Закон о рекламе когда был принят. Федеральный закон "о рекламе" простыми словами

Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.

Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:

  • общие сведения о стоящих задачах, требованиях, о терминологии и т. д.;
  • характерные черты методов распространения различных типов рекламы;
  • характер рекламирования особых видов продукции;
  • союз рекламодателей, уполномоченный защищать интересы своих представителей и создавать и регулировать соблюдение этических норм использования рекламного извещения;
  • правительственный контроль в области рекламирования и виды ответственности за нарушение положений ФЗ;
  • заключительные положения.

Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.

Скачать

Последние изменения

Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:

Статья 3

Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:

  • реклама — краткие сведения о товаре, призванные продвигать его на рынке и сохранять интерес к нему;
  • объект рекламирования — объект, который нуждается в анонсе и продвижении на рынке;
  • товар — объект/работа/услуга, которые требуется продать;
  • ненадлежащая реклама — такой вид материала, который не отвечает стандартам закона РФ;
  • рекламодатель — изготовитель/продавец, который при помощи рекламирования продвигает свой товар;
  • рекламопроизводитель — человек, который придумывает для продукта анонс;
  • рекламораспространитель — человек, который осуществляет распространение извещений, информационного типа любым способом и в любой форме;
  • потребители рекламы — публика (потенциальные покупатели), чей интерес должно пробудить рекламное извещение;
  • спонсор — человек, помогающий финансово;
  • спонсорская реклама — материал, который выпускается с обязательным упоминанием в ней спонсора;
  • социальная реклама — материал, который направлен на благотворительность и на защиту интересов государства;
  • антимонопольный орган — общегосударственный антимонопольный орган.

Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.

Статья 16

Статья 27

  • обращаться к лицам, не достигшим 18-и лет;
  • вводить в заблуждение, что азартные игры являются методом заработать деньги для обеспечения существования;
  • уверять, что риски минимальны, а вероятность выигрыша больше, чем есть на самом деле;
  • содержать доказательства получения выигрыша лицами, которые не получили его;
  • уверять, что азартные игры приведут к общественному признанию и успеху;
  • негативно отзываться о лицах, которые не участвуют в азартных играх;
  • создавать эффект, что получение выигрыша гарантировано;
  • использовать человеческие и звериные образы.

Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:

  • в теле- и радиопрограммах с 10 вечера до 7 утра, но реклама букмекерских контор разрешена в любое время, если продолжительность составляет не более 20% от общего времени ;
  • в строениях, где проводятся азартные игры, кроме зданий транспортной инфраструктуры;
  • в газетах, журналах и т. д.

Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:

  • проводимая организаторами в букмекерских конторах — в газетах, журналах и других печатных изданиях физкульторно-спортивного характера, в Интернете;
  • в спортивных сооружениях;
  • на спортивной форме игроков или в спортивных клубах.

Извещения информационного типа должны содержать по закону:

  • срок розыгрышей призов;
  • сведения об организаторе, правила проведения, период, место и время получения призов.

Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:

Статья 5

В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.

В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.

Статья 38

Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:

  • физ. и юрлица будут нести ответственность по ГК;
  • лица, чьи интересы были нарушены в ходе рекламы, могут обратиться в суд/арбитражный суд и требовать возмещения убытков, компенсации за моральный вред, опровергнуть информацию, оглашенную в рекламном материале и т. д.;
  • если закон нарушат рекламодатели, распространители и производители, они получат наказание в соответствии с КоАП;
  • рекламодатель, нарушавший требования о содержании в рекламе информации, прописанные в ч.2-8, 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст. 6-9, ч.4-6 ст.10, ст.12, ч.3 ст.19, ч.2 и 6 ст.20, ч.1, 3, 5 ст.21, ст.24 и 25, ч.1 и 6 ст.26, ч.1 и 5 ст.27, ст.28-30.1 настоящего Федерального закона, будет нести ответственность;
  • распространители будут нести ответственность за нарушение требований, касательно места, времени и средств размещения рекламы, прописанные в п.3 ч.4, п.6 ч.5, ч.9-10.2 (вычеркнуты части 10, 10.1) , 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст.7-9, 12, 14-18, ч.2-4 и 9 ст.19, ч.2-6 ст.20, ч.2-5 ст.21, ч.7-9 ст.24, ст.25, ч.1-5 ст.26, ч.2 и 5 ст.27, ч.1, 4, 7, 8, 11 и 13 ст.28, ч.1, 3, 4, 6 и 8 ст.29, ч.1 и 2 ст.30.1 настоящего Федерального закона;
  • рекламопроизводитель будет наказан за нарушение требований об оформлении, производстве и подготовке рекламы в ч. 6-7 данной статьи;
  • штрафы попадают в федеральный бюджет в размере 40%, и в бюджет субъекта РФ — 60%.

Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».

14 июня 1995 г. Государственной Думой России был принят первый Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля того же года.

Закон установил ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

В законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопро- и звоните ля, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.

Чтобы понять глубину проработки и важность положений Закона для рекламной деятельности в России, назовем несколько его разделов: «Общие и специальные требования к рекламе», «Особенности рекламы», «Зашита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы», «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей», «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и Права органов саморегулирования в области рекламы», «Ответственность рекламодателя, рекламоироизводигеля и рекламораспроаранителя».

Законом были предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России. Согласно ему они имели право снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.

В Законе рассматривались особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких как алкоголь, табак, медикаменты, оружие. Важным дополнением в Закон стало принятие регуляции, ограничивающей рекламу табака и алкогольной продукции. Эта реклама была запрещена к показу по телевидению с 1 января 1997 г.

Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы четко и обстоятельно излагались в Федеральном законе «О рекламе», поскольку именно эти вопросы чаше всего становились предметами спора сторон. Формулировки, приведенные в Законе, предотвратили возможность в будущем двойного толкования этих понятий.

Представленные примеры подтверждают тезис о том, что этот документ охватывал действительно все вопросы, связанные с рекламной деятельностью.

За период, прошедший со времени принятия первого Закона, продолжали издаваться нормативные акты, которые предусматривались им. В 1995 г. МАП разработал «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». В Уголовном кодексе РФ есть положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.

В 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе», касающийся ограничений рекламы пива.

Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более 10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г. Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, в которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Заканчивая разговор о самом главном для рекламистов законе, еще раз подчеркнем его фундаментальный характер. Безусловно, к нему будут приниматься дополнения и изменения, как в случае с текстом первого Закона, — это неизбежно, поскольку время движется вперед и рекламная деятельность приобретает новые перспективы.

Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой нормативный акт, как федеральный закон 38 ФЗ «О рекламе». Речь идет о документе № 38-ФЗ, принятом 13 марта 2006 года. Последняя его редакция – от 08.03.2015 г.

В чем суть?

Федеральный закон 38 «О рекламе» своей целью имеет устранение недобросовестной конкуренции в данной сфере. Его смысл – в защите потребителей от вредного воздействия. Таковым признается реклама, которая способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Кроме того, такая интеллектуальная собственность способна подрывать репутацию либо достоинство.

На какие сферы закон о рекламе не действует

К ним относится политическая ее разновидность (включая предвыборную агитацию и связанную с референдумом), информация, которую закон обязывает раскрывать либо доводить до потребителя в обязательном порядке, аналитический и справочно-информационный материал (обзоры рынков, научные исследования). Все это не имеет цели продвинуть товар.

Далее должна быть упомянута информация органов власти, государства, местного самоуправления, не несущая коммерческого характера и не относящаяся к социальной рекламе. Такого же рода вывески и указатели тоже относятся к этой категории интеллектуальной собственности. Следует упомянуть и объявления различных субъектов, как юридических, так и физических лиц, не связанные с получением дохода.

А еще?

Еще под действие закона не попадает та информация, что размещена на упаковке (данные о производителе и проч.) и любые элементы оформления, относящиеся именно к этому товару, а не к постороннему.

Та информация об объекте, которая естественным образом «вписана» в художественное или научное произведение, упоминает изготовителя либо продавца и не несет коммерческой цели, тоже относится к этой категории.

Федеральный закон «О рекламе» N 38 ФЗ – основные понятия

Давайте определимся с терминами. Под рекламой понимается любая информация, независимо от вида и способа размещения, адресат которой – широкий круг лиц. Цель ее – привлечение внимания к упоминаемому товару (услуге) для продажи или продвижения на рынке.

Другое понятие – объект рекламы. Им может быть товар, его изготовитель или продавец, мероприятие (концерт, фестиваль, конкурс, состязание), интеллектуальное достижение. Одним словом, сюда относится все, что требует привлечения внимания.

Товаром считается продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный к продаже, обмену и прочим видам оборота.

Другие понятия

Какими еще терминами оперирует федеральный закон «О рекламе»? Их не так уж много. Например, под так называемой ненадлежащей рекламой понимается та, что противоречит требованиям российского законодательства. А как же именуют здесь субъектов, т. е. действующих лиц?

Рекламодателями, производителями и распространителями называют лиц, занимающихся соответственно изготовлением или продажей товара, приводящих информацию в коммерческий формат и доводящих до потребителя любым способом. Эти три категории субъектов тесно связаны между собой и служат звеньями одной цепи.

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Спонсорская реклама – та, обязательным условием которой является упоминание определенного лица в качестве «благотворителя».

Кроме того, существует и социальная ее разновидность. Под ней федеральный закон «О рекламе» подразумевает информацию некоммерческого характера для достижения целей благотворительности и т. п.

Решение всех упомянутых вопросов находится в компетенции федерального антимонопольного органа, а также его местных представителей.

Что требуется от российской рекламы?

Какого рода они могут быть?

  • любых его характеристиках, потребительских качествах, сроках службы и годности, ассортименте и комплектации;
  • месте происхождения и наличии сертификатов, возможности покупки в конкретном месте или в течение определенного времени;
  • стоимости или цене, порядке оплаты, скидках, тарифах и прочих денежных вопросах;
  • условиях, на которых производятся доставка, ремонт, обмен, обслуживание данного товара, о его гарантийных условиях.

Какая еще информация может быть недостоверной?

Недостоверной является информация о самых разных правилах и сроках проведения мероприятий, числе призов/выигрышей и порядке их получения.

Сюда же относятся любые сведения о лицах, которые являются изготовителями либо продавцами данного товара.

Чего не должна делать реклама?

Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Далее следует упомянуть создание угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками. Еще – формирование осуждения тех, кто не применяет рекламируемый товар, или же использование порнографической информации.

Последняя редакция закона о рекламе в РФ вышла в свет 10 октября 2015 года. Первый же текст был одобрен Думой 22 февраля 2006 года. Как и во всех остальных случаях, по ходу своей работы ФЗ постоянно дополнялся, и некоторые его диспозиции и положения теряли правовой смысл, а значит немедленно отменялись. Далее ознакомим вас с последними изменениями в области пропаганды алкоголя, табачных изделий, медицинских услуг и товаров.

Изменения в законе о рекламе на 2016 год

Действующий текст закона за последние несколько лет также подвергался некоторым доработкам. В частности, теперь статья 22 более не работает, т.к. она признана утратившей силу. Но законодательство Российской Федерации настаивает на том, чтобы даже отмененные диспозиции указывались в законах и кодексах.

Новый формат является лишним подтверждением выше сказанного — распространение товаров народной медицины теперь должно сопровождаться должным набором документов. Поправки также коснулись отдельных требований для субъектов РФ (к примеру, для Краснодарского и Ставропольского Краев).

Стимулирующие положения закона о рекламе в последней редакции коснулись добросовестной конкуренции (глава 5). Цели же и сфера действия остались прежними — информация о недобросовестной конкуренции будет передаваться в государственный исполнительный орган, который имеет право осуществлять защиту и полный контроль правоотношений в данной области (ФАС).

Размещение наружной рекламы в Москве, Московской области по закону о рекламе

В Москве, Московской области и других крупных административных центрах и регионах России размещение наружки осуществляется в том же порядке, что и во всех остальных регионах страны.

Однако в Московской области положения ФЗ дополнены и местными определениями. К примеру, рекламные мероприятия (это касается и Москвы), не должны иметь антисоциальный характер, и нарушать права потребителя (так называемая социальная).

Наружная реклама в любом ее выражении не может быть размещена на памятниках архитектуры, дорожных знаках, объектах культурного назначения, либо же без договора с собственником строения или земельного участка. И данное правило распространяется также и на администрацию региона.

Штендеры запрещены законом о рекламе в последней редакции?

Применение штендеров в РФ пока не запрещено. Подобные конструкции не должны содержать ничего противозаконного, и размещаться с соблюдением норм, отмеченных в описываемом нами акте с изменениями. В интернете имеется множество не совсем актуальной информации о запрете штендеров — это полнейшее заблуждение, так как об этом в рассматриваемом законе РФ ничего не сказано.

Закон о размещении рекламы на фасаде здания — основные положения

Как уже было отмечено, для того, чтобы разместить какую-либо рекламную информацию на фасаде здания, необходимо получить разрешение и прийти к соглашению с администрацией города. Вывески на домах, улице, фасаде здания (или жилого дома), даже на собственном балконе, обязательно должны быть заранее обговорены с администрацией, или же с управляющей компанией. Выполняется проверка содержания рекламного плаката на наличие противозаконных высказываний, призывов и т.д.

В тоже время, согласно закону о рекламе в последней редакции на автомобилях и любом другом транспорте (исключение — общественный транспорт, так как информация на нем так же подвергается корректировке) можно рекламировать любой допустимый объект или услугу без ограничений.

Закон о рекламе медицинских услуг и товаров — правила

Данное положение предписывает соблюдение следующих императивов при желании пропагандировать тот или иной медицинский препарат:

  • запрещается обращаться к детям (и даже использовать детские образы);
  • не допускается пропаганда непроверенных и не эффективных препаратов;
  • пропаганда лекарственных средств как альтернатива визиту врачу запрещается.

Плюс, конечно если имеются противопоказания, то о них следует упоминать. Более подробно со всем списком можно ознакомиться в статье 24 акта.

Реклама пива и алкоголя с 1 января 2015 — что разрешает и запрещает акон?

Любое упоминание алкоголя с со ссылкой на его полезность или безвредность не допускается с экрана телевизора, радио, пано и т.д. В подобной версии также не должны использоваться образы (даже нарисованные) людей. В конце любого подобного объявления обязательно значится информация о том, что данный алкогольный продукт при употреблении в больших количествах способен нанести серьезный вред здоровью.

Ожидается, что к Чемпионату мира по футболу 2016 должно что-то измениться (но это не коснется крепкой алкогольной продукции и табачных изделий).

Реклама финансовых услуг

Пропаганда каких-либо банковских, оценочных, страховых и иных профильных финансовых услуг и аналогичной деятельности (даже на телевидении) должна обязательно содержать строгое наименование или реквизитов лица, предлагающего эти услуги либо проводящего такую деятельность.

с комментариями