С мая по сентябрь. Добрый почин ярославского купца

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник является одним из крупнейших объектов туризма и учреждений культуры Ярославля. Начиная с 1959 года он находится в самом центре города, на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря. Музей обладает богатой коллекцией рукописей, икон, церковной утвари и драгоценных тканей, а также множеством произведений древнерусского искусства. На его территории расположено древнейшее в городе здание - Спасо-Преображенский собор, который датируется началом XVI века. Кроме этого в музей - заповедник входят шесть храмов, которые являются важнейшими в городе памятниками живописи и архитектуры XVII века.

Основателем музея является Андрей Станиславович Петровский – профессор исторических наук. Он был открыт 25 января 1865 года и уже в начале XX века стал считаться одним из крупнейших в России. С 1890 по 1920 год коллекция музея расширялась произведениями древнерусского искусства XV-XIX веков, которые немного позже были представлены на выставках за рубежом - в Англии, Германии, США и Японии.

Посещение ярославского музея – заповедника принесет вам большое эстетическое удовольствие. Он открыт зимой с 9.00 до 18.00, и летом с 8.00 до 20.00.

Музей заповедник Н. А. Некрасова

Литературно-мемориальный музей Некрасова находится в усадьбе, ранее принадлежавшей поэту и сохранившей свой первоначальный вид. На территории музея находятся различные постройки времен поэта и два парка, окружающие усадьбу.

Музей был основан в 1946 году, тогда и была проведена реконструкция усадьбы. В музее регулярно проходят различные экскурсии, в том числе для детей.

Внешний и внутренний вид усадьбы восстановлены полностью в соответствии с XVII-XIX веком, в экспозиции представлены личные вещи поэта, более 15 тысяч книг и журналов, коллекция посуды и другие интересные экспонаты.

Также музей регулярно становится местом проведения театрализованных праздников, посвященных поэту и литературе.

В центре старинного города Ярославля, на месте упразднённого в екатерининские времена мужского монастыря в 1959 году был создан уникальный музейный комплекс, ставший гордостью волжского края. В его экспозициях представлена богатая коллекция икон, церковной утвари, богослужебных облачений и рукописей. Эта поистине бесценная сокровищница получила широкую известность как Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Первые музеи Ярославля

Ярославский музей-заповедник, фото которого представлены в статье, имеет свою предысторию. Началась она в середине XIX века, когда в Ярославле было организовано общество, ставившее своей целью изучение как исторического прошлого края, так и его природных особенностей. Возглавил это начинание профессор Ярославского лицея А. С. Петровский.

Деятельность общества развивалась столь успешно, что в 1865 году на его базе был создан крупнейший по тем временам в России естественно-исторический музей, включавший в себя, кроме памятников старины, обширную коллекцию насекомых.

Тридцатью годами позже там же, в Ярославле, появилась ещё одна весьма интересная экспозиция. Губернская учёная архивная комиссия (именно так она называлась) при поддержке богатых меценатов создала исторический музей, или, как его называли в те годы, Древлехранилище. На момент открытия в нём была представлена лишь сотня предметов старины, но их число столь быстро увеличивалось, что к 1914 году достигло двенадцати тысяч.

Создание единого музейного центра

Когда понемногу улеглись бури, вызванные социальными потрясениями начала века, и жизнь стала входить в свою колею, новые городские власти постановили объединить эти два, чудом уцелевшие, музея. Благодаря этому решению и был создан тот фундамент, на котором с годами сформировался Ярославский музей-заповедник.

Ярославль, как это явствует из истории, всегда входил в число передовых культурных центров России, поэтому в нём имелись все предпосылки для создания крупного музейного комплекса, что и было проделано в двадцатые годы. Кроме тех двух экспозиций, о которых шла речь выше, в него вошли: открытая в 1919 году художественная галерея и научная библиотека. По мере роста музея менялся и его статус - от губернского до окружного.

Ярославский музейный комплекс в 30-е годы

В предвоенное десятилетие Ярославский историко-художественный музей-заповедник был условно разделён на три основных направления своей деятельности. Они включали в себя сбор и изучение экспонатов, связанных с историческим прошлым волжского края, его природы, а также наглядной демонстрацией успехов социалистического строительства - раздела, без которого тогда не обходился ни один музей.

Кроме этих трёх основных разделов, Ярославский музей-заповедник регулярно организовывал передвижные выставки, также выдержанные в идеологическом духе того времени. Они носили главным образом историко-революционный и антирелигиозный характер. Как исключение, в их число включались экспозиции, направленные на пропаганду технических знаний.

Последующие структурные изменения

Официальное название комплекса - Ростовско-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник - вошло в употребление после соответствующего указа Совета Министров РСФСР, изданного в 1959 году. На основании этого документа музей, совместно с Ростовским филиалом, получил в своё распоряжение всю территорию, принадлежавшую некогда Спасскому монастырю и находящиеся на ней постройки. В его ведение были переданы также шесть городских храмов - Богоявления, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, Рождества Христова и Николы Надеина.

В 1971 году, после того как художественный отдел получил административную самостоятельность и отделился Ростовский филиал, музейный комплекс несколько сузил спектр своей деятельности и стал именоваться как Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Рассказывая об этом уникальном собрании памятников русской старины, нельзя не остановиться чуть подробнее на представленных в нём храмах, являющихся выдающимися образцами старинной церковной архитектуры.

Добрый почин ярославского купца

Наиболее древним из тех, что включает в себя Ярославский музей-заповедник, является храм Николы Надина, построенный в 1622 году. Его уникальность заключается в том, что он стал первой каменной постройкой на городском посаде. Согласно легенде (а какой древний храм может без неё обойтись?), построен он был на том месте, где за два года до этого волжская волна прибила к берегу икону святителя Николая Чудотворца.

Нашёл её благочестивый купец Надей Светешников. Он и стал строителем храма, увековечившего это чудо. Значение его поступка заключается в том, что он первый подал пример купечеству, а также простолюдинам, жертвовать на строительства церковных сооружений - прежде средства на это благое дело исходили лишь от князей и монастырских властей.

Пятнадцатиглавый храм

Полстолетия спустя на правом берегу реки Которосли, где находилась когда-то Толчковская слобода, возвели храм Иоанна Предтечи, вошедший в число известнейших шедевров ярославской архитектуры и прекрасно известный современным россиянам по его изображению на тысячерублёвых купюрах 1997 года. Его кровлю венчают пятнадцать куполов, поставленных в честь двенадцати апостолов и Пресвятой троицы.

Особого внимания заслуживает роспись внутреннего помещения, выполненная в 1694 году московскими живописцами Фёдором Игнатьевым и Дмитрием Плехановым, а также внешняя отделка здания, выполненная в изразцовой технике. В 1895 году храм посетил выдающийся русский художник М. В. Нестеров, отразивший затем его черты в ряде своих произведений.

Церковь на волжском берегу

Ещё одним экспонатом, которым по праву гордится Ярославский музей-заповедник, является возведённая на берегу Волги в сороковых годах XVII века церковь Рождества Христова. В число уникальных памятников древнерусского зодчества она входит благодаря своему сложному и удивительному по красоте декору. В неразрывном гармоническом слиянии с ней находится и построенная рядом колокольня.

Деньги, необходимые на её постройку, выделили богатые ярославские купцы - братья Назарьевы. Доподлинно известно, что к этому шагу их подтолкнул своим примером Надей Светешников - создатель первого каменного храма, о котором речь шла выше. Как видно, посеянное им зерно упало на добрую почву. Церковь Рождества Христова знаменита ещё и тем, что была возведена на том самом месте, где в Смутное время ярославцы прятали от поляков чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

Детище купцов Скрипиных

Ярославский архитектурный музей-заповедник невозможно представить и без храма Ильи Пророка, нынешнее здание которого возведено в 1650 году. Издревле на его месте помещалась одноимённая деревянная церковь, построенная, согласно легенде, ещё самим Ярославом Мудрым. Возвёл он её в память о том, как в день пророка Илии на глазах изумлённых людей поборол медведя. Кстати, в честь этого же события им был основан и сам город Ярославль.

Строителями дошедшего до нас храма стали богатейшие волжские купцы Скрипины, также ставшие последователями Надея Светешникова. Их детище получило столь высокую оценку посетившего город Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, что, вернувшись в столицу, он послал в дар братьям частицу ризы Христа, хранившейся в Успенском соборе Кремля.

Храм в честь явления Господня

Не пожелал отставать от своих собратьев по торговле и именитый купец Алексей Зубчанинов - недаром он входил в число самых богатых горожан. На расположенной в центре города Богоявленской площади он возвёл в 1693 году одноименную каменную церковь, также входящую сегодня в Ярославский государственный музей-заповедник.

Этот храм, сложенный из красного кирпича, выглядит необычайно нарядно благодаря венчающим его кровлю многочисленным кокошникам, из которых поднимаются пять купольных барабанов. Привлекательность ему создаёт и изразцовая отделка фасадов. Фрески, украшающие интерьер храма и считающиеся уникальными образцами стенной живописи XVII века, выполнены той же артелью московских живописцев под руководством Фёдора Игнатьева, что трудилась когда-то в пятнадцатиглавом храме Иоанна Предтечи.

Церковь, возведённая на месте пожарища

И наконец, ещё один храм, входящий в уникальную коллекцию образцов старинной храмовой архитектуры, которой по праву славится Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Это Благовещенская церковь, построенная в 1688 году на берегу Волги в Ловецкой слободе, население которой, как нетрудно догадаться по самому её названию, занималось тогда рыбным промыслом.

Любопытным фактом является то, что она была построена на месте одноименной деревянной церкви, ставшей 20 июня 1658 года виновницей страшного пожара, уничтожившего тогда большую часть городских построек. Возведённая как память этого печального события она и сама не раз горела, но, к счастью, более не становилась причиной столь страшного бедствия, как её предшественница.

Несмотря на то что в настоящее время часть храмов, о которых шла речь выше, передана Московскому патриархату, они также включены в программу экскурсий, которые регулярно проводит Ярославский музей-заповедник.

Филиалы ярославского музея

В настоящее время музейный комплекс имеет ряд филиалов. Одним из них является музей «Космос», созданный в селе Никульское Тутаевского района на родине первой женщины-космонавта В. В. Терешковой. Вниманию посетителей предлагается также мемориальный дом-музей знаменитого оперного тенора, народного артиста Республики Л. В. Собинова. Кроме того, желающие могут осмотреть Музей боевой славы, созданный в 1981 году в честь сорокалетнего юбилея формирования 234-й Ярославской дивизии.

Туристический центр - Ярославский музей-заповедник

Ярославль, создавший свой знаменитый музей, в наши дни является одним из наиболее популярных туристических центров России. Ежегодно его гостями становятся миллионы приезжих, которых привлекают на берега Волги как знаменитые ярославские храмы, так и те экспонаты, что собраны в многочисленных залах музея-заповедника.

О том, какое впечатление осталось у них от посещения знаменитого музейного комплекса, красноречиво свидетельствуют записи, оставленные в книге отзывов, а также на принадлежащем музею интернет-сайте и многочисленных форумах, посвящённых туристической тематике.

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (часто его ошибочно называют Ярославскийм кремлем) — крупный культурный комплекс в центре Ярославля. Основан в 1865 году по частной инициативе. Тогда он существовал на многочисленные пожертвования и редкие отчисления из городского и государственного бюджетов.

После революции 1917 года были открыты художественная галерея и музеи, посвященные древнерусскому искусству, книге. Созданный в 1924 году государственный музей объединил их. Тогда же его коллекция стала пополняться конфискованными у дворянства и духовенства ценностями. В 1930-м музей переименовали в краеведческий, в 1959-м — в музей-заповедник. В его состав вошли Спасо-Преображенский монастырь , церкви Ильи Пророка, Богоявления, Иоанна Предтечи и другие. Сегодня в состав включены также различные музеи. Всего 8 филиалов.

Музейная коллекция насчитывает более 300 000 памятников, в том числе предметы из монастырских библиотек, редкие книги, древние артефакты Ярославской земли.

Ярославский музей-заповедник включен в маршрут «Золотое кольцо». Ежегодно его посещает 600 000 человек. С 2005 года является объектом наследия ЮНЕСКО.

При музее регулярно проводятся различные выставки, лекции, мастер-классы, конференции, праздники, фестивали, концерты, научные биеннале, тематические чтения.

Режим работы

Территория заповедника доступна для посещения ежедневно.

С октября по апрель

  • Территория: с 09:00 до 18:00 (касса до 17:30)

С мая по сентябрь

  • Территория: с 08:00 до 20:00 (касса до 19:30)
  • Экспозиции: с 10:00 до 17:45 (касса до 17:00, последний запуск в 17:15, понедельник выходной)

Первая среда каждого месяца — санитарный день.

Коллекции Ярославского музея-заповедника в Ярославле

  • Документальный фонд: документы, печатные издания, грамоты, рассказывающие об истории края с XVII по XXI вв.
  • Фонд личного происхождения: материалы ярославских помещиков (Мусина-Пушкина, Л. Н. Трефолева, К. Ф. Некрасова, Н. В. Скородумова и др.).
  • Естественно-исторические коллекции: зоологические, ботанические и палеонтологические, собранные в ХIХ-ХХ вв.
  • Книги иностранной печати: собрание зарубежных изданий XV—XX вв.
  • Коллекция книг гражданской печати: в том числе единственные в мире экземпляры книг.
  • Коллекция книг кириллической печати XV—XX вв.
  • Коллекция рукописей XIII-ХХ вв.: рукописных книг, кириллических, книг русской гражданской печати, иностранных изданий.
  • Нумизматическая коллекция: более 70 000 единиц хранения.
  • Фалеристика: памятные медали и жетоны ХVIII-ХIХ вв.
  • Фонд драгоценных металлов и камней: в основном предметы из монастырей и церквей, привезенных в том числе из соседних городов.

Как добраться до Ярославского музея-заповедника

Музейный комплекс занимает большую территорию в центре города на площади Богоявления, он ограничен Которосльной набережной, Первомайской и Московским проспектом. Добраться до остановки «Богоявленская площадь» можно на автобусе (4, 4а, 13, 14, 16, 41, 41б, 72), троллейбусе (5, 6).

Если вы приезжаете в город с детьми, об их досуге стоит позаботиться отдельно. Обратите внимание на музеи Ярославля для детей: музей «Музыка и время» , Музей занимательных наук Эйнштейна .

Есть в мировой культуре алмаз необыкновенной ценности – «Слово о полку Игореве». Кем оно было написано – доподлинно неизвестно. А вот где найдено – в том нет тайны - в жемчужине православной архитектуры – Спасо-Преображенском монастыре. В Ярославле. Величественному архитектурному ансамблю, в котором и сегодня чувствуется первозданный дух, мощь ярославской земли уже более восьми веков. Сегодня здесь государственный музей-заповедник, доступный всем тем, кому небезразлична родная культура, и кто просто, любопытства ради, заглянул в приветливо открытые двери заповедника. А посмотреть здесь и полюбоваться есть на что. Русские зодчие строили с любовью.

Три главных храма

Как только переступаешь ворота бывшего мужского монастыря, время совершает невообразимый кульбит: величественные храмы, уникальная роспись, многоярусные аркады галерей, аскетичные щелевидные окна… - XIII-XVI века обступают тебя со всех сторон. Три брата с мудрым спокойствием взирают с высоты золоченных куполов:

Собор Спаса Преображения;

Церковь Ярославских Чудотворцев;

Церковь Рождества Христова (Крестовая).

Собор Спаса Преображения

Главным величают собор Спаса Преображения – древнейший храм, купола которого взметнулись в небо в первые два десятилетия XIII века. К сожалению, на ту пору он был деревянным и сильно пострадал от жесточайшего пожара XVI века. И на его фундаменте был построен белокаменный храм с круглыми окнами на полукруглом прясле стен, широким орнаментом портальных откосов, открытой лоджией-галереей с западной стороны фасада. Восточная же сторона полна монашеского аскетизма – окна-щели, глухие стены. Есть в нем черты Благовещенского Собора Московского Кремля, по образу которого и возводился, и своя особая харизма некой двойственности стилей.

Ярусное чередование объемов, ряды однотипных арок, что опираются на колонны, цветистые росписи добавляет собору изящную живописность. Роспись собора, дошедшая в наше время со средних веков – живой свидетель искусности своих создателей (московских иконописцев Лариона Леонтьева сына, Третьяка, Федора Никитина детей, ярославских художников Афанасия и Дементия Исидоровых – их доподлинные имена и сегодня отчетливо читаются в «клейме» северо-западного столпа): сюжеты Страшного суда с автентичным изображением иноземцев чужой веры в инородных для веры православной культуры чалмах, остроконечных меховых шапках; фрески, где достоверные копии семи вселенских храмов, со высокими звонницами, многоглавыми церквями, восьмискатные кровли моноглавных соборов; аскетичный образ, предсказавшего появление Мессии Ионна Предтечи – сына праведной Елисаветы и пророка Захария; полуфигура Всевластителя, что окружена своими прародителями – невесомая, изящная, поэтичная и вместе с тем экспрессивно насыщенная; живописное изображение прядущей кудель служанки, всадников, несущих благую весь во все города и веси, купание младенца; фрески с изображением небесного покровителя Ярославля – князя смоленского и ярославского Федора Ростиславовича Черного (историческая личность) и сыновей его…

А подле крестом раскинувшегося Собора Спаса Преображения – высочайшая и красивейшая ярославская звонница с церковью Печерской Иконы Богоматери, с расписанным прямо на стене иконостасом. Беседки-ротонды, перекрытые своды аркад, круглый купол – классика церковной архитектуры. На ее звонном ярусе – 18 уникальных колоколов, старшему из которых уже пять веков. А в благовестном колоколе ярославской звонницы более 100 пудов веса! Тому, кто преодолеет сотни ступенек славного столпообразного четырёхъярусного строение, в ротонде и третьем уровне которой с легкостью узнается дух архитектурного романтизма, откроется потрясающий вид на музейный комплекс и город.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Церковь Ярославских Чудотворцев - Феодора, Давида и Константина – которую также величают церковью Входа Господня в Иерусалим. Причина двойственного названия – тот же страшный пожар, что разрушил Собор Спасо-Преображения. До него храм был посвящен Входу Господнему в Иерусалим. После – в подклете нашли мощи святых покровителей Ярославля. Построили на старом фундаменте новый храм и именовали его по-новому. Цоколь же входоиерусалимской церкви сохранился, его и сейчас можно увидеть в подклете

Она – образец классицизма: циркулярные перемычки окон, что окаймлены колонками из белого камня и нарядными кокошниками, просторная трапезная, трехступенчатый полукруглый выступ здания, увенчанный монументальным куполом, парадная белокаменная лестница, крытая галерея, поддерживающаяся шестью точенными колоннами. Церковь примыкает к Собору – северной частью своего фасада. Кстати, с этой же стороны особо внимательные посетители музея с легкостью заметят отголоски XVII века – фрагменты кладки и «катушек».

Крестовая церковь

Крестовая церковь, или церковь Рождества Христова на сегодняшний день – обезглавленный храм. Беда случилась с ней во времена гражданской войны – в 1918 году – строение изрешетили пули и снаряды. Изначально же она была построена в XVI веке, позже здесь появились новые пристройки.

В свое время она была составным элементом трапезной монастыря – до вкушения еды и после нее монахи читали в ней молитвы. Несмотря на то, что когда-то в ее нижнем этаже были кладовые и кухня «поварня», церковь имеет вид непреступной крепости с маленькими окнами-бойницами – времена её возведения были суровые и жизнь монахов – далеко не сахар. Веру православную защищали порой с оружием в руках. Полукруглые уступы стен, уходящие вглубь, поддерживают ощущения защитного сооружения.

И все же при всей ее архитектурной строгости есть особый вид украшений, искусно созданный не изразцовым, а обычным кирпичом – своеобразный орнамент кладки. Кроме того средину и углы цельных, монотонных стен прорезают выступы в виде пилястр, отдаленно напоминающие бревенчатые выступы (очень необычное для каменного здания дополнение по нынешним временам). Церковная трапезная была искусно выложена фресками (фрагменты которой можно увидеть и сегодня). Интересна она еще и своим комфортным обустройством: тепло от кухонного очага по отдушинам поднималась на второй этаж церкви (а он был жилой), еда для монахов и именитых гостей монастыря подавалась через специально проделанные люки-лифты - гениальное техническое решение средневековья!

Здания музея-заповедника

Настоятельские покои – пышный дворец родом из XVII века, не смотря на то, что на нижнем этаже его были когда-то хозяйственные службы. Когда-то здесь останавливались практически все монархи Руси-матушки, что частенько навещали Ярославль. Сегодня здесь выставочные залы и аура таинственности. Кстати, в прошлом веке, во время реставрации церкви был найден клад: не утвари и посуды, летописей и икон, а серебряных монет!

Башни

Кроме трех храмов-братьев, в Спасо-Преображенском монастыре сохранились аскетические кельи монастырской братии, отстроенные в XVII веке (сегодня здесь изумительная по своей красоте и значимости культурная экспозиция) , Западные, Северные, Водяные и Святые ворота (возведенные в XVI веке), Семинарский корпус, Дом ризничего, Трифоновская часовня, башни XVI-XVII веков.

Кстати, изначально последних было шесть. Сегодня их четыре:

Богородицкая;

Михайловская;

Богоявленская;

Угличская.

В Богородицкой глухой, без ворот башне, что была построена в XVII веке в виде неприступной каменной крепости, и сегодня можно увидеть подвал с потайным ходом, по которому монахи беспрепятственно могли передвигаться во время осады монастыря по всему его периметру и надежно укрыться от врагов. Мощные стены с угловыми и срединными выступами, пирамидальный купол, сторожевые вышки, окна бойницы – монахи были не из робкого десятка.

Михайловская башня – восьмигранное строение с лжеокнами. На сложной барочной кровле – золоченный шпиль. Ранний провинциальный классицизм. Функция её скорее декоративная, чем практично-боевая. Но было так не всегда. Когда-то юго-восточный проход к монастырю перекрывала проездная башня Михайло-Архангельского храма.

Богоявленская башня – мини-фортификационное двухярусное строение в псевдоготическом стиле. Двойные ряды стройных высоких окон. Со всех сторон её округлых стен – каменные готические конической формы башенки – контрфорсы с пинаклями. Глубоко врезавшиеся в стену экседры, рустованные стены второго уровня, Появилась она уже в XIX веке – на месте первоначальной, что в XVII веке защищала западные ворота в монастырь-крепость и была, кстати, построена самой первой из ныне сохранившихся.

Угличская башня очень похожа на Богородицкую. Та же мощь, те же сторожевые башни, но она была проездной. Построена она на месте деревянной, что перекрывала дорогу на Углич. Несколько боевых уровней, верхний из которых мушкетный, нижний – пушечный. Средина – место для кипятка или кипящей смолы. И все же суровая мощь дополнена своеобразным мужественным изяществом – крыша галереи, что проходит по всей монастырской стене, опирается на стремительно возносящиеся вверх ярусные ряды.

Святые ворота

Святые ворота тоже относятся к фортификационным сооружениям. Над ними – дозорная вышка, где висел когда-то колокол-набат (и остатки надвратной церковки – до нас дошли только её галереи), внизу два прохода: широкий для конной процессии, узкий – для пеших воинов. С одной стороны – захаб (специальное оборонительное строение, попадая в которое враг оказывался в каменном глухом мешке – со всех сторон глухие стены, сверху – обжигающий кипяток или стрелы). К сожалению, сейчас о нем остались только воспоминания. Внутренняя роспись Святых ворот была украшена фресками, заставляющими каждого вошедшего в монастырь задуматься о суетности бытия: сцены Страшного суда. Эпизодические фрагменты апокалипсиса и сегодня выглядят весьма впечатляюще. А еще здесь стела-памятник «Клятва князя Пожарского» - прорубленное арочное окно в славное прошлое русской истории. Отсюда Пожарский выступал на защиту родной земли. И места, в которых закалялось мужество русского духа стоит навестить сегодня. Каждый уголок музея пропитан историей.

Экспозиции и Музеи

Практически в каждом здании здесь расположилась постоянная экспозиция, либо проходит интересная выставка. Список постоянных экспозиций:

- "Слово о полку Игореве" - экспозиция древних и уникальных книг X - XVIII веков.

- "Природа Ярославского края" - природоведческий музей Ярославской области. Основная часть экспонатов это восковые фигуры и небольшие панорамы, изображающие местную природу.

- "Иконы Ярославля XVI - XVIII веков" - огромная экспозиция икон

- "История Ярославского края" - коллекция предметов, обнаруженных при раскопках в Ярославле. В экспозиции представлены уникальные предметы, которые полностью раскрывают историю города.

- "ЯрмаНка" - экспозиция различных интересных предметов XIV - XIX веков, которые можно было приобрести или повстречать на ярмарке

- "Княжество, уезд, губерния"- эта экспозиция рассказывает о политической, экономической и культурной истории Ярославского края в период с XVI по XIX вв.

- "Сокровища Ярославля" - уникальное собрание ювелирных украшений, а так же предметов роскоши XIV - XIX веков

- "Шестиногие хозяева планеты" - экспозиция, посвященная насекомым, населяющим нашу планету. Огромное собрание самых интересных образцов не только России, но и всего мира.

История Спасо-Преображенского Монастыря

Спасский монастырь считается древним мужским упраздненным монастырем, который был построен в Ярославле и отыграл в нем огромную роль. Непосредственным местом расположения монастыря является Богоявленская площадь возле Московского моста. Он славится сохранившимся на его территории архитектурными памятниками 16-19 веков. Именно здесь обнаружили известное «Слово…» - древнерусское литературное наследие. Покровитель монастыря – князь Константин из Ростова.

- первая половина 13 века

Спасо-Преображенский монастырь для Ярославля сыграл важную роль, ведь очень долго был духовной, культурной и экономической составляющей города. Его основали в 12 веке. В летописях о монастыре речь идет с 1186 года. Изначально он был выполнен из дерева. С 1216 по 1218 года в монастыре впервые функционировало духовное училище, которое позже перевели в Ростов. С 1216 по 1224 года для монастыря ознаменовались строительством Спасо-Преображенского собора, инициатором чего выступил князь Константин.

Образовавшееся Ярославское княжество стало толчком для возведения в 1218 году в юго-восточном углу собора миниатюрной Входоиерусалимской церкви. К сожалению, увидеть ее в наши дни не представляется возможным. Кроме того, в первой половине века монастырь обзавелся собственной большой библиотекой. В связи с этим начались работы по переписыванию рукописных книг.

- 14-15 века

Власти Спасо-Преображенского монастыря духовно наставляли всех князей Ярославля. Такое положение духовников разрешало им оказывать влияние на дела князей, их политические взгляды и при этом удовлетворять свои личные интересы.

В подклете Спасо-Ярославского монастыря неоднократно хоронили удельных князей. В этом месте покоится не только Федор Черный и его дети - Давид с Константином, но и Василий Грозные Очи и местный правитель – князь Александр. Последний был погребен в 1471 году после того, как Ярославль присоединили к Москве. С 1463 года подклет Входиерусалимской цервки хранит мощи Чудотворцев Ярославля. К их числу относится Святой Благоверный князь Федор с Давидом и Константином. В этом же году Иван ІІІ с митрополитом Филиппом заказали у московских умельцев житие Федора Черного. Благодаря житию ярославские чудотворцы оказались в пантеоне всех русских святых и стали самой важной святыней города.

- 16 век

В 1501 году монастырь был разрушен из-за воспламенившегося пожара. Через пятнадцать лет после трагедии монастырь построили снова. В качестве образца были взяты Благовещенский и Архангельский соборы кремля, находящегося в Москве. Сейчас Спасо-Преображенский монастырь считается самым старым строением Ярославля. Его фрески писались с 1563 по 1564 года. Они выступают в качестве древнейшего памятника стенописи в Ярославле, который сохранился со времен Ивана Грозного. В то время возвели первую башню из камня, которую назвали Святыми воротами.

Московские и местные художники для обновленного собора создали огромный иконостас, шестнадцать икон с храмовым образом которого можно увидеть и в двадцать первом веке. В этом же время возвели звонницу, Трапезую палату и Крестовую церковь, а стены из дерева заменили каменными. После этого монастырь стали считать очень укрепленной частью Ярославля. Особое расположение к памятнику архитектуры имел Иван Грозный. Им было пожаловано монастырю 55 грамот, а его сыном - 12.

- 17-18 века

В первой половине 17 века Спасскому монастырю совместно с Ярославским кремлем пришлось выдержать осаду, которую организовал пан Будзило с воеводами Наумова. Длилось это около одного месяца. В 1612 году именно с монастыря отправилось ополчения Минина и Пожарского освобождать Москву.

Весной 1613 года в монастырь радостно принял Михаила Романова, который держал путь из Ипатьевского монастыря в Москву. Будущий царь с этого места отправил грамоту с согласием на престол. Через некоторое время именно он даст монастырю около двадцати жалованных грамот.

С 1621 по 1646 год монастырь обзавелся каменными башнями – Богородицкой, Угличской, Глухой, Михайловской и Водяными воротами. Последняя четверть века ознаменовалась постройкой Келейного корпуса. К концу 17 века монастырю принадлежала огромная территория, и вырос ряд слобод. Спасский монастырь обрел небывалое ранее влияние.

В 18 веке в монастыре открыли Ярославскую духовную славяно-латинскую семинарию. По истечению 30 лет она обучала 300 человек. Во второй половине века монастырь стали называть Ярославским архиерейским домом. Это произошло из-за того, что в Ярославль перенесли кафедру ростовского митрополита. В это время появляются такие постройки, как Семинарский корпус с Церковью ярославских чудотворцев, Смоленской часовней, ризницей.

- 19 век – наше время

В начале 19 века было завершено возведение келейного корпуса, а немного позже отремонтированы святые ворота со стенами. К монастырю по проекту Панькова была пристроена звонница. Именно этот человек занимался реконструкцией одной из стен монастыря. Он хотел сделать грозные укрепления более «благообразными». Благодаря Панькову, грозные башни со стенами стали ложноготическими конструкциями. Они стоят и в наши дни, выполняя декоративную функцию.

Ярославское восстание 1918 года негативно повлияло на целостность монастыря. Через два года было принято решение о реконструкции поврежденных частей монастыря, а несколько позже была разобрана главная часть древних пристроек. В 1918 году прекратил свое существование Архиерейский дом. Территорию монастырь отвели для разных организаций, а некоторые помещения переоборудовали под жилье. Здесь были заведения, в которых проводилось обучение, с военкоматом. Вторая половина 20 века является началом работ, которые предполагали проведение реставрации. С 1959 года и по наш час здесь находится Ярославский историко-архитектурный музей. Сейчас музей посещает большое количество людей.

Адрес: Ярославль, Богоявленская пл., 25

Вконтакте

С 1959 г. музей-заповедник располагается в самом центре города, на территории упразднённого в 1787 г. .

Музею принадлежит богатая коллекция икон и рукописей, драгоценных тканей и церковной утвари, произведений древнерусского искусства.

На территории музея находится древнейшее из сохранившихся в Ярославле зданий - (начало XVI в.), кроме этого в состав музея-заповедника входят 6 церквей, являющихся важнейшими ярославскими памятниками архитектуры и живописи XVII в.

История

12 (25) января 1865 г. был открыт Музей при Обществе для естественно-исторического исследования Ярославской губернии, основателем которого стал профессор естественной истории Андрей Станиславович Петровский.

В 1901 г. Общество было переименовано в естественно-историческое, вслед за чем в музее формируется обширная энтомологическая коллекция. В начале XX в. естественно-исторический музей считался одним из крупнейших провинциальных музеев России.

В 1895 г. при Ярославской губернской учёной архивной комиссии было создано Древлехранилище - исторический музей, для изучению и охраны всего культурно-исторического наследия Ярославского края. Коллекция музея, насчитывающая в 1895 г. 100 экспонатов, в 1914 году увеличилась до 12 тысяч предметов.

В 1924 г. произошло слияние музеев города в единый Ярославский государственный областной музей. В его состав вошли

  • историко-археологический музей (бывшее Древлехранилище),
  • музей древнерусского искусства - художественная галерея (открыта 5 декабря 1919 г.),
  • научная библиотека и
  • естественно-исторический музей.

В 1928 г. музей стал подчиняться Губернскому музейному управлению. В 1929 г. он стал называться окружным, а в 1937 г. - областным краеведческим музеем.

В 1930-е в работе музея были 3 основных направления: изучение исторического прошлого, социалистическое строительство, природа и естественно-производительные силы края.

Кроме основных были созданы историко-революционный, антирелигиозный и политехнический отделы.

В 1938 г. в Ярославском музее Институтом музейно-краеведческой работы был организовал показательный отдел социалистического строительства, на примере которого строились экспозиции в других музеях страны. Активно изучались промышленные предприятия, история рабочего движения, быт деревни, производительные силы региона. Велась большая экспедиционная работа.

С 1934 г. при музее стали создаваться кружки для учащихся. Сотрудники музея проводили лекции на предприятиях, в клубах и колхозах, в 1940-е годы выступали на радио.

Работники музея пытались открыть новые музеи: антирелигиозный в Церкви Ильи Пророка (1938-1941), литературный в церкви Спаса на Городу (1939-1940), архитектурный в церкви Николы Надеина (1939-1940).

В 1959 г. по Постановлению Совета Министров РСФСР на базе Ярославского областного и Ростовского краеведческого музеев, областного художественного музея, музея-усадьбы Н. А. Некрасова в Карабихе был организован Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, разместившийся на территории бывшего Спасского монастыря.

Кроме монастыря в состав заповедника вошли архитектурные памятники - храмы Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Иоанна Златоуста, позднее Рождества Христова и Богоявления.

С 1971 г., после обратного выделения в самостоятельные музеи Ростовского филиала и художественного отдела, музей стал именоваться Ярославским историко-архитектурным музеем-заповедником.

По данным музея, с 2000 по 2009 г. посещаемость музея выросла с 49 до 59 тыс. человек. В этот период ежегодно в музей поступало 2-2,5 тыс. единиц хранения.

Фотогалерея