Чем научная фантастика отличается от фэнтези. Вывод: чем отличается фантастика от фэнтези. Противостояние Добра и Зла

Вы не знаете, чем отличается фантастика от фэнтези? Читайте статью.

Многие люди думают, что фэнтези и фантастика — это одинаковые термины, жанры в литературе или кино. Но это не так, это совершенно разные творческие методы. В чем их отличие и сходство, вы узнаете из этой статьи.

Что такое фантастика и фэнтези: определение

Чтобы понять, что представляет собой жанр фэнтези и фантастика, нужно знать их четкое определение.

— это жанр в искусстве, который предполагает использование сказочных и мифологических мотивов. Персонажи из фэнтези живут в мире магии и волшебства — орки, эльфы, гоблины, колдуны. Причем магия может подчиняться каким-то законам и изучаться.

— это жанр в разных формах искусства (литература, кино, живопись и так далее). Такой творческий метод характеризуется использованием элементов чего-то необычного, с нарушением границ реальности. Это технологичная сказка или история с технологическим уклоном.

Чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко: сравнение, сходства и различие


По одному только определению сложно понять в чем различие и сходство этих двух жанров. Давайте проведем параллели, чтобы увидеть разницу или найти что-то общее. Вот чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко:

Сходство:

  • Фантастическая идея или фактор невозможны в реальном мире . Мир фэнтези также нереальный.
  • События и явления в данный момент не существуют . Это касается обоих этих жанров.

Различие:

  • Идея фантастики является вымыслом , но она не противоречит возможному . Идея фэнтези — это тоже вымысел, но он противоречит возможному, то есть мы знаем точно, что такой сюжет не может появиться в реальной жизни. Сюжет фантастики может развиваться в далеком будущем, по крайней мере, если мы в этом не уверены, то хотя бы можем предположить.
  • Персонажи кино или литературного сюжета фантастики помещаются в нестандартные для них условия для создания неповторимого экзотического антуража . Герои фэнтези живут в своем мире, который для них привычен.
  • В фантастике все объясняется конкретными законами и все сделано согласно технологий. В фэнтези используется магия и волшебство.
  • В фэнтези мир держится на магических законах , в фантастике — на технологических принципах.
  • Персонажи фэнтези — орки, гоблины, ведьмы, эльфы . Действующие лица в фантастическом жанре — роботы, инсектоиды, зеленые марсиане, инопланетяне, джедаи, фантастические насекомые и так далее.
  • Фэнтези обычно уводит в прошлое, а фантастика — в будущее.

Как видите, отличий у этих двух жанров намного больше, чем сходства. Поэтому, если вы услышите, что кто-то утверждает обратное и хочет провести аналогию этих жанров кино и литературы, можете смело спорить и доказывать обратное.

Если говорить просто, то фэнтези — это сказка, а фантастика — выдуманная реальность, но с точки зрения науки, может существовать в далеком будущем.

Видео: Фэнтези и фантастика. Десять лучших сериалов 2017 года

Чем фэнтези отличается от фантастики?

    У Андрея Фурсова читала такое определение, что фантастика - это будущее как будущее, а фэнтези - это будущее как прошлое. Расцвет фантастики как жанра литературы пришелся на 60-е годы прошлого века. Тогда это была научная фантастика, с очень оптимистичными сюжетами, верой в могущество науки, человеческого разума. Но с 70-х годов, начался поворот к вытеснению всего оптимистичного и светлого из культуры. Началась культурная революция рок, секс, наркотики, началось планомерное разрушение образования. И постепенно жанр фантастики начал вытесняться жанром фэнтези, где от человека ничего не зависит, потому что есть магия, волшебство, против которого человек бессилен.

    Фантастика - это то, что нереально на данный момент времени, но теоретически может появится в будущем. Межгаллактические полеты например.

    Фэнтази - это сказка, какие-то придуманные новые миры. Всякая магия, эльфы, гномы и т.п.

    А мне кажется, что фэнтези - это сказки, которые придумал писатель и никогда этого не было и не будет. Фантастика - это то, чего ещ не было, но может произойти.

    Личное мое представление о том чем отличается фантастика от фэнтези:

    В фантастике присутствуют различные инопланетяне, роботы-кибоги, мутанты, и всякая подобная ерунда.

    В фентези же присутствуют волшебные существа, такие как русалочки, феи, гномы.

    Фэнтези - это выдуманный сказочный мир, в котором нет четких правил, заданных в начале произведения. Исход книги может решиться в пользу героя совершенно неожиданно благодаря какому-нибудь волшебному предмету. Тогда как в фантастике (и тем более в научной фантастике), как и в детективном романе, правила игры оговорены в начале и не меняются до конца произведения. И зачастую в начале книги можно применив логику догадаться, какой выход найдет герой из затруднительного положения.

    Я думаю что фэнтези это новое модное слово заменяющее слово сказка. Ну а фантастика она как была фантастикой так пока и остатся. Хотя может через пару лет и фантастику как нибудь по модному назовут. Если уже анонс фильмов называют трейлер, то до переименования фантастики не долго осталось.

    Фэнтези оперирует реалиями, уходящими в сказочные архетипы, мифы, легенды, а также построенные на их основе рыцарские романы. Мир фэнтези - мифологичен. Фантастика подразумевает возможность научного объяснения существующего в авторском воображении.

    В фэнтези действие, как правило, происходит в прошлом (обычно Средние века), а в фантастике - в будущем.

    Есть версия, что в фэнтези мир зиждется на законах магии, в фантастике на принципах технологии.

    На самом деле вс не так. Фантастика общее название для литературы о чм-то нереальном. О нереальном мире, о нереальных существах, о чм-то нереальном в нашем мире.

    Если это нереальное происходит в мире, где развиты компьютерные и био-технологии, где можно перенести память и сознание живого существа на электронный носитель, где практикуется техническое улучшение биологических тел, где миром заправляют колоссальные научно-производственные центры эта стилистика называется киберпанк. Даже если действуют там эльфы с орками. Если это нереальное происходит в мире, где развита магия, эта стилистика будет называться фентези. Даже если магия там подчиняется строгим законам, изучается и т. п. Если нереальное описано так, что погружает читателя в атмосферу страха и безысходности, что по ходу дела там творятся таинственные ужасные вещи, это будет называться хоррор (ужасы). Это вс внешнее, исключительно стилистические, декоративные характеристики. Смотрите: один и тот же детективный сюжет может разыгрываться и там, и сям. И называться он будет фантастическим детективом. Соответственно, киберпанковым, фентезийным или хоррор. Или приключенческий сюжет точно так же.

    И вс это фантастика.

    Какая разница между фэнтези и фантастикой? Этот вопрос задают многие любители этих жанров.

    Фантастика - это нечто невероятное и нереалистичное, но в серьзном (взрослом) жанре.

    Фэнтези - это сказка и почти то же самое, что и фантастика, но фантастика не серьзная (детская).

    Те, кто не верит в сказки, смотрят фантастику.

    Те же, кому нравятся сказки, предпочитают фэнтези.

    Например: фильм Война миров - фантастика.

    А фильм Хоббит - это фэнтези.

    Для себя разделяю присутствием сказочных, фольклорных персонажей. Если они есть - значит фентези.

    Современный русскоязычный термин фантастика, в более полном варианте научная фантастика, соответствует англоязычному термину science fiction. В англоязычной литературе science fiction противопоставляется fantasy. Фэнтэзи - это просто сказки, с участием мифических существ - эльфов, гномов, ведьм, демонов, колдунов, говорящих животных и тому подобного, с безудержной фантазией автора. Лет тридцать назад термина фэнтэзи в русском языке практически не было, этот жанр официально не был признан советской властью. Зарубежные писатели, работавшие в жанре фэнтези, до начала перестройки почти не переводились. Даже Фрэнка Баума (Волшебная Страна Оз) мы читали только в пересказах и подражаниях А.Волкова (Волшебник Изумрудного города). Мы могли читать в русских переводах только писателей, гениально балансировавших между science fiction и fantasy, как, например, Клиффорд Саймак, создавший свой неповторимый стиль, или Станистав Лем. Все это объединялось одним термином научная фантастика, сократившимся до фантастика, поскольку наличие иной, не научной фантастики, в стране победившего всех соцреализма официально не предполагалось.

Если спросить об этом первого встречного, то, скорее всего, он ответит, что для него это не суть важно, главное, чтобы сюжет был интересным. Если задать этот вопрос специалистам узкого профиля, то он вызовет огромное количество эмоций и разразившуюся дискуссионную борьбу за право того или иного определения быть верным и вопрос этот вообще сочтут некорректным.

Но для широкого круга читателей и зрителей фантастика и фэнтези – это увлекательные литературные жанры в духе необычного, нереального, но удивительно интересного замысла. Чтобы разобраться, можно ли и нужно ли их сравнивать, начнём по порядку.

Фантастика – в переводе с греческого, означает искусство воображения. Возникновение фантастики, как литературного направления началось в XIX веке с ростом научно-технического прогресса и связано с именами Герберта Уэллса и Жуль Верна. В России первыми фантастами стали Александр Вельтман, Владимир Одоевский, Александр Бестужев-Марлинский, уже позднее мир узнал имена братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Александра Грина, Александра Беляева. Тесная связь с наукой обособляла фантастику от художественной литературы и притягивала людей, так или иначе связанных с научными знаниями: учёных, студентов, людей технических профессий. То есть изначально фантастика предполагала именно научную фантастику, пытающуюся логически объяснить основные представления о человеке, его мире и теоретических возможностях его способностей в будущем. То есть, главное в этом определении – это будущее.

С середины 20 века, понятие «фантастика» значительно расширило рамки своего определения. В 70-80-х годах ХХ века научная фантастика сама по себе потерпела ряд изменений, приближающих её к общему литературному потоку, упрощая научные рамки и определённые ранее правила. Постепенно, под привычным понятием «фантастика», стали пониматься и работы авторов, связанные с мистикой, «хоррором» (литература ужасов), фэнтези (волшебная, магическая фантастика) и т.д. То есть, фэнтези как литературное направление, если и можно сравнивать, то именно с научной фантастикой, а не с фантастикой в целом.

Фэнтези предполагает свободную фантазию (видимо от этого слова и произошло), не предполагающую какого-то объяснения. Это вид фантастической литературы, допускающий всё иррациональное, сверхъестественное – колдуны, Боги, волшебники и т.д.

Изначально фэнтези предполагает неизведанное, неопознанное и недосягаемое нашим сознанием прошлое, в котором нарушены все привычные законы физики, математики, логики и т.д. Например, магия, отрицающая законы тяготения, сохранения энергии, любые причинно-следственные связи. Хотя есть версии, что магия как раз таки очень хорошо продуманная и просчитанная область познания, но надо оговориться, что паранормального познания. Иными словами, фэтнези – где магия, фантастика – где физика.

По мнению А. Сапковского, фэнтези - это жанр или поджанр фантастики, родоначальником которого являются Говард, Льюис, Толкин, Муркок, Нортон, Ле Гуин. Главным истоком фэнтези он называет не волшебную сказку из нашего детства (которая называется народным эпосом), а легенды про короля Артура, аналогов которым такого уровня чрезвычайно мало. Именно этот архетип и стал прообразом большинства произведений жанра фэнтези, в основе которого противостояние Добра и Зла, Прогресса и Разрушения и стоящие за этим Силы. Но и эта характерная особенность фэнтези, как жанра в начале своего развития, теряется при сравнивании с научной фантастикой, ведь борьба светлого и тёмного – основа литературного замысла практически любого произведения. Как подметил один из критиков, фэнтези – это то, что мы угадываем с первых же строк книги или первых минут фильма, но объяснить и дать точное и конкретное определение не можем.

В фантастике насчитывается несколько десятков жанров от детской фэнтези, магического реализма, утопии и антиутопии, «мягкой» научной фантастики до киберпанков, космической фантастики, технофэнтези, апокалипсиса и постапокалипсиса.

Как видим, фэнтези – это часть мира фантастики. Но! В начале XXI века именно эти два понятия слились, перемешались и растворились. Если первоначально, научная фантастика – это роботы, звездолёты, инопланетяне, а фэнтези – это маги, гномы, мечи и сказочные персонажи, то всё большее распространение приобретают произведения, где научные открытия совершаются фэнтезийными героями и наоборот, где антураж одного направления накладывается на другой и зачастую самый грамотный критик не в силах определить, куда отнести тот или иной фильм или литературное творение.

Эта тенденция синергизма свойственна всему научному и ненаучному миру. Наступила эпоха, когда во всех сферах необходим синтез знаний. Наука признает паранормальные явления и комментирует толкования Библии. Литературные течения – это всего лишь отражение реальной действительности. Слияние понятий научного и ненаучного продиктовано переизбытком информационных потоков, которые сливаются друг с другом, создавая новые эмоциональные ощущения.

Как жанр появилось намного раньше, чем профессор Джон Р.Р. Толкин взялся за перо. Первым произведением в этом жанре часто называют старинный миф о Гильгамеше , однако и после него примеров хватало. Толкин же оказал значительное влияние на жанр, обозначил основные фэнтезийные черты, изучил и закрепил в своем творчестве основные особенности этого жанра.

Так в чём же заключаются основные отличия фэнтези от фантастики? Давайте разбираться вместе.

Наличие магии или иных сверхъестественных сил

Это жанрообразующая черта фэнтези. Волшебная сила, прорицание, способность перевоплощаться, наличие магических существ или тварей и многое другое. Вообще в этом пункте подойдет всё, что выходит за рамки обычного. Персонажи фэнтези вовсе не обязаны обладать какой-то особой сверхъестественной силой (например, «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина), но возможность взаимодействия с магией должна существовать. Это же относится и к наличию эльфов, гномов, троллей, орков и прочих магических рас.

В магия имеет четкие и логичные законы функционирования: набор конкретных заклинаний, перечень способностей у магического существа или свойств предмета. Магия тем и отличается от сказочных чудес, что является чем-то системным и предсказуемым.

Магия не обоснована научно

Отсутствие рационального объяснения происходящему во многом и отличает от научной фантастики, в которой всё нестандартное подкрепляется солидной научной базой. А фэнтези в свою очередь дает автору большую свободу, не стесняя его в выборе сверхъестественных средств.

Действие происходит в вымышленном мире

Литературоведы называют придуманные миры вторичными. Это не обязательно иной, незнакомый нам мир, действие может происходить и на нашей планете. Авторы не указывают расположение своей вселенной относительно нашей: она может существовать как где-то во вселенной, так и быть параллельным. Во вторичном мире обычно соблюдаются элементарные законы природы: закон притяжения, существа дышат воздухом, у человека пара рук и пара ног и так далее. Однако автор может и самостоятельно придумать с нуля законы мироздания (например, серия «Плоский мир» Т. Пратчетта).

Авторские миры стилизуются под реальные исторические периоды, чаще всего под Средневековье . Однако это вовсе не обязательная черта: мир может существовать, например, в Древней Греции («Горой должен быть один» Г.Л. Олди), некоторые авторы даже перемещают своих героев в современность («Ночной дозор» С. Лукьяненко) и даже будущее («Чародей поневоле» К. Сташефф).

Герой должен пройти Путь

Или квест , на котором строится сюжет повествования. Путешествие может быть совершено в поисках магического предмета, человека или знания. По мере прохождения этого квеста герой получает ценные жизненные уроки, меняет свой характер и отношение к жизни, находит друзей, а иногда «принцессу/принца» и сокровища. Герой не возвращается из путешествия прежним. Многие авторы почему-то воспринимают необходимость «Пути» слишком буквально, поэтому в огромной массе фэнтези-произведений персонажи на протяжении всей истории куда-то едут. В силу квестовой основы фэнтези ставится отличным материалом для компьютерных игр («Сага о ведьмаке» А. Сапковского).

Противостояние Добра и Зла

Некоторые исследователи оспаривают принадлежность этого пункта к основным чертам фэнтези. Мол, границы жанра давно стёрты, писатели пытаются как можно меньшее соответствовать канонам классического повествования жанра, да всем уже надоело это зубодробильное клише. Но если присмотреться, из каждого современного фэнтези за очень редким исключением торчит старая как мир история о борьбе Ангела и Дьявола, Тьмы и Светы, Добра и Зла.

Текст: Катя Светлостражева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .