Христианские сюжеты в искусстве. Доклад: Библейские сюжеты в живописи. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Татьяна САПОЖНИКОВА

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ CЕДЬМАЯ
Материалы к уроку

Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, 24/07;
№01, 02, 03, 07/08

7-й КЛАСС

Библейские темы в изобразительном искусстве

ИКОНОПИСЬ

В седьмом классе, без сомнения, одной из самых сложных является «Библейская тема в изобразительном искусстве». Связано это с тем, что учителя изобразительного искусства сами не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять задание.

Изучая эту тему, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии, созданными в Западной Европе и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейскую тему. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, он должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию.

Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому, как им кажется, пути: предлагают детям нарисовать икону, считая, что с таким «элементарным» заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, его представления о том, как выглядят персонажи. В иконописи количество сюжетов ограниченно, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.

Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации к Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских семей и из семей, где родители - атеисты; а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое, что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символике иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», самостоятельно создающего композицию на заданный сюжет, или в роли ученика в дружине иконописцев. Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1–4) - контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый).

Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя - сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы.

Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин «Сотворение мира», «Райский сад с древом жизни», «Всемирный потоп» и «Бегство израильтян из Египта через Красное море». В качестве примера можно показать иллюстрации Библии нашего знаменитого мариниста К. Айвазовского (см. «Сотворение мира» (5) , «Всемирный потоп» (6) ).

Теме «Портрет» была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. В Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (персонажи Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (строительство Вавилонской башни), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства.

Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру картины Рембрандта (7) и Босха (8) на тему притчи о блудном сыне.

Знакомство с библейскими сюжетами необходимо начать с беседы. В том случае если учитель сам плохо ориентируется в них, провести беседу помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре. Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9) , «Вавилонская башня», «Благовещение» (10) , «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью креста», «Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские сюжеты западноевропейских и русских мастеров надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть не только известными, такими, как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге, «Благовещение» (11) , «Осмеяние» (12) фра Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14) , «Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия Коржева, «Пьета» Микеланджело. Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными.

Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон (Благовещение. XII в. (18) ; Благовещение. XIV в. (19) ) параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина - это предмет эстетического наслаждения, а икона - это предмет и эстетического наслаждения, и молитвенного почитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Темы: «Райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня». Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации.

Работа над иллюстрациями к Библии может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель шаг за шагом на доске объясняет этапы работы (20 а, б) . Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и как работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, сделанный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции (21–23) .

Рисунок гор и воды может быть выполнен сразу краской. Фон закрашивается мазками (краски смешиваются прямо на листе): день - белая и желтая гуашь, ночь - синяя, фиолетовая и немного белой.

Цвет горок составляется из трех красок: желтой, красной и небольшого количества черной. Если на листе изображаются ночь или дождь, то надо взять синюю и фиолетовую краски (можно добавить немного зеленой). Воду закрасить синей с небольшим количеством белой краски (можно добавить немного фиолетовой).

На горках белой краской намечаются горизонтальные штрихи для ступеней, затем на края ступеней тонкой кистью наносятся пробелы и размываются водой вверх. Снизу и сбоку черной краской обводится каждая ступенька и размывается вертикально вниз (горки; XIV в. (24) ; горки в строгановском стиле; XVII в. (25) ).

Волны можно прорисовать синей и белой краской тонкими линиями.

Деревья изображаются сразу краской, без предварительного рисунка простым карандашом. Животных сначала намечают карандашом, а затем вписывают в композицию, используя чистые яркие цвета. На фоне горок яркие краски не будут смотреться грубо.


Завершить работу детям помогут репродукции и прориси икон, на которых изображены горки, деревья и животные: «Святой Георгий» (26) , «Борис и Глеб» (27) , «Флор и Лавр» (28) , «Власий и Спиридоний» (29) .

Продолжение следует

Урок изобразительного искусства в 7 классе

(рабочая программа на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук.

Тема четверти: «Великие темы жизни»

Цель :

воспитание эмоционально-отзывчивой личности на основе ознакомления великих произведений искусств.

Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Стержневая основа урока:

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски:

Словарные слова:

Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности.

Нимб символ святости.

Евангелие откровение.

Религиозная живопись мозаика, фреска, икона – пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства.

Фреска изображение на стене.

Икона «образ».

Общечеловеческие - нравственные ценности, такие как: Добро, Зло, Любовь, сострадание, Жертвенность.

Воздушная перспектива - изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, в следствии увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом. Волхвы - маги, волшебники, чародеи и провидцы, постигшие самые сокровенные тайны мироздания, владеющие тайной Сотворения вселенной и тайной Времени, тайной Философского камня, Панацеей, тайной долголетия и бессмертия, обладающие могуществом.

Тема урока: «Библейские темы в изобразительном искусстве».



Показательные рисунки

Обратные стороны доски

Задание на самостоятельную работу:

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему

    Слайд:2

    Слайд:2

Цель урока : познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей.

Задачи урока:

    Метапредметные

формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории.

    Личностные

воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.

    Слайд:3

Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

    Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников:Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Джотто, Боттичели и т.д.

    Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Задачи по способу действия

Результат по способу действия

Создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

    Слайд:4

Методы работы на уроке:

    метод целостности - (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).

    метод единства восприятия и созидания - (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Слайд:5

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): « Основы композиции».

Музыкальный ряд: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.

Слайд:6

ДРАМОТУРГИЯ

/Структурообразующие элементы урока/

    Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.

    Кульминация (выход на тему урока) - 10 мин.

    Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.

    Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

Слайд:7

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

    Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.

    Отношение к учебно-творческой деятельности.

    Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности (умение анализировать работы и давать им оценки).

ЗАВЯЗКА

Задача – выход на проблему урока. Осуществляется путём создания ситуации эмоционального состояния. Для придания эмоционального настроя к уроку, звучит музыка «Пресвятая Богородице, спаси нас». После захода детей в класс убавляется громкость её звучания.

Затем в форме диалога проводится беседа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, делается акцент на имеющийся субъективный опыт обучающихся.

Слайд:8

Учитель : Ребята! Многие века библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из неё сюжеты для своих творений.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о библейских темах в живописи, и вам надо будет изобразить наиболее интересный сюжет из библии.

Но вначале мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев и мы как бы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы ещё раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые её сюжеты.

Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас.

Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.

Перед вами древнейшая русская икона, самая почитаемая на Руси.

Слайд: 9

Учитель:

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Слайд: 10

Учитель :

Перед вами «Владимирская икона Божией Матери» была написана евангелистом Лукою.

Чтение стихотворения М. А. Волошина «Владимирская Богоматерь» (отрывок).

Не на троне - на Её руке,

Левой ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в её облике? Что вы чувствуете? В чём суть её образа?

Ответ на заданные вопросы:

Тип иконы – «Умиление» - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, Ярославской и других.

Учитель:

Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.

Слайд: 11

Учитель:

Представления о самых светлых и возвышенных идеалах женской красоты, образе матери воплотил в своей картине «Сикстинская Мадонна» великий художник Рафаэль. Основным содержанием этой картины становится тема светлой материнской любви.

Она идёт хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

В.А.Жуковский.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. «Сикстинская мадонна» давно уже вошла в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Поёт сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклонённый Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и её сыну. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю… Она только что сделала шаг навстречу людям. Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты. Они светятся нежностью и добротой. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в этом мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.

Слайд: 12 Учитель: «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. (Эрмитаж).Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г. Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок - крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют все пространство картины, лишь за окном в темной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама еще ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребенку цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой технике.

Слайд: 13 Учитель: В каждом веке есть художники, которые не только по-настоящему понимали искусство, но и сумели спроецировать это понимание на время и общество: Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рембрандт и многие другие великие художники - вот главное, что их объединяет.

Слайд: 14

Учитель:

В экспозиции Государственного Эрмитажа хранится небольшая по размеру картина Рембрандта на традиционный библейский сюжет - «Поклонение волхвов.

Слайд: 15

Учитель:

Картина художника Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов» (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Слайд: 16

Учитель:

Картина художника Рафаэля Санти «Поклонение Волхвов» 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.

Слайд: 17

Учитель:

Картина художника Рембрандта «Поклонение волхвов».

Слайд: 18

Учитель:

Картина художника Леонардо да Винчи «Поклонение Волхвов» (1472-1477).

Одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее. «Поклонение волхвов» - важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.

Слайд: 19

Учитель:

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». Галерея Уффици, Флоренция. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134.

На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет. Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерные для почерка Боттичелли. Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Рефлексия (сравнение)

Учитель: Сейчас продемонстрирую вам картины великих художников, а вы подумайте и скажите, объединяет эти картины по смыслу?

Ответ на заданный вопрос:

Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Учитель:

Чем отличается икона от картины?

Ответ на заданный вопрос:

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она - символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение и личные эмоции не должны иметь места.

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.
- Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур.

Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины - это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы.

(на основе картины «Поклонение волхвов» художника Леонардо о композиционном решении картины).

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов. Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.
Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры. Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно. Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажутся вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Выход на тему урока, используются методы: связи искусства с жизнью, общения с живым искусством, мотивации познавательной деятельности.

Учитель: А теперь приступайте к работе, но имейте ввиду, что вам предстоит выполнить свои работы по таким критериям:

(Подведение итогов урока и анализ деятельности детей на уроке по

следующим критериям).

Слайд: 21

Критерии оценки детского рисунка:

    Отношение ребёнка к уроку.

    Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).

    Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.

    Качество детской продукции непосредственность, идея.

РАЗВЯЗКА

Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.

Создайте эскиз композиции на темы Библейские сюжеты:

    Поклонение волхвов

    Образ божьей Богоматери

Обучающиеся приступают к работе. Проходя между рядами, оказываю необходимую помощь, предупреждая возможные ошибки тем, кто совсем не может справиться с заданием. Ребята работают, используя учебник «Основы композиции».

Используются методы: активизации имеющихся знаний по декоративно-прикладному искусству, мотивации познавательной деятельности, связи искусства с жизнью, перевода изученной темы на новый уровень.

Слайд: 22

Задание на самостоятельную работу

    на тетрадном листке выполнить эскиз;

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Слайд: 23

Примерные эскизы композиций на библейскую тему

ЭПИЛОГ

Выход на оценку и самооценку выполненного этапа работы

Слайд: 24

Рефлексия

За 5 минут до конца урока детям предложено по представленным критериям оценки выполняемых учебно-творческих работ, провести минивыставку всех получившихся работ и провести анализ и оценку этих работ по выполнению этапов и их последовательности.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Используются методы стимулирования адекватной самооценки.

(До конца урока осталось 2 мин.).

ПОСЛЕСЛОВИЕ – выдача и анализ домашнего задания .

Слайд: 25

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему;

    на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Слайд: 26

Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.

Заканчивается урок музыкальнымкороткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».

«Библеские темы в изобразительном искусстве»

Стержневая основа урока :

Тип урока: комбинированный

Урок изобразительного искусства в 7 классе

по рабочей программы

(на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край


Цель урока:

Задачи урока:

  • Метапредметные

Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории

  • Личностные

Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.


Задачи

Результат

  • Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи,
  • Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Рубенса, Джотто, Боттичели.

По деятельности:

По деятельности:

  • овладение
  • уметь
  • умениями читать заложенную идею
  • читать заложенную идею в художественном произведении сообразную замыслу художника;

в художественном произведении сообразную замыслу художника;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)


  • Метод целостности (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).
  • Метод единства восприятия и созидания (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».

Музыкальный ряд:

«Пресвятая Богородице, спаси нас» Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.


Драматургия

/Структурообразующие элементы урока/

  • Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.
  • Кульминация (выход на тему урока) -10мин.
  • Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.
  • Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.
  • Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.

  • Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.
  • Отношение к учебно-творческой деятельности.
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности.

Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом

Иоанн Златоуст - христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года…

«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую».

Иоанн Златоуст


«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Андрей Рублёв «Троица». 1420г


Рассмотрите и проанализируйте….

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

«Владимирская икона

Божией Матери»

Фрагмент


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б.Пастернак

«Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.


Леонардо да Винчи.

Автопортрет.

Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.

«…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»


Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Рубенс Питер Пауль

(1577–1640)

Леонардо да Винчи.

Родился в1452г

Портрет Джотто 1266/1267 - 1337), итальянский живописец

кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года

Рафаэль Санти

( 1430-1520) «Автопортрет»

Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак

«Поклонение волхвов»

Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )


Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304-1306).

Падуя. Капелла Скровеньи.


Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов

1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.


Нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)

«Поклонение

волхвов»


Леонардо да Винчи.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца…

«Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)


в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

«Поклонение волхвов»

художник Сандро Боттичелли

1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134



Критерии оценки детского рисунка:

  • Отношение ребенка к уроку.
  • Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Качество детской продукции непосредственность, идея.

Задание на самостоятельную работу

  • на тетрадном листке выполнить эскиз;
  • перенести эскиз на лист;
  • уточнить композицию.


Рефлексия

До конца урока осталось 5 минут.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».


  • подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;
  • на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему


Для своего рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов Библии - молитву..




Работы по библейским сюжетам. .



Рисунки на рождественскую тему .



Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские истории, любимые ангелы...







uh.ru 3D рисунки на асфальте.


План – конспект урока изобразительного искусства

В 7 классе на тему

« «Библейские темы в изобразительном искусстве.

Ветхий Завет»

Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 36 г.о. Самара

Демина Ирина Александровна

Самара 2015г.

Тема урока «Библейские темы в изобразительном искусстве. Ветхий Завет»

I. Организация деятельности учащихся

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправится с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Идти, мой друг, всегда идти

Дорогою Добра.

Вопрос: Что такое религия? Ответы детей-- форма культуры

Вопрос: Какие мировые религии вы знаете?- ответы детей

Вопрос: Назовите основателей религий мира- ответы детей

Вопрос: Давайте вспомним храмы религий мира ответы детей

Каждая религия имеет свои свящ енные писания - основополагающие тексты какой-либо религии. Священные писания, как правило, ссылаются на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества.

  • Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины») - свод буддийских священных текстов,
  • Коран - священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
  • Би́блия (греч. «книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Танах и является священным текстом для иудеев. Ветхий Завет состоит из 39 книг и разделяются в иудаизме на три отдела. Эта часть Библии является обшей Священной Книгой для иудаизма и христианства.
  • Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке.
  • В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык.
    • Архиологические раскопки подтверждают гибель городов Содома и Гоморры упомянутых в Библии
    • английский археолог Леонард Вулли, открыл в 1923 году город Ур. У подножия древней ступенчатой башни шумеров в г. Уре и сейчас может каждый желающий спуститься вниз по лестнице в узкую шахту и увидеть свидетельства гигантского и катастрофического потопа. Большинство ученых считают, что гигантское наводнение идентично с библейским Всемирным потопом. Следы этого потопа ученые находят и на европейском континенте.

Тема нашего урока Библейские сюжеты в живописи, поэтому мы рассмотрим сегодня более подробно Библию как уникальный памятник культуры. Попробуем дать анализ историческим, философским, нравственным и художественным проблемам, которые она ставит перед людьми

Еврейский мудрец Гилель сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. ».

Эти слова называют «золотым правилом Гилея», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.

Вы уже Изучали на уроках литературы Ветхий Завет, на уроках истории вы говорили о Египте. В частности о походах фараонов (посмотрите на слайд).

Вопрос: Откуда вам известны, указанные сведения? А историкам? Ответы (из исторических источников, можно перечислить, вспомнив, вещественные и письменные)

Работа с таблицей: “Факты истории и события в Библии”.

Вопрос: Можно ли назвать Ветхий Завет – историческим источником? Существует огромное количество археологических доказательств, подтверждающих историческую достоверность библейского повествования

Вопрос: Являются ли факты, указанные в Библии реальными? Что же говорит нам археологическая наука о событиях, описанных в Библии?
1. Таковы, например, археологические находки, связанные с именем древнееврейского царя Соломона

Вопрос: Чем отличается Библия от мифологии, в частности древнеегипетской, о которой у вас уже шла речь на уроках? Ответы(Единобожие и многобожие)

Вопрос: Что кроме истории можно почерпнуть в В.З.?

А) это система философских знаний ответ Рассуждения о Смысле жизни человека.

Б) система нравственных, общечеловеческих проблем – десять заповедей.

В чём своеобразие первых четырёх, почему можно выделить две группы? (1-взаимодействие Бог-человек, вера-безверие, 2-взаимоотношение человек-человек).

Вопрос: Следуют ли этим заповедям люди неверующие?

Итак, В.З. затрагивает историю, поднимает философские и нравственные проблемы, НО в какой форме это происходит? Художественный текст! т.к. он насыщен художественными образами.

Пример: Вавилонская башня – чему учит нас история, рассказанная в этой главе? Какой урок должен вынести человек разумный?

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня»

  • Расскажите о строительстве Вавилонской башни.
  • За что Бог покарал людей?
  • Почему понимание языка друг друга так важно для людей?
  • К чему ведёт непонимание языка?

Ной и Ноев ковчег. Поль Гюстав Доре

Ноев ковчег – модель мира. Ной – образ праведника, высоконравственности и ценности семейных отношений!

Всемирный потоп Иван Константинович Айвазовский

Миф о Всемирном потопе есть во многих религиях: в Полинезии, в Древней Греции, в Вавилоне.

Мифы о Потопе – следствие наблюдений, сделанных в разных уголках Земли в связи с большими наводнениями, колебаниями земной коры, вызвавшими разъединение континентов и опускание под воду различных участков суши.

А Рублёв « Святая Троица» Символика деталей картины «Чаша» имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».

Пример: Слайд презентации “Суд царя Соломона”. Никола Пуссен

Давайте вспомним о чём рассказывает притча?

Таким образом, Ветхий Завет – это уникальный памятник культуры, в котором, в отличие от других памятников, включены исторические, философские, нравственные и художественные проблемы. Он многогранен и всеобъемлющ. Ветхий завет “даёт пищу” для всей мировой культуры: литературы, изобразительного искусства, театра и т.д.

По мнению христиан Книги Ветхого Завета написали Пророки. Считают что это люди, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог. Такой дар называют пророчеством, а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророком.

Задание : нарисовать любой сюжет из Ветхого Завета.

Нет, они, конечно, не в том смысле "нелюбимые", что кто-то якобы к ним испытывает неприязнь, а в смысле противопоставления горячо любимым худониками. Например, масса есть картин на тему "Сусанна и старцы" или "Вирсавия" - может быть, из-за "клубничности" сюжета, или "Первородный грех Адама и Евы" - а где же еще прикажете средневековым живописцам голых людей изображать?! Еще любили художники рисовать Юдифь в процессе отпиливания головы Олоферна или сразу после него - эффектно же и со скрытым противоречием: нежная дама - и вдруг такие кровавые наклонности! И еще "Жертвоприношение Исаака", и "Возвращение блудного сына", и еще много разных других сюжетов.

Вот давайте посмотрим, к каким библейским сюжетам в изобразительном искусстве прибегали редко, и немного восстановим справедливость своим о них упоминанием.

"Сотворение Евы". Средневековая книжная миниатюра 14-15 века.

Конечно, не живопись пока, но вполне уже подробное изображение. Меня оно умиляет своей обстоятельной технологичностью - вот так вот взял Господь ребро Адама, и на конце его чудесным образом сначала образовалась женская голова, а потом и остальные части тела. Голова, скорее всего, стала тут же рекомендации давать: так, вот здесь побольше, повыпуклее, а вот тут чуток и убрать можно! На картинке бог словно грозит ей: ты это, не очень-то выступай!


"Бог приводит Еву к Адаму", византийская мозаика 12 века.

Адам недоумевает, конечно: вот, оказывается, какие занятные штуки можно из моих ребер делать! "Дайте две!"


"Ной выпускат голубя". Книжная миниатюра.

Про Каина и Авеля не упоминаю - их нередко изображали в момент братоубийства во всяких эффектных позах, так что перескочим через пару-тройку поколений. Итак, Ной.

Известно, что пока потоп шел полным ходом, Ной плавал на своем ковчеге с кучей всякой живности. Чтобы узнать, не пора ли выходить на землю, он трижды выпускал голубя. Первый раз птица вернулась ни с чем, второй принесла оливковый лист, давший понять, что где-то земля уже освободилась от воды, а в третий раз голубь не вернулся - осталася где-то вить гнездо. Ной понял, что бедствие кончилось и пора искать берег.


Еще один Ной с голубем. Мозаика собора святого Марка в Венеции (12-13 век)

Сначала, кстати, Ной выпускал ворона, но тот в воде нашел труп и тут же принялся угощаться, забыв о своем покровителе. Тогда пришлось прибегнуть к помощи "неплотоядного" голубя.


"Три ангела посещают Авраама", Аэрт де Гельдер

История о том, как праотец Авраам принимал в гостях трех ангелов, появившихся пред ним в обычном, человеческом обличье. Он вообще был человеком очень гостеприимным, даром что знатный и небедный старец, а в этот раз и вовсе в лепешку разбивался, словно чувствовал, что гости непростые: и сам за теленком лучшим бегал, чтобы приготовить его, и за столом без рабов прислуживал. В благодарность ангелы пообещали ему долгожданного наследника. Жена его, Сарра, даже засмеялась про себя - ведь ей уже 90 годков стукнуло, но ангелы попеняли ей за неверие. А ведь и вправду понесла старушка вскоре и родила сына Исаака, родоначальника иудеев. Нехорошо, правда, с наложницей Агарью получилось, той, которая давно уже родила Аврааму сына Исмаила - ее выгнали с приплодом в пустыню. Правда, оба выжили, и от них пошел род мусульманский. Правда, "Изгнание Агари" - это как раз горячо любимый художниками сюжет.


"Гибель Содома" Керстиан де Кейник.
Сюжет известный, а вот изображали его редко. На дороге слева и позади группы убегающих виднеется белая фигура - это чрезмерно любопытная жена Лота. Во время бегства из уничтожаемого ангелами Содома она нарушила наказ ангелов и обернулась - и тут же превратилась в соляной столп. Пришлось потом дочерям Лота подпаивать отца и по-очереди делать с ним детей (внуков?), чтобы род не прервался. Но это уже любимый живописцами "клубничный" сюжет.


Еще один Содом. Художник Питер Шоубрек.
Если помните, так же была уничтожена и Гоморра. Здесь, на картине, все уже убежали, остался только столп-жена и тонущие в огне крики погибающих содомитов.


"Летница Иакова", Микаэль Лукас Вильман
Очень странный мистический сюжет - Иакову приснилась лестница, ведущая на небеса, и ангелы, которые по ней поднимались и спускались. Такой себе тоннель в другое измерение.


"Иаков и Рахиль"Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио, 16 век

С Иаковом связана еще одна красивая истоия. Он с первого взгляда просто насмерть влюбился в свою кузину Рахиль. За право жениться на ней он отработал на ее отца, своего дядю Лавана, семь лет, "и показались они ему как несколько дней, ибо он любил ее". Дядя был тот еще фрукт, и подсунул Иакову в темноте, когда пришло время, старшую свою дочь, менее красивую, Лею. Когда обман обнаружился, Иакову было предложено отработать еще семь лет, раз он берет двух дочерей Лавана. То есть, если он влюбился в 17-летнюю девушку, то получил уже 31-летнюю женщину. И Иаков сделал это! Есть такой прекрасный роман "Как несколько дней". Почитайте, он замечательный! Библейскую легенду я узнала, когда читала эту книгу, хотя они почти никак не связаны.


"Иов на гноище". Фреска 14 века, Сербия.
Иов - праведник-приправедник, которого бог решил испытать и даже договорился об этом с дьяволом. У бедняги-Иова отняли состояние, детей, жилье, "наградили" его проказой. И сидел он на куче навоза, соскребая глиняным черепком струпья со своей воспаленной кожи. Жена его, конечно, ворчала и роптала на бога, который подверг ее мужа-правдедника таким испытаниям, но кормить бедолагу своего не переставала. На фреске очень интересно изображена техника кормления - при помощи такой вот лопатки (милосердие милосердием, а лепра - это вам не шуточки!). Я из-за такой необычной детализации и поместила сюда это изображение, а вообще Иова на гноище изображали часто. Он, если помните, остался верен господу, за что ему вернули здоровье и богатство, и дети новые родились в том же количестве.


"Дочери фараона приносят младенца Моисея", фреска 3 века в синагоге Дура-Европос, Сирия

Очень необычное архаичное изображение. Царевна и ее служанки изображены не в привычных нам классических традициях, мы видим их настоящими восточными женщинами, какими они и были на самом деле. Одной служанке, как видите, пришлось полностью раздеться и войти в воду, чтобы изловить корзину с ребенком. А сюжет был всегда довольно популярен.


"Испытание младенца Моисея", Джорджоне

Когда дочь фараона принесла показать найденного младенца своему отцу, малыш схватил с его головы царский венец и бросил его на землю. Это не понравилось фараону и он решил испытать Моисея. Малышу принесли блюдо с угольями и блюдо с золотом и драгоценными камнями. Ангел направил ручку малыша, и тот схватил уголек и сунул себе в рот. С тех пор многие евреи слегка картавят. Подозрения фараона развеялись, ребенка (на свою голову) оставили во дворце.


"Моисей спасаеет дочерей Иофора", Россо Фиорентино

Дочери священника Иофора (числом семь) хотели напоить своих овец из источника, но их грубо прогнали пастухи. Молодой Моисей заступился за девушек. Поздне на одной из них он женился. Такая себе скучноватая история, обычная бытовая сцена, но на картине изображена, как грандиозное побоище.


"Самсон с ослиной челюстью". Соломон де Брай

Вообще, у древних челюсти копытных были популярным оружием, ведь и Каин убил Авеля такой же. Самсон в живописи "прославился" раздиранием пасти льва, разрушением храма филистимлян и непредусмотрительным отдыхом на коленях у вероломной Далилы, обрезавшей его волосы, в которых хранилась сила удальца. Еще он известен тем, что 1000 филистимлян убил ослиной челюстью. Вот таким, тихим, домашним, любовно поглаживающим свое оружие, его изображали редко.


"Саул мечет копье в Давида", Гверчино

Саул - это такой древний иудейский царь. Поначалу вроде нормальный был человек, а потом начал чудить. Юный Давид, убивший великана Голиафа, был очень популярен в народе, а Саул ему завидовал и еле юношу терпел. Во время одного из праздненств во дворце он не удержался, и метнул копье в Давида, когда тот услаждал слух окружающих песней. Парень еле успел сбежать.


"Гибель Авессалома", Франческо Песеллино

Давид, словно назло своему обидчику Саулу, со временем все-таки стал царем. У него был сын Авессалом, который вздумал бунтовать против отца и поднял на него свое войско. Его армия была разбита, а сам он бежал, но во время погони зацепился длинными волосами за сучья дуба. В этот момент один из военачальников Давида метнул в него три копья. Обычно художники изображают, как он все три копья сразу и бросает. Не смотря на предательство сына, Давид горестно его оплакивал.


"Смерть Сисеры" Артемизия Дженилески

Вот эта милая девушка, которая так спокойно и деловито забивает в голову спящему кол для крепления шатра - Иаиль из рода кенеев. Процедуре прибивания головы к полу подвергся ханаанский военачальник Сисера, гонитель иудеев, нехорошийй, как говорят, человек. Вообще, Артемизия Дженилески любила подобные сюжеты, в которых мужчины попадали в разные нехорошие ситуации. Сама она от мужчин пострадала и видимо мстила подобным образом. Известна прискорбная история, когда она подала в суд на своего учителя живописи за то, что он ее изнасиловал. Учителя осудиди, но почти сразу оправдали и выпустили из тюрьмы. Поговаривали, что он попросту был любовником Артемизии и обещал жениться, но не сделал этого, так как уже был женат.


"Покарание Иезавели" Андре Челести, 17 век

Иезавель - подлая дочь сидонского царя, злая правительница и угнетательница иудейского народа, пытавшаяся искоренить его религию. С ней боролся пророк Илия. За все свои злодеяния Иезавель получила сполна - ее в конечном итоге выбросили из окна, ее тело растоптали лошади и растерзали псы. Видите, на картине собачки доедают пожилую леди? Это и есть злокозненная Иезавель.


"Иона и кит" Ян Брейгель старш.

Ионе бог приказать ехать в языческие земли и проповедовать, но пророк решил избежать опасной миссии и хотел уплыть на корабле в совсем другом направлении. Тогда на море поднялась страшная буря, корабль кидало из стороны в сторону, и моряки стали бросать жребий, чтобы узнать, кто прогневил бога. Жребий пал на Иону. Пророк понял, что тяжкой участи ему не избежать, и кинулся в пучину морскую, где его поглотила большая рыбина (кит, как, пишут в некоторых источниках). Через несколько дней кит выплюнул Иону невредимого, и пришлось ему все-таки отправляться, куда было приказано, и проповедовать. Закончилось все успешно: Ионе удалось обратить в истиную веру целый народ.

Это были ветхозаветные сюжеты, а теперь давайте обратимся к редким новозаветным.


"Святое семейство" Бартоломе Эстебан Перес Мурильо, 17 век
Нечасто вот так изображали маленького Христа, святого Иосифа и Деву Марию. А очень симпатично же!


"Детство Христа в доме Иосифа" Геррит ван Хорст, 17 век.
Здесь тоже редкий сюжет - Иосиф обучает Иисуса мастерству плотника, мальчик помогает ему, держа свечу. Есть такая картина и у Караваджо.


Очень редкая греческая икона - Первые шаги Иисуса Христа (прим 15-16 век). К сожалению, она сильно повреждена; чтобы понять ее иконографию, привожу более позднюю подобную икону:


Первые шаги Иисуса Христа. Греция



"Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами" Ламберт Ломбард, 16 век

Легенда известная, а вот изображали ее редко.


"Не прикасайся ко мне!" Лавиния Фонтана

Такие работы были, конечно, но их немного (у Джотто, например). Это первое явления Христа людям после Воскресения, его увидела Мария Магдалина, но Христос запретил ей приближаться: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".


"Немилосердный должник", Доменико Фетти

Это уже пошли притчи Христовы. В одной из притч рассказывается, как некоего раба освободили, простив ему целую кучу денег долга. И первое, что он сделал, как только получил свободу, это вцепился в горло своему должнику, который должен ему был какие-то копейки.


"Притча о работниках виноградника" Рембранд
Рассказ о бунте виноградарей, которые возмутились, что одинаково заплатили и тем из них, кто пришел на работу первым и трудился весь день, и тем, кто успел поработать только последний час. Виноградник - аллегория веры, царства небесного. Не важно, кто и когда примет его, награда всем будет одна.

Вот такие нечастые сюжеты. Теперь будете знать, что изображено на некоторых непонятных картинах. А мы к этому, возможно, еще когда-нибудь вернемся.