Конспект нод по изо в средней группе. Конспект занятия по изо в средней группе. Конспект НОД в средней группе на тему: «Красивые цветы»

Родительское собрание. Тема: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

(практический материал для развития связной речи ребенка)

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.
Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя - один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

По окончанию родительского собрания родителям раздаются памятки по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с примерными играми для развития связной речи.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Родительское собрание. Тема: «Развитие речи детей среднего возраста» Выполнила: Воспитатель Атрощенко Л.В.

2 Форма проведения: встреча с элементами практикума. Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, вовлечь в педагогический процесс и жизнь группы. Участники: родители, воспитатели, учитель - логопед. Место проведения: группа 1. Вступительный часть. План проведения 2. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка», «Разбор проблемных ситуаций» 3. Характеристика речи детей пятого года жизни (учитель-логопед). 4. Педагогический всеобуч «Роль семьи в речевом развитии ребенка» 5. Работа в микрогруппах; как сделать чтение интересным; игровая мини - программа; 7. Подведение итогов собрания. 1. Подготовительный этап Ход мероприятия: Подготовка материалов. Приглашение родителей на собрание. Изготовление памятки для родителей, оформление родительского уголка по теме собрания. 2. Вступительный часть

3 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. (Воспитатель обращает внимание родителей на схему.) Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие. 3. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка» Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор. (на столах лежат карточки с текстом)

4 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. 2. Общение ребёнка со сверстниками. 3. Строение артикуляционного аппарата. 4. Речь взрослых - образец. 5. Развитие мелкой моторики рук. 6. Чтение детской художественной литературы. 7. Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками. (Обсуждение.) Разбор проблемных ситуаций Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный. Что нарисовано на картине? Что делают дети на картине? Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (Перечисляют изображенные предметы, опишут картину, попытаются истолковать картину). Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая снова задает вопросы. Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? - Какие вопросы задают ваши дети? (Вопросы «кто, что, какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них выражается потребность ребёнка в контакте со

5 взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому часто не дослушав ответ, ребёнок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем - то неизвестным, при попытке понять что-то новое.) Ситуация 3. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко. Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? (Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему - либо. Возможно прежде, когда ребёнок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие и др.) Ситуация 4. Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает! Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создаёт предпосылки для успешного овладения письмом.) Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 5-го года жизни» Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

6 Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, становятся замкнутыми и раздражительными. Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду. Передаем слово учителю-логопеду. Ребёнок к 5 годам: Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание; Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги. Активно осознаёт обобщающую функцию слов; Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы); Употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности. o Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а л некоторые их пропускают.

7 o Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета. o Требует совершенствования интонационная сторона речи. o Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса. o Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. o При построении простых распространённых предложений они у опускают отдельные члены предложения. o Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка. o Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. o Дети часто отвлекаются от содержания вопроса. Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка пятилетнего возраста. Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка? Формирование звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию, связной речи. Развитие выразительности речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения: Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование сущ. И прилагательных в роде и числе, употребление род. падежа множ. числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют

8 в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведения ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, подзарядиться положительными эмоциями.

9 Эмоциональные переживания, а не какие - либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем: поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например, «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т. д. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

10 Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое. Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть. Работа в микрогруппах (Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.) Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». (Рассказы родителей незаметно записываются) Вариант 2. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку. (Сказка записывается и в конце зачитывается.)

11 Как сделать чтение интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать? Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко?». Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы. Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение. Попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку. Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширять словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, функциональные признаки (мяч это игрушка, в него играют, начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют

12 обобщающие слова. Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний описание и повествование. Речь детей становиться более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая стуктура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Подведение итогов собрания Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием. Принимать активное участие в работе детского сада. К 5 годам ребёнок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Консультация для родителей о развитии речи детей 4 5 лет Подготовила: Кабирова Ирина Юрьевна 2014 год. Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Подготовила учитель-логопед ДОУ 4 «Сказка» БОНДАРЕНКО С.В. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно

ГБОУ ШКОЛА 1194 ДО к.1511 Речевое развитие по ФГОС Проработали материал: Тарасова О.А. Салихова Н.М Развивающая речевая среда Младшая группа 3-4 года 1. Помощь в общении 2. Взаимодействие друг с другом

Пояснительная записка к программе по развитию речи для детей 3-4 лет. Рабочая программа по развитию речи в младшей группе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3 лет» Время проведения: февраль Форма проведения: посиделки. Цель: Раскрыть развитие речи для всестороннего развития ребенка. Задачи: 1. Познакомить

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ 1290» Согласовано Программно-методическим советом ГБОУ «Гимназия 1290» Протокол 1

Захарова Наталья Ивановна воспитатель, педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55 общеразвивающего вида» г.о. Электросталь Московской области РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ

Пояснительная записка Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Средний возраст самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Детей этого возраста часто называют

«Преемственность между детским садом и школой» Орлова Елена Федоровна, учитель высшей категории Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Способы развития

МБОУ «Начальная школа детский сад 44» г. Белгорода Консультация «Этапы работы по развитию речи дошкольников» Подготовила: Федоровская М.Н. Учитель-логопед Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая

Бюллетень «Полезная книга для родителей» «Развитие связной речи и речевого общения детей» Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают

Любознательность как ступень к индивидуальному развитию речи ребенка. Речь чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители,

* «Система работы по реализации образовательной области «Коммуникация» в старшем дошкольном возрасте». Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской

Страничка логопеда Часть 1 В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 62 «Журавушка» ПРОЕКТ Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Кравец

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Учебно-образовательный проект «Репка» (средняя группа) Воспитатель МДОУ No9»Малыш» Остроменская Е.В. 2009

Нормы развития речи по возрастам 0-1 ГОД 1 месяц ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия

Консультация для родителей, воспитателей, педагогов ТЕМА: «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь». Учитель-логопед: Нестерова

Развитие речи Тема занятия Программные задачи по предмету 1 Здравствуй школа! Загадки о школьных принадлежностях Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; самостоятельно придумывать события,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Развитие речи» для реализации в 2015-2016

Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом

Слайд 1 Особенности речевого развития ребенка слайд 2 в дошкольной педагогике Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической,

ГАУК МО «Московская областная государственная научная библиотека им. Н.К. Крупской» Развитие речи ребенка в семье Рекомендательный список книг Советы родителям Речь одна из линий развития ребенка. Благодаря

Л. В. Малашкевич Программа «Развитие речи детей 5 6 лет» Пояснительная записка Речь одна из основных линий развития ребѐнка. Нормальное речевое развитие необходимо ребѐнку для успешного обучения в школе.

В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 «Рябинушка» Опыт работы по теме: Мир поэзии для детей Зуева Светлана Яковлевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад 14 «Рябинушка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 94 «Солнышко» г. Твери Образовательные области: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно эстетическое развитие Социально коммуникативное

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр технического творчества «Интеграл» г. о. Самара Директо КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «ат Г0Д1ВАСИКА до Автор-составитель:

Обобщенный педагогический опыт «Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию связной реи дошкольников, имеющих проблемы в развитии.»

Копилка советов для родителей Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка

Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» Примерная программа Обучение русской речи для детей дошкольного возраста (4 7 лет) по обучению русскому

Развитие речи детей 4-5 лет На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ Презентация

Описание педагогического опыта «Формирование коммуникативной компетентности дошкольника посредством развития активного словаря ребенка в процессе дидактических игр» «Не условным звукам только учится ребенок

Проект «Любимая сказка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. Сухомлинский Актуальность темы. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя

Презентация рабочей программы учителялогопеда МКДОУ д/с 77 комбинированного вида Адамович Т.В.. Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Семинар - практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей. Цель: формирование педагогической культуры

Непосредственная образовательная деятельность Конспект 66 РОД И РОДОСЛОВИЕ. СКАЗКА К. УШИНСКОГО «ЛИСА И КОЗЕЛ» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

Нетрадиционные формы речевой работы с дошкольниками системе дошкольного образования В развитие речи занимает ведущее место. Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той

Согласовано: педагогическим советом протокол 1 от 02.09.2014 Утверждено: заведующий МБДОУ 74 Л.Н.Савченко приказ 122 от 02.09.2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «От рождения до школы» образовательная

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Консультация для родителей Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста. Воспитатель МДОУ 9 «Малыш»

«Современные формы работы специалистов ДОУ по приобщению детей с ТНР к художественной литературе» Россия, когда то самая читающая страна в мире, в настоящее время, начала сдавать свои позиции. Сейчас одной

Оникиенко Екатерина Дмитриевна Воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с 12» г. Магнитогорска Развитие речи детей в режимных моментах Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе

Опыт работы во второй младшей группе воспитателя Дульцевой Ольги Петровны «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»-это тема моего самообразования. Как

МБДОУ ДС№39

Конспект

родительского собрания в старшей группе

на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Составитель: Трубина Т.Н.

г.Ленинск-Кузнецкий

2014г.

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Вступительное слово воспитателя по теме

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников»

1 часть: «Совсем немного науки»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления

Основные задачи речевого развития детей:

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

Формирование звуковой культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д./с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

И сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи»

(педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).

2часть: Игра- путешествие по островам «развития речи»

1.остров «Творческий»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

(педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т.д.)

«Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог,

В свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.

4. Что бывает квадратным?

5. «Кто кем будет?»

2. остров «Художественное слово»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. Сказка называется « Теремок» (дети инсценируют сказку).

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп речи.

Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям».
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки (родители делиться на две команды, поочередно загадывают загадки).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)

5) В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (гадкий утенок)

6) Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (по щучьему веленью)

7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком, вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)

8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь.(Золушка)

9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.(Краснаяшапочка)

10) Красна девица грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

3.остров «веселый язычок»

Логопед проводит массаж языка с родителями и детьми.

4.остров « Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук)

1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

2этап

1)Пальчиковая игра « Медведь» (с платком).

(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

2)Пальчиками можно рассказывать стихи.

(дети проводят с родителями пальчиковую гимнастику)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

5. остров « Игровой»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается, говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

Речевая игра «Насос»

(педагог проводит игру с детьми)

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Речевая игра «Чистоговорки»

(педагог предлогает родителям повторить чистоговорки за детьми)

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

« Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку » (зв. П-б)

« Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

« Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

« Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Словесная игра « Почемучка»

(педагог проводит игру с родителями)

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог. Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас . Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.


Татьяна Горкун
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание по теме «».

Форма проведения : семинар –практикум

Цель : Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка .

Задачи : познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей ; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План работы родительского собрания .

1. Выступление воспитателя по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада ».

2. Выступление юриста по теме «Права детей » .

3. Подготовка к Новому году.

Ход родительского собрания.

1. Выступление воспитателя.

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание . Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка , семья является источником , который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка . Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи .

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

(высказывание родителей )

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие » . Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям )

Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

Восприятие звуковой и интонационной культуры речи .

Формирование грамматического строя речи .

Обогащение словарного запаса.

Обучение рассказыванию, связной речи .

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит ? (высказывания родителей по теме родительского собрания ).

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например : «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора : как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?» .

Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. (родителям предлагается поиграть в сказку)

2. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи , пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Очень важным фактором для развития речи является то , что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Провести несколько пальчиковых игр для родителей .

3. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.

Язык – главная мышца органов речи . И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит , чтобы выполнять целенаправленное движение, т. е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса , подвижность органов речи .

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи : язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык : за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика для родителей .

2. Выступление юриста юриста по теме «Права детей » .

(Приложение)

4. Подготовка к новому году.

Основные вопросы :

Подарки на новогодний утренник.

Оформление группы к празднику.

Предложить родителям поучаствовать в конкурсе «К нам идет Новый год» .

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель:

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатели, родители.

Оборудование для проведения мероприятия:

платочки (по количеству участников), мяч.

План проведения.

1. Вступительная часть.

2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».

3. Заключительная часть о разном:

а) подготовка к Новому году

4. Показ презентации « Наша группа «Непоседы».

Подготовительная работа:

Разработка памяток для родителей.

Ход мероприятия:

Сообщение педагога:

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Игротренинг с родителями .

Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и

взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы

будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться:

назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Воспитатель проводит игру «Комплимент».

Цель игры : установить контакт между родителями,

сформировать у них положительный настрой.

Воспитатель : Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание

В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к

выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и

частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что

упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.

Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.

Мы капусту солим, солим… Щепотками.

Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

    Способствует овладению навыками мелкой моторики.

    Помогает развивать речь.

    Повышает работоспособность коры головного мозга.

    Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

    Снимает тревожность.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра

называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой

рукой, но затем двумя руками одновременно.

У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

    На столах есть крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

Катать крупу между большим и указательным пальцами;

Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

    Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу.

Есть у нас сухой бассейн.

Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с

мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

    Дома лепите вместе с ребенком.

Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

    Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.

    У пражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

Покатать между ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

    Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки ). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

    Можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

    Очень интересны и полезны упражнения с деревянными или пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!).

А теперь головоломка из спичек «Домик».

Наверное вы уже устали, давайте вместе отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которую дети делают в детском саду.

«Мышь забралась в первый раз…»

    Презентация «игры для развития мелкой моторики рук».

Отправляясь, с ребёнком на прогулку мы можем:

Поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

Загадать загадку и найти отгадку;

Поискать приметы времени года;

Познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

Поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? » «Какого цвета у них было ведёрко? ».

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

Можно сделать массаж язычку:

«покусываем язычок»,

«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

Что это? (Кто это)

Какого цвета?

Что есть у зайки? (Что это у зайки)

Как можно назвать зайку?

Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Воспитатель : В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить».

Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и

скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники

передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок

возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель : Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за

сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и

интереснее, мы вам дарим эти памятки .

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде

всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-

помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие -

нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с

недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у

дошкольников формируется по подражанию!

Заключительная часть:

а) подготовка к Новому году

б) пополнение игровых уголков родителями

Показ презентации « Наша группа «Непоседы»».