Как снять короткометражку: Сценарий, Раскадровка. Как написать удачный сценарий короткометражного фильма

Всем привет, меня зовут Алекс, я режиссер короткометражки «Момент в фильме ужасов». Сегодня мы поговорим о том, как снять свой фильм.

Первое что вам потребуется это сценарий.

Сценарий – фундамент проекта. В вашем фильме, скорее всего, не будет известных актеров, шикарных декораций и зрелищных спецэффектов.

Единственное в такой ситуации, что определяет успех или провал фильма, – это история и то, как она рассказана. Пока у вас нет четкого понимания, о чем ваша история и почему она сможет эмоционально захватить публику, нет смысла двигаться дальше.

90% успеха игрового кино – сценарий. И этому важно посвятить большую часть времени.

Какой сценарий предпочесть?

Прежде всего – использовать чужой или написать собственный?

На написание своего сценария у вас уйдет как минимум недели 3 , если есть идея и мысли как её сформировать в готовый сценарий.

Чужой легче потому что не вы его писали, потому объективно можете оценивать и переделать по своему усмотрению. Но нужно представлять уже на стадии чтения сценария, как вы его будете снимать, подходят ли места описанные в истории лично вам, или на что и как все можно заменить.

Чем проще будет история, ее герои, места действия – тем дешевле и удобнее окажется для вас ее реализовать.

Самое простое – история на двоих–четверых актеров, происходящая летом на улице в дневное время в наши дни.

Мало персонажей, не нужно света и костюмов, мало грима, нет затрат на интерьеры. Но это идеальный вариант!

Важно, приступая к сценарию, стараться не допускать масштабных сцен, сложных ночных съемок, невероятных трюков, нереальных костюмов и грима, а также наличия спецэффектов.

То есть реальные герои в реальных обстоятельствах. Если же вам хочется поставить своих героев в необычную ситуацию, то думайте сразу, как вы сами будете из этого выпутываться.

Потому как нет ничего хуже, как дешевая поделка на экране с претензией на большое кино.

К сожалению, сейчас количество интересных сценариев в интернете очень не большое.

В интернете сценарии можно посмотреть на сайтах http://ficbook.net/ , http://www.proza.ru/avtor/qwert10 , http://www.proza.ru/avtor/studart, https://www.facebook.com/pages/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2/650033165040042 ,

(Или посмотреть Сообщество на Фейсбуке: «Сценарии короткометражных фильмов.»)

http://morfing.livejournal.com/120318.html , http://morfing.livejournal.com/tag/короткометражки

Можно посмотреть комиксы, там есть как интересные сюжеты, так и иллюстрации. Взяв комикс за основу своей работы не допускайте ошибки голливудских продюсеров, не нужно все с точностью копировать с комикса, берите идею, историю, а реализовывайте, так как видите фильм именно вы.

РАСКАДРОВКА

Везде без исключения пишут о том, что нужно делать раскадровку. Я пробовал и ничего толкового из этого не вышло. Потому что для этого нужно уметь хорошо рисовать, а это не всем дано.

Если вы не умеете рисовать, как и я, не беда, выход есть.

Прочитайте несколько раз каждый эпизод сценария, проиграйте сцену мысленно, представив себе актеров и положение камеры. Обрисуйте себе место действия.

Помешаны на кинематографе? Если вы хотите связать себя с камерой и начать снимать, вам необходимо будет поведать выдающуюся историю. Умение включать свои творческие способности и писать сценарии не должно даваться с трудом. Научитесь находить хорошую историю и развивать ее в захватывающий сценарий, который вероятно обеспечит отличный короткометражный фильм.

Шаги

Поиск истории

    Начните со слова, образа или предмета. Все, чего требует история, − это семя, за которым вы будете следить до того, пока оно произрастет. Станет ли она великим короткометражным фильмом? Возможно да, возможно нет. Первоначально, все, на чем вы сначала должны сосредоточиться, −это развивать идею и наблюдать, куда она ведет. Здесь приведено несколько действенных способов «мозговой атаки», чтобы повествование началось:

    • Хороший способ начать рассказ? Просто начните писать. Достаньте бумагу и карандаш, либо сядьте за компьютер и заставьте себя писать на протяжении заданного промежутка времени. Скажем, 10 или 15 минут. Не переживайте на счет того, похоже или нет то, что вы пишете, на «рассказ», и обеспечит ли оно хорошее кино. Вы лишь в поиске идеи. Вы можете написать 99% мусора, однако там может быть один маленький фрагмент, который мог бы превратиться в рассказ. Поразмыслите.
  1. Попробуйте использовать словесные упражнения. Все, что вам требуется, чтобы раздобыть идею для повествования, − это маленькая искорка. Составьте список более или менее случайных образов, первых слов, которые пришли вам в голову: детский сад, Окленд, пепельница, масляная краска. Колоссальный список. Придумайте как минимум 20 слов, затем попробуйте их логически соединить. О чем заставляет вас задуматься этот список? Внеклассный урок рисования полный детей в Ист Бэй? Горящая сигарета в студии художника? Начните с образа, и пусть все будет, как будет. Ищите историю вокруг образов.

    Начните размышлять над некоторыми хорошими идеями. Хороший способ начать работать над сценарием− начать размышлять над странными, удивительными или абсурдными сценариями, которые могут создать хороший сюжет. Что, если бы вся еда была в виде таблеток? Что, если бы вы обнаружили, что ваш отец− шпион? Что, если бы ваша собака неожиданно смогла разговаривать? Хорошие сюжеты и персонажи могут получиться из размышлений.

    Поищите короткие рассказы, чтобы их инсценировать. Одним из способов придумать идею для короткометражного фильма является инсценировка уже написанного кем-либо другим рассказа. Ознакомьтесь с недавно опубликованными сборниками коротких рассказов, состоящих из рассказов с увлекательными сюжетами, и выберите один, который будет интересно отснять.

    • Обычно, было бы трудно инсценировать роман в короткометражный фильм. Постарайтесь сконцентрироваться на коротких рассказах. Просмотрите «Куда ты направляешься, Где ты пропадал?» Джойса Кэрола Оутса, как прекрасный пример очень маленькой истории с неповторимым и захватывающим сюжетом.
  2. Попробуйте снять реальную жизнь. Кто сказал, что короткометражный фильм должен быть фантастикой? Если вы хотите отснять короткометражный фильм, рассмотрите возможность съемки окружающего мира или документально фильма. Отыщите местный музыкальный фестиваль в вашем районе и спросите, можете ли вы снять интервью с группами, или попытайтесь снять вашего друга, организовав его режим тренировок из спортивного интереса. Найдите хорошую историю, которая происходит вокруг вас, и получите разрешение записать ее.

    Ведите дневник сновидений. Сны могут обеспечить хорошим вдохновением для короткометражного фильма, особенно если вам нравится таинственность. Если вы хотите придумать идею для сна, установите будильник на полночь, чтобы проснуться посреди одной ночи и быстро набросать сюжет. Сны могут быть местом для создания образов, странных событий и диалогов для короткометражных фильмов.

    • Что вас пугает? Хорошее жуткое сновидение может быть прекрасным поводом для начала съемок короткого фильма ужасов. Когда вы пишите сценарий и снимаете свой короткометражный фильм, постарайтесь запечатлеть ту атмосферу ваших зловещих снов. Просмотрите короткие серии «Кролики» Дэвида Линча для вдохновения.
  3. Обратитесь к истории. История полна удивительных, зачастую невероятных сюжетов. Другие области знания также могут помочь: психология (особенно при работе над личностью персонажей), география и так далее.

    Позаимствуйте идею из полнометражного художественного фильма. Никто не запрещает вам взять отдельную идею из полнометражного фильма и переработать ее в самостоятельную короткометражку. Возможно, вы вдохновитесь какой-то конкретной сценой, затронутой темой или персонажем.

    Сократите рассказ. Можете ли вы написать короткое предложение в 15 слов или менее, которое раскрывает основное представление и сюжет вашей задумки? Тогда вы на верном пути. Как только у вас есть отправная идея, постарайтесь овладеть «короткой презентацией». Опишите свой фильм так кратко и быстро, как это возможно, чтобы дать себе возможность написать наилучший возможный сценарий и описать рассказ другим так, чтобы вы смогли заручиться поддержкой актеров и других сторонников. Избегайте размытости или абстракции и сосредоточьтесь на сценарии и сюжете.

    • Хорошие примеры краткого содержания рассказа могут выглядеть так:
      • Мальчик находит в поле маленького пришельца и приносит его домой.
      • Дети начинают рисовать странные изображения после школы.
    • Плохие примеры краткого содержания рассказа могут выглядеть так:
      • Человек борется с депрессией.
      • Череда загадочных событий выпадает на долю жителей Петербурга.
  4. Думайте практично. Подумайте, что есть у вас в доступе и как вы можете использовать то, что у вас есть. Приступая к работе, составьте список каждого реквизита, съемочной площадки и каждого актера, доступного по месту, и подумайте, как они могут создать хорошую историю. Может ваш друг, боксирующий трижды в неделю, вдохновит вас на историю о боксе.

    • Убедитесь, что ваша история подходит для экранизации. Оборудование и комплект кинодекораций в большом почете, когда вы сами снимаете фильм и работаете без студийной поддержки и кучи денег. Опять же, будет сложно снимать космический научно-фантастический фильм в мамином подвале. Постарайтесь убедиться в том, что вы сможете сделать необходимые кадры, чтобы снять фильм, который вы хотите. Сможете ли вы сделать кадр Нью-Йорка с крана, с высоты полета, если вы живете в Москве и у вас нет ни денег, ни камеры? Вероятно, нет. Найдите другое решение.

    Разработка сценариев

    1. Найдите главного героя и его антагониста. В каждом сценарии есть главный герой и его противник, что создает конфликт и обеспечивает напряженность. Если вы не уверены в том, кто есть кто, то важно серьезно задуматься над развитием своего сценария, чтобы было ясное представление, о ком мы должны переживать и почему.

      • Главный герой−персонаж, за которого мы болеем, которому мы сопереживаем и к которому чувствуем своего рода эмоциональную привязанность.
      • Антагонист − это персонаж, ситуация или установка, которая работает против главного героя, создавая драму. Антагонист не обязательно должен быть злодеем с закрученными усами, а может представлять собой трудную ситуацию или некую другую абстракцию.
    2. Найдите подходящую декорацию и костюмы. В короткометражном фильме это частично будет соображением практического характера и соображением сценария. Хорошие декорации сами по себе обеспечивают напряженность и драматизм, однако вы вряд ли сможете полететь на Бермуды, чтобы снять пляжную сцену. Найдите место, чтобы поместить свою историю, которое будет дополнять историю, которую вы хотите поведать, но в то же время будет доступно.

      • Постарайтесь работать с тем, что у вас есть. Будет сложно снимать научно-фантастическую эпопею на заднем дворе или в подвале, если вы знаете, что придется вести съемку в доме родителей. Взамен, подумайте о бытовой истории, которая бы сработала в местном масштабе. Подумайте об историях, которые происходят в домах, в городе, в котором вы возможно живете. Сценарии, которые работают с декорациями, получаются лучше.
    3. Ищите конфликт. Сценарию нужен конфликт, чтобы заставить нас переживать. Что заставит зрителя вложить деньги в вашу историю и ваш короткометражный фильм? Чего хочет ваш главный герой? Что отделяет вашего героя от желаемого? Ответы на эти вопросы создают источник конфликта. Как только вы придумали оригинальную идею относительно места съемок, начните концентрироваться на том, что создает конфликт в истории, и на его раскрытии насколько возможно.

      • Конфликт не должен включать драку или перестрелку, чтобы считаться высокой драмой. Он должен включать настоящее противостояние персонажей и эмоциональный подъем. Если мальчик приносит домой инопланетянина, с какой проблемой он вероятно столкнется? Какая опасность в нем для мальчика? Что заинтересовывает нас в просмотре детских рисунков?
      • Найдите внутреннее и внешнее повествование. Что мы видим во внешнем повествовании: персонаж путешествует по миру и происходят события. Внутреннее повествование делает его убедительным. Как влияет такая перемена на персонажа? Что это значит для персонажа? Хороший короткометражный фильм или любой сценарий будет включать в себя оба этих элемента, происходящих одновременно.
    4. Не усложняйте его. Ограничьте масштабы сценария насколько это возможно. Короткометражный фильм−это костяк художественного описания, короткий рассказ, а не роман. Это не означает, что он не может быть амбициозным и нетрадиционным, но в короткометражных фильмах нужно работать с ограниченным числом элементов, персонажей и декораций, чтобы снимать должным образом.

      • Кроме того, может быть забавным, заставить себя снять очень длинную и запутанную историю как можно короче. Как бы выглядела «Война и Мир» в десятиминутном ролике? Что если все шесть частей Звездных войн уложились бы в десять минут с помощью подручного оборудования? Как бы вы с этим справились?
    5. Сторонитесь распространенных клише короткометражных фильмов. Как любая форма искусства, короткометражный фильм не без давно использованных идей и сценариев-клише. Если вы раньше никогда не снимали, вы будете в игре на шаг впереди, пропустив этот хлам. Избегайте следующих клише короткометражных фильмов:

      • Персонаж один, разговаривает, глядя в зеркало, затем совершает самоубийство.
      • Что угодно, связанное с киллером.
      • Два персонажа спорят о чем-то, пока мы не понимаем, что на самом деле это один персонаж с раздвоением личности.
      • Фильм начинается с жужжания будильника, и герой встает с кровати.
    6. Цель − сохранить заинтересованность в фильме продолжительностью десять минут. Создание фильма любой продолжительности очень сложно. Постарайтесь сделать ваш фильм как можно короче, особенно если вы снимаете впервые. Съемка действительно хорошего, напряженного, драматического и захватывающего трех минутного фильма− серьезное достижение. Постарайтесь сделать это успешно, прежде чем вы решите преступить к 45-минутному гангстерскому шедевру с перестрелкой в замедленной съемке.

    7. Посмотрите несколько короткометражных фильмов. Если вы собрались снять кино, посмотрите несколько фильмов. Также как вам не стоит пытаться писать роман, не изучив построение романа; важно получить представление о том, как работают короткометражные фильмы и что нужно, чтобы сделать хороший короткометражный фильм, прежде чем снимать его самому. Это не только сокращенная версия полнометражного фильма: короткометражный фильм представляет собой уникальную среду с различными трюками и техниками. Посмотрите некоторые фильмы, прежде чем снимать свой.

      • YouTube и Vimeo- огромные ресурсы короткометражных фильмов, как плохих, так и хороших. Ознакомьтесь и посмотрите, есть ли в вашем городе фестиваль короткометражных фильмов, распространенных в некоторых районах метрополитена, чтобы лично увидеть некоторые представления.
      • Музыкальные видео так же прекрасный вид короткометражного кино, с которым вы, вероятно, уже знакомы. Внимательно смотрите, как ваши любимые музыкальные видео объединены, и тщательно изучите их. Просмотрите Джонса Спайка, Хайп Уильямса и Мишель Гондри, как мастеров современной формы

    Написание сценария

    1. Очертите свой сценарий. Либретто кинофильма не должно быть формальным или включать в себя какие-либо римские цифры (хотя они могут встречаться, если вы хотите). Раскадровка обычно используется, чтобы помочь понять, какие кадры вам нужно будет снять позже по ходу съемок, и дабы получить визуальную книгу комиксов для фильма в процессе написания. Кратко обрисуйте, что будет происходить в сценарии и основные диалоги.

      • Фильм−визуальное средство повествования истории, так что не полагайтесь исключительно на диалог, чтобы поведать историю. В хороших сценариях, наброски должны быть явно о внешнем повествовании, тогда как внутреннее повествование должно подразумеваться.
      • Фрэнсис Форд Коппола снимал сиквел к «Изгоям», названный «Бойцовская рыбка», не имея написанного сценария до того самого дня, когда должна была сниматься картина. Никто из актеров понятия не имел, что произойдет далее, что придавало фильму нотку спонтанности и экспериментаторства.
    2. Добивайтесь конструктивной критики. Как только вы собрали воедино сценарий, покажите его своим друзьям или некоторым людям, которые разделяют вашу любовь к кино и смогут выдвинуть конструктивную критику. Выслушайте их и постарайтесь, на сколько это возможно, видоизменить свой сценарий. Некоторые режиссеры годами работают над сценариями, которые впоследствии годами находятся в производстве. Недаром создание фильма− длительный процесс.

      • Попробуйте также показать свой сценарий потенциальным компаньонам. Актерам, продюсерам, потенциальным режиссерам. Покажите сценарий людям, которые могут помочь.
      • Наберитесь терпения. Придумать хорошие идеи нелегко. Просто попробуйте снова!
      • Анимированные короткометражные фильмы самые низкооплачиваемые. Blender−100% бесплатное программное обеспечение для анимации.
      • Когда вы стараетесь найти актеров, задействуйте друзей или развесьте такие объявления, к примеру, как на прослушивание.
      • Повеселитесь! Сделайте друзей своими актерами и усядьтесь на стул с громкоговорителем, крича на них! Забавно!
      • Главный герой не должен меняться.

Короткометражные фильмы - это отличный способ начать кинокарьеру. Хорошие короткометражки помогут вам создать уникальный стиль и собственное видение полнометражных лент. Интересный и увлекательный сценарий - один из наиболее важных аспектов короткометражного фильма. Сначала обдумайте идеи, концепции и персонажей будущей киноленты. Затем напишите черновой вариант сценария, который с первого кадра сможет увлечь зрителей происходящими событиями и персонажами. Доработайте сценарий и покажите его своим знакомым, чтобы узнать мнение со стороны и внести необходимые правки до начала съемок.

Шаги

Часть 1

Обдумайте идеи

    Придумайте необычную концепцию. Она должна быть слегка преувеличенной или превосходить реальную жизнь. Возьмите повседневную ситуацию и сделайте ее странной. Вдохновляйтесь воспоминаниями из детства или необычным сюжетом из выпуска новостей.

    • Например, используйте детское воспоминание о походе к стоматологу, только превратите своего врача в серийного убийцу с бормашиной.
    • Еще можно использовать популярные задумки для фильмов, добавив к знакомой ситуации долю необычности. Например, человек находит труп на пляже. А что, если труп принадлежит пришельцу с другой планеты?
  1. Сосредоточьтесь на конкретной теме. В качестве вдохновения можно использовать общие темы вроде “идентичности”, “утраты” или “дружбы”. Добавьте собственную интерпретацию, чтобы достичь эффекта свежести и новизны.

    • Например, сосредоточьтесь на “идентичности” и снимите фильм о родителях, которые росли в бедности и неблагоприятном районе. Выберите тему “дружбы” и покажите дружбу между ребенком и взрослым человеком.
  2. Придумайте интересного персонажа. Часто короткометражные фильмы сосредоточены лишь на одном человеке. Такой подход позволяет раскрыть персонажа за ограниченное время. Покажите такого героя, который сможет вызвать сочувствие у зрителей. Откажитесь от стереотипов и клише. Сделайте своего героя уникальным, но близким каждому, чтобы люди могли отождествлять себя с персонажем.

    • Например, покажите жизнь паренька, который стремится хорошо учиться в школе, а дома имеет дело с отцом-алкоголиком. Также можно рассказать о пришельце, который пытается вернуться на родную планету.
  3. Составьте план сюжета . План сюжета обычно включает шесть частей: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку. Любая короткометражка должна включать все эти элементы. Пример плана сюжета:

    • Экспозиция: введите место действия, протагониста и конфликт. Например, парень стремится к успехам в учебе, а дома постоянно ссорится с отцом-алкоголиком.
    • Завязка: событие, которое меняет привычный ритм жизни главного героя. Например, наш парень знакомится с новым соседом, который на несколько лет старше и учится в той же школе.
    • Развитие действия: покажите развитие персонажей и отношений между ними. Например, ребята подружились и стали не разлей вода.
    • Кульминация: высшая точка, наиболее драматический момент фильма. Например, отец главного героя вступает в перепалку с соседским парнем, которая перерастает в драку.
    • Сворачивание действия: главный герой сталкивается с последствиями кульминации. Например, парень убивает отца, чтобы спасти своего старшего друга.
    • Развязка: конфликт разрешается и герой получает или не получает желаемое. Например, друзья хоронят отца и клянутся никому не рассказывать о случившемся.
  4. Смотрите другие короткометражные фильмы. Смотрите чужие фильмы, чтобы увидеть успешные короткометражки глазами зрителя. Выбирайте различные жанры от ужасов до историй взросления и романтических комедий. Следите за развитием персонажей и сюжета в условиях ограниченного времени. Посмотрите следующие фильмы:

Часть 2

Создайте черновой вариант
  1. Начните с действия и знакомства с персонажем. В начале ленты покажите кадр, который сможет заинтересовать зрителей. У вас есть буквально 20 секунд, чтобы привлечь внимание к фильму. К примеру, покажите персонажа, который занят таинственным или напряженным делом. Также можно начать с увлекательных кадров и диалога.

    • Например, покажите крушение инопланетного корабля на пляже рядом с отдыхающей семьей. Такое вступление наверняка заинтересует зрителей. Они захотят увидеть дальнейшие события.
  2. Не откладывайте завязку. Экспозиция и завязка в короткометражном фильме должны занимать не больше двух минут. Предоставьте необходимую информацию о персонаже и сути конфликта в начале фильма, чтобы приковать зрителя к экрану.

    • Например, в первой сцене главный герой выходит из дома и отправляется в школу. В это время его отчитывает отец-алкоголик, а в школе его обижают хулиганы.
  3. Используйте ограниченное количество мест и персонажей. Ограничьтесь одним, двумя или тремя персонажами, чтобы сценарий был кратким и успешным. Это же касается и места действия. Тогда вам не придется тратить дополнительные средства на большое количество съемочных площадок и актеров, а сценарий будет сжатым и сосредоточенным.

    • Например, в качестве центрального места действия можно выбирать школу, а дополнительного - спальню главного героя.
    • Также можно обойтись одним главным и двумя второстепенными персонажами или только двумя главными действующими лицами.
  4. Учитывайте особенности жанра. Короткометражные фильмы становятся более успешными, если они относятся к конкретному жанру - ужасы, триллер, романтическая комедия, фильм-взросление. Выберите жанр, который вдохновит вас на хороший сценарий. Используйте как уже знакомые, так и уникальные образы.

    • Например, напишите сценарий фильма ужасов, в котором протагонист влюбляется в зомби во время зомби-апокалипсиса. Также можно снять фильм о взрослении, в котором главный персонаж подружился с пришельцем-подростком, выжившим после аварии на пляже.
  5. Сосредоточьтесь на визуальной части. Не забывайте, фильм - это прежде всего наглядный вид творчества. Используйте визуальный ряд в свою пользу, чтобы привлечь зрителя. Покажите очень увлекательные или необычные кадры. Визуальный ряд должен способствовать развитию героя и задавать тон истории.

    • Например, опишите место действия как "солнечные день на пляже, много отдыхающих, которые загорают и резвятся на песке". Также можно описать персонажа как "зеленый пришелец с сумкой на поясе".
  6. Указывайте звуки в сценарии. Звук или шум указывают в сценарии ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, так как это помогает придать сценам остроты ощущений.

    • Например, напишите: “Роман ЧАВКАЛ во время завтрака” или “Зомби РЫЧАЛ в кровати”.
  7. Используйте лаконичные и эффектные диалоги. Продолжительность короткометражного фильма ограничена, поэтому не используйте многословные или описательные диалоги. Они лишь должны работать на развитие сюжета и персонажей. Используйте диалоги из двух-трех реплик. Достаточно часто в короткометражках урезают диалоги в угоду наглядным действиям.

    • Например, введите застенчивого главного персонажа, который отвечает на любые вопросы при помощи одного-двух слов. Также герой может общаться только со своим питомцем и молчать в присутствии других людей, предпочитая язык действий.
  8. Экспериментируйте с формой и временем. Короткометражный фильм - отличная возможность выбрать необычную хронологию и последовательность событий сюжета. Начните с конца, чтобы двигаться к началу. Используйте воспоминания, чтобы перемещаться во времени.

    • Например, в первой сцене покажите лес и двух парней, которые закапывают тело взрослого мужчины. Затем покажите зрителям события в обратном порядке.
    • Структура сюжета должна быть понятной зрителю. Эксперименты не должны идти в ущерб сюжету. Необычный подход призван дополнять историю, а не отвлекать от главного.
  9. Придумайте глубокую или неожиданную концовку. Большинство короткометражных фильмов запоминаются благодаря сильной концовке. Удивите зрителя или покажите неожиданный поворот в развитии сюжета. Концовка должна шокировать или поражать, а не просто разрешать проблему в предсказуемой манере.

    • Например, может оказаться, что мать ребенка подговорила старшего парня помочь ему убить отца.

Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут- развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла "Дикие истории": один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест - все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка "Паук" - юноша и девушка едут в машине, они в ссоре - мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.

По сути, одна минута короткометражки - это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.

Какие приемы используют для создания короткометражек

При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.

Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О.Генри "Деловые люди". Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным - у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот - ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.

Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку "Паук". Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.

То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то - говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить "страсть к путешествиям". Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.

Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса "Сад расходящихся тропок".

Выбор сюжета

По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.

Короткометражное кино может стать для сценариста отличной визитной карточкой. Короткометражки нельзя называть меньшей формой киноповествования. По правде говоря, написание сценария к короткометражному фильму требует все тех же навыков, что и в полном метре - хотя и в меньших масштабах. Несмотря на то, что телевидение не особо открыто для данного формата, появляются все новые и новые возможности в других медиа-пространствах. В журнале IndieWire пишут: «Раньше считалось, что короткометражки - это вычурность и претенциозность. Но сейчас, с новыми технологиями, они стали новым значимым явлением в кинематографе: короткий метр становится все более интересным для обычных людей, все больше людей снимает их и выкладывает в интернете. Неожиданно нам больше не нужно объяснять людям о таком явлении как короткометражное кино, все их просто смотрят.»

Многие из лучших сценаристов и режиссеров начинали с короткого метра. Знаете ли вы, что Саша Джерваси, сценарист «Терминала», нашел агента в США , и затем на основе его экстраординарного сценария к короткометражному фильму была написана одна из сценарных работ для Dreamworks. Бывает это редко, но случается. В любом случае, это отличный способ размять мышцы и развить свои навыки сценарного ремесла. При этом все не так трудоемко, как в полном метре, особенно если вы только начинаете.

Существует 7 правил написания сценариев для короткометражного фильма:

1. Чем короче, тем лучше

Короткометражный фильм - это все, что длится от 15 секунд до 45 минут. Сделайте ваш фильм короче, чтобы минимизировать затраты на его производство. Понятно, что цифровые технологии дают свободу фильммейкерам, но время все еще стоит денег, как и пропитание для съемочной группы. Если начнется спешка, фильм будет выглядеть аматорским. Фильм должен быть дешевым, но не должен выглядеть дешево! К тому же, если вы захотите отправить фильм на фестиваль, то постарайтесь уложиться в 10 минут, а лучше - 7-8 минут максимум. Почему? Если ваш фильм будет длиннее, то он съест больше времени в общем показе, а фестивали обычно предпочитают показывать в нужный промежуток времени столько короткометражек, сколько возможно! Вызвать эмоции можно и за пару минут.

Посмотрите фильм «Sebastian’s Voodoo».

Это 4-минутный анимационный ролик о кукле Вуду, которая должна пронзить иглой свое собственное сердце, чтобы спасти своего друга, и это абсолютно душераздирающая история.

2. Не забывайте о практических аспектах сценарного ремесла

В написании короткометражных сценариев есть позитивный момент: вы можете написать все, что угодно, т.к. у вас над головой не висит какая-нибудь студия и какие-либо обязательства. Тем не менее, не забывайте о практических вопросах в этом деле. Я часто читаю сценарии, в которых присутствуют сцены погони, аварий машин и пр. И многие сценаристы, похоже, не понимают, сколько времени уйдет на подобные сцены. Лучше воспринимайте написание сценария для короткометражки как возможность оценивать и рассчитывать, сколько времени и денег уйдет на каждую строчку, написанную вами на бумаге. Конечно, вы можете вообразить великолепную сцену с белыми лошадьми, скачущими в лунную ночь, но задумайтесь, так ли много у вас знакомых ковбоев или специалистов по компьютерной графике. Если у вас скромные ресурсы, мыслите менее масштабно.

«Apricot» - хороший пример низкобюджетного фильма (хотя он снят настолько профессионально, что я сомневаюсь в его малом бюджете). В основной сцене присутствует всего 2 человека, сидящих за столом в кафе, и при этом режиссеру удается показать широкий спектр эмоций:

То же самое касается азиатской короткометражки «Just a Love Story», основные действия которой происходят в лифте:

Пишите о локациях интересных, но в то же время практичных, думайте о доступности, контролируйте сюжет, избегайте удаленных локаций, которые находятся за многие километры от вас.

3. Визуализируйте

«Фильм - это визуальный медиум». «Показывайте, не рассказывайте». Это золотые правила сценарного ремесла, которые сценарные гуру не перестают нам повторять. И все равно приходиться читать сценарии, чрезмерно переполненные диалогами. Кино - это рассказывание истории в картинках, это наиболее экономичный способ передачи информации. А когда вы снимаете короткометражный фильм, экономия - это все. Создайте визуальную предысторию ваших персонажей. Попробуйте раскрыть их темперамент, профессию, статус и все остальное через визуальные образы.

В фильме «The Lunch Date» светская дама прежде, чем воспользоваться вилкой, тщательно вытирает ее. О чем это вам говорит?

Обратите внимание, что в этом короткометражном фильме практически нет диалогов, в фильме, который выиграл Оскар как «Лучший короткометражный фильм».

4. Найдите отдельные моменты

Лучшие короткометражки - это часто отдельный момент, который случается с героем, но этот момент внутри себя прячет настоящую историю. Что я подразумеваю под историей? Я говорю о конфликте, который должен разрешиться, о дилемме, ставшей на пути героя, о решении, которое должен принять протогонист. Постарайтесь добавить конечные сроки, тиканье часов. Это не обязательно, но добавит некоторую напряженность в ваш сюжет. Фильм «On Time» - пример хорошей короткометражки, собравшей в себе все эти условия. Фильм рассказывает о парне с разбитым сердцем, который может увидеть будущее и использовать это в своих интересах:

5. Расскажите историю

Всегда необходимо рассказывать увлекательную историю. Остерегайтесь идей, основанных лишь на общей концепции, либо направленных на нарушение всех правил, лишь бы нарушить эти правила. Короткометражный фильм - прекрасная возможность расширить границы того, на что способно киноповествование, но в нем все равно должно быть что-то, что эмоционально увлекает зрителя. Вкратце, если это не суперкороткая история, то в фильме должен быть герой, добивающийся своей цели, и антагонист, ставший для него препятствием. Посмотрите фильм «I love Sarah Jane». Это история о подростках в городе-призраке, где взрослые превратились в зомби. В то же время в основе лежит история любви, история о парне, который не может добиться девушки старше него.

6. Вовлеките зрителя

У вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление и увлечь аудиторию. Одна страница короткометражки - это 10 страниц полнометражного фильма. Каков окружающий мир? Должны ли мы сопереживать главному герою? Выглядит ли мир и история достаточно реалистичными? Концовка также крайне важна: трудно по-настоящему прочувствовать хорошее завершение истории, поэтому уделите особое внимание значимой, удовлетворяющей ожидания концовке.

7. Избегайте клише

В коротком метре часто встречаются разные клише или избитые темы. Почему столько людей хочет писать о наемных убийцах, грабителях, о людях, думающих о своей смерти, об инцесте, о насилии и пр.? Избегайте стереотипов, если только у вас не появится свежий взгляд на подобные вещи, как в фильме «The Descendent»:

В этой короткометражке два сбитых с толку наемника хотят убить, казалось бы, невинного ребенка, и один из них испытывает настоящий страх, осознав, что ребенок обладает сверхъестественными способностями, чем и приводил в ужас свою мать.

Пишите о том, что вам близко по духу, что вызывает у вас эмоции, а не о том, что вы заимствовали из других фильмов. Не уходите от коротких историй, придерживайтесь малого формата - идеального средства для них и для вас, возможности рассказать небольшие истории как профессиональные сценаристы.

Последнее, но не менее важное: смотрите как можно больше короткометражных фильмов. Знания о том, что смотрят люди, нельзя ничем заменить, и вы как зритель (а также как автор) должны думать и чувствовать это.