пассивностью общества и управляет страной без учета мнения народа, часто фальсифицируя различные выборы или манипулирует сознанием через подконтрольные СМИ.

Подобная ситуация наблюдается в некоторых бывших республиках Советского Союза. В-первую очередь это: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Турменистан, Казахстан, Молдова, Беларусь.

История человечества говорит о том, что власть всегда стремилась уменьшить, ограничить права общества на участие в политической жизни. Как мне кажется, исходя из самого определения абсентеизма как о добровольном уклонении от участия в политической жизни можно говорить только в последние 100 лет мировой истории. До этого тоталитарные, абсолютистские, авторитарные режимы всячески ограничивали возможности общества например участвовать в выборах власти. А обществе все эти века боролись за такие права. И только в последние годы у людей появилась сама возможность избирать власть (когда появились демократии) и соответственно уклоняться по собственному желанию от этого права.

Историки говорят, что в Древнем Риме в 3 веке наблюдался абсентеизм. Но вряд ли можно говорить, что у всех римлян были права участвовать в выборах, голосовать. Но многих даже демократических странах был имущественный ценз. Не любой гражданин могу участвовать в выборах, голосовать.

Поэтому если говорить про примеры абсентеизма в мировой литературе следует в первую очередь рассматривать современную литературу.
Из современных писателей на тему политики в современной России много пишет Захар Прилепин. Например, его книга "Санькя" может отчасти служить таким примером. Конечно, там главный герой принимает очень активное участие в политике, но вместе с тем показано общество довольно аполитичное, равнодушное в выборах и политической жизни страны.
Пример из классической литературы - это произведение Салтыкова-Щедрина "История одного города". Там не только показано абсолютно податливое, пассивное и легкоуправляемое общество без всяких политических амбиций, но и показаны истоки этого общества. Очень интересно произведение для любого человека, который хотел бы понять истоки современного российского абсентеизма.
Пример из зарубежной литературы - произведение Оруэлла "Скотный двор". После того, как случается на ферме революции, власть захватывают свинье, которые постепенно убеждают остальных животных фермы отказаться от своих политических прав. Общество "Скотного двора" проявляет абсолютную пассивность в отношении политики. Такое же поведение демонстрируют жители страны Океания в другой книге Оруэлла "1984".

Абсентеизм - крайне опасное для любого общества ситуация. Пассивное, равнодушное общество, уклоняющееся от участия в политической жизни страны - это прямая дорога к тоталитаризму и автократии.

Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме

Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией. Таким образом, можно говорить о том, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Некоторые современные политики отмечают в качестве причины нарастающего абсентеизма простую лень избирателей. Такой аргумент едва ли можно признать убедительным. Причины, разумеется, глубже, серьезнее и требуют специального исследования. Анализ политологов и социологов позволяет выявить следующие причины нарастающего абсентеизма:

  • 1. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения.
  • 2. Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон, т.е. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.
  • 3. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.
  • 4. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя Микова Е. Причины абсентеизма в молодежной среде и возможные способы его устранения [Электронный ресурс] / Е.Микова.- Режим доступа: http://dо.gеndосs.ru/dосs/indеx-38515.html (27 ноября 2013).

Стоит отметить, что эти причины оказывают влияние на все категории граждан. Но молодежь признается наиболее активной социальной группой, однако именно она, как правило, составляет основу современных абсентеистов. Молодой человек 18-25 лет не посещает избирательный участок по ряду причин: взгляд на родителей, индивидуальные интересы, отсутствие веры в силу собственного голоса. Как показывают исследования политологов, социально зрелым и адаптированным к современным условиям жизни общества человек становится к 21 году, т. е. это середина молодежного возраста, после этого рубежа изменить предпочтение, в том числе политические взгляды достаточно трудно. Если представить, что уже сейчас современный молодой человек, достойная часть общества и государства, игнорирует участие в жизни своей страны, посредством выбора представителя власти, то будущая обстановка в этой стране не представляется такой уж безоблачной.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

«Во-первых, низкий уровень политической культуры и политико-правовой грамотности молодежи, которая обусловливает тот факт, что молодежь, особенно та ее часть, что проживает в регионах, не имеет четкого представления о механизмах трансляции своих интересов во власть, а также способах влияния на политический процесс и государственную власть, механизмах контроля за исполнением общественного запроса и т.д. В условиях демократизации и реформирования особенно важно, чтобы население, в частности, молодое, адекватно воспринимало идеологические и иные основания политического курса, принимаемых решений и политических действия власти. Это обеспечивает легитимность, то есть поддержку проводимых реформ. Именно поэтому низкий уровень политической грамотности вызывает или аполитичность, или протестные настроения.

Во-вторых, утрата доверия к государственным органам и процедурам, например, к электоральному процессу. Это происходит, или когда общественный запрос на «входе» не корреспондируется с политическим решением на «выходе», или когда уже сложилась ситуация, согласно которой результаты политического участия молодежи не находят отклика в государственных структурах, за счет чего она теряет веру в то, что способна разрушить этот барьер и что-либо изменить в политической системе или политическом курсе. Кроме того, коррумпированность политической системы как на региональном, так и на общенациональном уровне, содействуют утверждению мнения среди молодежи, что любые важные реформы можно «притормозить» или отклонить, а вместо них будут осуществляться изменения, выгодные политической или экономической элите.

В-третьих, еще сохраняющееся представление о том, что между гражданским обществом и властью нет диалога, а существуют чуть ли не конфронтационные отношения. Это вызвано сформированной за всю историю российского государства традицией, что сильная власть в стране - основной субъект политического процесса, который как законными, так и насильственными методами регламентирует жизнь населения, выбирает и претворяет в жизнь политический курс и производит реформирование. А народ, в свою очередь, является, своего рода, оппозицией государственной власти, которая всегда находится «на периферии» политического процесса и мобилизуется только во время кризиса политической системы (переходные периоды). Именно так формировалась аполитичность, пассивность населения в отношении политики в стране. То есть можно сделать вывод, что эта причина тесно взаимодействует с типом политической культуры. До недавнего времени в России она обозначалась как подданническая, то есть было слабое участие населения в политике, его массовое смирение с тем, что политический курс будет осуществляться государственной властью почти без учета общественного мнения наряду с ожиданиями, что сильная власть удовлетворит все нужды и обеспечит достойный уровень жизни. Однако сейчас, на мой взгляд, идет плавная трансформация подданнической политической культуры в культуру участия (активистская политическая культура). Для верификации данного утверждения нужно сказать, что все больше людей стремится принять активное участие в формировании и реализации политики, независимо от того, какие методы ими избираются - законные или незаконные, позитивные или протестные.

В-четвертых, уже упомянутый уровень жизни молодежи также играет свою существенную роль, поскольку, имея низкий уровень дохода, молодой человек скорее стремится преодолеть свои финансовые проблемы, чем политические. Последние, логично, что отодвигаются на задний план.В-пятых, отсутствие постоянно и эффективно функционирующих социально-политических «лифтов» - то есть тех факторов и механизмов, возможно даже цензов, которые определяющим образом влияют на вертикальную социальную мобильность населения, в данном случае, в политической сфере. Это напрямую связано с рекрутированием новых компетентных членов из социума в ряды политической элиты страны, которое на практике заменяется отбором нового «политического персонала» за счет личных связей или коррупционных махинаций. Еще одна проблема в рамках этой причины - сопротивление старших поколений, прочно занимающих долгое время место в политике, направленное на то, чтобы не допустить молодое поколение к управлению. Чаще всего это объясняется неквалифицированностью новых кадров или их радикалистским желанием изменить политический курс, но основной причиной является боязнь старшего поколения потерять свои посты.

Суммируя все вышесказанное, проблема абсентеизма как одной из базовых вариаций политического участия молодежи в России сейчас стоит достаточно остро, потому что все вышеперечисленные причины сохраняются по сей день» Катушева К. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие [Электронный ресурс] / К. Катушева.- Режим доступа: http://rud.еxdat.соm/dосs/indеx-727397.html (30 ноября 2013). Хотелось бы отметить еще один важный факт. Поскольку институт выборов был привнесен в Россию из западных демократических режимов, которые в первые десятилетия демократизации и модернизации в мире (50-е гг. XX вв.) считались универсальной калькой для построения демократии, он еще не до конца укоренился в нашей стране в силу национальной специфики и исторического развития. Вместо того, чтобы получать поддержку со стороны населения, он скорее пока теряет свою ценность в глазах граждан, что вызвано и коррумпированность, и политическими традициями, и многими другими факторами. Все это приводит к политическому абсентеизму или нарастанию протестных настроений.

Среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса. Для ее устранения требуется повысить активность молодого избирателя, не только ознакомить его с конституционным правом избирать и быть избранным, но и показать механизм реализации этого права. Под правовой активностью следует понимать, прежде всего, свободное, правомерное поведение в части реализации своего субъективного избирательного права. С целью наиболее всестороннего анализа причин молодежного абсентеизма и возможностей его устранения, можно отметить элементы, составляющие части правовой активности граждан - это правовое воспитание, правовая культура и правосознание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере являются важными компонентами социально - психологической регуляции правомерного поведения. Здесь главным является то, что простое знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере. Правовая культура также выступает элементом правовой активности граждан, являясь ее фундаментом. Она выражается в единстве правомерного и социально - активного поведения индивида, его активной жизненной позиции в сфере права, законности и стремления к правопорядку.

Что касается правосознания как одного из элементов правовой активности граждан, то здесь главной является готовность гражданина к процессу реализации правовых норм в своем поведении.

Правосознание учитывает также нравственный и духовный потенциал населения, исторические особенности и характерные черты российского общества. Признается, что граждане сами, исходя из своей общечеловеческой, естественной сущности, должны найти наиболее правильный реальный путь применения правовой активности, в частности, в избирательном праве, где необходимость выбора продиктована уже в определении.

Итак, причин для уклонения от выборов существует достаточно много, но, среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса, что заведомо ведет нас не к лучшему будущему. Необходимо изменить существующий в обществе стереотип, ведь свободные выборы - это не свобода ходить или не ходить на выборы, а свобода выбора среди представленных кандидатов.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения принимаются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты.

На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Одни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дестабилизации политической системы.

Российская практика развития политического процесса свидетельствует о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии.

Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2005 .