Красивые картины живопись женский образ. Идеал женской красоты на картинах известных художников. Эмиль Вернон - и его удивительные женщины в шляпках

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ...И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен... Б. Пастернак Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Прелестные вдохновительницы различны и по возрасту, и по характеру, но есть нечто, объединяющее их, – в каждой из этих женщин живет загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния. «Я женщин, как высшую тайну, люблю», – Константин Бальмонт. В русской живописи целый ряд гениальных произведений, в центре которых женщина с ее сложным духовным миром. В XVIII веке в русской живописи портрет играл ведущую роль. Именно в этом жанре русские художники достигли уровня европейской живописи. Одним из них был Федор Семенович Рокотов (ок. 1732-1806). Творчество Рокотова принадлежит к самым замечательным явлениям XVIII века; в своих портретах он сумел раскрыть внутренний мир, передать тончайшие переживания человека. Происходил художник из крепостных крестьян, но получил вольную. В 1750-х годах известность Рокотова была столь велика, что его пригласили написать портрет наследника престола – великого князя Петра Федоровича, а в 1760-е годы он пишет два портрета императрицы Екатерины II. Каждый портрет Рокотова – это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Описания их не в силах передать скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой, затягивающий сумрак фона, из которого, словно наплывом, возникают лица его героев. Особой одухотворенностью отличаются рокотовские женские портреты. Пленителен образ юной А.П. Струйской (1772)

Любите живопись, поэты Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени. Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал: ...Ты помнишь, как «из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С nopтpeтa Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Она как будто призвана была быть вечной музой поэта. В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них - своего мужа. Струйский так описывал свою возлюбленную в одном из множества стихотворений, посвященных ей: Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил, Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил, И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес. Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес. Почтить твои красы, как смертный, я немею, Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею. («Элегия к Сапфире») До наших дней дошла одна из книг Струйского - «Еротоиды. Анакреонтические оды». Все «оды» в ней переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни - Александрой, любимой женой. **************************************************** Другим крупнейшим русским портретистом второй половины XVIII века был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), художник, быть может, не столь утонченный, как Рокотов, но более многогранный. Целую эпоху вмещает в себя творчество «вольноотпущенного портретиста» Д.Г. Левицкого. Он создал галерею портретов, необыкновенных по своей проникновенности, свежести и воздушности. Достаточно вспомнить его живописную сюиту из семи портретов «Смолянки» (1772-1776), посвященную выпускницам Смольного института. Заказ на портреты он получил от И.И. Бецкого, помощника и советника императрицы Екатерины II. В целях воспитательных художник должен был представить просвещенному обществу результаты педагогических усилий императрицы – воспитанниц Смольного пансиона, особенно ею покровительствуемого. Пансион, организованный в 1764 году, был задуман как закрытое учебное заведение, в котором девушки получали образование и навыки светского обхождения. Левицкий написал тех смолянок, которых особенно отличала императрица. Среди них выделяется портрет Екатерины Нелидовой

В портрете Нелидовой передано единство игрового начала и состояния души: неподдельной веселости и искреннего увлечения. Чистые глаза, нежная, немного задорная улыбка, легко и грациозно отодвинутая вперед ножка в жемчужном башмачке – чем не Золушка, впервые очутившаяся на балу, вся в предвкушении чуда и счастья? Кажется, еще мгновение – и появится прекрасный принц, зазвучит томный клавесин, и она, не прекращая улыбаться, начнет свой менуэт... По оценкам современников, она не уступала в мастерстве профессиональным актрисам. Нелидова не была красавицей, но на сцене она преображалась, становилась необыкновенно обаятельной. О ней можно сказать словами Федора Тютчева: Земное ль в ней очарованье Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать... ******************************************** Славу русской живописной школы приумножил талантливейший живописец конца XVIII – начала XIX века Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). В среду русских портретистов он вошел уже сложившимся художником, успевшим завоевать на родной Украине известность иконописца. В.Л. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием пришедшего тогда в искусство и литературу нового направления – сентиментализма. Передать тихую мечтательность, тонкие переживания и модную в то время чувствительность особенно удавалось художнику в замечательных женских портретах. Боровиковский создает свой тип женского портрета. Художник не стремится к разнообразию композиционных приемов: как правило, это полуфигуры женщин, опирающихся на постамент, изображенных на фоне паркового ландшафта. Варьируя с теми или иными отклонениями это решение, художник сосредотачивает внимание на лицах своих моделей и создает одухотворенные и поэтические образы. Таковы портреты Е.А. Нарышкиной, О.К. Филипповой, сестер Гагариных...

Портрет Е.А. Нарышкиной.

Портрет О.К. Филипповой.

Портрет сестер Гагариных. . Но даже среди этих прекрасных полотен выделяется особым лиризмом и красотой живописи портрет пленительно-загадочной и мечтательно-печальной Марии Ивановны Лопухиной (1797)

В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте двадцати двух лет). Но пока ничто не омрачает ее прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Цветовое решение полотна продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза. Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, круглящиеся линии. Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков; роза наклонена так же, как голова девушки. Живописный ландшафт полностью соответствует настроению мечтательной Лопухиной. Яков Полонский написал проникнутое теплотой стихотворение «К портрету Лопухиной»: Она давно прошла, – и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали... Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела; И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать. Уча его любить – страдать – прощать – молчать... ********************************************** Историю женского портрета продолжают художники XIX века. И одним из первых среди них является, безусловно, Карл Павлович Брюллов (1799-1852), гениально сочетающий в своем творчестве классические каноны с романтическими веяниями. Брюллова называли Карлом Великим, его любили Пушкин, Гоголь, Белинский, Герцен. Человек в картинах Брюллова горд и прекрасен. «У Брюллова является человек для того, – писал Гоголь, – чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы». Перед нами именно такой портрет. «Всадница» (1832)

«Жованин на лошади», – называл картину сам Брюллов. Жованин – это Джованина Паччини, приемная дочь графини Юлии Павловны Самойловой. Девочка в розовом платье, выбежавшая на террасу и с восхищением глядящая на всадницу, – Амацилия Паччини, вторая приемная дочь Самойловой. Брюллов поставил перед собой задачу написать большой конный портрет, используя мотив прогулки, что позволяет передать фигуру в движении. Джованине только четырнадцать лет, но у нее бесстрастное лицо, как у настоящей светской дамы. Она полна невыразимого очарования и грации. Передавая прелестные черты юной всадницы, осязаемую красоту животных, пейзажа, тканей, художник воспевает полноту и радость бытия. Вздыбившийся конь, устремившаяся навстречу всаднице девочка, блики солнца на затененных дорожках парка – все вносит в картину порыв, взволнованное движение, отличающие эту композицию от статичных, нарочито построенных парадных портретов предшествующей поры. Образ очаровательной Джованины Паччини как нельзя лучше соответствует женскому образу, воспетому А.С. Пушкиным в стихотворении «Красавица»: Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает. Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце не питал Ты сокровенное мечтанье, – Но, встретясь с ней, смущенный ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты. ************************************************* Галерею женских портретов русских художников продолжает картина крупнейшего живописца второй половины XIX века, лидера передвижников Ивана Николаевича Крамского (1837-1887), которая, на первый взгляд, не укладывается в представление о творчестве художника-демократа. Сердце и мысль – вот что более всего ценил Крамской в картине. На передвижных выставках он чаще всего выступал как автор мужских, очень скупых по цвету и строгих по композиции портретов. И вдруг – «Неизвестная» (1883)

Молодая, прекрасная, одетая со всей роскошью моды женщина едет в коляске по зимнему Петербургу. Сбоку остается Аничков мост, покрытый снегом. Перспектива Невского проспекта тает в морозной дымке. На фоне светлого неба четко смотрится гордо откинутая голова красивой дамы, сознающей свое обаяние. Спокойно, холодно взирает незнакомка на окружающих. Во взгляде некая надменность, подчеркнутая горделивой осанкой. Кто она, «Неизвестная» Крамского? Светская дама? Актриса? С кого писал художник эту женщину? Может, образ красавицы просто родился в воображении живописца? Даже Репину, близкому знакомому Крамского, ничего не было известно о ее прототипе, хотя следует отметить, что Репин называл это произведение портретом, а не картиной. Надменность, красота и тайная грусть «Неизвестной» для некоторых ассоциируются с образом Анны Карениной, созданным Л.Н. Толстым. Трудно сказать, кого изобразил Крамской на своем полотне. Бесспорно одно – художник явно любовался своей героиней. Никогда еще Крамской не писал такого многокрасочного, сияющего портрета, никогда не выписывал с такой любовью переливчатый блеск бархата, мягкий ворс меха, атласную поверхность лент и сверкание золотых браслетов. И мы с удовольствием смотрим на гордую красавицу, восхищаясь живописным мастерством Крамского. Белое страусовое перо и светлый шелк, которым подбита бархатная шапочка, оттеняют свежее смуглое лицо. Синий бархатный костюм, украшенный мехом и лентами, хорошо гармонирует с золотистого цвета кожей, обтягивающей сиденье экипажа. Мягкие, плавные линии фигуры полны грации и изящества. И только в огромных, полуприкрытых длинными, пушистыми ресницами глазах притаилась грусть. Эти глаза сверкают, как звезды, и в их сиянии чудится блеск непролитых слез. Как знать, возможно, за внешним сиянием красоты и роскоши скрывается трагедия души, погубленной высшим светом, и образ «Неизвестной» Крамского перекликается с женским образом, созданным М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Как луч зари, как розы Леля...»: С людьми горда, судьбе покорна, Не откровенна, не притворна, Нарочно, мнилося, она Была для счастья создана. Но свет чего не уничтожит? Что благородное снесет, Какую душу не сожмет, Чье самолюбье не умножит? И чьих не обольстит очей Нарядной маскою своей? *********************************************** Период конца XIX – начала XX веков, названный в русском искусстве серебряным веком, выдвигает новые задачи, новые направления и, соответственно, новые имена в живописи. Одна из центральных фигур искусства рубежа веков – Валентин Александрович Серов (1865-1911), крупнейший художник, автор более двухсот портретов.

Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой). 1887

«Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович)» 1888 г. О картинах Серова «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) русский искусствовед Д.В. Сарабьянов писал, что их импрессионистическая светоносность и динамика свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому». Первую из этих картин Серов написал в двадцать два года, вторую – в двадцать три. В состоянии восторга и упоения, чувствуя в себе молодые силы и задор, пишет Серов один из своих шедевров – «Девушку, освещенную солнцем» Девушка на картине – это Маша Симонович, двоюродная сестра художника. Серов стремится передать очарование мимолетного и сиюминутного, одного мига жизни, наполненного сверкающими красками бытия. Девушка сидит у ствола старого дерева, на ее тонкой, нежной коже восхитительно и волшебно играют солнечные зайчики, и необычайно преображает всю ее молодую стройную фигуру колышущаяся масса тени к света. Спокойный взгляд ее лучистых голубых глаз, нежный румянец симпатичного, доброго лица, уютная поза отдыхающего человека – все это как бы внушает зрителю чувство умиротворенности, дает ощущение гармонии, красоты каждого мгновения жизни. И.Э. Грабарь, художник, искусствовед, реставратор, уже после смерти Серова написал о «Девушке, освещенной солнцем»: «Эта вещь до такой степени совершенна, так свежа, нова и «сегодняшна», что почти не веришь ее дате – 1888 году... Эта вещь была создана в минуту необычайного подъема, в редчайшем и подлиннейшем творческом экстазе...» Картине Серова созвучны строки русского поэта-символиста Константина Бальмонта из стихотворения «Жемчуг»: Ты светлая радость воздушного сна, Восторг, но восторг не влюбленный. Ты мне на мгновенье, как сказка, дана, О, как ты спокойна, как стройно-нежна. Минута, и вот убегает волна, И я ухожу просветленный. ************************************************* Лицо нового искусства рубежа ХIХ-ХХ веков во многом определили художники объединения «Мир искусства», которые тяготели к модерну. Одним из самых сложных художников «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Программным произведением Сомова является портрет рано умершей художницы Елизаветы Михайловны Мартыновой, известный под названием «Дама в голубом», созданный в 1897-1900 годах

Одетая в старинное платье с кружевным воротником-пелериной и глубоким декольте, она вся – воплощение печали, усталости, тоски, разочарования, неспособности к жизненной борьбе. Сомовский портрет отражает женский идеал своего времени с его поэтизацией страданий и болезненности, особой изощренности и сложности, рафинированной хрупкости. При взгляде на «Даму в голубом» вспоминаются строки стихотворения современника Сомова поэта Федора Сологуба: Ты печально мерцала Между ярких подруг И одна не вступала В их пленительный круг. Незаметная людям, Ты открылась лишь мне, И встречаться мы будем В голубой тишине, И, молчание ночи Навсегда полюбя, Я бессонные очи Устремлю на тебя, Ты без слов мне расскажешь, Чем и как ты живешь, И тоску мою свяжешь, И печали сожжешь. ************************************************* Если Сологуб и Бальмонт были представителями символизма в поэзии Серебряного века, то основоположником этого художественного направления в русской живописи можно по праву назвать Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Тяготея к символико-философской обобщенности образов, он выработал свой особый живописный язык – широкий мазок «кристаллической» формы, цвет, понятый как окрашенный снег, и краски, сверкающие подобно самоцветам. Врубеля влекли поэтические образы Пушкина и Лермонтова.

Картина «Царевна-Лебедь» – это один из самых поэтических женских образов у Врубеля. В нем воплощена женская мечта о счастье. В сиреневых сумерках весенних северных ночей совершается великое таинство. Покоренная любовью царевича Гвидона и сама познавшая ответное горячее чувство, бессильная перед неминуемой судьбой, Царевна-Лебедь расстается со своей колыбелью – с коварным и любимыми волнами холодного моря; она должна принять облик земного человека, стать женщиной. Уже начинает таять плотное блестящее оперенье лебедя, превращаясь в легкое пушистое облако, которое потом, как девичьи слезы, прольется над робкими весенними лазоревыми цветами. И тяжко ей, и больно, и радостно это превращение. В прекрасных неземных очах ее живут и мерцают страх, тоска, любовь и упрек царевичу за отказ от лебединого единовластия, за покорность его воле... Как говорил В.М. Васнецов об этой картине, образ создан «редкостными по красоте, истинно сказочными красками». Вглядитесь в переливы голубовато-жемчужных, синевато-белых, лилово-сиренево-серых красок. Лебедь как бы возникает из стихии закатного сизого моря, из морской волны. Розоватый свет заката скользит по поверхности белоснежных крыльев, по легкому, прозрачному покрывалу и мерцающим драгоценным камням на кокошнике и кольцах царевны. В картине органически слиты воедино тонкая лирика, волнующая загадочность, сказочная фантастика и подлинная реальность. Царевна-Лебедь стала своеобразным символом нового тревожного столетия – ведь Врубель окончил свой холст в 1900 году. У замечательного русского теософа и поэта В.С. Соловьева, которого считают предтечей символизма в поэзии Серебряного века, есть стихотворение, соответствующее настроению картины Врубеля: Вся в лазури сегодня явилась Предо мною царица моя, – Сердце сладким восторгом забилось, И в лучах восходящего дня Тихим светом душа засветилась. А вдали, догорая, дымилось Злое пламя земного огня. На полотне запечатлена не только сказочная красавица, но и реальный человек – замечательная оперная певица Надежда Ивановна Забела, что именно этой женщине суждено было сыграть огромную роль в жизни М.Врубеля. Голос и пение Забелы смогла запечатлеть кисть Врубеля в этой прославленной картине. Среди миров Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света. / Иннокентий Анненский/- замечательный поэт, чья поэзия так созвучна творчеству поэта. ***************************************************** Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905 гг.) – живописец, член Союза русских художников (с 1904 года) оказал влияние на становление символизма в русской живописи начала XX века. Из раздумий призрачно-зыбких, Пелены загадочных снов Возникает, как голос скрипки, Образ дамы лиловых тонов.

“Дама на веранде”. Изящная молодая женщина сидит на веранде. Платье облегает стройный стан. Причудливые серые тени на платье, серовато-дымчатый отблеск, падающий на печальное лицо и обнаженные плечи, - все это подчеркивает призрачность, нереальность образа. Баллюстрада веранды лиловых тонов. Даже куст цветов за спиной женщины с голубовато-серыми листьями, и роза, зажатая в лежащей на коленях руке, не алая, не белая, а розовато-серая. За балюстрадой угадывается залитый солнцем сад. Но в женской фигуре ощущается полная отчужденность от всего светлого и радостного: словно сама фея печали и одиночества предстала перед нами… Настроению картины Борисова-Мусатова «Дама на веранде» созвучно стихотворение поэта Серебряного века Иннокентия Анненского «Минута»: Узорные ткани так зыбки, Горячая пыль так бела, – Не надо ни слов, ни улыбки: Останься такой, как была; Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой, На сетчатом фоне теней... Минута – и ветер, метнувшись, В узорах развеет листы, Минута – и сердце, проснувшись, Увидит, что это – не ты... Побудь же без слов, без улыбки, Побудь точно призрак, пока Узорные тени так зыбки И белая пыль так чутка... ******************************************* Традиция создания женских образов, являющих собой идеал красоты внешней и внутренней, не прерывается и в русском искусстве советского периода. Этот художник был нетипичен для советского искусства, и потому при жизни его талант остался невостребованным. Как это часто, к сожалению, случается с большими художниками, слава пришла к нему посмертно. Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) трагически погиб в расцвете своего необычайного и редкостного творческого дарования, когда ему было всего 34 года и когда впереди, казалось, открывался путь к успеху. Наследие художника внушительно – 400 живописных, графических работ и эскизов, в которых он воспевает свою особую Русь. Его картины воссоздают мир славянских мифов, преданий, легенд, мир гармонии человека и природы. Один из самых чарующих женских образов создан Васильевым в картине «Ожидание», написанной незадолго до смерти – в 1976 году.

Деревянная рама окна, у которого стоит девушка с горящей свечой в руке, создает впечатление «картины в картине». Морозный узор на стекле окна, который обрамляет лицо и грудь девушки, делает ее похожей на загадочную птицу Сирин с темной короной на голове и белоснежным крылом. Сочетание в картине белых и коричневых тонов вызывает чувство беспокойства, смутной тревоги. Свет горящей свечи еще более подчеркивает невыразимую тоску в серых глазах девушки. Кого ждет она? Своего любимого? Может быть, сама Судьба постучит к ней в дверь в этот морозный зимний вечер? И, видимо, чувствует ее сердце: не принесет ей счастья эта Судьба... Образ пленительно-красивой девушки с русой косой, стоящей в томительном ожидании у окна, необыкновенно созвучен с женским образом из стихотворения Анны Ахматовой: Полно мне леденеть от страха, Лучше кликну Чакону Баха, А за ней войдет человек, Он не станет мне милым мужем. Но мы с ним такое заслужим, Что смутится двадцатый век. Я его приняла случайно За того, кто дарован тайной, С кем горчайшее суждено, Он ко мне во дворец Фонтанный Опоздает ночью туманной Новогоднее пить вино. И запомнит Крещенский вечер, Клен в окне, венчальные свечи И поэмы смертный полет... Но не первую ветвь сирени, Не кольцо, не сладость молений – Он погибель мне принесет. Неисчерпаема тема женских образов в живописи. Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости, красота и грация – в зрелости, одухотворенность – в старости...

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

О картине мы прежде всего знаем две вещи: ее автора и, возможно, историю полотна. А вот о судьбах тех, кто смотрит на нас с холстов, нам известно не так уж и много.

сайт решил рассказать о женщинах, чьи лица нам хорошо знакомы, а их истории - нет.

Жанна Самари
Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 г.

Актриса Жанна Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок), но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера. Жанна играла в спектаклях с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, не долго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.

Чечилия Галлерани
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем»,
1489-1490 гг.

Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 (!) лет уже была помолвлена. Однако когда девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с герцогом миланским Людовико Сфорца. Завязался роман, Чечилия забеременела и герцог поселил девушку в своем замке, но тут пришло время вступить в династический брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа.

В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы. Спустя время супруг Чечилии погиб, наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той самой жены герцога − вот в таких замечательных отношениях она умудрялась быть с людьми. После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти в возрасте 63 лет.

Зинаида Юсупова
В.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г.

Богатейшая российская наследница, последняя из рода Юсуповых, княжна Зинаида была невероятно хороша собой, и, несмотря на то что ее расположения добивались в числе прочих августейшие особы, замуж она хотела выйти по любви. Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей. Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли, когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату. С началом волнений Юсуповы покинули Петербург и поселились в Риме, а после смерти супруга княгиня переехала к сыну в Париж, где и провела остаток своих дней.

Мария Лопухина
В.Л. Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 г.

Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот - самый чарующий. Мария Лопухина, представительница графского рода Толстых, изображена здесь в нежном возрасте 18 лет. Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы. Непринужденность и чуть надменный взгляд кажутся то ли обычной позой для подобного портрета эпохи сентиментализма, то ли признаками меланхолического и поэтического нрава. Судьба этой загадочной девушки оказалась печальной: спустя всего 6 лет после написания картины Мария умерла от чахотки.

Джованина и Амацилия Пачини
Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г.

«Всадница» Брюллова - блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу Брюллову - своему многолетнему возлюбленному - заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.

Симонетта Веспуччи
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры»,
1482–1486 гг.

На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи - первая красавица флорентийского Ренессанса. Симонетта родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту свое имя). После свадьбы молодожены обосновались во Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приемами.

Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано. Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был Сандро Боттичелли. Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была именно Симонетта. В возрасте 23 лет Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. После этого художник изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было выполнено.

Вера Мамонтова
В.А. Серов, «Девочка с персиками», 1887 г.

Самая знаменитая картина мастера портрета Валентина Серова была написана в усадьбе богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Ежедневно на протяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера. Девочка выросла и превратилась в очаровательную девушку, вышла замуж по взаимной любви за Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии. После свадебного путешествия по Италии семья поселилась в городе Богородске, где один за другим родилось трое детей. Но неожиданно в декабре 1907 года, спустя всего 5 лет после свадьбы, Вера Саввишна умерла от воспаления легких. Ей было всего 32 года, а ее муж больше так и не женился.

Александра Петровна Струйская
Ф.С. Рокотов, «Портрет Струйской», 1772 г.

Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше как новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи. Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве. После смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям приличное состояние.

Галина Владимировна Адеркас
Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г.

«Купчиха за чаем» Кустодиева - настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и «хруст французской булки». Написана картина была в послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только мечтать.

Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас - натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского рыцаря XVIII века. В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. В этот период Адеркас была совсем молода - студентка-первокурсница медицинского факультета - и на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше. Окончив университет и проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию и в советские годы пела в составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала выступать в цирке.

Лиза дель Джокондо
Леонардо да Винчи, "Мона Лиза",1503-1519 гг.

Пожалуй, один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов - это знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо. Среди множества версий о том, кому принадлежит легендарная улыбка, официально в 2005 году подтвердилась следующая: на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.

Вместе с мужем Лиза вырастила пятерых детей и, вероятнее всего, ее брак был основан на любви. Когда супруг умер от чумы и Лизу также поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.


Женщины-художники разных времен и народов. По мотивам книги американского профессора-искусствоведа Дебры Манкофф "Женщины-художники за работой". (На русский язык не переводилась)

Часть 2. Взгляд на себя

Как легко заметить, женщины в прежние времена почти всегда становились в семьях художников .
Живописи обучали всех девочек, это была часть воспитания. Но заниматься этим профессионально? Такое могло прийти в голову только в семьях профессионалов. Только художник мог понять желание девушки заниматься этим искусством не по-дилетантски. То есть, это было что-то вроде закрытого общества, такого небольшого круга для своих. И попасть в него извне сначала было просто невозможно - мастера не брали учениц, только учеников.
И тому было несколько причин...

Софонисба Ангвиссола, автопортрет. Галерея Любомирских, Ланьцут.

Интернет


Первой настоящей художницей эпохи Возрождения по праву считают итальянку Софонисбу Ангвиссола (иногда пишут Ангиссола ).
Она была старшей из шести дочерей богатой и знатной семьи из города Кремона, и конечно же получила разностороннее образование, включающее искусство. И ей совершенно точно не надо было зарабатывать деньги ремеслом художника. Пойдя наперекор общественному мнению, ее отец направил Софонисбу обучаться у Бернардино Кампи , уважаемого портретиста и религиозного живописца, принадлежащего к ломбардской школе. Позже она около трех лет училась у Бернардино Гатти , а в 1554 году во время поездки в Рим, где она проводила время делая зарисовки различных сценок и людей, девушка познакомилась с Микеланджело . Встреча с этим титаном Возрождения стала огромной честью для Софонисбы. Появилась и возможность чему-либо научиться у такого мастера. Он показывал ей свои зарисовки, давал задания и консультировал на протяжении двух лет. Но официально взять ее в ученицы он не мог - это было неприлично . И это была первая причина... Поэтому Софонисба была его неофициальной ученицей.
Знатное происхождение и хороший достаток семьи обеспечивали Софонисбе достойное существование. Но, так как женщины в то время не допускались к занятиям (и это была вторая причина ), как у художницы у нее возникли определенные ограничения в тематике. К тому же у нее не было возможности с натуры писать большие многофигурные полотна.
Религиозные и исторические картины были ей практически недоступны.
Понимая это, Софонисба стремилась найти свой путь в жанре портрета.

Софонисба Ангвиссола, портрет Елизаветы Валуа. Галерея Прадо, Мадрид.

Интернет


Софонисбе было 27 лет, когда она приехала в Мадрид по приглашению короля Филиппа II, чтобы стать придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, его третьей жены. Почему придворной дамой , а не художником ? Дело в том, что художник обладал независимым общественным статусом, а женщина (в любом возрасте!) юридически всегда была чьей-то подопечной, - и это третья причина . Самостоятельного статуса Софонисба иметь просто не могла, зато, в отличие от дочерей художников, обладала знатностью происхождения, то есть могла быть принята ко двору. А будучи придворной дамой, она имела опекуном короля, то есть все законы были соблюдены. Вдобавок, статус придворной дамы и опека короля защищали ее от первой причины (покушений мужчин), что в то время было немаловажно.

Она написала в Мадриде множество парадных портретов членов королевской семьи, придворных, не забывала и автопортреты. Что же касается портрета Елизаветы Валуа (или, как ее звали испанцы, Изабеллы ), то это портрет ее близкой и любимой подруги. Специалисты относят работы Софонисбы к раннему периоду живописи барокко , что означает причудливый . С какой любовью написано лицо юной принцессы (тогда она была еще невестой короля). Как тщательно изображен блеск драгоценностей, переливы бархата, тонкое кружево!

Софонисба Ангвиссола была первой художницей, пришедшей в искусство по призванию, просто с улицы . Она прожила необыкновенно долгую для тех времен жизнь - 93 года. К ней в дом приезжали многие художники, чтобы поучиться и просто поговорить об искусстве. В 1623 году Софонисбу навестил начинающий Ван Дейк, гений барочной живописи, получивший от нее ряд ценных советов.

Еще одна примечательная дама эпохи Возрождения и раннего барокко - художница болонской школы Лавиния Фонтана .

Лавиния Фонтана, автопортрет. Галерея Боргезе.

Интернет


Она, как раз, была из своего круга, дочь известного художника-маньериста Просперо Фонтана . По приглашению Папы Климента VIII работала в Риме, писала фрески в церкви Сан-Паоло. Более того, была избрана в Римскую Академию художеств .

Лавиния Фонтана, Одевающаяся Минерва. Галерея Боргезе.

Интернет


Из всего сохранившегося живописного наследия того времени, Лавиния первая демонстрирует женские работы в жанре ню . Несмотря на запрет женщинам заниматься изучением анатомии (то есть рисованием обнаженной натуры ), она как-то умудрилась изучить пропорции человеческого тела. Можно только строить предположения, как им это удавалось в то время.

Третья знаменитая представительница барокко - Артемисия Джентилески , тоже итальянка, дочь римского живописца Орацио Джентилески , первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции .

Артемисия Джентилески, автопортрет в образе Аллегории Живописи. Королевская коллекция, Виндзорский замок.

Интернет


Уже в XIX веке имя Артемисии Джентилески стало знаменем зарождающегося , знаменем борьбы женщин за общественные права, за равенство с мужчинами, борьбы против насилия и ханжества по отношению к женщине.

Ее отец был последователем Караваджо , был с ним знаком. Да, он обучил дочь фирменной караваджиевской светотени. Но он не мог обучить ее всему, что знал сам.

Возможности женщин в те времена были ограничены: у них почти не было доступа к студийной практике, а Церковь категорически запрещала им изображать нагое мужское тело - за это вполне можно было угодить в тюрьму.
Вдобавок, он и не желал для нее для самостоятельной карьеры художницы - он просто готовил себе помощницу для работы над крупными заказами.

Артемисия Джентилески, Сусанна и старцы. Дворец Вайсенштайн.

Интернет


Артемисия обладала незаурядным талантом, уже в 17 лет она писала вот такие сильные в техническом плане работы. Как видим, она тоже не боялась браться за жанр ню .

Но ей не хватало студийной практики, знания перспективы, многих технических приемов. Отец договаривается об уроках со своим старшим напарником, Агостиньо Тасси . Красивая и талантливая Артемисия стала ученицей Тасси, который её соблазнил. Она ведь не была из знатной семьи, всего лишь дочь младшего партнера. Отец, испугавшись за свою карьеру, подал в суд по поводу изнасилования. Был суд, унизительное освидетельствование, разбирательство длилось 7 месяцев. Чтобы сохранить заказчиков, отец не пощадил чувства дочери. Тасси отсидел в тюрьме 8 месяцев, никогда больше Артемисия не встречалась с ним. Но и отца простить тоже не могла, вышла замуж за мелкого художника Пьерантони Стиаттези и уехала с ним во Флоренцию.

Артемисия Джентилески, Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Галерея Каподимонте, Неаполь.

Интернет


В тяжелый для себя период судебного разбирательства Артемисия пишет свою знаковую работу - картину Юдифь, обезглавливающая Олоферна . Юдифь она пишет с себя, а Олоферна - с Агостиньо Тасси. Это перифраз одноименной картины Караваджо, но работа Джентилески намного более экспрессивна, полна насилия и физиологических подробностей. Совсем не женская живопись! И это не удивительно, впервые в писаной истории изобразительного искусства женщина сублимирует свои страдания в творчество. Видимо, она одной из первых нашла такой творческий способ борьбы с комплексами.

Смотря на работы художниц XVI-XVII веков, видим, что женщины не только пишут , глядя в зеркало. Они осмелились также писать обнаженную натуру, понятно, что при помощи того же зеркала.

Но в XVIII веке на смену эпохе Возрождения приходит эпоха Просвещения , а на смену барокко приходят иные стили, а с ними, хоть и очень медленно, у женщин появились и новые профессиональные возможности.

Немецкая художница Ангелика Кауфман (вместе с Мэри Мозер, писавшей в жанре флористики) вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков они оставались единственными женщинами, получившими в ней членство.

Ангелика Кауфман, Художник выбирает между музыкой и живописью. Галерея Уфицци.


Дочь австрийского художника, жившего в Швейцарии, она училась у отца, а позднее, переехав с отцом в Италию, на образцах итальянских мастеров. У девушки был прекрасный голос и талант к музыке. Более того, влюбленный в нее молодой музыкант побуждал ее убежать с ним и посвятить жизнь музыке. Но Ангелика выбрала живопись, как мы видим на этом автопортрете.

Ангелика Кауфман смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно мужских художественных жанров - исторической живописи - и стала признанным мастером классицизма .

Ангелика Кауфман, Венера представляет Елене Париса. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Интернет


В период ее жизни в Лондоне ей сопутствовало признание как публики, так и коллег-художников. Музыкальные вечера красивой молодой девушки с прекрасным голосом пользовались огромной популярностью. Великий английский живописец, впоследствии президент Академии художеств , сэр Джошуа Рейнолдс , был влюблен в нее и делал предложение, которое она отвергла.

Ангелика Кауфман, Портрет И.В.Гёте. Национальный музей Гёте, Веймар.


Живя последние годы в Риме, Кауфман познакомилась с великим Гёте, и они стали близкими друзьями. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, принадлежал Кауфман, они беседовали об искусстве, ходили на выставки. Гёте не пропустил ни одного музыкального и литературного вечера в ее салоне.

Художница была знаменита и в современной ей России, ода К Анжелике Кауфман была написана Г.Р. Державиным .
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…

Еще одна художница XVIII века, французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (или мадам Лебрён ) писала в стиле рококо , что значит ракушка, завиток . Считалось, что это естественное продолжение развития стиля барокко . Элизабет Виже с ранней юности активно работала, причем портреты ее пользовались такой популярностью, что это позволяло ей уже в возрасте 15 лет содержать не только себя, но и мать с младшим братом.
Элизабет Виже-Лебрен, автопортрет. Галерея Уфицци.


Главный куратор ретроспективной выставки Виже-Лебрен Жозеф Байо , который 40 лет изучает ее творчество, рассказывает:
- В XVIII веке женщинам вообще было очень сложно стать художницами. Только некоторые из них смогли учиться в Королевской Академии. Эта задача оказалась непростой и для Виже-Лебрен: официальный художник короля Жан-Батист Мари- Пьер был категорически против ее поступления, потому что она была замужем за арт-дилером Лебреном. И только благодаря влиянию своего покровителя Жозефа Верне и, конечно, протекции королевы Марии-Антуанетты, она стала ученицей Академии в том же году (в 1873), что и ее главная конкурентка - Аделаида Лабиль-Жиар.

Стиль рококо подразумевает красивость во всем: в нарядах, позах, множестве декоративных деталей. И мадам Лебрён, следуя этим правилам, льстила своим заказчикам.
Она предложила большое разнообразие в позах и костюмах моделей. Художница подчеркивала женскую красоту, выполняя портреты спонтанные и одновременно интимные, отказавшись от ярлыка „парадный портрет“.

Элизабет Виже-Лебрен, портрет королевы Марии-Антуанетты. Музей Версаль.


Именно за это (разумеется, помимо таланта живописца) ее так любила французская аристократия. В 1779 году художница написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты . Портрет был встречен с восторгом, мадам Лебрён стала официальной художницей королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов.
Ну, и понятно, что она не приняла Французскую революцию, жила в Италии и в России, и вернулась на родину только через 11 лет, при Наполеоне.

Основная конкурентка Виже-Лебрен, тоже портретистка Аделаида Лабиль-Жиар , тоже была из простой семьи и получила монастырское образование. С 14 лет она училась рисовать у художника-соседа Франсуа-Андре Венсана . А затем, до 1774 года - у художника Мориса Квентина де Латур - в первую очередь пастельной живописи, бывшей тогда во Франции в большой моде.

Аделаида Лабиль-Жиар, Автопортрет с двумя ученицами. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.


Она становится популярным и востребованным мастером портрета, ей позируют аристократы, королевские чиновники и министры, члены королевской семьи. Как было упомянуто выше, Аделаида, наряду с Элизабет Виже-Лебрен, была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин).

В истории Аделаида Лабиль-Жиар отмечена прежде всего тем, что она явилась первым руководителем публичной школы живописи для девочек.
Испытав на себе все трудности женщины, пожелавшей стать художником, она в том же 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи , в которую уже на первый год записались 9 учениц. У нее, в отличие от Виже-Лебрен, был незаурядный общественный темперамент!

Аделаида Лабиль-Жиар, Портрет Максимилиана Робеспьера. Исторический музей, Вена.


Именно поэтому она приняла и поддержала революцию во Франции. Вместо аристократов она пишет портреты революционеров. Более того, она одной из первых выступает за права женщин, причем именно в области образования. В своей речи перед Академией она требует равноправия в отношении женщин-художниц. Её предложения в этой области были приняты академиками, однако после поражения Революции отменены.

Картины известных художников хранят секреты людей, изображенных на них. Мы предлагаем вам прогуляться по виртуальной картинной галерее и изучить истории женщин с картин. Эти истории могут быть романтическими, мистическими или просто забавными.

Это произведение искусства - одно из самых знаменитых полотен живописца - впервые было представлено на суд зрителей в Италии, где благосклонно принялось критиками. Карл Брюллов был первым художником России, прославившемся в чопорной Европе. Долгое время предполагалось, что эта картина - портрет молодой графини Юлии Самойловой, которую художник очень любил и часто изображал на своих полотнах. К примеру, в картине «Последний день Помпеи» сразу три персонажа обладают чертами лица Юлии Самойловой. Однако при сравнении картины «Всадница» с портретами графини, которые Брюллов писал позже, становится ясно, что на картине не Юлия Самойлова. Но кто же? В одной из своих картин Карл Брюллов изобразил графиню Самойлову со своей воспитанницей Джованниной, в другой картине он нарисовал ту же графиню с приемной дочерью Амацилией. Исследователи творчества Брюллова пришли к выводу, что на картине изображены именно эти девочки, которых воспитывала графиня. Но картины известных художников обычно несут в себе какую-то загадку. Чтобы разгадать загадку из этой картины, нужно присмотреться к собачке в ошейнике, которую художник изобразил возле маленькой девочки. На ошейнике написана фамилия ее владелицы - Самойлова.

Вроде бы то, как создавалась картина «Аленушка» уже давно известно всем. Полагается, что Васнецов в образе печальной героини русских былин изобразил девушку, с которой судьба его свела в деревне Ахтырка. Говоря об этом полотне, многие приводят цитату самого Васнецова, где он признается, что образ Аленушки уже давно поселился в его голове, но окончательный вариант портрета сформировался, когда в деревне Ахтырка он познакомился с простой девушкой. Но так ли это? В одной из записок художника можно прочесть истинную историю написания картины. Васнецов признается, что, хоть у него уже и был эскиз картины, написанной с этой простой девушки, но это не натурно-жанровая вещь. Художника на самом деле вдохновляли глаза Веруши Мамонтовой. Он признавался, что глаза именно этой девушки мерещатся ему повсюду и поселились в его душе. Кто такая Веруша Мамонтова? Безусловно, ее образ знаком любителям живописи, ведь именно она нарисована на картине Серова «Девочка с персиками». Теперь, зная откровения художника, в Аленушке можно легко найти черты лица Веруши Мамонтовой.

Иногда картины известных художников удивляют тем, откуда взялся подобный сюжет, иногда источники вдохновения бывают неожиданными. Это можно сказать об истории написания полотна «Неравный брак». Один аристократ из Москвы решил записать мемуары, где рассказывал обо всех своих родственниках, в том числе и о своем дяде Сергее Варенцове. В 1862 году этот дядя, будучи молодым человеком, вдруг влюбился в миленькую дочь купца Рыбникова - Софию. И влюбился так сильно, что даже посватался, но ему отказали. Расчетливый отец девушки не захотел отдавать дочку замуж за юного и легкомысленного повесу, а предпочел отдать ее руку престарелому и не бедному купцу Корзинкину (интересно, что «престарелому» жениху тогда было 38 лет). По злому стечению обстоятельств молодому Варенцову пришлось исполнять роль шафера на этой свадьбе. Художник Василий Пукирев настолько проникся этой историей и терзаниями любящего сердца, что создал это полотно. Благодаря этой картине Василий Пукирев получил звание профессора, а также хорошие деньги: полотно сразу купил коллекционер живописи Борисовский, а уже у него его перекупил Третьяков. Правда, полотно Пукиреву пришлось немного переделать, потому что Варенцов на этой картине узнал в шафере себя. Художник так точно изобразил Варенцова в своем произведении, что благодаря популярности картины его несчастливую любовь стала обсуждать вся Москва. В итоге Пукиреву пришлось переписать лицо шафера и теперь, глядя на картину, публика видит на заднем плане изображение лица самого Пукирева.

Картина «Портрет М. И. Лопухиной» работы Владимира Боровиковского

Эта картина создавалась в 1797 году и являет собой романтический женский образ. Уже не один век она восхищает взоры публики, а знатоки живописи считают ее одой сентиментализму. Картины известных художников часто сопровождаются мистическими небылицами. Такая небылица связана и с этой картиной. Изображение 18-летней красавицы - первая в истории России картина, овеянная мистицизмом. Девушка, изображенная на портрете, была дочкой графа Ивана Толстого. В год написания портрета она обвенчалась со Степаном Лопухиным, служившим в администрации Павла I. Сразу после венчания муж заказал Боровиковскому портрет своей любимой жены. Брак продлился недолго, потому что спустя 3 года после венчания юная княгиня скончалась от болезни - чахотки. Картину с портретом дочери безутешный отец выкупил у зятя и повесил у себя в доме. Нужно сказать, что граф Толстой был магистром масонской ложи и увлекался мистикой. Пошли слухи о том, что граф с помощью магии смог вызвать дух своей умершей дочки и вдохнуть его в картину Боровиковского. Бытует небылица - любая девушка, взглянувшая на портрет, обязательно умрет. Даже приводились «очень достоверные факты», что портрет погубил не менее десятка молодых девушек. К счастью для потомков, Третьяков не верил в мистику и спустя столетие купил картину, которую теперь миллионы зрителей могут увидеть в галерее его имени.

Картины известных художников отличает то, что в своих произведениях они воспевают женский идеал. Даже изображая Мадонну, художники всех времен без зазрения совести писали портреты своих возлюбленных, многие из которых были женщинами не самого знатного происхождения. Например, исследователи творчества Рафаэля рассказывают, что художник повстречал на одной из улиц Рима дочку бедного пекаря - Форнарину. Художник влюбился в нее. Рафаэль, который тогда уже был широко известен и занимал высокую ступень на социальной лестнице, купил девушку у ее отца и снял для нее роскошный дом. Художник действительно считал ее идеалом красоты и прожил с ней до самой своей смерти целых 12 лет. Но говорят, что сама красавица не отличалась верностью своему благодетелю и наставляла ему рога как с учениками художника, так и с теми, кто заказывал картины. После смерти Рафаэля из-за репутации этой женщины папа Римский даже не захотел отпеть его, потому что Форнарина стояла рядом. Несмотря на все это именно лик Форнарины мы видим на картине «Сикстинская мадонна». Рафаэль также наделил ее лицом многих других Мадонн, написанных его рукой.

Красота женского тела была и остается желанным объектом для изображения художниками всех времен и народов.

Больше всего живописной обнаженки подарила нам, конечно же, эпоха Возрождения, когда бурно воспевалось великолепие нагих тел по античным канонам. Однако и мастера более позднего времени ничуть не уступают в умелом представлении женского образа. Сменились техники, места, на фоне которых изображали дев, да и сами музы со временем начали приобретать другие черты. Но изображение женской натуры по-прежнему является особенной темой, будоражащей сознание всех поклонников природной красоты.

Сандро Ботичелли

«Рождение Венеры» 1482-1486

Питер Пауль Рубенс

Рубенс был великолепным портретистом, писал пейзажи и картины на религиозные темы, основал стиль барокко, но широкая общественность лучше всего знает Рубенса по изображениям обнаженных женщин и мужчин мягко говоря не астенического телосложения.

«Союз земли и воды», 1618

«Три грации», 1639

Франсиско Гойя

«Маха обнаженная», примерно 1800

Не все знают, что Маха - это вовсе не имя, а название для испанских простонародных горожанок 18-19 века.

Маха, образ которой сложился в Андалузии, со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. Из-за романтизма, живописности, сильного национального акцента и бурной страсти.

Эжен Делакруа

«Свобода, ведущая народ», 1830

Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».

Обнаженная грудь на картине не просто так. Она символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.

Жюль Жозеф Лефевр

Лефевр был французским салонным художником, специализировавшимся на изображении прекрасных девушек. Именно благодаря изображению женской красоты он занял весьма видное место как изящный, хотя и несколько манерный рисовальщик.

«Мария Магдалина в гроте», 1836

У картины «Мария Магдалина в гроте» своя особенная история. После выставки 1876 г. ее купил Александр Дюма-сын. После его смерти она была отправлена в Петербург на выставку в 1896 г. Николай II приобрел ее для Зимнего дворца и сейчас «Марию Магдалину» можно увидеть среди сокровищ Эрмитажа.

Эдуар Мане

На Парижском салоне 1865 года картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства. Современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно. Какие люди были нервные в те времена.

Пьер-Огюст Ренуар

Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. Обнаженная натура была одним из любимых жанров Ренуара.

«Обнаженная в солнечном свете», 1876

Впервые показанная на Второй выставке импрессионистов в 1876 году, где получила очень резкие отзывы критиков: «Внушите господину Ренуару, что женское тело - это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом!»

«Большие купальщицы», 1887

А эта картина ознаменовала переход Ренуара от чистого импрессионизма в сторону классицизма и энгризма. «Большие купальщицы» выполнена более четкими линиями, более холодными цветами, и при написании этой картины Ренуар впервые использовал эскизы и наброски.

Владислав Подковинский

«Женский оргазм», 1894

Из названия понятно, что в своей работе изобразил польский художник Владислав Подковинский... Выставка картины началась с грандиозного скандала и продолжалась в течение 36 дней. Не выдержав давления, на 37 день Подковинский пришел с ножом и изрезал все полотно. Художник умер от туберкулеза в 29 лет. После его смерти картину было решено восстановить.

Адольф-Вильям Бугро

Джон Кольер

Диапазон тем картин английского живописца Кольера весьма широк. Однако наибольшую популярность он приобрел из-за использования в истинно романтической традиции образов красивых женщин из легенд, мифов, литературы и истории в качестве основной темы для своих картин.

«Леди Годива» была написана по сюжету легенды. Изображенная на картине обнаженная красавица (леди Годива) умоляла своего могущественного и властного мужа (графа Леофрика) снизить в его владениях налоги для бедных. На что тот предложил почти проигрышное пари. Он пообещал уменьшить налоги в том случае, если его леди проедет через селение Ковентри обнаженной на коне, что жена и сделала.

Герберт Джеймс Дрейпер

«Одиссей и сирены», 1909

Давид Штеренберг

«Обнаженная», 1908

Густав Климт

Все детали, относящиеся к мифологическому сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения золотым дождем, в который превратился Зевс. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность.

Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности - это самопоглощенное вожделение.

Герберт Джеймс Дрейпер

Герберт Джеймс Дрейпер являлся художником, известным работами на историческую и мифологическую темы. Хотя Дрейпер получил признание в течение жизни, сейчас его работы несправедливо забыты и их редко можно встретить на аукционах.

«Гора Туманов», 1912

«Гора туманов» является одним из самых мощных, чувственных и чарующих из всех изображений художника. Представленные нагие девушки красивы как нимфы Уотерхауса, хотя в отличие от его роковых женщин заманивают мужчин к их гибели.

Борис Кустодиев

Живописная пластика, акцент на артистизме модели и яркая характеристика внешности - вот основные черты творчества Бориса Кустодиева.

«Русская Венера» 1925-1926

«Русская Венера» изображает пышнотелую бабу в бане, но в отличие от богини, обнаженную девушку окружает не морская пена, а клубы пара русской бани. Радужные пузыри на деревянной лавке подтверждают, что перед нами именно Венера. Богиня ведь родилась из пены Средиземного моря! А здесь, в России, - из пены банной...

Амедео Модильяни

Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Картины Модильяни, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.

«Сидящая обнажённая», 1916

Эгон Шиле

Живопись и графика Эгона Шиле - нервная, изощренная, драматичная и очень сексуальная. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям, и многие его произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

«Обнаженная на коленях», 1917

«Лежащая женщина», 1917

Андерс Цорн

Шведский живописец и график, который особое внимание уделял индивидуальности обнаженной модели, своеобразии её мимики, жестов, выражения лица, которые остро схвачены в его работах.

«В гребной лодке Вернера», 1917

«Размышления», 1889

Зинаида Серебрякова

Зинаида Евгеньевна Серебрякова одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Живописными средствами художница представляла образ чистого женского тела. У ее моделей не было спортивного телосложения, в них нет жесткости, резкости, а лишь плавное созвучие с окружающей средой.

В «Бане» Серебрякова изобразила обнаженных женщин без прикрас, черты идеализации появились в ее творчестве позже.

«Лежащая обнаженная», портрет Неведомской, 1935

В позднем творчестве Серебряковой все больше возрастала тема произведений с изображением обнаженных моделей, и Серебрякова осталась верна жанру «ню». В «Лежащей обнаженной» она чувствует, что эта тема ей удается, и обращается к ней постоянно.

«Спящая натурщица», 1941

Игорь Эммануилович Грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь один из самых известных художников в истории русской культуры XX века. Одной из самых известных его работ является портрет «Флоры».

Александр Михайлович Герасимов

Еще один известный русский художник, который, в отличие от предыдущего, занимался изображением грубоватой и упрощенной эротики.

«Деревенская баня», 1938

На тему «Деревенской бани» художник писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет. В картине несколько обнаженных женских тел, связанных сложной структурной композицией. Каждая фигура - это образ, индивидуальный характер.

Аркадий Александрович Пластов

Аркадий Пластов - «певец советского крестьянства». Особое внимание в своих работах он уделял патриотическому труду женщин в годы Великой Отечественной Войны. Красочный образ и простоту художник запечатлел в в картине «Трактористки»

«Трактористки», 1943