Обучение детей музыкальной грамоте. Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте. Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

наталья попович

Нравственное воспитание - один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Родине. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города , о культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям - это скучно, гораздо интереснее, когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Кто-то подумает, что это сложно, ведь не у всех есть швейные машинки, но, уверяю вас, сделать чудесный костюм можно и без машинки , главное, чтобы было огромное желание и терпение ну и,конечно, творческое воображение (как нам без него) . Предлагаю подробную технику выполнения куклы в праздничном русском народном костюме из простых , подручных материалов без использования швейной машинки.

Используемые материалы :

Ткань : красный атлас, белый капрон или любой белый материал

Тесьма декоративная, жаккардовая,

Нитки, иголка,

Проволока,

Метр, карандаш, ножницы, клей-пистолет.

В детском саду я взяла куклу , вымыла её, расчесал - и получилась у меня вот такая красавица :

Затем приступила к реализации своего плана. Так как швейной машинки у меня нет, шила все руками. Если что-то не так, не судите строго.

Наш народный костюм будет состоять из нижней белой сорочки с отделкой, трусов, верхнего красного платья (сарафана) и кокошника.

Идею выкройки кофточки взяла дома : у меня две девочки и, естественно, у них есть куклы , взяла одну из кофточек и расшила (потом сшила её обратно, пока мои девчонки этого не видели, иначе была бы трагедия мирового масштаба, сделала выкройку из бумаги по размеру моей куклы , затем перевела ее на материал. Получилась вот такая деталь.

Чтобы выкройка не двигалась, закрепляем её иголками и обводим.


Переводим выкройку справа, затем переворачиваем и обводим левую часть. Вырезаем деталь. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу . Думаю, получилось неплохо. Деталь единая, сшиваются только боковые швы, но сшивать будем позже, когда сделаем рукава.



В отделке воротника я использовала красную тесьму, (хорошо, что сейчас с выбором данного материала нет проблем, что понравилось, то и купила) просто пришила её по кругу, и получился воротник-стойка.


Так же как и на рубашке, на рукава пришиваем тесьму, предварительно сняв мерки с руки куклы :


Описываю свои действия подробно, может, кому и пригодится данный материал. Идем дальше : втачаем рукава в рубашку и сшиваем её (рубаху) и рукава, можно примерять на куклу . Застежку на рубашке не делала, просто запахнула её и все, расстегнуться ей не даст сарафан. Получилась вот такая красота…


Переходим к шитью самого сарафана. Измеряем рост куклы и отрезаем прямоугольник с учетом будущих складок на сарафане.

Выбираем цветовую гамму украшений. Я выбрала жаккардовые и декоративные тесемки, так как для меня это проще, потому что их можно незаметно приклеить термо-клеем. Накладываем на материал тесемочки и ленточки, приступаем к работе. В начале тесемки посадила на клей (точечно, вот только фото не сделала, чтобы они не ездили по материалу, затем пришила.

Сшиваем деталь, но не до конца, оставляем место для будущей застежки.


Регулируем длину по верху, так как низ уже отделан. Делаем необходимые сборки по фигуре. У нас сарафан, поэтому притачиваем к верху юбки пояс и лямки, можно примерять. Для пояса и лямок использовала, такую же тесьму, как и на самом сарафане. Застежку пришиваем после того, как примеряли сарафан. В качестве застежки использовала кнопку, можно пришить липучку, даже, наверное, получиться еще и лучше (я так думаю) . Вот такой сарафан у меня получился.

Плавно, мы дошли до последнего изделия – кокошника.

Здесь нужна фантазия,за основу берем проволоку, но не очень толстую, чтобы кокошник был гибким. Обмеряем голову куклы и скручиваем вот такой каркас.

Чтобы кокошник держал форму, нужно обтянуть его чем-то прочным. Атлас – материал легко мнущийся, наклеивать его на картон не хотелось. Идею мне подсказала коллега, делюсь ею с вами : у каждой хозяйки, наверняка, найдется дома желатин, разводим его и замачиваем в нем материал (желатин брала листовой, его проще использовать, растворила в небольшом количестве воды две пластинки, после чего сушим на ровной поверхности., получается просто отлично. Во – первых, материал стал практически как картон, во – вторых, перестал распускаться по краям, ну и, в – третьих, выкраивался просто чудесно!



Когда материал готов, переходим к следующей фазе нашей работы : при помощи термоклея фиксируем наш каркас на материале.



С обратной стороны делаем все точно так же, но вырезаем немного больше нашего кокошника, чтобы было проще и незаметнее наклеить декор по кругу.

Для декорирования я использовала тесьму из паеток. При украшении даем волю фантазии и получаем вот такую красоту :




Наш кокошник готов, можно наряжать красавицу.

О главном я забыла, нижнее белье делается просто : делаем выкройку по кукле , вырезаем и сшиваем по бокам и середине (фото, к сожалению, я не сделала, можно сделать из белого детского носка, так еще проще, сшивается только середина, думаю, вы разберетесь с этим сами.

Главный момент : наряжаем нашу красавицу и получаем массу удовольствия от проделанной работы! Я думаю, получилось даже отлично, не хуже куклы , купленной в магазине.

Всем успехов и творческих идей в реализации своих проектов!

Кукла - это самая древняя игрушка. Изначально они изготавливались как предмет поклонения богам. Однако дети склонны приспосабливать разные предметы под игру. И все, что попадает к ним в руки, быстро превращается в тематических героев. Еще наши далекие прабабушки отметили эту тягу малышей, и стали мастерить для них разные поделки. Народная игрушка своими руками изготавливалась достаточно просто, это мог быть кусок камня или дерева, кукурузный початок, пучок соломы, перетянутый полоской ткани.

Немного истории

Первые упоминания о кукле в привычном для нас образе встречаются в египетских манускриптах в 20 веке до н. э. Они вырезались из дерева и украшались росписью. Вместо волос были нитки, украшенные деревянными бусинами. Древняя Греция еще более развила культ изготовления игрушек. Причем именно в это время куклы стали предназначаться для девочек. Они играли с ними вплоть до замужества, а затем дарили богам в знак того, что уже выросли.

Кукла на Руси

Здесь народная игрушка своими руками изготавливалась с незапамятных времен. Причем изначально кукол делали без лица. Считалось, что таким образом вы оживляете фигурку, а какой она будет, доброй или злой, предсказать невозможно. Лишь позднее народные мудрецы стали делать куклы с различными выражениями лица. Но они предназначались не для игры, это были обереги. Народная игрушка своими руками делается из самых разных материалов. Сегодня мы рассмотрим изготовления из разных материалов, чтобы каждый из вас смог сделать маленькую радость для своего малыша, или вместе с ним.

Символ России

Уже сложно даже вспомнить, когда появилась матрешка. Это первая развивающая народная игрушка. Своими руками их делали мастера по дереву, народные умельцы, а женщины раскрашивали затейливыми узорами. Позднее появились новые техники. Например, с помощью папье-маше можно изготовить аналогичную матрешку, но только дома и без специальных приспособлений.

Вам потребуется только пластилин, бумага, клей и много свободного времени. Из пластилина выполняете фигурку, похожую по форме на матрешку. Потом начинаете обклеивать ее кусочками бумаги слой за слоем. Потребуется не меньше 20 слоев, чтобы конечное изделие хорошо держало форму. После этого аккуратно разрезаете матрешку, вынимаете пластилин и склеиваете шов. Остается только высушить, раскрасить фигурку и готова народная игрушка. Своими руками она выполняется довольно просто.

Тряпичная кукла

Наиболее часто на Руси делали Для этого не нужно специальных знаний и умений, а в ход пойдут все подручные материалы. Впервые поделка из ткани, а точнее ее фрагменты, была найдена при раскопках, датируется она 2 веком до н. э. Это была исключительно обрядовая кукла. Со временем эта практика перекочевала в крестьянские семьи, поскольку денег на приобретение авторских у них не было. Однако нельзя отказать в мастерстве женщинам на Руси, они делали потрясающие народные игрушки. Куклы могли быть самыми простыми, изготовленными из пучка травы с косынкой из лоскутка, но порой женщины делали для них расшитые наряды, обвязывая кружевными узорами при помощи крючка. Поэтому такие игрушки можно было смело отдавать на выставку.

Забытое искусство

Мы немного подробней поговорим о том, как делается народная игрушка своими руками. Мастер-класс поможет вам проявить свою фантазию, и создать эксклюзивный шедевр. Для пошива вам потребуется натуральная ткань. Лучше всего выбирать лен, бязь, сатин или ситец. Они недорогие и не требуют специального навыка для обработки швов. Ткань понадобится двух расцветок, для тела и одежды. Очень хорошо, если материал не будет линять. Кроме этого нужны нитки в тон, ножницы и пуговицы для глаз, ленты и кружева для отделки. Наконец, по желанию, можно сделать кукле волосы из толстой нити. Самая простая выкройка - это круг, от которого расходится к низу колокол, из-под которого выглядывают ноги. Не забудьте сделать и ручки-колбаски.

А дальше - простор фантазии для вас. Вырезаете из ткани две половинки, не забывая оставить немного места на швы. Сметать их можно на машинке, вывернув наизнанку. Затем выворачиваете на лицевую сторону и аккуратно набиваете подручным материалом. Это может быть сено, вата, отрезки ткани, синтепон, все, что найдете дома. Остается закрепить руки и ноги на подходящих для них местах.

Теперь дело за малым. Пришиваете пуговицы, делаете из красного бантика губы, оформляете прическу или просто снабжаете куклу косынкой. Из любого лоскута делаете нарядный сарафан, обшиваете его кружевом и ленточками. Не обязательно делать готовую заготовку, просто вырезайте из ткани прямоугольник, немного присборьте и пришейте к телу куклы. Бретельки оформляют в виде кружевных полосок.

Дымковская игрушка

Это еще один яркий представитель русского народного творчества. На тематических ярмарках именно эти фигурки пользуются неизменным вниманием гостей. Игрушки из глины мало приспособлены для игры, но они отлично украшают собой декоративную полочку. Для производства фигурок применяется красная глина с добавлением мелкого песка. Однако если вы хотите попробовать делать подобные произведения дома с детьми, то подобный состав можно и не найти. Однако выход есть. Фигурку можно слепить из пластилина, а сверху нанести смесь муки и клея ПВА. Однако можно использовать и акриловый, художественный грунт. Он легко наносится на пластилин, не скатывается и быстро сохнет.

Игрушки из глины замечательны еще и тем, что открывают простор для творчества, ведь получившихся лошадок, собачек и человечков можно украшать затейливыми узорами при помощи кисточек и красок. Это крайне увлекательно. А для закрепления результата можно использовать лак в баллончиках. Он быстро сохнет и не смазывает краски.

Мастер живописи

Роспись народных игрушек - это тема для отдельного разговора. Каждый мастер вносит в яркие элементы частичку себя, а в результате на светлом фоне расцветает целый мир. Очень часто в работе использовались яркие краски и оттенки, чтобы игрушку было заметно издалека. Из элементов декора выделяются природные мотивы, это ягоды и цветы, листья и стебли растений. Кроме этого нередко в росписи угадываются предметы быта, очаг, что тоже всегда ассоциируется с благополучием. В целом композиция зависит от ее предназначения, а также от задумки самого мастера. Народная игрушка хороша еще и тем, что она всегда будет в единственном экземпляре. Даже создавая аналогичную, мастер все равно выполнит несколько элементов по-другому.

Кукла-мотанка

Если вы не обладаете яркими художественными талантами, а ребенок просит сделать ему игрушку, не стоит отказываться. Достаточно прочитать нашу статью и узнать, как сделать куклу из ниток. Сложным это может показаться только на первый взгляд. На самом деле такие игрушки делали еще 5000 лет назад, а значит, сможете и вы. Для работы потребуется пряжа, картон и ножницы. Из картона нужно вырезать прямоугольник такой высоты, какой должна быть будущая кукла. Накиньте первую петлю поперек картона и завяжите узелок. Теперь начинайте наматывать пряжу уже вдоль. Потребуется не менее 100 кругов, чтобы кукла получилась достаточно объемной.

Вторым шагом будет формирование головы. Для этого сверху проденьте под пряжу остаток нитки и закрепите его петлей. Теперь отступите немного от края и с помощью еще одной нитки сделайте узел. Образовавшийся шарик и будет головой. Отделите руки, которые недалеко от кончиков также перехватите нитью. Разрезав петли на концах вы обозначите пальчики. Остается перехватить куклу ниткой в поясе и решить, девочка у вас будет или мальчик. В первом случае можно оставить юбку как есть, а во втором разделить на две части и подвязать на концах.

Теперь вы знаете, как сделать куклу из ниток. Ничего сложного, как видите. Ее можно нарядить в платье, сделать ей лицо и пришить волосы. Тут все зависит от вашего желания и свободного времени.

из теста

Пластилина на Руси не было, а дети очень любят возиться с мягкими и упругими веществами, мять их и лепить фигурки. Поэтому мамы заводили для них крутое тесто и позволяли лепить фигурки. Их потом можно было запекать в печи и есть вместо печенья, либо высушивать и оставлять в виде сувениров на память. Вы можете повторить этот опыт и заняться творчеством со своим ребенком. Тесто делается очень просто, потребуется только 2 стакана муки, стакан соли и ¾ стакана воды. Из этого замешивается тесто, которое можно хранить в холодильнике и использовать по мере надобности. Сделанные из него фигурки после высыхания становятся твердыми, белыми и блестящими. Самое главное взять мелкую соль и хорошо вымесить тесто, иначе оно будет крошиться. Лепить из него можно свистульки или фигурки животных, человечков или элементы природы, цветы, грибы или деревья.

На первый взгляд музыкальная грамота кажется невероятно сложной и непонятной.

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков.
    По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.
  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

  • плотный картон белого цвета;
  • ножницы;
  • прищепки или держатели для бумаги;
  • плотная нить.

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Запоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Давайте малышу время для отдыха и игр!

Пояснительная записка

1. Наглядный (зрительная и слуховая наглядность).
2. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово).
3. Метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

В работе представлены разработки интегрированных занятий «Хор с элементами теории музыки» Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Почему Комплексная методика «Музыкальное развитие старших дошкольников в процессе обучения пению и музыкальной грамоте»

Из огромного разнообразия учебного материала свой выбор основы развивающего обучения, я остановила на Комплексной методике, состоящей из Творческой работы с использованием оздоравливающей «Дыхательной гимнастики Е.Стрельниковой», «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова в органичной связи с изучением нотной грамоты. Эту Комплексную методику я применяю на дополнительных музыкальных занятиях с детьми группы Детского сада (вокальный кружок, возраст 6 лет).

Какие задачи я ставлю в работе?

– Осуществление комплексного подхода к процессу музыкального обучения на основе синтеза музыкальной грамоты и пения.

– Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.

– Накопление в активной деятельности – пении, выразительной декламации, пластике, играх разнообразных музыкально – слуховые представлений.

– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, в певческой деятельности и играх – углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

– Первым источником является сама музыка, поэтому часть времени обязательно должна отводиться слушанию музыки.

– Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

– Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, поэтому вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике, проявиться инициатива и активность.

Для реализации этих задач, предлагаю применять три взаимосвязанных метода работы:

– наглядный (зрительная и слуховая наглядность);

– словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово);

– метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

Остановлюсь на каждом методе отдельно.

Наглядный метод

Наглядный метод позволяет в конкретных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмичных движений.

2. Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой наглядностью. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в играх, упражнениях, показ картинок, предметов.

Словесный метод

Словесный метод обращен к сознанию ребенка. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1. Объяснение. Используется, когда предлагается новое произведение для слушания, разучивания, упражнения, игры. Оно может быть также обязательным рассказом перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением словесно музыкальных игр.

2. Пояснения. Они даются при показе упражнений, различных певческих приемов в ходе занятия. Например: чтобы потянуть длинную ноту в конце песни, говорю: «Давайте послушаем себя, споем протяжно, долго последний звук».

3. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Баба яга» П.И.Чайковского, читается стихотворение Е.Огневой «Баба-Яга»

«…В том глухом лесу жила
Баба страшная Яга,
Баба страшная Яга вместо носа кочерга…
Ходит-бродит здесь и там
По болотам, по лесам».

Это стихотворение мы еще разучиваем для выразительной декламации как речевое упражнение во время вокально-хоровой работы.

Иногда, перед слушанием новой песни, можно прочитать детям ее текст, для лучшего эмоционального настроя.

4. Беседа. В процессе беседы дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, дают оценку образам.

5. Вопросы. Это скорее составляющая беседы. Я задаю вопросы в связи с содержанием произведения, уточняя форму, характер, средства выразительности музыки. Или задаю вопросы перед каким-либо заданием. Например: Знаете ли вы …? Видели…? и т.д.

Метод практической деятельности

Это деятельность детей в виде систематических упражнений. В пении, и в музыкально-ритмических упражнениях, необходимо руководить детьми, чтобы они выполняли задания правильно и выразительно. Использование перечисленных методов обуславливает применение следующих видов музыкальной деятельности: слушание, пение, деятельность по формированию музыкального слуха, музыкально-ритмические движения.

Слушание

Слушание музыки является внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать выразительные средства, жанры (виды музыки), композицию произведений, что естественно углубляет эстетические чувства. В процессе необходимой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность. При помощи бесед, загадок, вопросов ребята учатся замечать сходства между произведениями, соотносить содержание произведений с окружающей жизнью, овладевают специальной музыкальной терминологией; так же формируется их произвольное внимание, волевые качества.

Для слушания желательно подбирать музыку с четко определенным жанром (песня, танец, марш), программную музыку (например: Э. Григ сюита «Пер Гюнт», П. Чайковский фортепианный цикл «Детский альбом», балет «Щелкунчик», Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада», М. Мусоргский фортепианный цикл «Картинки с выставки» и т.д.).

Стимулируют воображение и внимание музыкальные загадки, которые очень хорошо представлены в пособии Н.Н. Алпаровой (см. список литературы №1), очень любимый мной «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (см. список литературы №5) и др.

Пение следует рассматривать как развивающее и воспитывающее средство. Песня воздействует на чувства в яркой, образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей жизни. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма детей. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. На уроках я использую «Дыхательную гимнастику» Стрельниковой (см. список литературы №12) систему упражнений «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова. Звукообразующие движения при выполнении фонопедических упражнений игрового характера способствуют развитию эмоциональных, регистровых, звуковысотных, ладовых, метроритмических, музыкально-слуховых представлений детей, развитию певческого голоса и слуха детей.

Музыкально-ритмические движения

Известно, что при помощи движения, ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, песнях дети углубляют свои познания о действительности. Учитывая специфику возраста (6–7 лет) я веду обучение с применением игр пластического интонирования. В зависимости от прохождения материала по нотной грамоте прибавляются движения по изображению долей, ритмического рисунка музыки. Для развития чувства ритма, закрепления теоретических понятий я использую «Азбуку музыкально-творческого саморазвития» Е.Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству» (см. список литературы №22)

Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Занятие №1

Тема: Музыкальный звук

I. Слушание. Теория.

Музыка – большое, замечательное королевство. Царствует в нем королева Мелодия. Она любит все красивое и благозвучное. В королевстве Мелодии все говорят на особом музыкальном языке и подчиняются специальным правилам.

– Представьте, что я читаю книжку:

Зеленый дуб налево ходит,
У лукоморья говорит,
Золотая ночью песнь ученый
Направо кот на дубе том…

– Понятно, о чем стихи? Подвести разговор с детьми к тому, что музыка – это речь. В ней есть смысл, порядок и красота. Музыка говорит с нами звуками, а звуки поют или играют на музыкальных инструментах. (Постучать что-нибудь) – Это звуки? (Да)

– Эти звуки поют? – (Нет) – Они шумовые. Эти звуки мы слышим, а можем спеть? (Нет).

Записать: звуки

музыкальные
шумовые

Как не бывает одинаковых людей, так и не бывает одинаковых звуков. Звуки бывают высокие, средние и низкие.

Низкие звуки – толстые, важные, грубые. Они похожи на медведя (показать изображение и сыграть низкие звуки)

Мы поем и говорим средними звуками. Сыграть несколько звуков или мелодию. Какой зверь пляшет под такую музыку, кого музыка изображает? (Обычно говорят зайчик).

Высокие звуки – тоненькие, звонкие. Они поют как птички.

– А теперь я вам буду играть музыку, а вы угадывайте, о ком эта музыка, кого она изображает?

Сыграть пьесы Николаева «Медвежонок», «Птички», «Зайчик». Послушать ответы детей после каждой пьесы, выяснить, почему они дают тот или иной ответ.

III. Беседа

– Скажите, а какие истории о музыке вы знаете? (послушать ответы)

– Оказывается, музыка обладает волшебной силой…

1) о музыканте, победившем крысиное войско
2) Легенда о Пане

– Слушание мелодии в исполнении флейты

VI. Рефлексия

– Ребята, о чем мы сегодня поговорили? (О музыке)

– С помощью чего музыка с нами разговаривает? (Звуки)

– Какие бывают звуки? (Музыкальные, шумовые, высокие, средние, низкие)

– Сегодня я вам рассказала сказки о музыке. А вы подумайте дома: где можно встретиться с музыкой в жизни?

Занятие №2

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Повторение «Беседа о музыке в жизни человека»

– Вспомнить рассказы о Музыке

– Напомнить о домашнем задании, послушать ответы детей о музыке в жизни

– Привести ответы в систему: музыка на праздниках, в концертных залах, в записи, по ТV, дома

– А труд людей музыка сопровождает? (рассказ о волжских бурлаках, тащивших барды с зерном; показ картины Репина «Бурлаки на Волге»)

– Слушание русской народной песни «Эх, ухнем»

II. Вокально-хоровая работа. Пение.

– Как звучала песня?

– Каких звуков в этой песне больше: высоких или низких?

– А вы хотите научиться петь?

– Давайте будем учиться вместе со зверушками.

А) Знакомство учащихся с упражнениями «Фонопедического Метода» (далее «ФМ») происходит на примере сказки «Как собрались звери петь», во время которой я предлагаю ребятам включиться в игру – подражание, активно используя мимические и голо сообразующие действия.

Преподаватель:

«…На опушке, там, где ели,
Собрались лесные звери
Научиться хором петь…
Вот мартышка – непоседа
Стукнула осла – соседа:
«Ослик только для тебя буду корчить рожи я»

По рассказу дети выполнят артикуляционную гимнастику:

– Сначала мелко «шинкуется» язык зубами от кончика до его основания с постепенными чередующимися движениями наружу и внутрь ротовой полости, затем боковые части языка, кончик которого закладывается между верхними и нижними рядами зубов поочередно с левой, а затем с правой стороны.

– Следующим движением язык прокалывает как «шпага» поочередно левую и правую щеки, мышцы над верхней и под нижней губами.

– Следующие артикуляционные упражнения представляют собой активные движения лицевой мускулатуры:

– Поочередно шинкуется зубами нижней челюсти – верхняя губа и зубами верхней челюсти – нижняя губа.

– Губы «вытягиваются» вперед в «трубочку» и активно изменяют свое положение в «улыбку сомкнутыми губами».

Выполнив артикуляционную гимнастику, учитель продолжает повествование сказки:

«… А в траве среди цветов тихо молвила змея:
«Хоть я не умею петь, но могу вот так шипеть …»

После активного вдоха А, беззвучный выдох переводится в шипение горлом, при этом нижняя челюсть опущена до предела вниз, верхняя губа приподнята к кончику носа, верхний ряд зубов открыт.

Рассказ не завершен:

«… На опушку, там, где ели,
Собрались лесные звери
научиться хором петь…
Вдруг стремительно примчалась

Бабушка Яга…
Сказку страшную сказала …»
Рассказываем страшную сказку:

При максимальном опущенной нижней челюсти (опускать выдвижением челюсти вперед, а затем вниз) речевым голосом при переходе из нефальцетного (низкого) в фальцетный (высокий) регистр произносится последовательность гласных: у, уо, уоа, уоаэ, уоаэы, ы, ыэ,ыэа, ыэао, ыэаоу.

Перевод гласных осуществляется за счет активной работы губ, которые на последовательность гласных уоа вытягиваются вперед, а на гласные ыэ приподнимаются вверх, обнажая зубы и десны.

Завершаем сказку словами «… А затем села в ступу и улетела…»

– Дети по моему показу речевой интонацией имитируют умчавшуюся ступу с Бабой Ягой на гласную «У» при переходе от низкого регистра в высокий, используя прием глиссандо и сопровождая регистровые изменения голоса движениями правой руки вверх:

У (высокий регистр)
(низкий регистр) У

Б) Разучивание попевок «Иду по лестнице», «Эхо».

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, где же мы встречаемся с музыкой в жизни?

– Какую народную песню слушали? Кто ее поет? (подсказать, показав картинку)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №3

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

– Пою песни «Дождик» и «Солнышко» (см. список литературы №5)

– Сравнить характер песен с характером людей: смелый или нерешительный, грустный или веселый и т.д.

– Посмотреть на картинки в книге и дать названия картинкам, ответить на вопрос: «Какая из картинок соответствует песням «Дождик» и «Солнышко».

– А теперь музыкальные загадки. Я сыграю два музыкальных отрывка – один называется «Гроза», а другой «Мама», а вы скажете: какой отрывок я сыграла первым, а какой вторым, почему?

– После прослушивания и беседы о характере этих пьес соотнести музыку с цветом: розовый и серый. Играть еще раз, а ребята поднимают одну из цветовых карточек и объясняют свои действия.

II. Вокально-хоровая работа

1) закрепление упражнений комплекса «ФМ» в драматизации сказки «Как собрались звери петь»:

артикуляционная гимнастика,

– интонацинно-фонетические упражнения,

2) Пение попевок.

3) Разучивание песни об осени по выбору преподавателя.

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, пьесы с каким названием и настроением слушали сегодня?

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №4

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание

Сыграть пьесу «Дождик»

– Что это за музыка? Как она называется?

– Какое у нее настроение? (Грустное). В музыке грустное настроение называют минор, а веселое настроение – мажор.

– Сейчас вы услышите музыку. Когда я закончу ее играть, скажите весело или грустно она звучала, и что вам хотелось под нее делать? М.Глинка «Полька»

– После прослушивания выяснить лад музыки, т.е. ее характер, ее настроение – веселая -мажор.

– Под музыку хотелось двигаться – танцевать – это танец «Полька»

– Дать понятие Танец – музыка для движений.

– А каких звуков: высоких, средних или низких было в «Польке» больше?

II. Игра в регистры.

«Птички, зайки, мышки» с помощью рук. Высокие звуки – руки наверху, средние – на столе, низкие – под столом.

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям комплекса «ФМ» добавить упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой, повторять попевки, разучивать новые песни по выбору преподавателя.

Занятие №5

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

Отгадайте загадку? Знакома ли вам музыка? Какой у нее характер?

– «Полька» Глинка – это музыка веселая, быстрая, под нее хочется танцевать.

– А сегодня новая музыка: сыграть «Болезнь куклы» П.Чайковского

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какая грустная мелодия, изображает вдохи и плач куклы. Эта пьеса называется «Болезнь куклы», написал ее композитор Петр Ильич Чайковский (портрет). Композитор – это человек, который сочиняет музыку. Дети разобрали на части куклу, а собрать не могли, бедняжка сломалась…

II. Игра «Зайцы и медведь».

Учить различать регистры, развивать слуховое внимание, выполнять легкие прыжки зайцев и тяжелую поступь медведей.

Сначала слушать отдельно музыку «Зайцев» и «Медведя» В беседе с детьми раскрыть образы героев. Затем можно рассказать сказку: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только они распрыгаются, а он идет – переваливается. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, спрятались в норки. Сидят тихо, не шевелятся. Ушел медведь, и снова весело запрыгали зайки по полянке». Затем выбрать медведя и сыграть в игру под музыку.

III. Вокально-хоровая работа:

– Впевание попевок «Эхо», «Иду по лестнице».

– Дать понятие длинных и коротких звуков. На флонереграфе выложить полоски разной длинны, в соответствии с ритмом попевок.

– Работа над песней по выбору.

IV. Рефлексия.

Какую новую музыку сегодня слушали? Кто ее автор? Какой характер у музыки?

Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №6

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Музыкальное восприятие.

– Какую пьесу мы слушали на прошлом уроке? О ком она? («Болезнь куклы»)

– А кто ее сочинил? (П.И.Чайковский)

– Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор)

– Сыграть еще раз эту пьесу

Задание для слушания: прослушайте еще раз пьесу «Болезнь куклы» и скажите, каким новым словом вы определите характер музыки (на доске вывесить или написать подсказку: мажор, минор)

II. Игра «Синоптики».

– Ребята, скажите, а с помощью чего музыка с нами разговаривает? (с помощью звуков)

– А какие бывают звуки? (Высокие, средние и низкие)

– Сыграть примеры высоких, средних, низких звуков разными штрихами (Стаккато, легато, нон легато)

– Одинаково я играла? (нет) А как? (открыто, плавно, не очень плавно сверху, будто шагала).

В музыке такие способы игры называют остро, как дождик – стаккато … плавно – легато, шагом, не плавно – нон легато ----------.

Сейчас мы поиграем в синоптиков. Это люди, которые погоду определяют. Раздать карточки с изображением дождя, града, снега. Сыграть три вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде», и определить какая музыка рисует дождь, град, снег, выяснить что: дождь – стаккато, град – нон легато, снег – легато. Играть музыку, дети поднимают карточки с рисунками дождя, града, снега, в зависимости от музыки. Можно варьировать по – разному правила этой игры (делить на команды или группировать детей вокруг одной картинки)

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям предыдущих уроков прибавить пение гласной о на стаккато (.), легато (----), нон легато (– – –). Для удобства вывесить или нарисовать на доске таблицу:

IV. Рефлексия.

Ребята мы сегодня узнали, что музыка может разговаривать с нами не только разными звуками по высоте – высокими, средними, низкими, но еще разными по исполнению.

Музыка звучит плавно – это? (Легато)

остро – это? (Стаккато)
грозно, тяжело играет – это? (Нон легато)

Занятие №7

Тема: Музыка – язык чувств.

I .Слушание.

А. – Прослушать марш (например, Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Что хочется делать под эту музыку? (Шагать)

– Это марш

– Где встречаемся с такой музыкой? Побеседовать о марше, привести к выводу, что это один из видов музыки.

– Марш – «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Звуки марша сами командуют движением. Движения четкие.

– Давайте устроим парад. Из рук сделаем человечка. Будем слушать музыку, шагать четко.

– По любой марш дети «шагают» руками по столу

– Скажите, а как музыка исполнялась? На легато, стаккато, нон легато? (Нон легато)

Б. – А вот эта музыка как звучит? Весело или грустно, плавно или остро?

– В.А.Моцарт «Колокольчики звонят» (Весело – мажор и остро – стаккато)

II. Игра «Музыкальный ежик» (речевая, ритмическая)

– Не приходилось вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот поэту Григорию Виеру приходилось.

С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули…
Бум-бум-бум!

– Сейчас мы устроим интересную игру

– Скажите, какие слова все время повторялись? (Бум)

– Сколько ударов барабана изображают эти слова? (Три)

– А теперь вы будете играть на воображаемом барабане на повторяющихся словах, а я буду читать стихи.

– Затем выбрать «Барабанщика (ов)» (дать ребенку, нескольким детям барабаны) и прочитать стихи снова.

III. Вокально-хоровая работа.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Упражнения «ФМ» на примере сказки «Как собрались звери петь

Повторение попевок и песен.

IV. Рефлексия.

– Звучит «Марш деревянных солдатиков». Что это за музыка? (марш)

– А кто шагает? (Солдатики)

– Написал этот марш уже известный вами композитор Петр Ильич Чайковский (показать портрет)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Дети выходят из класса под музыку марша.

Занятие №8

Тема: Виды музыки (марш, танец).

I. Музыкальное восприятие. Повторение изученного материала.

– Дети входят в класс под музыку Марша

– Вы вошли в класс под музыку. Что это за музыка, какой ее вид? (марш)

– Какой характер у музыки?

– А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую музыку; можно ли ее назвать маршем? (слушание «Полька» М.Глинки)

– Беседа о различии танца и марша. Дать понятие еще одного вида музыки танца – музыка для движений (не для шествия)

II. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни Блага «Танец»

После прослушивания

– Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем поется в песне? (выслушать ответы детей)

– А о каком виде музыки эта песня? (О танце)

– Эта песня и называется «Танец»

– Но прежде чем ее разучить, мы должны подготовить горло

III. Речевые упражнения в драматизации стихотворения «Два шута»

Белый шут и рыжий шут разговор такой ведут:

– «Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?»

– «Вот невежливый вопрос! Это – собственный мой нос!»

Чтение стихотворения по ролям, изменяя интонацию: весело, грустно, завистливо, задиристо и т.д.

IV.Слушание. Итог урока.

– Сейчас я сыграю вам пьесу, а вы внимательно послушайте и определите какой это вид (жанр) музыки: марш или танец

– Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.Чайковского (Выслушать ответы детей)

– Это танец – Вальс. Музыка вальса легкая, нежная, похожа на кружение снежинок в воздухе.

– Еще какой вид музыки вы знаете? (Марш)

– А какая по характеру музыка у марша?

Выход из класса под музыку марша.

Занятие №9

Тема: Виды музыки.

I. Слушание. Музыкальная игра.

– «Вальс Чайковского (из «Детского альбома»), вспомнить музыку, название, характер.

– «Полька» Глинки, сравнить с «Вальсом». Игра «Снеговики и снежинки» (учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии)

– Можно всем классом, можно на две группы.

Под музыку «Польки» – дети хлопают в ладоши под музыку «Вальса» – плавно вращают кистями рук. Или под «Польку» двигаются шагом польки, а под «Вальс» – кружатся и легко бегают.

II. Ритмические упражнения.

А) «Игра в имена»

– Поделить имя каждого ребенка на части (слоги – доли)

На – та – ша – 3 удара – 3 доли

– Дома: поделить имена родственников на доли-части и прохлопать, если дети умеют писать, то все записать, отметив каждую часть палочкой.

Б) «Музыкальный ежик»

Изменить задание. В месте, где «…Ночью яблоки срывались… и до конца слова Бум-бум-бум» – заменять не хлопками, а тихими ударами.

III. Вокально-хоровая работа.

1) упражнения «дыхательной гимнастики»,
2) артикуляционная гимнастика (урок №2),
3) интонационно-фонетические упражнения (урок №2),
4) голосовые сигналы доречевой коммуникации (урок №2),
5) пение попевок и работа над песней «Танец».

На занятии вводится упражнение «вопросы – ответы» (интонационно-фонетическое), которое используется в драматизации сказки «Как собрались звери петь».

После выполнения упражнения «Страшная сказка», продолжаю повествование «…Удивленно вопрошала…», и затем исполняю вопросно-ответные интонации в следующей последовательности гласных: уу, уо, оа, аэ, эы, ыы.

Приемом подражания дети вторят преподавателю. Имитации вопросно-ответных интонаций гласных звуков исполняются в двух регистрах (низком и высоком) с использованием приема глиссандо, с передачей в мимику двух различных состояний (удивления и утверждения). Пример:

При выполнении этого упражнения, учитель обращает внимание детей на то, чтобы нижняя челюсть имела опущенное положение, мышцы щеки были не напряжены, а пальцы обеих рук контрольным движением смыкали между собой. По окончании сказки, я задаю вопросы детям:

– Скажите, что происходило с лицом, когда мы изображали проказы обезьянки, вопросы Бабы-Яги? (они становились подвижными, чувствовали, как они работают).

Занятие №10

Тема: Виды (Жанры) музыки.

I. Слушание.

– Ребята, какие жанры (виды) музыки вы знаете? (песня, танец, марш)

– Какие марши мы с вами слушали? (вспомнить)

– Какие танцы?

– А песни вы знаете?

– Что такое песня? Из самого слова ясно, что песню поют.

– А где поют песни? (на эстраде, дома, в школе и т. д.)

– А о чем поют? (о том, что любят, как не любят со слезами и смехом)

– А почему нам песня всегда очень понятна? (есть слова)

– Давайте споем песни, которые уже знаем.

II. Вокально-хоровая работа.

1) Повторение упражнений «ФМ»

2) Пение песен

3) Разучивание «Песни козлят» из оперы М. Коваля («Музыка» 1 класс средних общеобразовательных школ)

Учитель поет песню и старается четко показать сочетание трех жанров в песне:

Начало-марш, середина-танец, конец-песня.

Выяснить: о чем песня, характер музыки, в беседе привести к тому, что под эту песню хочется шагать и танцевать. Значит, все жанры музыки, могут сочетаться друг с другом, могут звучать вместе.

Разучивание «Песни козлят».

III. Ритмические упражнения.

1) Проверка домашнего задания: имена-доли.

2) «Ритмический диктант»

Белым-бело
Белым-бело
Всю землю снегом замело
Нарядным стало все село
Белым-бело.

Отмечать слоги палочками, т.е.

IV. Слушание.

– Прослушайте пьесу П.И. Чайковского и определите, что это: песня, танец, марш? («Мазурка» из «Детского альбома»)

– Это танец

– Да, этот танец называется мазурка, это польский народный танец.

– Побеседовать о характере музыки.

V. Домашнее задание.

Определять жанр слушаемой музыки.

Занятие №11

Тема: Маскарад (жанры музыки – обобщение)

I. Слушание.

– Сегодня у нас будет маскарад. Вы услышите музыку, с которой уже знакомы и услышите новые пьесы (показать маски или картинки). За масками будет скрываться музыка, а вы будете ее угадывать.

Итак, маскарад начинается. А это – подсказка (открыть «Детский альбом» П.И. Чайковского). Чайковский написал много музыки для детей, и в этом альбоме мы найдем ответы на музыкальные загадки.

Прослушать «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Вальс», «Болезнь куклы» (дети должны дать название и определить жанр музыки).

– Звучит «Камаринская» (из «Детского альбома»)

– Знаете эту музыку?

– Какой вид (жанр) музыки? (танец)

– Это русская пляска «Камаринская» (показать изображение русской пляски)

– Беседа о характере музыки (веселая, громкая, удалая, так и хочется прыгать, притоптывать). Музыка эта появилась очень давно. А как же ей удалось прожить столько лет? (прослушать ответы детей)

Музыка прозвучала, звуки исчезли, а в памяти людей остались. Так и передавалась музыка от дедов к сыновьям, и уже никто не помнит авторов, и музыка стала народной. А композиторы часто используют народные песни и танцы в своих сочинениях. Они ездили по деревням, слушали, записывали. Так вот П.Чайковский уложил пляску «Камаринская» в детскую пьеску. Он ее изменил – обработал, сделал ярче, интереснее, чтобы она понравилась нам.

– Слушание еще раз и сразу включить «Камаринскую» М.И.Глинки.

– И что же произошло? Похожа эта музыка на «Камаринскую» Чайковского? (да)

– Композитор М.И. Глинка «пропел» «Камаринскую» голосами разных инструментов. Одна пляска – а как по-разному звучит. И получилось превращение народной музыки в новую музыку композиторов.

– А кто такие композиторы? (люди, которые сочиняют музыку)

– А сейчас вы услышите незнакомую музыку, послушайте и скажите что это: песня, танец, марш? (звучит «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского, более подробно речь об этом танце пойдет в теме « Куда ведет нас танец», а сейчас это только забегание вперед)

– После прослушивания выяснить жанр и характер музыки

II. Вокально-хоровая работа.

А сейчас узнаем, какие песни пришли на наш маскарад?

А) Повторение упражнений предыдущих уроков

– Задание детям перед выполнением упражнения: ознакомиться с последовательностью выполнения упражнения и придумать ему название.

– Упражнение: Вытянув губы «трубочкой» максимально вперед, как для губного свиста, вдувать воздух, при этом используется контрольное движение – поставить ладонь перед губами на расстоянии 10-15 см., контролируя тем самым интенсивность и равномерность выдоха. Затем повторное выдувание совмещаем со звуком «у», сохраняя интенсивность воздушной струи.

По окончании показа, упражнение выполняется вместе с детьми. Выполнив упражнение, ребята называют придуманные ими образы («задувает ветер», «вьюга» и т. д.)

В) Скороговорка на «р.» – профилактика дисфонии, активизирует тонус голосовых связок.

Красный краб в крапинку
И рыжий краб в царапинку
По календарю по графику
Встречали пароход.
Красный краб в крапинку
Нашел у пирса вафельку,
А рыжий краб в царапинку –
Целый бутерброд.

Г) Работа над песнями.

III. Обобщение:

– Какие новые музыкальные произведения вы сегодня услышали?

(«Камаринская», «Танец маленьких лебедей»)

– Кто сочинил эту музыку? (М.Глинка, П.Чайковский)

– В каком жанре написаны эти произведения? (танец).

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Куда ведут нас песня, танец, марш?

В этой четверти происходит знакомство с крупными жанрами жанрами:

Балет . На примере балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Симфония и инструменты симфонического оркестра (симфония №4 Чайковского – песня «Во поле береза стояла», симфония №1 Прокофьева – танцы менуэт, гавот. Инструменты – симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева)

– Опера «Семеро козлят» М.Коваля.

Путешествие в Звукляндию

Знакомство с нотной грамотой:

– Нотный стан, музыкальные ключи, расположение нот на нотном стане.

– Настроение музыки обозначить ладами – мажор, минор.

– Пульс музыки, сильная и слабая доли, ритмическая пирамида, размер.

– Скорость звучания музыки– темпы.

– Динамические оттенки.

– Клавиатура фортепиано: клавиши, тон, полутон, сложение тонов в пределах октавы.

– Знаки альтерации.

– Средства музыкальной выразительности.

Литература:

  1. Алпарова Н.Н
. и др. «Музыкально – игровой материал для младших школьников «На лугу». – М.: Владос 1990
  • Апраксина О.А
  • . Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ под ред. Белобородовой В.К – М.: Музыка 1971
  • Ахияров К.Ш
  • . Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: монография – Уфа 1998
  • Виноградов Л.
  • Раскрыть музыку в ее целостности «Искусство в школе» №5 1994
  • Ветлугина
  • «Музыкальный букварь» – М.: Музыка 1997
  • Вопросы методики воспитания слуха: сб. статей под ред. А.Л.Островского 1967
  • Выготский Л.С
  • . Психология искусства М.: Педагогика 1987
  • Давыдова Е.В
  • . Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986
  • Закон об образовании Российской Федерации и Республики Башкортостан
  • Зимина А.Н
  • . Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос 2000
  • Кашапова Л.М
  • . Музыкальное образование и современная школа. Вып. 1. Уфа: БИРО 2000
  • Картавцева М.В
  • . Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М.1989
  • Кочеткова И.Н
  • . «Парадоксальная гимнастика Стрельниковой» – М.: «Советский спорт» 1989
  • Кленов А.С
  • . «Там, где музыка живет».– М.: Педагогика – Пресс 1994
  • Леонтьева Е.А
  • . «Музыкальная Азбука». – Саратов 1999
  • Немов Р.С
  • . Психология кн. 2 – М.: Владос 2000
  • Развитие творческой активности младших школьников в условиях комплексного воздействия искусств/ методические рекомендации для учителей. Сост. Кечкина И.Г., Аронина А.И. – Куйбышев 1991
  • Теплов Б.М
  • . Психология М. 1953
  • Царева Н.А
  • . «Уроки Госпожи мелодии» 1 класс ДМШ – М.: РОСМЭН-Пресс 2001
  • Школяр Л.В
  • . и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно – методическое пособие 2 издание. – М.: Флинта:Наука 1999
  • Юдина Е.И
  • . «Мой первый учебник по музыке и творчеству». – М.: Аквариум 1997

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ

    (МДОУ д/с № 107 «Искорка» г.Волжского Волгоградской области)

    Игре на детских музыкальных инструментах детском саду последнее время уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

    Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

    Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

    Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

    Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

    Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении детей игре на музыкальных инструментах способствовали поиску нового способа обучения детей –игре по нотам.

    Изучение методической литературыМузыкальная азбука» Н. Перуновой и другие разработки) по использованию нотной грамоты необходимо педагогу для поиска способов и методов обучения игре на музыкальных инструментах.

    Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.

    Обучение нотной грамоте может осуществляться как на музыкальных занятиях так и в кружковой работе. На начальном этапе необходимо планирование работы:

    Разработка перспективного плана,

    Подбор музыкального материала доступного, интересного и посильного для детей;

    Поиск нетрадиционных методов и приемов обучения.

    Важно поддерживать интерес и добиваться активности детей в тгрлвых заданиях. Только играя, ребенок отдается обучению и осваивает музыкальную грамоту. Очень важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке.

    Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

    Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

    Вначале детям предлагаются игровые упражнения:

    · назови имя хлопками

    · назови слово хлопками

    · назови предложение хлопками

    определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

    Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

    Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

    Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

    Так постепенно ребята знакомятся с длительностями. Интересные стихи, потешки, пособия. карточки, дидактические игры помогают детям четко усвоить различные ритмы и смоделировать их в ритмических рисунках.

    Игры.

    1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

    2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

    3. «Живые нотки»

    Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

    Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

    4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

    нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же происходит знакомство детей с паузой (знак молчания).

    Второй этап обучения - знакомство с нотами

    Использование «музыкальных часов» помогает в знакомстве с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, нотки способствуют освоению нотной грамоты. Дети легко и прочно запоминают местоположение каждой нотки на линеечках.

    ИГРЫ С НОТАМИ:

    1. «Нотки заблудились»

    2. «Ноты спрятались в словах»

    3. «Назови соседей»

    4. «Музыкальные сказки»

    5. «Нотное домино»

    Третий этап обучения - игра по нотам

    Иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

    На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) наклеиваются картинки, обозначающие ноты;

    ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

    (см.приложение 3 «Дидактические игры»).

    Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

    Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и звучащие жесты, переходят к игре на инструменте.(«Нотная азбука»).

    Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

    Список используемой литературы:

    1. Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

    2. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

    3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

    4. Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

    5. В.А.Шейн«Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2002.