Московский государственный университет печати. Большая энциклопедия нефти и газа

Верхнее - 1,7, нижнее - 2,0, левое 3,0, правое - 1,5.

Шрифт Times New Roman, кегль 14 , межстрочный интервал 1,5.

Красная строка с отступом 1,27 см или 1,25 см в зависимости от настройки компьютера. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от двух до шести. В основном тексте используется выравнивание только по ширине . Текст на иностранных языках, все формулы, условные знаки и простые рисунки набиваются непосредственно (не рисунком). Все страницы работы нумеруются, начиная с титульного листа, номер на котором не ставится. Номера проставляют в правом верхнем углу без точки .

Все заголовки в работе располагаются по середине строки и пишутся прописными буквами без точки . Переносы слов в заголовках не допускаются.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов:

· Титульный лист (образец в Приложении 1)

· Введение

· Основная часть работы

· Заключение

· Список использованных источников

· Приложения (необязательный элемент, в курсовых работах используется только при наличии необходимости)

ТРЕБОВАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ

В соответствии с ГОСТ 7.32-91 во введении должны быть отражены следующие элементы: актуальность исследования, степень изученности темы, объект, предмет исследования, цель, задачи исследования, структура работы. Дополнительные структурные элементы - гипотеза, методы, методология исследования (или база исследования) – если работа имеет прикладной характер.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ

Основную часть курсовой работы следует делить на разделы (2-3 раздела) и подразделы. Каждый раздел курсовой работы следует начинать с новой страницы.

Все разделы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают их содержание. Заголовки разделов, а также слова «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованных источников», следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать строчными буквами, не подчеркивая (нельзя использовать жирный шрифт). Переносы слов и сокращения в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Например, название раздела :

1 Теоретические основы формирования политики предприятия

Название подраздела :

1.1 Подходы к организации маркетинговой деятельности

на промышленном предприятии

Запрещается помещать иллюстрации, таблицы, формулы сразу после заголовка.

4.2 К цитированию предъявляются следующие требования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов и предложений допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).

3. Допускается непрямое цитирование, то есть пересказ или изложение мыслей других авторов своими словами. При этом следует быть предельно точным и корректным при оценке излагаемого материала.

4. Цитирование не должно быть избыточным или недостаточным.

5. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов в списке использованных источников.

Требования к оформлению иллюстрированных материалов

В тексте курсовой работы принято приводить иллюстрированные материалы, подтверждающие те или иные положения автора или иллюстрирующие методику расчетов. К ним относятся формулы, таблицы, графики, схемы, фотографии и рисунки.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 2.321-84). Формулы следует набирать в Microsoft Equation (иконка «Вставка» - «Объект»). В качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Например:

где Q – объем выпускаемой продукции, тыс.тонн;

У – сумма постоянных затрат, тыс.руб.;

Н – удельно-переменные затраты, руб./тонн;

Ц – цена выпускаемой продукции, руб.

На все таблицы обязательно должны быть ссылки в тексте! Таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев , содержащих ссылку на них или как можно ближе к ссылке. Название таблицы печатается по центру строки. Точка после названия таблицы не ставится. Все графы и строки должны быть заполнены.

Таблицы, имеющие количество строк больше, чем может поместиться на странице, переносятся на другую (другие) страницу. При этом шапка повторяется, а над ней указывается «Продолжение таблицы» (с указанием её номера)». Примечания и сноски к таблицам должны быть отпечатаны непосредственно под соответствующей таблицей кеглем 9. Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками.

Пример «закрытой» таблицы с индексационной нумерацией и примечанием.

Таблица 2.1

Дебиторская и кредиторская задолженность ООО «ГЕРМЕС»

за 2006-2008 гг.

*Примечание. Данные указаны на конец года.

Иллюстрации

К иллюстрациям относятся фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, графики. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Иллюстрации должны иметь названия , которые помещают под иллюстрацией по центру строки, и оформляется так:

Рисунок 2.1 – Модель организации как открытой системы

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела.

Например: .

Ссылаться следует на источник в целом. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данной работы. Оформлять ссылки на использованные источники в виде сносок не допускается! При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение.

Например : в разделе 2; на рисунке 5.1; по таблице 2.3; в приложении А.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ

Иллюстративный материал ВКР включает иллюстрации в тексте пояснительной записки, в иллюстрационном альбоме (приложение Ж) и графической части.

Иллюстративный материал является обязательной частью дипломного проекта. Он должен быть органически увязан с со-

держанием проекта и в наглядной форме иллюстрировать ос-

новные положения анализа и проектирования.

К иллюстративному материалу в ВКР (бакалаврских рабо-

тах) можно отнести таблицы, рисунки, фотографии, схемы, гра-

фики, чертежи, эскизы, диаграммы, алгоритмы, сетевые графи- ки, которые могут быть использованы как в тексте, так и отдель- но выводится на формат А4. Основные требования к иллюстра- циям – точность, наглядность, оригинальность, объективность. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, дополнять его.

Наиболее значительные результаты проекта выводятся в иллюстрационный альбом (формат А4), который размножается в

количестве, равном числу членов ГАК (6-8 экземпляров), и изго-

тавливается презентация с наиболее наглядными и значимыми материалами и результатами проекта. Это могут быть:

1) динамика технико-экономических показателей работы

предприятия;

2) организационная структуры предприятия;


3) результаты анализа финансово-хозяйственной деятель-

ности предприятия за ряд периодов;

4) дерево проблем, дерево решений;

5) калькуляция себестоимости;

6) график безубыточности;

7) бюджет инвестиционного проекта;

8) отчет о движении денежных средств;

9) чертеж изделия, оснастки, схемы алгоритмов и про-

граммных продуктов и т.д.;

10) финансовый профиль инвестиционного проекта;

11) технико-экономические показатели эффективности проекта и т.д.

Организация выполнения ВКР

На кафедре «Экономика, управление и логистика» назна- чается преподаватель, ответственный за дипломное проектиро- вание, который проводит организационное собрание с выпуск- никами. На собрании рассматриваются следующие вопросы: требования дипломному проекту, рекомендации по выбору те- мы, требования к оформлению работы и порядок оценки, допус- ка к защите и самой защиты проекта. Также устанавливается ка- лендарный план дипломного проектирования.



С учетом того, что преддипломную практику студенты про-

ходят с целью подготовки данных для написания проекта, уста-

навливается следующий календарный план дипломного проек-

тирования:

Студенты, не соблюдающие календарный план выполнения

ВКР, могут быть не допущены к защите.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

Общие требования

Выпускная квалификационная работа (ВКР) должна быть профессионально грамотно разработана и правильно оформлена в соответствии с требованием ГОСТ 7.32-2001.

Текст пояснительной записки должен быть кратким, чет-

ким и не допускать различных толкований. В частности, в тексте должны применяться экономические и научно-технические тер- мины, обозначения и определения, соответствующие действую- щим стандартам, нормам и правилам. Если автор использует оригинальные или не общепринятые термины и определения, то в тексте пояснительной записки должны быть приведены соот- ветствующие объяснения и толкования. При изложении текста необходимо обращать внимание на смысловую законченность, целостность и связанность текста.

Текст проекта излагается от третьего лица, не рекоменду-

ется употреблять в тексте обороты с местоимениями первого лица («Я определяю...», «- Мы находим...» и т. п.). Следует вести изложение, не употребляя местоимений («Находим..., рассчиты- ваем,...»). Допускается также изложение в безразличной форме, например: «При сложившихся ставках налога находят...» или

«При сложившихся ставках налога определяется...». Могут при- меняться также предложения со страдательным залогом (напри- мер, «Установлена зависимость объема производства от темпов инфляции и...»).

Качество культуры изложения текста определяется точно- стью, ясностью и краткостью. Для избегания лексических оши- бок необходимо добиться точного словоупотребления, избегать

«канцелярщины», иностранных и жаргонных слов. Грамматиче-

ская конструкция предложений должна предполагать точное следование формам связи слов во фразах и предложениях.

Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Для

придания ясности надо составлять короткие предложения, упот-

реблять точные количественные значения. Неясности в текст вводят фразы «вполне очевидно», «известным образом», «спе- циальным устройством» и т. д. Нарушение ясности изложения


иногда вызывается стремлением автора придать своему труду видимость научности. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе. Например, «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек». Не- ясно, кто (или что) кого (или что) обслуживают: автоматы людей или люди автоматы.

Просто изложенный текст легко читается, мысли автора воспринимаются без затруднений. Однако, нельзя отождествлять

простоту и примитивность. Для реализации краткости надо из-

бегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Слова и словосочетания не несущие смысловой нагруз-

ки должны быть исключены из текста.

Для ясного отражения излагаемых положений текст надо делить на логически соподчиненные части. Для этого, прежде

всего, служит композиционный прием – абзац, используемый

для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный харак- тер. Логическая целостность высказывания облегчает воспри- ятие текста. Абзацы одного подраздела или раздела должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом.

В тексте пояснительной записки не допускается:

Применять для одного и того же понятия различные на-

учно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы);

Сокращать обозначения единиц физических величин, ес-

ли они употребляются без цифр, за исключением единиц физи- ческих величин в таблицах и в расшифровках буквенных обо- значений, входящих в формулы (например, «Работа пассажир- ского транспорта измеряется в пассажиро-километрах», а не в

Применять сокращение слов, кроме установленных пра- вилами русской орфографии и пунктуации (т.е. и т.д., т.п. и др., и пр. и т.п.), а также соответствующими государственными стандартами;

Применять разговорные словообразования, заменять в тексте слова буквенными обозначениями (например, «L здания»

вместо «длина здания»);

Использовать в тексте математический знак (-) перед от-


рицательными значениями величин. Вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»;

Употреблять математические знаки без цифр, например, J

(меньше или равно), i (больше или равно), n (не равно), а также знаки (номер), % (процент).

руемый текст должен быть без изменения. Цитата заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой она

дана в источнике, и должна сопровождаться ссылкой на источ-

ник. Приведем пример. В своих работах Аристотель отмечал:

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1)

правильного установления конечных целей и 2) отыскания соот-

ветствующих средств, ведущих к конечной цели» 16, с.41 .

Если цитата полностью воспроизводит предложение цити-

руемого текста, то она начинается с прописной буквы. Если ци- тата воспроизводит только часть предложения цитируемого тек- ста, то после открывающих кавычек ставят многоточие и цитата начинается со строчной буквы. Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: Ф. Бекон писал, что «для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела» 98, с. 121 .

Пояснительная записка к дипломному проекту представ-

ляется в компьютерном наборе (в исключительном случае, на пишущей машинке с минимальной высотой шрифта 2,5 мм и

вписыванием формул и условных знаков только черной пастой)

на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х210 мм) через полтора межстрочных интервала шрифтом – кегль 14. До- пускается представлять таблицы и иллюстрации на листах фор- мата А3 (297х420 мм). Текст пояснительной записки следует набирать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее

30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20

Опечатки, описки и графические неточности, обнаружен-

ные в процессе выполнения работы, допускается исправлять


подчисткой или закрашиванием белой краской («штрихом») и нанесением на том же листе исправленного текста (графика) машинописным способом или черной пастой рукописным спо- собом.

В дипломном проекте следует использовать сокращения русских слов, словосочетаний и аббревиатур по ГОСТ 7.11-91 и

ГОСТ 7.12-91 .

Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти буквам

(цифрам), т.е. первая буква набора – шестая.

Все структурные части пояснительной записки: аннотация,

Разделы подразделяются на подразделы, подразделы – на пункты, пункты на подпункты, если их более одного. Заголовки

подразделов и пунктов печатают с абзаца строчными буквами,

кроме первой прописной. Разделы, подразделы и пункты долж-

ны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки. Пе- реносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заго- ловка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двум интервалам. Подчеркивать заголовок не допускается.

Пояснительная записка должна быть сброшюрована в твердой обложке. С внутренней стороны обложки приклеивается

конверт, куда складываются в сложенном виде отзыв руководи-

теля и рецензия по дипломному проекту. Обложка в нумерацию страниц не входит.

Иллюстрации - это важнейший элемент в оформлении какого бы то ни было издания: художественного или научного. Сколь аккуратно ни была бы выполнена верстка текста и математики, некачественно воспроизведенные иллюстрации, если они есть, способны испортить впечатление о любой блестящей работе. Поэтому для того, чтобы дизайнер-верстальщик не допускал ошибок при подготовке иллюстративного материала, существуют специализированные технические правила, нарушение которых довольно резко снижает качество издания.

Итак, первое и самое главное правило гласит: иллюстративный материал всего издания должен быть подготовлен по единому образцу. Нарушение этого единства приведет к неизбежному снижению качества всего издания.

1. Информационная графика (инфографика).

Категория графических объектов, призванная визуально отображать информацию о каких-либо комплексных статистических или научных данных (диаграммы, графики, карты и т.п.). Распространена в газетах, журналах, научных публикациях, презентациях и годовых отчетах. Главное отличие от обычной графики – точность (относится и к масштабу, и к пропорциям, и к однородности единиц измерения). При создании графика или диаграммы, в которых сравнивается количество, необходимо убедиться в том, что соотношение иллюстрируется четко.

Информационная графика возникла синтетически из альянса графики и статистики. В качестве примера приведу историю, случившуюся в 90-х годах XIX столетия в Лондоне. Правительство Великобритании было потрясено резкой волной смертей. Врачи причину установить не смогли, так как никаких видимых предпосылок не нашлось. В исследование включились самые разные специалисты. В итоге после тщательного анализа и сравнения возрастов, занятий, происхождения, привычек и мест, где люди жили, ученые нашли ниточку. Выяснилось, что дома всех умерших были расположены в пределе двух кварталов от доков и стояли преимущественно на болотистой почве, а все пострадавшие использовали для питья и прочих хозяйственных нужд воду, которая была загрязнена отходами, сбрасываемыми в Темзу. В этом случае только карта, в которую втыкались булавки, отмечавшие места проживания людей, помогла определить реальную причину. По-другому в то время уловить связь бы не получилось.

Сегодня мы уже и не представляем жизни без использования инфографики. Ко всему прочему, этот вид иллюстративного материала очень существенно сокращает время восприятия информации: слишком ограниченное время для тщательного изучения прессы отведено у современного человека, а информационные графики извлекают информацию, содержащуюся в статье или рассказе, сжимают, резюмируют и представляют ее таким образом, что вместо минут или часов для того, чтобы охватить ее, требуются считанные секунды. Они облегчают усвоение информации и понимание взаимоотношений между представленными данными.

2. Редакционная графика (редакционная иллюстрация).

Так называемая редакционная иллюстрация отличается от информационной. Ее функция - зачастую не уточнять, а украшать издание. Такая иллюстрация работает для усиления воздействия информации на читателя и для создания визуального образа того, о чем повествуется. Диапазон этого вида графики довольно широк – это и книжные обложки, и сопроводительные рисунки, и различные календари, постеры и т.д. Огромный плюс для людей, работающих в этом направлении, то, что нет очень жесткой необходимости соблюдать точность в передаче данных, и остается гораздо больше возможностей для творчества.

Существуют следующие разновидности редакционной иллюстрации:

Техническая графика.

Зачастую узкоспециализированная, представляющая собой графики, диаграммы, схемы, чертежи, карты. Диапазон сложности – от самых простейших, выражающихся несколькими прямыми линиями, до сложнейших детальных чертежей. Подготовка технического иллюстратора не заканчивается общим развитием и поверхностным представлением о предмете. Именно поэтому знания и умения типографского дизайнера зачастую здесь неприменимы, и заказчик готовит подобные разработки сам.

Книжные обложки.

Вы спросите, с какой стати им отводят особое место? Все просто. Книга не может обойтись без обложки, и чем интереснее эта обложка, чем точнее она отражает, о чем это издание, тем больший спрос на такую книгу. Возникла потребность в идеях.

В последние десятилетия очень активно стала развиваться сфера графического дизайна. Стало доступно освоение принципов работы в графических программах. Что называется, было бы желание. Люди, имеющие художественные навыки, получили возможность расширить диапазон своей деятельности и предложить свои работы уже не в рукотворном варианте, а в электронном.

Постепенно эта разновидность редакционной иллюстрации стала собственной ветвью графики, появилось разделение на стили. В качестве примера: в графике художественных книг, чаще всего используются образы людей, научная фантастика фигурирует схемами, алгоритмами, сферами и т.д. Направления активно развиваются.

Иллюстрации в СМИ.

Информационная нагрузка иллюстраций, располагающихся в периодических изданиях – усиление воздействия текста, своеобразное приглашение. Читатель, увидев картинку, должен захотеть ознакомиться со статьей. Ко всему прочему, иллюстративный материал визуально очерчивает тематику статьи, или, на крайний случай, дает повод задуматься, о чем в ней может быть написано. Во всех СМИ к рисункам предъявляются разные требования: одним требуется «клубничка», другие предпочитаю ханжеские пуританские иллюстрации; одни хотят видеть на страницах издания легкость, незамкнутость линий, другие – по-восточному насыщенные деталями и эмоциями рисунки. В любом случае, весь графический материал, независимо от предпочтений конкретного издания, должен обладать позитивным настроем, быть «светлым» и не «грузить» читателя тяжеловесностью.

Но, каким бы стилем ни была оформлена обложка или внутренние иллюстрации, для того, чтобы их разместили, нужно соблюсти ряд требований.
Итак, откуда же берутся иллюстрации, которые в дальнейшем попадают в издание?

Первый вариант – это фотографии. С распространением цифровой фотографии получить фотоснимок довольно неплохого качества, не имея профессиональных навыков, стало очень просто и легко (не имею в виду профессиональные издания с очень высоким качеством иллюстраций).

Второй источник – это сканирование. Здесь потребуются базовые знания по работе с графическими редакторами, впрочем, как и в предыдущем варианте, так как нередко фотоснимки или отсканированные иллюстрации требуют вмешательства.

Третий источник – фотобанки в Интернете. Существует несколько разновидностей фотокопилок: платные и бесплатные. Приобретя фотоснимок в серьезном фотобанке, можно быть уверенным в том, что авторские права не нарушаются и можно использовать эту иллюстрацию в своих целях. Бесплатные сервисы по скачиванию рисунков не гарантируют этого и можно попасть в неприятную ситуацию.

Четвертый вариант – это снятие копий с экрана. Наиболее распространенный вариант иллюстрирования в литературе обучающей направленности.
Если три первых варианта понятны, то на последнем я немного задержусь и объясню принципы.

Итак, для того, чтобы копия экрана соответствовала редакционным требованиям, нужно выполнить следующие действия, при этом придерживаясь единожды выбранного варианта на протяжении всей книги или же другого издания:

Установить разрешающую способность экрана минимум 800600 при качестве графического отображения True Color (на крайний случай High Color);
. Отменить эффект сглаживания экранных шрифтов. В Windows XP это можно осуществить, если зайти «по адресу»: Мой компьютер Панель управления Экран Эффекты.

Определить в окне Свойства Экран (вкладка Оформление) принципы оформления. В качестве примера: Заголовок активного окна – значения Цвет и Цвет2 равны: К-48, З-52, С-48; Заголовок неактивного окна - К-200, З-200, С-200; Рельефные объекты - К-240, З-236, С-240; Шрифт - обязательно черный; Рабочий стол - белый; Рабочая область приложения - К-236, З-236, С-236; Выделенный пункт меню - К-48, З-52, С-48.

В Панели задач, Панели быстрого запуска и System tray нужно оставить только значки тех программ, которые нужны для работы над конкретным изданием, а с рабочего стола удалить все лишние ярлыки.

Чтобы снять копию экрана, на клавиатуре следует нажать клавишу Print Screen (PrtSc), а если требуется копия только активного окна, то для этой операции потребуется комбинация клавиш Alt + Print Screen (PrtSc).

После этих действий, нужно запустить любой графический редактор, поддерживающий работу с растровой графикой (наиболее популярен Adobe Photoshop) и вставить этот рисунок, который получился, в новое окно с разрешением не менее трехсот dpi. Для этого можно воспользоваться двумя способами: либо создать новое окно (File New) и определить все критерии, либо в меню Edit выбрать команду Paste as new image, которая позволит создать новый рисунок из буфера обмена. Очень нежелательно менять геометрические размеры и разрешение полученных скриншотов (снимков окна), так как это снизит качество.

Независимо от того, каким образом получен файл, его нужно сохранить на жестком диске компьютера. Здесь есть некоторые рекомендации, так как не все форматы графических файлов подходят для дальнейшего заверстывания их в оригинал-макет. Но об этом в следующей статье.

Продолжение следует…

Мария Рыжкова

Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «ОРК и СЭ»

Подготовила Дерябина В.А.

учитель В – Алабугской НОШ

Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, т.к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.

Иллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). (Художественная энциклопедия)

Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако, в педагогической практике использование на уроке этого внетекстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся. Для предмета «ОРКиСЭ» изображения имеют ещё и большое воспитательное значение, они формируют у ребят эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, мотивируют их познавательную активность.

Однако сложность заключается в том, что многие учителя не умеют работать с содержанием, предъявленным для визуального восприятия.

Красочные иллюстрации: карты, рисунки, схемы, фотографии и проч., которых достаточно много в учебных пособиях по всем шести модулям, - это так называемый внетекстовый компонент пособий, используется нередко только как иллюстрация-подтверждение к основному тексту. Получается, что изображения рассматриваются лишь как плохо работающее пояснение сложного текста. Такая работа с учебным содержанием не соответствует задачам предмета.

Кроме того, для курса «Основы религиозных культур и светской этики» остается актуальным и умение учителя работать с книжным иллюстративным материалом (репродукция, книжная иллюстрация, произведения живописи, графики и др.). Сегодня утрачена традиции обучения «чтению» художественного полотна, результатом которого становится не приобретение новой информации, а эстетическое, эмоциональное развитие личности, приобщение младших школьников к культурным истокам.

Кроме того, не стоит забывать о том, что иллюстративный материал как дидактическое средство обучения, развития и воспитания школьников является частью изучаемого учебного материала и его использование создаёт условия для самостоятельной работы, помогает удерживать внимание школьников.

К иллюстрациям относят не только рисунки, но и карты, схемы, таблицы, систематизирующие учебно-научный материал и способствующие его запоминанию, что особенно важно для детей визуалов и кинестетиков.

Основные дидактические функции учебных иллюстраций:

1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.

Учебные иллюстрации являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют:

1) развивать у учащихся наглядно-образное мышление;

2) способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;

3) раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;

4) помогают понимать и запоминать теоретические сведения;

5) раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;

6) помогают осваивать практические навыки.

Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется

Доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;

Необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;

Психологическими особенностями восприятия иллюстраций.

Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого – либо материала, учителю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают (просветительскую, наглядную, художественную, идейно – воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу учитель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.

Существуют разные классификации иллюстраций, используемых в пособиях и школьных учебниках по жанрам, по соотношению иллюстраций с текстом, по дидактическим функциям и др. Так, авторы учебных модулей предмета «ОРКиСЭ» предлагают учителю следующую классификацию ведущих иллюстративных материалов, в основе которой находится 3 иллюстративных модуля:

Ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и пр., позволяющие развивать у школьников интерес к прошлому и настоящему своей страны, формировать представления, основанные на подлинных свидетельствах прошлого, расширять спектр средств эмоционального воздействия на школьников;

Ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и пр., позволяющие активизировать внимание учащихся; повысить их интеллектуальную активность, возникающую в результате интерактивного взаимодействия учащегося с предлагаемым материалом; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый сам оперировал с учебными элементами, представленными в виде взаимосвязанной многокомпонентной среды, конструировал хронологические процессы на основе выявления последовательности событий, длительности их протекания; моделировал развитие событий в рамках исследовательской и проектной деятельности и т.д.; углубить знания по предмету, запечатлеть религиозные, мифологические и художественные образы в рамках изучаемой тематики курса, расширить знания о мировом религиозном наследии, а также сделать изучение предмета интересным и эмоционально насыщенным.

Деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы, способствующие улучшению осмысления учащимися основных правил, закономерностей, зависимостей того или иного процесса, явления; выполняющие демонстрационную функцию и представляющие возможность организации самостоятельной работы учащихся.

Использование всех иллюстративных модулей (фотоизображений, рисунков и пр.) позволяет расширить возможности использования наглядных средств обучения, обеспечить информационно-коммуникативную деятельность школьников и комплексность усвоения учебного материала в условиях сочетания и взаимодействия различных форм его предъявления.

В этот же ряд следует поместить бурно развивающиеся в настоящее время компьютерную графику и анимацию. Причём акцент сегодня все более смещается в сторону использования тех возможностей, которые позволяют активизировать способность человека мыслить сложными пространственными образами. В связи с этим можно четко разделить электронные ресурсы на две группы по дидактическим функциям: иллюстративные и когнитивные.

Иллюстративные реализуются при передаче вербализируемой части знания. При этом они лишь подкрепляют и дополняют текстовую часть учебной информации и воздействуют в первую очередь на логику.

Когнитивные же проявляются при освоении невербализируемой, неявной части знания, а сами эти знания в виде ассоциаций графических образов в существенной мере носят личностный характер.

Несмотря на общность выполняемых различными иллюстрациями функций и решаемых задач, для каждого вида (типа) иллюстраций можно выделить отличительные возможности.

Так, таблицы дают возможность учителю

Организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;

– обеспечивают длительный показ информации;

– облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала;

– позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное.

Фотоколлажи, посвященные, как правило, современным жизненным явлениям, помогают создать определенные речевые ситуации.

Фотографии дают возможность

Отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи;

Показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях (такая фотография «работает» гораздо эффективнее стандартных фотопортретов, которыми изобилуют наши учебники).

Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся. Применение картин как средство обучения известно с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений, каких – то событий в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика. Кроме того, достоинство их – большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого, отсутствие несущественных деталей, которые могут отвлечь внимание детей. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся, направлять его на существенное, главное. Картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала, являются средством мотивации. Работа с репродукциями картин – база для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем плане.

Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное мышление, задают характер неравнодушного отношения к изучаемой теории.

В своей работе я применяю следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом:

Нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);

Сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;

Работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;

Подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных учащихся;

Работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п. ;

Самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

Подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

Подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

Составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

Заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);

- «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);

Определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);

- «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);

Жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

Цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);

Составление синквейна;

Составление фотоколлажа.

В методике «Перспективной начальной школы» есть такой прием при работе с «Музейным домом» - использование лупы или рамки. Это позволяет работать конкретно с определенным фрагментом иллюстрации.

При « чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание учащихся ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3 – 4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. Как замечает Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятия искусства». Рассказ учителя рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания учащихся. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к изображаемому сюжету.

При подготовке к уроку учитель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

Дети удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 26% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими.

В.А. Сухомлинский считал, что первое важнейшее умение в начальной школе – умение наблюдать, удивляться, думать о том, чему ты удивился и рассказать об этом. При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.

В курсе «ОРКиСЭ» тексты и иллюстрации - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.

Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Это зависит от мастерства учителя и от уровня подготовленности класса. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов.

Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников.

Литература:

    Чиндилова О. В."Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе" (презентация)

    «Средства обучения и методика их использования в начальной школе». Книга для учителя под ред. Г.Ф. Суворовой. Москва «Просвещение» 1990 г.

    Интернет. Форум "Иллюстрации учебника (внетекстовый компонент): продуктивное использование на уроке"

    Л. Корепина «Работа с иллюстрациями на уроках чтения». «Начальная школа» №2, 1990 г.

    З.А. Гомжина. «Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства». «Начальная школа» № 7, 2009 г.

    Н.Г. Молодцова. «Развитие у младших школьников способа понимать смысл зрительного образа». «Начальная школа» № 2, 2004 г.

    О.Б. Локтева. «С чувства должно начинаться восприятие искусства». «Начальная школа» № 9, 1998 г.

Ая, ое; вен, вна, вно. Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. И. материал. И. метод. ◁ Иллюстративность, и; ж … Энциклопедический словарь

иллюстративный - I см. иллюстрация II ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. иллюстративность Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. Иллюстрати/вный материал. Иллюстрати/вный метод … Словарь многих выражений

Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов

С точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия

Основные статьи: Балет Мариинского театра, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 Краткое описание истории развития танцевального искусства … Википедия

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К - уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

БУКВАРЬ - азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия

БУКВАРЬ, азбука - учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • От звукоподражаний к словам. Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет , Колесникова Е.В.. Иллюстративный материал предназначен для групповой и индивидуальной работы взрослого (родителя, педагога) с ребенком. Иллюстративный материал и учебно-методическое пособие (продается…
  • Портфолио обучающегося начальной школы + Иллюстративный материал. ФГОС , . В этой книге представлены материалы, которые помогут на протяжении четырех лет ученику начальной школы оценивать свои достижения как в отношениях с одноклассниками, так и в учебе. Оценка…