Что такое пастораль в живописи. Теоретическое осмысление Пасторали. Основные жанровые формы Пастораля

Пасторальный - это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова? Что может называться пасторалью? Какие существуют примеры употребления слова в литературе? Что такое пасторальная музыка? В творчестве каких композиторов встречаются произведения, посвященные изображению сельской жизни или природы?

Значение слова пасторальный

Это, прежде всего, жанр, который используется в различных видах искусства (живописи, музыке, литературе и театре). Его применяют для изображения и поэтизации сельской и мирной жизни человека. Также он соотносится по значению с существительным. Его характеризуют как тихий и умиротворенный. В переводе от французского pastorale (пасторальный) - это пастушеский, сельский.

Пастораль - уникальный жанр

В европейской он существует на протяжении многих столетий. История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру - 23 века. Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Но быстро распространился в других а потом и в иных искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Итак, пастораль - это одновременно и родовая, и видовая жанровая категория. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на "пастушеских" инструментах (свирели и прочих).

Примеры употребления слова в литературе

"Он ехал три километра среди призрачных пустынь и заснеженных вулканов, которые не имеют ничего общего с пасторальными рассветами его долины".

"Кабинет был как и прежде. Его стены были покрашены в однотонный зеленый цвет и никаких пасторальных пейзажей не было и в помине".

"Наемные специалисты засевали и подкармливали почву. Для Джека же пасторальное занятие подравнивания травы было некой терапией".

Как видим, в литературе "пасторальный" - это часто используемое слово, которое применяется в разных речевых оборотах для подчеркивания нужного смысла. Вот еще некоторые удачные и разноплановые примеры.

"Молодой человек, который только проснулся от пасторальных звуков, смог разглядеть промелькнувшего по потолку над его головой".

"Он бродил по удивительному и чарующему лесу, которому он посвятил целую поэму. В ней пасторальные мотивы тесно переплетаются с мифологическими образами и сочетаются с политическими оценками".

"Пасторальную пьесу он превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе".

Пастораль в музыке

Для изображения сельской жизни или природы создаются произведения, которые могут быть малой или крупной формы.

По своим масштабам они тоже бывают разные. Пасторальная музыка имеет характерные черты:

  • Движение мелодии спокойное и плавное.
  • Наиболее часто используется размер 6/8 или 12/8.
  • В мелодии зачастую удваивается терция.

К пасторали обращались многие композиторы. Среди них: И.С.Бах, А.Вивальди, Ф.Куперен, Д.Скарлатти, Л.Бетховен и другие. Пасторальные оперы имеются в творчестве К.Глюка, Ж.Рамо, Ж.Люлли, В.Моцарта, М.Равеля и многих других композиторов.

Шестая симфония Бетховена

Пасторальная симфония в творчестве композитора относится к центральному периоду. Дата ее создания - 1806 год. В этом произведении отсутствует борьба со злодейкой-судьбой. Здесь на первом плане стоят простые события мирской жизни и прославление великой силы природы.

Она посвящена князю Ф.Лобковицу (венскому меценату), который был покровителем композитора. 22 декабря 1808 года симфония впервые прозвучала в Венском театре. Изначально она носила название "Воспоминание о сельской жизни".

Первая премьера произведения была провальной. Оркестр состоял из сборных исполнителей и был невысокого уровня. Зал был холодный, публика в шубах не восприняла сочинение как высокохудожественный образец и не оценила по достоинству.

Пасторальная симфония Бетховена занимает особое место в творчестве композитора. Из девяти существующих только она программная. Она имеет как общее название, так и заголовки непосредственно к каждой из пяти частей. Их количество и отклонение от традиционного четырехчастного цикла также обусловлено программой. Драматическая картина грозы составляет контраст простодушным деревенским танцам и умиротворенному финалу.

Эта симфония является одним из самых романтических Сам композитор писал, что она рисует чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Таким образом, рассмотренный жанр используется в различных видах искусства (живописи, литературе, музыке, театре). К пасторали обращались многие композиторы. Особое место занимает Пасторальная симфония Бетховена, которая является программным сочинением. Она передает чувства, наполненные вдохновением от чудесной окружающей природы и сельской жизни.

Пастораль - (латинское pastoralis, франц. Pastorale — пастушеский, сельский) - литературный, живописный, музыкальный и в театральный жанр, в котором в поэтической форме описывается мирная и простая сельская жизнь.

Пасторалью называют:

1. Пасторальную музыку, представленную большими и малыми произведениями, в которой описывается природа или сельская жизнь. Для музыки пасторалей характерными размерами являются 12/8 и 6/8, плавная спокойная мелодия, которая часто удваивается в терцию. К примеру пасторали написаны Д. Скарлатти, А. Вивальди, Ф. Купереном, И. С. Бахом и другими композиторами. Существует и «Пасторальная симфония», автором которой является Бетховен.

Пастораль – это и название симфонического эпизода в произведении музыкально-сценического жанра, в котором изображена природа (к примеру, пастораль в музыкальном сочинении Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

2. Небольшую оперу, балет, пантомиму, которые описывают идилии сельской жизни. Впервые пасторали появились в XIV–XV веках, им предшествовала классическая опера (французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль продолжала существовать до XVIII–XIX веках (балет Делиба Сильвия, 1876 г., опера Моцарта Король-пастух, 1775 г. и др.). Оперы в стиле пасторалей были написаны К. В. Глюком, Ж. Б. Люлли, В. А. Моцартом, Ж. Ф. Рамо.

3. Буколическую (от греческого «пастух») поэзию античных времен, в которой изображалась жизнь пастухов. Синонимы -идиллия, эклога.

4. Европейскую литературу, описывающую буколическое мировоззрение.

5. Жанр придворного театра, который появился в Италии в XVI века и стал популярен в Западной Европе. Пастораль писали как небольшую пьесу, она часто использовалась в программе праздников в королевском дворе. Эта пьеса описывала сельскую жизнь с галантными пастухами и пастушками, которые имели аристократические манеры, чувства и лексику.

Пастораль по сути была построена не на театральных жанрах (комедии, трагедии), а скорее на «пастушеской» поэзии (как например, Буколик Вергилия). Популярность пастораля говорит нам о косвенных свидетельствах подтверждающих теорию бесконфликтности театра Италии эпохи Ренессанса. В пасторале представлялся особенный, немного украшенный, идеализированный образ мира, который мало связан с реальностью. Как раз пастораль оказалась способной передать единое и гармоничное мироощущение периода Ренессанса, – и по сути уничтожила театральное искусство, представляя спектакль с «живыми картинами». Однако, роль пасторали в теории и истории театра была огромна. В пасторали был окончательно закреплен драматургический канон, разрабатывать который начали в итальянской трагедии периода Ренессанса, а затем ее усовершенствовали теоретические работы французских классицистов: структура состоящая из 5 актов, целостность места, действия, времени, персонажи стали строго разделяться по жанрам.

Мой миленький дружок, любезный пастушок…

Эти слова использованы в песни пастушки Прилепы, она поет это ожидая своего возлюбленного Миловзора. Богач Златогор желает обольстить молодую красавицу предлагая ей несметные сокровища, но он ей не по нраву, она верна своему Миловзору. По этому поводу местные пастушки и пастухи исполняют веселые песни и танцы. Об этом рассказывается в одном из эпизодов пасторали под названием «Искренность пастушки», которая принадлежит к 3-ей картине оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Термин «пастораль» произошел от лат. «пасторалис» (пастушеский). История данного жанра началась еще в Древней Греции и в Древнем Риме, где писатели и поэты пытались найти противопоставление городу и идеализированную жизнь на природе, в которой, как им казалось, существовали простые нравы, искренние чувства и верная любовь.

В XVII-XVIII веках пасторальные сюжеты использовались в поэзии, театре, изобразительном искусстве в кругах аристократии и вреди придворных европейских стран. Большая часть пасторальных сюжетов стала частью старинных опер.

Композиторы использовали пасторали для создания, в особенности в программно-инструментальной музыке, природных образов, которыми по сей день восхищаются люди, они описывали сельскую жизнь, народный юмор и веселье праздника. К примеру, пасторальные картины включены в программу цикла из 4 концертов для оркестра «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен называл «пасторальной» свою шестую симфонию. У каждой из ее частей есть свой заголовок: «Пробуждение чувств радости по прибытию в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое собрание крестьян», «Пение пастухов, «Гроза. Буря». Чувства, которые раскрывают радость и благодарность после грозы».

В начале 20 века М. Равелем был использован сюжет из пасторального романа написанного древнегреческим писателем Лонгом, он создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты для оркестра из которого часто можно услышать в симфонических концертах.

Хотите знать, что такое рапсодия? .

Пастораль

Пастораль

ПАСТОРАЛЬ. - Термин «пастораль» (от латинского pastoralis - «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI-XVII вв.). Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П.
П. XVI-XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI-XVII в.; наделение героев П. психикой, манерами и яз. придворной знати.
Все перечисленные идейно-тематические компоненты П. свидетельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, к-рое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах. В Англии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, П. культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом П. является жанром феодальной реакции, к-рый получает наиболее полное развитие в системе стиля Барокко (см.), реализуя его основные художественно-идеологические принципы.
Но хотя П. и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания феодальной знати XVI-XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растущего капитализма. Отсюда - присущий П. гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. Отсюда же - своеобразный «языческий» колорит П., переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями.
Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр.
Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги (см.). Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец Саннадзаро (см.), автор знаменитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах.
Громадный успех «Аркадии» породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др.). Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма («Ninfa Tiberina» Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др.). Но самое широкое распространение получила драматическая П., развившаяся из диалогизированной эклоги. Пасторальная драма принимает форму то трагедии («Жертва» - «Sacrificia» - Беккари (Beccari A., 1554)), то комедии («Аретуза» - «Aretusa» - Лоллио (Lollio А., 1563)), то пытается возродить античный жанр сатировой драмы («Эгле» - «Egle», 1545 - Джиральди (Giraldi G.)).
Последняя и знаменитейшая ренессансная П. - «Аминта» (Aminta) Tacco (1573) - возвращается вспять, к традициям античной эклоги, порывая с тенденцией к усложнению сюжетной схемы П. Тассо сосредоточивает внимание на утонченном анализе чувств своих героев, воспроизводящих фигуры феррарских аристократов. Сентиментальный идеализм, изящная меланхолия, пронизывающая их речи, резко противополагаясь грубой чувственности буржуазного Ренессанса, уже свидетельствует о совершающемся изменении стилевой системы П. Однако классическая простота, прозрачная ясность слога и непревзойденная гармония стиха Tacco все же заставляют рассматривать его «Аминту» еще в системе ренессансного стиля.
Второй шедевр итальянской драматической П. «Верный пастух» - «Pastor fido», 1590 - Гварини (Guarini) уже вводит нас в круг явлений, типичных для драмы Барокко. Простоте фабулы «Аминты» противостоит запутанная интрига «Верного пастуха», который является уже почти настоящей барочной трагикомедией, сочетающей приемы трагедии и комедии, развертывающей действие по двум параллельным сюжетным линиям, вносящей в словесную ткань элементы орнаментации, расточительной образности, гипертрофии эффектов. От «Верного пастуха» протягивается цепь к основному жанру раннего Барокко - пасторально-мифологической опере, создаваемой Ринуччини (Rinuccini («Дафна» - «La Dafne» - 1594, изд. в 1600)) и в начале XVII в. вытесняющей все прочие «серьезные» драматические жанры.
За пределами Италии П. впервые утверждается в Испании, где находит питательную почву в придворно-аристократическом обществе этой застойно-феодальной монархии («Диана» - «Diana», 1558 - Монтемайора (Montemayor), см.).
Меньшее распространение получает П. в экономически передовой, быстро капитализирующейся Англии («Аркадия» Сиднея, 1580). Наиболее устойчивы традиции П. в английских «масках» (см.).
Во Франции пастораль культивируется также в кругах высшей феодальной аристократии, настроенной оппозиционно к крепнущему абсолютизму (роман Оноре д’Юрфе «Астрея» (D’Urfe H., L’Astree..., 1610-1625)). Громадное распространение получает во Франции пасторальная драма (в первой трети XVII века). Только классицизм кладет этому конец. Пасторальному же роману наносит смертельный удар буржуазный реалист Сорель (Sorel) в своем «Экстравагантном пастушке» (Le berger extravagant, 1627-1628), к-рый явился для П. тем же, чем «Дон-Кихот» был для рыцарского романа.
Наибольшим распространением в XVII в. пользуется П. в экономически отсталой, политически раздробленной, феодализированной Германии. Под непосредственным влиянием пасторальных романов возникают среди немецкой знати сообщества типа «Академии истинных любовников» (1624) и «Пегницких пастухов» или «Цветного ордена» (1644). Большую дань пасторали отдал также Опиц.
Расцвет П. во всех странах Европы завершается в XVII в. В XVIII в. находим только эпигонов этого жанра среди аристократических поэтов Рококо (см.), использующих пасторальную тематику для отмежевания от идей и установок буржуазно-просветительной литературы. Но поскольку пастушеские маски являлись в XVIII в. совершенно застывшими и условными, пользование ими не всегда означало солидаризацию с реакционно-аристократическими тенденциями П. (см. «Итальянская литература»). Совершенно условно также использование тематики П. молодым Гёте («Капризы влюбленного» - «Die Launen des Verliebten» - 1768). Однако по мере укрепления самосознания восходящей буржуазии отмирает постепенно даже такая чисто условная пасторальная тематика, противоречащая реалистическим тенденциям литературы XVIII века.
В России пасторальная поэзия получила распространение в дворянской литературе XVIII века, гл. обр. у сентименталистов и их предшественников.
Фальшивое идиллическое изображение деревни и счастливой жизни на лоне природы занимает весьма большое место в творчестве писателей этого лагеря, начиная с Сумарокова (Майков, Богданович, Карамзин и др.). Однако как самостоятельный жанр П. не выделяется. Примером русской П. (помимо идиллий и эклог, см.) может служить пастушеская повесть в трех песнях графа С. П. Салтыкова «Нина». Довольно широко была распространена в XVIII в. переводная П. (переводы Мерзлякова, Воейкова и др.). Приближалась к так наз. драматической П. и комическая опера XVIII в., зачастую обращавшаяся к пасторальным мотивам («Деревенский праздник» В. Майкова, «Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова и др.). Пасторальную поэзию в более широком смысле найдем и в произведениях первой четверти XIX века у писателей того же лагеря. По мере роста капиталистических отношений, диференциации дворянской литературы и перестройки консервативных дворянских писателей пастораль постепенно сходит на-нет.Библиография:
Кирпичников А. И., Греческие романы в новой литературе, Харьков, 1876; Тикнор, История испанской литературы, перев. Н. И. Стороженко, т. II, М., 1886; Гаспари А., История итальянской литературы, перев. К. Д. Бальмонта, т. II, М., 1897; Корш В. и Кирпичников А., Всеобщая история литературы, т. III, СПБ, 1888; Эйхенгольц М., Предисловие к переводу «Аминты» Tacco, Москва, 1921; Овэтт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Bonafous N., etudes sur l’Astree, P., 1846; Windscheid K., Die englische Hirtendichtung von 1579 bis 1625, Hdlb., 1895; Marsan J., La pastorale dramatique en France, P., 1905; Olschki L., Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1908; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909; Toffanin G., La fine dell umanesimo, Torino, 1920; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Пастора́ль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), произведение европейской литературы 14–18 вв., в котором изображается идиллическая жизнь пастухов на лоне природы. Пастораль, восходящая в первую очередь к античной буколике , включает в себя идиллию , эклогу и пасторальный роман. Появление пасторали связано либо с мечтой автора о мирной и спокойной жизни («Пастораль о нимфе Герцинии» создана М. Опицом в разгар Тридцатилетней войны, в 1630 г.), либо с фрондёрскими взглядами писателя (в романе О. д’Юрфе «Астрея» (1607-27) действительности противопоставлен идеальный галантный мир). Пасторальные мотивы присутствуют в произведениях рококо . В рус. поэзии пасторали писали Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир , В. К. Тредиаковский , А. П. Сумароков .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Пастораль

ПАСТОРАЛЬ , или как прежде называли, буколики - собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков и проч. К П. относятся и деревенские идиллии (см. это слово).

Форма П. может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дал греческий поэт Феокрит (Сиракузы, 3-й век до нашей эры). В его изображении простая жизнь дана без всяких прикрас, со всеми лишениями, как спутниками бедности и тяжелого труда. В том же роде писали греческие поэты II-го века до нашей эры Бион (которого переводили Батюшков и Фет) и Мосх (его стихотворение «Земля и море» переведено Пушкиным). У римлян славились «буколики» Виргилия (I-й век до нашей эры). Здесь уже проявляется стремление противопоставить городской жизни простую и близкую к природе жизнь. Кроме того, Виргилий ставил себе целью прославление Августа и потому поместил в своих «буколиках» много намеков на современную ему политическую жизнь. Поэтому при всей поэтической прелести у Виргилия нет той простоты и естественности, как у Феокрита.

Другое заглавие «буколик» у Виргилия - эклоги (как их и назвал Мерзляков в своем переводе «Эклоги Виргилия» 1807 г.). По буквальному значению слова, эклога - выбор, и первоначально у греков этим именем назывались изборники стихотворений. Попытки теоретиков литературы старого времени выделить признаки эклоги в отличие от других видов П. ни к чему не привели: эклоги и буколики, - термины устаревшие и неупотребительные в новой литературе.

В 1-м веке нашей эры софист и философ Дион Хризостом написал повесть из жизни охотников, в которой показывал, что деревенские бедняки лучше и счастливее богатых граждан. Под влиянием этой повести Лонг (в 4-м веке) написал знаменитый пастушеский роман «Дафнис и Хлоя», вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется «Амето» Боккаччио (1340 г.) - полудрама, полуроман, в которой выведены пастух, охотники, античные божества (нимфы, дриады) и вместе с тем сказывается влияние Данте в том аллегорически-христианском элементе, с каким изображена идеальная любовь Амето. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро «Аркадия» (1541 г.). Автор повествует от своего имени. Именно, под влиянием несчастной любви, он удалился в Аркадию, где поселился в прекрасной долине. Сюда сходились окрестные пастухи для игр и празднеств, описание которых и составляет содержание романа. Все здесь искусственно и не является изображением действительной пастушеской жизни. Однако, успех «Аркадии» был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки. В Италии под влиянием «Аркадии» были написаны пасторали в драматической форме: «Аминта» Торквато Тассо (1583 г. Есть русский перевод М. Столярова и М. Эйхенгольца 1921) и „Pastor Fido“ Гварини (1590). В Испании под влиянием «Аркадии» написан знаменитый пастушеский роман «Влюбленная Диана» Монгемайора (следы этого романа находят в пьесах Шекспира «Два веронца» и «Сон в летнюю ночь»). Оба эти произведения оказали влияние на поэму Сиднея (англ.) «Аркадия» (1580 г.), ставшую любимейшей книгой того времени. Авторами английских пастушеских романов являются еще Грин и Лодж. Шекспир знал пастушеский роман и заимствовал оттуда эпизод Глостера и его сыновей в «Короле Лире». Судьбу Памелы, героини романа Сиднея, воспроизвел Ричардсон (18 век) в своем знаменитом романе «Памела». Наконец, в первой четверти 17 века появился лучший из пастушеских французских романов - «Астрея» Оноро д"Юрфе, написанный, главным образом, под влиянием испанского романа «Диана». Успех этого романа не имел себе подобного, а имя главного героя Селадона сделалось нарицательным. В 17 веке пастушеский роман во Франции уступает место героическому, а затем психологическому и бытовому, а пасторали пишутся более в форме сценических представлений. В 18-м веке большой славой пользовались П. швейцарско-немецкого поэта Гесснера, а во Франции к П. принадлежат некоторые стихотворения Андре Шенье, сумевшего воссоздать дух древних П. У немцев наиболее замечательны пасторальные стихотворения Гебеля.

В русской литературе 18 века П. писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название «эклоги». В 19 веке произведения этого рода давали Княжнин, а позднее Вл. Панаев (на которого Пушкин написал эпиграмму «Русскому Гесснеру»). Далее уже обладающая значительными художественными достоинствами П. «Рыбаки» Гнедича. К П. относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля: Овсяный кисель, Летний вечер, Утренняя звезда и др. П. еще у Дельвига, позднее у Майкова («Рыбная ловля», «Сенокос» и др.). У Кольцова элемент П. становится моментом народной песни.

Славились в свое время пасторальные сочинения французской писательницы Дезульер, переведенные Мерзляковым: «Эклоги г-жи Дезульер».

Особое место занимает поэзия земледельческого труда. Образец ее дал Виргилий в лучшем своем произведении «Георгики » (см.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Пастораль" в других словарях:

    пастораль - и, ж. pastorale f., нем. Pastoral <лат. pastoralis пастушеский. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской или пастушеской жизни. БАС 1. После сего <обеда> играли на большом театре в замке Италианскую… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. pastorale, от лат. pastoralis пастушеский.). Музыкальное сочинение, изображающее прелести природы или пастушеской жизни, характера идиллического. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАСТОРАЛЬ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

Словарь Ушакова

Пастораль

пастора ль , пасторали, жен. (от лат. pastoralis - пастушеский).

1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит. ).

2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз. ).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Пастораль

(франц. pastorale от лат. pastoralis - пастушеский) - литературный жанр, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

Рб: роды и жанры литературы

Род: буколика

Пример: Лонг. "Дафнис и Хлоя" (III в. до н.э.)

* "Распространенная сюжетная схема пасторали такова: любовь галантного пастуха к жестокосердной пастушке или нимфе, перипетии любви, безмерные страдания чувствительного серд-ца и непременно счастливый конец" (И.В. Шталь). *

Словарь музыкальных терминов

Пастораль

(от лат. pastoralis - пастушеский)

1. Опера, пантомима или балет, идеализированно показывающие сцены сельской жизни.

2. Вокальная или инструментальная пьеса, рисующая картины приро­ды или сцены сельской жизни.

3. Пастушья песня.

4. Вставная сцена в опере или другом спектакле, написана в стиле пастораль (1) - напр., пастораль из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.

Шекспировская энциклопедия

Пастораль

литературный и драматический жанр, берущий начало в произведениях античных поэтов (Теокрит, Вергилий). Воспевает жизнь простых деревенских жителей, в особенности пастухов и пастушек. Определяющей чертой пасторали является противопоставление придворной (городской) распущенности и деревенской простоты и праведности, идеализация сельской жизни, подчиненной только природным циклам, и ностальгия по Золотому веку.

Шекспир нередко использует приемы пасторали, но всегда в сложной и полемической манере. Наиболее явственно черты этого жанра прослеживаются в его пьесах *"Как вам это понравится" и *"Зимняя сказка".

Мир Лема - словарь и путеводитель

Пастораль

(от фр. pastorale - сельский) направление в искусстве, идиллическое изображение сельской жизни; "Никакие другие фантазии не очаровывали человечество своей неизменной свежестью на протяжении столь долгого времени, как зовущий вдаль пастушеский рожок и застигнутые врасплох нимфы под шелестящей сенью дерев у журчащих ручьев" (Й.Хейзинга):

* "Но именно так поступает научная фантастика в социологическом плане, когда малюет пасторальные и идиллические утопии". Фантастика и футурология *

* Но опять же - акция таких произведений концентрируется на демонстрации конфликтов, возникающих между человеческой подлостью и высшими сообществами Галактики, об устройстве которых точно ничего узнать невозможно, кроме общих фраз вроде той, что это существа, добившиеся духовной власти над материей либо занимающиеся чем-то вроде йоги, окружающие же их условия нарисованы как пасторально-аркадийскими, так и ни о чем не говорящими мазками (например, Город и звезды А. Кларка). Фантастика и футурология *

Вестминстерский словарь теологических терминов

Пастораль

♦ (ENG pastorale)

(ит.) - кантата или музыкальное произведение, воспевающее жизнь и деятельность духовного лица.

Энциклопедический словарь

Пастораль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский),

  1. жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).
  2. Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
  3. Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

ПАСТОРАЛЬ, пастушеская драма (от лат. pastoralis – пастушеский). Термин имеет несколько значений.

1. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии , но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Первые итальянские пасторали – Эгле Дж.Чинтио, Аретуза Лоллио, Жертвоприношение Беккари. Ранние пасторали подготовили появление наиболее ярких итальянских произведений жанра: Аминта Тассо (1573), Верный пастух Гварини (1590). В Испании в жанре пасторали работали Х. дель Энсина, Л. де Руэда и др. драматурги; в Германии – М.Опиц; во Франции – О.Ракан, Ж.О.Гомбо, Ж.Мерре; пасторальные комедии-балеты писал и Мольер (Мелисерта, Комическая пастораль и др.).

Поначалу пасторали исполняли придворные-любители. Позже в них стали принимать участие и профессиональные актеры. Большое внимание (как, впрочем, и во всех жанрах придворного театра) в пасторали уделялось постановочным эффектам и нарядным пейзажным декорациям.

2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион ). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух , 1775; балет Делиба Сильвия , 1876; и др.).

3. Симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

Татьяна Шабалина