Что такое мечтательность достоевский белые ночи. Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи. Греховность жизни мечтателя, его творческие силы

Образ мечтателя в повести Белые ночи, есть мнение, что это сам Достоевский.

«Белые ночи» - самое сентиментальное произведение Фёдора Достоевского.

Его главный герой - не названный по имени Мечтатель, человек грустный и одинокий. Он однажды встречает девушку Настасью, в которую влюбляется и которая, как кажется, изменит его жизнь в лучшую сторону.

Настасья, простодушная и также одинокая, рассказывает ему свою невесёлую историю - как она живёт с бабушкой, которая не отпускает её далеко от себя и прикалывает булавкой к своему платью, чтобы она не убежала; как она полюбила одного заезжего гостя, который обещал ей через год забрать её из мрачного бабушкиного дома; как она ждала его всё условленное время, а он не явился, хотя и приехал в город.

Настенька решает уйти с Мечтателем, так как видит уже в нём своего спасителя и родную душу. Однако внезапно она встречает того возлюбленного и убегает к нему, бросив Мечтателя. Он снова одинок, хотя и прощает девушку.

Вечно живой, вечно одинокий

Можно сказать, что настоящая жизнь Мечтателя, яркая и чувственная, уложилась в эти несколько ночей, в течение которых он встречался с Настенькой; всё остальное - бесцельные скитания в одиночестве. Мечтатель при этом - персонаж скорее символический: читателю ничего не известно о его семье, образовании, роде занятий. Это отмечали первые критики повести, считая его главным слабым местом произведения.

Тем не менее, они указывали, что в образе Мечтателя просматриваются черты Ивана Петровича - героя будущего романа «Униженные и оскорблённые». Так считал Добролюбов, который в целом негативно оценил повесть. Мечтатель, по его мнению, человек пустой и бесчувственный, если не может отстоять любовь всей своей жизни и уступает неизвестному гостю.

Другие критики по-разному отзывались на повесть:

  • Аполлон Григорьев называл её лучшим творением в стиле «сентиментального натурализма», при том что сам стиль считал нежизнеспособным;
  • С. С. Дудышкин назвал «Белые ночи» одним из лучших произведений, выпущенных в 1848 году; он также отметил, что в нём отсутствуют те недостатки, в которых часто упрекали Достоевского;
  • А. В. Дружинин также высоко оценил повесть, хотя и отметил, что в ней не хватает подробностей и более полного раскрытия характеров.

Сам автор назвал это произведение «сентиментальным романом», ведя рассказ от имени самого героя, молодого человека с широким и богатым внутренним миром, склонного к мечтательности и идеалистическому восприятию окружающей его жизни.

Юноша готов подарить свою искреннюю любовь и преданность любому человеку, которого он встречает на улицах Петербурга, хотя окружающие даже не подозревают об его существовании. Он радуется чужому позитивному настроению, видя, что другие люди «веселы», в то же время он «хандрит», если они внезапно «затуманятся».

Парень также испытывает самые нежные чувства даже к присутствующим в его повседневной жизни неодушевленным вещам, утверждая, что ему и «дома знакомы». По его мнению, они словно интересуются здоровьем мечтателя и его судьбой, молодой человек живет в мире собственных фантазий, создавая личное восприятие мира и особую действительность в своем воображении.

В один из вечером молодой петербуржец случайно встречает на улице самую обыкновенную девушку, в которой он видит удивительную, «прекрасную незнакомку». К тому же у него появляется возможность защитить ее от бесцеремонных приставаний некоего мужчины, и юный поэт немедленно влюбляется в это создание, точнее, в тот образ, который он придумывает для себя сам. По его словам, он уже не раз испытывал пылкие чувства к «идеалу», который «снится во сне».

В то же время наивный романтик отличается не только склонностью к постоянному погружению в свои мечты, он также является и человеком действия. Полюбив с первого же взгляда девушку по имени Настенька, хотя юноша абсолютно не знает ее, он тут же старается прийти ей во всем на помощь, в том числе и добиться счастья с человеком, к которому неравнодушна его новая знакомая. Он понимает, что для него станет настоящей трагедией день, когда Настенька свяжет свою судьбу с другим, и эта катастрофа действительно происходит с простодушным, почти не знающим реальной жизни мечтателем.

Девушка на самом деле решается оставить его, хотя прежде уже обещала стать его вечной спутницей. В своем последнем письме Настенька горячо просит «не оставлять ее», утверждая, что в «эту минуту» искренне любит молодого жителя Петербурга, и обещая обязательно «заслужить» и ответное сердечное расположение с его стороны.

Многие критики считают, что этот герой Ф.М. Достоевского просто не смог полностью реализовать самого себя и свою по-настоящему богатую натуру в своих первых реальных отношениях с представительницей противоположного пола. Но для человека, воспринимающего мир с такой романтичной, идеалистической и в то же время печальной точки зрения, любовь, скорее всего, могла быть лишь весьма красивым, пронзительным, но несчастливым чувством.

Юноша сам называет себя «мечтателем», у которого очень мало «действительной жизни». Однако едва ли он сумел бы спуститься к реальности из своего возвышенного мира, существующего в его воображении, и начать думать и чувствовать так же, как это происходит с обыкновенными мужчинами.

Для современных читателей данный персонаж может показаться чересчур оторванным от подлинного, живого мира, его непрактичность и нежелание хотя бы попытаться бороться за возлюбленную способны вызвать явное раздражение. Но при изучении этой повести невольно возникает вопрос, существуют ли на самом деле подобные люди, встречаются ли они и сегодня. Завершающие строки произведения о «целой минуте блаженства», которой, по мнению главного героя, будет достаточно для «всей жизни человеческой», не могут оставить безучастными, странный и наивный мечтатель неминуемо вызывает симпатию, сочувствие и даже восхищение своей исключительностью и непохожестью на других.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы... Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах... Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда

Она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами...»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.