Подбери фотографии которые рассказывают о разных чувствах. Где и как проявляются негативные эмоции? Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение

Дидактические игры «Эмоции ребенка»

(Пиктограммы)

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.
Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек для дидактической игры «Эмоции ребенка». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Я думаю, очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
Подготовительная работа: изготовление дидактических игр «Эмоции ребенка».Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.

Татьяна Шапиро
Нескучное стихотворение про скуку!
Скука в дом вошла без стука.
Поселилась в доме скука.
Через час она сбежала.
Ей, ребята, скучно стало!

Набор карточек № 1 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями).
Набор карточек рекомендован для работы с детьми от четырех лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций и стихами.

Набор карточек № 2 включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. А также проверочную карту с маленькими пиктограммами. Дополнительно я предлагаю изготовить карточки контуров пиктограмм для самостоятельной зарисовки эмоций. Это карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо.




Набор карточек № 3 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями), и 9 разрезанных карточек.
Набор карточек рекомендован для работы с детьми шести лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Они похожи на пазлы. Каждое «лицо» состоит из двух частей, отличающихся друг от друга. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица, ведь это не так просто! Для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. После того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию (в процессе изготовления).
Набор карточек № 4 - это 18 карточек с фотографиями детей (фото или картинки можно взять из интернета, как это сделала я), изображающих конкретную эмоцию (необходимо: по две фото или картинки на каждую эмоцию). На обратной стороне фотографии приклеить маленькую пиктограмму-эмоцию для самоконтроля. В набор входят маленькие карточки с пиктограммами эмоций. Рекомендовано для детей пяти – шести лет, с этого возраста можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенных на данных картинках (в процессе изготовления).
Существует много интересных игр, в которых можно использовать карточки «Эмоции ребенка». Например: игра «Угадай, какое у меня настроение?», которая заключается в том, что ребенок выбирает карточку и изображает эмоцию пиктограммы, которая изображена на картинке, а другие игроки должны отгадать эмоцию и назвать ее. Вариативность зависит от знаний и фантазии педагога!

Материалы, предназначенные для изготовления карточек:

1. Схемы-эмоций:



2. Схемы-изображения эмоций:



3. Картинки-эмоции:









Ах, мне бы в детство
на день вернуться
и в беззаботность
вновь окунуться;
Под голос мамы:
в воде не балуй –
к реке с друзьями
на зорьке алой!
Полдня рыбачить,
полдня купаться;
В веселых играх
весь день смеяться,
Чтоб мир казался
всегда счастливым
И папа с мамой
вновь живы были…
Быть может, все же
не стар стремиться,
Коль жизнь тревожит
и детство снится…

Задание. Рассмотри фотографии. Какие переживания испытывают их герои?

Ответ. Человек испытывает: радость, обиду, удивление, огорчение, отвращение, восторг, радость, целеустремленность.

Обсудим вместе. Что отличает человека от машины робота? Какой из предложенных ответов верен?

Робот ничем не отличается от человека. Эта машина умеет думать, играть в шахматы, сочинять музыку, выполнять различные движения (ходит, как человек, двигает руками и ногами). Робот даже питается электрическим током.

Робот – это машина, которая выполняет команды человека. Робот не умеет чувствовать. Ему никогда не бывает больно, радостно, грустно, приятно или неприятно.

Ответ. Верен второй ответ. Машина выполняет только запрограммированные действия, то, что «вложил» в нее человек. Машина не может изменить своей работы, несмотря ни на какие условия. У машины только два состояния – работает или неисправна.

Эмоции

Вопрос. Приведи примеры из своей жизни, когда те или иные события вызывали у тебя различные переживания.

Ответ. Празднование Дня Рождения моего и моих близких вызывает чувства радости и веселья. Когда надо идти к стоматологу, возникает чувство страха. Когда я упал с велосипеда, было чувство боли и обидно.

От простых эмоций к чувствам

Вопрос. Люди выражают свои чувства в искусстве, музыке, живописи, поэзии. Рассмотри репродукцию картины В.Г. Перова «Тройка». Как ты думаешь, какие чувства хотел передать автор.

Ответ. Картина Перова называется "Тройка". Так её назвал художник, потому что он с горечью сравнивает этих несчастных детей с тройкой лошадей.

Картина написана в 1866 году, купил её собиратель картин Третьяков, сейчас висит она в Третьяковской галерее в Москве.

Несчастных детей отдали в ученье какой-нибудь профессии, а на самом деле, вместо учёбы, они выполняют тяжёлый для них, изнуряющий труд.

Конечно же - это не их занятие, но они маленькие, бедные и бесправные.

Картина вызывает у меня и у всех зрителей чувство тоскливой жалости. Особенно это чувство увеличивается, если присмотреться к их личикам, к их закрытым глазам от напряжения: им так тяжело тащить огромные бочки с водой, хоть сзади повозки помогает детям пожилой и тоже измождённый мастеровой.

Художник своей картиной кроме чувства жалости, сопереживания к детям и хотел передать чувства негодования к взрослым, которые заставляют этих детей делать непосильную, тяжёлую работу. Они должны выполнять эту работу, чтобы выжить..

Вопрос. Объясни такие высказывания: «Тоска сердце гложет», «От радости не умирают», «Грусть тоска берет», «Злые языки страшнее пистолета».

Ответ. "Тоска сердце гложет" - человеку плохо, он находится в состоянии депрессии и подавленности.

"От радости не умирают"- человек полон положительных эмоций, которые проявляет очень бурно, он чувствует себя хорошо.

"Злые языки страшнее пистолета" - люди позавидовав могут навредить, только одним своим не добрым словом, особенно в том случае, если этим людям поверят, а люди есть разные, есть очень податливые.

Задание. Подбери фотографии и рисунки, которые рассказывают о разных чувствах. Как ты думаешь, почему у человека возникли именно эти чувства?

Как много может проявить эмоций наше лицо

Физические ощущение людей в различных эмоциональных состояниях одинаковы. Уже подтвержден тот факт, что расовые принадлежности и этнические истоки человека не влияют на ощущения в период переживания эмоций. Специалистами был проведен опрос более тысячи респондентов, проживающих в различных странах и местностях. Опрошенные рассказали о возникающих чувствах в периоды различных эмоциональных состояниях. По итогам эксперимента было установлено что у всех любовь вызывает тепло по всему телу, а негативные эмоции напротив вызывает затекания, блоки и напряжения человека, а страх и беспокойство чувствуются сдавливанием в грудной клетке.

Данный эксперимент изменил мнение людей о эмоциях человека и подтвердил многие древние подходы отношения человека к себе и окружающему миру. Был сделан вывод об обратной взаимосвязи между мозговыми импульсами и ощущениями - именно тело человека дает сигнал мозгу о том, как распознавать ощущения которые у него возникают.

Эмоции - это сложная волновая энергетическая конструкция, которая через восприимчивость тела человека подсказывает происходящие и предполагаемые реакции в аурическом поле на различные окружающие события и изменения. Только наш ум воспринимает все эти отклики у каждого индивидуально и по разному. Есть условное деление людей на эмоциональных и не эмоциональных. Эти ощущения и реакции очень сильно отличаются друг от друга. Обычно, люди эмоциональные считают себя не эмоциональными и наоборот. Зная механику эмоциональности и такого воздействия можно очень сильно скорректировать свою жизнь в различных сферах взаимодействия и более корректно принимать решения для себя. Но все это сможет подсказать вам только специалист на основе вашей индивидуальной энергетики.

Вы когда-нибудь задумывались, какие ощущения в теле вызывают различные эмоции? Где в теле отражается, например, гнев или любовь? Что чувствует тело, когда испытываешь обиду? Как отзывается в теле эмоция отвращения? Ученым эти вопросы показались очень интересными и они провели исследование, цель которого заключалась в выявлении участков тела, которые максимально активны в момент возникновения той или иной эмоции.

Тепловая карта эмоций

Под активностью в данном случае имеются ввиду любые телесные ощущения: тепло, покалывание, зуд и другие. Обращаем ваше внимание, что «тепловые карты эмоций» построены на субъективных ощущениях испытуемых. Реальные замеры температуры ничего не показали. Что в общем-то не удивительно, ведь эмоции возникали на очень короткое время.

В эксперименте принимали участие около тысячи человек. Им демонстрировали различные стимулы - преимущественно видеосюжеты и картинки, которые должны были вызывать у испытуемых определённые эмоциональные ощущения и чувства. После демонстрации стимула определяли повышение или понижение активности в разных участках тела.

В результате эксперимента получились карты, показывающие какие участки тела наиболее активны в момент переживания той или иной эмоции. В последствии эти карты получили название «тепловых карт эмоций». Такое название «прилипло» скорее всего из-за визуального сходства. В реальности же холодные цвета, как черный, синий, голубой - означают наименьшую активность, а теплые: желтый, оранжевый, красный - наибольшую.

Глядя на эту карту эмоций, первое, что приходит на ум - словосочетание «светится от счастья» не далеко от реальности! Поговорка «От любви до ненависти - один шаг!» тоже попала прямо в яблочко. А депрессия - это действительно пустота в душе... В злости максимально активны руки - возможно потому, что объекту злости очень хочется дать в глаз. Удивительно, правда? Получается, что подсознательно, люди без всяких экспериментов всегда знали какие участки тела активируются в ответ на соответствующую эмоцию. Это как раз тот случай, когда наши предки интуитивно знали и, более того, пользовались этим знанием, а мы только сейчас подтверждаем и до всего этого доходим.

А если вам интересно - ниже представлена карта волновой зарисовки проявления энергии эмоций, можно сравнить ее с тепловой.

ГДЕ И КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?

Известно, что любая эмоция представляет собой сложную систему взаимодействия энергетического восприятия и биохимических веществ в разных органах организма человека. Любая эмоция – это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает. Поэтому можно подавить выражение эмоции внешне, но нельзя её уничтожить внутри, если она не корректна для себя и окружающих. Амплитуда ее конечно со временем затихает, но она остаётся жить определенным пластом глубоко в человеке, будучи непроявленной, и не исчезает до тех пор, пока не будет выражена корректно вовне. Ниже представлена общая схема, где и как проявляет себя невыраженная и некорректная эмоция в человеке.


Например, когда начальник доказывает подчиненным, что они - глупые и непригодные для интеллектуальной работы, в организме униженных, благодаря посылу негативных эмоций, начинаются мощные биохимические изменения, а при сопротивлении и подавлении - даже на порядок выше. Мозг, оценивая степень опасности, для сохранения обиженного человека в целом, запускает защитную дофамин-энергетическую систему. Дофамин - гормон радости и комфорта, а опустошение его запасов в ближайшем будущем означает тяжёлую депрессию. Таким образом выбрасывается в кровь большое количество адреналина - самого древнего и простого сигнального механизма и происходит внешнее "защитное" удовлетворение, которое в итоге медленно "пожирает" жизненный потенциал униженного. Обычно ответная реакция приводит к необходимости доказать обратное или вообще ничего не делать - при этом не первая и не вторая реакция считается не правильной. Самое лучшее, что в такой ситуации делать, и не только на работе - это быть нейтральным, знать себя и свои возможности и не реагировать на искусственный сброс или раздражитель, хоть в современном мире это и не легко.

В различных случаях люди проявляют крайнюю активность и возбуждение или впадают в прострацию, а в другом - ведут себя очень сдержанно. При этом именно у второй группы адреналин в этот момент превышает допустимую норму в семь раз. Если такому человеку вовремя не "спустить пар" или не оказать помощь, то через две-три недели он потеряет иммунитет, заболеет какой-нибудь болезнью, а того хуже, при накопленни эмоционального давления можно заработать инфаркт или язвенную болезнь.

Так сложилось, что правое полушарие мозга отвечает за отрицательные эмоции, а левое - за положительные - это по количеству контролируемых нейронов (у левши - наоборот). То есть, когда у человека плохое настроение, ему необходимо активизировать левое полушарие. Для этого лучше затеять какую-нибудь игру типа шахмат, можно разгадывать кроссворд или лучше пофлиртовать. Но традиционно у нас левую половинку мозга активируют при помощи банального спиртного.

Интересно, что вместе с дофаминами алкоголь стимулирует другие левополушарные центры, в частности центр, отвечающий за болтливость. Так что алкоголики живут строго по учебнику нейрофизиологии. Кстати, потребность поговорить бывает так велика, что психологи не раз отмечали случаи, когда двое пьяных, говорящих на разных языках, часами вели содержательные для обоих беседы.

Что происходит с нами при сдерживании себя, ограничении в выражении чувств и эмоций?

Незаметно для нас это приводит к тому, что:

  • Происходят потери жизненной энергии.
  • Формируются неврозы.
  • Истощается иммунитет
  • Возникает внутренние духовные тягостное ощущения.
  • Делаем не то, что нам определено.
  • Доказываем ненужное.
  • Протестуем не к месту.
  • Страдаем и всегда оправдываемся.
  • Недополучаем и не дадаем себе и близким любви и нежности, которые мы просто не умеем корректно выражать.
  • Болеем и «глотаем обиды», вместо того чтобы дать отпор, научиться говорить "ДА" и "НЕТ".

Заблокированная энергия «циркулирует» внутри нашего тела в поисках выхода. Человек продолжает испытывать импульсы невыраженных эмоций, но борется с ними. В результате тело, вместо того чтобы приносить радость и удовольствие, приносит боль и страдание, «зарабатывает» психосоматические болезни.

Эмоции, чувства и производное от этого - настроение человека на поверку оказываются биохемической реакцией молекул тела на энергетическое эмоциональное воздействие. Исследуя, было подтверждено, что «нежность» у человека обитает в голове, а страх - в животе. Кстати, ненависть можно «заесть» вкусной едой, а любовь «подогреть» плиткой шоколада - но это все обратные пищеварительные компенсации, которые не желательно использовать - от них только идет сбой гормонального фона, что приводит к набору излишнего веса.

Возможно, этот список в этом посте выглядит слишком сокращенным. В нём нет многих известных эмоций и чувств: ярость, тоска, вина и других. Мы рассматриваем сейчас базовые эмоции. Остальные эмоции являются «скрытыми» - как бы «скрыты» и вытекают из базовых. Под любой «скрытой» эмоцией всегда есть базовая. Базовая всегда более аутентична и имеет гораздо большую энергетику, чем любая "скрытая". Поэтому при всём возможном многообразии чувств и эмоций рекомендуют в начале всегда выявлять именно базовую эмоцию.

Мы боимся показать людям свои истинные эмоции, и даже самому себе в них признаться бывает страшно...

Подходим к зеркалу. Внимательно смотрим на годами сложившиеся черты лица. Какую эмоцию они выражают? Подняты брови? Удивлённо или от испуга? А может сдвинуты? От ярости? Уголки рта опущены? В печали? Или улыбка годами застыла на устах? А улыбаются ли тогда глаза? Или только губы? А может глаза широко раскрыты? В испуге? Губы вывернуты наружу? От отвращения? Или напряженно втянуты, превратившись в тоненькую линию? От злости? Щёки надуты? Как у ребёнка который вот-вот расплачется? Или лицо осунулось и мышцы напряглись? От боли и страдания? Присмотримся…Это выражение лица человека который хочет оскалиться? А может разреветься? Будем внимательны к себе.

Каждый человек в целях сохранения своего эмоционального здоровья должен корчить рожи своему отражению в зеркале не менее 3-х минут ежедневно!

ПОПРОБУЙТЕ!

Ирина Якимова

Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – всё это и есть мир наших чувств и эмоций.

Распознавание и передача эмоций, при всей кажущейся простоте, - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Детей необходимо учить выражать свои эмоции, чувства. Учить понимать чувства и эмоции другого человека (как взрослого, так и сверстника). Ведь непонимание другого человека ведёт к страхам, переживаниям, скованности, неловкости, а, в связи с этим, враждебности, неадекватности поведения, отчуждённости.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками, направленные на развитие понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции.

Игра «Альбом настроений»

Цель: развивать умение понимать различные эмоции, воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенных жизненных ситуациях.

Как-то раз, перебирая старые книги и журналы, в моей голове появилась идея вырезать из них иллюстрации и дать им «вторую жизнь». Я разложила их по группам, каждая из которых создавала определённое настроение: радость, грусть, страх, злость, удивление, покой… Дома нашёлся альбом времён моего детства, там и расположились иллюстрации – каждая в своём разделе. Началом всех разделов стали пиктограммы (схематическое изображение эмоций) и отрывки сказок К. И. Чуковского.



В конце альбома я вклеила иллюстрации, создающие разные эмоции, перемешав их – задание на закрепление.


Ребятишки с удовольствием отгадывали эмоции по фрагментам сказок, рассматривали иллюстрации, рассказывали, какое настроение они у них вызывают и почему. Кроме этого, после работы с таким альбомом, детям можно дать домашнее задание – найти и принести из дома какие-либо иллюстрации, создающие определённое настроение. Таким образом, создать «Альбом настроений» вместе с ребятами.

Игра «Мимический кубик»

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним играть. Вариантов использования такого кубика очень много.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций (пиктограммы).


Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку-пиктограмму, ей соответствующую.

Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например, фразу: «Скоро наступит весна».

Четвёртый вариант: К «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением животных.


Дети кидают оба кубика и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений, подражая голосу выпавшего животного и изображая его настроение (например, говорят фразу «Завтра я иду в гости» так, как сказала бы грустная лиса).

Пятый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением каких-либо действий.


Дети кидают оба кубика и изображают действие с определённым настроением (например, гладят бельё с сердитым настроением). По ходу игры с детьми идёт обсуждение, почему можно быть сердитым во время глажки белья…

Четвёртый и пятый варианты игры наиболее сложные, их можно проводить тогда, когда дети научились справлять с заданиями каждого вида кубика по отдельности.

Игра «Разноцветные конверты»

В игре участвует группа детей количеством до 10 человек. Каждый ребёнок получает комплект из 7 карточек-пиктограмм, обозначающих основные эмоции (радость, страх, удивление, грусть, слёзы, покой, злость, каждый своего цвета. Дети раскладывают карточки перед собой и выполняют различные задания.



Вариант 1.

Цель: учить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены дети, звери, сказочные персонажи в разном настроении.

Необходимо найти пиктограмму, соответствующую показанной карточке.



Можно в ходе игры просить детей вспомнить или придумать ситуацию (вспомнить эпизод сказки, в которой у показанного персонажа могло возникнуть то или иное настроение.

Вариант 2.

Цель: учить различать эмоциональные состояния по интонации голоса, мимике и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог произносит какую-либо фразу с разной мимикой и эмоциональной окраской («Наступила осень» - грустно, «У меня скоро День рождения!» - весело, «Я не буду с ним играть!» - сердито и так далее). Детям необходимо найти подходящую пиктограмму.

Усложнение игры: педагог показывает любую пиктограмму из своего комплекта, дети самостоятельно придумывают подходящую к ней фразу и произносят её с необходимой интонацией и мимикой.

Вариант 3.

Цель: учить различать разнообразную по характеру музыку и соотносить её с графическими изображениями.

Описание. Педагог включает фрагменты музыки, создающие разнообразное настроение, дети находят и поднимают подходящую пиктограмму (можно использовать фрагменты классических произведений Чайковского, Шопена, Бетховена, Моцарта, Шостаковича и другие)

Надеюсь, что эти игры пригодятся в работе педагогам дошкольных учреждений!