Литературно-музыкальная композиция " чудо-земли" в проекте " хлеб-всему голова". Рассказ о хлеборобах п. Белозерный. Классный час «Лесная капель» Прогулка по весеннему лесу Звучит «Веснянка»

"Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд Хлеб – всему голова.

(литературно-музыкальная композиция)

(звучит песня «Хлеб всему голова»)

2слайд (каравай) Вед. 1: Если подумать о еде – то первая мысль будет о хлебе: об аппетитном аромате свежеиспечённого хлеба, о его хрустящей золотистой корочке и пышном мякише. Важность хлеба подметил ещё в 18 веке французский агроном Антуан Огюст Пармантье.

Вед. 2: «Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа».

3 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами – и на ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить. И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся взаимоотношения зерна и человека. «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где рос один, заслужил бы благодарность всего человечества».

Вед. 2: Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

(Н. Тихонов «Зёрна наших дней светитесь…»)

(звучит песня «Русское поле». Ян Френкель)

4 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зерно на ладони – малая частица жизни. Из отдельных зёрен складываются миллионы тонн урожая. Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб наш насущный? Как сумел стать не только пищей – святыней нашей, олицетворением жизни на земле? Какие гении трудились, стараясь постигнуть это великое чудо – хлеб.

Хлебушек.

Здесь говорят не хлеб, а хлебушек.

И как послушай, говорят!

Так парни нежат своих девушек,

А матери своих ребят.

Здесь хлеб на землю не уронят,

И как его нам подают!

Как первенцев в мужей ладони

Роженицы, боясь, кладут.

Хлеб – жизни главная примета,

Хлеб – их достоинство и честь.

Несчастье – если хлеба нету,

И счастье – ежели он есть.

Их цех – земля.

Им крышей – небо.

Они вершат державный труд,

И что другое кличут хлебом,

Они не могут – просто хлебом,

Они его не просто хлебом,

А так вот хлебушком зовут.

5 слайд (Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной)

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ! (девушка выносит на полотенце каравай хлеба)

Вед. 2: Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много здесь ещё загадочного и как много ещё можно всего изобрести, открыть придумать, сделать. Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб и есть наша жизнь…

Вед. 1: Начнём с того, что хлебу человек обязан рождением цивилизации. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из первого своего урожая, он обеспечил наше с вами существование, то есть обеспечил дальнейшее развитие человечества.

Вед.2: Примерно семнадцать тысяч лет назад несколько племён поселилось в долине Нила и здесь вовсю занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы с каменными пластинками-резаками, первые камнетёрки, на которых получали муку. Они первыми стали печь хлеб… Но это ещё не настоящий хлеб, а собиратель ещё не земледелец.

Вед.1: Человек постепенно научился печь хлеб из диких злаков. Чтобы настоящий хлеб получить, нужно иметь культурные сорта хлебных злаков, нужно научиться обрабатывать почву и, наконец, печь хлеб, а чтобы научиться этому – потребовались тысячелетия. Как это происходило, трудно угадать, но одно известно: первый хлеб появился 6 -8 тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда.

Вед.2: Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Вед: 1: Во многих русских селениях в прежние времена часто можно было услышать, как малыш, простирая к матери худенькие ручонки, канючил: «Мам, папы хочу, дай папы!» Когда, кому впервые пришла счастливейшая и справедливейшая мысль назвать хлеб именем отца – кормильца семьи?! Не потому ли считалось великим грехом, святотатством бросить на пол хотя бы чёрствую корку, хотя бы крошку хлебную.

Вед 2: Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и его предками. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие дома.

Вед.1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Символизирует богатство, готовность к приёму гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом.

Вед.2: С хлебом связано много обрядов. Было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься. Хлебом-солью встречали дорогих гостей, новосёлов, молодожёнов, вынося на полотенце или подносе каравай чёрного хлеба с солью.

6 слайд (приметы и поверия) Вед.1: С хлебом было связано множество примет и поверий. Например:

* Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.

* Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.

* Хлеб выбрасывать нельзя. Если он заплесневел, то его надо отдать птицам.

* Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Вед.2: Из минувших веков, может быть из минувших тысячелетий, ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Хлеб не простой свидетель, ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» - говорит кавказец. Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы прося у него прощения.

Вед. 1: По давнему узбекскому обычаю мать, провожая сына на битву, разламывала лепёшку надвое. Одну половину оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут!»

Вед.2: У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. Пока он был цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца.

7 слайд Вед.1: В устном творчестве русского народа упоминания о хлебе встречаются часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Поэтому в народе появились такие пословицы и поговорки:

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • В дороге хлеб не помеха.
  • Хлеб да вода – мужицкая еда.
  • Хлебушко – калач дедушка.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • У пахаря рука черна, да хлеб бел.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
  • Есть хлеб – будет и песня.
  • Хлеб дар божий, отец, кормилец.

Вед. 2: Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб, на этом белом свете!»

Вед.1: Иногда можно услышать такие слова: «Не хлебом единым жив человек…», но без хлеба он мёртв! Это не просто еда, это пища… «Хлеб, насыщая тело, питает душу…», Хлеб, основа жизни, поэтому и люди, дающие жизнь хлебу, - люди особого сорта… Жестоко ошибается тот, кто решит про себя, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Он по-прежнему добывается в поте лица своего, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла. Неизмерима цена хлеба!

8 слайд (поле с комбайнами)

Вед. 2: Не знаю лёгкого хлеба.

Как я пахал!

Не шёл – бежал

За плугом по родному полю.

Не борозду спрямляя – долю,

К чапыгам кровью прикипал.

Как сеял я!

Подняв пары,

Я нёс на клён в корзине горку

Зерна, что всё насквозь прогоркло

От глаз голодной детворы.

Высокий взмах моей руки,

И поле сразу золотилось,

Как будто солнышко садилось

Цыплёнком жёлтым на рядки.

А как я жал!

К исходу дня

Рубаха плавилась от пота.

Сверяла ночь мою работу,

Коротким сном даря меня.

Сухой и чёрный,

Пережив и боль, и страх, я поднял жито.

Моей рукою перелита

Ядреность солнца в зёрна нив.

Так вы припомнили меня?

Я не упал на пласт щекою.

Держу я твёрдою рукою

Штурвал железного коня.

Разлились паводком поля

За горизонт по всей округе.

Но разве легче стали плуги,

И мягче матушка-земля?

Но разве полднем стал рассвет?

Но разве сыплет манна с неба?

Не знаю лёгкого я хлеба –

Его и не было и нет!

Михайло Шевченко.

(звучит песня «Шумят хлеба»)

10 слайд (пшеничное поле ). У нас в гостях:

Бочило Евгений Николаевич Кавалер ордена Знак Почёта

Алексеев Николай Васильевич Кавалер ордена Трудовой Славы

(учащиеся задают вопросы).

Вед. На территории нашего с/совета находилось большое кол. хозяйство «Труженик», где работали ваши дедушки и бабушки. За большие достижения в труде, за высокие показатели в «битве» за хлеб многие из них были представлены к правительственным наградам. Здесь имена 15 орденоносцев.

11 слайд. Из одного металла льют

Медаль за бой, медаль за труд

Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.

(имена орденоносцев появляются на слайде)

Вед. 1: В природе ничего похожего на хлеб нет. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Товарищ надёжный.

Вед. 2: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо и всевозможные сладости. Поэтому ценность его не замечается. Но были и другие дни !

Звучат первые аккорды «Священной войны»

В годы войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Слайд12 Вед. 1: В музее истории Ленинграда хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный с самого своего появления на свет сухой кусочек хлеба, величиной с мизинец. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Вед. 2: О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба «с огнём и кровью пополам» писали и будут писать, это потрясало и будет потрясать. 125 граммов – это суточная блокадная норма на одного человека, и больше никаких продуктов. В хлебе этом мало муки. Много примесей. С начала декабря 1941 года хлеб выпекался из смеси: (пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки, ржаной муки.) Были и другие добавки, которые снижали питательность хлеба. Но всё равно он был желанен, как ничто и никогда прежде. (показать детям 125 грамм хлеба)

Слайд13 Вед. 1: На фронте солдатам хлеб выдавался утром – сразу на всё отделение. Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. В то время солдаты не знали, что такое жадность или расчётливость. Жизнями жертвовали ради спасения товарищей. Хлеб же делили с таким тщанием, с такой справедливостью потому, что был он не только пищей, но и вестью из далёкого тыла о трудной жизни наших родных, об их тревожной любви к ним, солдатам, об их терпеливом ожидании нашей победы над врагом.

Хлеб войны.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годится постным,

Раскрошенный, он был неплох и с кваском,

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был, ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И всё ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он чёрный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, просто, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись – почти что до локтей.

На нём рубаха взмокла холстяная.

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом.

Вед. 2: «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Отношением к хлебу проверяется многое. Хлеб – это испытание, которым можно определить уровень культуры и гражданскую позицию одного конкретного человека и общества в целом. Не случайно говорится: «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит!»

Вед.1: Хлеб надо беречь. Мы много производим! Но много и изводим – вот в чём беда. Как часто мы оскорбляем хлеб. Можем запросто выкинуть его, а дети играют им за столом. Идя по улице, видишь кусок хлеба в грязи – подними его! Не бойся показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.

На Невском замерло движенье…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда-

И сына я б не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Слайд14. Вед.2: Русский хлеб – чёрный ржаной, белый пшеничный, хала, витушка, колобки, крендели, слойка, калачи и сотни других изделий, прославили наших пекарей во всем мире. Хлеб печь у нас всегда умели. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.

Вед.1: Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Это такой вид энергии, без которого ни один винтик на заводе не повернётся. Исторически так сложилось, что Франция является не только законодательницей мод, но и хлебной культуры. В этой стране даже есть покровитель пекарей и булочников – святой Оноре. Здесь постоянно проводятся праздники, фестивали, соревнования, посвященные хлебному делу.

Вед.2: Наша страна далеко не последняя в этом списке. Чего только стоят калачи, ватрушки, знаменитый чёрный хлеб, булки с изюмом и т.д. 29 августа у всех православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда называли Спасом Хлебным. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению.

Слыша добрые вести,

Видя славу страны,

Надежда Бэц

Литературно-музыкальная композиция «Колосок» для детей подготовительной к школе группы в проекте «Хлеб – всему голова» с участием родителей.

Цели и задачи: подвести итог исследовательской деятельности детей в проекте, уточнить знания детей о хлебе – от колоска до батона. Приобщать детей к народному творчеству, фольклору.

Действующие лица: Ведущая – воспитатель Бэц Н. В.

Тетушка Пословица – Почерняева Т. В. (мама Никиты)

Тетушка Поговорка – Киселева А. С. (мама Андрюши)

Тетушка Загадушка – Брюханова Л. С. (мама Сережи)

Тетушка Небылица – Пенясова Ю. В. (мама Тани)

Колобок – Оля Бубнова.

Дети, читающие стихи, небылицы.

В зал входит ведущая в народном костюме.

Ведущая: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Какое нас сегодня развлечение ждет, а собрал нас всех здесь хлеб. Доброе слово сегодня о хлебе молвить будем.

Ведущая берет в руки каравай на рушнике.

Вед. : Издавна на Руси гостей дорогих хлебом – солью встречали. Хлеб вам да соль!(кланяется гостям, детям справа, детям слева).

Звучит русская народная мелодия, в зале появляются персонажи в русских народных сарафанах с платочком в руке. Они, взявшись за руки, водят хоровод.

Вед. : Здравствуйте, гостьюшки! Хлеб – соль вам!

Отдает каравай тетушке Пословице, та – тетушке Поговорке, дальше – тетушке Загадушке, а Загадушка – тетушке Небылице, кланяясь друг другу. Тетушка Небылица ставит каравай на стол.


Т. Пословица: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, милые! Мы к вам пришли, короб пословиц да поговорок принесли! А вы нас слушайте да на ус себе мотайте!

Т. Поговорка: Эх, ты говори, говори, да не заговаривайся! Какой же у детишек ус?

Т. Пословица: А ты к словам моим не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьёшь!

Т. Поговорка: И опять ты не права! Доброе слово сказать – что дождь в засуху! Доброе слово лучше мягкого пирога!

Вед. : Ох, гостьюшки дорогие! Подождите, не ссорьтесь! Вы бы лучше с ребятами познакомились, о себе бы рассказали.

Т. Пословица: Оно и правда! Что ж, о себе поведать не худо! Пословица – это, деточки мои, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на все свое мнение имел. Пословица не мимо молвится! Вы, деточки мои, пословицы запоминайте и где надобно применяйте! Пословица – всем делам помощница! Красна речь пословицей!

Т. Поговорка: Поговорки – они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят! Поговорка никого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит, и пошутить, как следует! Из поговорки слова не выкинешь! У каждого Егорки свои поговорки.

Вед. : Сегодня, гостьюшки, мы говорим о хлебе, ибо «Хлеб – всему голова». Хотите ли от деток пословицы да поговорки о хлебе услышать?

Т. Поговорка: Хотим. А знают ли?

Дети поочередно говорят пословицы и поговорки о хлебе:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

«Хлеб всему голова»,

«Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,

«Плох обед, если хлеба нет»,

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,

«Хлеба нет – и корочки в честь»,

«Пот на спине, зато хлеб на столе»,

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

Вед. : Да, вот она, мудрость-то народная! Оно ведь так и есть. Хороши пословицы!

Т. Небылица: Рада с вами познакомиться, деточки! Я – тетушка Небылица, разная во всех лицах! То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха! Вот какая я забавница! В небылице все быть может, весь мир вверх ногами переворачивается! А среди вас, деточки, есть друзья мои? Небылиц рассказчики?

Вед. : Как не быть? Есть, есть.

Эля и Таня рассказывают небылицу «Сидит медведь на колоде», Кирилл – «Заглянул я в печку».

Т. Загадушка: Теперь мне представиться позвольте. Я тоже мудрость народная, приметливая, остроумная – тетушка Загадушка. И деток люблю сообразительных, умненьких, догадливых да рассудительных. Только таким мои загадки по плечу!

Вед. : А вот здесь перед Вами практически все таковы! А не отгадают – не беда! Научимся! Век живи – век учись!

Т. Загадушка: Да я рада-радехонька свои загадки вам загадать! Слушайте!

1) Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и всем людям мило. (Хлеб);

2) Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. (Мука);

3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);

4) Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Посев);

5) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

Вед. : Просим вас, гостьюшки, к нам за стол. Слушайте песни да стихи, да за деток наших порадуйтесь. Где песня льется, там легче живется.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко».

Читают стихи: «Слава миру на Земле!» Андрей Кожевников и Андрей Киселев

«Вот лежит каравай…» Никита Боровиков и Данил Леонтьев

«В каждом зернышке пшеницы…» Вика Проскурякова

Под веселую музыку появляется колобок с корзинкой в руках, двигается поскоками по кругу.

Колобок: Я веселый Колобок, но не ешь меня, дружок.

Я сегодня не простой – я волшебный, я живой.

Из муки пшеничной вышел я отличный,

Хлебу я родня, любят все меня.

Вед. : А за что тебя любят, Колобок?

Колобок: Во-первых, я сказочный, во-вторых, я веселый, умный, а еще я люблю загадки загадывать. Вот послушайте!

С неба солнце золотое золотые льет лучи

В поле дружною стеною золотые усачи.

Шевелят они усами и тихонько шелестят.

Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.

А когда уходят с поля золотые усачи

В нашей печке золотятся золотые калачи. (Колосья)

Дети: Колосья!

Колобок вынимает из корзинки колоски, раздает девочкам.

Девочки исполняют «Танец с колосками».

Вед. : Спасибо, Колобок, за загадку, за танец. А тебе от меня в подарок…веселый осенний дождик (трясет султанчиками над Колобком) .

Колобок (машет рукой) : Нет, с дождем я не дружу, от него я убегу (убегает).

Вед. : Ну вот, хотела порадовать, а вышло, что напугала. Вы, ребята, тоже боитесь дождя?

Дети: Нет!

Вед. : Раз не боитесь, значит и через лужи прыгать умеете?

Проводится игра «Чья команда быстрее прыгает через лужи».


Две команды детей по 4 – 5 человек. На полу разложены нарисованные лужи по 5 в два ряда, в конце ряда – зонтик. Дети по команде поочередно прыгают через лужи, обегают зонтик, становятся сзади. Выиграет команда, построившаяся первой.

Вед. : А сейчас я предлагаю игру в народном стиле, «Пахари и жнецы». Тут и слова надо знать, и проворным быть!

Музыкальная игра «Пахари и жнецы».


Вед. : После игр стихи послушаем, какие у нас есть помощники и как выразительно они об этом рассказывают. Красна речь слушанием!

Дети читают стихи: «Мы печем пшеничные…» М. Антипов и Антон Кашин;

«Мама тесто замесила» Е. Благининой - Оля Бубнова;

«Я маме помогала» Аня Богданова;

Все дети хором читают стихотворение «Хлеб ржаной, батон и булки» П. Качанова

Вед. : Опять звучит музыка, значит, снова к нам гость. У нас сегодня праздник волшебный.

Входит Колобок. У него в руках блюдо с пирогом.


Колобок: Из муки, муки пшеничной, я испек пирог отличный!

Всех вас в гости приглашаю к пирогу с горячим чаем.

Вед. : Вот спасибо, Колобок, угодил ты нам, дружок,

И на радости такой мы сейчас споем с тобой.

Дети исполняют песню «Песенка хлеборобов».

Вед. : Закончен наш праздник, закрываем и проект «Хлеб – всему голова». Мы научились хлеб беречь, уважать и любить, а наш общий исследовательский труд оформлен в замечательном альбоме по названию проекта «Хлеб – всему голова».

Ведущая вручает благодарности семьям – активным участникам проекта.

Дети и взрослые приглашаются на чаепитие с пирогами с яблоками и повидлом.

При составлении сценария литературно-музыкальной композиции «Колосок» были использованы:

1.«Лучшие сценарии утренников для детского сада» Ю. Антоновой, издание 2007г. ;

2. Журнал «Старший воспитатель» номер 09.2011г. ;

3.«Колосок» (песни, игры, танцы и стихи для детей). Составители Г. Крылов и Г. Науменко, издание 1981г.

Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

  • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
  • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

Ход праздника

Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

В дыму ленинградское небо, С.34
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

Ведущий. С.35

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец.

Зерна наших дней, светитесь С.36 ,*
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.

“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

Чтец.

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

На свете видела я хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

С.39 ,* Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

Министерство образования и науки ДНР

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ступеней №6

Амвросиевского района

Классный час

«Слава хлебу на столе»

Зайцева А. Ф. . учитель начальных классов

2016г.

Цели:

Рассказать историю происхождения хлеба;

Раскрыть его значение для нашего народа;

Воспитывать патриотизм, бережливость,

Уважение к чужому труду;

Расширить кругозор обучающихся.

Аннотация.

Данный классный час предназначен для учеников 3-их классов. Тема о хлебе всегда актуальна и связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час.
Разные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном классном часе, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.

Актуальность проблемы : отношение подростков к хлебу.

Оборудование. Класс украшен колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими рисунками, на большом столе мука, хлебобулочные изделия.

Учитель. (2 слайд) Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие, которое пройдёт под девизом:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил!

С целью и маршрутом нашего путешествия мы сможем познакомиться, когда отгадаем загадки: (3 слайд)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Хлеб! Люди всегда говорят о нём с большим уважением, берут его в руки трепетно и торжественно. Сколько о нём сказано добрых слов, сложено стихотворений, сколько спето песен. Хлеб - это и радость, и песня, и жизнь, смех матери, первые шаги ребёнка, человеческое счастье. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе, о бережном отношении к нему. А вот и наш маршрутный колосок и наши помощники. (4 слайд)

Берегите хлеб

Какого цвета хлеб

Чем пахнет хлеб

Обычаи и легенды

Народная мудрость

История хлеба

Откуда пришёл хлеб

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос) (5 слайд)

Выбегают колоски и водят хоровод, поют песню «Золотое зёрнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Мы - золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый - зернышко,

Маленькое, скромное,

А вместе - хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

1остановка-зёрнышко. «История хлеба…» (6 слайд)

Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Учёные считают, что первый хлеб был выпечен 15 тысяч лет тому назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится кусок хлеба, которому 6 тысяч лет. В России есть музей хлеба, который находится в Санкт - Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни.

Игра «Подбери синонимы». К слову ХЛЕБ подберите синонимы . (Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

2 остановка-зёрнышко. «Откуда пришёл хлеб» (7 слайд)

Ученик. В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.

Ученик. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель. «Колоски в снопы вяжутся, караваем в печи оборачивается» - так в старину говорили. Тогда машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали, цепами зерно выколачивали. Тех, кто колосья жал, жнеями звали. Рано жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера спину гнули. Нелегок труд хлебороба. Вырастить хлеб - святое дело.

Ученик:

Каравай земли и неба

На твоем столе -

Ничего сильнее хлеба

Нет на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Учитель. Сколько надо вложить труда в хлеб, чтоб он оказался на столе.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Лётчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Убран хлеб - и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет высокий в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

3 остановка-зёрнышко. «Обычаи и легенды» (8 слайд)

Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, обычаи.

Ученики:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель. « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место.

Главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет,

никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится

Перед тем, как ставить хлеб в печь, хозяйка говорила: «Дай, Боже, чтобы хлеб удался хороший и высокий» или « Господи, благослови!» Готовый хлеб ставили на стол, прикрывали рушником. В доме в это время было тихо, иначе хлеб не удавался.

Собирая сына в дорогу, мать завязывала в рушник хлеб.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб - праздничный и называли его - пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

4 остановка-зёрнышко. «Народная мудрость» (9 слайд)

Из глубины веков, из старинных легенд, из сказов народных дошли до нас такие слова:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.

Не каждый человек, который давал обещание или клятву другому человеку, осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.

Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ

СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Русский народ сочинил множество пословиц о хлебе.

Работа с пословицами.

Вспомните пословицы, доскажите вторую часть.

Не шуба греет, а … (хлеб).

В дороге хлеб не … (помеха).

Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко, у того и … (счастье).

Хлеб всему … (голова).

Без печки холодно - без хлеба … (голодно)

Частушки о хлебе.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зернышки - малышки,

В каждом зернышке - мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

5 остановка-зёрнышко. «Какого цвета хлеб» (10 слайд)

Учитель: Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

Ученики:

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что в поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днём весенним,

Летним днём, осенним днём

Согреваем эту землю

Мы любовью и трудом.

Игра «Ассоциация»

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

Какого цвета хлеб? (Белый и черный.)

- Почему один хлеб черный, другой - белый? (Из пшеничной и ржаной муки.)

6 остановка-зёрнышко. «Чем пахнет хлеб» (11 слайд)

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком.

Свежий хлеб! Он пахнет небом!
Пахнет ранним ветерком,
Зернами, что стали хлебом,
Спелым-спелым колоском!

А еще, еще работой!

Кто-то хлеб тот убирал,
На муку молол, а кто-то пек и продавал.
Без него любые блюда,
Кажется, не так вкусны.
На столе стоит как чудо
Свежий хлеб родной страны .

Учитель. Богатая черноземом почва Донецкой области предоставляет широкие возможности для производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство области имеет в пользовании около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий. Основными видами производимой здесь сельскохозяйственной продукции являются озимая пшеница, подсолнечник, овощи .

Игра-хоровод «Праздник урожая»

В нашу школу на машине

Каравай приехал ныне,

В круг вставай каравай,

Кого хочешь ─ выбирай!

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок─

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Мельник: Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь─ выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда ─ урожай!

Всех на праздник приглашай!

Дети: Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам

Слава труженикам!

7 остановка-зёрнышко. «Береги хлеб!» (12 слайд)

Учитель. Тысячи лет существует на Земле хлеб, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах

учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, России,

Украины, Белоруссии. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает…

Ученики:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда ─ сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

Вы кто такой?─ спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я ─ пекарь!─ человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом,

Моря пшеницы золотой.

Составление правил «Береги хлеб!" (13 слайд)

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

3.Нельзя выбрасывать хлеб, играть хлебом.

4 .Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом

всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством

вы владеете и как его надо беречь.

Учитель . Вот окончилось наше путешествие. Помните, ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.

Ученики:

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Громкой родины своей!

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург - народ.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Все: Хлеб - всей жизни голова!

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали,

Душистый хлеба каравай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Литература.

1.Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин

«Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры».

Для 2 классов.

2.М.Ю.Женило

«Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов».

4.В.Дацкевич

«От зерна до каравая».

5. «Розкажіть онуку» №27,№ 25 2003р.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

Стандарт организации

СМК СТО НКПТиУ

Сборник методических материалов

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Хлеб-всему голова!»

Разработчики:

Н.В.Покидышева– преподаватель.

Аносова Е.А., преподаватель

ГБПОУ РО«Новочеркасский колледж

промышленных технологий и управления».

2017

«Хлеб-всему голова!» -литературно-музыкальная композиция с элементами викторины.

Цели: формирование у студентов бережного, уважительного отношения к труду; к старшему поколению, сознательного понимания цены хлеба, мира в стране, воспитание любви к Отечеству и толерантности.

План проведения.

    Предварительная подготовка: написание сценария, подбор музыки, видеороликов, стихотворений, презентации; подготовка караваев.

    Вступление. Притча о хлебе.

    Родословная хлеба.

    Хлеб России. Представление караваев.

    Ростовская область- край хлеборобный.

    Встреча с гостем – С.Н.Мамаевой, зав.отделом.

    Военный хлеб.

    Викторина.

    Заключение. Берегите хлеб!

Сценарный ход.

Звучит музыка

Выходит 1 ведущий.

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

Сколько стоит мой самородок?

1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.

Выходит 2 ведущий.

Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о самом ценном и важном – о хлебе. Мы так привыкли к изобилию, что забыли о ценности хлеба, о том, каким тяжелым трудом добывается хлеб.

Ведущий 1 Родословная хлеба… Ее предыстоки
Затерялись в седой Непроглядной дали.
Мы не знаем, Где жил
Наш пращур далекий, первый пекарь
Кормилицы нашей Земли.
Скрыта доля его за семью облаками,
За хребтами веков, что стоят на стене
Над античными, В пене морской Черепками
Древнегреческих амфор- Хранилищ зерна.
Ведущий 2 Нам не ведома тайна Явленья народу
Первых всходов пшеницы студеной росе
Как они пробивались, в какую погоду,
На каких континентах, в какой полосе,
На каком языке?
В чьей эпохе?
В чьем веке?
Ведущий 1 Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

Ведущий2 В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.
Ведущий 1 На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Они пользовались особым уважением, величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.
Ведущий 2 Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.
Ведущий 1 Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.

2 Ведущий:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и с почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

1Ведущий: Просим наших студентов внести караваи в зал!

(караваи внесены)

2 Ведущий: Вот он – хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел…

1 Ведущий: В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

2 Ведущий: К хлебу на Дону особое отношение. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Видео про хлеб

1 Ведущий: Ростовская область занимает площадь более 100 тысяч квадратных километров. Здесь проживает 4,2 миллиона человек. В сельском хозяйстве занято порядка 13 процентов экономически активного населения. На территории области находится 73 элеватора и 20 портовых терминалов общей мощностью единовременного хранения 4,7 миллиона тонн.

2 Ведущий: Наша область, наряду с Краснодарским краем, является житницей России. В этом году хлеборобы нашей области завершили уборку зерновых с очередным рекордом. Как сообщили в правительстве региона, в этом году собрано более 12 миллионов тонн при средней урожайности более 40 центнеров с гектара. Таким образом регион вышел на первое место в России, обогнав Краснодарский край.

1 Ведущий: - Свыше 12 миллионов тонн! Такого урожая, не только ранних зерновых, вообще валового сбора, в Ростовской области не собирали никогда, за все 80 лет ее истории! Это, пожалуй, лучший подарок тружеников села к юбилею Ростовской области. И я им от всей души говорю спасибо за их добросовестный и эффективный труд, - комментирует губернатор Ростовской области Василий Голубев.

2 Ведущий: - Достигнутые в этом году показатели по валовому сбору и урожайности ранних зерновых и зернобобовых культур превышают прошлогодний урожай, который был рекордным и составил 10,5 миллиона тонн с урожайностью 36 центнеров с гектара. А это значит, что донские хлеборобы снова побили собственный рекорд 2016 года и стали уже второй раз первыми в России по урожаю ранних зерновых! - напоминает глава региона.

1 Ведущий: Четвертый год подряд Ростовская область наращивает производство зерна, обновляя собственные рекорды. Самая высокая урожайность в Мясниковском районе - 58 центнеров с гектара.

О том, какой путь проделывает зерно до готового хлеба, нам расскажет наш гость Светлана Николаевна Мамаева- зав.отделом практического обучения.

2 Ведущий: Мне до земли

Поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд – его имя.

Мир – его отчество,-

И для народа он самый родной!

Песня Хлеб всему голова.

(звучит тихая военная музыка)

Чтец Даже не верится, что когда-то

На поле, сожжённом огнём батарей,

Перед атакой герои- солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Чтец Был хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

Чтец С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Город был изолирован от страны. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов – дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода.

1 Ведущий В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но, истощённая голодом, девочка умерла.

2 Ведущий Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его на руках, в нем было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько вы сейчас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе:

Чтец Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало,

Где–то в поле неубранном нашем

Сколько зерен лежит в пашнях.

Вот собрать бы их вместе - да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали.

Снова вышли бы в бой под бомбежку!

Да, жалеть надо хлебную крошку!

1 Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба).

Ведущий. Из воспоминаний медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Чтец 1 Хлеб – драгоценность. Им не сори
Хлеба к обеду в меру бери.
Мне больно, когда я случайно вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Чтец 2 Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мат оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Чтец 3 Мальчик, Ногами пинающий хлеб,
Мальчик, Голодных не знающий лет,
Помни, Что были лихие года.
Хлеб- Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, За хлеб умирали,
Не для того, Чтоб в футбол им играли.
Чтец 1 В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Ведущий 1 «Хлеб – дар Божий,»-говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Не зря в нашей стране учредили День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Это праздник работников полей и ферм, руководителей и специалистов сельхозпредприятий, ученых-аграриев, работников пищевой и перерабатывающей индустрии и агропромышленного комплекса. И наши люди умели не только трудиться, но и отдыхать, а аккордеон и гармошка были первыми помощниками.

Ведущий 2 Встречайте Илью Маслова с миксом на плясовую казачью песню «Ой- ся, ты ой ся»

Ведущий 1 Дорогие друзья, давайте узнаем, что вы знаете о хлебе.

Мы задаем вам вопрос, кто знает ответ, тот поднимает руку.

Викторина

Вступление. А вы знаете, что существует Музеи хлеба. Хлеб - это своего рода реликвия. В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб, возраст которого 3400 лет. Был найден в западной части Швейцарии при археологических раскопках на дне высохшего озера. А в Цюрихском музее выставлен хлеб, которому 6000 лет. Это самый древний хлеб. Первый в России Музей хлеба открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге, где хранится более 18 000 экспонатов. Некоторым экспонатам более сотни лет и у каждого своя история! Санкт-Петербургский музей хлеба - единственный государственный в России и один из тринадцати музеев хлеба в мире. Подобные музеи существуют в Германии, Голландии, Франции

ИТАК, ВОПРОСЫ.

    Из какой страны пришло к нам слово «хлеб »? (из Древней Греции)

Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

    Какая основная хлебная культура в Японии (рис)

    Когда хлеб сеют? (весной)

    Когда собирают урожай? (осенью)

    В какое время суток пекут хлеб? (утром)

    Сказочный персонаж из теста (колобок)

    Что просил Буратино в таверне: 3 … ? (корочки хлеба)

    Вспомните русскую народную сказку: "Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: "Вот это хлеб, только в праздник его есть! Как называется сказка? (Царевна – лягушка)

    Как правильно надо есть бутерброд с колбасой по мнению Матроскина. (колбасой вниз)

    Как назвать бездельника, который ест чужой хлеб? (нахлебник)

    Об опытном, видавшем виды человеке говорят «тёртый…..» (калач)

    Если начинаешь есть несколько кусков хлеба сразу, к чему … (кто-то в семье голодный)

    По закону Мэрфи хлеб с маслом всегда будет падать как? (маслом вниз)

    Как называется квас, приготовленный из хлеба? (Хлебный)

    В чём хранится хлеб? (в хлебнице) (в целлофановом пакете)

    Как называется прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

    Как называется печка, в которой пекут хлеб? (хлебопечка)

    Поджаристая часть хлеба (корочка)

    Часть хлеба, которая находится внутри (мякиш)

    Назови хлеб ласково (хлебушек)

    После его съедания остается только дырка (бублик)

    Самая маленькая частица хлеба (крошка)

    Белый кристаллический порошок, входящий в состав хлеба (соль)

    Как называется смесь из воды, муки, соли, яиц? Чем хлеб в огонь сажают? (тесто)

    Что кладут в тесто, чтобы оно увеличилось в размере? (дрожжи)

    Что раньше делают: сеют или обмалывают? (сеют)

    Как называют хранилище для зерна? (элеватор)

    Бывает ли хлебное дерево? (да)

    Чем принято есть хлеб? (руками)

    Как называется старый засохший хлеб? (чёрствый)

    Злак, из которого получится белый хлеб (пшеница)

    Злак, из которого получится чёрный хлеб (рожь)

    Как называется праздничный хлеб? (каравай)

    Главное украшение стола на Дне рождении? (торт)

    Как в просторечии называют форму обыкновенной буханки хлеба? (кирпич)

Подведение итогов викторины, вручение караваев.

Чтец: Даже не верится, что на свете

В какой-нибудь очень далекой стране

С черствой лепешкой голодные дети

Порою встречаются только во сне.

Чтец: Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной грязи.

Чтец: И если примечу кусок в небрежье,

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять и спасти это чудо земли!

Чтец: Зёрна наших дней, светитесь
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!

1 Ведущий Если каждый ученик нашего колледжа за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, то по школе это составит 97,5 кг или 162 булки хлеба в день!

2 Ведущий В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила зернышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок!

1 ведущий Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная! Земля наша милая,
Добрая мать!

Видео «Моя Россия»

Ведущий 1 Дорогие друзья, береги хлеб, не относитесь к нему с пренебрежением.

Ведущий 1 На этом наша встреча заверчена.

Ведущий 1 Всего доброго, до новых встреч!