Строгановский дворец. Русский музей. Строгановский дворец Строгановский дворец стиль архитектуры

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

При посещении Санкт-Петербурга, мне кажется, никого из путешественников не оставят равнодушными прекрасные старинные здания нашего города. Я сама очень люблю (особенно летними вечерами) бродить по центру и наслаждаться окружающей красотой!

Кстати, уже рассмотренный мною у , по некоторым предположениям, создан «по образу и подобию» героя моего сегодняшнего рассказа.

Я имею в виду - Строгановский дворец.


Возможно, для этого есть свои основания. Так как изначально последний был построен к 1756 году, а хоромы Белосельских–Белозерских появляются уже к 1848. Хотя, это не столь и существенно. Главное, что в наше время мы с вами имеем возможность полюбоваться этим шедевром XVIII века, как прогуливаясь по Невскому проспекту (у его пересечения с Мойкой), так и зайдя вовнутрь здания, являющегося в настоящее время филиалом .

Исторический экскурс

Появление дворца

Начну с того, что предпосылкой для появления Строгановского дворца, по мнению историков, стало то, что в 1720-е годы близ Зеленого моста, перекинутого через Мойку, высокородное семейство Строгановых обзавелось скромным особнячком. Через 20 лет, предположительно в 1742 г., они прикупили рядом недостроенный двухэтажный дом, выходящий с Мойки одним из фасадов на Невский проспект, который ранее затеял строить портной Иоганн Нейман по проекту зодчего М. Г. Земцова. И тут Строгановы столкнулись с неожиданным препятствием. Отмечу, что в один комплекс с этим «недостроем» в ту пору входили дома соседей: придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова. По существующему при Государыне Анне Иоанновне положению о градостроительстве фасады близстоящих домов на Невском должны были выглядеть «не разнокалиберно», а в едином стиле. При этом ущемлялся «творческий замысел» нового владельца - барона С. Г. Строганова, хотевшего достроить новое владение по-своему.


Сергей Григорьевич принялся упрашивать повара продать его дом, но тот оказался крепким орешком. Да и был резон его упрямству. Хоть и не богатое жилье у него было, да располагалось-то на Невском проспекте! Сразу почему-то мне вспоминаются питерские коммуналки в центре города. Ведь и в наши дни жильцы не очень-то стремятся переселяться из них в индивидуальные квартиры на окраинах. Пришлось Строганову смириться и достроить новый дом в «общем архитектурном ключе» с поварским и адъютантским. Для этой цели он привлек знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли.


Далее, согласно мнениям отдельных историков, этот дом был уничтожен пожаром в 1752 году как раз в тот момент, когда повар наконец-то по каким-то своим новым соображениям уступил всё же свой особнячок семейству Строгановых. Руки у хозяина были теперь развязаны, и строительство нового дворца, также под началом Растрелли, закипело.


Это здание поглотило фундаменты и нижние этажи прежних домов и возрастало стремительно, словно «на дрожжах». Уже осенью в 1754 году (хоть готова была только часть дворца со стороны Мойки) в нём был устроен бал по поводу новоселья хозяев, который посетила даже Императрица Елизавета Петровна.


Окончательным годом постройки считается 1756.

Архитектура и внутреннее убранство «по Растрелли»

Я думаю, вы при посещении Петербурга сами увидите, что построен этот дворец, как раньше говорили, «глаголем», то есть в форме буквы «Г».


Фасады и интерьеры выполнены были в барочном стиле. Растрелли стремился к тому, чтобы оба фасада, выходящие и на Невский, и на набережную Мойки, находились в гармонии друг с другом. С этой целью в их центрах архитектор поместил портики с фамильным гербом семьи Строгановых, венчающиеся баронской короной. Под окнами второго этажа вы можете увидеть медальоны с изображением профиля мужчины. Кто-то считает его портретом Сергея Григорьевича, кто-то - принадлежащим Растрелли, по эскизам которого во дворце было оформлено также 50 комнат.


Отмечу, что приходилось не забывать и о правилах градостроительства. Никаких усадебных подъездов с ризалитами у дворца не могло и быть. Но все равно Растрелли удалось создать парадную представительность входов.


Думаю, что вам будет интересен и тот факт, что этот мастер за обустройство частных домов до этого момента не брался. «Не барское» было сие дело для придворного архитектора. Строганов, как частный заказчик, стал исключением (видимо, из-за своей близости к дому Романовых). Так что, вы можете видеть единственный сохранившийся первый частный дом, исполненный Растрелли. К сожалению, сегодня его Зеркальная галерея и Парадная лестница не сохранились. А вот Большой зал, служивший для устройства балов, к счастью, цел и не вредим.


Он и в наше время блистает своим великолепием.

Последующие изменения в интерьерах дворца

После кончины хозяина Строгановский дворец стал собственностью его сына - Александр Сергеевича. Расскажу, что он был весьма видной фигурой в Петербурге: искусствовед, меценат, президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки.


По его желанию в период с 1788 по 1793 годы в интерьеры были внесены перемены при помощи архитектора Фёдора Ивановича Демерцова. Тот заменил служебные постройки двумя флигелями и замкнул здание в форме каре. Далее, с 1793 года перепланировкой занимался бывший крепостной Строгановых, так сказать, их «домашний» архитектор - Андрей Воронихин (именно он является автором знаменитого петербургского ).


Барочный «растреллевский» стиль Строгановского дворца был изменен этим мастером на классический. Фасады перекрашены в желтовато розовый цвет. Именно в тот период во дворце произошел пожар, в результате чего из всех помещений первоначального оформления сохранился лишь Бальный зал.


Обратите внимание, что сегодня это единственный подлинный, а не вновь созданный парадный интерьер Растрелли в Санкт-Петербурге. Зодчий Воронихин работал и проживал в Строгановском дворце до начала XIX века.


Его трудам принадлежит знаменитый Угловой зал, устроенный на месте прежней Зеркальной галереи. Сохраненная по счастливой случайности воронихинская акварель этого помещения позволила специалистам в конце XX воссоздать первоначальный авторский замысел.


Также особо примечателен в Строгановском дворце двухъярусный Минералогический кабинет. Это подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века. Сначала он служил лишь для размещения собрания минералов, но затем здесь появилась и библиотека.


Паруса сводов хоров второго яруса тут поддерживают колонны из искусственного мрамора. Первый ярус отделан барельефами, аллегорически означающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Обрисую для вас ещё одно из творений Воронихина - дворцовую Картинную галерею, которую искусствовед А. Бенуа назвал «душой здания».


Талантливый зодчий создал здесь удивительный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Комната расположена на втором этаже в восточном флигеле. Она представляет собой галерею и две лоджии, расписанные кессонами.


Здесь в позолоченных багетах располагались полотна в основном европейских художников XVII века. Вдоль стен стояли диваны и кресла, обитые зеленым шелком.


Сразу обращу ваше внимание на то, что этот мебельный гарнитур в советское время сохранялся в Русском музее и в 2015 году вновь вернулся на свое законное место. Так что вы при посещении дворца можете им полюбоваться. В Картинной галерее также красовалась удивительная малахитовая ваза, выполненная Екатеринбургскими мастерами.


Размеры её весьма значительные: 1, 34 метра в высоту и 1 метр в диаметре. Теперь это достояние . Коллекция живописи, представленная в Галерее, принадлежала самому А. С. Строганову. Он собирал её более 40 лет. Сюда входили полотна Рембрандта, ван Дейка, Робера, Рени и работы известнейших скульпторов. Я уже упоминала, что Александр Сергеевич являлся президентом Академии художеств. Вот он и использовал свою галерею в качестве учебного класса для студентов. Воспитанники Академии изучали здесь теорию искусства, а также копировали произведения величайших мастеров.


Кстати, в воскресные дни этот своеобразный музей был открыт для посещения петербургских любителей живописи. Мне показался интересным тот факт, что при Александре Сергеевиче в здании не было предусмотрено спальни. Оказывается, хозяин этого роскошества попросту почивал в разных помещениях.


Он укладывался то в креслах, то на кушетках, то на походной кровати. Тем не менее, дворец обслуживало сразу около 600 человек. Среди них были не только слуги в обычном понимании, но и актеры, танцоры, музыканты. Ведь в те времена дворец Строгановых был настоящим культурным центром Санкт-Петербурга.


Здесь зачастую устраивали маскарады, оперные вечера, концерты, где собиралась масса гостей. Среди них могу назвать Г. Р. Державина, Д. С. Бортнянского, Д. Г. Левицкого. Именно в Строгановском дворце Фонвизин в первый раз прочел выдержки из «Бригадира», а Крылов - свои басни.


После кончины Александра Сергеевича в 1811 году дворец достался его наследнику Павлу Александровичу.


Сын Павла Александровича, участвуя вместе с отцом в Краонском сражении в 1814 году, погиб. Есть строки А. С. Пушкина, откликнувшегося на эту трагедию:

О страх! о горькое мгновенье!
О Строганов, когда твой сын
Упал, сражен, и ты один,
Забыл ты славу и сраженье
И предал славе ты чужой
Успех, ободренный тобой.

Павел Александрович пережил сына всего на три года... Лишившись наследника, он учредил маойрат - неделимое имущество, переходившее старшему в роду. А дворцом стала владеть его вдова Софья Владимировна Строганова.


Расскажу вам, что эта неординарная женщина за 30 лет распоряжения громадными семейными имениями сумела привести их в блестящее состояние.


Она позволила проживать в о дворце двум своим дочерям с семьями. Для них в 1820-х годах здание вновь было перестроено стараниями архитектора П. С. Садовникова. Он создал Арабесковый зал, надстроил южный флигель, отделав фасады в барочном стиле, а во дворе соорудил голубятню.


После смерти Софьи Владимировны дворец переходил разным членам семейства Строгановых. В тот довольно продолжительный период он не единожды перекрашивался и в результате стал розовым. Кстати, если вы заглянете в дворцовый дворик, то увидите премилых сфинксов.


Они перекочевали сюда в 1908 году от дачи А. С. Строганова, построенной также по проекту Воронихина в конце XVIII века на берегу большой Невки. Это - не «новодел». Их мастер неизвестен, но искусствоведы склонны к мнению, что он - наш соотечественник.

Последним хозяином дворца становится граф С. А. Строганов.


Но его главными увлечениями были охота и лошади. Он предпочитал петербургским хоромам имение на Псковщине в Волышово.

Открытые обеды во дворце или знаменитый бефстроганов

Думаю, стоит дополнить рассказ небольшим штрихом о «бефстроганове». Да-да, это блюдо, которое поначалу называлось «Беф а ля Строганов», что значит «мясо по-строгановски», изобретено было именно «в недрах» данного семейства.


Назван этот кулинарный изыск в честь графа Александра Григорьевича Строганова.


Он проживал не в Петербурге, а в Одессе, и его повар - француз - объединил в бефстроганове секреты его родной, а также русской кухонь. Будучи человеком богатым и щедрым граф устраивал в своём доме приемы «открытых столов» для любого прилично одетого человека, где и подавалось так интересно приготовленное мяско. Кстати, сегодня это блюдо входит в перечень мировой ресторанной кухни как «русское», хотя представляет собой смесь русского и французского рецептов. Так вот, и обитатели Строгоновского петербургского дворца у себя во дворе также частенько накрывали столы и устраивали «открытые обеды», но уже для всех желающих, включая бедных петербуржцев.

Дворец после революции 1917 года

Во время политической бури, потрясшей Россию в 1917 году, род Строгановых покинул страну. Дворец был национализирован. Богатейшую библиотеку перевели в Томский университет. А в самом здании был создан историко-бытовой музей, ставший с 1925 года филиалом Эрмитажа. Правда, просуществовал он недолго, лишь до 1929 года. После его закрытия все ценности из Строгановского дворца перешли в другие музеи.


Так получилось, например, с малахитовой вазой и трехметровыми торшерами работы Ф. Томира, которые теперь находятся в . Также часть коллекционного собрания была продана за границу, в том числе ушла с берлинского аукциона, проводимого в 1931 году. В самом дворце теперь стала находиться Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук, затем с 1937 года - « Электромортрест», а за ним - предприятие по судостроению «Эра».


Фасад здания в 1935 году перекрасили, и он до 2003 года выглядел бело-зеленым. Именно таким этот дворец я и увидела впервые. Отмечу, что к середине XX века обветшалая кровля здания привела к протечкам, изрядно повредившим помещения, в том числе и знаменитый Минералогический кабинет. Во время перестройки, в 1988 году Строгановский дворец решением Ленгорисполкома отдан .


Благодаря этому здесь в период 1989–2014 гг. были осуществлены грандиозные реставрационные работы.

Строгановский дворец сегодня

Рассказ о современной судьбе дворца хочу начать с приятной ремарки. Оказывается, в 1992 году внучатая племянница графа С. А. Строганова Элен де Людингаузен основала в Благотворительный Строгановский фонд.


Основной целью этой организации является финансирование реставрационных проектов не только Строгановского дворца, но и других шедевров Петербурга и России. Благодаря фонду Элен де Людингаузен, кропотливой работе петербургских реставраторов и инициативам правительства нашего города уже в 1995 году дворец вновь растворил свои двери для гостей.


Правда, его официальное открытие, как музея, произошло в 2003 году. Сегодня здесь воссоздана коллекция минералов (при помощи московского Минералогического музея, куда она в 1919 году была отдана из Строгановского дворца). Из особенного вы можете здесь увидеть подлинный пример творчества Воронихина - Малую гостиную.


Сегодня на первом этаже проходят временные выставки. Об их расписании вы можете узнать . На втором этаже для вашего внимания предложено две постоянные экспозиции:


Кроме того, даже не побывав в Санкт-Петербурге, очутиться в замечательном Строгановском дворце вы вполне можете благодаря современным техническим возможностям. Предлагаю вам ознакомиться с внутренним и внешним видами здания посредством виртуальной экскурсии, которую можно совершить .

Как добраться

Вы уж поняли, что этот дворец расположен на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Кстати, он находится рядышком с Герценовским педагогическим Университетом по адресу: Невский проспект, 17. Сюда (2) можно просто немного пройти пешком от станции метро и «Адмиралтейская» (1).


Это самый удобный способ. Есть вариант следования и от станции метро «Невский проспект» (1).


При этом по пути ко дворцу (2) по левую руку от вас будет располагаться шедевральное творение Воронихина, о котором я упоминала, (3).

Музей вас ожидает

Вы можете посетить этот музей во все дни недели, кроме вторника (выходной). В четверг- с 13:00 до 21:00, в остальные дни - с 10:00 до 18:00

Билеты

Если вы являетесь гражданами России или Белоруссии, то

  • Взрослый билет стоит 200 рублей;
  • Студенты, пенсионеры могут посетить дворец за 100 рублей;
  • Лица, которым ещё не исполнилось 16 лет проходят бесплатно.

Для граждан иных государств:

  • Билет для взрослого - 300 рублей;
  • Студентам - 150 рублей;
  • Все, кому ещё нет 16 лет, и в этом случае проходят бесплатно.

Напоследок

Строгановский дворец по своей популярности уступает Махайловскому, Зимнему и Аничкову, но также, на мой взгляд, является очень интересным для гостей Петербурга.


Здесь вы сразу погружаетесь в аутентичную атмосферу имперских времен. Отмечу, что в этом музее не предусмотрены скамейки для отдыха, но и на осмотр экспозиции понадобится не так много времени (около часа). Если вы окажетесь на Невском проспекте в непогоду, то самое верное решение - провести время в этом гостеприимном музее!


Кстати, его служительницы зачастую сами любят рассказать что-нибудь об истории здания и судьбах его хозяев.

Есть что добавить?

Строгановский дворец (дворец Строгановых) построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754. Ныне - филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.

Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом в стиле русского барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором (стюком) и позолоченными перилами, искусно выполненными из железа.
Дворец был построен "глаголем" (в плане дворцовое здание имеет форму буквы " Г"). Вход осуществлялся со двора в корпус, стоящий на набережной Мойки. В конце XVIII - начале XIX века Андрей Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенных корпусах - восточном и южном.

В 1842 году Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в "растреллиевском духе", придав парадному двору общее стилевое звучание.

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых Франческо Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин, Федор Демерцов, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников и др. К началу двадцатого века многие помещения дворца безвозвратно утратили свой первоначальный облик, а некоторые из них сохранили лишь отдельные его элементы.

В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в "Народный дом-музей (бывший Строганова)", формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 году помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х годов Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был "Электромортрест" Наркомата судостроительной промышленности. С 1970 года генеральным арендатором становится Ленинградское предприятие "Эра" МСП СССР.

4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение № 248 "Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца".

Проведенные в период 1989-2003 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили возвратить Строгановскому дворцу, одному из немногих частных жилых строений, сохранившихся в историческом центре города, его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Ф. Б. Растрелли.

Теперь здесь открыт для посетителей Большой зал - единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Дж. Валериани "Триумф Героя".

Восстановлены две анфилады парадных залов второго этажа, оформленных самыми известными русскими архитекторами XVIII-XIX веков - Ф. Демерцовым, А. Воронихиным, П. Садовниковым, И. Колодиным.

В 1992 году по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа Сергея Александровича Строганова (1852-1923), в Нью-Йорке был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Задачей Строгановского фонда является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК И ИНТЕРЬЕРЫ.

Ф.Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов - портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых. Растреллиевская галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой или Танцевальный зал, площадью 128 квадратных метров, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон "Триумф Героя", занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е годы известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. Сюжетом является триумф мифологического героя, восходящего на Олимп. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

С начала 1790-х годов перестройкой дворца занимается "домашний" архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступает в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин вносит классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создает на месте Зеркальной галереи 1750-х годов Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию приема отражения в зеркалах, которыми отделана вся южная стена, включая простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-х годах воссоздать первоначальный замысел А. Воронихина.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет - другой замечательный интерьер этого известного русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII века. Кабинет был выполнен А. Воронихиным в 1791-1792 гг. Он предназначался для размещения богатейшего книжного собрания графа А. С. Строганова - на нижнем ярусе и для экспонирования коллекции минералов - на верхнем.

Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: "Огонь", "Воду", "Землю" и "Воздух". Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX века предположительно П. Гонзаго. В середине XIX века зал был превращен в Бильярдную, а ярусы были отделены друг от друга, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х годах, из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана (Москва), в который в 1919 году была передана коллекция минералов из дворца Строгановых, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находилась знаменитая Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Картинная галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии - небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Стены галереи были затянуты зеленым шелком, обрамленным золоченым багетом. (В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена - поверхность стен штукатурили и красили зеленой краской. Облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.)

Вдоль стен стояли несколько диванов и кресел с зеленой обивкой. Этот мебельный гарнитур находится сейчас в фондах Русского музея. Здесь же стояла великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и бронзовые трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф. Томиром.

При передаче Строгановского дворца Институту прикладной ботаники в 1929 году все предметы декоративного убранства были вывезены из Картинной галереи, большей частью в Эрмитаж, а в помещении устроили читальный зал института. Последняя реставрация галереи проводилась в 1964-1966 гг. В 50-60-х годах XX века здесь размещался актовый зал предприятия "Эра". В настоящее время этот ценнейший интерьер остро нуждается в очередной реставрации.

Александр Бенуа называл Картинную галерею "душой" Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1737-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. Этот своего рода музей западноевропейской живописи XVI-XVII веков, созданный замечательным русским меценатом, был открыт для всех любителей искусства.

Использованы материалы сайта http://rusmuseum.ru/

Строгановский дворец – архитектурный шедевр 18-го века, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. Домом в стиле барокко владела влиятельнейшая купеческая семья Строгановых.

Строительство дворца продолжалось с 1752 по 1754-й годы: по тем временам небывалая скорость возведения здания. Архитектурный план дома создал Б. Растрелли.

В честь открытия дворца Строгановы устроили шикарный бал, который посетила императрица Елизавета I. Царице настолько понравилось здание из 50-ти роскошных комнат, что она распорядилась следующие свои именины справлять в доме Строгановых.

К сожалению, Строгановский дворец не сохранился в своем изначальном виде. В конце 18-го века в здании вспыхнул мощный пожар, огнем было уничтожено почти все внутреннее убранство. Нетронутыми оказались лишь Большой зал и Парадный вестибюль: эти интерьеры Растрелли дошли до нашего времени. В остальных помещениях обстановка неоднократно менялась.

После пожара во дворце был проведен масштабный ремонт, и он быстро вернул себе звание одного из главных светских мест столицы. На балы к Строгановым приезжали самые красивые дамы Петербурга, богатые кавалеры, знаменитости.

Купцы жили с царским размахом, содержали огромный штат слуг, насчитывающий 600 человек. На весь Петербург славилась щедрость Строгановых: во дворце устраивались бесплатные обеды для горожан. Кстати, знаменитый бефстроганов был придуман поварами этой купеческой семьи.

После 1917-го года Строгановский дворец перешел в собственность государства: владельцы здания эмигрировали. Большевики организовали в доме музей быта русского купечества, затем он был передан петербургской Сельхозакадемии. Многочисленные коллекции картин, статуй, драгоценностей были отправлены в фонды Эрмитажа, а обширную библиотеку Строгановых перевезли в Томск, в местный университет.

Сейчас Строгановский дворец передан в управление Русскому музею. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.

Видео:

Строгановский дворец в Петербурге: история, архитектура, интерьеры. Часть 1

Строгановский (Строгоновский) дворец — великолепное сооружение, возведенное архитектором Ф. Б. Растрелли в 1753-1754 гг. на углу Невского проспекта и Мойки, у Зелёного моста. В данном районе Петербурга это единственное здание, сохранившее черты архитектуры барокко. Сегодня дворец с отреставрированным фасадом и воссозданными интерьерами парадного этажа является филиалом Русского музея.

История и архитектура Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

Участок на углу Невского проспекта и набережной Мойки первоначально принадлежал портному мастеру Иоганну Нейману. Здесь находился протяженный дом, строившийся в 1738-1742 гг., вероятно, с участием известного зодчего М. Г. Земцова. Недостроенное здание в 1742 году приобрели братья Николай и Сергей Строгановы , сыновья сподвижника царя Петра I, «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова и его супруги Марии Яковлевны Строгановой, урожденной Новосильцевой.

Портрет Григория Дмитриевича Строганова

Р. Н. Никитин. Портрет баронессы М. Я. Строгановой

Братьям уже принадлежал роскошный каменный дом на Стрелке Васильевского острова в Петербурге, на месте нынешней Биржи. Новый дворец они построили себе в еще более престижном месте, поблизости от царского двора. Дом портного баронам Строгановым разрешила купить императрица Елизавета, но только с условием, чтобы он «достроен был регулярно, по архитектуре, и содержан, как указами повелено» . На картине неизвестного художника «Вид Невского проспекта от Полицейского моста» (до 1753 года) справа видны дома, на месте которых был позднее построен Строгановский дворец :

Фактическим владельцем дома стал один из братьев: барон, действительный камергер Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756). Именно он начал собирать коллекцию Строгановых и построил новый трехэтажный дворец «на завороте Невской першпективы по речке Мье» .

Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова

Зелёный (Полицейский мост) в 1810-х годах, иллюстрация Бенджамена Патерсена:

Здание было возведено величайшим зодчим эпохи барокко Ф. Б. Растрелли на фундаменте прежнего дома с частичным использованием его стен, а также сводов нижнего этажа. В объем дворца также, вероятно, были включены соседнее здание по Невскому проспекту, принадлежавшее придворному повару Шестакову, и небольшой дом Строгановых (или их родственников), стоявший со стороны Мойки.

Строгановский дворец, по акварели Садовникова, фрагмент (1830-35)

Несмотря на чрезвычайную загруженность на других проектах в Петербурге, Москве и Царском Селе, обер-архитектор Высочайшего Двора граф Растрелли принял заказ С. Г. Строганова и выдал очередной шедевр. Растрелли обыкновенно не брал частных заказов, это был именно придворный архитектор, но для Строгановых он сделал исключение, что лишний раз подчеркивает исключительность этого рода и самого дворца.

Пьетро Антонио Ротари, портрет Бартоломео Франческо Растрелли

Строгановский дворец строился Растрелли с 1753 по 1754 год, когда здесь прошел первый костюмированный бал в честь рождения наследника престола Павла Петровича (впрочем, иногда в качестве года окончания строительства называют 1756 год, поскольку только к тому времени работы во всех помещениях завершились полностью ). Новый дом, грандиозный и нарядный, сразу же выделился среди низких домов рядовой застройки не только размерами, но и богатым декоративным убранством.

Зелёный мост и Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Кваренги. Вид старого Полицейского моста (начало 1780-х годов) :

Строгановский дворец. Полицейский мост, с рисунка И. Шарлеманя :

Строгановский дворец является выдающимся примером архитектуры зрелого барокко. Основной Г-образный (построенный «глаголем») корпус здания выходит на Невский проспект и набережную Мойки — одной из главных водных магистралей Петербурга, поэтому оба фасада Растрелли оформил в высшей степени парадно, щедро снабдив их колоннами, разнообразными маскаронами, рокайльными картушами и другими элементами декора. Макет Строгановского дворца :

Более длинный фасад со стороны Невского проспекта имеет три ризалита: сильно развитый центральный и два слабо выраженных, подчиненных боковых. Нижний этаж, оформленный рустом, использовался прислугой, а на втором и третьем этажах располагались парадные залы и жилые апартаменты Строгановых. Эти этажи, объединенные колоннами и пилястрами большого ордера, имеют богатую скульптурную отделку. Окна двух основных этажей украшены наличниками разнообразного барочного рисунка.

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

По сторонам проезда во внутренний двор располагаются декоративные сгруппированные в пучки колонны с соседними спаренными колоннами. Сосредоточение пластической выразительности в центре здания было излюбленным приемом архитектора Растрелли. В творчестве зодчего и, в частности, в композиции Строгановского дворца усматривают влияние «криволинейного» барокко итальянца Гварино Гварини (1624-1683), много работавшего в Турине и опубликовавшего популярнейший трактат о гражданской архитектуре.

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Особенно выделяются два расположенных по центру окна с кариатидами на втором этаже.

Композицию фасада венчает разорванный лучковый фронтон с изображением герба Строгановых: щит с медвежьей головой, разделенный по диагонали волнистой перевязью с тремя остриями стрел, держат два стоящих на задних лапах соболя. Эти соболи, равно как и медвежья голова, являются символами Сибири и означают, что предки Строгановых были среди организаторов похода Ермака в Сибирь и способствовали покорению этого региона русскими.

Декоративные балконные решетки под окнами второго этажа подчеркивают изящество постройки, а двухцветная окраска придает ей живописность и выразительность (в 2003 году фасаду вернули исторический цвет).

Над воротами помещена львиная маска в раковине, этот же мотив в уменьшенном виде повторяется в каждом сандрике окна парадного этажа. Боковые звенья фасада отмечены пилястрами и небольшими лучковыми фронтонами с львиными мордами над верхним окном.

Эффектная архитектурная обработка фасадов в стиле барокко дошла до нас не целиком: по словам самого Растрелли, изначально на главном фасаде между колоннами также были установлены «четыре большие статуи, изображающие четыре части света» (Европу, Азию, Африку и Америку). Кроме того, по обеим сторонам фронтонов находились скульптурные группы, а балконы поддерживали фигуры атлантов . Эти детали можно заметить на старинном виде Строгановского дворца, запечатленном художником М. Махаевым в середине XVIII века на картине «Проспект Невской Перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку». Вид Строгановского дворца со стороны Мойки, гравюра середины XVIII века по рис. М. И. Махаева :

Фасады Строгановского дворца претерпели изменения вначале XIX века, во время перестройки парадных интерьеров: граф Александр Сергеевич убрал статуи-аллегории стран света и фривольных нимф, а терракотовую растреллиевскую окраску фасада заменил желто-розовым цветом. Детали декора:

Фасад, обращенный к Мойке, выделен по центру четырьмя грациозными колоннами и двумя пилястрами по бокам. Портик увенчан разорванным треугольным фронтоном. Именно с этой стороны здания, на уровне колонн и пилястр центральной части, находится Большой танцевальный зал — визитная карточка Строгановского дворца. На фронтоне этого фасада тоже помещен герб Строгановых, а протяженный балкон украшен ажурной кованой решеткой. На следующей фотографии виден «малый фасад» Строгановского дворца, расположенный вдоль Мойки. Центральный портик скрывает главное помещение дома — Большой зал.

Помимо прочего пластического декора, оба фасада дворца украшают портретные медальоны. По одной из версий, на этих барельефных портретах изображен первый владелец дворца (барон С. Г. Строганов), которого Растрелли таким образом решил удивить. Однако многие историки утверждают, что знаменитый зодчий поместил на стены дворца свой собственный профиль, в качестве своеобразной авторской подписи, чтобы увековечить свою работу . Также есть предположение, что медальон с загадочным профилем на Строгановском дворце появился позднее, когда фасад достраивал Валлен-Деламот .

Еще одна любопытная деталь — декоративные чугунные столбики с львиными масками, стоящие по углам подворотни (снаружи дворца и со стороны сада во дворе). Это уникальный образец чугунного литья елизаветинских времен. Первоначально постаменты соединялись цепями и служили частью висячего ограждения канала, который был прорыт перед Строгановским дворцом ок. 1760 года (;) (по другим сведениям, это было просто ограждение от проезжей части). При реконструкции Невского проспекта в начале XIX века чугунное ограждение исчезло.

Сохранилось лишь шесть тумб, которые использовались теперь в качестве отбойников на углах проездных арок для предохранения здания от ударов заворачивающих во двор экипажей. У Строгановского дворца стоят четыре тумбы, еще две такие же чугунные тумбы можно увидеть у подворотни соседнего дома № 19 по Невскому проспекту (здание было приобретено Строгановыми в 1830-х годах, и здесь располагался лучший петербургский трактир «СТРОГОНОВ»).

Во внутреннем дворе Строгановского дворца также можно увидеть два гранитных изваяния сфинксов. Эти скульптуры располагаются на невысоких постаментах у бывшего парадного входа и были перенесены сюда с пристани у Строгановской дачи в Петербурге, где они появились в 1796 году (см. картину А. Н. Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге»).

А. Н. Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге»

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Вход в парадные помещения Строгановского дворца сегодня находится с правой стороны фасада, выходящего на Невский проспект. Ранее входа во дворец с проспекта не существовало: на парадную лестницу и в помещения дворца попадали через торжественное крыльцо, находившееся в парадном внутреннем дворе. Пропустив карету, дубовые ворота на фасаде наглухо закрывались.

Сегодняшний вид ворот во внутренний двор Строгановского дворца:

Гости попадали в украшенный нарядными колоннами парадный вестибюль и далее поднимались по Парадной лестнице. С верхней площадки лестницы двери вели через вестибюль в Большой танцевальный зал. Вход с Невского проспекта устроил в 1790-х годах архитектор Воронихин .

Вид северного (невского) корпуса со стороны внутреннего двора:

Отзыв о посещении Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

Строгановский дворец — сооружение очень красивое и с богатой историей, и здорово, что теперь у жителей и гостей Петербурга есть возможность не только любоваться его фасадами, но и побывать внутри. Еще некоторое время назад во дворце было открыто не слишком много залов, так что он являлся далеко не самым приоритетным для посещения, уступая своим собратьям, другим петербургским дворцам.

Хотя реставрация во дворце продолжается, сегодня здесь уже открыто для осмотра довольно много парадных интерьеров, среди которых есть настоящие жемчужины: например, подлинный растреллиевский Большой зал, необычный Минералогический кабинет или потрясающая Арабесковая гостиная.

Благодаря тщательной работе реставраторов, многие интерьеры удалось воссоздать таким образом, что посетители получают живое представление о том, как выглядел дворец в былые блистательные времена. Все доступные для посещения на данный момент залы показаны на следующем плане Строгановского дворца:

Главная достопримечательность Строгановского дворца — его парадные залы, убранство которых впечатляет, несмотря на то что в здании почти не сохранилось подлинных вещей из коллекции Строгановых.

Со временем, вероятно, этот пробел будет отчасти ликвидирован, потому что некоторые экспонаты и предметы интерьера уже начали возвращаться во дворец, благо немало первоклассных строгановских вещей сохранилось в разнообразных музеях и фондах (хотя понятно, что картины и скульптуры из Эрмитажа сюда уже не вернутся).

Посещение Строгановского дворца — возможность увидеть художественно оформленные исторические интерьеры с тщательно подобранными предметами искусства, познакомиться с портретами представителей рода Строгановых и узнать об архитекторах, строивших дворец и украшавших его помещения в разные эпохи.

Описание и фотографии интерьеров Строгановского дворца

Парадная лестница Строгановского дворца изначально была важной частью торжественного пути гостей дворца. Она была оформлена в начале XIX века А. Н. Воронихиным, полностью переделавшим гораздо более пышную растреллиевскую лестницу, которая была отделана в 1753-54 гг. с использованием золота, мрамора и живописи. В 1805-1805 гг. Воронихин создал на ее месте свою Парадную лестницу, решенную в строго классицистическом стиле, более скромном, чем прежний барочный. Он изменил направление маршей (теперь они идут по часовой стрелке), а промежуточную и верхнюю площадки установил на четырех разновысоких каннелированных колоннах дорического ордера. Такая строгая и монументальная лестница должна была создавать образ дома, построенного на руинах античного храма . Ажурные чугунные перила прикрыты поручнем из дуба с жилкой красного дерева. Стены Воронихин обработал дощатым рустом (так называют руст в виде непрерывных горизонтальных полос).

После того как архитектор Шарлемань соорудил двухэтажную пристройку к западному корпусу, потребовалось несколько реконструировать и Парадную лестницу, поскольку пристройка к ней примыкала. Три растреллиевских окна, освещавших лестничную клетку, пришлось заложить. Затем архитектор Садовников предложил разобрать перекрытие над лестницей, пожертвовав комнатой третьего этажа, и открыть три окна «верхнего света». Таким образом, в 1830-е годы в пространство лестницы был включен третий этаж, и она получила свой нынешний облик.

В 1994-1995 гг. над лестницей был восстановлен живописный плафон (роспись под излюбленные Воронихиным кессоны), фрагмент которого был обнаружен во время реставрации (фото с сайта ). В ранее пустовавшие люнеты трех стен были установлены зеркала, переплеты которых спроектировали по аналогии с оформлением полукруглого окна второго этажа.

На промежуточной и верхней площадке лестницы сегодня можно увидеть бронзовые торшеры, спроектированные специально для Парадной лестницы Строгановского дворца архитектором Э. М. Петровым в 1995-1996 гг. на основании музейных образцов. Светильники изготовлены на средства Международного Строгановского фонда.

С лестницы попадаем в Новую переднюю, расположенную на втором этаже Строгановского дворца между Парадной столовой и Большим залом. Первоначальная отделка комнаты не сохранилась. Существующая лепнина стен с росписью падуги в стиле «второго рококо» и две угловые печи, украшенные лепкой и зеркалами, появились, вероятно, в середине XIX века, а вот наборный мраморный пол был устроен А. Н. Воронихиным еще в начале столетия (1804-1805 гг.). В то время интерьер служил приемной (антикамерой) на половину графа П. А. Строганова.

В центре розетки пола ранее стояла высокая чаша из красного гранита, подаренная хозяину Строгановского дворца строителями Казанского собора. Сейчас она находится в Малом кабинете дворца, а ее место заняла бронзовая скульптурная группа «Минерва и Гений художеств » (1796) работы М. И. Козловского (1753-1802).

Помещение долго не ремонтировалось и обветшало. Перед передачей Строгановского дворца Русскому музею Новая передняя использовалась в качестве конторского помещения отдела оборудования Управления Министерства судостроительной промышленности, и тут стояли столы на 14 человек. В процессе реставрации комнаты в 1994-1995 гг. и 2003 г. были укреплены балки перекрытий, возобновлены утраты камня мраморного пола и декора стен и печей, восстановлена роспись падуги и окраска стен, проведен ремонт дверей красного дерева. В итоге комнате удалось вернуть облик второй половины XIX века. Главную трудность при реставрации вызвал подбор колера и полная переборка мраморного покрытия пола.

Из Новой передней можно пройти налево или направо. Если пойти налево, попадаем в интерьер, который является жемчужиной дворца — Большой танцевальный зал , или просто Большой зал в 128 квадратных метров. Хотя первоначально по проекту Растрелли в Строгановском дворце по проекту было оформлено полсотни парадных помещений, до нас дошел лишь один интерьер, зато какой!

Большой танцевальный зал — единственное помещение Строгановского дворца, сохранившее первоначальную отделку, в том числе пышное скульптурное убранство и живописный плафон работы Джузеппе Валериани (ок. 1708-1761), бывшего одним из наиболее выдающихся художников-декораторов той эпохи, отцом русской театральной живописи. Это единственный в Санкт-Петербурге не воссозданный, а подлинный, первозданный парадный интерьер Растрелли.

Сам зодчий Растрелли характеризовал помещение как «большой зал, украшенный штукатурными работами, выполненными весьма искусным итальянским мастером» . Великолепный двусветный зал хорошо освещается пятью большими окнами нижнего света и пятью малыми - верхнего света (последним «отвечают» аналогично оформленные глухие переплеты на противоположной стене). Обилие окон на западной стене зала почти не оставляет места простенкам, нижняя часть которых декорирована зеркалами. Эта пронизанная светом стена признается триумфом архитектурной мысли Растрелли.

Облик этого нарядного зала впечатляет. Стены декорированы пышной лепкой, окна верхнего яруса имеют сложные декоративные обрамления, а под ними проходит сильно вынесенный карниз. На двух коротких стенах карниз прерывается балконами с коваными решетками барочного рисунка. Балконы опираются на мощные полуфигуры атлантов, между которыми амуры несут картуш, увенчанный баронской короной. Полуфигуры кариатид, словно вырастающие из лепных барочных орнаментов, поддерживают выступающие части карниза на дальней продольной (восточной) стене. По углам порталов, обрамляющих балконы, пристроились амуры с гирляндами цветов.

Появившийся в середине XIX века паркет выполнен из экзотических пород дерева (самшит, сандал, лимон, чинара) и инкрустирован в центре изящной орнаментальной розеткой. Некоторые уникальные породы дерева заказывались на другом континенте, в Латинской Америке .

Живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка Большого зала Строгановского дворца, выполнен в 1753 году в петербургской мастерской итальянского художника Джузеппе Валериани на 13 подрамниках, доставлен в Строгановский дворец и смонтирован на потолке помещения.

Джузеппе Валериани

Грандиозное полотно имеет площадь 125 квадратных метров. Его центральная часть заключена в живописное обрамление с изображением галереи с колоннадой. Эти архитектурные элементы мастерски написаны в перспективном сокращении, из-за чего создается иллюзия продолжения вверх стен зала, и пространство потолка прорывается в божественную небесную сферу.

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Выполненный Валериани эскиз центральной части плафона в Большом зале Строгановского дворца :

Виртуозно написанное полотно на потолке Большого зала Строгановского дворца — единственная сохранившаяся работа Валериани. Остальные плафоны его кисти, созданные для пригородных дворцов, погибли во время Великой Отечественной войны. Центральное изображение написал сам Джузеппе Валериани, тогда как архитектурная часть плафона, по всей видимости, является работой его постоянного ассистента Антонио Перезинотти .

Плафон с изображением аллегорических фигур не имеет определенного сюжета, и его называют по-разному, чаще всего встречаются варианты «Похождения героя», «Триумф героя», «Возведение героя на Олимп», «Апофеоз героя», «Странствия Телемаха (Телемака)» и «Чествование Телемаха на Олимпе». Не исключено что воин с алым плащом через плечо в верхней части композиции — воспитателя Телемаха Ментор, показывающий своему юному спутнику красоты Олимпа. Тогда эти фигуры можно трактовать как аллегорический портрет барона С. Г. Строганова, который вводит своего сына Александра в храм наук и искусств. Над юным героем в воздухе завис Меркурий, посланник богов и покровитель путешественников. В его руке жезл с переплетенными змеями (кадуцей).

Аллегории искусств представлены в нижнем правом углу композиции: Живопись пишет картины, Музыка играет на флейте, Поэзия читает стихи, а Скульптура ваяет бюст. Их объединяет История, возложившая скрижали на согбенную спину Сатурна. В центре композиции изображена богиня мудрости и покровительница искусств Минерва, изгоняющая пороки: Коварство, Властолюбие, Клевету и Зависть.

Наконец, в левом углу представлены добродетели: Правосудие, Правда, Стойкость, Верность, Храбрость и Сила (несет под мышкой колонну, на основании которой стоит собственноручная подпись художника Валериани) . Рядом с Верностью изображен старец в латах и с книгой: вероятно, Асклепий . В левом верхнем углу плафона показан круглый храм на скалистой горе, напоминающий Пантеон.

Исследователи видят в этом плафоне своеобразное нравственное напутствие потомкам, духовное завещание барона Строганова своему сыну Александру, которому предстояло осуществить строительство одного из главных храмов православного мира — Казанского собора. Живопись плафона трактуют как проповедь созидательной добродетели, мудрости и любви к искусствам, недаром центральная роль в композиции принадлежит богине Минерве, ставшей символом российского просвещения (Екатерину II часто называли Северной Минервой) .

Над дверями зала разместились огромные живописные полотна-десюдепорты в прямоугольных рамах — это цикл «Подвиги Энея» кисти итальянского художника Антонио Виги . Полотна сюжетно не связаны с плафоном Валериани и являются иллюстрацией к эпической поэме «Энеида» римского поэта Вергилия.

Начиная от двери в Новую переднюю, на десюдепортах изображены следующие сцены: «Эней у Сивиллы», «Встреча Энея и Венеры, принявшей образ девушки-охотницы», «Эней и Лавиния с сыном Асканием», «Эней выносит из горящей Трои своего старого отца Анхиса», «Венера вручает Энею оружия, выкованное Вулканом», «Тиберий, советующий Энею заключить союз с Эвандром, царем Палантея».

Хотя Большой зал часто называют растреллиевским, далеко не вся отделка того времени сохранилась, поскольку помещение претерпело ряд изменений, когда здесь работал Воронихин. В 1791 году Воронихинразместил в этом уникальном зале мебельный гарнитур, а также четыре люстры петербургского мастера И. Фишера, выполненные по проекту Жерве (люстры сохранились). А в 1804-1805 гг. тот же Воронихин установил на месте больших изразцовых печей ампирные камины (ранее над каминами висели портреты императора Александра I и его супруги).

В советское время основная часть Большого зала была разделена временными перегородками, а в восточной части находился коридор, позволявший проходить с Парадной лестницы в Большую гостиную.

Реставрация зала была проведена в 1995-1997 гг. и в 2003 году, когда был воссоздан художественный паркет из ценных пород древесины. Кроме того, были отреставрированы лепка, резьба, позолота, росписи плафона и десюдепортов и воссоздан мебельный гарнитур.

Из Большого зала пройдем в очень теплый и уютный Зал с дубовым камином (Зал с деревянным камином) . Название этого интерьера условное, так как подлинное не установлено. Зал посвящен исключительно теме охоты и лошадям.

Строгановский дворец. Зал с дубовым камином

На этом месте последовательно существовали гостиные, отделанные Растрелли для барона С. Г. Строганова в 1753-54 гг., внутренние покои графа П. А. Строганова, выполненные по проекту Воронихина в 1804-1805 гг. и, наконец, апартаменты супруги кн. В. С. Голицына княгини А. П. Голицыной, урожденной Строгановой (проект К. Росси, 1820 г.).

Нынешние пропорции интерьера и его отделка относятся к концу XIX века, когда дом принадлежал графу С. А. Строганову (1852-1923) — последнему представителю знаменитой семьи коллекционеров и меценатов.

Возможно, комната исполнена по образцу охотничьих кабинетов английских замков. Граф С. А. Строганов был большим любителем псовой охоты. Кроме того, он являлся владельцем нескольких конных заводов. В советское время зал был разделен на три небольших комнаты. Реставрация с воссозданием (по обнаруженному образцу) обоев и паркета была проведена в 2005-2007 годах.

Экспозиция Зала с дубовым каином посвящена анималистике в русском искусстве второй половины XIX века: тут находятся скульптуры на тему охоты и картины с изображениями животных, в первую очередь лошадей и собак.

Например, слева от камина располагаются картины «Серая лошадь » (художница И. Е. Краснушкина (1858-1912)) и «Вороная лошадь » (художник В. А. Виноградов (1858-ок. 1893)).

В этом зале раньше можно было увидеть старинный каминный экран из красного дерева — один из двух экранов, вернувшихся в Строгановский дверец в 2004 году (фото экрана с сайта ; сейчас оба экрана перенесены в Картинную галерею дворца). На вставленных в экраны живописных полотнах изображены любимые собаки графов Строгановых, спаниель Мутон и белый пудель Мустафа. Каминные экраны, о которых идет речь, были созданы в Санкт-Петербурге в 1805 году по заказу графа Александра Сергеевича Строганова и украшали Картинную галерею Строгановского дворца. Картины для экранов выполнил художник Карл-Фридрих Кнаппе . С конца 1920-х годов экраны находились в Эрмитаже, а в 1959 году были переданы в Государственный музей-заповедник «Павловск», откуда и вернулись в Строгановский дворец (в обмен на альбом с планами Павловского парка; в Павловске теперь стоят копии экранов).

Из Зала с дубовым камином пройдем в просторную Греческую комнату с минимумом убранства. Данное пространство образовалось в результате разборки стены между гостиной и темным коридором, что было сделано в период недавних реставрационных работ. Паркет в этом зале состоит из трех разных частей, что отражает сложную историю Греческой комнаты Строгановского дворца.

До конца 1990-х годов никто из исследователей не имел представления об этом интерьере. Ее название было обнаружено в 1997 году на обороте одной из крошечных акварелей Русского музея. Затем начался непростой процесс реставрации. По современной легенде, директор Русского музея и энтузиаст восстановления Строгановского дворца В. А. Гусев однажды оторвал кусок фанеры в темном коридоре, примыкавшем к залу, и за ним открылись остатки барельефов .

Что касается упомянутых акварелей, то выяснилось, что это зарисовки проектов К. И. Росси для оформления апартаментов второй дочери Павла Строганова и Софьи Владимировны Голицыной — Аглаиды (Аделаиды, Аглаи) Павловны (1799-1882) и ее мужа князя Василия Сергеевича Голицына (1794-1836). Хотя проекты Росси были приняты не полностью, это, вероятно, были интересные интерьеры. На обороте акварели с видом этого интерьера Росси написал мелким почерком: «дверь в Греческую комнату». Историк С. О. Кузнецов определил, что, вероятно, имелась в виду уборная графини Софьи Владимировны .

Интерьер Туалетной комнаты (уборной) кн. А. П. Голицыной, К. Росси

История этого помещения весьма запутана. Когда-то здесь находилась Проходная гостиная, интерьер которой был создан Растрелли, но она неоднократно меняла свои размеры, прежде чем вернулась к первоначальным. На месте коридора, который при последних владельцах соединял Большую гостиную с (Большим) кабинетом, при Растрелли существовала лестница, объединявшая все три этажа. Именно последняя воспрепятствовала связи между западным и южным корпусами при переделках А. Н. Воронихина. В 1804-1805 гг. Воронихин занимался оформлением апартаментов Павла Александровича и его супруги Софьи Владимировны. В частности, в качестве последнего зала внутренней (обращенной во двор) анфилады западного корпуса появилась устроенная Воронихиным Приемная графини Софьи Владимировны Строгановой . Эту комнату — вероятно, из-за особенностей отделки — называли Греческой комнатой. Ее паркет воссоздан при реставрации и позволяет судить о габаритах интерьера, занимавшего примерно половину гостиной Растрелли . Рисунок паркета А. Н. Воронихина выполнен в виде ромбов с кругами в центре квадратов.

Строгановский дворец. Греческая комната

Вторая часть гостиной с момента воронихинской переделки служила Уборной (Туалетной) графа Павла Александровича Строганова . Впоследствии эта уборная получила новую отделку в стиле ампир по проекту К. И. Росси, которому было поручено устроить апартаменты Аглаиды Павловны, княгини Голицыной, урожденной Строгановой. До нашего времени дошел паркет этой уборной, примыкающий к центральному паркету Греческой комнаты. Этот сложный паркет сделан с использованием пальмы и палисандра; в центре помещен большой двойной восьмиугольник, в который вписан ромб, с четырех сторон он окружен фризом с эллипсами (звезды в углах композиции добавлены позднее).

В 1840-х годах архитектор П. С. Садовников осуществил перепланировку на месте Греческой комнаты, использовав дополнительно пространство соседней лестницы, и оформил интерьер Проходной гостиной в стиле позднего классицизма для светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой , урожденной Строгановой. (Лестницу, препятствовавшую связи между западным и южным фасадами, Садовников вынес за фасад).

Новый интерьер — типичный для залов позднего классицизма — имел искусственный мрамор желтого цвета и ленту аллегорических барельефов в верхней части стены. Этот стиль был близок манере Воронихина, выполнившего вышеупомянутый паркет Греческой комнаты.

Впоследствии, в 1860-х годах, другой архитектор, предположительно Гаральд Боссе , сменил убранство на необарочное. Он не уничтожил, а закрыл тканью искусственный мрамор и академические рельефы, использованные его предшественником. На полу оказался ковер, что сохранило паркет. Спустя еще какое-то время вместо лестницы был устроен темный коридор для перехода из Большой гостиной в Кабинет, а размеры Проходной гостиной вернулись к тем, что существовали при Растрелли. В ней, пытаясь интерпретировать наследие барокко, установили существующий камин, золоченые панели и заново оформили плафон. После этого интерьер получил свой окончательный вид. Впоследствии одни барельефы гостиной так и остались за щитами, другие, в коридоре, остались доступными для осмотра, хотя и несколько повредились. Искусственный мрамор со временем был почти утрачен.

Сохранилась фотография комнаты после ее переделки Боссе: в 1865 году новый облик Греческой комнаты по заданию графа П. С. Строганова был зафиксирован Джованни Бианки для альбома с видами Строгановского дворца. Нет сомнений в том, что на фотографии запечатлен именно этот зал, поскольку из двери хорошо видна Большая гостиная .

Строгановский дворец. Проходная гостиная, фото 1865

Во время недавней реставрации было создано пространство, которое теперь именуется Греческой комнатой. Учитывая редкую сохранность элементов декора сразу нескольких эпох, решено было отреставрировать их и показать несколько исторических слоев одновременно, разобрав стенки коридора. Работы были проведены в 2005-2007 гг.

Строгановский дворец. Греческая комната

Процесс создания экспозиции в этом зале оказался мучительным и длительным и до сих пор не завершен.

На данный момент главным украшением интерьера служит мраморный камин . В центральной части камин украшают фигурки целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая мраморные гирлянды.

Кроме камина, в Греческой комнате можно увидеть портрет графа С. Г. Строганова (1794-1882), выполненный в 1882 году К. Е. Маковским . Сергей Григорьевич, основатель Строгановского училища в Москве, коллекционер монет и икон, учредитель Императорской Археологической комиссии, скончался в Строгановском дворце на Пасху 1882 году в своем кабинете, где и изобразил его художник Маковский, работавший над портретом уже после смерти графа.

Строгановский дворец, портрет графа С. Г. Строганова

Недавно в Греческой комнате были установлены гипсовые бюсты архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) и его жены , Воронихиной Марии Федоровны , урожденной Мэри Лонд (1770-1822). Воронихин женился на своей помощнице англичанке Мэри Лонд — воспитательнице (гувернантке) детей Павла Строганова и прекрасной художнице — в 1801 году. После свадьбы молодожены покинули дом на Невском и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили. Оба бюста супругов выполнил А. Воронихин, племянник архитектора.

Строгановский дворец, бюст Воронихина

Строгановский дворец, бюст жены Воронихина

(Продолжение следует)