Повышение эмоционального интеллекта. Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Почему успешные в жизни люди имеют высокий показатель EQ

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Чарльз Свиндолл, писатель

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.

Завышенные требования учителей, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) - всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.

Для ребёнка развитие EQ - возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка - очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка - родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при . Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию - это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики - это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте - залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг - анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются ? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость - безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая .

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок - известный метод Elevator Pitch - презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы - это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Профессия.
  2. Хобби.
  3. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, - это мы сами.

Эмоции способны помочь или помешать вам, однако вы не сможете этого узнать до тех пор, пока не поймете их суть. Книга «Эмоциональный интеллект 2.0» поможет вам разобраться со своими эмоциональными состояниями и научиться с ними совладать.

Выбрали для вас пять советов, которые помогут правильно воспринимать собственные эмоции.

Перестаньте воспринимать чувства как хорошие и плохие

Человеку свойственно делить свои эмоции на две простые группы: хорошие и плохие. Например, большинство людей автоматически относят чувство вины к плохим эмоциям. Вы не хотите испытывать это чувство и готовы изо всех сил бороться с собой, желая от него избавиться. В иных ситуациях вы выпускаете на волю свое возбуждение. Иногда вы накачиваете себя энергией, а иногда разбрызгиваете ее во все стороны.

Отрицательная сторона наделения эмоций ярлыками состоит в том, что при такой оценке вы не можете по-настоящему понять, что именно чувствуете.

Когда же вы даете себе возможность спокойно разобраться с эмоцией и понять, в чем она состоит, то получаете шанс узнать, что служит причиной ее возникновения. Отказ от суждения относительно эмоций позволит им сделать свое дело и бесследно исчезнуть. А постоянное размышление о том, должны ли вы чувствовать то, что чувствуете, пробуждает к жизни все новые эмоции и не дает возможности реализоваться изначальному чувству.

Поэтому сразу же обращайте внимание на ситуации, когда у вас начинают развиваться те или иные эмоции. Воздержитесь от того, чтобы повесить на свою эмоцию ярлык «хорошая» или «плохая», и тогда вы сможете понять кое-что важное.

Записывайте свои эмоции

Основная проблема при развитии самовосприятия - это объективность. Довольно сложно овладеть перспективным видением своих эмоций и склонностей, когда вы каждый день пытаетесь начать лезть на гору с самого подножия. Записывая свои мысли, вы сможете фиксировать, какие события послужили триггером для эмоций и каким образом вы отреагировали на них.

Вы можете писать о том, что происходило с вами дома или на работе, - в этом нет никаких ограничений. Всего через месяц вы заметите устойчивую модель своего поведения и возникновения эмоций, и это позволит лучше понять свои склонности. Вы начнете лучше понимать, какие эмоции погружают вас в депрессию, что позволяет почувствовать приподнятость духа, а с какими из эмоций вам труднее всего справиться.

Тщательно наблюдайте за людьми и ситуациями, нажимающими на ваши кнопки и выпускающими на волю ваши самые сильные эмоции.

Опишите эмоции, которые вы испытываете каждый день. Не забывайте также описывать физические проявления, сопровождающие их. Вы приобретаете способность к более ясному видению, потому что фиксация ваших эмоций на бумаге позволяет легче определить, в чем состоят ваши склонности. Ваш дневник может послужить отличным источником, к которому вы прибегаете, оценивая свое самовосприятие.

Отмечайте присутствие ваших эмоций в книгах, фильмах и музыке

Если вам с трудом удается посмотреть внутрь себя для того, чтобы понять, в чем состоят ваши эмоциональные закономерности и склонности, вы можете открыть для себя ту же самую информацию с помощью кино, музыки и книг, с которыми вы чувствуете внутреннюю связь. Если текст песни или ее настроение вступают в резонанс с вашими ощущениями, то это способно многое сказать о вашем внутреннем ощущении, а если вы постоянно вспоминаете определенного персонажа из книги или фильма, то это может свидетельствовать о том, что его мысли и чувства параллельны вашим. Внимательное изучение этих моментов способно научить вас многому относительно себя самого. Кроме того, с помощью этого инструмента вы можете многое рассказать о своих чувствах другим людям.

Поиск отражения ваших эмоций в игре артистов позволяет вам узнать много о себе и открыть в себе чувства, которые трудно высказать словами.

Иногда вы попросту не в состоянии найти нужные слова для того, чтобы выразить нужные эмоции… и вдруг слышите, как именно их произносит герой фильма. Слушание музыки, чтение книг, просмотр фильмов и даже взгляд на картину художника могут открыть дорогу к вашим самым глубоким эмоциям. В следующий раз, когда ваше внимание привлечет фильм или книга, попробуйте копнуть глубже - вы никогда не знаете, что найдете в результате своих поисков.

Не давайте плохому настроению себя одурачить

Мы постоянно поддаемся плохому настроению, когда нам кажется, что весь мир настроен против нас. Это состояние покрывает густым и темным туманом наши мысли, чувства и все происходящее с нами. В работе вашего мозга есть один фокус. Как только вы попадаете под власть плохого настроения, то теряете в дение всего хорошего в вашей жизни. Внезапно вы начинаете ненавидеть свою работу, вас раздражают друзья и близкие, вы недовольны своими достижениями, и ваш оптимизм относительно будущего улетучивается, как дым. Где-то в глубине души вы знаете, что все не так плохо, как кажется сейчас, однако ваш мозг остается к этому глух.

Частично наше самовосприятие состоит в осознании того, через что мы проходим, пусть даже мы не можем от этого избавиться. Признайтесь себе в том, что ваше плохое настроение представляет собой своего рода облако, накрывающее все, что вы видите. Напомните себе, что ваше настроение преходяще. Эмоции изменяются постоянно, и плохое настроение пройдет - нужно лишь немного подождать.

Плохое настроение - не лучшее время для принятия важных решений.

Вы должны постоянно сознавать, в каком настроении находитесь. Если вы считаете, что сможете принимать безошибочные решения, невзирая на свое настроение, то в итоге столкнетесь с еще более серьезными проблемами. Важно не только размышлять над тем, какие события привели вас к нынешнему настроению. Иногда сами эти размышления (если не сильно зацикливаться на них) могут оказаться достаточным основанием для того, чтобы плохое настроение прошло само собой.

Поймите, как вы ведете себя в условиях стресса

Если вы научитесь узнавать первые признаки стресса, то окажете тем самым себе огромную услугу. Человеческое мышление и тело говорят с вами на своем собственном языке (по крайней мере, когда имеет место стресс). С помощью эмоциональных и психологических реакций они дают вам понять, когда приходит время притормозить и сделать перерыв. К примеру, расстройство желудка может свидетельствовать о переполняющих вас нервозности и беспокойстве. Несварение желудка и усталость являются способом, с помощью которого ваше тело просит время для отдыха. Расстройство желудка может свидетельствовать о напряжении и беспокойстве, а такие симптомы, как головная боль, стоматит или боль в спине, могут являться выражением других внутренних проблем.

Ваше самовосприятие во времена стресса и напряжения должно служить третьим ухом, внимательно слушающим голос вашего тела или его крики о помощи.

Когда вы «нажимаете» слишком сильно, ваше тело готово сказать вам о многом. Потратьте время на то, чтобы услышать эти сигналы и перезарядить свои эмоциональные батареи раньше, чем эмоциональный стресс приведет к постоянному повреждению вашей внутренней системы.

Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.

МАША ВОРСЛАВ


Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются . Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо . По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука - вылиться в презрение.

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Дальше дров в костер подбросил - и продолжает подбрасывать - писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман : именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.


Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание - способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль - возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ . Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.

О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе - intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает , что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.


Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях - в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, - развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит - наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ , MSCEIT , ECI , например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения . Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть . Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице

Факт (ситуация, человек)

Мысли
Физические ощущения
Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
. Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
. О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
. Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
. Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других


«Немой телевизор»

Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.


«Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет - проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
- Где точно в вашем теле «это» находится?
- Какой формы это ощущение?
- Каких размеров это ощущение?
- Какого цвета?
- Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
- Имеет ли «это» температуру?
- Какое «это» на ощупь?
- Какая у этого ощущения граница?
- Двигается ли «это»?
- На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
- Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль - тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше - один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую - как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой - ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев - для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.