Анализ картины охотники на привале. Картина "Охотники на привале": описание для школьников. Современная история картины

Вокруг этой работы мастера Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.



В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

В. Перов. Птицелов, 1870

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале*

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале*

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент

В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В. Перов. Охотники на привале, копия 1877 г.

Василий Перов - известный русский художник-жанрист второй половины XIX века. Одна из самых знаменитых картин живописца - «Охотники на привале», написанная в 1871 году. Почему именно эта картина стала настолько популярной, где хранятся авторские повторения с «Охотников на привале» и как один из персонажей полотна связан с писателем Львом Толстым?

Что интересно, Василий Перов к своей живописи относился скептически и невысоко ценил свои работы в отличие от его современников. Например, о картине «Охотнике на привале» Федор Достоевский писал: «Картина давно уже всем известна; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Василий Перов «Охотники на привале», 1871

Василию Перову удалось создать шедевр. В одной картине «Охотник на привале», которую художник задумывал как анекдот, он сочетает сразу несколько живописных жанров: бытовая сцена, пейзаж, натюрморт. В центре на фоне осенних полей - трое охотников. Пожилой небогатый дворянин, оживленно рассказывает о своих охотничьих подвигах. Молодой человек доверчиво его слушает, да так увлекся рассказом, что забыл зажечь папиросу. А крестьянин, полулежащий в центре, только иронично ухмыляется - он таких рассказов уже наслушался.

Художник в картине изобразил своих друзей. Рассказчик - врач Дмитрий Кувшинников. Кстати, после того как картина была выставлена на первой передвижной выставке, имя Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. У него дома часто собирались писатели, художники, среди них - Чехов, Левитан и другие. Охотник-скептик - это еще один друг Перова, врач и художник-любитель Василий Бессонов. Прототипом молодого охотника стал 26-летний врач Николай Нагорнов, который позже женился Варваре Толстой, племяннице великого писателя. Получилось, что три врача стали охотниками.

Оригинал картины «Охотники на привале» (холст, масло 119х183) хранится в Третьяковской галерее. В 1877 году художник написал уменьшенную авторскую копию, которая хранится в Русском музее в Петербурге. Ходили легенды, что Перов сделал три картины «Охотников на привале». Третий вариант нашелся в Николаеве в Украине. Более 20 лет сотрудники Николаевского областного художественного музея им. В. Верещагина были уверены что картина в их фонде - отличная копия, ведь в советское время шедевр Перова был очень популярен, появилось огромное количество копий и репродукций «Охотников». Однако в 2004 году музей посетил киевский реставратор Николай Титов, который без сомнений заявил, что холст и краски принадлежат к XIX веку. Картину отправили на исследование, в ходе которого искусствоведы выяснили, что это авторское повторение. После реставрации копия «Охотников на привале» вошла в основную экспозицию музея.

СПРАВКА

У художника Василия Перова была непростая судьба. Он был незаконнорожденным сыном губернского прокурора барона Георгия Криденера. Не известна точная дата рождения художника - 2 или 4 января 1833 года. И хотя после рождения Перова его родители обвенчались, Василий не мог носить фамилию своего отца. В документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крестного отца.

После отставки барона, его семья переехала в Самарскую губернию. Здесь маленького Василия отдали на обучение к дьячку. Наибольшие успехи он делал в чистописании, за что и получил прозвище Перов, которое к нему приклеилось на всю жизнь.

Иван Крамской «Портрет Василия Перова», 1881

Василий хотел учиться живописи, но родители долго противились этому. В конце концов Перов в 1852 году уехал в Москву и поступил в Училище живописи и ваяния. В 1862 году художник женился на Елене Шейнс, уехал с семьей в Париж за счет Академии. Но через два года художник вернулся на родину, ему оказались не близки жанровые сцены французской жизни. Перова больше интересовала жизнь простых людей в России. В 1860-е он создает картины, где раскрывал противоречия современной жизни - «Тройка», «Проводы покойника», «Сцена на почтовой станции» и другие. В них он старался показать тяжелое положение наемных работников.

Василий Перов «Тройка», 1866

В 1869-1870 годах в жизни художника произошла трагедия, которая повлияла на его творчество. От эпидемии умерли жена и двое детей Перова, остался жив только сын Владимир. Живописец стал изображать простого человека, его радости повседневной жизни. Увлечение художника охотой нашло отражение в нескольких картинах - «Рыболов», «Птицелов» и других. Кроме картин на бытовые темы Василий Перов создал исторические полотна и портреты Достоевского, Островского и других своих современников.

Василий Перов «Портрет Ф. М. Достоевского», 1872

В 1872 году Перов женился вторично. Под конец жизни Василий Георгиевич стал заниматься литературой, писал рассказы. Умер Василий Перов от чахотки в 1882 году в Москве. Похоронили художника на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Сын живописца от первого брака Владимир Перов тоже стал художником.

В публикации использованы материалы из энциклопедии «Сокровища русских музеев» и с официального сайта Николаевского художественного музея им. В. Верещагина.

На переднем плане художник показал добычу, с которой бравые охотники идут домой. Кто-то из них подстрелил утку, а кто-то - зайца. Один из товарищей сидит в темном пальто, немного наклонившись вперед - и что-то увлеченно рассказывает остальным. Другой охотник прилег на пожелтевшую траву. Он слушает историю, но недоверчиво посматривает на друга. Третий охотник полностью верит рассказу товарища, поэтому слушает внимательно, даже немного вытянулся вперед. Немного в стороне бегает собака, которая не привыкла отдыхать. Она что-то услышала - и уже готова продолжать охоту без своего хозяина.

На заднем плане виднеется бескрайнее поле с пожелтевшей травой, а сверху нависло грустное, осеннее небо. На фоне неба мелькают тени птиц, которые уже не привлекают охотников.

Картина написана в немного юмористическом стиле, так как видно, что один из охотников хвастается своими давними заслугами, а их на самом деле не было. Это полотно дышит оптимизмом и задором, поэтому настроение сразу улучшается - и появляется стремление сделать что-то хорошее.

Второй вариант сочинения:

Василий Григорьевич Перов - знаменитый русский художник. Его кисти принадлежат такие знаменитые картины, как «Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах». Не менее знаменито его полотно «Охотники на привале».

Центральную часть картины занимают три охотника, расположившиеся на отдых после удачной охоты. Лежащие рядом заяц и утки наглядно говорят о том, что охота удалась. Да и лица героев картины выражают удовлетворение. Позы охотников, их внешний вид о многом говорят зрителям.

Охотник слева, который увлеченно что-то рассказывает, из дворянского сословия. Он хорошо одет, ухожен. Он так эмоционально рассказывает охотничьи байки: его глаза широко раскрыты, руки показывают, что зверь вот-вот готов накинуться на него. Весь его облик говорит: «Медведь поднялся на задние лапы. Идет на меня. Вот-вот вцепится своими когтистыми лапами». Скорее всего, его рассказ - чистой воды выдумка.

Второй охотник, также дворянин, похоже, еще новичок в этом деле. Он настолько захвачен рассказом бывалого напарника, что ничего не замечает вокруг. Его рука с папиросой замерла на полпути, он не шелохнется. Молодой человек верит каждому слову рассказчика. Такое впечатление, что он сейчас воскликнет: «О, господи, страсти какие!».

И лишь третий охотник с недоверием относится к рассказу. Бывалому охотнику, простому крестьянскому мужику, понятно, что барин приврал, да уж больно много. Ему забавно слышать враки образованного человека. Крестьянин-охотник смеется над легковерностью своего молодого напарника. Его улыбка говорит: «Ох, и врать ты, братец, горазд! А ты-то всему веришь!»

И лишь окружающая охотников природа не разделяет беззаботности и довольства охотников. В небе тревожно кружат птицы, надвигаются мрачные тучи. Ветки кустарника вокруг замерли в каком-то тревожном ожидании. Но довольные охотой и увлеченные рассказом мужчины не замечают этого напряжения.

Сюжет

Какая хорошая охота обходится без посиделок с рассказом баек? Василий Перов как увлеченный охотник и сам не раз бывал на таких встречах, почти наверняка так же травил приключенческие истории о силе зверя, своей удали и удаче. Та увлеченность, которая читается на лицах героев, вызывает зрителя на диалог, мы вовлекаемся в сцену, словно по губам читаем, что именно говорит баюн.

«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Федор Достоевский.

«Охотники на привале». (wikipedia.org)

Современники без труда узнали в героях знакомых художника. В реальной жизни все трое были товарищами и коллегами. Для рассказчика позировал врач Дмитрий Кувшинников, для «бывалого» — врач Василий Бессонов, для новичка — 26-летний врач Николай Нагорнов. Вместе с Перовым они часто ездили на охоту.

Подробно выписан натюрморт. Нехитрая закусь позабыта за увлекательным рассказом. Однако так ли опытен рассказчик и его слушатели? Отличное ружье лежит небрежно в траве, что непозволительно. Рожок, который использовали на псовой охоте, выглядит лишним — никаких признаков стаи гончих нет, то есть инвентарь собирали, не особенно понимая его предназначение. Каблук у обуви высокий, что на охоте не удобно. Очевидно, что никто из охотников не мастер, все они — дилетанты.

Краски пейзажа и заяц-русак в числе добычи говорят, что события происходят поздней осенью. Однако рябчик, лежащий тут же, делает очевидным, что и сам художник привирает нам: не могли быть на одной охоте убиты и лесная птица, и заяц — обитатель полей и степных зон.

Пейзаж, который здесь исполняет роль «слушателя», завершен Алексеем Саврасовым. Об этом Перов сообщал в одном из своих писем, при этом не уточняя, какой именно объем работы был выполнен Саврасовым.


«Птицелов», 1870. (wikipedia.org)

Полотно «Охотники на привале» создано в поздний период творчества Перова. В это время художник отходит от привычных ему тем тяжелой крестьянской доли, лицемерия властей и церковников, общей необустроенности страны. На первый план выходит образ крестьянина-созерцателя, находящегося в единении с природой.

Судьба художника

Василий Перов как незаконнорождённый сын тобольского прокурора получил фамилию своего крестного отца — Васильев, а псевдоним, с которым он вошел в историю искусства, ему дал дьяк, обучавший грамоте: «Вон как буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым».


«Сельский крестный ход на Пасхе». (wikipedia.org)

В детские годы Василия семья часто переезжала: отца уволили со службы и нужно было устраиваться по-новому. В 10 лет мальчик переболел оспой, что сказалось на его зрении — полностью оно так и не восстановилось.

Уже в детстве Василий решил стать художником. Его отправили учиться в Арзамас, но из школы отчислили за тарелку горячей каши, запущенную в однокашника. В 19 лет он поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Жить было тяжело. Зимой он даже пропускал занятия — не в чем было идти в мороз. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь. Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса.

Перов был одним из тех редких живописцев, кому пенсионная поездка в Италию не пошла на пользу. Он вернулся раньше срока, заявив, что не понимает Европы и не может создать что-либо стоящее. Остаток жизни Перов провел в Москве, где, несмотря на растущую популярность, продолжал бороться с нищетой.


«Тройка». (wikipedia.org)

На начальном этапе движения передвижников Перов тесно с ними сотрудничал. Но как только понял, что их выставки не приносят столь нужного ему финансового спокойствия, оставил товарищество. Последнее десятилетие жизни Перова отмечено состоянием, близким к депрессии: он правил ранние работы, искал новые идеи. Те сюжеты, которые сделали ему имя — жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищета, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе, — больше не увлекали художника. Он был разочарован. Перов старался проявить себя в исторической живописи, в жанровых сценах, но многие его задумки остались на стадии эскизов. Последней работой художника стало масштабное полотно «Никита Пустосвят».

В 1882 году во время своей любимой охоты Перов простудился, болезнь развилась в чахотку, от которой художник скончался в 48 лет.

Учащимся школьных заведений может быть задана нелегкая задача - описать художественное произведение. На первый взгляд картина «Охотники на привале» не дает широких просторов для творчества. Тем не менее, если присмотреться, то можно понять, что в ней кроется кусочек жизни, наполненной эмоциями и переживаниями. Картина «Охотники на привале», фото которой можно лицезреть в журналах или школьных учебниках, у каждого может вызвать свои ощущения. Задачей родителей является правильно донести до сына или дочери суть такого задания, чтобы ребенку было просто с ним справиться.

План построения описания картины

Чтобы школьник смог понять, как писать рассказ о том, что увидел на рисунке художника, следует предложить ему план. Известная картина «Охотники на привале» вмещает в себя достаточно широкий смысл. Поочередность написания может быть следующая:

Приблизительно такой план поможет описать произведение, которое написал художник Перов. «Охотники на привале» - картина, каждому открывающая свои эмоции, волнения и состояние души изображенных на холсте любителей добычи.

Описания для школьников

Тексты рассказа об увиденном изображении могут быть приблизительно следующего содержания.

"Известная картина Перова «Охотники на привале» вызвала во мне различные ощущения, но все они приятные. Художник в пастельных тонах сумел передать яркие и переполняющие эмоции.

На переднем плане видно трех уставших охотников, которые, скорей всего, или собрались уже домой, или просто решили отдохнуть. Один из охотников, судя по выражению лица и жестам, увлеченно рассказывает быль или небыль, происшедшую с ним во время охоты. Второй любитель побывать в засаде, ожидая добычи, внимательно слушает рассказчика. А третий, расслабился и улыбается. Скорее всего, он либо не верит рассказу, либо погрузился в собственные мысли и мечтания.

Также на первом плане можно заметить, что домой охотники придут не с пустыми руками. Они уже добыли утку, зайца.

На заднем плане изображения виднеется надвигающаяся гроза. Тучи сгустились над широким полем и угрожающе потемнели. Деревья согнули свои кроны, словно хотят защититься от сильного ветра. Но охотников, судя по всему, не смущает приближающаяся непогода.

Художник сумел передать все эмоции, картина живая и позволяет полностью окунуться в атмосферу происходящего".

Приблизительно таким образом может быть описана картина «Охотники на привале». Но можно и более широко описать художественное произведение.

Детали

Картина «Охотники на привале» каждым воспринимается по-своему. Еще одним вариантом описания может стать следующее.

"Перов очень ярко и эмоционально изобразил гонящихся за дичью на привале. Видно, что охотники устали, но удовлетворены своим походом. На переднем плане отчетливо видно, что домой кто-то из них привезет дичь, а кто-то зайца.

Создается впечатление, что охотник в черном плаще, выглядящем дорого, в тот день не поймал ничего и решил красочно описать свои былые победы. Хотя, посмотрев мимолетно, становиться понятно, что жесты охотника зашкаливают. Поэтому, вероятно, что он рассказывает небылицу.

Совсем молоденький охотник также одет достаточно прилично, внимательно слушает каждое словечко. Это видно и по его выражению лица, и по тому, как он замер в ожидании исхода истории.

А третий любитель поохотиться с ухмылкой смотрит на происходящее. Создается впечатление, что он не раз слыхал разные увлекательные и выдуманные истории от рассказчика. Но, не смотря на некоторые сомнения в лице, охотник вполне удовлетворен сегодняшним днем.

Видно, что все друзья прекрасно провели время. Это отражается и в лицах, и в их настроении. Также заметно, что все из изображенных достаточно зажиточные и не бедные люди того времени. Это можно увидеть по их одежде, ухоженности, аксессуарам.

Рядом бегает собака одного из охотников. Она не желает отдыхать и по всему видно, что все еще ищет добычи.

На втором плане художественного произведения виднеются надвигающиеся тучи. Птицы, словно улетающие от грозы. В бескрайнем поле деревья склонили ветви, укрывая стволы от непогоды, словно укутываясь.

Тем не менее, охотники не спешат покидать дружескую и милую атмосферу. Ведь они славно поработали сегодня с оружием и им есть, чем похвастаться друг перед другом.

Описание картины «Охотники на привале» для старшеклассников

Ученикам старших классов нередко задают написать изречения о художественных творениях известных авторов. Обычно выпускники пишут кратко, но насыщенно. Например:

"На картине изображены три товарища, которые отменно поохотились и решили передохнуть. Активная собачка одного из них не дает забыть смысл приезда в открытое поле.

Видно, что посещают охоту мужчины не первый раз. Каждый из них разный, но они все позитивные герои. В их эмоциях передано и хвастовство, и радость, и удивление, и сомнение.

На заднем плане видно, что скоро будет гроза. Судя по всему, охотников непогода не пугает, и они будут дальше продолжать действа.

Отличная картина, вызывает водоворот эмоций и переживаний. Такое чувство, что и я побывал в открытом поле, гонясь за дичью".

Какие эмоции передает картина «Охотники на привале»

Сложно одним словом сказать, что изображено на картине. Но явно видно - художник очень старался наполнить свое творение множеством переживаний, чтобы каждый смотрящий увидел свое. Здесь и грусть природы, и позитивное мышление, несмотря на происходящее вокруг, и состояние души удовлетворенного добычей охотника.

Чем закончить описание картины

В описание картины важны все нюансы. Заключение - это одна из наиболее важных частей произведения. Поэтому стоит красиво, наполнено и с эмоциями завершить изложение об увиденном.