Что такое светская этика? рабочая программа фгос

» сначала экспериментально в 19 регионах России - с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента - планируемый ко включению во всех регионах с 2012 года .

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
  • Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
  • Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
  • Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
  • Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
  • Урок 7. Нравственный образец богатыря.
  • Урок 8. Дворянский кодекс чести.
  • Урок 9. Джентльмен и леди.
  • Урок 10. Государство и мораль гражданина.
  • Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
  • Урок 12. Мораль защитника Отечества.
  • Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.
  • Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
  • Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?
  • Урок 16. Творческие работы учащихся.
  • Урок 17. Подведение итогов.
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Урок 1 (18). Добро и зло.
  • Урок 2 (19). Долг и совесть.
  • Урок 3 (20). Честь и достоинство.
  • Урок 4 (21). Смысл жизни и счастье.
  • Урок 5 (22). Высшие нравственные ценности.
  • Урок 6 (23). Идеалы.
  • Урок 7 (24). Принципы морали.
  • Урок 8 (25). Методика создания морального кодекса в школе.
  • Урок 9 (26). Нормы морали. Этикет.
  • Урок 10 (27). Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
  • Урок 11 (28). Образование как нравственная норма.
  • Урок 12 (29). Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основы светской этики" в других словарях:

    Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах… … Википедия

    - (ранее Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

    - … Википедия

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чувашия (значения). Координаты: 55°33′ с. ш. 47°06′ в. д. / 55.55° с. ш. 47.1° в. д. … Википедия

    - … Википедия

    Координаты: 60°05′ с. ш. 40°27′ в. д. / 60.083333° с. ш. 40.45° в. д. … Википедия

    Координаты: 54°48′ с. ш. 21°25′ в. д. / 54.8° с. ш. 21.416667° в. д. … Википедия

    Учебные предметы учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государств. По итогам каждой четверти (в 1 9 х классах), полугодий (10 11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного… … Википедия

Книги

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Учебник. ФГОС (количество томов: 2) , Виноградова Н.Ф.. Учебник "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики" состоит из двух частей. Материал первой части" Основы религиозных культур и светской этики" даёт возможность…

Не новость, что наука о правилах поведения в приличном обществе зародилась давно и, видоизменяясь в течение эпох, все равно продолжала жить и благополучно развиваться. Сегодня ответ на вопрос «Что такое светская этика?» знают даже дети, ведь у младших школьников этот предмет входит в обязательную программу. Поэтому разобраться с тем, что представляет собой подобный урок и чему обучаются на нём ребята, оказывается важным и актуальным.

ОРКСЭ: что это такое?

Эта аббревиатура расшифровывается как «Основы религиозных культур и светской этики» и представляет собой учебный предмет, повсеместно введенный российским Министерством образования с 2012 года в классы младшей школы по всей стране. Для всех регионов этот предмет в настоящее время является федеральным и обязательным компонентом. Основы светской этики и религии включают 6 модулей; из них ученик вместе со своими законными представителями (родителями, опекунами) выбирает только один на свое усмотрение для дальнейшего изучения.

Цели и задачи

Если с тем, что такое светская этика, всё понятно, то разбор положений о том, на что направлено введение данного учебного предмета, остается открытым. К глобальной цели общего курса ОРКСЭ относится формирование у младшего подростка осознанного нравственного поведения и мотиваций к нему, привитие ребенку уважения к религиозным и культурным традициям мультинационального населения России, обучение школьника умению вести диалог с представителями иных мировоззрений и взглядов. К более локальным задачам, выделяемым в программе основ светской этики, относятся:

  • взращивание в сознании младшего подростка представлений о важности нравственных ценностей и норм для достойного существования личности, семьи, всего общества;
  • знакомство учеников с базисными основами христианской (православной), мусульманской, иудейской, буддийской культур, ключевыми положениями мировых религиозных движений и этики;
  • систематизация понятий, знаний и представлений о духовном самосознании, морали и культуре, полученных младшими подростками в ранних классах начальной школы, основанное на них формирование мировоззренческих ценностно-смысловых ориентиров, обеспечивающих единое восприятие родной культуры и истории и их достижений при обращении к изучению предметов с гуманитарной направленностью на ступени основной (средней) школы;
  • развитие способностей учеников к сотрудничеству и общению в многоконфессиональной и полиэтнической среде, где взаимодействие выстраивается на принципах взаимного уважения и ведения диалога с целью сохранения общественного согласия и мира.

Становление предмета

Итак, что такое светская этика в школах и на выполнение каких первоочередных задач она направлена сегодня, выяснено. Но вот как проходило введение в школьную практику абсолютно новой, ранее незнакомой детям учебной дисциплины? Этот процесс осуществлялся в 3 продолжительных этапа:

  1. С 2009 по 2011 год данная предметная область была апробирована в 21 субъекте РФ.
  2. С 2011 по 2014 год предмет был внедрен без исключения во всех субъектах страны, поддерживаемый и сопровождаемый системой информационно-коммуникационных технологий, благодаря специально созданному для этого Интернет-ресурсу, обеспечивающему организационно-методическую и информационную базу для ведения курса ОРКСЭ.
  3. Завершающий этап прошел совсем недавно, а именно - охватил период с 2014 по 2016 год. В это время была дана положительная оценка эффективности введения подобной дисциплины в общеобразовательные учреждения, в связи с чем культура, светская этика и знание фундаментальных положений мировых религий вошли в программы школ в качестве единого, обязательного и неизменного предмета.

Направления будущего развития

На третьем этапе планируется также постепенная разработка координационной деятельности со стороны исполнительной власти в отношении субъектов РФ в сфере образования. Это же относится и к другим участникам а именно:

  • родителям или другим законным представителям, от которых требуется осуществление осознанного выбора одного из модулей, предлагаемых в рамках ОРКСЭ;
  • профессиональным кадрам, которые организуют процесс на местах, отвечают за осуществление эффективного изучения курса, подкрепляют теорию материально-техническими вспомогательными средствами и т. д.

Кроме этого, под контроль планируется взять проведение мероприятий, позволяющих выявить качество преподавания предмета в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях РФ. Будет продолжаться и разработка предметной области основ светской этики в в данном случае - начального основного общего образования (НОО). Коррективы и дополнения будут вноситься с учетом Концепции воспитания личности российского гражданина и его духовно-нравственного развития.

Что же прописано во ФГОС НОО?

Рабочая программа ФГОС по светской этике предусматривает обязательное изучение предмета, например, в 4 классе, в течение 34 учебных часов за весь учебный год. Периодичность проведения дисциплины составляет 1 занятие в 5 рабочих дней; подобное положение было утверждено распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 года, а закреплено специальным письмом Министерства образования и науки специальным положением и того раньше - ещё в августе. Первоначально предмет назывался «Основы духовно-нравственной культуры народов России», однако приказом Минобрнауки от декабря 2012 года во ФГОС было внесено изменение, согласно которому учебная дисциплина сменила название на уже упоминавшееся выше ОРКСЭ.

По вопросу «Что такое светская этика в школах?» пробелов в знаниях теперь остаться не должно. Однако как же дисциплина реализуется в стенах каждого, отдельно взятого учебного заведения? Стандарт в данном случае лоялен: организации самостоятельно формируют структуры основных образовательных школьных программ и поурочное планирование по светской этике, одной из составных единиц которого является, например, учебный план. При этом руководству всё же необходимо опираться на некоторые документы. Это нормативные правовые акты Минобрнауки РФ и Правительства, положения Федерального закона и примерный план основной образовательной программы ФГОС по основам светской этики.

Как происходит мониторинг и для чего он нужен?

Может показаться, что ОРКСЭ - предмет крайне неточный, несравнимый, например, с математикой или физикой, где есть формулы, законы, доказанные теоремы. Неужели проверить знания в таком случае невозможно? Это не так. Во ФГОС закреплено положение, согласно которому на региональном и федеральном уровне в каждом субъекте России ежегодно проводится ежеквартальный мониторинг ученических знаний (традиционные контрольные работы, тесты и пр.). Он позволяет:

  • определять наличие потребностей субъектов РФ в дополнительном сопровождении ведения курса;
  • сопоставлять и обогащать накопленный педагогический опыт преподавания относительно «молодой» дисциплины;
  • выявлять качественные эффекты программы, выстраивать вектор её корректировки.

Впоследствии результаты мониторинга обрабатываются в специально созданной для этого автоматизированной информационно-аналитической системе (коротко - ИАС). Данные сохраняются и постепенно формируют единую базу данных.

Модули

Урок по основам светской этики для своего чада выбирают родители или любые другие законные представители, которые оформляют заявление в письменной форме и предоставляют руководству школы. Предлагается 6 модулей - это могут быть основы:

  1. Буддийской культуры.
  2. Православной культуры.
  3. Исламской культуры.
  4. Иудейской культуры.
  5. Светской этики.
  6. Мировых религиозных культур.

При этом родителям учеников третьих классов предлагаются мероприятия консультирующего, информирующего, ознакомительного характера для того, чтобы они смогли сделать добровольный, свободный, осознанный и лучший выбор модуля для своего ребенка. Согласно закону, как сама реализация курса, так и помощь законным представителям в определении может и должна осуществляться благодаря привлечению соответствующих централизованных религиозных объединений.

Положительное значение

Курс ОРКСЭ позволяет воспитать в детях патриотизм, любовь, в том числе и к малой родине, её представителям и их труду, помочь усвоить нравственные ценности и развить такие качества, как уважение к другим культурам, терпимость, толерантность. Курс ОРКСЭ направлен на развитие метапредметных и личностных результатов, что окажется полезным при дальнейшем развитии ребенка как ученика.

Кроме этого, именно в рамках данной дисциплины происходит присоединение к школе семьи: родители и другие взрослые помогают детям понять и верно истолковать разные категории (любовь, дружба, альтруизм, вина, мораль, совестливость и др.), заложенные в содержании предмета. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса позволяет добиться максимально эффективных результатов: это выработка умения у ребенка рефлексировать над собственными действиями, проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, работать в коллективе.

Сообщение для родителей учащихся 3 классов.

О выборе модуля «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Задачи:

  1. Дать информацию о различии понятий «этика» и «этикет».
  2. Ознакомить родителей с целями и задачами модуля «Светская этика».
  3. Кратко познакомить с учебником «Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Некоторые путают понятия этика и этикет, воспринимая эти слова как близкие по значению.

Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» - из латыни.

Заглянем в словарь: «этикет» означает форму, манеру поведения , правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Этикет расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях.

Этика же – это философская наука , объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, о нравственных идеалах и ценностях, светских традициях, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики» составляют:

  • Рабочие программы Книга для учителя
  • Книга для родителей Учебник «Основы светской этики»

Учебник знакомит учащихся с основами светской этики. Помогает решить задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

Учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, истина, ложь и многое другое.

Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

На слайдах вы можете видеть содержание учебного модуля «Светская этика»:

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Что такое светская этика?
  • Мораль и культура.
  • Особенности морали.
  • Добро и зло.
  • Добродетели и пороки.
  • Свобода и моральный выбор человека.
  • Свобода и ответственность.
  • Моральный долг.
  • Справедливость.
  • Альтруизм и эгоизм.
  • Дружба.
  • Что значит быть моральным?

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
  • Нравственный поступок.
  • Золотое правило нравственности.
  • Стыд, вина и извинение.
  • Честь и достоинство.
  • Совесть.
  • Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
  • Джентльмен и леди.
  • Этикет.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Цель комплексного учебного курса ОРКиСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению , основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России , а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений – в данном модуле достигается не в полном объеме.

Но есть и множество положительных результатов освоения модуля «Основы светской этики»

  • Так у детей проявляются таких качества как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям. Дети учатся анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.
  • Осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысливают тексты различных стилей и жанров, учатся слушать собеседника, вести диалог.
  • В ходе занятий закладываются основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Модуль «Основы светской этики» тесно связан с другими школьными предметами.

Так на занятиях и дома, дети пишут сочинения, работают с пословицами, сказками, притчами, былями разных народов, выполняют презентации, делают рисунки, узнают историю своей семьи.

Ответы детей на вопрос «Чему вы учитесь на уроках?» и « Нужен ли данный предмет?» вы можете увидеть на слайде.

«Учусь добру; учусь быть культурным;

Учусь дружить; учусь уважать других;

Учусь честности, справедливости; помогать людям;

быть внимательным и милосердным;

Уважать родителей и старших;

Стараться не совершать плохих поступков, понимать других, не быть эгоистом»

Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Нас всех объединяет любовь- к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.

  • Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание того, как важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
  • Всячески поддерживайте это в ребенке.

Выбор за Вами, уважаемые родители.


Первый этап очень важного педагогического начинания по преподаванию в 4-5 классах школ некоторых регионов Российской Федерации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» близится к завершению.

По официальным данным многие родители выбрали для своих детей-школьников «Основы православной культуры». Но получается так, что большая часть родителей выбрали «Основы светской этики». Но был ли этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?

В самом начале апробации комплексного курса, состоящего из шести модулей-предметов, было чётко сформулировано условие: сторонники того, или иного модуля не должны критиковать содержание другого модуля. Однако идеологи так называемой «светской этики» сами же нарушают этот принцип, систематически противопоставляя верующую часть населения атеистам. Они доказывают, что «духовно-нравственная культура не равняется и не является синонимом религиозной культуры» (член-корр. РАО Н.Ф.Виноградова. «Учительская газета» № 44, 1.11.2011 г.), подчеркивают, что религиозное мировоззрение противоречит науке и «может обладать деструк­тивным потенциалом» («Книга для учителя», изд. «Просвещение», 2010. С. 3, 8). А сторонников «Основ православной культуры» при этом постоянно призывают к толерантности. Приход православного священника в школу называют прямым нарушением Конституции («Книга для родителей», изд. «Просвещение», 2010. С.5), как будто мы живём по Конституции РСФСР 1918 г. (23 и 65 статьи этой Конституции, как известно, поражали в правах «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов»). Между тем даже со времен «сталинской» Конституции 1936 года священнослужителей нельзя считать деклассированным элементом, а уж тем более теперь их нельзя считать людьми «второго сорта», которым запрещен вход в светские школы.

Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками духовно-нравственного воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» - это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика - это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня всё ещё приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики - по сути нерелигиозной этики».

На XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (24 января 2011 г.), Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди - такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».

Поэтому при выборе модуля-предмета по ОРКСЭ или смене модуля родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» - это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно - и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию.

Главной задачей учебного предмета «Основы православной культуры» является духовно-нравственное воспитание школьников, основанное на родной православной культуре, к которой принадлежит ребенок и его родители; воспитание российских школьников в любви к своей Родине, к Отечественной истории, к сокровищам тысячелетней православной культуры России. Недаром же действующее законодательство гласит, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры (Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.).

Что же является основой «Основ светской этики»?

Термин «этика» используется в русской философии лишь со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда - светской этикой. В школах Германии, например, имеется предмет «Этика», однако нет предмета «Светская этика». Потому он и не противопоставляется основам религиозной культуры и религиозному воспитанию.

Нелепое внедрение так называемой «светской этики» в одном ряду с основами религиозных культур - это не что иное, как попытка идеологов атеизма представить свою секулярную «светскость» как неорелигию. Тогда атеисты получают возможность продолжать воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё время подчеркивают, что «Основы православной культуры» должны иметь только информативно-культурологический характер и не ставить задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может и не должна быть альтернативой основам религиозной культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь возможность изучать основы православной культуры, а не основы православной этики (или основы иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную «светскость» (без атеистического содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль «Основы светской культуры». Однако они назвали свой модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить монополию на атеистическое воспитание школьников. И в этом им усердно помогают солидарные с ними средства массовой информации.

Никакой «светской этики» как целостного и дисциплинарно внятного учебного предмета не существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» (2000 г.) смогла чётко сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то в современном секулярном обществе нет никаких четких конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в силу собственной исторической ситуации России, сколько в силу общих нравственных и социальных проблем мирового сообщества.

Так называемая «светская этика» при её изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см. «Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим "собственным огнем"». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)

Поскольку само представление о добре в «истории светской этики» эволюционирует, то и призыв к нему становится не только безосновательным, но и бессмысленным. Возникает вопрос - что же на самом деле существует: «Основы светской этики» или «этика отсутствующих основ»? ...

В «Рабочей тетради для учителя» содержатся такие вопросы (для учащихся), что их задавать-то детям нельзя, если учитель не желает сам подтолкнуть школьника на путь оправдания зла.

Существует ещё одна сторона проблемы.

Мало того, что многим родителям без достаточного разъяснения была рекомендована «светская этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ православной культуры». В модуль-предмет «Основы православной культуры» (как и в модули по другим религиозным культурам) усиленно внедрялась так называемая толерантность.

Что такое толерантность?

Если открыть словарь медицинских терминов, то в нем найдем следующее определение: Толерантность (tolerance) - снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. Например, толерантность к лекарственному веществу (drug tolerance) может развиться в результате длительного приема какого-либо лекарства. Для достижения эффекта больному приходится постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата. Некоторые лекарственные вещества, вызывающие у человека то­лерантность, также могут приводить и к развитию зависимости от них (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Следовательно, толерантность - это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защищаться. Внедрение этого слова в современную культуру и жизнь - это насмешка над теми, кто его употребляет, не догадываясь о его сути. Следуя исходному значению термина, современный человек должен терпимо относиться к любой социальной заразе.

Не всякий выбор - очевидно нравственный выбор. Поступок человека определяется по направлению - положительному или отрицательному. А если критерия нравственности нет, если объявляется, что человек - сам себе критерий, то мы, безусловно, придём (если не пришли) к индивидуально понимаемой нравственности, то есть к нравственному плюрализму.

Академик Д.С. Лихачев составил такую заповедь: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

Воспитание, основанное на религиозной традиции и культуре, даёт вполне определённый ответ на вопрос: «Как надо жить?». - Надо стремиться к свету, к добру.

Светская этика, утверждая самодостаточность человека, прежде всякого вопрошания отвечает: «Живи как хочешь!» И это звучит очень привлекательно. Однако плоды такой «светcкости» и такого «просвещения» очень горькие: это показывает и социальная статистика, и в целом окружающая нас действительность, и всё возрастающие проблемы воспитания детей и молодёжи.

Непонимание очевидностей - один из признаков нашего времени. «Общечеловеческие ценности» и «мультиконфессионализм» - это миражи. Чем ближе человек старается приблизиться к ним, тем сомнительнее их очертания. А мирное жительство представителей разных национальностей и вероисповеданий обуславливается не так называемой «светской этикой» и пресловутой «толерантностью», а освоением родной религиозной традиции и культуры. Знающий и любящий свою родную историю и культуру человек будет уважать и доброжелательно относиться к другим людям, независимо от их национальности или верования. Непомнящий родства своего рискует превратиться в человека крайних взглядов.

Всякий раз, когда речь заходит о модуле «Основы светской этики», невольно возникает вопрос: «От имени кого преподается этот новый для Российской Школы предмет и чьё учение он предлагает?» Ответа нет. Автор (или авторы) учебного пособия «Основы светской этики» почему-то скрыл своё имя (или свои имена) ...Кто или что скрывается за этой анонимностью? Скрывается воинствующий секуляризм, который, продолжая борьбу с религией, верующих людей призывает к толерантности.

На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».

«Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности», - говорил Святейший Патриарх.

Целостным, духовно-нравственным, социально-ориентированным мировоззрением школьник будет обладать в том случае, если получит возможность свободно изучать и осваивать родную религиозную культуру. Так называемая «светская этика» не имеет ни внятной концепции, ни научно-педагогической основы, ни исторического опыта. А горькие плоды плюралистического «просвещения» и воспитания очевидны.

Если в школе нормально изучать предмет «Этика», то в него непременно надо включать прежде всего христианскую этику, как это делается во многих европейских странах. Потому что в основе европейской культуры лежит христианская вера. А так называемая «светская этика» прививает ницшеанский, то есть антихристианский взгляд на человека, на судьбы человечества. Вот что скрывается от родителей, когда им предлагают выбрать модуль «светской этики». А ведь зачастую никакого выбора и нет! Школами оформляется «липовая» документация о якобы проведенных собраниях с родителями, либо эти собрания проводятся, но родителей ставят перед фактом о том, что «в нашей школе будет преподаваться только "светская этика" так как условий/педагога/учебного времени и т.д. для "основ православной культуры" нет».

Но этот «выбор без выбора» является профанацией самой идеи курса ОРКСЭ!

Родители учащихся всех классов должны иметь полноценную информацию о цели и задачах учебного предмета «Основы православной культуры».

Родители учащихся должны иметь реальные представления и о так называемой «светской этике», благодаря которой атеисты хотят сохранить атеистическое содержание всего общего образования.

Родители учащихся должны иметь реальный выбор предмета-модуля комплексного курса ОРКСЭ.

В настоящее время подводятся итоги первого этапа апробации курса ОРКСЭ. И в связи с этим необходимо напомнить, что противникам «Основ православной культуры» пока не удалось вытеснить из комплексного курса ОРКСЭ учебный предмет «Основы православной культуры». Хотя на протяжении двух лет они настаивали на том, чтобы оставить только два модуля: «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Особенно старался Общественный совет при Министерстве образования и науки, состоящий по большей части из противников «Основ православной культуры».

Теперь ими же предпринимается попытка внедрить в каждый из четырех модулей курса ОРКСЭ еще по пять или более общих уроков (по 4 четыре общих урока в программу и учебные пособия они уже внедрили на первом этапе апробации). Получится уже 9 или более общих уроков (треть учебного курса). «Не мытьём, так катаньем» секуляристы хотят нивелировать духовно-нравственное воспитательное значение «Основ православной культуры». Всё это не что иное как новая попытка из «Основ православной культуры» (буддийской, исламской, иудейской) фактически сформировать учебный курс «Основы мировых религий».

Поэтому в настоящее время, когда готовится расширение преподавания основ религиозной культуры в школе (в новых субъектах РФ, в разных классах, не только в 4-м и 5-м), важно знать и понимать - какие огромные усилия предпринимаются пропагандистами так называемой «светской этики» и апологетами светского (в их понимании внерелигиозного) преподавания основ религиозной культуры чтобы:

1) не позволить большему числу родителей и учащихся свободно выбирать «Основы православной культуры»;

2) сам предмет-модуль «Основы православной культуры» так разбавить мультиконфессиональностью, чтобы совершенно выхолостить из него традиционное православное духовно-нравственное воспитание.

В связи с этим всем православным родителям нужно хорошо знать свои права: они имеют полное право на образование и воспитание своих детей в соответствии с собственными православными убеждениями .

Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Президентская инициатива по введению основ религиозной культуры в школе достигнет цели только в том случае, если не будут продолжаться попытки под прикрытием борьбы за светский характер образования навязывать учащимся материалистическое мировоззрение. Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 урок: «Основы светской этики» 4 класс Учитель МБОУ «Туринская средняя школа» п. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край Колпикова Нина Кузьминична

2 слайд

Описание слайда:

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

3 слайд

Описание слайда:

Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, который ввёл термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово философия состоит из греческих слов «фили» – любовь и «софия» – мудрость. Философия – любовь к мудрости. Аристотель считает, что этика – часть философии.

4 слайд

Описание слайда:

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать «нравы». От которого в русском языке произошло слово «нравственность». Мораль – нравственность.

5 слайд

Описание слайда:

2 2 Две девчонки, как сороки Разболтались на уроке. И по «двойке» получили, Дома близких огорчили. Что же, пусть теперь узнают: На уроках не болтают. Вас не просят отвечать? Значит, лучше помолчать!

6 слайд

Описание слайда:

Трудно быть человеком. В.А.Сухомлинский Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись! Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила: -А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными. Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить. -Ну что же … - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное.

7 слайд

Описание слайда:

Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи? -Стоит, - сказала Марийка. – ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман? Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно. -Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину … -Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман … - Ведь мы так устали… -Потому что мы люди… Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми. Трудно быть человеком… - подумал он. -А вы как думаете? - А что значит быть человеком? - Согласен ли ты, что душа – это наше творение? Почему? -Что зависит от чувства, а что - от разума? - Как ты считаешь, трудно ли быть человеком?

8 слайд

Описание слайда:

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они так поступают или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

9 слайд

Описание слайда:

Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики. (По материалам журнала «Человек без границ».)

10 слайд

Описание слайда:

1. Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? 2.Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? 3.Как наградить человека, сделавшего добро? 4.Как не делать зла? 5.Как сделать жизнь людей лучше? Вот на все эти вопросы и ответит этика.

11 слайд

Описание слайда:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Христианство

12 слайд

Описание слайда:

Аллах вознаградит верующих за добрые и накажет за злые поступки. Каждый мусульманин должен быть милостив к ближнему. Человек обладает свободой воли – совершить добрый или злой поступок. Тем самым Аллах испытывает человека. Ислам

13 слайд

Описание слайда:

Заповеди Ноя: поклоняться единому Богу, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не употреблять в пищу плоть живого животного, жить по справедливым законам. Десять заповедей Моисея. Иудаизм

14 слайд

Описание слайда:

Шесть качеств махаяны: терпение, щедрость, нравственность, мужественность, мудрость, умение медитировать. Правильная речь буддиста (не лгать и клеветать). Правильное поведение (любовь к ближнему, отказ от насилия, алкоголя и наркотиков и пр.). Правильное сосредоточение (йога и медитация). Буддизм

15 слайд

Описание слайда:

Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. От самого человека зависит, станет он хорошим или плохим. Человек сам должен отвечать за свои поступки перед людьми.