Понятие и предмет философии как науки. Предмет и объект философии. Структура философского знания

Что же изучает философия? Объектом исследования философии является та духовная реальность, которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром. Эта реальность исключительно сложна и многообразна. Она включает: жизненный опыт человека (жизненная мудрость), а также разнообразные знания как естественно-научные (знания о природе и человеке, как части природы), так и социально-гуманитарные, в которых обобщается знание о человеке как о социальном существе, способном формировать знания об окружающем его мире и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими представлении о должном, правильном и справедливом мире. Предмет исследования философии уже. Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание, которое отражает закономерности природного и социального мира, обеспечивающие определенную упорядоченность мироздания. Разные философы определяли предмет философии по-разному.

Ø Платон указывает, что предметом философии является объективная сущность мира идей, порождающих все сущее, а цели философии – постижение этого высшего знания, что делает философа равным Богу.

Ø Аристотель считает, что предметом философии является предельно общее знание о первопричине каждой вещи, ее началах и конце. Это знание позволяет понять сущность вещи, избавляет от незнания, делает человека мудрым, т.е. способным учить других.

Ø Гоббс, английский философ XVII столетия, считает, что философия – это естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела Творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, причинах и следствиях.

Ø Л.Фейербах, немецкий философ первой половины XIX столетия, указывает, что предметом философии является исследование того, как объект жизненных интересов превращается в мысленный предмет, то есть знание о мире; поэтому философия и рассматривалась в античную эпоху как мать наук.

Обобщив приведенные примеры, можно сделать следующие выводы:

Ø Предметом философии является то общее, что присуще миру в целом (природе, обществу, человеку). Это - законы возникновения, развития и существования всего сущего (бытия в целом).

Ø Цель философии: на основе понимания этого общего знания сформировать правильное решения стоящих перед человеком задач, а также понимание своей собственной судьбы с тем, чтобы воплотить их жизнь.

Какой круг проблем охватывает философии? И какие основные разделы философского знания можно выделить? Их несколько:

1 Что есть мир, то есть каковы его основы – предельно общие принципы существования бытия и его развития. Эти вопросы исследует онтология (метафизика). Онтология (лат. ontos – сущее) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.


2 Как, каким способом можно познать мир? Этот раздел философии называется гносеология (эпистемология – раздел гносеологии; лат. gnosis –знание; episteme – научное знание) – теория познания. Гносеология – изучает проблемы познавательной деятельности, исследуя сущность познания, его природу, отношение знания к реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности, а также возможности рассматривать познавательный результат как объективное знание, отражающее истинное положение вещей.

3 Что есть Благо? Этот вопрос впервые поставил Сократ, который стремился познать высшую Истину, определяющую ценность и значимость для человека окружающего его мира. Исследование этой проблемы определило формирование аксиологии. Аксиология (лат. axios – ценность) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

4 Что представляет собой деятельность человека? Исследование этой проблемы определило формирование праксиологии. Праксиология (лат. praxis – опыт) исследует практическую деятельность людей, которая является условием и средством взаимосвязи человека с окружающим его миром.

5 Что есть человек? Исследование этой проблемы определило формирование философской антропологии. Философская антропология (лат. antropos – человек) – учение о человеке, его происхождении, социальной сущности, его взаимоотношении с природой и обществом.

6 Что такое общество? Исследование этой проблемы определило формирование социальной философии. Социальная философия (лат. socialis – общественный) – учение о происхождении общества, его структуре, закономерностях и механизмах, формирования и развития.

С развитием философии стали выделять такие разделы, как философия культуры, философия науки и техники и др. Важное место в системе философского знания занимает история философии, исследующая условия и причины возникновения философских идей и их воздействие на развитие человека и общества.

Ответы на поставленные вопросы философы дают на основе анализа практической и познавательной деятельности, которая осуществляется в системе отношений человека с окружающим его миром. Можно выделить:

Ø систему практических отношений (отношение к природе, материально-производственные, семейно–бытовые);

Ø идеологические отношения, определяющие формирование различных форм общественного сознания (политическое и правовое сознание, мораль, искусство и другие);

Ø научно-познавательные отношения;

Ø ценностные (эстетические, этические) и другие.

Все они диалектически взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга как части целого в целостной системы общественных отношений, совокупность которых и определяет общественная жизнь.

Поскольку философия изучает отношения человека к миру, которые складываются в процессе осуществляемой людьми практической и познавательной деятельности, то исходными философскими понятиями являются понятия субъект и объект , необходимые для анализа социальной деятельности. Только через анализ деятельности, в ходе которой человек познает, преобразует и творит новый мир в соответствии со своими потребностями, можно определить его отношение к этому миру.

Рисунок 1 Структура философии

Субъект (S) – носитель деятельности (отдельный индивид, социальная группа, класс, общество в целом) - тот, кто познает и творит. Производные от этого понятия – субъективность, субъективная; то, что характеризует субъекта – его желания, стремления, ценности.

Объект (О) – то, на что направлена познавательная и (или) преобразовательная активность субъекта; это та часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта и с которой субъект взаимодействует.

Субъект и объект, взаимодействуя друг с другом в рамках социальной практики, противостоят друг другу, но это противопоставление относительное. В процессе деятельности субъекта происходит их переход друг в друга: человек познает мир - объект субъективируется; а затем на основе обретенных знаний человек, осуществляя последующую деятельность, объективирует эти знания в результатах своего труда, то есть он творит некую новую реальность (материальную, например, технический объект, или идеальную, например, новые идеи, теории).

Подводя итоги проделанному анализу можно сделать следующие выводы: философия позволяет человеческой мысли достичь наивысшего уровня обобщения, увидеть мир как целостную, объективно существующую и развивающуюся по своим законам систему, частью которой является сам человек, и определить отношение человека к этой системе. Это создает возможность, рассматривать философское знание в трех измерениях:

Ø Философия есть предельно обобщенные знания – результат духовной деятельности, которые содержат в себе значительный пласт научных знаний; опираясь на научные знания (естественные и социально-гуманитарные науки) философия и обретает способность выявлять предельно общие закономерности всего сущего: природы, общества, а также человеческого мышления.

Ø Философия – это форма общественного сознания, охватывающая предельно общие идеи, составляющие фундамент культуры; поэтому она является фундаментом мировоззрения и определяет отношения человека к миру.

Ø Философия – это методология познавательной деятельности , выступающая в единстве теории и методов познания; теория отвечает на вопрос, что представляет собой мир в котором живет и творит человек; метод отвечает на вопрос, как познается и преобразовывается этот мир?

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета. Философия не является исключением. Вопрос об объекте, как правило, не обсуждается. Возможно это связано с тем, что понятия “объект” и “предмет” считается тождественными. Слово “объект” в латинской транскрипции означает “предмет” (лат. objectum - предмет).

Понятие объекта связано с понятием объективной реальности, существующей независимо от человека. Предмет - это вещь, явление или отдельная часть чего-то, обладающие свойствами и выступающими в отношения с другими вещами или явлениями. Объекты и предметы могут быть материальны (тела, вещи, явления и т.п.) или идеальны (понятия, мысли, идеи, образы, модели, дух, субстанция, абсолют и т.п.). Объекты философии разнообразны как разнообразна сама философия. Ими могут быть объективная и субъективная реальности, мир в целом или космос, субстанция или акдиденум, наука или религия, человек и его отношение к миру, язык, сознание, дух, Бог и т.п.

Предмет философии это прежде всего те проблемы, которые решает та или иная философия, те вопросы, на которые она дает ответы, каковых в философии, можно сказать, необозримое множество. В общем предмет философии констатируется и создается субъектом, но не произвольно, а в зависимости от исследуемого философией объекта. Поэтому в предмете философии так или иначе обнаруживаются акценты на те проблемы и вопросы, которые вытекают из познания ее объекта и которые можно в известной мере свести к определенному единству, признавая сферой интересов философии мир, человека, общество. В этом смысле предмет философии является выражением различных направлений философии, тяготеющих к познанию мира (философская онтология и космология), человека (философская антропология, персонализм, экзистенционализм) и общества (социальная философия). Нередко в качестве предельно обобщенного предмета философии называется отношение человека к миру с конкретизацией понятия мир: мир внешний (макрокосмос) и мир внутренний, человеческий (микрокосмос).

При всем различии перечисленных философий в нем можно все-таки обнаружить некое единство. Связующим звеном названного единства можно считать выявление философской сущности явлений и процессов. Например, рассуждения и размышления о мире в целом как предмете философии следует очевидно начинать с определения понятий “мир в целом”, которое является одним из неопределенных и вызывающих иногда негативную реакцию вплоть его в качестве предмета философии. Шопенгауэр считал что предметом философии является не “мир в целом”, а проблема сущности мира, вопросы же феноменальности мира составляют круг интересов науки, естествознания. В тесной связи с представлениями о сущности мира находится идея бытия, выражающая, как показали уже древние греки единство, целостность и гармонию мира. Поэтому проблема бытия зачастую рассматривается в качестве исходности в предмете философии.

Не менее древним предметом философии является проблема человека, включающая вопросы природы, души и тела, добра и зла, чести и бесчестия. Выявление социальной сущности человека т.е. непосредственной зависимости его от общественных структур привело к тому, что предметом философии стали проблемы общества. В качестве предмета философии можно назвать проблемы и вопросы связанные с изучением природы понимаемой в качестве проявления сущего (Вселенной, материи, бытия, духа и т.п.). Было бы неверно считать все проблемы и вопросы, составляющие предмет философии, как равнозначные. Есть среди них определяющие, определяемые и сопутствующие. К первым можно отнести проблемы человека, смысла и целей истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы. Ко вторым проблемы мира, знания, языка. К третьим проблемы натурфилософии. Но все они важны и существенны особенно в исторической среде, как важно философское многообразие и плюрализм философии, обеспечивающие работу философской мысли в области и сферы недоступные для других форм знания.

Предмет философии в известной мере конкретно-историческое явление, он изменяется с изменением философской мысли, меняется представления о мире, человеке и обществе, а следовательно, проблемы и вопросы его (предмета) составляющие.

Объект в философии – это предмет философии, рассматриваемый внутри природы вещей и оцениваемый вне зависимости от того субъекта, который познает.

Нельзя, конечно, рассматривать объект вне зависимости от субъекта, даже если речь идет о философском учении. Вместе с тем многие мыслители старались отыскать такие объекты философии, которые были бы абсолютно самостоятельными.

Объект философии – это не что иное, как универсум, то есть окружающий мир и та реальность, в которой он существует. Особенное внимание в философском учении уделяется человеку, считающемуся предметом философии.

Что является объектом в философии?

Объектом философии является объективная реальность, заключающая в собственных пределах человеческую жизнь. Под видом реальности же выступает все существующее в различных видах (не только явных). Другим ее определением в философии может быть понятием «бытия».

Когда бытие проявляется для физических чувств, то оно может именоваться действительностью. Та же часть бытия, которая не была проявлена, называется реальностью. Сама реальность считается скрытой, однако умопостигаемой. Это обеспечивает ее универсальность. Единое бытие, таким образом, составлено из сторон:

  • Реальности, являющейся причиной и условием изменения действительности;
  • Действительности, являющейся той же реальностью, которая проявляется в пространственных и временных очертаниях.

Получается, что действительность управляется умопостигаемой реальностью. Изменчивость бытия, составленного из реального и действительного, способствует возникновению вопроса о закономерности изменчивости бытия. Изменение окружающего мира происходит в ритмичном порядке – даже если говорить о физических законах.

Вот одной из задач философского познания и является рассмотрение причин постоянного изменения окружающего мира. Когда познание может прогнозировать варианты, связанные с развитием действительности в будущем, оно может называться мудростью. В сущности, мудрость является знанием, которым обладает закономерно развивающееся бытие в самых разных областях. Таким образом, постигается «невидимое» и осуществляется подготовка к будущему.

О предмете философии

Не зря неофициально философскую науку называют любовью к мудрости. Если говорить о том, что является объектом философии , то здесь в этом качестве выступают знания о действительности, которая объективно изменяется. Так определяется «внешняя» мудрость, которая проявляется в человеческом отношении к миру, который его окружает.

Предметом данной науки является знание о различных принципах, а также закономерностях той реальности, которая постигается умом и рождает «внутреннюю» мудрость. Обнаружение «внутренней мудрости» возможно в том отношении, который человек проявляет по отношению к самому себе.

Общие принципы познавательных процессов определяются единством внутренних, а также внешних отношений человеческого индивида к окружающему миру. Таким образом, философия оказывается внешним проявлением философской мудрости. Сама же мудрость – это внутреннее философское содержание.

Когда говорят о том, что является объектом изучения философии, рассматривают действительность отношения человеческого индивида и окружающего мира. Для выяснения специфики философского предмета, выясняется угол зрения, под которым осуществляется отображение изучаемого явления.

Прежде всего, акцент ставится на сущности изучаемых отношений, их первоначалах, специфике мирового устройства, взаимосвязях. Выходит, что предмет философии – это ее же объект, связанные с отношением между окружающим миром и человеком, рассматриваемый вместе с мировой и человеческой сущностью. Изучаются возможности для преобразования человеческой личности, структура мира, в котором человек обитает.

На различных исторических этапах философский предмет мог представить не в полной целостности, а именно так, как на тот момент требовалось ему предстать для освоения окружающей действительности.

Сначала мыслители задавались только вопросами первоначал окружающего мира, его устройства и структуры, теми или иными его сторонами. Впоследствии, на основе результатов размышлений формировался смысл бытия, рассматриваемый философами в качестве одной из основных задач.

Хотя всегда отмечалось многообразие подходов, связанных с отношением между человеком окружающим миром, появлялась потребность в целостном представлении про мир и собственное «я». Подобный подход обуславливался спецификой человеческой жизни.

Решение проблем, касающихся практической человеческой деятельности, зачастую оказывается невозможным без наличия философски обоснованных представлений о целостности окружающего мира. Собственно, никакая деятельность и невозможна без непосредственного существования мира.

Задачи философии

Отсюда вытекают такие важные задачи, существующие для философской науки, как:

  • Обозначение природы окружающего мира.
  • Обозначение социальных и личностных интересов по отношению к миру, их характера и даже направленности.
  • Историческое социальное развитие.

Для решения вышеуказанных задач философия предлагает несколько подходов. Например, людям необходимо считаться с тем, что существует объективный мир, имеющие объективные закономерности, природные связи. Основой этого мира является материальное начало,а сам человек представляет собой часть окружающего мира.

Виды объекта философии

Существуют различные виды объекта философии , связанные с тем, что сама философская дисциплина является многосторонней и многогранной. Соответственно, и изучаемый объект не может быть единственным. Пожалуй, более всего внимание обращается на человека, социум и окружающую природу, как достойные предметы изучения, их закономерности и взаимосвязи.

Вне зависимости от уровня своего развития общество не представляет собой однородную совокупность различных индивидов, поскольку связано с отношениями между абсолютно разными социально-историческими общностями. Каждая такая общность имеет собственные качественные характеристики, которые необходимо регулярно изучать и анализировать.

Философская наука характеризует социум в качестве динамической системы, которая саморазвивается. При серьезных изменениях он все равно продолжает сохранять собственную сущность, а также показатели качественной определенности.

Начальные представления, рассказывающие про системность в окружающей природе и социуме, встречаются уже в трудах некоторых античных мыслителей, когда они говорили о том, что бытие упорядочено и целостно. Из философов нового времени, занимающихся данными вопросами, следует отметить Конта, Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера и так далее.

Сам по себе социум является социальной системой, которая может развиваться сама по себе,а существует за счет человеческой деятельности. Собственно, именно в человеческих материальных или духовных взаимоотношениях и следует искать настоящий системообразующий социальный фактор.

Социальные системы

Характеристиками социальной системы являются:

  1. Открытость;
  2. Согласованность подсистем.
  3. Неравновесность.

Динамика социальных систем может описываться посредством использования специальных моделей. Иногда в роли социальных систем могут выступить некоторые элементы общества, являющиеся его подсистемами, вроде тех или иных областей общественной жизни, взаимосвязи человека и социума, этнических групп, государственных союзов.

Такие подсистемы объединяются за счет различных рабочих взаимодействий и отмечаются наличием процессов:

  • Самостоятельной регуляции;
  • Самостоятельного воспроизведения;
  • Самостоятельного структурирования.

Общество в роли социальной системы может характеризоваться согласованностью между подсистемами, открытостью и даже непредсказуемостью, поскольку существует несколько вариантов его развития.

Если рассматривать природу, как объект философии, то данный термин используется наукой сразу в нескольких интерпретациях:

  • Чтобы обозначить все существующее.
  • Чтобы определить внечеловеческую реальность (мир, существующий вне зависимости от антропологического фактора).
  • Как синоним термину «сущность».

Представления древних

Что касается представлений древних, то природа ними соотносилась с людьми, люди поэтому задумывались о том, какой сущностью наделены психические процессы и постепенно начали использовать анимизм, связанный с уверенностью с существовании человеческой души . Можно еще отметить такое определение, как гилозоизм, когда душой наделялся полностью окружающий мир.

Именно эти мировоззрения послужили последующему формированию рационалистических представлений о том, что представляет собой природа. Так появилось понятие «логоса», то есть всеобщего закона, который способен управлять миром. Он управляет и природой и человеком. Но человеческий разум изначально оспаривал право на самостоятельное преобразование природы.

Современная философия

При изучении строения современного материального мира прибегают к использованию системных подходов, предполагающих, что необходимо рассмотрение любых объектов природы в качестве сложных образований. Собственно, выработка самого понятия «система» в свою очередь и была необходима, чтобы обозначать составную целостность объектов. При этом акцент также ставится на наличие взаимосвязей между системными элементами.

Само определение «элемента» предполагает присутствие неделимого компонента в пределах системы, но только по отношению к представленной системе. Если анализировать отношения элемента к остальным системам, то здесь представлена уже достаточно комплексная система.

Системная целостность может подразумевать возникновение новых интерактивных свойств после того, как составные части образуют общую систему. В природе и философском ее понимании такие системы могут быть представлены микромиром, макромиром, а также мегамиром.

Человек как объект философии

Человек как объект познания в философии рассматривается не только в социальной, но и в родовой совокупности. Если изучать сущность человека через призму философии, возникает достаточно большое количество вопросов, затрагивающих человеческую сущность, познаваемость или непознаваемость явления, универсальность, доминирование биологической или же социальной человеческой природы, эволюционные начала и системы, связанные с человеческими ценностями.

Философская антропология, занимающаяся ответами на данные вопросы, развивается с древних времен и продолжает развиваться наряду с развитием социоприродных областей человеческого обитания и непосредственного развития самого человека.

Соответственно, следует говорить и о сегодняшней актуальности и даже злободневности данного вопроса. Причем, такая актуальность порождена не конъектурными особенностями, а результатом человеческой деятельности (в хозяйстве, экологии, социуме и так далее).

Объект исследования в философии

Центральным объектом исследования философии является мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир. В качестве же философского предмета рассматриваются закономерности, характеристики, а также формы бытия, которые действуют во многих материальных и духовных сферах.

Нельзя не говорить о тесной взаимосвязи философской науки и человека. В частности, можно отмечать следующие исторические периоды, связанные с развитием тех или иных точек зрения на проблему человека и его роль в окружающем мире:

  • Сначала уровень понимания проблемы воспринимался, как методологически исходный философский принцип. Человек рассматривался в роли главного объекта или предмета философствования, определялась важность такого принципа.
  • Уровень философского осмысления человеческого индивидуума. Рассматривается самостоятельность человека для философской рефлексии, применяются средства глубинного анализа при изучении проблемы человека.

Получается, что проблема человека во все времена находилась в глубине философских исследований, вне зависимости от проблем, которыми эта наука была занята.

Выделяются еще такие периоды философского изучения проблемы человека, как центрального объекта философствования:

  • Рассматривание проблемы метафизическими средствами (античными представителями);
  • Рассматривание проблемы теологическими средствами (средневековыми мыслителями);
  • Анализ проблемы посредством математических и механических методов (философами нового времени);
  • Рассматривание человеческой проблемы биологической наукой.

Чтобы человек мог быть исследован, как сложный объект для познания, был выработан комплекс понятий, благодаря которому определяется человеческая природа и сущность, смысл человеческого существования.

В первую очередь, человек представляет собой самый высокий уровень среди живых организмов, обитающих на нашей планете. Кроме философии он является субъектом и объектом изучения многих наук и видов деятельности, включая культуру, а также историческую деятельность.

Философские понятия о человеке

Не следует забывать о родовой категории такого понятия, как человек, поскольку одно определение может выражать общие характеристики рода или же социализированного индивида. Данное понятие объединяет различные характеристики человека, включая социальные и биологические.

Определение «индивид» используется при изучении отдельной человеческой единицы в философской науке. Индивидуальность здесь рассматривается в качестве комплекса самобытных черт и качеств, которыми индивид обладает.

Личностью являются социальные характеристики, которыми обладает индивид и которые он приобрел при воспитании, духовном развитии или общественном взаимодействии. У личности обязательно присутствуют динамические черты, так как статической она быть просто не способна.

Человеческая природа изначально предполагает активность и деятельность, так как человек волен самостоятельно творить собственную судьбу, а также творить мировую историю и культуру. Что касается деятельности, то ее можно рассматривать в качестве метода человеческого существования в роли творческого индивида (речь идет не обязательно о культурном творчестве, но человек рассматривается в роли исторического и жизненного творца).

Жизнь заставляет индивида постоянно меняться и определенным образом менять тот мир, который его окружает. Соответственно, у людских способностей наличествует характер конкретной историчности, которые меняются в процессе деятельности.

По мнению того же Маркса внешние человеческие чувства формировались под воздействием труда и индустрии. Деятельность делает человека более пластичным и гибким, дает ему физическую энергию и возможности для постоянного поиска.

Причем человек имеет не только социальный, нот также биологический механизм, ответственный за наследование. Например, социальное наследование проходит в процессе социализации, то есть личностном становлении, которое осуществляется через воспитательные процедуры.

Еще человек не может без коллективного жизненного образа, так как только подобная деятельность позволяет ему создавать и развивать основные собственные характеристики. Богатый человеческий ум и его эмоциональный мир определяются широтой его коммуникационных возможностей и взаимодействием с остальными индивидами.

Людям подвластно создание собственных орудий труда и последующее их совершенствование. С опорой на нравственные нормативы, человек регулирует свои взаимоотношения.

Эволюция философских взглядов

Необходимо отметить постоянные изменения взглядов разных мыслителей на человеческое существо в разные исторические периоды. Развитие философских взглядов прослеживается с ранних эпох. Причем, взгляды постоянно менялись и были склонны к эволюционированию.

Можно акцентировать внимание на следующих философских подходах, помогающих определить человеческую сущность:

  • Субъективистский, когда изучается внутренний человеческий мир.
  • Объективистский, когда человек рассматривается в качестве носителя внешних жизненных условий.
  • Синтезирующий, когда человек рассматривается в качестве союза субъективных и объективных причин.

Среди последователей вышеуказанных подходов разделяются такие определения, как человеческая сущность и человеческая природа или же не разделяются.

Основным объектом познания в философии является человек и все, что только может быть связано с ним: это отношения с окружающим миром, закономерности развития и существования. Также роль еще одного объекта познания в философской науке играет мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир.

Человек как объект познания в философии

Необходимо отметить, что вопрос о человеке занимает одно из самых важных мест в философской науке. В частности, ставятся такие важные проблемы, как значение человека в современном мире, его точное место в социуме.

Сам же раздел философии, занимающийся решением вышеуказанных вопросов, называется философской антропологией. Проблемы же, связанные с человеком, оказываются важны потому, что одной из целей философии также считается решение мировоззренческих вопросов, связанных со свободой человека, его местом в социуме и перспективами человеческого развития.

Решать же такие проблемы необходимо потому, что человек является творцом общественной истории, субъектом многих форм деятельности. Соответственно, понимание его сущности практически гарантирует понимание того или иного исторического процесса.

Об ответственности человека

Поскольку глобальные проблемы в современное время продолжают обостряться, человек становится еще более ответственным за собственную деятельность. Прежде всего, он отвечает за то, чтобы сохранять земную природу. Философский же подход специфичен потому, что здесь человеческая личность рассматривается в качестве целостности, немало внимания уделяется связям человека с окружающим миром.

Интересно, что те же античные мыслители (например, Аристотель) не зря называли человеческое существо общественным животным, поскольку так они обозначали его главную сущность. Много позже Плеханов уточнял, что человек представляет собой, действительно, общественное существо, которое может производить и эксплуатировать орудия труда, способствовать изменениями окружающего мира, использовать собственное сознание в качестве функции головного мозга, применять в своих целях членораздельную речь.

В сущности, можно будет правильно говорить о том, что в человеке соединяется природное с социальным. Решатся же такой вопрос мог абсолютно по разному, в зависимости от философского учения:

  • Натуралистическое отношение к человеку;
  • Социологическое.

Натуралистические подходы связаны с преувеличением человеческого природного начала, которое непосредственно влияет на человеческую жизнь. Такой пример можно, например, отыскать в учении социального дарвинизма, когда закономерности эволюции был просто-напросто перенесены в социальные законы.

Человеческая природа, согласно представителям натуралистического подхода, никогда не меняется. Основа человеческой природы может быть:

  • Физической;
  • Генетической;
  • Естественной.

Общность подобного основания заметна хотя бы в том, что человеческое существо, как и животные, нуждаются в употреблении пищи, в кислороде. Человеческое здоровье определяется основой организма. Без этого социальные функции и их реализация оказываются невозможными.

Естественная основа подразумевает рассматривание человека в качестве природного явления, который является зависимым от нее. Это, кстати, дополнительно подчеркивает важность экологической проблемы. Человек способен осознавать собственную роль, анализировать свой жизненный смысл, понимать конечность собственного бытия.

Достаточно важным фактором, необходимым для понимания человеческой сущности, оказывается религия. В контексте философии религиозные вопросы всегда считались важными, а средневековую эпоху – тем более.

Что касается взглядов философов нового времени на человека, то они достаточно многообразны. Вместе с тем немало мыслителей полагают, что человеческая сущность заключается в адекватной способности отличить прагматичное от целостного. Реальному миру нужна прагматичная и адекватная оценка.

Выводы об объекте философии

Как мы видим, объектом философии является окружающий мир, а ее предметом – человеческий индивид. Явственной оказывается взаимосвязь между объектом и предметом, закономерности которой тоже рассматриваются и изучаются философским учением.

В различные эпохи разными философскими течениями тот же человек и его предназначение рассматривались отлично друг от друга. Вместе с тем определенная общность, связанная с основным местом человека сохранялась.

Часть 1. Основы метрологии

Метрология, стандартизация, сертификация

Ирина Геннадьевна Попова

Периодические издания

Дополнительная

  1. Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд – во стандартов, 1985. – 256 с.
  2. Коротков В.П., Тайц Б.А. Основы метрологии и теории точности измерительных устройств.- М.: Изд-во стандартов, 1978. – 352 с.
  3. РМГ 29-99 «ГСИ. Метрология. Основные термины и определения»
  4. Сергеев А.Г. Метрология: учебное пособие для вузов / А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М.: Логос. 2000
  5. Зайдель, А. Н. Погрешности измерений физических величин /
    А. Н.Зайдель; ред. Ж. И. Алферов. – Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1985.
  6. Рабинович С.Г. Погрешности измерений. –Л.: Энергия, 1978. 262 с.
  7. Худсон Д. Статистика для физиков. /Пер. с англ. В.Ф. Грушин; ред. Е.М. Лейкин. – М.: Мир, 1970. 193 с.
  1. Измерительная техника
  2. Метрология – приложение к журналу «Измерительная техника»
  3. Известия высших учебных заведений. Приборостроение
  4. Автоматика и Телемеханика / Automation and Remote

Борис Моисеевич Кербель

Учебное пособие

Редактор: Р.В. Фирсова

Технический редактор:

Подписано к печати___ Формат 60х84/32.

Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая №2.

Плоская печать. Усл. печ. л. ___. Уч. изд. л. __ .

Тираж __ экз. Заказ_____

Отпечатано в ИПО СТИ НИЯУ МИФИ

636036, Томская обл., г. Северск,

пр. Коммунистический, 65.

Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляда у человека в более продуманную систему. Разумеется, можно прожить без философии, но если стремиться выйти за узкие рамки обыденных представлений, то без философии не обойтись. В ней воплощен опыт человеческого сознания мира, искания истины, творческих удач. Философия-это свободное мышление.

Стихотворение Х.Калау «Развитие»

От дубины до атомной бомбы:

Кто? Кого? За что?

От вожака до президента:

В чьих руках власть?

Кто решает?

От костяшек счетов до

компьютера:

Кто извлекает пользу?

От идолопоклонничества до

Марксизма:

Чем жив человек?

Насколько на самом деле

Отдалились мы от царства зверей

Зависит от наших ответов.

Философия («любовь к мудрости»от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость) – особый вид теоретической деятельности (что такое мудрость и как с ней подружиться).

Сущность философии: философия – это учение о наиболее общих принципах объяснения мира и человеческой деятельности.

Развитие теоретического мышления и становлении философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительной стадии классовых отношений, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.



Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знания, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах.

Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Развитие практической деятельности человека пред­полагает совершенствование его способности предви­дения, основанную на наблюдении определенной по­следовательности событий и, таким образом, пости­жении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоя­тельств и внутренних условий, характерных для опре­деленных областей и общностей.

К важнейшим момен­там, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и, прежде всего, появле­ние абстрактных понятий, является важным свидетель­ством формирования теоретического мышления и скла­дывания предпосылок для возникновения общих умо­заключений, а тем самым и для философии.

Философия формирует онтологические, гносеологические и мировоззренческие положения относительно природы-общества-мышления (это и является объектом философии)

Сложность в том, что философия одновременно является наукой и мировоззрением.

Философия - это общая наука. Ее отличие от частных в том, что непосредственно с предметом она не работает. Она лишь описывает предмет, объясняет закономерность и дает прогнозы на будущее.

Философия возникла в развитом классовом обществе. Философские системы Востока и Запада чрезвычайно отличны разным предметом философии.

Объект философии – объективная действительность вокруг нас, которая является объектом изучения (природа, общество (человек) и мышление).

Предмет философии - тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования (онтология, гносеология, этика, антропология – все это разные точки зрения на объект философии).

Предмет философии – это всегда ответ на вопросы общества. Например, в Древней Индии главным вопросом был: «Как жить, чтобы уменьшить страдания?». В то время в Индии имела место кастовая система, в которой, например, люди из низшей касты шудра не могли изменить своего социального положения. Количество социального горя было велико, следовательно, предметом философии стал вопрос «Как жить?». В Китае на первый план выходили проблемы социального устройства общества (борьба за власть, хаос в общественной жизни), следовательно, предметом философии был вопрос о порядке в обществе. В Античной Греции рабы могли получить свободу, уровень социального горя был низок, соответственно, предмет философии – онтология, мир вокруг.

Предмет философии – всегда ответ на окружающую обстановку. Гегель говорил: «Философия – это визитная карточка эпохи», иначе говоря, философия – это эпоха, схваченная в мыслях.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие , так и мышление , как постигаемый Космос , так и постигающий его дух . Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида : «мыслить и быть - одно и то же» ). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика , метафизика , онтология , эпистемология , эстетика , этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём» В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления» .

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности» .

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости .

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», - это Гераклит :

Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона .

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Функции философии и формы философской деятельности

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

  1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
  2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
  3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

  1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
  2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
  3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
  4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
  6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
  7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Философия как образ жизни

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

  • Является ли философия наукой?
  • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
  • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия - один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез , роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности . Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго - выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

Нужно также отметить, что история философии - это гуманитарная наука , основной метод которой - толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

  • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм , то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии .

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия: за и против

Смысл и польза философии

Польза философии - формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии - народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков - это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

Критика философии

История философии

Американская философия
Латиноамериканская философия
Африканская философия
Австралийская философия

Философия индуизма
Индийская философия

Современные философские проблемы

Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке , 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H ) - тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

Разделы философии

В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику , эпистемологию , этику , эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию . Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии , а отделение политической теории - к появлению политической философии .

Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

Общефилософские дисциплины

  • Метафилософия - философия философии.

Философия средств и способов познания

Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

  • Логика - философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
  • Эпистемология (гносеология , теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
  • Философия науки , в том числе философии отдельных наук
    • Философия биологии
    • Философия психологии
    • Философия социальных и гуманитарных наук
  • Философия сознания (философия ментальности, философия ума)

Теоретическая философия

Теоретическая философия - философские дисциплины, исследующие сущее.

  • Онтология - наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности . В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
  • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная - наука о началах бытия.
  • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)

Практическая философия

Практическая философия - философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

  • Этика - философия морали . В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки) , «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
    • Этика поступка
    • Социальная этика
      • Профессиональная этика
        • Юридическая этика (этика юриста)
    • Экономическая этика
  • Эстетика - философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
    • Философия искусства
  • Праксеология (прагматика , философия деятельности)
  • Философия образования
  • Политическая философия (философия политики)
  • Философия культуры
  • Философия экологии

Философские дисциплины или философские направления

Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

Философские теории идентичности

К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

  • Этнофилософия
  • Философия расы (философия расизма)
  • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
  • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
    • Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм , деизм , пантеизм).
    • Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
  • Философия традиционализма (философия традиции)

Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

  • Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика , мистицизм).
  • Герменевтика (философия понимания)
  • Семиотика (теория знака)
  • Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
  • Философия существования

Организация философии

  • Философские организации
  • Философское образование
  • Философские сочинения
  • Философские сайты

См. также

  • Философский термин (философская терминология)
  • Разновидности философии - термин «философия» в различных словосочетаниях

Примечания

Ссылки

  • Национальная философская энциклопедия Поиск по 48 философским словарям

Литература

  • Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии . - 1993. - № 8. - С. 113-123.
  • Мамардашвили М. К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 57-71.
Учебники для начального изучения
  • Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.
  • Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
  • Доброхотов А. Л.