Фронтальные занятия. Доминантное занятие по элементарному музицированию в подготовительной группе в детском саду Перечислить типы и виды музыкальных занятий

Статья. Виды и типы музыкальных занятий .

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д. В зависимости от состава детей занятия подразделяют на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (большие группы по 4 - 7 детей), индивидуальные, объединенные (занимаются 2 - З возрастные группы). В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными 14 . Каждый из видов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи, это все отражается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастной группе детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом. Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизического состояния детей. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличие темы. Детей принимают в дошкольное учреждение с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5 - 10 минут. Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желании подпевать, двигаться. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой. Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных произведений специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию. Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений. Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика. Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание. Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей. Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учете уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционально жизненного тонуса. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся не только с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности. Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах. Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различения высоты звуков даются всей группе детей, начиная с младшего возраста. Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты слуховые представления, музыкально - ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в коллективе сверстников. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех отсталых детей. На таких занятиях решаются задачи музыкально-сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, музыкально-ритмическим движениям, игре в ансамбле на детских музыкальных инструментах, творческие музыкальные задачи. Музыкальные объединенные групповые занятия проводятся эпизодически. Они организуются педагогом в целях установления слаженности коллективного исполнения песен, танцев, шествия детей при входе на праздник. Проверяется общая слаженность движений для праздничного шествия, входа: начало движения после вступления к маршу, поочередный выход отдельных групп, размещение в зале и т.д. Все виды музыкальных занятий представляют собой учебный, развивающий воспитательно-образовательный комплекс целенаправленной, различно организуемой музыкальной деятельности детей. Все виды этой деятельности оказывают на ребенка эмоционально - эстетическое воздействие, создают особую заинтересованность в процессе обучения, воспитывают у детей любовь к музыке, стремление к музыкальному исполнительству и творчеству 15 .

Типовое занятие . Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным. Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требует на занятиях и вне их много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности. Задания, требующие эмоциональной и умственной активности. Сосредоточенности, лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить. Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменить запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены. Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, объединяют в подгруппы. Это позволяет уделять большое внимание одаренным детям 16 .

Тематическое занятие . Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический характер. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника. Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. На занятии, связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Музыкально - тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т.д. Темы таких занятий могут быть различными. Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображения, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передавать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана образной форме. Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке 17 . Музыкальные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Все музыкальные или как их еще называют, комплексные занятия в дошкольном образовательном учреждении строятся на синтезе искусств. Раньше, занимаясь строго по Типовой программе Министерства образования, детский сад не мог объединить сразу несколько видов искусств в одном занятии, это не было предусмотрено программой. А сейчас на современном этапе детский сад выбирает себе ту модель воспитания дошкольника и ту программу, которая наиболее применима для материально-технического оснащения и уровня кадровой подготовки именно этого образовательного учреждения. Поэтому на музыкальных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Музыкальное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство. Это многообразие тем обогащает содержание музыкальных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отменить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова). Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута. На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», интересно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, го и сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И.Чайковского из «детского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др. На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочетания в высоком (светлом) регистре и низком (темпом), исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи. Можно поговорить и о сочетании различных средств выразительности, например, сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба-Яга»

Конспект доминантного музыкального занятия «В гости к Гномику пойдем, чудо-песенку найдем!» (подготовительная группа)

Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
Развивающие:
2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные:
3.Воспитывать у детей интерес к пению.
4.Формировать нравственные качества: чувство сопереживания, желание оказать помощь (Гномику).
Словарная работа: Активизация словаря: «нотный стан».
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных стеснительных детей.
Предшествующая работа: предварительное разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве, распевок «Чудо-лесенка», «Ау», танца «Чик и Брик».
Используемый материал:
Дидактические средства: нотный стан на мольберте, нотки-бусинки разного цвета (7 штук);
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки.
Методические приёмы по структуре занятия:
Мотивация : музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь Гному собрать нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости!»
Коммуникативная игра «Приветствие» И. Картушиной
Игра с пением «Кто поздоровался?» И. Картушиной
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Снежинка», «Эхо».
Вокально-интонационные упражнения: «Ау», «Чудо-лесенка», «Сугробы».
Игра с движением. «На дворе у нас мороз…»
Вокально-интонационное упражнение «Вьюга».
Слушание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Разучивание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Исполнение песни «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве
Музыкально-ритмический танец «Чик и Брик» Т.Суворовой

Ход занятия:

Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя с детьми «Здравствуйте, ребята». Ответное музыкальное приветствие детей.
Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости» под музыку
«Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие гости!
Здравствуйте, здравствуйте, Милости мы просим!»
Муз. руководитель: А теперь, поздороваемся друг с другом под музыку.
Коммуникативная игра «Приветствие». Под музыку дети свободно гуляют по залу, с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто оказался рядом. Повторяется 3 раза.
Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «Кто поздоровался?»
Игра с пением «Кто поздоровался?». Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей поет: «Здравствуй, Мария (имя водящего)!», водящие отгадывает по голосу ребенка, подходит к нему и пожимает ему руку.
Музыкальный руководитель берет конвертик.
Муз. руководитель: Сегодня утром я встретила Почтальона, он передал для вас письмо от Гномика из волшебного леса, (показывает конвертик), хотите узнать, что он нам пишет? (открывает):
«Дорогие друзья, у меня случилась беда! Сердитая вьюга налетела на наш лес, и мои нотки-бусинки разлетелись по всему лесу и теперь я не могу петь свою любимую песенку. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать нотки-бусинки! Гномик»
– Ну что, хотите отправиться в лес и помочь доброму Гному собрать его нотки-бусинки?
Дети: Да!
Муз. руководитель: А на чем мы поедем?
Дети: На лошадке! На санках!

Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит (свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец, доехали.
Тпру-у, приехали!
Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите, вот и первая нотка-бусинка! (показывает на нотку-бусинку, которая лежит на пенечке) Надо вернуть нотку на свое место, на нотный стан. (Музыкальный руководитель прикрепляет первую нотку-бусинку) Куда надо вернуть нотку?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: А какая погода в лесу? Вам холодно?
Дети: Да, холодно в лесу, снежок идет.
Муз. руководитель: Сейчас я предлагаю вам согреться. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Появился ветерок,
Мы подуем на снежок
Упражнение «Снежинка».
Муз. руководитель: Ну, вот мы и согрелись. Ребятки, я открою вам секрет, в этом лесу живет волшебное эхо. Послушаем его.
Упражнение «Эхо».
Муз. руководитель : Эхо, скажи нам, пожалуйста, ты не видело нотки-бусинки, которые потерял Гномик?
Эхо: Видело-ло-ло-ло! На елочке-елочке-елочке!
Муз. руководитель : Посмотрите, какая красивая елочка, а что это на ней? (дети находят вторую нотку-бусинку на елочке и один их детей прикрепляет ее на нотный стан).
Муз. руководитель: Где мы разместим нотку-бусинку?
Дети: На нотном стане.
Муз. руководитель: Молодцы, еще одну нотку-бусинку нашли! Как вы думаете, чей домик виднеется вдалеке?
Дети: Домик Гномика!
Муз. руководитель: Надо нам позвать Гномика.
Упражнение «Ау!» – добиваться звучания головного резонатора на звуке «У», повтор 3 раза с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Что-то Гномик не появляется, может, его нет дома? Заглянем в домик, посмотрите – здесь лесенка! Предлагаю вам спеть попевку «Чудо-лесенка», может Гномик нас услышит!
Упражнение-попевка «Чудо-лесенка».
Муз. руководитель: Я заметила на крыше, еще одну бусинку? (прикрепляют третью нотку-бусинку) Куда ее нужно прикрепить?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: Гномика дома нет, наверное, он тоже ищет в лесу нотки-бусинки для своей песенки. Пойдем по его следам. Посмотрите, сколько снега намело! Обращает внимание на волнообразно разложенную на полу верёвку, снежинки-точки – между волнами вверху и внизу. Посмотрите, на что похож этот рисунок?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Мне тоже кажется, что этот рисунок похож на снежные сугробы. Снежные сугробы часто имеют причудливые формы. Сейчас так и хочется спеть песенку сугроба.
Упражнение «Сугробы». Пение по линии и точкам на звук «у» и «о» (На полу из верёвочки выкладываются «сугробы»)
Муз. руководитель: Кто хочет придумать свою песенку? Дети меняют движение верёвки и поют «новую песенку». После упражнения находят четвертую нотку-бусинку.
Игра с движением «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Муз. руководитель: А как называется природное явление, когда дует сильный ветер и идёт снег?
Дети: вьюга, метель…
Муз. руководитель: Попробуем изобразить вьюгу.
Упражнение «Вьюга». Пение в унисон с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас познакомить с новой песенкой?
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – слушание.
Вопросы:
Про кого эта песня?
Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, веселая, добрая, нежная, задушевная)
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – разучивание.
Приемы:
Пение музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель поет куплет, дети припев.
Муз. руководитель: Ребята, как хорошо спели! У нас появилась еще одна нотка-бусинка (на фортепиано находит шестую нотку-бусинку)
Под музыку «Пестрый колпачок» заходит Гномик. У него в руках седьмая нотка-бусинка.
Гномик: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо?
Дети: Да! Мы нашли шесть ноток-бусинок.
Гномик: Спасибо, вам ребята, что помогли мне собрать нотки-бусинки и теперь я могу спеть вам свою веселую песенку!
Гномик поет первый куплет песни «Пестрый колпачок».
Гномик: Хотите споем все вместе?
Дети вместе с Гномиком исполняют песню «Пестрый колпачок»
Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Приемы:
Пение по фразам «цепочкой».
Тихо – громко.
Инсценировка песни «Пестрый колпачок»
Гномик: Как с вами весело, что хочется даже потанцевать!
Танец «Чик и Брик»
Гномик: Спасибо вам еще раз и до свидания!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

Формы и методы музыкальных занятий, уроков музыки способствующих творческому развитию учащихся.

Серебренникова Мария Владимировна

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

О каком понятии, на ваш взгляд идёт речь?

Правильно, о творчестве

Если заглянуть в Википедию, то мы увидим, что Творчество - деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата.

Творчество - это:

    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

    создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

    процесс создания субъективных ценностей.

Тема нашего объединения сегодня связана с творческим развитием учащихся, то есть школьников и дошкольников на музыкальных занятиях и уроках музыки.

Таким образом, перед нами стоит задача на музыкальных занятиях и уроках музыки создать такие условия, при которых дети (дошкольники и школьники) могли бы развивать свои способности к созданию чего-либо нового!

Существуют традиционные занятия.

В зависимости от числа участвующих в них детей, выделяют:

    индивидуальные музыкальные занятия;

    музыкальные занятия по подгруппам;

    фронтальные музыкальные занятия (со всей группой)

Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах. Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.

По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить: Типовые (или традиционные); Доминантные; Тематические. Фронтальные занятия могут быть также комплексными.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество). Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления. Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.) Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей. В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.) Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений. Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей. Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств. Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

Вместе с традиционными формами занятий существуют и нетрадиционные формы:

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Эффективные игровые методы и приёмы в работе с детьми на музыкальных занятиях

Игровые методы. Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Считаю, что приобщение к хоровому искусству через игру, создаёт оптимальные условия для реализации задачи общего музыкального развития личности ребёнка, привитие любви к пению и, как следствие - развития, музыкальных способностей воспитанников.

В игре ребёнок приближается к решению сложных задач и жизненных проблем. Поэтому игра так важна. Познавательный момент, возникающий в процессе игры, является основой возникновения стимула к учёбе. Игра должна приносить удовольствие ребёнку, носить творческий и импровизационный характер, быть насыщенной эмоционально (соперничество, соревнование, состязательность).

Игра снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно в наше время, когда дети зачастую перегружены различными видами деятельности и физически очень устают.

Чем младше ребёнок, тем большую роль берёт на себя педагог. В дошкольном возрасте в основном используются ролевые игры (ребёнок должен быть способен к созданию воображаемой ситуации на словах и к участию в играх). Это необходимое условие для использования игры в качестве формы обучения.

Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач. Достоинство методов состоит в том, что они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Игровые методы:

Воображаемые ситуации,

Дидактические игры.

Они делятся по виду деятельности: игры путешествия, игры поручения. В основе действия с предметами: помоги, расставь. Игры предположения (ЧТО БЫЛО БЫ?), игры загадки, игры беседы (игры диалоги).

Педагогическая игра обладает отличительным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Должны быть чёткие правила, сформулированные педагогом. Необходимо так же учитывать и возрастные особенности детей.

Игровые приёмы. Это составная часть метода, средство повышения активности детей.

Чаще используются у малышей.

Игровые приёмы:

Внезапное появление объектов, игрушек, (мяч, музыкальные инструменты, мягкая игрушка и т.д.). Оно вызывает у детей чувство удивления, эмоциональный отклик, являясь залогом познания окружающего мира.

Например, Мишка пришёл на концерт и хочет послушать песенку. Затем он говорит спасибо и даёт оценку исполнению этой песенки.

Загадывание загадок;

Введение элементов соревнования (для школьников);

Создание игровой ситуации.

Методы и приёмы могут быть практическими, словесными и игровыми. Для того чтобы занятие проходило интересно, нужно постоянно менять приёмы.

ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ.

В начале музыкального занятия можно предложить игры - импровизации:

1. «Эхо, отзовись!». Дети должны представить, что они в лесу. Они - эхо. Педагог поёт то громко, то тихо (f и p). Ребята должны точно повторить. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся к пению a capella , развиваем координацию слуха и голос, тренируем чистоту интонации.

2. Игра - «Знакомство» (проводится обычно в начале учебного года). На вопрос как тебя зовут, ребёнок должен пропеть своё имя.

3. «Вопрос - ответ». Педагог, пропевая вопрос, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок должен придумать музыкальный ответ и спев его, возвратить мяч назад. Задача ученика – внятно спеть придуманный ответ. Далее роль педагога играет другой ребёнок.

4. «Цветы». (Подготовка певческого аппарата к занятиям, работа над певческим вдохом по средствам воображаемой ситуации).

Дети должны представить, что они находятся на лугу, где много прекрасных ароматных цветов. Они удивлены и с удовольствием вдыхают этот чудесный аромат. Показ педагога обязателен (вдох - рот свободно открывается от удивления, брови слегка приподняты).

5. Артикуляционная гимнастика «Делай как я!».

а) Дети находятся в воображаемых машинах. С начала они едут по ровной дороге (упражнение- вибрация губ), далее по дороге, ведущий в гору (интонация повышается, выход на фальцет). Затем машина едет то на горку, то с горки (дети меняют интонацию).

Для следующего упражнения существуют игровые правила: вдох берём один раз. Это упражнение делается на развитие дыхания.

б) Наливаем в бак бензин. (Делаем вдох), а затем медленный выдох на «ПФ» или звук «У». (У кого из ребят длиннее выдох, кто дольше протянет звук, тот выиграл).

Следующие два упражнения помогают улучшить дикцию.

в) Нужно представить, что наш язычок, как у змеи (вытягиваем его вперёд, поднимаем кончик языка вверх, затем вниз, повторяем несколько раз).

г) Представим, что мы набрали в рот воды. Полощем зубы. Перекатываем воду из одной щеки в другую.

6. Работа над двухголосием. Пение гаммы или куплета песни.

Детям нужно представить, что они пошли в лес. Неожиданно появляется Баба-Яга, которая мешает им, хочет запутать (педагог поёт импровизацию). Задача детей - вернуться домой. Гамма (песенка - волшебный клубочек) им в этом поможет. Сделает это тот из детей, кто допоёт гамму или песенку до конца.

Ту же игру можно использовать на развитие чувства ритма. Ребята хлопают основной ритм, педагог сбивает их.

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.

Он направлен на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-либо, например взрослому, педагогу).

«Я забыла».

Нужно помочь педагогу продолжить песню, гамму (проверка знаний нотного материала).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.

Одной из интереснейших форм занятий, состоящих из дидактических игр, является игра-путешествие (по Музыкальной стране, по песне, по музыкальной сказке, по Стране музыкальных инструментов, звуков и т.д.). Она рассчитана на целое занятие. Дети уже с первых минут погружаются в игру.

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

Позволяет в интересной форме рассказать детям о чём–то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Помогает усваивать и осознавать связи между предметами.

ПРИЁМ СОРЕВНАВАНИЯ (особенно эффективен для детей школьного возраста).

Подготавливает детей, даёт возможность правильной оценки своих возможностей и достижений.

«Угадай мелодию». Дети делятся на команды. Придумывают название, выбирают капитана. Кто больше узнает и споёт детских песенок. Или отгадает их по прохлопанному ритму. Какой капитан назовёт больше муз. Инструментов и т. д.

« Я - дирижёр». Конкурс дирижеров. Дети примеряют на себя чужой образ, учатся быть более собранными, взаимопониманию и поддержке и др.

«Кто больше». Нужно, например, назвать как можно больше песен о ДРУЖБЕ или песен, где упоминалось бы слово ДРУЖБА.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения и содержания занятия, а так же от возраста детей. Но педагог должен понимать, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение и заигрываться нельзя.

В настоящее время в системе дошкольного образования главной является позиция гуманизации целей и принципов работы с детьми. Поэтому обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия:
    a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
    b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

Ольга жарикова
Конспект доминанатного музыкального занятия

Конспект доминантного музыкального занятия

(для детей подготовительной группы)

составил музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР д/с №17 :Жарикова О. А.

Цель :

Обогащение музыкального опыта детей через восприятие музыкальных произведений различной динамики.

Задачи :

Формирование у детей знаний о тихой и громкой музыке на примере музыкальных произведений ;

Развитие внимания, певческих способностей, чувства ритма, музыкального мышления и восприятия, умения двигаться в соответствии с характером музыкального произведения , динамического слуха; знакомство с новым способом извлечения звука;

Восприятие интереса к музыкальным занятиям , эмоциональной отзывчивости на музыку .

Материалы и оборудование :

Фортепиано, музыкальный центр , магнитная доска, портрет Э. Грига, изображение волшебной поляны, карточки с изображением четырёх разных гномов и Волшебницы Динамики; конфетные фантики в коробке, записка, конфеты по количеству детей; музыкальный материал : «Неаполитанская песенка» П. Чайковский, Э. Григ «В пещере горного короля» , «Контраст» неизвестный автор, «Музыка , здравствуй!» (муз. и слова М. Лазарева, ритмическая игра «Музыкальное эхо » (авт. М. Андреев) ;

Ход занятия

Дети заходят в зал, подходят к музыкальному руководителю , который сидит за инструментом.

Музыкальный руководитель :

У нас с вами сегодня необычное занятие , начнём мы его с песенки «Музыка здравствуй (муз. и слова М. Лазарева)

Дети исполняют песню с музыкальным руководителем .

Музыкальный руководитель : Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) Предлагаю вам отправиться на волшебную поляну. Хотите? (да хотим) Вставайте по кругу друг за другом, скоро отправляемся. Слушайте внимательно, как вам нужно будет идти, а поможет вам в этом музыка .

Дети под музыку (по выбору) выполняют бодрый шаг («идём по дорожке» , лёгкий бег («бежим с горочки» , высокий шаг («перешагиваем через кочки» , поскоки, шаг на носочках и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель : Вот мы и пришли. (На мольберте появляется изображение волшебной поляны) Эта поляна волшебная по очень ней гуляет эхо. Давайте с ним поиграем. Повторяйте за мной, как эхо.

Ритмическая игра «Музыкальное эхо » проводится несколько раз.

Музыкальный руководитель : А вы знаете, на этой полянке живут музыкальные гномы . Одни любят петь, играть, танцевать громко, а другие поют, играют, танцуют тихо. Однажды гномы поспорили. Один говорил «Я самый сильный - это прозвучало так громко как только он смог (на мольберте появляется первый гном) «Нет у меня самый сильный голос!» ,- ответил другой и действительно прозвучал его голос громче. (Появляется изображение второго гнома) «А мой голос тихий, красивый» , -тихо проговорил третий (появляется третий гном)

«Ну, если уж слабостью мереться, то попробуйте так, как я» ,- ответил четвёртый гномик, самый маленький и его голос прозвучал еле слышно. (Появляется самый маленький гном) .

(на мольберте появляется её изображение, которая была хозяйкой этой поляны. Она умела петь, играть и разговаривать с любым гномиком - и громко, и тихо. Волшебница Динамика помирила гномов, она сказала, что у каждого голос по своему хорош на своём месте и в своё время. Динамика дала каждому имя : Громкий, Очень громкий,Тихий, и Очень тихий. Так и живут громкие и тихие гномики на волшебной поляне до сих пор. Танцуют играют и поют : кто-под тихую музыку , а кто- под громкую. А управляет ими волшебница Динамика.

Хотите подружиться с этими гномами? (ответы детей) Тогда нужно научиться их различать Однажды гномы забрались в пещеру горного короля и устроили там бал. Давайте послушаем музыку , под которую они танцевали, и поможем волшебнице Динамике их найти и расставить в правильном порядке.

Дети слушают аудиозапись Э. Григ «В пещере горного короля» , затем расставляют карточки с изображением гномов (от маленького до большого) В соответствии с изменением динамики.

Музыкальный руководитель : Молодцы! Эту замечательную музыку написал норвежский копозитор Эдвард Григ (показ портрета) . Давайте поиграем в любимую игру гномов «Жуки и бабочки» . Под резкую будут танцевать- мальчики, а под плавную- бабочки-девочки. Главное- не произносить не слова, что бы не спугнуть гномов.

Музыкальная подвижная игра «Жуки и бабочки» (Контрасты)

Музыкальный руководитель : Какая была музыка- громкая или тихая ? (ответы детей) Посмотрите, ребята, здесь кокая-то коробочка, а в ней записка. Давайте прочитаем : «Ребята, вы замечательно играли с громкими и тихими гномами. За это вам в подарок конфеты. Волшебница Динамика».

Музыкальный руководитель : (открывает коробку) Ой, а здесь одни фантики… Это наверное, гномики пошутили-съели все конфеты, а фантики нам оставили. Они не хотят с нами расставаться! Мы с вами не будем расстраиваться, организуем оркестр! Кто руководит оркестром? (дети - Дирижёр) На чём играют в оркестре? (дети- на музыкальных инструментах ) Сегодня нашими инструментами будут фантики!

Дети играют на фантиках под аудиозапись «Неаполитанская песня» П. Чайковского

Музыкальный руководитель : Как звучала музыка -тихо или громко ? (ответы детей) А как звучали фантики? (ответы детей)

Вот и закончилось наше путешествие по музыкальной поляне . Давайте вспомним, что вам понравилось, что нового узнали? (ответы детей) Ребята, а наши музыкальные гномики вернули нам конфеты! Угощает детей конфетами. Дети прощаются и уходят.